|
Е.Е. Вяземский, доктор педагогических наук, профессор Методические рекомендации для педагогов по изучению курса новейшей истории России в аспекте проведения политико-экономических преобразований в России в начале 1990-х гг. (с использованием книг Е.Т. Гайдара «Смуты и институты» и «Государство и эволюция») Содержание Часть 1. Чем ценны книги Е.Т. Гайдара «Смуты и институты» и «Государство и эволюция» для осмысления политико-экономических преобразований в России в начале 1990-х гг. в контексте как российской, так и мировой истории? Часть 2. Методическая стратегия изучения курса новейшей истории России в аспекте проведения политико-экономических преобразований в России в начале 1990-х гг. Часть 3. Тематическое планирование курса новейшей истории России в аспекте проведения рыночных преобразований в России в 1991–1992 гг. для изучения на профильном (углубленном) уровне с использованием книги Е.Т. Гайдара «Смуты и институты». Часть 4. Методические рекомендации педагогам по изучению курса новейшей истории России в аспекте проведения политико-экономических преобразований в России в начале 1990-х гг. с использованием книги Е.Т. Гайдара «Государство и эволюция». Часть 5. Рекомендуемые формы учебных занятий (на примере изучения укрупненной темы «Становление новой российской государственности» и темы «Либерализация экономики в России в начале 1990-х гг.») Часть 1. Чем ценны книги Е.Т. Гайдара «Смуты и институты» и «Государство и эволюция» для осмысления политико-экономических преобразований в России в начале 1990-х гг. в контексте как российской, так и мировой истории? Книги Е.Т. Гайдара «Смуты и институты» и «Государство и эволюция», объединенные в одном издании, входят в состав серии монографических публикаций по актуальным проблемам отечественной истории конца ХХ – начала ХХI вв., подготовленных к печати ведущими отечественными учеными-историками и экономистами. Предлагаемые монографии полезны не только для повышения профессиональной компетентности учителей истории и обществознания путем самообразования и в системе повышения квалификации педагогов-историков. Работы Е.Т. Гайдара могут стать основным учебным пособием для элективного курса по теме «Политико-экономические преобразования в России в начале 1990-х гг.» и дополнительным пособием для изучения новейшей истории России конца ХХ в. на профильном уровне. В книгах «Смуты и институты» и «Государство и эволюция» рассматриваются глобальный исторический контекст, теоретические основы и практика проведения в России политико-экономических преобразований, которые все еще вызывают в обществе неоднозначное отношение. Е.Т. Гайдару на основе обобщения огромного фактического материала удалось осмыслить конкретные, в том числе и тактические вопросы политико-экономической жизни России в начале 1990-х гг. в общем контексте как российской, так и мировой истории. На основе изучения зарубежной и отечественной истории, истории локальных цивилизаций, анализа политико-экономических процессов в переломные эпохи известный ученый предложил свои версии ответов на актуальные для российского общества вопросы: 1). Каковы сущностные проблемы и определяющие социальные инварианты трансформации общества, экономики России в переходную эпоху; 2). Каково соотношение политической власти и собственности с учетом общемировых тенденций и особенностей отечественной истории, специфики России; 3). Какова сущность политического выбора пути развития России в переходную эпоху, определившего перспективы жизни последующих поколений. Е.Т. Гайдар обоснованно показал, что политический выбор пути развития России в переходную эпоху начала 1990-х гг. происходил повсеместно и постоянно, отражаясь в дискуссиях об инфляции и неплатежах, проценте межбанковского кредита и военном бюджете, геополитических интересах России и соглашении с НАТО, медицинском страховании, борьбе с коррупцией, политике в области образования, дискуссиях об антисемитизме, об отношениях церкви и государства, и воплощался во всем спектре политической жизни страны1. На конкретном фактическом материале Е.Т. Гайдар продемонстрировал, что сущность происходящих конфликтов связана с переделом собственности, с приватизацией, которая в России приобрела характер «номенклатурной». При этом «номенклатурная приватизация» – явление не уникальное, ее можно считать мировым феноменом социально-политического развития. Корни конфликтов, сотрясавших российское общество в начале 1990-х гг., определялись вековыми тенденциями развития экономики России, соотношением власти (государства) и общества, процессами в сфере собственности в России в ХVIII–ХIХ вв. Заслуга Е.Т. Гайдара как ученого и эксперта-аналитика состоит в том, что он выявил и раскрыл социально-психологические, политико-экономические, конкретно исторические основы стратегического выбора, который совершило руководство страны в начале 1990-х гг., избрав курс на восстановление частной собственности, институтов гражданского общества, проведение соответствующих политических преобразований. Ценность книг «Смуты и институты» и «Государство и эволюция» также в том, что их автору на огромном фактическом материале удалось проанализировать соотношении в России власти и собственности в историческом аспекте, что позволило продемонстрировать различие интересов бюрократии и широких слоев народа, ярко проявившихся в ходе горбачевской перестройки и последующих рыночных реформ в России. Е.Т. Гайдар убедительно показал, какие именно социальные интересы (прежде всего интересы элиты) определяли важнейшие поворотные моменты в истории дореволюционной России ХVIII–ХIХ вв. и истории России ХХ в. Предлагаемый ученым путь развития страны состоит в том, чтобы отказаться от обожествления государства, осознать его историческую природу и ограниченность возможностей. Е.Т. Гайдар на исторических примерах показал, почему не стоит верить заявлениям со стороны бюрократии о том, что государство может решить за нас все наши проблемы. Осуществленное автором историко-экономическое исследование приводит к выводу о неэффективности государственной экономики в сравнении с экономикой частной. Е.Т. Гайдар предлагает взрастить в России институты демократии и гражданского общества, зрелость которых может заставить бюрократию работать на благо народа. Можно полностью согласить с автором в том, что у России есть шанс не стать слаборазвитой страной, а занять достойное место среди развитых демократий. Но для этого и в элите, и в обществе должно вызреть понимание гибельности для страны кланового капитализма, исторического тупика, связанного с воспроизводством «номенклатурного капитализма» как системы. Особую ценность книги «Смуты и институты» и «Государство и эволюция» представляют для тех, кто хочет изучить новейшую историю России на переломном этапе ее развития на профильном, то есть углубленном уровне. Работы Е.Т. Гайдара помогут педагогам-историкам и обществоведам освоить современные способы изучения курса новейшей истории России с учетом его содержательной специфики – в частности, осмыслить вопросы политико-экономического характера, исторических предпосылок и особенностей проведения рыночных реформ в России, в которых Е.Т. Гайдар является бесспорным авторитетом. Книги будут полезны педагогам-историкам и обществоведам в осмыслении дискуссионных проблем, связанных с анализом, интерпретациями и оценками основных тенденций развития экономики России в конце ХХ в., роли политических лидеров, особенностей переломных этапов в истории. Знания о политико-экономических процессах, тенденциях, включая проблему соотношения власти и собственности в историческом аспекте, – важнейшее условие выбора адекватной стратегии модернизации экономической и политической сфер современной России. В этом смысле книги Е.Т. Гайдара становятся ценным ресурсом для педагогов, инструментом для социализации школьников, заинтересованных в познании современных процессов в обществе, их приобщения к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, что является фундаментальной целью социально-гуманитарного (исторического и обществоведческого) образования2. Книги «Смуты и институты» и «Государство и эволюция» будут полезны педагогам и подготовленным старшеклассникам в процессе формирования экспертно-аналитической компетенции, которая возникает на основе работы с историческими источниками разных типов – авторским текстом, историческими документами, мемуарами непосредственных участников событий, государственной статистикой, периодикой. Для организации познавательной деятельности учащихся очень важны имеющиеся в монографиях Е.Т. Гайдара данные экономической статистики, биографические детали, исторические портреты крупнейших политических деятелей, принимавших судьбоносные для нашей страны и мира решения, определившие политический курс России на рубеже веков. Эти материалы представляют особую ценность для организации интерактивного обучения в форме дискуссий, деловых и ролевых игр. Книги Е.Т. Гайдара позволят педагогам реализовать принципы педагогического диалога, вариативности подходов, деятельностного характера обучения в современной школе. Содержание книг не противоречит целям подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, другим аттестационным процедурам (включая подготовку исследовательских проектов, формирование портфолио учащихся). Изучение истории России с использованием книг Е.Т. Гайдара даст возможность учителю при условии продуманной педагогической стратегии создать в классе творческую атмосферу, способствующую осмыслению противоречивой отечественной истории конца ХХ в. и тем самым реализовать цели и задачи современного исторического и обществоведческого образования, сделать их личностно значимыми для каждого учащегося. Научно-библиографический аппарат монографий позволит педагогам, студентам и школьникам планировать разные формы самостоятельной работы с названными Е.Т. Гайдаром историческими источниками, даст возможность расширить понимание специфики исторического развития России на рубеже ХХ–ХХI вв., будет способствовать осмыслению дискуссионных вопросов переломного этапа истории России. Часть 2. Методическая стратегия изучения курса новейшей истории России в аспекте проведения политико-экономических преобразований в России в начале 1990-х гг. При проектировании стратегии изучения политико-экономических аспектов курса новейшей истории России конца ХХ в. с использованием книг Е.Т. Гайдара «Смуты и институты» и «Государство и эволюция», а также при выборе конкретных форм учебных занятий педагогам первоначально необходимо определить цели и задачи общего курса новейшей истории России профильного уровня (или элективного спецкурса по теме «Политико-экономические преобразования в России в начале 1990-х гг.»), уточнить сквозные содержательные линии, сформулировать аксиологические (ценностные) акценты, определить предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты, которые должны быть достигнуты при изучении курса. При этом условии будет методически обоснованным проектирование структуры и содержания курса (спецкурса) в целом и конкретных форм учебных занятий. Методические компоненты общей стратегии изучения курса обычно формулируются в двух ключевых документах: а) авторской программе учебного курса; б) тематическом планировании. В планировании определяется количество часов, отводимых на каждый раздел, раскрывается основное содержание занятий, дается перечень ключевых вопросов для изучения и указываются формы познавательной деятельности, которые наиболее эффективны при изучении учебного материала. Существует несколько видов тематического планирования и календарных планов, каждый из которых соответствует определенным запросам, условиям, педагогическому стилю учителя. Теоретические и практические рекомендации учителям истории по разработке тематического планирования и поурочного календарного плана приведены нами в «Настольной книге учителя истории».3 Основным структурно-содержательным компонентом планирования является тематический блок. Под тематическим блоком мы понимаем систему учебных занятий, объединенных общей темой и целевой установкой, внутри которого происходит не механическое прибавление одного занятия к другому, а логически обоснованное наращивание знаний и умений учащихся, формирование компетенций школьников. При составлении простого тематического планирования рекомендуем следующую структуру:
Ниже предлагаем примерное тематическое планирование учебного курса новейшей истории России в аспекте проведения рыночных преобразований в России в 1991–1992 гг. на основе книги Е.Т. Гайдара «Смуты и институты», а также методические советы по изучению курса новейшей истории России в аспекте проведения политико-экономических преобразований в стране в начале 1990-х гг. на профильном (углубленном) уровне с использованием книги Е.Т. Гайдара «Государство и эволюция». Часть 3. Тематическое планирование курса новейшей истории России в аспекте проведения рыночных преобразований в России в 1991–1992 гг. для изучения на профильном (углубленном) уровне с использованием книги Е.Т. Гайдара «Смуты и институты». Книга Е.Т. Гайдара «Смуты и институты» состоит из 4 смысловых частей: – Введение. – Глава 1. Политэкономия смуты. Историческая ретроспектива. – Глава 2. Русская революция: жизнь без государства. – Глава 3. Крах СССР. Для изучения истории рыночных преобразований особенно полезна третья глава книги. Первую и вторую главы мы рекомендуем изучить обзорно, в обобщенной форме. В качестве центральной темы спецкурса «Рыночные преобразования в России в 1991–1992 гг.» или соответствующего раздела профильного курса новейшей истории России предлагаем взять начальный этап проведения в России в конце ХХ в. рыночных реформ в условиях краха коммунистического режима. При изучении этого курса (спецкурса) в названной конфигурации он может иметь следующую структуру. – Введение. – Раздел 1. Историко-теоретические аспекты соотношения власти и собственности в исторической ретроспективе. – Раздел 2. Революция в России (1917–1922 гг.): новое соотношение власти и собственности. – Раздел 3. Крах СССР. Начало рыночных реформ в России. – Итоговое обобщение. При таком подходе первый и второй разделы спецкурса имеют вводный историко-теоретический характер и изучаются обзорно. Третий раздел спецкурса становится его основной содержательной частью. В планировании определяется количество часов, отводимых на каждый раздел, раскрывается основное содержание занятий, дается перечень ключевых вопросов для изучения и указываются формы познавательной деятельности, которые наиболее эффективны при изучении учебного материала. Объем учебного времени зависит от целей изучения раздела курса и ресурсов учебного плана; преподаватель в зависимости от педагогических условий может изменять объем времени на изучение раздела. Введение. Объем учебного времени – 2 ч. Основное содержание темы: – Цель и задачи курса новейшей истории России в конце ХХ в. и спецкурса «Рыночные преобразования в России в 1991–1992 гг.». – Сквозные проблемно-предметные линии и ключевые вопросы курса. – Революционные кризисы, порождающие институциональный вакуум. – Институты, определяющие экономическую жизнь страны, – соотношение между людьми, государством, организациями. – Рыночные институты, включая правовую структуру, обеспечивающую соблюдение законодательства; кодифицированные права собственности; торговый, гражданский и налоговый кодекс, банковскую систему; структуру государственного регулирования; валюту как средство обращения. – Основные научные подходы к оценке эффективности, стратегических последствий начального этапа рыночных реформ в России в конце ХХ в. – Обзор источников по истории экономических преобразований в России в конце ХХ в. Формы познавательной деятельности: – Обсуждение вводной лекции учителя в форме управляемой дискуссии. – Работа с текстом книги Е.Т. Гайдара «Смуты и институты» (введение, структура, основные идеи, выводы). – Анализ корпуса источников (основные и дополнительные источники из хрестоматий, справочников, периодики). Ключевые вопросы: 1. Какие институты определяют экономическую жизнь страны? 2. Стабильность общественных институтов как условие их эффективности и необходимость развития общества, что предполагает изменение этих институтов. 3. Институты, обеспечивающие экономический рост. Сочетание стабильности и гибкости, риски, связанные с делегитимацией традиций. Раздел 1. Историко-теоретические аспекты соотношения власти и собственности в исторической ретроспективе. Объем учебного времени – 3–6 ч. Тема 1. Смуты в аграрных обществах – крушение и восстановление привычных порядков. – Способ социальной организации аграрных обществ до начала современного экономического роста на рубеже ХVIII–ХIХ вв. Традиции как инструмент обеспечения порядка. – Уровень централизации власти в аграрных обществах. Централизованные и феодальные аграрные государства. – Централизованное аграрное государство с развитым бюрократическим аппаратом в России в ХV–ХVI вв. – Крестьянские войны («смуты») в аграрных обществах. Смута в России в начале ХVII в. – Аграрный Китай – бюрократическая империя. Крестьянские войны («смуты») в Китае как органическая часть династического цикла. – Общие черты развития событий во время смуты в разных странах и в разное время. – Тяготы жизни во время смуты как причина восстановления старого порядка. Тема 2. Революции – утверждение новых институтов. – Формирование институтов права и собственности в городах-государствах Западной Европы в ХI–ХII вв. – Институциональные изменения в странах Западной Европы к началу ХVIII в. как основа для экономического роста. – Традиции как «становой хребет» европейского мира. Трансформация отношения населения к новшествам. – Роль традиций в революциях ХVII–ХVIII вв. – голландской, английской, американской. – Отличие революций от смут в аграрных обществах. Смуты заканчиваются восстановлением традиционных институтов, а в ходе революций укореняются новые институты, изменяются основы общественного устройства. Тема 3. Проблемы обществ с рухнувшими институтами. – Проблемы, с которыми сталкиваются общества, где важнейшие для организации жизни установления рухнули, а новые не сформировались (проблемы общества в период деинституционализации). – Сохранение института монополии органов власти на применение насилия как условие сохранения стабильности режима. Подавление гвардейскими частями попытки вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 г. – Нелояльность армии как угроза режиму. – Правоохранительная система в период деинституционализации. – Феномен многовластия. Погружение страны в анархию. Изменения отношений собственности. Финансовый кризис как результат деинституционализации. – Нарушение продовольственного снабжения городов в условиях финансового кризиса. – Сопротивление крестьянства попыткам изъять продовольствие с помощью силы. Крестьянские восстания. Голод. Рост политической нестабильности. – Стабилизация новых институтов как задача власти. Формы познавательной деятельности: – Лекции учителя по ключевым проблемам темы. Систематизация лекционного материала. – Обсуждение ключевых проблем в форме управляемой дискуссии. – Работа с текстом книги Е.Т. Гайдара «Смуты и институты» (глава 1 «Политэкономия смуты. Историческая ретроспектива»). – Анализ основных и дополнительных источников из хрестоматий, фрагментов периодики, данных статистики. – Выявление и обсуждение ключевых проблем, стоявших перед руководством страны. – Составление списка проблем, с которыми сталкивалась власть в период краха институтов государства. – Сообщения, рефераты. Сравнительная характеристика революций в России в 1905–1907 гг. и в 1917 гг. Ключевые вопросы и задания: 1. В чем заключаются принципиальные отличия последствий крестьянских войн (смут) от революций? 2. Какие общие черты имели революции ХVII–ХVIII вв. (голландская, английская, американская)? 3. Назовите характерные черты и процессы периодов деинституционализации. 4. Сравните последствия русских революций 1905–1907 гг. и 1917 гг. Раздел 2. Революция в России (1917–1922 гг.): новое соотношение власти и собственности Объем учебного времени – 8 ч. Тема 4. Крах Российской империи. Переход армии на сторону восставшего народа. – Проблема взаимосвязи продовольственного снабжения Петрограда в феврале 1917 г. с последующими революционными событиями. – Разложение российской армии в 1917 г. Позиция российской армии в июльских событиях 1917 г. Позиция гарнизона Петрограда осенью 1917 г. Отказ солдат стрелять в толпу. Разложение и развал германской и австро-венгерской армий осенью 1918 г. – Роль немногочисленных, но боеспособных армейских частей в российской революции 1917 г. – Роль латышских частей, чехословацкого корпуса в российской революции 1917 г. Ключевая роль латышских частей в разгоне Учредительного собрания в январе 1918 г., в подавлении восстания левых эсеров в июле 1918 г. – Начало формирования Красной Армии весной 1918 г. |
![]() | «Очерки Русской Смуты» Трагедия России глазами вождя Белого Движения (мемуары А. И. Деникина Очерки русской смуты) | ![]() | Россия в период смуты |
![]() | Введение Социальные институты: сущность, структура и функции Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения,... | ![]() | Продукты смуты Андрей фурсов, директор Института русской истории рггу, член Экспертного совета «ПЖ» |
![]() | Россия в период смуты Народное движение под предводительством К. Минина и Д. Пожарского за спасение Отечества. Земский собор 1613 г | ![]() | Лекция Социальные институты. Контроль и девиация Институты возникают как результаты действий людей, оформляются нормативно и культурными образцами (институализация) и далее выступают... |
![]() | Школа – вуз: возможности сотрудничества по актуальным направлениям Прежде всего, это открытость сферы образования перед обществом. Сегодня гораздо более активное участие в развитии образования проявляют... | ![]() | Вопросы к экзамену по социологии специфика социологии как науки, ее объект и предмет Социальные институты как элементы социальной структуры, основные и неосновные социальные институты |
![]() | Вопросы к экзамену по истории 9 кл. II полугодие. (профильная подгруппа) Причины Смуты. Основные события Смутного времени 1605-1607 (включая восстание Болотникова) | ![]() | А. Е. Шаститко, С. Б. Авдашева, М. А. Овчинников Конкуренция и стратегии представителей среднего класса: постановка проблемы Вместе с тем наличие спроса на такие институты со стороны различных общественных групп неоднозначно. Кроме того, внутри выделяемых... |