Социальная работа в системе социального обслуживания icon

Социальная работа в системе социального обслуживания



НазваниеСоциальная работа в системе социального обслуживания
Дата конвертации03.07.2012
Размер313.3 Kb.
ТипРеферат
Социальная работа в системе социального обслуживания


Содержание Стр. Введение………………………………………………………………… 3 - 3 1. Сущность социальной работы………………………………………. 4 - 5 1.1. Социальный работник как субъект социальной работы………. 5 - 6 1.2. Предмет и объект социальной работы…………………………...6 - 8 2. Социальная работа с пожилыми людьми…………………………..9 - 12 3. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов……….13 - 20 3.1. Психологические аспекты социальной работы с людьми сограниченными возможностями………………………………………...…20 - 25 4. Социальная работа с молодежью………………………………….26 - 29 Заключение…………………………………………………………….30 - 30 Список литературы……………………………………………………31 - 31 Введение Современная социально-экономическая, морально-психологическая идуховная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеетместо нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федеральногобюджета, практически не снижается численность людей с доходом нижепрожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам,повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплатезаработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденциинеблагополучия, в том числе социальные девиации. Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственныхорганизаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всегов сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечениясоциальной безопасности. В 90-е годы одной из наиболее существенных тенденций социальнойполитики является становление системы социального обслуживания, широкоеприменение в работе с населением современных технологий и методик. Таким образом, вопрос о необходимости проведении социальной работы врамках социального обслуживания встает в настоящее время особенно остро.Поэтому целью написания данной курсовой работы является проблемасоциального обслуживания и социальная работа как его составляющая. 1. Сущность социальной работы Современное понимание основ социального развития исходит из того, чтосоциальная политика государства должна быть направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи сэтим важным является охрана труда и здоровья людей, установлениегарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечениегосударственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилыхграждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий,пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяетсясоциальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерикормильца и др.). Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носителиоказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса,национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможностьсвоими силами справиться с жизненным затруднением.
Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая цельюсодействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальныхтрудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем,социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине,имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике,направленной на формирование человеческой личности, она являетсяпрактическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшейценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такоеморальное качество, которое характеризует отношение социальных работников ких клиентам. Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты исоциальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства иобщества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания игармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий дляего всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним изсущественных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства. 1.1. Социальный работник как субъект социальной работы Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собойвзаимодействие субъекта и объекта (социального работника и его клиента),протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ееуспешное осуществление определяется тем, в какой степени социальныйработник и его клиент удовлетворяет предъявленные к нему требования.Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своейобласти, а так же обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о егогуманности. Что касается клиента, то от него требуется не толькодействительное желание решить свои проблемы, но и к социальному работнику.Иными словами, между социальным работником и его клиентом должно возникнутьдоверительные отношения. Основанные на чувстве и доверии, отношения между социальным работникоми его клиентами больше всего похожи на дружбу, они являются формоймежличностных отношений, т.е. направленные на установление личных связеймежду людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда какотношения между социальным работником и его клиентом не равны.Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со сторонысоциального работника, но не наоборот. Доверяя социальному работнику,клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность вэтом являет психологическим фактором, влияющим на эффективность социальнойработы. Поскольку социальный работник любого ранга — всегда активная сторона,можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимостиот того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимаетсялюдьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи,группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Труднаяжизненная ситуация — это такая ситуация, которая нарушает или грозитнарушить, возможности нормального социального функционирования указанныхобъектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи,сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах. Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются спроблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, нидрузья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуютсялюди особой профессии – социальные работники. 1.2. Предмет и объект социальной работы Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности,расовой или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешатьих вновь и вновь для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся взатруднении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощьклиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальнойситуацией. Социальная ситуация — конкретное состояние проблемы конкретногоклиента социальной работы, индивидуального или группового, со всембогатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешениюданной проблемы. В трудных материальных условиях находится большинство семей одинокихматерей. По состоянию на конец 2001 г. их насчитывалось около 1,5 млн.Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы сдетьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителейуклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей,получающих поддержку государства, — это семьи с детьми-инвалидами. В 2001г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следуетназвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, крометого, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс.Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченнымиматериальными возможностями — это многодетные семьи. Их численностьпостоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн. Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи смалолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактическиони являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев). Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства,должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По даннымФедеральной миграционной службы России, на 1 мая 2002 г. в Россиинаходилось 200,2 тыс. таких семей. Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьибезработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков,наркоманов, правонарушителей и др. Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблемсемьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннегопотенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функцийсемьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения вРоссии. Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системысоциального обслуживания в России весьма актуальны, особенно вопросы,касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельностив области социального обслуживания семьи и детей. Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания идеятельности социальных служб формируется в русле основных направленийгосударственной социальной политики по улучшению положения семей, детей идругих категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными инегативными последствиями в их диалектическом единстве. Пути достижения нового качества социальной работы и системы социальногообслуживания населения в целом предполагают полную и всеобъемлющуюреализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихсяулучшения социального обслуживания и социального обеспечения различныхкатегорий населения, создание надежного правового механизма их реализации. Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, темнепосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Одной изважных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья. 2. Социальная работа с пожилыми людьми Особую важность приобретает организация социальной работы с пожилымилюдьми России, где доля граждан старшего поколения в составе населениясоставляет 20,5%, городах – 16,4%; в сельской местности – 23,3%. На 100человек трудоспособного возраста приходятся почти 36 человек старшетрудового возраста. Такой высокий процент пожилых людей в общей численности населения(примерно на уровне 20%) сохранится еще долгие годы, по расчетам, до 2006г.Предполагается, что к 2015г. на одного работающего, а России будетприходиться один нетрудоспособный. Причем среди нетрудоспособных не менееполовины составляют престарелые. Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утвержденапостановлением Правительства федеральная целевая программа «Старшеепоколение», в которой представлен комплекс мероприятий по улучшениюсоциального обслуживания пожилых людей. Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основанииФедеративного закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возрастаинвалидов» от 4 августа 1995г. Федерального закона «Об основах социальногообслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995г., Федеративного закона «Оветеранах» от 12 января 1995г., Постановления Правительства Р.Ф. «ОФедеральном перечне гарантированных государством социальных услуг,представленных гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными имуниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995.Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по реализации ФедеральногоЗакона «О ветеранах» от 30 апреля 1996г. В соответствии с Федеральным законодательством определены формысоциального обслуживания пенсионеров: на дому, включая социально –медицинское; полустационарное в стационарных учреждениях социальногообслуживания (домах-интернатах, пансионатах и др., независимо от ихнаименования) срочное в целях оказания неотложной помощи разового характераостро нуждающимся в социальной поддержке; социально-консультативная помощь,направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе,развития опоры на собственные силы, облегчение адаптаций к меняющимсясоциально-экономическим условиям. (Федеральным законом «О социальномобслуживании граждан», ст.16) Порядок оплаты всех видов обслуживаниярегламентируется федеральным законом. Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкийнабор услуг. Согласно положению о центре социального обслуживания к нимотносится: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка; горячихобедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи;оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт.По поручению социальной работник свяжется с нотариусом, вызовет врача,получит заказанную ортопедическую обувь, поможет написать письмородственникам, оформит необходимые документы (в том числе и для помещенияв доме - интернате), пригласит мастеров по ремонту квартир или какой ничутьаппаратуры (телевизор, холодильник, и т.д.) Некоторые территориальныецентры расширяют рамки и этого довольно широкого перечня услуг. Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, определенные видыуслуг, не связанные с потребителями первой необходимости, оплачиваютсяпенсионерам, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу,размер оплаты составляет 25% от суммы надбавки. Средства, поступившие на обслуживание, зачисляются на счета центров, инаправляется на их развитие. Они являются значительным подспорьем в связи сострейшим дефицитом денежных средств, в пенсионных бюджетах. За счет этихпоступлений приобретается спецодежда, обувь для социальных работников, всельских районах – велосипеды. После создания служб социальной помощи на дому резко сократилисьочереди для поступления в дома интернаты среди людей, лишенных возможностисамообслуживания, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могутпроживать у себя дома, в привычных условиях, с прежними стилями жизни Для малоимущих организуется бесплатное и льготное питание в частных игосударственных предприятиях. Встречи пенсионеров во время обедовнапоминают своеобразные клубы, частично разрешают проблему дефицитногообщения. Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами инуждаются в медицинском присмотре, в районах и сельских больницах открываютсоциальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические. В нихпенсионеры проводили по несколько месяцев а, подлечившись, – возвращалисьдомой. Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарныеотделения. Формы работы стационара близки к деятельности домов –интернатов, но пребывание здесь временное (от 1 недели до 3 месяцев). Такаяформа обслуживания особенно примечательна для пожилых людей, которыевременно утратили способность к самообслуживанию, но не хотят покинутьуютный дом. Требование в отделениях не грозит психологическим дискомфортом,довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом –интернат. Другая форма работы – определение дневного пребывания. Смысл такихотделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество. В такихотделениях стараются создать подобие домашней обстановки, гостеприимнойгостиной, в которой принято общаться со старыми знакомыми. Здесь же можнополучить врачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное илильготное питания. В таких отделениях организуется различные виды посильноготруда, где можно подзаработать шитьем, рукоделием, снова ощутить своюполезность. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения,в итоге и старость и одиночество уже не выглядит столь грустными, какпрежде. В штате отделения мед. сестра, которая навещает заболевших,вызывает врача, выполняет его назначения. Социологические исследования пациентов дневного отделения выявили, что74% из них привлекает желание общаться, совместно проводить время,участвовать в праздничных мероприятиях, 26% получить бесплатный обед, 29возможность избавить себя от приготовления пищи. Уважение и цивилизация – понятие одного порядка. Уважение старым людямвыражается теми материальными условиями жизни, которые общество может импредоставить – размером пенсии, качеством жилья, условием здравоохранения,комфортными услугами. Но не менее важна духовная сторона жизни –включенности пожилого человека в социум. Материальное обеспечение внесоциального общения ведет к деградации личности, к сокращению срока жизни.Социальное общение в решении политических проблем общества, в узких делахсобственной семьи, постоянная коммуникация с другими людьми. Задача социальных работников и близких людей по оказанию помощипожилому человеку по мере возможности связана со знанием и пониманиемлеронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения. Таким образом, особое место в социальной работе занимают организацияпомощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Служба помощи, ееработники, систематически навещая одиноких, чаще всего малоподвижных людей,в какой-то мере избавляют их от вынужденного одиночества. 3. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов Инвалиды, как социальная категория людей, находятся в окруженииздоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальнойзащите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством,соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями,известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные актыкасаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, котораянаправлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потреблениематериальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь,которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла быразвитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активнойжизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезнуюдеятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровымокружением, государственными учреждениями различного профиля,общественными организациями и управленческими структурами. По существу,речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечнойцелью реабилитации. По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2категории: - находящихся в домах- интернатах; - проживающих в семьях. Указанный критерий - место проживания - не следует воспринимать какформальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическимфактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов. Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые всоматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологиивзрослые инвалиды содержаться в домах-интернатах общего типа, впсихоневрологических интернатах, дети - в домах-интернатах для умственноотсталых и с физическими недостатками. Деятельность социального работника также определяется характеромпатологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Дляосуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этихучреждений. Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социальногообслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет,мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющиетрудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. Задачами этого дома-интерната являются: - создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним; - организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи иорганизация содержательного досуга; - организация трудовой занятости инвалидов. В соответствии с основными задачами дом- интернат осуществляет: - активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям; - бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем,инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью; - организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья; - диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативноймедицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебныеучреждения; - обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и кресло-колясками; - в соответствии с медицинскими рекомендациями организацию трудовойзанятости, способствующей поддержанию активного образа жизни. В домах-интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от18 до 44 лет).Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Болееполовины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общегозаболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние ихотличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладаниеинвалидов 1 группы (67,0%). Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями пораженияцентральной нервной системы (остаточные явления детского церебральногопаралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% -инвалиды вследствие патологии внутренних органов. Следствием различной степени нарушений функции опорно-двигательногоаппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи сэтим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощьюкостылей или кресло-колясок и только 41,5% - самостоятельно. Характер патологии сказывается и на способности молодых инвалидов ксамообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживаютсебя частично, 55,7% - полностью. Как видно из приведенной характеристики молодых инвалидов, несмотря натяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальнойадаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. Всвязи с этим, важное значение приобретают факторы, влияющие на социальнуюадаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий,способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальныхпотребностей с учетом резервных возможностей инвалида. В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями,среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активногообраза жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования итрудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга испорта, в создании семьи и др. В условиях дома-интерната при отсутствии в штате специальныхработников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и приотсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальнойнапряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существунаходятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытываютдефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образованиехотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов.Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой работы(у 41,8% молодых инвалидов). Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду вдоме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодыеинвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизниинвалидов молодого возраста. Основным направлением является созданиеактивной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодыхинвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческихнастроений и гиперопеки. Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятостьтрудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивныемероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучениепрофессиям. Такой перечень мероприятий не должен осуществляться только лишьсоциальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован наизменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. Всвязи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемамиработы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатов. С учетомтаких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанностимедицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее,сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтическойсреды. Для создания положительной терапевтической среды социальному работникунеобходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередкоприходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудовогорегулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этихвопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализациивзаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции. При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингенталиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияниечерез них на группу способствует формированию общих целей, сплочениюинвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению. Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходетрудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодыхинвалидов в, своего рода, социальном изоляторе, каким является дом-интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носитпреимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостьюсвязей. Степень социально-психологической адаптации молодых инвалидов в домах-интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни.Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением кзаболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается впоявлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходеот реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социальногоработника как психотерапевта, который использует различные методыотвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключаетего на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу. Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастныхинтересов, личностно-характерологических особенностей обеих категорийпроживающих, организовать социально-бытовую и социально-психологическуюадаптацию молодых инвалидов. Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведениеявляется одной из важных функций участия социального работника вреабилитации этой категории лиц. Важным разделом деятельности социального работника являетсятрудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии срекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычногопроизводства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомныхусловиях. При этом социальный работник должен руководствоваться нормативнымиактами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. иоказывать им действенную помощь. При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и темболее живущих одиноко, важную роль приобретает морально-психологическаяподдержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье,лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материальногоположения - вот далеко не полный перечень проблем, которые могутдезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явитьсяфактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Рольсоциального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущностьпсихогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчитьвоздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работникдолжен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами ивладеть основами психотерапии. Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидовносит многоаспектный характер, который предполагает не толькоразностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но иналичие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалидудоверительно относиться к этой категории работников. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми и инвалидамиявляется уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким,каким он есть. Профессиональная компетентность социального работника заключается,безусловно, в знаниях геронтологических и психологических особенностейвозраста, учете, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе.Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение,жилищно-бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов - это и многоедругое, находится в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно,дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотноопределить проблему и пути ее решения. Как говорят зарубежные технологи,необходимо открыть “три ящика стола”: Что случилось? (В чем проблема?).Почему? (Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?). Данныйприем помогает социальным работникам, психологам, медикам оказатьсодействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным инепростым условиям внешнего и внутреннего мира. У пожилых людей и людей с ограниченными возможностями должна бытьсформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым. Дляэтого используются различные приемы: выявив проблему, сделать все, чтобыреализовать хотя бы некоторые потребности: помочь установить контакт сродственниками, оформить необходимые запросы и т.д. И, конечно, очень важнаконкретная помощь действием: навести порядок в комнате слабослышащейстарушки, может быть, доставить ей на дом парикмахера, чтобы доказать, что“возраст - это всего лишь состояние души”, добыть новый слуховой аппарат;повысить, с подключением различных инстанций, мизерную пенсию; пригласитьпоучаствовать в выставке, в конкурсе творческих работ, подтвердив истину,что “мир не без добрых людей”, и др. Существенной стороной общения социального работника с клиентомвыступает перцепция, то есть восприятие друг друга в качестве партнера поотношениям и установление на этой основе взаимопонимания. Доминантный субъект общения главенствует в диалоге, стремится овладетьинициативой в беседе; в обращении с просьбами и требованиями, его небеспокоит их умственность и целесообразность. Такой его настрой можноуловить по осанке, мимике, жестам, взглядам, репликам. Порою он бываетнапорист в общении, многократно повторяет одно и то же. Социальномуработнику необходимо дать такому клиенту возможность выявить своюдоминантность. Недоминантный субъект общения – человек (клиент), постоянно чувствующийсебя просителем, очень чувствительный к состоянию партнера - социальногоработника. Он излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется ихвысказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать,предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить своипросьбы. Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки,свои законы. Помочь инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять егомир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. 3.1. Психологические аспекты социальной работы с людьми с ограниченными возможностями Необходимость интеграции технологий социальной работы и методовприкладной психологии в первую очередь определяется спецификой людей сограниченными возможностями ( ОВ ) как объектов “социальной терапии”. Среди проблем людей с ОВ, особенно молодых, чаще всего, фигурируютодиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе,депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своихнедостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональноесамоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособностьобсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемысексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений спротивоположным полом и возможные медицинские противопоказания кдеторождению. Можно предположить, что острота физических, социально-экономических и,главное, психологических проблем гораздо выше в случае не врожденной, априобретенной аномалии (инвалидности), становящейся сильным стрессогеннымфактором и принципиально меняющей жизненный сценарий человека и, в какой-тостепени, его ближайшего окружения. Одна из основных психологических проблем людей с ОВ - это проблемамаргинальности и аутоидентичности, то есть того, к какой группе относитсебя такой человек - к “миру нормальных” или к “миру неполноценных”. Какпоказывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможностистараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающихчастью мира “нормальных” людей. Если же это не удается, то человек с ОВлибо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации снормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки исочувствия с их стороны. В этой связи основными психологическими условиямисоциальной адаптации человека с ОВ могут являться осознание им реальногоположения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность,адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной нишина ранке труда и занятости. Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как “интерактивнуюмодель”, или “модель взаимодействия”) принадлежит главным образом самимлюдям с ОВ. В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельнымчеловеком и окружающей его средой (в том числе обществом), причемограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как еговина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, ноощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношениемлюдей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой,социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря,ограниченные возможности как проблема есть результат социального иэкономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ОВ скорее можнорассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую. В этой связи концепция независимой жизни рассматривает человека с ОВ иего проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения егопатологии, и ориентируется на устранение физических и психологическихбарьеров в окружающей среде с помощью специальных служб, методов и средств.Очевидно, что именно в сфере социальной работы, предполагающей, поопределению, профессиональную поддержку, защиту и помощь социально-уязвимымкатегориям населения, должны быть предоставлены условия для социальнойреабилитации, адаптации и интеграции людей с ОВ. С другой стороны, независимая жизнь представляет собой наличиеальтернатив и возможность выбора, который человек с ОВ может сделать спомощью социальных служб, причем критерием независимости является нестепень его дееспособности и самостоятельности в условиях отсутствияпомощи, а качество жизни в условиях предоставляемой помощи. В свою очередь,понятие помощь включает в себя ее характер, способ оказания, контроль ирезультат. Иногда бывает трудно принимать помощь, но и не менее трудно ееоказывать. В связи с вышеизложенным, важны не только содержание и технологиисоциальной работы, но и ее психологическая окрашенность. Одним из самыхраспространенных и, по-видимому, наиболее адекватных для “помогающихпрофессий” (типа социальной работы и недирективной консультативнойпсихологии) является гуманистический подход (К.Роджерс и др.). Согласноэтому подходу, для нормального существования человека, предполагающегоформирование его высокой самоценности, необходимы активизация внутреннихресурсов позитивного развития личности (“личностного роста”), гуманность ивозможность выбора. С другой стороны, с позиций экзистенциальной психологииодним из важнейших стремлений личности является обретение смысла своегосуществования, и для человека важнее не то, что с ним случилось, а своеотношение к случившемуся (В.Франкл). В этой связи весьма важной задачей социального работника являетсяперевод клиента из позиции объекта социального воздействия, предполагающегопассивную общественную и личностную позицию, внешний фокус контроля, отказот самостоятельного принятия решений и зависимость, стереотипичностьмышления и поведения и пр., в позицию способного к саморазвитию, активногои креативного субъекта социального воздействия. В рамках двустороннихотношений “социальный работник - клиент” последний должен быть стимулированна активный выбор в виде самостоятельного принятия решений, Возможно,социальному работнику было бы гораздо легче принимать решения самому, ноэто привело бы к возрастанию неуверенности клиента в своих силах и егозависимости от социального работника. Так, например, в социальныхучреждениях интернатного типа нередко возникает “приобретеннаябеспомощность”: убедившись в своей не способности влиять на решения,которые касаются их судьбы, клиенты, не пытаясь воздействовать на ходсобытии, впадают в депрессию, что может приводить к росту заболеваемости исмертности. В этой связи социальные работники могут помочь клиентамактивнее участвовать в решении повседневных вопросов (например,содействовать созданию советов клиентов и советов их семей как органовколлективного мнения), а также сделать более проницаемыми границы междуинтернатом (или семьей) и обществом. Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же времяпроблемных вопросов в жизни людей с ОВ является выбор профессии итрудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себядва принципиально важных условия: активность субъекта профессиональноговыбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со сторонысоциального работника с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ОВ впрофессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностьюв своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильнойоценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а такжеинформация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечитьуспешность деятельности. Идеальным результатом представляется формированиеу человека с ОВ умения осознанно и самостоятельно планировать свой личныйпрофессиональный маршрут и определять пути его реализации. В принципе настоящая независимость предполагает независимость не толькофизическую, сколько психологическую, не взирая на наличие аномалии истепень ее тяжести. Естественно, социальный работник не в состоянии решитьвсе психологические проблемы клиента, но может этому содействовать,применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс-психологической помощи, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя,фактически, психосоциальную работу, что особенно важно в условияхсуществующего в стране дефицита практических психологов. Одним из важнейших факторов успешности медико-социально-психологическойреабилитации является ближайшее микросоциальное окружение людей с ОВ. Вчастности, их семьи по прежнему остаются основными источниками помощи,обычно сопряженной с физическим и эмоциональным стрессами, а переченьразного рода проблем (медицинских, материально-бытовых, психологических,педагогических, профессиональных и др.), возникающих в семье в связи счастичной или полной недееспособностью какого-либо из ее членов,бесконечен. С психологической точки зрения очень важно нейтрализовать двечасто встречающиеся в семьях крайности в отношении к человеку с ОВ: либоего воспринимают как обузу, усложняющую существование и затрудняющую личное“выживание”, либо на нем сосредотачивается внимание всей семьи и онподвергается гиперопеке. Выступая в различных ролях (консультанта,защитника интересов, помощника и др.), социальный работник можетспособствовать разрешению возникающих проблем, формированию правильногоотношения к недееспособному родственнику и в целом - нормализациейвнутрисемейных отношений. Помимо индивидуальной работы с семьей,целесообразно проводить групповые занятия и содействовать объединению семей(и клиентов) со сходными проблемами. Таким образом, социальная работа с людьми с ОВ своей целью имеет ихфизическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а сметодологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход сучетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия,согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощьлюдям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимобороться с негативными установками, рутинными правилами, “ступенями иузкими дверьми” и предоставить для всех людей равные возможностиполноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. 4. Социальная работа с молодежью Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественнымиформами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, преждевсего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжиопределяются специфической позицией, которую она занимает в процессевоспроизводства социальной структуры, а также способностью не тольконаследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе комплексаспецифических молодёжных проблем. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенностимолодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементовкоторого и образует побудительно-мотивационные сущности силы молодёжи.Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций,опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности имотивацию социальной деятельности. Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессеразвития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга,обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредствомдеятельности. Для того, чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основныхтенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д.Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенностиее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности иунаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенностиобраза жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций,выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам,для того чтобы эффективно построить работу. Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая периодстановления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущиеизменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят отсоциально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяет, что с 14 лет наступает физическаязрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбораучиться или работать). Верхняя граница определяется достижениемэкономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности(создание семьи, рождение детей). По данным переписи населения 1989 г. молодежи от 14 до 30 лет в РФнасчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.)численность молодежи сократилась на 8 млн. человек, и эта тенденцияразвивается. Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению"молодежи: увеличилась доля 25-29 летних. Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. Внародном хозяйстве занято 22,3 млн. молодых людей. Однако, доля молодежисреди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно средирабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурнымиизменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи внепроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре еетрудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России. Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживаеткризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшиестереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новыхпроисходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачиваетощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков,которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформироватьздоровый и эффективный жизненный стиль. Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение кнеобходимости взятия ответственности за свое будущее на себя,самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же времясовершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических,непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к ихпреодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающиетребования социальной среды вызвали появление массовых состоянийпсихоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение формсаморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла наркотизацияподростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивнымивеществами. Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегийповедения у взрослой части населения - родителей, педагогов, - не позволяетим оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую исоциальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологическибеспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками -учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и т.д., также нуждаются ввыработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своимиподопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения,сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно,эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самимобладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессепрофессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладатьзнаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолеватьжизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения. Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежнаясреда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятныетенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера.Так, в 2001 г. число совершенных малолетними преступниками грабежей спроникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза,мошенничеств - на 75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений сприменением огнестрельного оружия - в 17,2 раза по сравнению с 2000 г.Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетнихявляются кражи, число которых в 2001 г. составило 2203 (47,4%), включаятакже квартирные кражи - 1874 (85,1%). Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую тревогу управоохранительных органов вызывает тенденция к "омолаживанию" женскойпреступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях длянесовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая ихчасть осуждена за тяжкие преступления. В 2001 г. было зафиксировано около150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодыеженщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию,без жилья. Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальныхориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной насоциальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысилоличную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их переднеобходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства изних включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути сталопределяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретнымиобстоятельствами. Поэтому на данном этапе особенно важно проведениесоциальной работы с молодыми людьми, оказавшимися в такой ситуации. Заключение Социальная деятельность в России, как и в других странах, служитблагородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения,особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятнуюатмосферу для достойной поддержки их возможностей. Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям.Изучение показало, что в терапии одиночества нужно учитывать многообразиефакторов, ведущих к одиночеству, этому должно соответствовать имногообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоятьв изменении ситуации, а не личности человека. Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была болеецеленаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемахразличных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждомрайоне необходимо регулярно проводить социологические исследования проблем.Для систематизации информации создать единый банк данных по району. Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепитьматериально- техническую базу социальных служб. Понимая необходимость совершенствования системы социальногообслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можнопоставить две задачи – изыскание дополнительных средств на оказаниесоциальной помощи и внедрение новых форм и методов обслуживания. Список литературы 1. Конституция Российской Федерации – М., Юридическая литература, 1996 г. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста». 2. Федеральный Закон РФ от 24.11.95г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 3. Федеральный Закон РФ от 10.12.95г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». 4. Комплексная программа мер социальной защиты населения жителей Москвы на 1999 г. - М., 1999г. 5. Сборник нормативных и инструктивных документов по вопросам деятельности ЦСО в г. Москве – М., 1998 г. 6. Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России – М., 1995 г. 7. Теория и методика социальной работы / под ред.В.И.Жукова, М., Аспект – Пресс, 1995 г. 8. «Деньги и благотворительность» - М., Наука, 2001 г., №4. 9. «Исторический опыт социальной работы в России» - М., 2000 г. 10. «Работник социальной службы» – М., 1997 г., №2. 11. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой. М.,ИСР., 1997 г. 12. «Социальная защита» - М., 1998 г., №11. 13. «Третий сектор» – М., 2001 г., №6. 14. Уход за престарелыми на дому – М., Сострадание, 1998 г.




Похожие:

Социальная работа в системе социального обслуживания iconЗакон иркутской области о порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания иркутской области
Иркутской области (далее социальное обслуживание) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, государственными учреждениями...
Социальная работа в системе социального обслуживания iconЗакон иркутской области о порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания иркутской области
Иркутской области (далее социальное обслуживание) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, государственными учреждениями...
Социальная работа в системе социального обслуживания iconИдеология социальной политики и практика социального обслуживания в период либеральных реформ
Романов П., Ярская-Смирнова Е. Идеология социальной политики и практика социального обслуживания в период либеральных реформ // Социальная...
Социальная работа в системе социального обслуживания iconИдеология социальной политики и практика социального обслуживания в период либеральных реформ
Романов П., Ярская-Смирнова Е. Идеология социальной политики и практика социального обслуживания в период либеральных реформ // Социальная...
Социальная работа в системе социального обслуживания iconМинистерство социального развития, опеки и попечительства иркутской области
Государственному стандарту социального обслуживания в виде предоставления временного приюта несовершеннолетним государственными учреждениями...
Социальная работа в системе социального обслуживания iconСводный реестр государственных услуг (работ) иркутской области
Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения"
Социальная работа в системе социального обслуживания iconСводный реестр государственных услуг (работ) иркутской области
Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения"
Социальная работа в системе социального обслуживания icon1 в пункте 53 слова «в форме правового акта учреждения социального обслуживания» исключить
О внесении изменений в Государственный стандарт социального обслуживания «Социальное обслуживание в виде оказания консультативной...
Социальная работа в системе социального обслуживания iconТема работы
Внедрение дополнительных платных услуг в системе учреждений социального обслуживания
Социальная работа в системе социального обслуживания iconДокументы
1. /3. Программы дисциплин/Антропология.doc
2. /3....

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы