Кодификация Русского Права в первой половине XIX века icon

Кодификация Русского Права в первой половине XIX века



НазваниеКодификация Русского Права в первой половине XIX века
Дата конвертации03.07.2012
Размер176.57 Kb.
ТипРеферат
Кодификация Русского Права в первой половине XIX века


Министерство образования Российской Федерации Челябинский Государственный университет Кафедра истории государства и права Контрольная работа Кодификация русского права в первой половине XIX века Выполнил студент группы ЮЗ-101 Колодяжный П.С. Проверила преподаватель Селютина А.И. Челябинск .2002 г.Содержание Введение 3 1. Национально-государственный вопрос. Общественный строй Российской Империи в начале XIX в. 6 2. Кодификация русского права в первой половине XIX века 11 Заключение 17 Список используемой литературы 18 Введение История Кодификации восходит ко времени падения Римской Империи (V в.),когда стали предприниматься попытки систематизировать огромный правовойматериал, накопленный римлянами за несколько столетий. Главным итогом этихусилий стал Свод Юстиниана, подготовленный в Византии в VI в. Крупные кодификационные работы проводились в Европе в период позднегосредневековья и начало Нового времени. Однако характер этих Кодификацийрезко отличался от современного. Во-первых, создатели кодификационных актовстремились охватить в них все национальное право, а не его отдельнуюотрасль; во-вторых, кодексы XII-XVIII вв. отличала казуистичность, крайнеслабая систематизация материала, отсутствие обшей части. Первой из такихкодификаций стали Семь Партид (исп. Siete Partidas) – всеобъемлющаякодификация, составленная в Кастилии (Испания) в 1256-1263 гг. и заложившаяосновы национального права Испании. В середине XVII в. была осуществленакодификация русского права под названием Соборное уложение 1649 г. Примернов тот же период были составлены Кодекс короля Христиана V, принятый в Даниив 1683 г. (в 1687 г. его действие было распространено на Норвегию подназванием «Норвежское право'«), и Свод законов Шведского государства 1734г., которые формально действуют и поныне. В Европе переход к современной кодификации начался на рубеже XVIII-XIXвв. К этому периоду относится осуществление трех крупнейших гражданскихкодексов; Общее земское право прусских провинций (1794), сокращенно –Ландрехт; Австрийское гражданское уложение (1811) и Французкий гражданскийкодекс (1804). Почти на 100 лет позже вышло Германское гражданское уложение(1896). Во главе движения за кодификацией стоял Бентам, посвятившийзначительную часть своих трудов этой идее. Он исходил из той мысли, чтозаконы должны преследовать наибольшее благо наибольшего количества людей,по своему содержанию они должны быть универсальны: по форме – общедоступныи ясны. Все эти качества достигаются путем издания их в виде писаногокодекса. Свои мысли Бентам попытался осуществить на практике. Он написалобширный универсальный кодекс права, предназначенный для всех народов. Полностью отвергли идею кодификации в Англии, где возражения противкодификации вытекали из самой природы общего права. Значительная частьправа, особенно права гражданского, здесь развивалась вне всякоговоздействия со стороны законодателя, путем создания судьями прецедентов.
Кодифицировать это право недопустимо уже потому, что тогда ему придетсяпридать жесткую форму, которая лишит общее право его главной ценности –свободной приспособляемости к конкретным обстоятельствам дела. Кроме того,застывшее кодифицированное право не может предусмотреть изменений вобщественных отношениях, что потребует его постоянной переделки. В то же время в других странах, правовая система которых в большей илименьшей степени основана на общем праве, кодификация проводилась, хотя именее последовательно, чем в странах континентальной правовой системы. ВСША с середины XIX века кодификация активно развивалась на уровне штатов,где были приняты собственные гражданские и уголовные кодексы. Среди нихвидное место занимают гражданские кодексы Калифорнии (1872), Луизианы(1875), Нью-Йорка, Небраски (1909) и др., уголовные кодексы Нью-Йорка(1881,1967), Висконсина (1956), Иллинойса (1961), Миннесоты (1963) и др.Методы американской кодификации весьма близки к инкорпорации, и в кодексахобычно отсутствует так называемая общая часть. С начала XX в. на уровнефедерации принимаются так называемые «модельные кодексы». В дореволюционной России кодификация проводилась, однако к 1917 г. быладалека от завершения. Несмотря на значительные усилия русских ученых-цивилистов, так и не удалось принять Гражданское уложение. В советскомгосударстве кодификационные работы начались сразу после окончаниягражданской войны и охватили все основные отрасли права. Кодификацияпроисходила (после образования СССР) в основном на уровне союзныхреспублик. На уровне Союза принимались основные начала по отдельнымотраслям права. В послевоенный период, и особенно в конце 50-x – начале 60-x годов,проходит вторая масштабная кодификация советского законодательства. Врезультате были приняты союзные Основы законодательства и Гражданский,Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы всоюзных республиках. Всего в 1958-1977 гг. было принято 15 Основзаконодательства. С меньшей интенсивностью кодификация продолжалась и в 70-80-е гг., когда были приняты Кодекс законов о труде РСФСР (1971), Жилищныйкодекс РСФСР (1983), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях(1984). Смена социально-экономической и политической систем, образованиенового Российского государства обусловили последнюю по времени кодификациюотечественного права. В 1993 г. принят Таможенный кодекс РФ. В 1994 г. былапринята и вступила в силу с 1января 1995 г., первая часть Гражданскогокодекса РФ, с 1 марта того же года была принята и вступила в силу втораячасть этого документа. Приняты также новые Семейный, Водный, Лесной,Уголовный и т.д. Прежде чем приступить к исследованию кодификации Русского права первойполовины XIX в., мы должны ознакомиться с условиями в каких проводиласькодификация с теми переменами происходящими в данный период времени, сизменениями в государственном механизме управления и реформами которыепредшествовали кодификации. Нас заинтересует и национально-государственный вопрос, общественныйстрой Российской Империи. Систематизация законодательства в то время,проходила на основании Соборного Уложения 1649 г. В государстве Российскомпроживало огромное количество разно-национальных народов, со своимизаконами и нормами поведения. Чтобы систематизировать все это, нужно быловремя. По большому счету кодификация в первой половине XIX в. так и не былазакончена. Да и могла ли она быть закончена вообще.1. Национально-государственный вопрос. Общественный строй РоссийскойИмперии в начале XIX в. К XIX в. Россия объединила огромное количество христианских,мусульманских, буддийских народов. Власти не вмешивались в экономический ирелигиозный быт этих территорий, в России не было ничего похожего нанасильственную экспансию «прогрессивных» колониальных империй Англии,Франции и т.д. Против разобщения разноплеменной страны работал продолжавшийформироваться территориальный принцип устройства – деления по губерниям, ане по национальным территориям. Ущемлений по национальным признакам несуществовало, хотя православное вероисповедание превалировало. Польша иФинляндия получили при Александре I конституции, признававшие своей главойрусского царя, но там действовали собственные органы управления, законы,религии и т.д. Классовое и сословное деление российского общества дополнялось делениемэтническим. Россия, с незапамятных времен бывшая полиэтническимгосударством, в данный период стала еще более многонациональной. В неевходили районы, стоявшие на разных уровнях экономического развития, и этоне могло не отразится на социальной структуре империи. Вместе с тем всевновь вступавшие в Российскую империю территории типологически относились кфеодальной формации, хотя и стали на разных ступенях развития.Следовательно, классовая и сословная структура их была в принципеоднотипной. Присоединение новых территорий к России означало включениеинонациональных феодалов в общую структуру российских феодалов, а феодально-зависимого населения – в состав эксплуатируемых. Однако такое включениепроисходило не механически, а имело определенные особенности. Еще в XVI в.царское правительство предоставило все права российского дворянстваприбалтийским баронам. Больше того, они получили привилегии даже всравнении с русскими дворянами. Права русских первоначально получилипольские феодалы. Молдавские бояре в Бесарабии тоже приобрели правароссийских дворян. В 1827 г. такие права были даны и грузинским дворянам. ВXIX в., как и раньше, на государственную службу принимались лица внезависимости от их национальной принадлежности. В формулярных спискахчиновников даже не было графы о национальности. Что касается трудящихся, то инонациональные крестьяне имелиопределенные преимущества перед великорусскими. В Прибалтике раскрепощениекрестьян было проведено раньше, чем в Центральной России. Личная свободасохранялась за крестьянами Царства Польского и Финляндии. Молдавскимкрестьянам было предоставлено право перехода. В Северном Азербайджанецарское правительство конфисковало земли непокорных феодалов, составлявшиеѕ всех земельных владений края. При этом крестьяне, жившие на таких землях,освобождались от повинностей своим прежним феодалам и перешли на положениеказенных крестьян. Права казенных крестьян получили и казахи. Больше того,им было разрешено переходить в другие сословия. Было запрещено рабство, всееще имевшее место в Казахстане. Казахское население освобождалось отрекрутчины, тяжким гнетом давившей русских крестьян. Таким образом,инонациональные крестьяне от присоединения к России или выиграли, или, покрайней мере, ничего не проиграли. Интересы же господ чем дальше, тем больше начинают сталкиваться синтересами русских феодалов, а это порождает определенную волну местногонационализма. Правда, царизм вел довольно гибкую политику по отношению кинонациональным феодалам, стараясь привлечь их на свою сторону, и это вбольшинстве случаев ему удавалось. Идеология московской царской власти как «служение» Богу и державе быладавно забыта, монархия XVIII в. в реальности «обслуживала» дворянство.Попытки Екатерины II привлечь русскому обществу идеи французскогопросвещения оказались безрезультатными: «просвещенное дворянство» в своембольшинстве, от выгод и льгот отказываться не собиралось. В начале XIX в. дворянство в идеологическом отношении было крайнеразношерстным, оставаясь при этом единственной социальной группой,способной влиять на политику. Помещики старорежимного типа – противникилюбых изменений – соседствовали с влиятельной государственной бюрократией,сознающей необходимость изменений в стране. Либералы были зараженымасонскими идеями. Несмотря на старых дворян перед террором революции воФранции многие осознавали, что французская революция вызовет в Европебольшие перемены. Поэтому стабилизация монархической власти былазакономерным явлением. Закономерно и то, что Александр I воспринялмонархическую власть как «неограниченную», полномочия его были огромны.Этому способствовала и победа над Наполеоном. Император получил титулБлагословенного, был гарантом Европы от наполеоновского милитаризма.Положение монарха еще больше укрепилось при императоре Николае I в силу еголичных качеств – человек он был властный, прямолинейный и с возражениями несчитался. Юридическая характеристика власти царя, приведенная в ст. 1 Основныхзаконов 1832 г., представляла собой синтез законодательных актов XVIII в.Был законодательно закреплен тип самодержавия, в отличие от петровскогосамовластия. «Император Российский есть монарх самодержавный инеограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но иза совесть сам Бог повелевает». В 1801 г., когда Александр I вступил на престол, на экономическихотношениях, в которых уже проявлялись капиталистические элементы, пагубносказывалось крепостное право. К этому времени в Европе приобрели большуюпопулярность идеи индивидуальной и политической свободы, гражданскогоравенства, проникавшие и в Россию. Правда, призывы к отмене крепостногоправа раздавались еще в царствование Екатерины II и Павла I, но в началеXIX в. необходимость реформ стала очевидной. Они последовали вместе сограничением крепостничества. Будучи прекрасно образованным, Александр I питал, по-видимому, симпатиюк идеям политического прогресса и искренне хотел уничтожениякрепостничества, однако не мог преодолеть сопротивления дворянства. Проводниками реформ стали по-западному мыслящие граф В.Кочубей,А.Безбородко, князь А.Чарторыйский и др. Были объявлены амнистия пополитическим и государственным преступлениям и прощение эмигрантам. Указомв день коронации Александра I предписывалось создать комиссию дляпересмотра всех судебных дел. Был создан Непременный совет с цельюукрепления законности и разработки законов. Закон объявлялся «залогомблаженства всех и каждого». Для укрепления законности предполагалосьвернуть былой статус Сенату, сосредоточив высшие контрольные изаконодательные функции. Однако члены Непременного совета склонялись кмысли, что управление должно сосредоточиться в совершенно иных органах. Врезультате 8 сентября 1802 г. последовал указ о Сенате и Манифест обучреждении министерств. Сенат очень расплывчато признавался верховныморганом и хранителем законности, но реальная административная властьпереходила к министерствам. Создание их свидетельствует о формированииотраслевого управления страной, характерного для буржуазного общества,построенного на рыночном механизме. Тем не менее в таком решении былэлемент искусственности и подражания Западу, поскольку в тот момент принцип«ответственности министров перед парламентом» действовать не мог,правительство отвечало перед монархом и назначалась им, хотя предполагалосьвнедрение «контрасигнатуры» – министры должны были скреплять своимиподписями императорские указы. Первые спонтанные преобразования продолжены были более масштабно. ВНегласном комитете обговаривались идеи «прав человека и конституции».Обсуждались многочисленные проекты, в том числе М.М.Сперанского. В 1810 г.был учрежден Государственный совет ( действовал до 1917 г.). Он должен былявлять собой аналог западных парламентов, но не мог им быть из-за иныхпринципов деятельности. Государственный совет подчинялся императору и былперед ним ответственным. Его акты утверждались императором. В составГосударственного совета входили администраторы (министры) и назначаемыецарем чиновники и дворяне. Главенствовал на заседаниях император. СостоялГосударственный совет из департаментов, занимавшийся экономикой, торговлей,наукой, военными, гражданскими и духовными делами. Вводилась должностьгосударственного секретаря. Совет главенствовал над системой министерств. В 1811 г. реформа министерств была продолжена, их деятельностьоформлялась «Общим учреждением министерств». Восемь созданных в 1802 г. министерств (в дальнейшем их числоувеличилось) строились на принципах отраслевого управления: военное,морское, юстиции, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции,народного просвещения. По указу 1811 г. министрам предоставлялась высшаяисполнительная власть по своему ведомству, но зачастую онируководствовались указаниями императора. Постепенно сложилась практикапостоянных докладов царю (по необходимости – ежедневных ), он был в курсевсех изменений в государстве. С образованием министерств был создан координирующий орган – Кабинетминистров, в состав которого входили помимо министров высшие чиновникиминистерств и назначаемые императором лица. К его ведению относился широкийкруг вопросов: от обсуждения законов до управления страной, но решенияутверждались царем. В 1812 г. Комитет министров был законодательноутвержден, но в марте 1812 г. М.М.Сперанский, возглавлявший деятельность попроведению реформ, получил отставку и был сослан, а с началом Отечественнойвойны они практически прекратились. Разгром Наполеона предопределил конец прозападных реформ. Александр I входе борьбы с Наполеоном приобрел такой большой авторитет, который давалвозможность объективного укрепления самодержавных начал. Его вниманиесосредоточилось на внешней политике. Внутренние реформы активнодебатировались, но затихли. В 1815 г. была дана конституция Польше,освободились крестьяне в Прибалтике: ждали перемен и в России.2. Кодификация русского права в первой половине XIX века Все изменения в праве России, в первой половине XIX века производилисьтолько для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютические порядки. Всилу этого, изменения в праве, были невелики. Стремление удержать и подкрепить устои шатающегося феодализма приводитк идее своеобразной феодальной законности. В след за Петром I, требовавшимнеуклонного соблюдения законов ту же мысль проводит спустя столетиеАлександр I. В одной из резолюций он писал: «Закон должен быть для всехединствен. Коль скоро я себе дозволю нарушать законы, кто тогда почтет заобязанность соблюдать их?» Стремление закрепить существующие порядкиприводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации. Если содержание права в данный период изменилось несущественно, тоэтого нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа посистематизации российского законодательства составившая целую эпоху в егоистории. Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающимпочти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г. К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Онабыла одной из причин беспорядков и злоупотреблений в слухах. Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию воглаве с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии составления законови провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае Iудалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российскогозаконодательства. Неудача всех десяти комиссий определяется тем, что они были охваченысерьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которойлежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма.Так было и с последней, десятой комиссией. «Когда главный исполнительработ» комиссии Г.А. Розенкампф предложил начать дело с пересмотразаконодательства о крестьянстве, он наткнулся на резкий отпор Александра I. Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести впорядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы,император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не приГосударственном совете, который должен был заниматься подготовкойзаконопроектов, а бала просто преобразована во II отделение Собственнойканцелярии его императорского величества. В последствии, когда уже былготов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобыпроверить тождество Свода существующему законодательству. Проверкаоблегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник –соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером. Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: еевозглавлял М.М.Сперанский – видный юрист и человек удивительнойтрудоспособности, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг. Причем, Николай I, с большой неохотой привлек Сперанского, прежниелиберальные настроения которого, конечно, были известны императору.Сперанский, отрешившись от прежних либеральных иллюзий, вполне принялустановки Николая I и действовал на основании их. Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собратьвоедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затемпривести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издатьновое Уложение. В таком порядке работа и развернулась. Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оновключило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до началацарствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актовнабралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. В последствии ПСЗдополнялось текущим законодательством. Так появилось второе Полное собраниезаконов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., итретье, включившее законы с марта этого года. ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые актыкодификаторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивыРоссии находились в скверном состоянии. Ни водном, из них не было дажеполного реестра существующих законов. В некоторых же случаях отдельные актыумышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о документах внешнеполитическогохарактера, сохранявших еще оперативную секретность. Не вносились такжезаконы, изданные по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела,касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядкадля государственных органов. По подсчетам А.Н.Филиппова, в первое ПСЗ невошло несколько тысяч документов. В то же время, в Полное собрание вошлиакты, по существу, не имевшие характера законов, поскольку само понятие«закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найтиакты неюридического характера, судебные прецеденты. После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второмуэтапу работы – созданию Свода законов Российской империи. При егосоставлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия,проводилась редакционная обработка текста. Кроме того, уже при создании ПСЗСперанский позволял себе редактировать публикуемые законы. При создании Свода законов М.М.Сперанский исходил из того, что «Сводесть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть нидополнение их, ни толкование». Однако, по мнению исследователей Сперанскийнеоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующийзакон, особенно в сфере гражданского права. В Своде законов весь материал был расположен по особой системе,разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу,то Свод – уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательнопроведенному. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное ичастичное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих кримскому праву. Сперанский только называл эти две группы законовгосударственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучиллучшие образцы западной кодификации – римской, французский, прусский,австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальнуюсистему. Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включилапо преимуществу законы об органах власти и управления и государственнойслужбе, 2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления(уставы о податях, пошлинах, питей-ном сборе и др.), 4-я – законы осословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставыгосударственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставыторговые и о промышленности и др.), 7-я – уставы благочиния (уставы онародном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я –законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структураСвода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретныхзаконов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. доОктябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том,содержащий процессуальное законодательство. После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапусистематизации – к созданию Уложения, которое должно было не толькосодержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишьинкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный методработы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми.Однако именно этого-то и не хотел император. Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебатьустои феодализма. Он просто хотел привести законодательство в соответствиес требованиями жизни. Новеллы в праве должны были, по его замыслу, неподорвать, а укрепить феодальный строй и самодержавие, усовершенствоватьего. Но, трезво оценивая ситуацию, он понимал, что нужно пойти наопределенные уступки, чтобы не потерять всего. Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа посистематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить какэлемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных иисправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса. Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Сводазаконов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во IIотделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использовантом XV Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом.Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, дажепроекты некоторых кодексов. Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г.Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта вГосударственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845г. и введено в действие с 1 мая 1846 г. Уложение о наказаниях было громадным законом. Оно содержало более 2тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Такаягромоздкость закона объяснялась тем, что его авторам не удалось преодолетьказуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам.Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, неполагаясь на обобщающие формулировки. Отчасти это объяснялось низкимпрофессиональным уровнем российских судей, которые не могли бы разобратьсяв юридических абстракциях и, которым нужно было показать составпреступления как можно проще и нагляднее. Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть,функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делилоправонарушения на преступления и проступки, граница между которыми былапроведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о вине какосновании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, осоучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность.Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для нихсуществовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собойАртикул воинский. В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступкипротив религии, государства, порядка управления, должностные преступления. Уложения предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Ониподразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступленияи проступки делились на уголовные и исправительные. К уголовным относилосьлишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой илиссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личныхи сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другиеместа, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременныйарест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применениянаказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применятьсятелесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматриваласьтакая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий.Заключение Таким образом, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных былобольшим шагом вперед в развитии уголовного законодательства Российскойимперии. Однако на нем по-прежнему висел большой груз феодальных принципови предрассудков. Параллельно с систематизацией общеимперского законодательства былипроведены работы по инкорпорации остзейских законов, отражающихпривилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства. Еще приАлександре I задание по систематизации законодательства было даноОбщеимперской кодификационной комиссии работавшей над ним в течение семилет. В 1828 г. при II отделении Собственной канцелярии его императорскоговеличества была учреждена комиссия по систематизации законодательства. Порешению Государственного совета были собраны и доставлены в Сенат древниедокументы со всего края, составивших 23 объемистых пакета. Эти документы нанемецком, латинском, польском, шведском, русском языках были из Сенатанаправлены в указанную комиссию. Результатом работы этой комиссии, явилосьиздание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений: первая –Учреждения, вторая – Законы о состояниях. Значительно позже была изданатретья часть – Законы гражданские. Так в первой половине XIX в. была оформлена система российского правадожившая в своей основе до последних дней Российской Империи.Список используемой литературы . Российский юридический словарь А.Я. Сухарев 1999 г. г. Москва . История отечественного государства и права часть 1 2000 г. . История государства и права России XIX-XX вв. Москва 1995 г. . История отечества, Москва 2000 г.




Похожие:

Кодификация Русского Права в первой половине XIX века iconОсновные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века

Кодификация Русского Права в первой половине XIX века iconНачало XIX века время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию
В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский,...
Кодификация Русского Права в первой половине XIX века icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Кодификация Русского Права в первой половине XIX века iconРазвитие транспорта и торговли в первой половине XIX века
С этих позиций именно первая половина XIX века представляет интерес для исследования торговых отношений в России и, в частности,...
Кодификация Русского Права в первой половине XIX века iconРоссия в первой половине XIX века

Кодификация Русского Права в первой половине XIX века iconКодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века

Кодификация Русского Права в первой половине XIX века iconКодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века

Кодификация Русского Права в первой половине XIX века iconРазвитие транспорта и торговли в первой половине XIX века

Кодификация Русского Права в первой половине XIX века iconЭкономическое развитие России в первой половине XIX века

Кодификация Русского Права в первой половине XIX века iconОбщественные движения в России XIX века
Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы