Политические и правовые учения в Древнем Риме icon

Политические и правовые учения в Древнем Риме



НазваниеПолитические и правовые учения в Древнем Риме
Дата конвертации03.07.2012
Размер236,11 Kb.
ТипРеферат
Политические и правовые учения в Древнем Риме


НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПО ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ«Политические и правовые учения в Древнем Риме»Срок сдачи работы .Преподаватель .Студента факультета .Специальности .Группы .. . СодержаниеСодержание 21.Политико-правовые взгляды Цицерона 3Список использованной литературы 122.Основные идеи раннего христианства. 132.1.Происхождение христианство 132.2.Распространение христианства в Римской империи 152.3.Разделение христианство на две ветви-православия и католицизма. 17Список использованной литературы 19 1.Политико-правовые взгляды Цицерона Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый римский оратор,юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчествезначительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально этивопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый рядполитико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленныхполитических и судебных речах. Теоретические воззрения Цицерона в области государства и праванаходятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всегоучений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное»влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединитьи согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римскогогосударства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачамисовременной ему социальной и политической действительности. В целомтворческое использование идей предшественников в политико-правовом ученииЦицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений вобласти теории государства и права. Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа(res populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединениелюдей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многихлюдей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностьюинтересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не толькокак выражение общего интереса всех его свободных членов, что былохарактерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и каксогласованное правовое общение этих членов, как определенное правовоеобразование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоковтой юридизации понятия государства, которая в последующем имела многоприверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правовогогосударства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел нестолько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в ихврожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широкораспространенные в его время представления о договорном характеревозникновения государства. Влияние Аристотеля заметно и в трактовке - Цицероном роли семьи какпервоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путемвозникает государство. Он отмечал изначальную связь государства исобственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причинойобразования государства является охрана собственности. Нарушениенеприкосновенности частной и государственной собственности Цицеронхарактеризует как осквернение и нарушение справедливости и права. Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволулюдей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласновелениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своейприроде и сущности они (государство и право) носят божественный характер иоснованы на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы,отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что «всем этим миром правитразум». Данное положение, сформулированное еще древнегреческим философомАнаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания«природы» как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщегоисточника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именноблагодаря тому, что люди самой природой наделены «семенами» разума исправедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал,стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения,добродетелей, государства и права. Разум — высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающийвсе низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славыи т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудростинет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков». В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое вниманиеанализу различных форм государственного устройства, возникновению однихформ из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д. Критерии различения форм государственного устройства Цицеронусматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимостиот числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть,власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «И вот,когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называемэтого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью.Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданскаяобщина управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют)является такая община, в которой все находится в руках народа». Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и ненаилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны,если только сохраняются те основы и связи (в том числе — и правовые),которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия всоздании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства инедостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтениеотдается царской власти, а на последнее место ставится демократия.«Благоволением своим,— пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари,мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства разныхформ правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности,взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей)форме государства. В простых же формах государства эти достоинствапредставлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм,ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене формвласти, к их вырождению в «неправильные» формы. Так, при царской власти, пояснял Цицерон, все прочие люди отстраненыот участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой иотстранен от власти и при господстве оптиматов. При демократии же, «когдавсе вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней вобщественном положении». Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, втом, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности инеустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем кнесчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя,легко вырождается тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (помудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных.Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов,но на деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та,при которой богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно иполновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям,к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти. Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки илитолпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формамигосударства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство,понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы иобщеобязательное для всех право. Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнениюЦицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) видагосударственного устройства, образуемого путем равномерного смешенияположительных свойств трех простых форм правления. «Ибо, — подчеркивал он,— желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное,чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующихлюдей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». Вкачестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечалпрочность государства и правовое равенство его граждан. Как путь к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием)трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царскойвласти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел вполномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — вполномочиях сената, народной власти — в полномочиях народных собраний инародных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью имудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и призывалтвердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность кренав сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая заих взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерногораспределения прав, обязанностей и полномочий — с тем, чтобы достаточновласти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людейи достаточно свободы у народа». Достоинства государственного устройства Рима — это по оценке Цицерона,плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельногоодаренного лица, от которого обязательно что-то ускользает. В отличие отРима в других государствах формы правления создавали на основе своихзаконов и установлений отдельные лица (например, Минос — на Крите; Ликург —в Спарте; Тесей, Драконт, Солон, Клисфен, Деметрий Фалерский — в Афинах ит. д.). Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие отплатоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реальноосущестимой, подразумевая при этом практику римской республиканскойгосударственности в лучшую пору ее существования («при предках»).Платоновское же государство — это, скорее, не реальность, а лишь желание,оно «не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком было бывозможно усмотреть разумные основы гражданственности». Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона состоял втом, что он, отстаивая республиканские традиции и систему республиканскихучреждений, выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальныхслоев римских граждан в рамках «общего правопорядка». Эта «срединная»позиция отчетливо проявилась и в политическом лавировании Цицерона между«оптиматами» и «популярами» — приверженцами, условно говоря, двух линийполитической ориентации соответственно на верхи и низы общества. Сознаваяразличие целей оптиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивалпредставление о том, что подлинные интересы тех и других вполне могут бытьсоединены и учтены в рамках «общего согласия». Себя Цицерон, после избранияего на народном собрании консулом, аттестовал (не без демагогии) какистинного защитника народа, как консула-популяра. С этой позиции «истинного популяра» и борца за «всеобщее согласие» иблаго государства он атаковал своих политических противников, в частноститаких лжепопуляров, по его оценке, как Рулл, Катилина, Клодий. За еговедущую роль по подавлению «заговора Катилины» Цицерон получил от народногособрания благодарность и почетный титул «отец отечества». Это было в 63 г.до н.э., а в 58 г. до н.э. при трибунате Клодия Цицерон был вынужденпокинуть Рим, куда он снова возвратился лишь через 17 месяцев, когда Клодийпотерял свое влияние. В конце 50-х гг. Цицерон выступал против всевластиятриумвиров (Помпея, Цезаря и Красса) и возможной военной диктатуры. В 40-хгг. установление режима личной власти Цезаря он расценил как «ночьреспублики», «утрату свободы в государстве» и тиранию. Убийство Цезаря (44г. до н. э.) он встретил с радостью. Хотя Цицерон и не был в числезаговорщиков, однако последние считали его своим человеком и после убийстваЦезаря в сенате выкрикивали «Цицерон!» в знак восстановления свободы. С учетом специфики практической политики и ее особой логики следуетвсе. же признать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался вереносновным идеям и принципам той теоритической концепции государства, которуюон развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тутотводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов»,«общем правопорядке» и т. д. При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий играждан римской республики, но вовсе не рабов. Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть ипредугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствоватьнеблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону,отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействоватьпрочности и долговечности государства как «общего правопорядка». Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым,воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим вучениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никтоне может быть справедлив». В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучиегосударства как общего дела народа, с согласия последнего истинныйгосударственный деятель, по Цицерону, должен «как диктатор установить вгосударстве порядок». Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, ав общих интересах как спаситель республики. Следуя Платону, Цицеронполагал, что истинным правителям в награду за их дела «назначеноопределенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытываяблаженство». Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловленынеобходимостью следования таким добродетелям, как познание истины,справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только недолжен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иныенесправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшимнесправедливость и трудиться для общего блага. Всемерно восхваляя политическую активность граждан, Цицеронподчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных лиц». Он отмечалтакже долг гражданина защищать отечество в качестве воина. Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны и для правовойтеории Цицерона. В основе права лежит присущая природе справедливость.Причем справедливость эта понимается Цицероном как вечное, неизменное инеотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы.Следовательно, под «природой» как источником справедливости и права (правапо природе, естественного права) в его учении имеются в виду весь космос,весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческогообщения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его телои душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе» (в силу еебожественного начала) присущи разум и законообразность, определенныйпорядок. Именно данное духовное свойство природы (ее разумно-духовныйаспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный состав, занимающийподчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе,чувственные части души по отношению к разумной ее части) и является, поЦицерону, подлинным источником и носителем естественного права. Цицерон дает следующее развернутое определение естественного права:«Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе,распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает кисполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно,однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и незапрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо илизапрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство;сколько-нибудь ограничивать 1его действие не дозволено; отменить егополностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлениемнарода освободиться от этого закона не можем». Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народыв любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причембудет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель,судья, автор закона». Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряетсяданному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, которыйнеминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежатьобычного людского наказания. В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большимвлиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Этовлияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и,следовательно, основной принцип естественного права) в том, что «онавоздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и ненарушать чужую собственность. «Первое требование справедливости, — отмечалон, — состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будетспровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовалисьобщей собственностью как общей, а частной — как своей». С этих позиций онотвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемлениекрупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег иимущества, отнятых у законных владельцев. Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону,возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше,чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство (как«общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своейсущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право. Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления(политические учреждения, писаные законы и т.д.) соответствовалисправедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрениялюдей. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями ипостановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов,решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — тосуществовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, правопредъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрениеголосованием или решением толпы». Закон, устанавливаемый людьми, не можетнарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла,честное из позорного. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (иестественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости илинесправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливостии праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов,правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г.до н. э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула ипроконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая правожизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливыезаконы, как и многие другие «пагубные постановления народов», по словам Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, собщего согласия принятые разбойниками». Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того,соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков.Важное значение Цицерон (под влиянием Платона) придавал введению(преамбуле) к закону, поскольку «закону свойственно также и стремление коев чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель такойпреамублы — укрепить божественный авторитет закона и использовать страхбожьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращенияправонарушений. Свои общие представления о справедливыхзаконах Цицерон конкретизировалв предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Имея в видууниверсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы недля одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойкихдухом». Ряд важных положений о правовой регламентации государственнойдеятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, онотмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным.Следует, считал он, установить «не только для магистратов меру их власти,но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает,рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется,достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». В общем виде имформулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должныподпадать все». В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права отписаного содержится деление самого писаного права на частное и публичноеправо. Так называемое право народов трактуется им как частью положительноеправо разных народов и частью как естественное право международного общения(т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенныйпринцип международного права о необходимости соблюдения обязательств,налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливымии несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякуювойну, которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется имкак вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирныхпереговоров. В качестве причины справедливой войны им указываетсянеобходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира.Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными. Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеям Цицерона вобласти международного права, следует вместе с тем отметить его в целомодобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и еепретензиям на мировую гегемонию. Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве иправе, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) ихристианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к егоидеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французскиепросветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста.Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борцаза свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции(О. Мирабо, М. Робеспьера и др.). В истории политической и правовой мысли наибольшее вниманиемногочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формахгосударства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа иправовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте праваи государства (Ф. Аквинский, Г. Греции, Ш. Л. Монтескье и др.). СужденияЦицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленныхсовременных интерпретаторов.Список использованной литературыЦицерон «Речи» 1 том, Наука, М. 1993Саллюстий Крисп «Сочинения» Наука, М. 1981Плутарх «Сравнительные жизнеописания» 2 том, Наука, М. 1991Теодор Момзен «История Рима» 3 том, СПет. 1995Цицерон «Об обязанностях» Наука, М. 1993С. Л. Утченко «Цицерон и его время» Мысль 1985 2.Основные идеи раннего христианства. 2.1.Происхождение христианство Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. Его родство с иудаизмомпроявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книгакак иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признаетсятолько христианами и является для них главнейшей). О несомненной близостипервоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют такженайденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общностьмировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христианпрослеживается в мессианизме - ожидания скорого прошествия Учителяправедности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идейгреховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении ксобственности. Относительно быстрое распространение христианства вмалоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловленорядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядковпорождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии ибесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами исвободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, междуримской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могладать утешение обездоленным и в силу своего национального характера непозволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения.Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно далорабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом -через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобынавсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальныхрелигий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом вготовом и законченном виде. Однако история религиозных ученийсвидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных,философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслилопредшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточныхрелигий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новуюрелигию, превращало ее в мощную культурно-интелектуальную силу, способнуюпротивопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться вмассовое национальное движение. Усвоение первоначальным христианствомпредшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его вконгломерат разрозненных представлений, а способствовало принципиальноновому учению получить всеобщее признание. Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказалинеоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) инравственное учение римского стоика Сенеки ( ок. 4 до н. э. - 65 н. э.).Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматривающей Логосв качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос уФилона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познанияБога не существует, только через Логос - Слово. Учение Филона оприрожденной греховности всех людей , о покаянии, о Сущем как первоначалемира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которыхСын Божий- высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужилоодной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархиидуховных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства. Нравственное учение христианства, в особенности о достижениедобродетели, близко к взглядам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякогочеловека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознаниябожественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать избожественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновениесудьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы,общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависитне от государственных требований, а всецело от общительности. Подобщительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы,взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других,ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качественравственного императива признал золотое правило морали, которое звучалоследующим образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобоюобращались стоящие выше" Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, такпоступайте и вы с ними"( Мф. 7:12 ). Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности иобманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгуластрастей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированныеСенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгуюоценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественногомилосердия. Усвоение христианство различных элементов восточных культов,эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именнопоэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморскойкультуры. 2.2.Распространение христианства в Римской империи Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев игреков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческомязыке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было малопоследователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потомучто они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делалоразличия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ниэллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе. Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этихобществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в памятьТайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которойпричащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезойутро. Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многиеприбавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом онихотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищамицеркви". Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. "Рабавыкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "Вплененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупилот смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал удиавола". Христиане праздновали три дня в неделе: среду, пятницу ивоскресенье, в память о пленении Христа, мученичестве Его и воскресении. Впраздники они не украшали дверей и улиц цветами, не водили хороводов, и этобросалось в глаза окружающим. К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различныхнаправлений, которые вели горячие споры друг с другом и внешними идейнымиконкурентами. Раннехристианские общины не знали догматики и культапозднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведениябогослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всехобщин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву,принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом ичеловеком. В христианской общине можно было заметит различие между особымиревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных.От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны быливпадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они былиокрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равнымбольшому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгойподготовки. Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Еслипосвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишьпосле долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане сталисобираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всемиостальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихсяотводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали толькочасть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы неосквернить себя. Касающиеся стояли в дурной одежде среди нищих, у церковнойдвери. По мере роста христианского космополитизма и формирования основныхдогматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва сним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейскихвосстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно,оформился окончательно. Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменениемсоциального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединялирабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеютсяремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельнаячасть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управлениеимуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначалеизбираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир.Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков(пророков) и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. Изменение социального состава общин определило и эволюцию ихсоциальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежнихдемократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу симператорской властью. Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимостьдополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковуюодну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужнабыла новая религия, понятная всем народам империи. Между христианами были люди строгого обычая, которые считалиневозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Ониговорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола,пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому чтоему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придетсяобъяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знаменаосвящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потомучто иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать передстатуей императора и т.д. Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклонаперед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь.Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, напримерземлетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов былвидеть причину несчастья в "безбожии" христиан, в том, что христиане,отрицая богов, навлекли грев на всех. Былые гонения христианства римским государством в начале VI в.сменились активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок.285-337) своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства вгосударственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под егопредседательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианскихцерквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждениихристианского вероучения. 2.3.Разделение христианство на две ветви-православия и католицизма. Православие и католицизм - два крупнейших направления одной извеличайших мировых религий - христианства. Христианство начало распространяться с 1 в. н.э. на территории МалойАзии, в восточных провинциях Римской империи, первоначально каквероисповедание подневольного еврейского народа, а позднее - и всегозависимого населения: рабов, крестьянства и т.д.. Возникновениехристианства было связано с рождением на Земле Спасителя - Сына БожиегоИисуса Христа, воплощенного Бога. После распятия и воскресения Христапроповедью его Учения в разных землях и разным народам занимались 12апостолов - учеников Христа. Ими же были написаны и книги "Нового Завета" ожизни, страданиях. Учении, смерти и воскресении Иисуса Христа - Евангелия,что по-гречески означает "Благая весть". После апостолов быстро разраставшейся сетью христианских общин сталиуправлять их преемники - епископы. Епископы меньших городов подчинялисьмитрополитам - епископам более крупных городов. Митрополиты в свою очередьподчинялись епископам столичных городов - патриархам. Верховная же власть вЦеркви принадлежала Вселенским Соборам. Патриархов же в то время было пять:Римский, Константинопольский, “Александрийский, Антиохский и Иерусалимский. Размежевание между православием и католицизмом в христианстве началопроявляться после раздела Римской империи на Западную и Восточную./395г./Основной причиной этого явилось соперни-чесво между константинопольскими римским патриархом, называвшим себя папой, за главенство в христианскоммире. По мере усиления экономического могущества римских пап в ЗападнойЕвропе возрастали и их притязания на роль главы Вселенской Церкви, что,естественно, остальной Церковью было признано незаконным. Постепенно разногласия усиливались. Так, уже на шестом ВселенскомСоборе /680 г./ были осуждены некоторые нововведения Римской Церкви, аименно: принуждение священников и дьяконов к безбрачию, строгие посты всубботы Великого Поста и изображение Иисуса Христа в виде агнца /ягненка/. Формальное разделение общехристианской Церкви на западную/римско—католическую/ и восточную /греко-православную/ произошло в 1054 г.,когда посланник папы римского в Византии кардинал Гумберт послебезрезультатных переговоров с патриархом оставил в храме Св. Софии вКонстантинополе письмо, отлучающее от церкви патриарха и его сотрудников.Патриарх в свою очередь наложил запрет на кардинала Гумберта. Окончательно разделение Церквей завершилось после захвата в 1204 г.Константинополя крестоносцами. Дело в том, что в XI -Х!! вв. католическаяцерковь практически возглавила торгово-колонизационное движение европейцевна Восток под предлогом, якобы, освобождения Иерусалима и его святынь отарабов-мусульман. Однако Четвертый Крестовый поход отправился уже не вМалую Азию, а в Константинополь. Крестоносцы взяли город, разграбили его,осквернили святыни православных храмов и образовали в КонстантинополеЛатинскую империю, которая просуществовала более 50 лет. С тех порправославная и католическая Церкви продолжали жить и развиваться отдельнодруг от друга.Список использованной литературыРелигии мира. под ред. Я.Н.Щапова М.: Просвещение,1994Репина Л.П. Римская церковь и распространение христианства.// СредневековаяЕвропа глазами современников и историков. 4.1, М., 1994.Большая советская энциклопедия. М., 1982Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси.-М.:Знание, 1992 Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие дляучащихся среднего возраста. — М., 1992.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политические и правовые учения в Древнем Риме iconПолитические и правовые учения в древнем мире

Политические и правовые учения в Древнем Риме iconПолитические и правовые учения Древней Греции
В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих...
Политические и правовые учения в Древнем Риме iconЕ. Стариченко Политические и правовые учения в Древней Греции
В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих...
Политические и правовые учения в Древнем Риме iconПолитические и правовые учения Древней Греции

Политические и правовые учения в Древнем Риме iconПолитические и правовые учения Томаса Гоббса

Политические и правовые учения в Древнем Риме iconРезультаты IX научно-практической конференции по античной истории
Основные философско-политические учения в Древнем Китае и их влияние на китайское общество
Политические и правовые учения в Древнем Риме iconПолитические и правовые учения во второй половине 17-18вв

Политические и правовые учения в Древнем Риме iconПедагогика в Древнем Риме

Политические и правовые учения в Древнем Риме iconДеятельность юристов в Древнем Риме

Политические и правовые учения в Древнем Риме iconПраво собственности в Древнем Риме

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы