Виды политических режимов icon

Виды политических режимов



НазваниеВиды политических режимов
Дата конвертации03.07.2012
Размер234,81 Kb.
ТипРеферат
Виды политических режимов


Введение. В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину«политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства,управления и устройства политической системы в целом. Именно в такойтрактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - началаXX в. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм,способов осуществления политической государственной власти в обществе,характеризует степень политической свободы, правовое положение личности вобществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществленияэкономической и политической власти господствующего класса. В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторонагосударственной власти и других институтов политической системы. Именночерез политический режим государство оказывает воздействие на общество. Нои сам политический режим по отношению к формам функционированиягосударственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можноопределить различные периоды жизнедеятельности основных институтовполитической системы общества, развития или эрозии демократии, степеньучастия масс в формировании органов власти. Политический режим каждой страны не только влияет на политическоеразвитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и самопределяется прежде всего социальной сущностью соответствующегогосударства. В рабовладельческом обществе политический режим любогогосударства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов,что определяло их статус в политической системе и отношения к ним состороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал изкрепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократииполитический режим обуславливается фактом признания равенства всех людейперед законом при одновременном признании из неравенства по отношению ксобственности; в социалистическом обществе конституировалось формальноеравенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах. Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типамиполитических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной итой же формы правления могли существовать разные политические режимы.Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческимиреспубликами, но по характеру политических режимов существенно отличалисьдруг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизнипринимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическаявласть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которыенезначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можнопровести классификацию: . по тому, в чьих руках власть . по тому, как эта власть используется Типология политических режимов определяется не только социальнымифакторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными,мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразнаянравственная природа демократического режима предполагает признание такихобщегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова,политический плюрализм и т.д. Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот,навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную икультурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельногосподствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силойгосударства, гарантируется его репрессивными органами и стремитсяунифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное,в особенности тоталитарное, государство активно и прямо вторгается внепринадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности. Анализ различными школами политологов более ранних и нынешнихполитических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал вчистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политическиережимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов.Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешаетсялибо массами посредством революционных мер, либо правящими политическимиэлитами через проведение реформ и военных переворотов. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификацийполитических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные идемократические. Типология политических режимов: . демократический политический режим . авторитарный политический режим . тоталитарный политический режим Демократический политический режим. Он основывается на демократических методах и средствах властвования иполитического участия народа в принятии властных решений. Характеризуетсяследующими чертами: 1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает властьи наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произволаотдельных людей. 2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет своифункции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политическойжизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что незапрещено законом, а представителям власти — только та деятельность,которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами". 3. Для демократического режима характерно разделение властей(отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебнойвласти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшаяисполнительная власть (президент, правительство) имеет правозаконодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный органнаделен правом определять соответствие издаваемых законов конституциистраны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга. 4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять навыработку политических решений (путем одобрения или критики в средствахмассовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия впредвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработкепринимаемых решений гарантируется конституцией страны, а такжемеждународными правовыми нормами. 5. Важной характеристикой демократического политического режимаявляется политический плюрализм, предполагающий возможность образованиядвух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и ихвлияние на народ, существование на законных основаниях политическойоппозиции как в парламенте и вне его. 6. Демократический политический режим характеризуется высокой степеньюреализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципывзаимоотношений государства и граждан. В контексте изложенного, раскрывая понятие политический режим, можнорассмотреть форму государственного устройства на примере Испании. Испания – последнее государство современной Европы, где фашистскаядиктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна,в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которойавторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти генералаФранко. Современная политическая организация Испании создана после смертиэтого диктатора, последовавшей в ноябре 1975г. В то время в течениенескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два последовательно существовавших правительства А. Новарро и особенноА. Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленныйправительством А. Суареса законопроект о политической реформе был одобреннациональным референдумом в декабре 1976г. Этот закон устанавливал напереходный период некоторые демократические начала; на национальном уровнебыла учреждена практически новая структура органов государственной власти,в частности, образован двухпалатный парламент – Кортесы, формируемыйвсеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании. Избранные 15 июня 1977г. новые Кортесы разработали конституцию страны,одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808г. В декабре1978г., на общенациональном референдуме эта конституция была одобренаподавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистскихзаконов и установила новый государственный правопорядок. Испания получилаформу правления парламентарной монархии, унитарноеполитико–административное устройство со значительными правами составляющихстрану единиц – автономных сообществ и демократический политический режим. Возвращаясь к теме выборов 1977г. в Испании, нужно отметить, чтоосновная опасность для процесса демократизации исходила от военных ипредставителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, чтоне признают его итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшиев подполье — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) иКоммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старогорежима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только поидеологическим причинам, но и по соображениям политическойцелесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристский"Союз демократического центра (СДЦ) А. Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных выборов") —коалиция христианскихдемократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процессдемократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнутьвоенных к вмешательству в политику. Испанская конституция 1978г., - результат консенсуса политических силв парламенте и отражение компромисса между ними. Конституция Испании восприняла, как испанские конституционныетрадиции, так и опыт других стран – доктринальный, выражающийся взаимствовании идей, и нормативный – в конкретном закреплении рядаинститутов. В преамбуле и первых статьях этот акт закрепил идеологические иполитические основы государства, приняв в качестве его основы –демократическую модель. Краеугольными принципами конституция провозгласилаправа человека, демократический, социальный и правовой характергосударства. Все полномочия государства опираются на национальныйсуверенитет, от которого они исходят. Национальный суверенитет реализуетсячерез участие избирателей в выборах в центральные и местныепредставительные органы и через участие в голосовании на референдумах нанациональном и местном уровне. Принцип правового государства установлен встатье 9, Основного закона: «Граждане и государственная власть подчиненынормам Конституции и другого законодательства». Для обеспечения этогопринципа создан орган конституционного контроля – Конституционный суд. Конституция учредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основногозакона находятся органические законы (ст.81), регулирующие основные права исвободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статусряда государственных органов – Государственного совета, Счетной палаты,Конституционного суда и т.д. Конституция выделяет делегирующие(уполномачивающие) законы, которые (ст.82 и след.) позволяют правительствув определенный промежуток времени и в определенных областях принимать акты,имеющие силу закона. В качестве отдельно категории можно назвать простыезаконы, но из их числа нужно выделить законы о делегировании, ведущие кпреобразованию нескольких существующих актов в один (ст. 82, п.2), изаконы, принимаемые комиссиями парламента на основе статьи 75 конституции. В конституции получила отражение современная тенденция – включенынормы, регулирующие деятельность своего государства в международной сфере.В преамбуле содержится положение о стремлении испанского народа«сотрудничать со всеми народами Земли в учреждении мирных отношений исовместных действий». Важна норма, содержащаяся в статье 95: «Заключениюмеждународного договора, содержащего положения, противоречащегоконституции, должен предшествовать пересмотр последней». Другими словами,здесь устанавливается примат конституции по отношению к любомумеждународному соглашению. Конституция Испании по способу изменения относится к числу «жестких».Ее пересмотр осуществляется различными способами в зависимости от того,является ли он частичным или полным. В первом случае для измененияконституции требуется 3/5 голосов каждой из палат Генеральных кортесов.Полный пересмотр или изменение наиболее важных положений конституции, могутбыть осуществлены 2/3 голосов каждой из палат Генеральных кортесов, послечего они распускаются. Вновь избранные Кортесы рассматривают проект идолжны принять его большинством в 2/3 голосов в каждой из палат. Во всех случаях инициатива изменения конституции принадлежитправительству, парламентским палатам и 2/3 членов ассамблеи автономногосообщества. Закрепленная в основном законе структура государственных органовИспании, относительно проста. Она строится на принципе разделения властей.Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть –Генеральным кортесам, исполнительная – правительству; Конституционный суд –орган конституционной юстиции. При рассмотрении организации судебной системы в Испании, можноотметить, что в своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующимпринципам: . независимость от других органов власти . несменяемость . ответственность и подчинение только закону Таким образом на примерах свыше, можно убедиться, что Испания –государство с демократическим режимом. Реализуя принципы политического плюрализма, на сегодняшний день вИспании, действует более 200 (!) всевозможных партий, из которых основнымиявляются: Испанская социалистическая рабочая партия, Коммунистическаяпартия Испании, Коммунистическая партия народов Испании, Народная партия,Демократический и социальный центр, Реформистская демократическая партия. Демократический режим предполагает признание за гражданамишироких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии,формирование правительства теми партиями, которые одержали победу насоответствующих выборах и т.д. В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированиемдемократического государства, следует рассматривать развитие исовершенствование законодательства, формирование новой по существуправовой системы. В течении долгих десятилетий в нашей стране действовалаоднопартийная система, которая исключала возможность создания ифункционирования легальных оппозиционных партий. Официальной,государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современноедемократическое правовое государство предполагает развитое гражданскоеобщество, в котором взаимодействуют различные общественные организации,политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться вкачестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь вправовом государстве строится на основе идеологического, политическогомногообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путейформирования правового государства, одним из направлений этой работыявляется развитие гражданского общества, выступающим важным звеноммежду личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав исвобод человека; утверждение принципов политического плюрализма. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многихпреобразований в государственной и политической жизни нашего общества,является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимоизбавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливопроявился в последнее время не только у граждан, но и у представителейгосударственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всемичленами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократическогогосударства. Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессыв развитии государства и права - становление в новых "независимыхгосударствах" государственных и правовых систем, соответствующихтребованиям современного гражданского демократического общества. Эторазвитие все более осложняется из-за того, что общество переживаетжесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся науровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия,которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своегогосподства. Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность втом, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки отсовершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, астремиться к его ограничению. Более того, возможно ли это совершенство?Естественно нет, ибо такова природа человека. Авторитарный режим (авторитаризм). Авторитарный режим – это система правления, при которой властьосуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Этоодна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступаетиндивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящаяэлитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случаеавторитарный режим называется абсолютной монархией. Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилияармии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивныйаппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средстванасилия, наоборот, держатся на виду. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правлениябольше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. Втаких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платитьналоги без личного участия в их обсуждении. Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократическиеинституты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическаямонополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключаетсядеятельность других политических партий и общественных организаций.Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделениявластей. Происходит строгая централизация всей государственной власти.Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящейавторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственныйпринцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме«Государство – это я», высказанном Людовиком XIV. Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются,превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующуюроль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи междуинститутами государства. Чаще всего наделена особой политической рольюармия. Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального иликоллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им недопускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть– принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается вте области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой.Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются)экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределахдопускается также независимость личности. Короче говоря, государстводифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институтыгражданского общества. В мировом обществе в XX веке имели место различные виды авторитарныхрежимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странахЛатинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказатьмонократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельныхгосударств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные,клерикальные и расистские режимы. Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или наоснове не развитой политической и социальной структур общества. Возможностьвозникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма кдемократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию,в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Онимогут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса.Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах ЗападнойЕвропы парламентский демократический режим оказался неспособным решатьнапряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарныесистемы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом ипосле второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономическихи социальных противоречий. Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные,насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов иправителей, так и формально – демократические процедуры (например, приход квласти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимностирежима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональнаялегитимности. Непременная духовная база авторитаризма – господствующаяидеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная,националистическая, религиозная и иные виды идеологий. Тоталитарный режим (тоталитаризм). Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формированиеполитических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадииразвития человечества, когда технически стали возможными не тольковсеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление еесознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный.Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения.Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивноезначение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное снацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим иобщественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервыепредложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена насоветскую и родственные ей модели государства. Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировойвойны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития»(Италия, Германия, Россия). Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями вдревность. Изначально его трактовали как принцип построения целостногоедино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретикирационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, ШанЯн, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованиемдоктрины сильного, централизованного государства, регулирующего всестороны общественной и частной жизни. В том числе за наделениеадминистративного аппарата экономическими функциями, установления круговойпоруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственностичиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведениеми умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль имирассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режимапредложил Платон. В его более поздних диалогах («Полития», «Законы»)нарисована социально-экономическая характеристика второго, болеесовершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в«Государстве». Свое втрое по достоинству государство Платон наделил такимичертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума вотдельности государству; государственная собственность на землю, жилые домаи культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, ане частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслияв быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единаядля всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин смужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти. Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частнымвопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев;предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казниили изгнания из страны. Платоновская модель государственного режима для большинствасовременных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить,понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел,К.Поппер, в цело пришли к заключению, что именно к Платону восходят каксредневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм. Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряданемецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера инекоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленноеполитическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Политическое значение ему впервые придали руководители идеологифашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, ктопустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистскогорежима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась ототалитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем нетолько фашизм, но и политический режим в Советском Союзе. Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления егокритиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистскойИталии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годысталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изученияполитических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европынекоторых государств «третьего мира». Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, чтототалитарные режимы могут возникать на различной социально-экономическойбазе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут бытьследствием военных поражений или революций, появляться в результатевнутренних противоречий или быть навязанными извне. Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарнаядиктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих всетоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма: - всеобщая государственная идеология; - одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то естьисключительно одаренным и наделенным особым даром; - монополия государства на средства массовой информации; - монополия государства на все средства вооружения; - особо организованная система насилия, террора как специфическогосредства контроля в обществе; - жестко централизованный контроль над экономикой. Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарногогосударственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокойдревности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться вдоиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщегохарактера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторамв Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращатьполитические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») втоталитарные. Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его савторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько частопрактикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы имтакже не пренебрегают. Не может служить достаточным критериемоднопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Сутьразличий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если приавторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению кгосударству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.Государство стремится к глобальному господству над всеми сферамиобщественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Властьпретендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в которомисчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические,профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальноеотчуждение индивида от власти. Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы:гражданское общество – государство, народ – политическая власть.Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своихсоциальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенностиорганизации тоталитарной системы государственной власти: - глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором; - господство репрессивных аппаратов; - упразднение представительных органов власти; - монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти ипревращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства)тоталитарной диктатуры. Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственнойидеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру(харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важнымпризнаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная еюспецифика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской ииных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма среднихклассов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии. Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционированиятоталитарных политических режимов. Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С нимсвязано во первых, распространение в таких странах мессианскоймоноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить,собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовканаселения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героическихзадач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры. В соответствии с установками тоталитарных режимов все гражданепризваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии,тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальнойидеологии преследовались. Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждениягитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь смассами, их поддержку с народами этих стран. Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия.Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей),выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий илииных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такаяпартия, как правило, создается до возникновения самого режима и играетрешающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. Приэтом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами.Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем,после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя квласти, такая партия становится государственной партией, партийные игосударственные структуры объединяются и сливаются, и сама властьстановится партийно-государственной. Специфическими чертами тоталитарного режима является организованныйтеррор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженностимасс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности спомощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состояниистраха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали,либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты,содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялисьникакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялисьрежиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целыхнародов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной странытакими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты,капиталисты и т.п. Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталинапоказывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан. Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию,полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтовдуховной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почтистопроцентная поддержка правящего режима. Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная чертатоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых,возможность распоряжаться производительными силами общества создаетнеобходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которойтоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых,централизованная экономика служит в качестве средства политическогоуправления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в теобласти народного хозяйства, где не хватает рабочей силы. Леворадикальные политические режимы для повышения производительноститруда в экономике использовали различные программы, побуждающие работниковк интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования вКитае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, иих результаты нельзя отрицать. Задача историков и политологов объяснить, не фальсифицируядействительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не толькоподнявшего две мировые державы, но и на десятилетия сковавшего мир страхомракетно-ядерной катастрофы. Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются всреднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где сменасуществовавших ранее социальных и политических структур, форм собственностина совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции,направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе всталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом. Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решализадачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разнымиметодами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали кнационализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формыпартийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом,равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства. Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появилисьвпервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитымидемократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель обществана корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм –на рассово-этнической. Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить влиберальном обществе существующий порядок без коренной его ломки,посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельныхобщественных институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал всеусилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших натерритории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество. Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются властьимущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстныхэкономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарныережимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место,переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания,Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.). Заключение. Современные политологи выделяют два наиболее общих политическихрежима: демократический и антидемократический. Среди демократических самымираспространенными в мире являются парламентский и президентский режим.Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный итоталитарный. Политический режим как способ функционирования той или другойполитической системы определяется как социальными факторамисоответствующего государства, так и нравственными, моральными имировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политическиережимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используютсядвойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный ит.п. Через политические режимы правящие субъекты оказываютнепосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека вотдельности. Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, даетболее широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другиетипы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоленияразличных видов диктатуры и деспотических правлений. Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, чтоантидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мирэволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникаетнадежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой.Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.1. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993- № 8.2. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит.иссл. 1993- №5.3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.4. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.5. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989.6. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М., «Дрофа», 1996 П Л А Н 1. Введение. 2. Типология политических режимов. А) демократический политический режим; Б) авторитарный политический режим; В) тоталитарный политический режим. 3. Заключение.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Виды политических режимов iconХарактеристика политических режимов
Характерные черты тоталитарных режимов. Особенности авторитарных политических систем. Авторитаризм и демократия
Виды политических режимов iconПрограмма дисциплины «Трансформации политических режимов в современном мире» Для направления 030200. 62 «Политология»
«Мировая политика и международные отношения». В особенности, курс «Трансформация политических режимов в современном мире» подкрепляется...
Виды политических режимов iconПрограмма дисциплины «Трансформации политических режимов в современном мире» Для направления 030200. 68 «Политология»
«Мировая политика и международные отношения». В особенности, курс «Трансформация политических режимов в современном мире» подкрепляется...
Виды политических режимов iconПолитический режим. Типология политических режимов реферат по политологии политический режим. Типология политических режимов. Студента 2-го курса очного отделения олейника ильивалерьевича петрозаводск 1997 оглавление1

Виды политических режимов iconИстории известно огромное множество политических систем и лежащих в их основе политических систем и лежащих в их основе политических режимов, выработанных различными эпохами, народами и культурами
Истории известно огромное множество политических систем и лежащих в их основе политических систем и лежащих в их основе политических...
Виды политических режимов iconВиды политических режимов
Кроме того, политический режим мы связываем не только с формированием, но и осуществлением политической власти. Именно политический...
Виды политических режимов iconВиды политических режимов
В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства,...
Виды политических режимов iconКлассификация политических режимов

Виды политических режимов iconХарактеристика политических режимов

Виды политических режимов iconТипология политических режимов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы