Принятие христианства на Руси и его историческое значение icon

Принятие христианства на Руси и его историческое значение



НазваниеПринятие христианства на Руси и его историческое значение
Дата конвертации03.07.2012
Размер263.02 Kb.
ТипРеферат
Принятие христианства на Руси и его историческое значение


Принятие христианства на Руси и его историческое значение Содержание стр.1. Русь языческая ……………………………………….. 22. Крещение Руси князем Владимиром ………………... 73. Историческое значение принятия Русью христианства ………………………………………... 164. Список использованной литературы ………………… 18 1. Русь языческая До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространственашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все былодико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобнозверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселеннуюбедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начаткигражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии,варягами, около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян,как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому,оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятияхристианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери,убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными ивраждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своихместех, владеюще кождо родом своим». Задолго до нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут«отцом истории», посетил северные берега Черного моря; верным взглядомпосмотрел он на страну, на племена, в ней живущие, и записал в своейбессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала имприрода страны. Прошло много веков, несколько раз племена сменялись однодругим, образовалось могущественное государство, но явление замеченноеГеродотом остается в силе: ход событий постоянно подчиняется природнымусловиям. Более полное описание племен, обитавших на территории древней Руси,можно найти у Н. М. Карамзина. Он пишет: «Многие славяне, единоплеменные слехами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевскойгубернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло вдревней России, но сделалось общим именем лехов, основателей государствапольского. От сего же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главамирадимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа вМогилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской.Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынскойгубернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи итивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей;белые хорваты в окрестностях гор карпатских; северяне, соседы полян, наберегах Десны, семи и сулы, в Черниговской и Полтавской губернии; вМинской и Витебской, между Припятью и Двиною западною, дреговичи; вВитебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра иВолги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные сними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемыеславяне, которые после рождества Христова основали Новгород».
Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какоеоказывает она на народный характер. Об этом говорил С. М. Соловьев всвоих сочинениях. Он считал, что «Природа роскошная с лихвоювознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последнего,как телесную, так и умственную. . . Природа более скудная на свои дары. . . держит человека всегда в возбужденном состоянии: его деятельность непорывиста, но постоянная; постоянно работает он умом, неуклонно стремитсяон к своей цели; понятно, что народонаселение с таким характером в высшейстепени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта,подчинить своему влиянию племена с характером противоречивым». С другойстороны, щедрая природа развивает в народе чувство красоты, здесьгосподствует стремление к искусству, в таком народе женщина не может бытьисключена из общества мужчин. Но среди природы относительно не богатой,чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельстваххарактер народа является более суровым, склонным более к полезному, чем кприятному. Все это приводит к исключению женщины из общества мужчин, что,разумеется, приводит к еще большей суровости нравов. Все сказанноеприлагается в известной мере к историческому различию в характере южного исеверного народонаселения Руси. При изображении нравов и обычаев славян, было замечено, что родовойбыт обусловливал между ними вражду, на что указывает летописец: «как скоро,- говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды,то есть беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бывсе согласились исполнять, не было власти, которая принудила бы ослушниковк исполнению принятого устава». О быте восточных славянских племен летописец оставил нам следующееизвестие: «Каждый жил своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владелродом своим». И ещё: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах,болота; в домах своих они устраивают многие выходы, на всякий опасныйслучай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнегоснаружи, но живя, как разбойники». Славяне жили в деревянных избах,находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто переменяли местожительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствиямибеспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц,и от нашествия чуждых народов. Языческие верования наших предков вообще мало известны. Как и всеарийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почиталипредков. Племенные, языческие верования были, как правило, основаны нанепонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил.Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, сособенностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтомусерьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементыверования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам горплемена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись наравнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религиипоказывала самая активная часть общества: воины и купцы. Крещение отдельныхвлиятельных людей способствовало знакомству всего населения схристианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победахристианского народа над язычниками. Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепостиязыческое миросозерцание наших предков должно было легко уступатьпосторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своимсуевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов -"волхвов" и "кудесников", - то тем более должна была влиять христианскаявера на тех славян, которые могли ее познать. Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: пригосподстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, иотнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религиявосточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийскихплемен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы идушам усопших, родовым домашним гениям. Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалосьсерьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизнидуховной. Значительным событием в ранней истории большинства европейскихнародов стало их приобщение к христианству. К концу IX века область России вследствие природного влиянияразделилась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке,находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Донуи Волге; племена, жившие на северо-западе, должны были подчинятьсязнаменитым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим сберегов Скандинавии. Около 862 года, как говорит летописец, племена,платившие дань варягам, изгнали последних за море. Состоящая из различных северогерманских, славянских и финскихэлементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. сталапревращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т. е.религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских иславянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принималинемногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговли схристианами-греками (профессии воина и купца в то время очень частосовпадали). Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они многовремени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии,где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы схристианской верой. В Х-ом веке продолжалось постепенное формирование русскойгосударственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы,связанные с расширением влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя кпокорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороныперманентная внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшегоскладываться молодого феодального государства. В этой связи вся стремительная деятельность Великого Князя Святослава(отца Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам,или неосознанным стремлением пренебречь ею (как об этом говорится внекоторых местах летописи). Наоборот - все было рассчитано на решениебольших государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечениибезопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (онперестал существовать после волжско-хазарского похода). Вторая задача -создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского(Черного) моря (в содружестве с Болгарией) - выполнена не была, т. к. здесьРуси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги. Борьба с печенегами стала в Х в. насущной потребностью Руси. Всяплодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, былаобращена к степям, была открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихсяпо русской равнине на "месяц конного пути" от Дуная до Жигулей. Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угонунаселения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не толькогосударственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоямобщества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, долженбыл стать народным героем, действия которого воспевались в былинах. Такимкнязем оказался побочный сын Святослава - Владимир. В г. Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил всередине Х в. некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей княгиниОльги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю. Во всякомслучае, в былинах сохранилась память о том, что он был при княжеском дворе"конюхом да приворотчиком", а позже стал придворным - " стольничал-чашничалдевять лет". Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родилсясын Владимир (год рождения неизвестен), которого долго потом корили егопроисхождением, называя "робичичем" и "холопищем". Воспитателем при нем истал родной дядя Добрыня. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но передочередным и как потом окажется трагическим походом 970 г., Святослав решилпосадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, аОлегу - Древлянская земля. В то же время Новгородцы, недовольные, можетбыть, властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы ондал им сына своего в правители. Ни Ярополк, ни Олег не согласились княжить в Новгороде. Тогда Добрыняпредложил Новгородцам просить в князья Владимира. Так юный "робичич" сталкнязем-наместником в Новгороде. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческоевоспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжитьСвятослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимиркняжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме затеремным двором: деревянного Перуна с серебренной головой и золотыми усами,затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,называя их богами. . . И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под980 г.). В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год)решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу изхристианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, иразъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровьмучеников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн,а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи. Понять превосходство христианства над язычеством, и стать христианиномкнязю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона,обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться схристианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмыи совершались богослужения на славянском языке. 2. Крещение Руси князем Владимиром Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира естьнесколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принялкрещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес " Крыму). Цепь событий, непосредственно предшествовавших принятию христианствана Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописныелегенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что княземВладимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов."Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущихГурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось емуненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. «Вино,сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него». Послынемецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя иничтожности идолов. Князь ответил им: «Идите обратно, отцы наши непринимали веры от Папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? "ВИерусалиме, ответствовали проповедники: но бог во гневе своем расточил наспо землям чужим". «И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других?», -сказал Владимир: «Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества».Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув в немногих словах другиеверы, рассказал Владимиру все содержание библии. . . и в заключение показалему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, игрешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал:"Благо добродетельным и горе злым!" «Крестись, - ответствовал Философ - ибудешь в раю с первыми". Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы теузнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрениемотозвались обо всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали,что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: ”Мы непомнили, где мы находились на земле или на небе”. Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение,на что получил ответ: ”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел наХерсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его,Владимир послал послов к Василию и Константину с предложением отдать ихсестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить кКонстантинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за негоотдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послалиее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, товылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и далему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился отслепоты. Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорскимдомом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если быон рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бытакое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал. Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог ВасилиюII сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж засеверного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и,захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной,многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. Спустя два года после собственного крещения, Владимир (в крещенииВасилий) решился приступить к крещению народа, "обратить всю Землю вхристианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не толькорелигиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственнымисоображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение квысокой культуре христианских народов и более успешное развитие своейкультурной и государственной жизни. Прежде чем делать это, он решился войтив сношения с греками, так как для будущей русской церкви нужна былаиерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но онпоступил иначе: отправился войной на греческий город и только в качествепобедителя завязал с греками сношения. По возвращении в Киев Владимирприступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных. Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение вхристианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианствокак государственную религию; отказ от крещения в таких условиях былравнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезныхоснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных изападных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие вмногоязычной, многоплеменной среде. Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси.Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991).Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян,возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в городсына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религиюпредков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской иРостовской земель. Причиной столь враждебного отношения являетсяприверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городахсложились элементы религиозной языческой организации (регулярные иустойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных,западных городах и сельской местности языческие верования существовали,скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия. Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев былонастороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианскаярелигия рассматривалась как угроза политической автономии северных ивосточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и былобезграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший вНовгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазахнасильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником,поправшим исконные вольности. В сельской местности сопротивление христианству было не стольактивным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей,огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда ужепроникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешногоосуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимуюпомощь, особенно в деле организации церковного управления и развитиядуховной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскимиимператорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев ссупругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный градразличную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимирприступил к официальному введению христианства на Руси. Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольнохаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Этосоединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозногопочитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждалисьвосточные славяне в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством.Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночествасреди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природызаставляли людей искать объединения. Вокняжевшись в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу,стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровнягосударственной религии. Но попытка превращения язычества в государственнуюрелигию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворилаВладимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявлениякровавого культа воинственного бога. Христианство, если можно так выразиться, было следующим послеязычества этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столькосвоей религиозной сущностью, сколько той классовой идеологией, котораянаслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такуюже первобытность, как и верования древних славян. Христианские миссионерыне приносили с собой ничего принципиально нового; они несли лишь новыеимена для старых богов, несколько иную обрядность и значительно болееотточенную идею божественного происхождения власти и необходимостипокорности ее представителям. По преданию, первым проповедником христианства был Андрей Первозванный- один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванныйИисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморскимнародам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшемформу буквы "Х" (Андреевский крест). Уже в "Повести временных лет"рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерскойдеятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгородуи благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскомуобычаю хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (иРоссия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русскойгосударственности. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и дажевеков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколенийсвященнослужителей. Элементы языческого сознания обладают большойустойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряженияВладимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом. Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианскийидеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощаяразбойников; раздавал питание неимущим. Принятие христианства способствовало широкому распространению на Русиграмотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной сгреческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен ВладимираСвятого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средствомраспространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки ЯрославаМудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числемонастырские и частные. Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич,который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети",князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии";"богат был. . . книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописныекниги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли толькосостоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняетсявлиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русскогообщества к вопросам христианской веры, нравственности и тем, что русскимиписателями в то время были в основном лица духовные. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились еегосударственные и культурные связи не только с Византией, но и сБалканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак сгреческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецкимимператором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире сокрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и сАндрихом Чешским. И были между ними мир и любовь". Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами приЯрославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки.Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королемГенрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - заГеральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимирбыл женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире. В языческое время на Руси было лишь одно общественное различие: людиделились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные называлисьмужами; рабы носили название "челядь" (в единственном числе холоп, роба).Положение рабов, очень многочисленных, было тяжко: они рассматривались какрабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственногоимущества, не могли быть свидетелями в суде, не отвечали за своипреступления пред законом. За них ответствовал господин, который имел правожизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам, как хотел. Свободныелюди находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найти себезащиту только у своего господина; когда же господин его отпускал на волюили прогонял, раб становился изгоем и лишался покровительства и пристанища. Таким образом, в языческом обществе княжеская власть не имела той силыи значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось насамостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищалисвоих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным ибеззащитным изгоем. Семья, при обычае многоженства, умычки и покупкиневест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено.Грубая сила господствовала в обществе и человеческая личность сама по себев нем не имела никакого значения. Под влиянием христианства языческие порядки на Руси начали заметносмягчаться. Христианская церковь, основанная на Руси князем Владимиром, не моглапримириться с таким порядком. Вместе с Христовым учением о любви и милостицерковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычниковвере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влияниемхристианства отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему своивзгляды и нравы. О самом князе Владимире предание говорит, что он смягчилсяпод влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Среди дружины из земскихлюдей появилось много благочестивых христиан, почитавших церковь, любившихкниги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынноежитье. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковьдействовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковною практикойона показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила,как они должны управлять: "воспрещать злым и казнить разбойников". "Тыпоставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милованье", - говориладуховенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может остатьсябезучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в нейпорядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжескаявласть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божьюволю. Но так как "всяка власть от Бога" и так как князь "есть Божий слуга",то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала отподданных князя, чтобы они "имели приязнь" к князю, не мыслили на него злаи смотрели на него, как на избранника Божия. Когда князья сами роняли своедостоинство в грубых ссорах и междоусобиях ("которах" и "коромолах"),духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они "чтили старейших" и "непереступали чужого предела". Так духовенство проводило в жизнь идеиправильного государственного порядка, имея перед собою пример Византии, гдецарская власть стояла очень высоко. Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных и городских,церковь образовала собою особый союз - церковное общество; в состав еговошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и,наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала ипитала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковьдавала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирскихобществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, населенные рабами.И изгои, и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками.Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону (поКормчей книге) и по церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинениякнязю и становились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтоженцерковный человек, церковь смотрела на него по-христиански - как насвободного человека. В церкви не существовало рабство: рабы, подаренныецеркви, обращались в людей лично свободных; они были только прикреплены кцерковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом,церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного игуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь всенемощные и беззащитные. Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообщенравственности в русском обществе. На основании греческого церковногозакона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их"церковных уставах", все проступки и преступления против веры инравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные судьи,во-первых, судили за святотатство, еретичество, волшебство, языческиемоления. Церковные судьи, во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшиемежду мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренитьязыческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание и покупкужен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т. п. Применяя всвоих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридическиеобычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси,насаждало лучшие порядки. В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства наРуси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представителидуховенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить,что раб - такой же человек и христианин, как и сам его господин. Впоучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторыхслучаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу.Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их насвоих землях; по примеру церкви иногда тоже делали и светскиеземлевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хотя увещанияблагочестивых поучений и не искореняли рабства, однако изменялся исмягчался самый взгляд на раба, дурное обращение с рабами стало почитаться"грехом". Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью истановилось предосудительным. Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества.Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняла себеодинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякойсемьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одномуобстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба икиевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделениюгосударства, - церковь была едина и власть митрополита простираласьодинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось,прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннееединство и силу. Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим ипросветительную деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего,просветительное значение имели те практические примеры новой христианскойжизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общиныподвижников - монастыри. Затем просветительное влияние оказывалаписьменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская.Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства,которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников. Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир IСвятославович в 980 году делает первую попытку объединения язычества навсей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийскогоморя до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своегодядю Добрыню в Новгород, и тот "постави кумира над Волхвом". Однакоинтересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской.Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировойкультуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялсяс появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который этоприобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменностьдавала возможность общения не только с современными культурами, но и скультурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории,философского обобщения своего национального опыта, литературы. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской иязыческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменностьсразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать впервый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Самапо себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной датеначала русской культуры, то самой обоснованной 988 год. В первое время христианская письменность на Руси не была обширна.Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, представляли собоюболгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, историческихкниг, Кормчей книги и т. п. Под влиянием этой болгарской письменностисоздалась и собственная русская письменность, в которой главное местозанимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, занемногими исключениями, не отличалась ни ученостью, ни литературнымискусством. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми,обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам так,как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее,их произведения оказывали заметное влияние на духовную жизнь наших предкови содействовали смягчению нравов на Руси. Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Русив виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковнаяписьменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, чтодало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновениюсознания единства человечества. Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в областипластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствоваласьизваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмовв главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший названиеДесятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину"(то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом вКиеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Русибыли созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийскимобразцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное делои живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киевезначительного развития. А с ними вместе развились прочие искусства ихудожественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производствоэмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производствабыли, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русскиемастера. Развилось, таким образом, национальное искусство. Но оно вКиевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером и поэтомуизвестно в науке под именем русско-византийского. Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так, что,решившись принять христианство и, крестившись сам, он тотчас же приступил ккрещению своего народа. В действительности это не могло быть так.Переменить веру для народа не шутка. Игорь и Ольга не отважились на это.Крестившись сам, Владимир мог находить благоразумным подготовить народ кперемене веры. Владимир не вступал в сношения с греками потому, что егособственное крещение было делом частным. Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться желанием датьту же веру и своему народу. Но в этом решении принимали участие и мотивыгосударственные, он действовал и как великий государь. Русские принадлежали к семейству европейских народов, но оказывались внем, так сказать, уродом. Все другие европейские народы были ужехристианскими и начали жить тою новою гражданскою жизнью, которую получиливместе с христианством и которая отделяла их от народов языческих какособый нравственный мир. Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалосьболее сделать, как последовать примеру других. Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать страноюхристианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою. Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонмокружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сделался бы весьмаограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков,Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках ина послугах у других. 3. Историческое значение принятия Русью христианства Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества. Историческое значение этого времени заключалось в следующем: 1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. 2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. 3) Русь была признана как христианское государство, что определилоболее высокий уровень отношений с европейскими странами и народами. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, сталасилой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическуюобщность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придалосвоеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевскогогосударства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычнымии тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианскойцивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становлениямногонационального государства (это государство развивалось на основе ненациональной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколькоправославным. Когда же народ потерял веру - государство развалилось). Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русскимобществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства ихрешения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации,развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемыхдостижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменноезодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание,школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременноедействие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизациивосточнославянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создалоновые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этническихгрупп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром. Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путьисторического развития, принятие христианства означало приобщение кмноговековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделятькультуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии.Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной,а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительнуючасть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзяпротивопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных повнешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь сталахристианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшегосебе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перунуи огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Авторначальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиесяхристиане", а на деле - "поганьске живуще", на игрищах людей "многоемножество", а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в.киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчаниясоблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки попрежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" инекоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичьдействительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческиесвященники пошли на уступки прежней вере: они признали реальностьсуществования всех славянских богов, приравняв их к бесам, призналисвятость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы наместах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздникиприблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие.Язычество сливалось с христианством. Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для еедуховной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации вруках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно былозаплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян. Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси.Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русскойгосударственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее рольв развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии,в распространении посвящения и создании крупных литературно-художественныхценностей. Героическая эпоха Владимира (княжил 980-1015 гг.) была воспета ицерковным летописцем и народом потому, что в главных своих событиях онасливала воедино феодальное начало с народным, политика князя объективносовпадала с общенародными интересами. Список использованной литературы 1. Н. М. Карамзин «Предания веков» (c) 1988 «Правда» 2. С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1, 1988 «Мысль»




Похожие:

Принятие христианства на Руси и его историческое значение iconДокументы
1. /Принятие христианства на Руси и его историческое значение.doc
Принятие христианства на Руси и его историческое значение iconКрещение Руси историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Принятие христианства на Руси и его историческое значение iconЦель проекта: на основе проведенных исследований и использования современных технологий познакомиться с историей крещения Руси. Задачи
Определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси,...
Принятие христианства на Руси и его историческое значение iconПринятие христианства на Руси и его историческое значение
«зве­ринским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными...
Принятие христианства на Руси и его историческое значение iconЛекция Государство Киевская Русь (ix-xш века) Вопросы: Принятие христианства на Руси
Изначально слабая централизация Руси, договорной характер отношений центра и уделов
Принятие христианства на Руси и его историческое значение iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси и его историческое значение iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси и его историческое значение iconПринятие Христианства на Руси

Принятие христианства на Руси и его историческое значение iconПринятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси и его историческое значение iconПринятие христианства на Руси

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы