Тоталитаризм: происхождение и сущность icon

Тоталитаризм: происхождение и сущность



НазваниеТоталитаризм: происхождение и сущность
Дата конвертации03.07.2012
Размер289.52 Kb.
ТипРеферат
Тоталитаризм: происхождение и сущность


Министерство образования Российской Федерации Тульский Государственный Университет Кафедра социологии и политологии Тоталитаризм: происхождение и сущность студент: гр. №820322на Ожогин А.С. научный руководитель: Кизиева Л.А. Тула 2002 План. 1. Происхождение термина «тоталитаризм». 2. Возникновение тоталитаризма. 3. Признаки тоталитаризма: 1) абсолютная концентрация власти и отсутствие принципа разделения властей; 2) принцип вождизма, фюрерства; 3) государственно организованный террор; 4) идеология тоталитарного режима; 5) идеологический монизм и закрытость системы; 6) «Великая идея»; 7) культ власти. 4. Отличие тоталитарной идеологии от либеральной. 5. Заключение. 6. Литература. Происхождение термина «тоталитаризм». Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини всередине двадцатых годов. При этом Муссолини опирался на философские трудыодного из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле. Однаков Германии этот термин не привился: Гитлер не любил заимствований ипредпочитал определять свой режим как авторитарный. С 1929 года, начиная с публикации в газете "Таймс", его стали применятьи к политическому режиму Советского Союза. Из политической публицистики этот термин входит в научный оборот дляхарактеристики фашистских режимов и Советского Союза. На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. Водном из докладов он был определен как "восстание против всей историческойцивилизации Запада." В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов.Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как"закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которойвсякое действие - от воспитания детей до производства и распределениятоваров - направляется и контролируется из единого центра". Вообще же тоталитаризм — это общественно-политической строй, прикотором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества иотдельного человека. Тотальный - от латинского слова totalis — и означаетвсеобщий, всеобъемлющий. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризмотличается от всех других известных истории форм государственно-организованного насилия — деспотии, тирании, абсолютистской,бонапартистской и военной диктатур. Тоталитаризм - одна из форм, в которых существуют общества, тагосподствующая система связей, отношений государства и общества,внутриобщественных отношений, которые определяют возможностифункционирования данного общества. Сущность общества тоталитаризм неопределяет. Он может заключать в себе прогрессивную и социальносправедливую на данный момент сущность, и реакционную, агрессивную. Онбезразличен к социально- классовым отношениям. И эти сущностные отношениякаждый раз надо выяснять конкретно в исторических условиях. Возникновение тоталитаризма.
Возникновение тоталитаризма связано прежде всего с трудностямимодернизации, перехода общества к индустриальной стадии развития, спопытками правящей элиты преодолеть эти трудности путем "чрезвычайщины" —огосударствления, сверхбюрократизации, униформенной политизации имилитаризации всего общества. Сущность тоталитаризма заключается в том, чтов результате указанных процессов устанавливается бюрократическая (военно-бюрократическая) диктатура, фактически отражающая интересы государственного(партийно-государственного) аппарата, а также - отчасти — интересыпредставителей разного рода маргинальных групп, деклассированных элементов,из которых в значительной степени этот аппарат формируется и которые имподкармливаются. Исторические ситуации, в которых устанавливается система общественныхотношений, под названием тоталитаризм, очень сходны. При этом, хотя явлениебыло обнаружено явно с политическими целями в XX в., тоталитарные обществаимели место в разных странах и в самое разное историческое время исуществовали более или менее длительные исторические периоды. Одним изважных условий тоталитаризма, ранее никогда не называвшимся, являетсяотносительная бедность и монотонность, рутинность существования.Примитивные общества - тоталитарные общества. Общества богатые, с развитойимущественной дифференциацией, обычно не тоталитарны. Вторым условиемявляется общая опасность, объединяющая всех членов общества или большую егочасть, которые сплачиваются вокруг государства. Третьим условием,способствующим возникновению тоталитарного государства, являетсязависимость общества от общего источника жизни (например, вода в восточныхгосударствах древности и средневековья). Так называемые "смутные" времена,поляризующие общество, также являются питательной средой для формированиятоталитарных настроений в обществе и тоталитарной роли государства.Примером может являться обстановка в эпоху якобинского террора идеятельность государства якобинской диктатуры. Это очень ярко показал Ч.Диккенс в "Истории двух городов". В этом ряду можно назвать ибонапартистскую диктатуру во Франции начала XIX в. Обязательным условиемсуществования тоталитарного государства является наличие общей национальнойидеи, которая сплотила бы большую часть общества, безразлично, какой посвоей сути. Это может быть идея строительства новой жизни, идея созданиянового человека, идея завоевания мира, борьба с коммунизмом, скапитализмом... Наличие плановой экономики, несмотря на мнение некоторыхученых (Ф. Хайек), не означает перехода к тоталитаризму и не являетсяусловием создания тоталитарного государства. Плановая экономика в годывторой мировой войны и особенно в последующие годы стала более или менеехарактерной чертой экономики разных стран, которые не стали от этогототалитарными. Все отмеченные здесь условия и ситуации возникновениятоталитарных государств в большей или меньшей степени присутствовали и вСоветском Союзе, и в фашистской Германии. И в СССР и в Германии (сразличными изменениями и поправками на эпоху) был низкий уровеньпотребления и скудные запросы огромного большинства населения. И в СССР и вГермании людей могла сплотить внешняя опасность и враждебность, идущая изЕвропы. И СССР и Германия вышли из революции, СССР в некоторой степенипродолжал оставаться революционной страной, даже в период сталинскийрепрессий. Оба народа были воодушевлены общей идеей (немецкий - идеейреванша, советский - переустройством своего общества, которое дало быпример другим народам, а также идеей победы в грядущей войне). Все это былите условия, которые привели к установлению тоталитаризма. Признаки тоталитаризма. Учёные, политологи, написали ряд фундаментальных работ на темувозникновения и существования тоталитаризма, важнейшими из которыхявляются: книга Х. Арендта "Происхождение тоталитаризма" и совместнаямонография К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура иавтократия". Авторы последнего исследования предлагают для определения "общеймодели" тоталитаризма пять признаков: . единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером; . официальная идеология, признаваемая всеми; . монополия власти на СМИ(средства массовой информации); . монополия на все средства вооруженной борьбы; . система террористического полицейского контроля и управления экономикой. Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название"тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследованияв этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство ихформулы, что, впрочем, признавали и сами авторы. Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеимоделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились кследующему: > с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер); > не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун); > модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс); > тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки" тоталитаризма в СССР (А. Инкельс). Однако поиск оптимальной модели продолжается по сей день. В научной литературе различают два "классических" типа тоталитаризма —правый (фашизм, национал-социализм) и левый (сталинизм, маоизм). Ихпротивопоставление игнорирует общность внутренней природы обоих явлений,прежде всего огосударствления основных сфер жизнедеятельности общества,неограниченной власти государства над человеком, в т.ч. и через механизмыидеологической обработки. Наличие этой, самой характерной, чертытоталитаризма позволяет отличать его от авторитарного режима. Можно выделить следующие "родовые" черты, которые в совокупностиопределяют тоталитаризм при всём разнообразии его этнонациональных,цивилизационных причин: а) неприятие демократических прав и свобод — слова, печати, собраний,объединений и т.д.; б) всевластие (включая монополию на информацию) корпоративныхорганизаций иерархического типа; в) государственная и/или находящаяся под жестким бюрократическимконтролем частная собственность на средства производства, по крайней мере —на основную их часть; г) административно регулируемый характер экономики, в т.ч.централизованное распределение сырья, продукции (редистрибуция),значительная роль принудительного труда и внеэкономического принуждения вжизни общества; д) официальная регламентация всех сторон жизни общества и человека,включая ограничения в одежде, передвижении, проведении досуга и т.д.; е) мощный репрессивный аппарат, использующий методы физического ипсихологического террора по отношению к массовым и даже элитным группам;система всеобщей слежки и "стукачества"; развитая сеть тюрем и концлагерейс антигуманными методами содержания; ж) мессианская государственная идеология (т.е. копилка убеждений,имеющих силу веры), долженствующая распространиться (вместе с ееносителями) по всему миру или хотя бы в его значительной части; з) агрессивный характер внешней политики, сочетающийся с самоизоляциейстраны (закрытое общество); и) милитаризация экономики и всего общества, перманентное применениенасилия (полицейского и армейского) во внутренней политике; к) общенациональный, наделяемый сверхъестественными качествамиправитель (вождь) как ключевой элемент политико-идеологической системы. Рассмотрим подробнее некоторые черты тоталитарного государства,тоталитарного общества. Абсолютная концентрация власти и отсутствие принципа разделениявластей. В первую очередь мне бы хотелось выделить именно этот признак. Это означает, что власть реализуется через механизмы государства ипредставляющая собой этатизм, то есть вмешательство государства вэкономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень.Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременнопредставляет собой автократию, для которой характерны: . соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти. . принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического типа. Тоталитарное государство не могло и не может стать правовым, то естьтаким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались.Такое государство просто немыслимо в условиях существования такой системы.Незыблемость суда и торжество законности неизбежно открывали путь появлениюоппозиции. Воспользоваться гражданским свободами, которые провозглашались лишьформально можно было лишь в одном единственном случае – в случае интересахтой системы, которую проповедовали вожди, что подчёркивало бы ихвладычество. Отсюда вытекала необходимость сохранения формы законности иодновременно монополии правления. Главным образом по этой причинезаконодательная власть не могла отделиться от исполнительной. Приоднопартийной системе это как раз и был один из источников, питающихпроизвол и всемогущество правителей. Точно так же практически невозможнобыло отделить власть полицейскую от судебной. Возникает закономерный вопрос: зачем в таком случае тоталитарнаядиктатура прибегала к закону, зачем прикрывалась законностью? Кроме внешнеполитических и пропагандистских причин немаловажно и то,что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на когоон опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан,но в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или"врагов рейха". В силу вышеизложенного возникали надуманные политические судебныепроцессы, где от суда требовалось уложить в рамки права заготовленныйполитический вывод о враждебных происках обвиняемого. При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого. Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. Обычнополитические процессы затевались по указам «сверху». Тайная полиция (НКВД,ГПУ, и др. ) получала число требуемых к аресту "врагов народа" и начиналадействовать. Никаких доказательств не требовалось - нужно было лишьпризнание. Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась 58-й статьей УголовногоКодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой статьебыло не её содержание, а то, что её возможно было истолковать по-разному.Один пример - пункт 3: "способствование каким бы то ни было способоминостранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны". Этотпункт давал возможность осудить человека за то, что, находясь подоккупацией, он пришил пуговицу немецкому солдату. Так писал А.И. Солженицынв своём великом произведении – «Архипелаг ГУЛАГ». Но главный принципкоммунистического суда можно выразить в одной единственной фразе – «Мыруководствуемся не законами, а нашей политической совестью». Принцип «вождизма», фюрерства. Немало важную роль играет и принцип "вождизма". Дело в том, что ковторому десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтамиеще не стала привычной формой государственного устройства в большинствепромышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства ещесохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй.Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясенийи войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительномначале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшегоимператора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолиниэтого сделать не смог, главным образом из-за существования в Италии всемипризнанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянскомобществе. В Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественномсознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалосьплохо. Придя к власти, Франко восстановил монархию, но... без монарха. В1945 году испанский король в эмиграции издал манифест, осудивший диктатуру,чем окончательно испортил отношения с Франко. В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, длякоторых "вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает изнизкого уровня развития демократического сознания и потребности людей ввожде как в символе единства нации, особенно в период национальнойнестабильности. Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит воглаве государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера.Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями встрого иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своемунепосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченнуювласть над своими подчиненными. Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, исвязь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер. Бесконтрольность госаппарата закреплена юридически — жаловаться начиновников можно только другим чинам — "по начальству". Весь механизмсобственно государства сводится к исполнительной власти. Она полностьюпоглощает фиктивно существующие законодательную и судебную власти.Тоталитарное государство обслуживает исключительно собственные интересы("цель власти — только власть"); возникает поэтому проблема: что будет"исполнять" исполнительная власть, кто ставит для нее задачи? Госаппарат посвоей природе не может быть самоуправляющимся, поскольку основойисполнительной деятельности являются дисциплина и единоначалие. Вместе стем интересы различных звеньев аппарата отнюдь не совпадают, поэтомубюрократы должны иметь защиту от взаимопроизвола, т.е. им нужнаорганизация, которая не совпадала бы с собственно аппаратом, а выражала быинтересы бюрократии в целом. Такого рода структура есть в каждойтоталитарной системе. Это — монопольная партия ("наш рулевой"), подменяющаязаконодательную и судебную власть, обеспечивающая тот контроль заисполнительной властью, который в демократических странах достигаетсясовместным действием процедур свободных выборов и разделения властей,свободных СМИ. Монополия коммунистической партии на власть неограничивалась, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии.Такая государственная партия может сформироваться уже после того, какзаложены основы тоталитарного режима. Государственно организованный террор. Неизменным атрибутом тоталитаризма является тесная взаимосвязь междуистиной и силой: здесь сила определяет истину. Ещё одним признакомтоталитарного режима является государственно организованный террор,основанный на постоянном и тотальном насилии. Основой тоталитарного режимаможет быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террориграет не последнюю роль, представляя собой логическое продолжениетоталитарной пропаганды. Обращенная не к разуму, но к чувствам тоталитарная пропаганда, являясьпо сути насилием над духом, подкрепляется насилием физическим. Двойной гнетразлагает личность, гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишьпочти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха. Такое давление со стороны государства ликвидирует не только любуюоппозицию, но и любую попытку к инакомыслию. "Учение Маркса всесильно потому, что оно верно", - говорил В.И. Ленин.В аналогичном духе рассуждали о своем учении и идеологи нацизма. Вдействительности же идеологии и марксизма-ленинизма, и нацизма были верны,потому что они были всесильны, потому что они опирались на фундаменткарательной террористической машины, мощного пропагандистского аппарата ивсе аксессуары тоталитарно-диктаторского государства. Нацистские лагерясмерти и советский ГУЛАГ составляют сущностную характеристикутоталитаризма. В качестве особых политических конструкций они уникальны всвоей способности комбинировать жестокость с рационализмом, ненормальное снормальным, злое начало с банальным. Отличительная особенность тоталитарного режима состоит в том, что здесьтеррор и страх используются не только как инструмент уничтожения изапугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и какнормальный повседневно используемый инструмент управления массами. С этойцелью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера гражданскойвойны. Террор развязывается без какой-либо видимой причины ипредварительной провокации, его жертвы совершенно невиновны даже с точкизрения того, кто этот террор осуществляет. Так обстояло дело в нацистскойГермании, где террор был развязан против евреев, то есть людей,объединенных определенными общими расово-этническими характеристиками,независимо от их поведения. В Советском Союзе же, в отличие от нацистскойГермании, руководство никогда не признавало, что оно может использоватьтеррор против безвинных людей. В то же время здесь террор не ограничивалсярасовыми признаками, и, отбросив расовые критерии, его объектом мог статьлюбой человек. Тотальность тоталитарного режима в, так сказать, чистом виде состоит нетолько в том, что партия, какая-либо клика или фюрер-вождь устанавливаютвсеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни игосударством, как бы полностью поглощая их, но и в том, что подавляющаямасса населения чуть ли не свято верит в основные цели, установки,ориентации, постулируемые партийным руководством или фюрер-вождем: обестороны как бы слиты в тотальном единстве для достижения универсальнойцели. С этой точки зрения чисто тоталитарными можно считать сталинскийрежим в нашей стране и национал-социализм - в Германии. Следует особо подчеркнуть, что тоталитаризм как особый общественно-политический феномен невозможен без массовой базы, массовости как таковой,растворения отдельного индивида в массе, толпе. В отличие от всех остальныхдвижений и общественных феноменов, тоталитаризм предполагает полную ибезусловную лояльность индивидуального члена общества. Тоталитаризм открылдля себя средства господства и терроризирования людей изнутри. Здесь вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер зависит от масс втакой же степени, в какой они зависят от него, без него они останутсяаморфной толпой, лишенной внешнего представительства, в свою очередь, самвождь-фюрер без масс - ничто. Все это определяет другую важную характеристику тоталитаризма - крайний-схематизм и редукционизм, сводящие все и вся к единственной идее. В целомтоталитарный подход основан на постулате, согласно которому в политикесуществует одна истина. Ее можно назвать политическим мессианством в томсмысле, что она постулирует предопределенный, гармонический и совершенныйпорядок вещей, основанный на идее - истине. Здесь наука и искусство,экономика и политика, философия и промышленность, мораль и отношения междуполами и многое другое направляются одной-единственной ключевой идеей. Сэтой точки зрения суть тоталитаризма - слитность, нерасчлененность,недифференцированность различных структур - социальных, экономических,политических, идеологических и т.д. Здесь биология и генетика, к примеру,перестают быть самостоятельными научно-исследовательскими дисциплинами.Наоборот, они объявляются средствами в руках буржуазии для порабощенияпролетариата и подрыва исторического материализма (у большевиков) или дажеорудием мирового еврейства и коммунизма для подрыва Третьего рейха (унацистов). Поэтому неудивительно, что в тоталитарном государстве речь идетне просто о науке, а о "немецкой", "арийской", "социалистической","марксистской" и иных разновидностях идеологической "науки". Террор нанес огромный ущерб нации, практически уничтожив ее генофонд:представителей интеллигенции, людей науки уничтожали как относящихся кбуржуазии, как "социально-чуждых". Идеология тоталитаризма. Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть,сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарныережимы, прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией исуществуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществеполитическая власть самоценна и ее носители используют идеологию каксредство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного началасамоценна идеология, а политическая власть завоевывается с цельюутверждения этой идеологии. Заблуждение думать, что тоталитаризм держится только на страхе и прямомнасилии. Не менее важную роль играет система социальной демагогии,идеологических иллюзий, манипуляций, с помощью которых затушевываетсяпротивоположность интересов правящей элиты, привязавшей к себе другие элитысистемой "приводных ремней", и общества. В сознание атомизированных массвнедряется всеохватывающая мобилизационная идеология, обращенная не столькок разуму, сколько к чувствам, инстинктам. В коре головного мозга человекасоздается зона устойчивого патологического возбуждения, которая непозволяет ему адекватно воспринимать сигналы окружающей действительности.Ядро тоталитарной идеологии — одна "великая идея", представляемая как ключдля простого решения всех проблем. "Упаковка" такой "сверхценной" идеиможет быть различной — классовой, национальной, расовой, религиозной, нохарактер ее определяют три обязательные черты: — обращенность в будущее. Тяготы сегодняшнего дня рассматриваются лишькак необходимые временные жертвы на пути к "светлому" завтра, доступномутолько носителям "великой идеи" ("а паразиты — никогда!"). — образ "врага". Он злобно ненавидит "великую идею", какие-либосоглашения и компромиссы с ним принципиально невозможны. Этот враг —абсолютно вне моральных норм, он беспредельно жесток, коварен и беспощаден.Что особенно важно — враг вездесущ, у него везде есть тайные приспешники, вт.ч. и среди мимикрирующих под приверженцев "великой идеи". Все неудачи напути к ее осуществлению объясняются кознями этого врага. — идеализация, сакрализация государства, государственной партии, ихлидера — Великого Вождя. Они выражают дух народа, воплощают в жизнь егочаяния и мечты. Поэтому народ должен беззаветно им верить, вручить им своюжизнь и безопасность, неограниченные полномочия по искоренению врагов"великой идеи". Вообще, поскольку все граждане государства являютсячастицами одного общего великого начала (в массах доминируетсверколлективизм "Мы"), то интересы управляемых и управляющих якобыполностью совпадают, какой-либо контроль со стороны общества надгосаппаратом совершенно излишен. Идеологический монизм и закрытость системы Партийному монизму соответствует монизм идеологический, которыйпронизывает всю иерархию властных отношений от главы государства и партиивплоть до самых низших звеньев власти и ячеек общества. Так в сталинскомварианте тоталитаризма мифологизированный марксизм стал идеологическойосновой партийно-государственного тоталитарного режима. Этот марксизмобосновал миф, согласно которому коммунистическая партия, возглавившаяклассовую борьбу трудящихся и угнетенных, начала и совершила пролетарскуюреволюцию и встала на рельсы социалистического строительства, тем самымпроложив путь к светлому будущему -коммунизму. Следовательно, именно ейдолжна принадлежать вся полнота государственной власти. В данном вопросемало чем отличалась позицией руководителей и идеологов фашизма, которыесчитали, что только исключительно национал социалистическая партия вправебыть единственным носителем власти и вершителем судеб Германии. В обеих главных разновидностях тоталитаризма все без исключенияресурсы, будь то материальные, человеческие или интеллектуальные,направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетнего рейха водном случае и светло-голубого коммунистического царства всеобщего счастья– в другом. В отличие от традиционных систем, ориентированных в прошлое,тоталитаризм устремлён в будущее. Единая универсальная цель обуславливаетединую моноидеологию в лице государственной идеологии, и сконструированныена её основе политические ориентации, установки, принципе, которые спомощью разветвлённой сети средств массовой информации и пропаганды, семьи,школы, церкви и т.д. настойчиво внедряются в сознание широцих масс,призванные обосновать и объяснить реальную действительность всоответствующих терминах, преодолеть препятствия, стоящие на путидостижения этой цели, для чего используются все средства. Всё, что несогласуется с единомыслием в отношении данной цели, предается анафеме иликвидируется. В результате все разногласия в обществе расцениваются какзло, которое следует вырывать с корнем. В силу своей органической, связи сполитической борьбой споры тоталитаризма с другими философскими школами,идейными течениями и обществоведческими направлениями неизменно приобреталиполитическое содержание. Это определяло нетерпимость приверженцевтоталитаризма к позициям и аргументам оппонентов - представителей другихтечений и направлений, фантастичность в отстаивании собственных позиций ипринципов. Отсюда провозглашенный большевиками принцип "кто не с нами - тотпротив нас" или "если враг не сдается, его уничтожают". В подобном же духев одном из своих выступлений в 1925 г. Гитлер говорил о том, что в борьбевозможен только один исход: либо враг пойдёт по нашим трупам, либо мыпойдём по его. Тоталитарное государство использовало всё свою мощь для утверждениямифологизированной версии своей идеологии в качестве единственно возможногомировоззрения. Она была превращена, по сути дела, в своего родагосударственную религию со своими догмами, со священными книгами, святыми,апостолами, со своими бого-человеками (в лице вождей, фюреров, дуче ит.д.), литургией и т.д. Здесь государство представляет собой чуть пи несистему теократического правления, где верховный жрец-идеолог одновременноявляется и верховным правителем. Это, по удачному выражению Н. Бердяева,"обратная теократия". Здесь все сводится к тому, чтобы добиться единствачеловека-массы, общества, государства, партии, слитности всех структуробщественного бытия. Тоталитарный вариант утопической политической философии постулируетидентичность индивидуальных и коллективных целей. Обещая, что моральныецели индивидуальных людей будут выполнены по мере выполнения целей народа,нации, страны, государства и т.д., "совершенному обществу, - писал П.И.Новгородцев, - прописывается значение высшей нравственной основы, котораядает человеку и полноту бытия, и смысл существования. Общественное началополучает абсолютный характер. Преданность обществу заменяет религиозныестремления, обетование земного рая ставится на место религиозных чаяний».Отсюда - моральное совершенствование людей неразрывно связано ссовершенствованием общества. Поскольку как индивидуальные, так иколлективные цели носят теологический характер, мораль состоит в выполнениицелей, коренящихся в природе самого субъекта, как она определенасоответствующей идеологией. Подобно средневековым законам индивидуальныецели должны быть найдены, а не сконструированы. Цели отдельного индивидаданы в структуре общества, человека, истории. Индивид не может изменить их,он может лишь приспосабливаться к ним. Тоталитаризм коренится в той илииной разновидности утопической политической философии, преследующей цельморального реформирования с помощью политических или иных средств. Абсолютизация некоторых основополагающих постулатов, сформулированныхна основе капиталистических реальностей середины XIX в.', их экстраполяцияна всю предшествующую историю человечества и на его будущее предопределилиряд серьезных просчетов и сущностных ошибок при реализации марксистскоймодели. К тому же нужно отметить, что заземление, массовизация,"демократизация" любой идеи ведут к потере ее способности саморазвиваться,к приспособлению к усредненной психологии массы, энтропии познавательныхпотенций, прогрессирующей потере научности и достоверности. Пропорциональнорастут нетерпимость и закрытость этой системы, она во все более растущейстепени становится достоянием жрецов, существующих благодаря ей и за еесчет. Марксизм, по сути дела рассматриваемый как завершение всей мировойфилософии, был выведен из-под критики, а его положения сделаны критериямиоценки всех остальных философских систем. Уже Ф. Энгельс и тем болеенаиболее преданные последователи основоположников марксизма заложилипрочный фундамент позиции, ставящей К. Маркса вне критики и тем самым - внеприкосновенного пророка нового учения. "Маркс, - писал, например, Ф.Энгельс, - настолько превосходит всех нас своей гениальностью, своей чутьли не чрезмерной научной добросовестностью и своей баснословной ученостью,что если бы кто-либо попытался критиковать его открытия, он только обжегсябы при этом. Это возможно будет только для людей более развитой эпохи". Темсамым Маркс приобретал как бы статус святого отца "церкви", а егопроизведения - статус священного писания, не подпадающего под общепринятыеправила и нормы рационального критического анализа. Что касается марксизма-ленинизма советского периода, то он приобрел атрибуты фундаментализма с егофанатизмом, буквализмом и эсхатологизмом. Статус религиозной веры с существенными элементами мистицизма и дажеспиритуализма приобрела фашистская идеология, особенно в ее нацистскойипостаси. Ее священными книгами стали работа X. Чемберлена "Основыдевятнадцатого века", которую гитлеровская газета "Фелькишер беобахтер" в1925 г. назвала "евангелием нацистского движения", "Миф двадцатого века" А.Розенберга и др. Разумеется, над всеми ними стояла "Майн кампф" А. Гитлера,предлагавшаяся в качестве идейно-политической платформы "тысячелетнегорейха". Показательно, что почти во всех немецких семьях она выставлялась напочетное место в доме; считалось почти обязательным дарить ее жениху иневесте к свадьбе и школьнику после окончания школы. «Великая идея». "Великая идея" иррациональна и часто мистична, глубоко противоречитдействительности, поэтому для нее смертельно опасны плюрализм, любаякритика, конкуренция с другими идеями и в особенности — объективнаяинформация о положении дел в обществе и в мире. Известно, что тайна,исключительное владение и контроль над информацией — естественная стихия инеобходимое условие существования любой бюрократии. Это условиетоталитаризм доводит до абсурда: устанавливаются режим строжайшейсекретности, жесточайшая госмонополия на информацию и цензура. Напротив,широко развита дезинформационная стратегия, в т.ч. преувеличение любыхдостижений. Публично сообщается лишь то, что способствует закреплению вмассовом сознании постулатов "великой идеи". Мощный пропагандистскийаппарат (агитпроп) выполняет задачу мифологизации этого сознания,программирования мыслей и поведения людей. "Великая идея" превращается вквазирелигию, нуждающуюся в своей церкви. Монопольная партия, помимоосновной задачи (поддержание согласия "в верхах"), выполняет совместно сорганизациями-сателлитами, профсоюзами, молодежными, корпоративными ипарамилитарными структурами функцию "приводного ремня" от элит к "низам".Мощнейший карательный аппарат активно участвует в поддержании императивовгосударственной идеологии и информационной диктатуры, в борьбе против"опасных мыслей" путем физического уничтожения или изоляции их носителей.Однако репрессии систематически обрушиваются и на вполне лояльных режимулюдей. Это создает стойкую атмосферу всеобщей подозрительности. Страхдолжен так глубоко, парализующе влиять на психику, на подсознание, чтобычеловек рефлекторно отталкивал бы даже мысли о противоречиях окружающейжизни. Информационная диктатура открывает колоссальные возможности дляманипулирования сознанием. Заглушаются интересы людей, обычно побуждающиеих к борьбе за социальные и профессиональные требования, чувствосолидарности. В сочетании с деятельностью карательных органов это позволяетпрактически сводить на нет всякие проявления протеста граждан противтоталитарных порядков. Создаются самые благоприятные условия дляэксплуатации государством части трудящихся методами внеэкономическогопринуждения. Реставрируются отношения рабства (труд заключенных) икрепостничества (инфеодализация беспаспортных колхозников в СССР,остарбайтеры в нацистской Германии и т. д.). Возврат к средневековью происходит также в области морали и права.Равенство граждан перед законом на практике отрицается, все населениеделится на несколько сословно-правовых категорий. В целом тоталитаризмможно считать особой формационной флуктуацией, когда происходит реставрацияисторически отживших социальных порядков на новой экономико-производственной и технологической основе. Устойчивость же режимаобеспечивается за счет целенаправленной деформации личности, извращениячеловеческой природы. Недаром абсолютно все тоталитарные режимы в той илииной форме выдвигают цель "создания нового человека". Любой госаппарат (даже в стране с самыми демократическими традициями)стремится максимально расширить свои функции и полномочия, увеличитьконтроль над общественными делами, сокращать гражданский контроль надсобой. Любое государство выступает (хотя бы отчасти) в ролисамостоятельного эксплуататора, т. е. содержит в себе тоталитарныепотенции. Но для их реализации необходима прежде всего вера значительнойчасти граждан в необходимость и благодетельность всеобщего государственногоконтроля за жизнью общества, т. е. "великая идея". Эта идея в любом ееварианте не может быть ни пролетарской, ни крестьянской, ни буржуазной, таккак она по сути не выражает интересов ни одного из массовых слоев общества.Но "великие идеи" легко усваиваются и поддерживаются маргиналами. Чем выше уровень маргинализации общества, тем вероятнее его скатываниек тоталитаризму. Для представителей маргинальных групп особенно характерны культурнаянеукорененность и связанное с этим острое чувство социальныхнеполноценности и отчуждения, гремучая смесь забитости и агрессивности,болезненно-извращенное ("обиженное") восприятие окружающего мира, вера вчудеса. "Великая идея" манит маргинален легкостью социально-психологическойадаптации к реальности: все люди делятся на "своих" и "чужих"; в твоемпечальном положении виновны только враги (буржуи, империалисты, коммунисты,масоны, евреи, неверные и т.п.), сам же ты предназначен к светломунастоящему и будущему уже своей "анкетой" (как пролетарий, ариец, истинныймусульманин и т.д.); необходимо лишь уничтожить врагов ("до основания!"),вверить заботы о себе "родным" партии и государству с их патерналистскимучастием, которые автоматически обеспечат тебе счастливую жизнь, снимут стебя груз социальной, правовой, моральной ответственности в обмен на полнуюлояльность. Культ власти. Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главнымобъектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти — вэтом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказываетсясверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть —имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможностьвысказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду ит.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ниуважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства. Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властныефункции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающиеих огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. Аточнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, чтопроисходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля. Культ власти оказался гораздо жизненнее культа личности. Мы давно уженаучились критически относиться к самовосхвалениям власти, понимаянезначительность или относительность ее реальных успехов. Но считать, чтонаши беды объясняются только тем, что руководство недоглядело, ошиблось,что оно виновно или даже преступно — значит все еще оставаться в пленукульта власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии XX съезда: раньшевласть была плохой, теперь власть будет хорошей, но она как была, так иостанется всесильной. Избавление от тоталитарной мистификации в другом— впонимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессамисамоорганизации общества. Отличия тоталитарной и либеральной идеологий. В своей работе мне бы также хотелось указать отличия либеральнойидеологии от тоталитарной. В основу либеральной идеологии было заложено представление обизначально неизменной природе человека и, соответственно, присущих каждомучеловеку с его рождения правах, неотчуждаемых в пользу государства илилюбой другой общности, если только сам этот человек не нарушает такие жеправа других людей. Именно эти общие принципы, провозглашенныепросветителями, сделали реальностью общество, основанное на свободном трудеи свободном обмене его продуктов, в т.ч. управленческих и административныхуслуг, — общество представительной демократии и рыночной экономики. То естьиз двух исторических тенденций— корпоративизма и житейского индивидуализма— получила наибольшее развитие вторая; индивидуализм был возведен вкритерий общества. Когда каждый человек предоставлен в первую очередьсамому себе, далеко не все нашли должное применение своей свободе ("бегствоот свободы"). В плане социальной защищенности новое "либеральное" обществооказалось для многих людей (особенно "маргиналов") шагом назад. Сталазвучать его критика, поставившая принцип равенства (всеобщей социальнойзащищенности) выше свободы. Для того же, чтобы обеспечить равенство, нужноограничить свободу отдельного человека, не желающего быть, "как все".Значит, необходимо государство, контролирующее все сферы жизни общества.Так возникает тоталитарная идеология, представляющая альтернативнуюпрограмму общественного развития, являющаяся главным инструментом власти(идеократия). По сути тоталитарная идеология — это трансформированные общинно-корпоративные воззрения феодальной эпохи. Но с одним принципиальнымотличием: с требованием равенства внутри всего общества. Ясно, что противчужаков и "врагов" можно и нужно широко применять насилие. Но что делать сбольшинством граждан новой "Утопии"? Ведь нельзя же постоянно применятьнасилие ко всем. Значит, нужно изменить природу человека так, чтобы онполностью отождествлял интересы общества (фактически Государства) со своимиличными интересами, "становился на горло собственной песне". То естьнеобходимо создать "нового человека". В этом и состоит одно из отличийлиберальной идеологии от тоталитарной: просветители настаивали нанеизменности человеческой природы, основную роль просвещения видели не втом, что люди перестанут стремиться к личной выгоде, а напротив, в том, чтоони научатся определять, в чем именно состоит эта выгода и как наилучшимобразом ее обеспечить. Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякуюспособность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторойпервичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела у нас существенноновую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировуюсоциалистическую революцию, ведущую к коммунизму — царству социальнойсправедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужилаосновой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи“непогрешимого вождя” и “образа врага”. Народ воспитывался в духепреклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливостькаждого его слова. Под влиянием феномена “образ врага” распространяласьподозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей,росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха.Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее всознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам истраха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость книзкому уровню жизни и бытовой неустроенности — все это оправдывалонеобходимость противостояния “врагам народа”. Вечной борьбой с “врагаминарода” в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность,направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельностисуждений. Конечной “сверхзадачей” всей этой чудовищной деятельности былосоздание системы террора страха и формального единомыслия. Закономерно, что целью уже установившегося режима являетсяраспространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансиятаких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями иэкономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочейсилы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии. Заключение. Вообще, дилемма "личность — общество" изначально присуща историческомуразвитию человечества (и очень вероятно, любой форме Разума), посколькуносителем Разума является личность, но сформироваться и функционировать какноситель Разума она может лишь в общении с другими такими же личностями.Современная цивилизация обеспечивает все большее признание приоритетаинтересов личности перед интересами общества (нации, класса, "всеготрудового коллектива" и т.д.), олицетворяемого Государством, признаниетого, что ограничением для свободы каждого человека может быть лишь свободадругих людей. Но нам, бывшим "простым советским людям", особенно легкопредставить себе, что в истории человечества мог (и даже еще может) бытьсделан выбор не в пользу Личности, а в пользу Общества "муравейника". Проблема тоталитаризма — это, по сути, глобальная проблема. Любойтоталитарный режим, даже в небольшой и далекой стране, в наш атомный векпредставляет собой серьезную угрозу всему человечеству. Поэтому на сменупринципу невмешательства во внутренние дела других государств должныприйти— применительно ко всем странам мира без исключения — принципыприоритета прав человека и законности международного вмешательства вслучаях массовых и систематических нарушений этих прав. Устранение угрозы тоталитаризма — это в значительной мере проблемаликвидации огромного разрыва в уровнях социально-экономического развития вмире, предоставления отсталым странам и регионам возможностей подтягиваниядо уровня передовых, предупреждения войн, экологических катастроф. В этихцелях необходимо максимальное объединение усилий всего человечества. Международное сообщество должно официально признать опасность для деламира распространения любых тоталитарных доктрин, т.е. доктрин, отрицающихсамоценность личности, объявляющих приоритет любых общественных групп,которые выделяются по "анкетным" признакам (принадлежность к нации, расе,классу, религии и т.д.), отвергающих политический плюрализм, нетерпимых кинакомыслию. Если всякое государство несет зло, то Абсолютное Государство порождаетабсолютное зло. Поэтому необходимо сводить государство к допустимомуминимуму. Государственное регулирование, столь необходимое длямодернизации, не должно вести наше посттоталитарное общество к новым формамего огосударствления. Жесткий контроль за государственным аппаратом можетобеспечить только гражданское общество. Его формирование — основнаягарантия от тоталитарного перерождения. Самое главное: путь к тоталитаризму и пути к свободе заложены в самойнашей природе. То, куда мы идем, есть результат прежде всего нашего личногонравственного выбора. Литература: 1. Агаев С.Л. Гитлеризм, сталинизм, тоталитаризм: реальности и понятия. Полис, 1995, №3 2. Баллестрем К. Г. Апории теории тоталитаризма. Вопросы философии, 1992, № 5. 3. Гаджиев К.С. Тоталитаризм: политический аспект. Политическая наука, Москва, СОРОС – Международные отношения, 1994. 4. Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня,… завтра? Полис, 1998, №4. 5. Моисеев Н. Агония: размышления о современном тоталитаризме. Свободная мысль, 1999, №5. 6. Оруэлл Дж. «1984». Москва, Прогресс, 1989. 7. Рассоха И.Н. Тезисы о тоталитаризме. Полис, 1995, №2.




Похожие:

Тоталитаризм: происхождение и сущность iconТоталитаризм сущность и особенности
Сша политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура,...
Тоталитаризм: происхождение и сущность iconТоталитаризм сущность и особенности

Тоталитаризм: происхождение и сущность iconТоталитаризм: сущность и особенности

Тоталитаризм: происхождение и сущность iconТоталитаризм: сущность и проявления

Тоталитаризм: происхождение и сущность iconТоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры

Тоталитаризм: происхождение и сущность iconСущность и происхождение искусства

Тоталитаризм: происхождение и сущность iconСознание: происхождение и сущность

Тоталитаризм: происхождение и сущность iconГосударство: происхождение и сущность

Тоталитаризм: происхождение и сущность iconПроисхождение, сущность и функции денег

Тоталитаризм: происхождение и сущность iconПроисхождение, сущность и типы государств

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы