Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития icon

Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития



НазваниеСоциально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития
Дата конвертации03.07.2012
Размер106.82 Kb.
ТипРеферат
Социально-рыночное хозяйство ФРГ: особенности становления и развития


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Реферат на тему: «Социально-рыночное хозяйство ФРГ: особенности становления и развития» Выполнил студент группы ДЭ-103 Швачкин М.А. Москва 1998 С О Д Е Р Ж А Н И Е|Введение | ||1. Послевоенное экономическое положение Германии. | ||2. Государство. | ||2.1. Политическая реформа. | ||2.2. Экономика. План Маршалла. | ||2.3. Поощрение промышленности, рационализация. | ||3. Банки. | ||4. Экономическая политика государства. | ||5. Местное самоуправление. | ||6. Занятость, страхование. | ||7. Школьное образование. | ||8. Высшие учебные заведения. | ||9. Перестройка экономики. | ||10. Общее экономическое развитие. | ||Заключение. | ||Список использованной литературы | |Введение Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепцииустройства государства. Она представляет собой удачную попытку свестивоедино экономическую и социальную политику. Бывший министр экономикиЛюдвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, и его статс-секретарь по делам Европы Альфред Мюллер-Армок заложили фундаментсоциальной рыночной экономики, проведя в 1948г. экономическую и денежнуюреформу. Мюллер-Армок - автор знаменитого высказывания: "Смысл социальнойрыночной экономики - увязать принцип свобода на рынке с принципомсоциальной сбалансированности".1. Послевоенное экономическое положение Германии. Весной 1945г. Германия до последнего клочка земли была занятаврагами. Чужеземные солдаты, в руках которых находилась и жизнь и смертьнемцев. Коменданский час, когда запрещалось выходить на улицу. Грудыразвалин там, где прежде стояли города. Зональные границы в собственнойстране, поезда не ходят. Нет и транспорта для пригородного сообщения. Нетни автомобилей, ни бензина. Месяцами не приходит почта. Банки исберегательные кассы большей частью закрыты. Жизнь в вакууме, на гранипрожиточного минимума. И во всех зонах транспоранты, с горькой ирониейнапоминавшие предвыборное обещание Гитлера, прозвучавшее в 1933г.: "Дайтемне двенадцать лет, и вы не узнаете Германии!". Перед Германией (западныезоны оккупации) в 45-48гг. стоял выбор: либо государственно регулируемаяплановая экономика, либо свободное рыночное хозяйство. Страна пошла повторому пути и уже ближайшие годы показали правильность ее выбора. "Зачестную работу снова честный заработок!" - под таким заголовком газеты всубботу, 19 июня 1948 года, сообщили об историческом переломе послевоенноговремени - денежной реформе. На следующий день в воскресенье или день "Х", упунктов выдачи собрались длинные очереди. Захватанные бумажки чахлойрейхсмарки меняли на купюры молодой немецкой марки. Каждый получил по 40немецких марок. Исходя из новой наличности, в это воскресенье все былиодинаково "богаты". Однако те, кто обладал имуществом, с самого началаоказались в более выгодном положении: земельные участки можно было заложитьили продать. В понедельник 21 июня 1948г.
в карманах жителей трех западныхоккупационных зон хрустели 2 млрд. немецких марок. Людвиг Эрхард, тогда -директор экономического управления западных оккупационных зон и позднеефедеральный министр экономики, решился на смелый шаг. Не посоветовавшисьпредварительно с союзной администрацией и военной бюрократией, обладавшейправом давать указания, он объявил широкую отмену хозяйственных предписанийи положил начало свободной рыночной экономике. В этой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайшийсрок удалось освободить рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилиипоявились товары. За годы командной экономики национал-социалистов ипринудительной экономики первых послевоенных лет люди почти забыли, чтотакое спрос и предложение. После искоренения материальной нужды, наконец стали выпускать то,чего хотели потребители. Ось свободной рыночной экономики составилаконкуренция, при которой несколько предприятий предлагали одинаковый товар.Двигателем всего стали виды на прибыль. Среднегодовые темпы прироста Валового Национального Продукта до1960г. составили 8%.2. Государство.2.1. Политическая реформа. Принцип демократического государства сделал возможным выражение волиграждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибогосударство должно служить людям, а не господствовать над ним.Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства:демократическогофедеративногоправовогосоциального2.2. Экономика. План Маршалла. 5 июня 1947г. Джорж Маршалл, тогдашний госсекретарь США,провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американскийконгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В неговходили не только финансовые средства, а и поставки оборудования, подарки.До 1952г. США направили из фондов программы $ 1389 млрд. и $ 2127 млрд.иной экономической помощи в тогдашние западные зоны оккупации, позднее вФедеративную Республику Германии.2.3. Поощрение промышленности, рационализация. В 1949г. был создан Федеральный союз Германской промышленности (в1990г. в него входят 34 отраслевых союза на уровне федерации и представляют80 тыс. частных предприятий). Союз явился важным объединением дляпредставления интересов промышленников в Комиссиях Германского Бундестага.3. Банки. Расположенный во Франкфурте-на-Майне Германский Федеральный Банксогласно статье 12 Закона о федеральном банке "независим от указаний"федерального правительства. И все же он обязан поддерживать общуюэкономическую политику федерального правительства, что не само собойразумеется. Посредством регулирования количества находящихся в оборотеденег Федеральный Банк проводит экономическую и конъюнктурную политику. Важнейшей, записанной в закон, задачей Федерального Банка является"обеспечение денежной стабильности", то есть он должен принимать все меры,направленные на сохранение покупательной способности немецкой марки.Федеральный Банк приспосабливает количество денег под растущеепроизводство, сохраняя таким образом стабильность валюты.4. Экономическая политика государства. Федеральное правительство, в свою очередь может и должно оказыватьвлияние экономической политикой на ход конъюнктуры. Закон о стабильностидает ему возможность, которая получила название "волшебногочетырехугольника": высокая занятость, стабильность уровня цен,внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический ростдолжны быть целями государственной экономической политики. Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство обладаютразделенными компетенциями, государство не может непосредственно влиять наденежную политику. Оно не может дать Федеральному Банку указания, скажемнапечатать больше денег для покрытия государственных долгов. К сожалениютакое случается во многих странах, что ведет к инфляционным ставкам внесколько сот процентов. Государственная коньюктурная политика всегда оказывает толькоопосредованное воздействие на количество денег, а инструменты как правилопредставляют собой фискальные или налоговые политические меры. И в этомслучае важно их антицикличное применение. Во времена экономического подъемане имеет смысла увеличивать государственные инвестиции, так как у частнойпромышленности нет отбоя от заказов. Повышение налогов, хотя и непопулярная мера, ведет к "отсасыванию" денег из экономического круговорота,в результате чего инвестиционные желания изготовителей сдерживаются. С июня 1948г. инфляция в ФРГ была практически остановлена. Инфляциюв целом рассматривают как негативное опасное явление. Однако не во всехслучаях это так. Инфляционная тенденция до 4 % в год, напримерсвидетельствует о здоровой экономике с сильным ростом. Экспондирующейэкономике требуется все больше капитала для расширения инвестиций.Галопирующая инфляция, напротив разрушает народное хозяйство.Прогрессирующее обесценивание стоимости денег ведет к тому, что никтобольше не делает денежных накоплений стараясь обратить все в реальныеценности. Возникающее в таком случае давление спроса взвинчивает цены,коммерсанты, ожидая еще более высоких цен сдерживают продажу товаров, чтоопять таки уменьшает предложение и в свою очередь увеличивает цены -порочный круг, который можно разорвать разве что радикальной денежнойреформой.5. Местное самоуправление. Переплетение между федерацией, землями и коммунами в Германиинастолько тесно, что появилось понятие "федерализма с прожилками". Коммунымогут принимать решения о застройке и использовании площадей, избирать пособственному усмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своейкомпетенции финансовый план, могут взимать с граждан определенные пошлины,взносы, налоги. Коммуны различают задачи, выполняемые по поручению, изадачи самоуправления. Порученческими являются обязанности, возложенные наних федерацией и данной землей. Это строительство и содержание школ,канализация или организация дел в области охраны общественного порядка,социальных услуг, регистрация населения, уличного движения; проблемыкультуры от краеведческого музея до оперы.6. Занятость, страхование. С 1950г. численность занятых трудовой деятельностью населениявозросла почти на 50%. Пик полной занятости в старых землях был достигнут в1970 году, когда безработных имелось 150 000 чел. и одновременно имелось800 000 вакантных мест. В 1991 году в старых землях было зарегистрированооколо 1,7 млн. безработных. Некоторые группы населения особенно страдают отбезработицы, прежде всего наемные работники без достаточнойпрофессиональной подготовки, а также пожилые люди. Поэтому особое значениепридается профессиональной подготовке, переобучению. Важной является такжесистема социального обеспечения людей оказавшихся безработными. С 1927 годав Германии имеется закон о страховании по безработице. Страховщикомявляется федеральной ведомство по вопросам труда в Нюрберге. Страхованиеобязаны заключить все рабочие и служащие. Средства на страхование состоятнаполовину из платежей наемных работников и наполовину из платежейработодателей. Размер пособия по безработицы доходит до 68% зарплаты.Пособие выплачивается не более года, а пожилым людям не более 32-х месяцев.В задаче федерального ведомства по вопросам труда входит и помощь вполучении специальности в повышении квалификации.7. Школьное образование. В Германии федеральные земли отвечают за базовое школьноеобразование. Обязательное обучение распространяется на детей от 6 до 18лет, т.е. 12-и летнее образование. При этом 9, а в некоторых землях 10, летдети учатся в школе с полной, а затем в профучилище с неполной учебнойнеделей. Учеба во всех государственных школах бесплатная.8. Высшие учебные заведения. Все ВУЗы, за исключением частных, церковных и ВУЗов бундесферыявляются заведениями земель. Высшая школа имеет право на самоуправление,принимает собственный устав. Возглавляет ВУЗ штатный ректор или президент,который избирается на несколько лет. Основой в системе высшего образованияявляются университеты и ВУЗы, обучение в которых заканчивается получениемдиплома, присвоение звания магистра. Дальнейшее обучение возможно пройти сцелью получения звания доктора. Специальные ВУЗы - с недавних порполучивший широкое распространение тип ВУЗов, где обучение ведется суклоном в практическую сторону, особенно в области инженерии, экономики,социального обеспечения, дизайна, сельского хозяйства. В настоящее времякаждый поступающий выбирает этот тип ВУЗа.9. Перестройка экономики. Германия - страна с высоким уровнем заработной платы исоответствующего благосостояния. Обязательным условием является постояннаяадаптация к новым условиям развития науки и техники на мировых рынках. Сбольшим трудом пришлось пережить кризис цен на нефть в 1973-1974гг. и в1979-1980гг. В этот же период внедрение микроэлектроники вызвало большойпоток инноваций. Тем не менее в период 1973-1985гг. реальный темп роста экономикисоставлял 24%. Сместился удельный вес отраслей экономики. Так, доляпромышленности в социальном продукте уменьшилась, а доля в сфереобслуживания увеличилась. До сих пор одной из основных задач экономическойполитики остается снижение безработицы. В основном это достигается за счетроста инвестиций. Важным импульсом в развитии экономики явилась налоговаяреформа, последний этап которой был реализован в 1990 году.10. Общее экономическое развитие. И в рыночной экономике возникают нежелательные тенденции.Государство должно стремиться противодействовать им, проводя своюбюджетную, налоговую, социальную и состязательную политику. Неизменнойидеальной целью является обеспечение устойчивых цен, высокой степенизанятости и внешнеэкономической сбалансированности. При постоянном исоразмерном экономическом росте. Такое редко достигается одновременно.Главная ответственность за экономическое развитие в духе этой целивозлагается также на отвечающий за денежную политику Германский федеральныйбанк и на тарифных партнеров. В координации экономической и финансовой политики участвуютследующие органы:Конъюнктурных совет государственных органов.Совет финансового планирования.Экспертный совет для определения общеэкономического развития с помощьюэкспертизы. В январе каждого года правительство предоставляет бундестагу ибундесрату годовой экономический отчет. В нем дано заключение по годовойэкспертизе Экспертного совета, излагаются цели правительства, намеченные наследующий год в области экономики и финансов, планируемая экономическаяполитика.Заключение. Рыночный механизм действует при наличии конкуренции. Нетконкуренции, нет и рыночной экономики. Но конкуренция жестока для всехучастников. Предприниматели то и дело пытаются исключить конкуренцию либоза счет сговоров, либо путем слияния фирм. Такие попытки пересекаютсязаконом путем ограничения конкуренции от 1957г. Он запрещает сговоры идоговора, ограничивающие конкуренцию и влияющие на рыночные отношения. Стех пор закон не раз дополнялся с учетом изменившихся карательныхстратегий. Соблюдение закона контролируется Федеральным ведомством понадзору за деятельностью карателей в Берлине и земельными ведомствами. Движущей силой рыночной экономики является стремление получитьприбыль. Потому она всегда не удается там, где в перспективе прибыльполучить невозможно или где получение прибыли отодвигается на второй планболее высокими общими интересами и тем самым нежелательно. Отсюда некоторыеотрасли немецкого хозяйства не были полностью переведены на системурыночной экономики, например, сельское хозяйство, сферы транспорта и добычикаменного угля. Свежим примером тому являются прежние государственныепредприятия ГДР в новых федеральных землях. Публично-правовой опекунскийсовет управляет ими не с целью получения прибыли, а с целью перевода их нарельсы хозяйственно-рыночной системы. Государство вновь вернется квыполнению своих собственных задач, как только Опекунский совет завершитсвою деятельность в новых федеральных землях. Как и во многих другихстранах, сельское хозяйство из социальных соображений нельзя полностьюотдавать на произвол рыночной конкуренции. Поэтому основу здесь составляютположения постановлений об аграрном рынке ЕС, которые обеспечиваютопределенную минимальную защиту. Такие государственные предприятия, какфедеральная железная дорога бывшей ГДР или Германская федеральная почтаотносятся к общегосударственным учреждениям. Они не должны ориентироватьсяисключительно на прибыль, а должны служить обществу. Железная дорога должначастично предлагать социальные тарифы, не покрывающие расходы.Железнодорожный транспорт и почта не должны обделять своими услугамиудаленные населенные пункты. Таким образом к полному восстановлению экономики послевоеннойГермании (ФРГ) и переходу ее в разряд ведущих промышленно-развитых странпривели следующие общие причины:Массированная американская экономическая помощь $ 3516 млрд.; в видекапиталовложений в немецкую экономику, таможенных льгот на производимые вГермании товары, помощь в организации производства.Создание политической системы (В.Аденауэр, В.Брайдт, Хайнеман) способноймаксимально впитать и эффективно использовать финансовые, интеллектуальные,духовные, социальные нововведения.Интеграция страны в общеевропейские и общезападные структуры ЕЭС, НАТО;поддержание западных духовных ценностей: демократия, свобода.Предотвращение конфронтации Запад - Восток.Создание социальных институтов: пенсионные фонды, социальное страхование,общества потребителей и т.п., - способных максимально защитить рядовогогражданина страны.Рациональная государственная политика по поддержке предпринимательства попринципу равноправных отношений: федеральное правительство - федеральныйсоюз Германской промышленности (как представитель 80-ти тыс. частныхпредприятий).Непосредственное участие граждан в управлении: Коммунальное управление. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. «Германия: факты», Франкфурт-на-Майне.2. Вимли Брандт, «Воспоминания и размышления», Франкфурт-на-Майне.3. Ральф Румпель: «Подъемы и спады конъюнктуры», Москва, прогресс 1991г.4. Людвиг Эрхард: «Благосостояние для всех», Москва, прогресс 1989г.




Похожие:

Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития iconРоль государства в рыночной экономике
Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов,...
Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития iconРыночное хозяйство

Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития iconРыночное хозяйство и принципы его функционирования

Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития iconП. Н. К учебнику: Микроэкономика: инновационные аспекты. Глава Рыночный механизм и особенности его функционирования
...
Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития iconРегиональные особенности социально-экономического развития муниципальных образований на основе становления местного самоуправления (на примере Орловской области)
...
Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития iconРемилитаризация фрг. Вступление фрг в нато ремилитаризация фрг. Вступление фрг в нато
Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и...
Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития iconПо истории древняя Русь IX xiii вв
Основные этапы становления государственности. Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси. Внутренняя...
Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития iconОсобенности социальных проблем сельской молодежи
Молодежь – это определенная социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими особенностями...
Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития icon«Особенности инженерной деятельности и роль инженера в современном мире»
Особенности становления и развития инженерной деятельности и профессии инженера в России
Социально-рыночное хозяйство фрг: особенности становления и развития iconСоциально-экономическая модель в Швеции: процесс становления и развития
Свой выбор я остановила на Уральском экономическом районе по следующим причинам
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы