Этапы феминизма icon

Этапы феминизма



НазваниеЭтапы феминизма
Дата конвертации03.07.2012
Размер307,88 Kb.
ТипРеферат
Этапы феминизма


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова Кафедра Всеобщей истории Курсовая работа Основные этапы феминистского движения в XIX-XX вв. Руководитель ___________ Гаврилов А.В. Студент________________ Рябцева Н.А. 2000 РЕФЕРАТ 33 с., 1 источник. ФЕМИНИЗМ, РАВНОПРАВИЕ, ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН, СУФРАЖИЗМ, ПЕРИОДИЗАЦИЯЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР. Объектом исследования является движение за равноправие в ЗападнойЕвропе и Америке в XIX – XX вв. Цель работы – изучение итогов, целей и особенностей феминистскогодвижения.1 В ходе работы на основе анализа источника была обоснована периодизацияженского движения.2 В результате исследования были сделаны выводы о постепенном отходеобщества от жесткой привязки общественных норм поведения по признаку пола. 3 ПЛАН|Введение……………………………………….……. |4 ||1. Первая волна феминизма…………………….….. |10 ||2. Вторая волна женского движения…………….... |15 ||2.1 Женщины в 19 столетии………………….……….. |15 ||2.2 Эмансипация начала 20 века……………….……... |20 ||2.3 Мужчины-феминисты…………………………….. |23 ||3. Современный этап……………………………….. |27 ||Заключение………………………………………….. |32 ||Список использованных источников | ||и литературы……………………………………….. |33 | Введение. Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина»)-в широком смысле-стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества,в узком смысле – женское движение, целью которого является устранениедискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.[1] Синонимом можно назвать термин « эмансипация женщин». Эмансипация (лат.-emancipatio)-у римлян обозначало освобождение из-подотцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение отзависимости и ограничения.[2] В «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона этот терминтрактуется как «правомерное освобождение лица от юридической зависимости,предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности;освобождение группы населения от некоторых ограничений в правах,сравнительно с прочими гражданами».[3] Таким образом, эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоихполов, исходящее из мысли, что первоначально все человеческие индивидуумыбыли равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождениемнасильственному подчинению женщин мужчинами. Начало эмансипации женщинотносится к Великой французской революции, а появление термина«emancipation de la femme»- к эпохе июльской революции 1830 г[4]. Нопервоначально женское движение возникло в Северной Америке - в период войныза Независимость 1775-1783гг. Естественно, о неравноправном положении «слабого пола» задумывались ираньше, уже в XVII веке появляются сочинения, доказывающие, что женщина -полноценный человек, она рождается с той же способностью быть свободной,полноценной личностью, что и мужчина. Среди этих сочинений можно выделитьработу убежденного сторонника женского равноправия Пулена де ля Барра «Оравенстве обоих полов» (1673г.). В числе первых он объявил о том, чтонеравное положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчиненияженщины грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы.[5] Происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины вовсех областях жизни - политике, производстве, экономике. Этот процесссопровождается ростом женского самосознания. Достоянием общественностистановится все большее количество ранее неизвестных исторических фактов,доказывающих не последнюю их роль во многих важных событиях. И это дает возможность для того, чтобы предъявить свои права на равноес мужчинами участие в политической и социальной жизни. Для осуществления этого необходимо воссоздать историю женскогообщественного движения, со всеми его проблемами и достижениями. Нельзя сказать, что историки совсем не уделяли внимание проблемамженского движения. Однако в истории, представлявшей собой описаниеобщественной (прежде всего политической) жизни, не было места для женщин. Историки женского движения уделяли основное внимание исследованию сфердеятельности женщин - выполняемой ими работы, созданных ими организаций,изменение взглядов в вопросе о разделении полов. За редким исключением,избегалось изучение политических аспектов, считая политику уделом мужчин,или воспринимали политическую деятельность женщин как средство достижениядругих целей, а не как самостоятельный вид активности. Аналогично теоретики женского общественного движения отдавалипредпочтение изучению «женских ценностей», бравших начало в узкосемейнойсфере и воспроизводстве, пренебрегая исследованием природы общественнойжизни и гражданства. Для того чтобы понять всю полноту влияния женщин, необходимо изменитьтрадиционный подход к истории и жизни, изменить свое восприятие мира так,чтобы видеть не только политических деятелей- мужчин находящихся напереднем плане, но и скромные фигуры их жен и матерей. Важно видеть ихповседневную работу и семейную жизнь, деятельность женских клубов иорганизаций, изменения в сфере труда и деторождения. Только тогда можнобудет понять, как эти столь пестрые факты повлияли на развитие общественнойи частной жизни в прошлом, и как деятельность женщин активно сформировалаболее богатую историю и опыт человечества. Для написания работы я использовала разноплановые источники: словари,исследовательскую литературу, мемуары. Для уточнения терминов и дат былаиспользована следующая справочная литература: 1. Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М.,1977 2. Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь. Т.80. Спб.,1904 3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999. 4. Малый энциклопедический словарь. Т.3. Спб.,1902. 5. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. В 3-х т. Т.3. Спб.,1864. Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частьюрабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос нерассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюданемногочисленность использованной литературы. Первой отечественной работой по проблемам феминизма является сборник«Феминизм: Восток, Запад, Россия»[6]. Причина этого- следствиегосподствовавшей в СССР политико-идеологической установки, игнорирующейфеминистское направление мысли. В книге впервые в отечественной литературесделана попытка теоретического осмысления феминизма. Особенность сборника -культурологический подход, позволяющий представить своеобразие постановкифеминистской проблематики в контексте различных культур и социальныхсистем. Две других книги, на которые опирается моя работа - переводы. Одна изних – перевод с французского книги Симоны де Бовуар «Второй пол»[7]. Два еетома до сих пор считаются самым полным историко-философским исследованиемвсего комплекса проблем, связанных с женщиной. Что такое «женский удел»,что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положениеженщин в этом мире отличается о положения мужчины, способна ли в принципеженщина состояться как полноценная личность, и если да, то в какихусловиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как ихпреодолеть. Симона де Бовуар обращается в своем повествовании к мифам и легендам о«тайне пола», о «загадке женской души», созданным, по ее словам, мужчинами.Опираясь на высочайшие образцы мировой литературы, она снова и сноваговорит о чудовищной несправедливости обычной женской судьбы, отрадиционном небрежении к слабому полу и связанной с этим унизительнойповседневной дискриминации. Третья книга – перевод с английского работы Сары Эванс «Рожденная длясвободы».[8] В ней раскрывается история жизни американских женщин, начинаяс 16в. Она пишет о том, как американская женщина с давних времен пыталасьизменить отведенные ей границы. Отсюда взрыв социальной активности,приведший к созданию целого ряда неформальных объединений. В центре книгиразнообразные судьбы американских женщин – коренных американок,первооткрывательниц, рабынь, иммигранток, фабричных работниц, матерей идомохозяек. Женское движение, по мнению Сары Эванс – это скрытый источникдемократизации общества. Основным источником в моей работе явился перевод с английского, книга«Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе»[9]. В антологию включеныпроизведения разных жанров – эссе, мемуары, письма и отрывки изхудожественных произведений известных общественных деятелей и литераторов –Ж.Санд, А. Адамс, Г. Ибсена, С.Энтони и др. Включенные в сборникпроизведения отражают историю 150-летней борьбы женщин за свои права – современ Американской революции по сороковые годы XX в. Среди проблем, окоторых идет речь в сборнике – брак как инструмент подавления иэксплуатации, желание женщины самой распоряжаться своей свободой,экономическая зависимость женщины. В соответствии со сделанными мной выводами, структура работысоответствует периодизации женского движения. Мной выделено три этапа. На18в. - первую половину 19 века приходится первая волна - борьба задостижение юридического равноправия полов. Ее началом можно назватьдвижение женщин Франции, возмущенных специальным декретом, запретившим имучаствовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичныеместа и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великойфранцузской революции, закрепленными в ее основном документе-«Декларацииправ человека и гражданина». А первым документом феминизма явилась вышедшаяв 1791г. из-под пера Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки».Первый этап отличался своей сравнительной малочисленностью участников ислабой организованностью. Вторая волна охватывает вторую половину19- начало 20 века, вплоть доначала I Мировой Войны. Она характеризуется появлением многочисленныхфеминистских организаций в ряде стран. Выдвигаются требованияпредоставления женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ кполитической деятельности, обеспечили социальное равенство. И вновь феминистское движение начинает активизироваться уже послеокончания II Мировой Войны. Его сторонники подвергают критическому анализупатриархальную культуру, призывают к пересмотру всей существующей системысоциальных отношений между полами. Все большее внимание уделялосьпроведению в жизнь избирательных и других политических прав, признанных взаконодательном порядке, устранению существующей дискриминации. Феминистские идеи, на мой взгляд, и сегодня сохраняют своюактуальность. Пусть многого женщины уже добились, но подлинного равноправияв обществе еще не осуществляется. По-прежнему в политике и экономикеглавенствуют мужчины, с сомнением относятся к прогрессивным, деловымженщинам. На бумаге законы провозглашают равноправие, а на деле -преобладают старые, патриархальные устои в семье, мужчина по-прежнемусчитает себя хозяином в доме и в обществе. 1. Первая волна феминизма Во Франции женское движение возникло во время Великой французскойреволюции 1789г. В основном документе, «Декларации прав человека игражданина» закреплялись принципы революционеров. Его первая же фразагласила: «Все люди рождаются свободными и равными в правах». Все, без какихбы то ни было исключений. Но эта «Декларация» вступала в противоречие соспециальным декретом, урезающим в правах женщин. Чтобы снять этопротиворечие, законодатели были вынуждены дополнить «Декларацию» целымрядов актов, в которых разъяснялось, кто же в революционной Франциипопадает в категорию «свободных и равных». Женщины в нее не попали. Отказтолкователей революционной справедливости признать француженок в качествеполноправных граждан своего отечества привел к возникновению новогообщественного явления – движения в защиту политических прав женщин, илифеминизма. Среди родоначальниц – француженка Олимпия де Гуж, англичанкаМэри Уоллстонкрафт, американка Абигайль Адамс. Олимпия де Гуж предложила в 1790г. «Декларацию прав женщины» поаналогии с «Декларацией прав человека», где потребовала уничтожения всехмужских привилегий. По ее убеждению, «естественное право» предполагаетвсеобщую свободу, владение собственностью, сопротивление всем формамдеспотизма. И женщина ничуть не менее мужчины способна к его отправлению.Единственная преграда для нее – тирания сильного пола. За свой радикализмОлимпия де Гуж расплатилась сполна. В ноябре 1793г. по ложному доносу ееотправили на гильотину. Наряду с основанной ею газетой «Импасьян»,появляются и другие листки, но продержаться им удается недолго. Женскиеклубы по большей части сливаются с мужскими и поглощаются ими. В 1790г. были упразднены право первородства и мужское преимущество; втом, что касается наследования, мальчики и девочки стали равны; в 1792 годузаконодательно утверждается развод, что несколько ослабляет суровостьматримониальных уз; но все это были лишь незначительные завоевания. Вбуржуазной среде женщины настолько сильно врастали в семейную жизнь, что немогли почувствовать между собой реальную солидарность; они не составлялиотдельной касты, способной выдвинуть требования, — с экономической точкизрения они вели паразитическое существование. Получается, что тем женщинам,которые могли бы участвовать в событиях, несмотря на свой пол, их классовоеположение не позволяло это сделать, а женщины из активно действовавшихклассов были обречены оставаться в стороне именно как женщины. Таким образом, трудящиеся женщины смогли бы добиться своих прав, толькоесли экономическая власть оказалась бы в их руках. Но это было невозможно. Во время отката Революции женщина пользовалась анархической свободой,но когда общество упорядочилось снова, она опять оказалась в тяжелойкабале. С феминистской точки зрения Франция опережала остальные страны; но,к несчастью для современной француженки, ее статус был определен во временавоенной диктатуры; Гражданский кодекс Наполеона, принятый в 1804г., нацелый век предрешивший ее судьбу, сильно задержал ее эмансипацию. Как всевоенные, Наполеон хотел видеть в женщине только мать; но как наследникбуржуазной революции он не собирался разрушать структуры общества и даватьматери преимущество перед супругой: он запрещает установление отцовства ижестко определяет положение матери-одиночки и внебрачного ребенка; но изамужней женщине материнское достоинство жизни не облегчало. Девушка иженщина не считаются гражданами, что лишает их права исполнять некоторыефункции: занимать должность адвоката или принимать на себя опекунство.Однако незамужняя женщина пользуется всей полнотой гражданских прав.Женщине предписывается подчинение мужу. В случае супружеской измены онможет добиться ее заключения под стражу и получить развод; если он убьетвиновную на месте преступления, в глазах закона его вина простительна. В тоже время на мужа может быть наложен штраф в том случае, если он приведетсожительницу в дом, где живет его семья, и только тогда жена может получитьразвод. Место жительства определяет мужчина, и прав на детей у него гораздобольше, чем у матери; и — если только женщина не руководит коммерческимпредприятием — для того, чтобы она могла взять на себя обязательство,необходимо разрешение мужа.[10] В Америке вследствие войны за Независимость и политический кризисполитизировалось не только сознание женщин, но и содержание их частнойжизни. Женщины, ранее не питавшие интереса к политике, быстро приобщились кполитической мысли и включились в политические дискуссии. Просвещенные женщины конца XVIII столетия в своих письмах и дневникахвсе чаще затрагивали политические вопросы. Однако культурная традиция,отделяющая непосредственно женскую сферу деятельности от общественно-политической, вновь и вновь заставляла их оправдываться за свою дерзость. Абигайль Смит Адамс (1744-1818) в 1776г. пишет письмо своему мужу,Джону Адамсу, второму президенту Америки с просьбой уделить внимание«дамам» в новом законодательстве.[11] Тон Абигайль Адамс в письме мужушутливо-серьезен. Несомненно, она рассчитывала таким образом смягчитьшокирующее воздействие своих столь не характерных для женщины открытыхвысказываний. Неудивительно, однако, что она считала себя вправе проситьновое правительство о предоставлении женщинам более широких возможностей.Привыкнув к частому отсутствию мужа Абигайль целиком взяла на себя ивоспитание детей, и заботы по дому и ферме. Преодолевая многочисленныеневзгоды и беды военного времени. Письма Абигайл к мужу свидетельствуют осмелости и патриотизме этой женщины перед лицом голода, инфляций, эпидемий. Позже Абигайль Адамс вела переписку с еще одним американским патриотом– М.Уорреном. Вспоминая, как она в письмах мужу вымаливала его отстоятьправа женщин, и особенно замужних, Абигайль не без гордости писала: «Яизрядно послужила на благо своего пола»,[12] хотя в действительности ееходатайство результатов не возымело. Еще долгое время замужняя американка не могла владеть собственностью,подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственнойзаработной платой. В конце XVIII – начале XIX веков многие сторонники раннего феминизмарассматривали брак как основное орудие угнетения женщин. Аналогичное положение было и в Англии. Мэри Уолстонкрафт (1759-1797) всочинении «В защиту прав женщины» подробно описала то состояние невежестваи жалкой покорности, на которое в силу социальных предрассудков и системывоспитания были обречены женщины. Она пишет: «Пустячные занятия женщиныпорождают и пустячное к ней отношение. Предоставляя мужчине свое тело, онапритупляет свой ум, а поскольку физическая любовь как излюбленный вид егодосуга обессиливает мужчину, он будет пытаться подчинить себе женщину; икто скажет, сколько еще потребуется поколений, чтобы свободные потомкинынешних жалких рабынь предстали во всем многообразии своих талантов идобродетелей ?»[13] Причину создавшегося положения женщин она видит, преждевсего, в ее необразованности, невозможности реализовать себя, поэтому «если женщины способны в действительности вести себя как разумные существа, тонельзя обращаться с ними как с животными, друзьями человека, низшими поразуму. Нет, надо развивать ум женщин, ограждая их здоровыми, возвышеннымижизненными принципами, и пусть женщины, обретя достоинство, почувствуютсебя зависимыми лишь от Господа Бога. Пусть учатся, подобно мужчинам, неподдаваться, но следовать необходимости, и тогда женщины станут еще болеепривлекательным высоконравственным полом»[14] Иными словами, женщины понимали, что воспитание и образование, равное смужчинами, поставило бы их на одну ступень. Дало бы возможность развиватьсянаравне с ними. Но этому препятствовало законодательство, которое они ещене могли изменить. 2. Вторая волна женского движения. 2 2.1 Женщины в XIX столетии. Вторая волна феминизма набирает силу во второй половине XIX в. Движениеуже тесно связано с французским утопическим сен-симонизмом, а также сименем Дж. Милля. Представители феминизма требовали обеспечения равенства половпосредством социально-экономических и юридических реформ. Речь стали вестиуже не только о естественном, но еще и о социальном праве женщины, праве насвободу, образование, труд. В это время многие женщины Новой Англии стали покидать свои домашниеобители. Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой,участвуя в женских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашлисебе работу вне дома – на текстильных фабриках. Кроме того, для женщиноткрыли несколько высших учебных заведений. Маргарет Фулер в докладе«Женщина в девятнадцатом столетии» пишет, что «многие женщины задумываютсянад тем, что им необходимо из того, чего у них нет, и что бы они имели,если бы знали, чего хотят. Мужчины же размышляют над тем, способна лиженщина быть лучше и обладать большим и если способна, то стоит лисоглашаться на то, чтобы изменить условия ее существования».[15] «Ночеловечество только тогда созреет для изменений, когда внутренняя и внешняясвобода Женщины, как и Мужчины, станет в его сознании правом, а неуступкой».[16] Теоретический фундамент упрочил позиции феминизма. Он сталразнообразным по форме и содержанию. К началу XX века активно действовалисуфражистки (от англ. – suffrage – избирательное право), отстаивавшиеполитико-правовое равенство женщины; социалистки, защищавшие идеи равнойоплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальныефеминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контролянад рождаемостью; христианские женские благотворительные общества. Врезультате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX– началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщиневыходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу. Пропорционально растущим знаниям, увеличивается и самосознание женщин,они уже не просто претендуют на равное с мужчинами положение, но поройвидят свою главенствующую роль в развитии общества. Так Фрэнсис Райт (1795-1852) в «Курсе публичных лекций» говорит о том, что «какое бы место низанимали женщины на пути развития рода человеческого, они этот путьопределяют», а «мужчинам суждено то возноситься, то низко падать взависимости от того, высоко или низко положение женщины; и даже облеченныевластью, вооруженные знанием, они, в силу особенностей, присущих их полу,всегда находятся на поводу даже у самой заурядной женщины».[17] И женщины понимали, что нужно искоренять не только неравенство позакону, но и укоренившийся в сознании людей ложный тезис о мужскомпревосходстве. Об этом пишет Сара М. Гримке (1792-1873). В «Письмах оравенстве полов и положении женщин» она касается вопросов о несправедливойоплате женского труда, о толковании Библии мужчинами в свою пользу, озамужестве, как единственной цели девушки. Она считает неправильным ипротивоестественным посвящать всю свою жизнь ведению дома и ублажению мужа,и «пока не будет отвергнут тезис о превосходстве мужчин, до тех пор неизменится отношение к женщине ни со стороны общества, ни внутри ее самой,не забрезжит надежда на возрождение ее величия и восстановление правпредопределенных ей как существу разумному и ответственному».[18] Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость,утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и,работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такойпереворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физическойсиле между работниками мужского и женского пола в большинстве случаевнивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо большерабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечениеженщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в19 в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру. В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX.– движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открылибы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.Сьюзен Б. Энтони (1820-1906) пишет, что «отсутствие права голоса означаетневозможность строить и налаживать свою жизнь или распоряжаться ею. Неимеющие права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать тузаработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, ктоимеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего:бери, что дают, иначе не получишь ничего».[19] Считалось, что женщинам ненужно право голоса для защиты самих себя, т.к. их обеспечивают мужчины.Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин самизарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и нафабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах,время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобыдобиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Ноне известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивалии писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взятьрасчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бына подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этихмужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза изэтого города, во время следующей избирательной компании проголосуют противкандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины моглиучаствовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесиеполитических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, какмужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем неменее, хотя три четверти учителей – женщины, почти все они назначаются навторостепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае дветрети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что ониженщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь,могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны бытьнаделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция вэкономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делаетмужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными смужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса –символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состояниисохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет»[20] Об актуальности требований говорит появление во второй половине 19 –начале 20 века многочисленных феминистских организаций в ряде стран. В1888г. был создан Международный совет женщин, к началу 20в. в него входилиСоединенные Штаты, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды. В 1904г. ассоциация женщин была создана в Берлине; в Союз были готовывступить ассоциации из Канады, Германии, Дании, Швеции. В 1911г. Союзнасчитывал 24 национальные организации. Во всех странах-участницах Союзаежегодно проводились тысячи митингов, миллионы забастовок со словами правдыо положении женщин. В 1904г. – Международный альянс за избирательные права женщин(современное название – «Международный альянс женщин- сторонниц равных прави обязанностей»), к которым присоединился Всероссийский союз равноправныхженщин (основан в 1905г.).[21] «В их распоряжении интеллектуальный потенциал образованных женщин,способных решить любую возникшую проблему. Есть руки, готовые взять на себяВыполнение любой утомительной работы; больше того, женщины готовы на любыежертвы, поскольку ими движет неопровержимая логика требований и вдохновляетнеотразимая мощь растущих рядов сторонников женского равноправия»[22] С таким настроением женское движение вступило в новый век. 3 2.2 Эмансипация начала XX века. Эмансипация, как уже говорилось, в первоначальном смысле обозначаетосвобождение от власти мужа и отца. Испокон веков девушка, выходившаязамуж, как бы «переходила из рук в руки», то есть из-под опеки отцапопадала в собственность мужа. Фактически, она всю жизнь была зависима отмужчин и не имела личной свободы. Многие женщины бунтовали против такогоположения, как, например, писательница Жорж Санд в начале 19в., взявшаямужской псевдоним и носившая мужскую одежду. Но большинство феминисток видели причину такого положения в сложившейсяэкономической ситуации. Женщины многие века вынуждены были выходить замужпо расчету, за более богатых мужчин, которые смогли бы обеспечить ее ибудущих детей. То есть зависимость женщины определялась ее экономическойнесостоятельностью, обусловленной обязанностью рожать, воспитывать детей ивести хозяйство. Многие женщины не хотели с этим мириться. Соджернер Трут (1799-1883), бывшая рабыня, была уверена, что «женщина,не любя мужчину, идет под венец потому, что у него есть возможностьзарабатывать деньги, а она ее лишена. Но если женщина на равных можетсоперничать с мужчиной, то она пойдет замуж по глубокой и искреннейлюбви».[23] Так считали феминистки в 19 веке, а в начале 20 века, в 1910г.в сочинении «Торговля женщинами» Эмма Голдман пошла еще дальше, она смотритна замужество как на «экономическую сделку», связывает эксплуатациюпроституток с эксплуатацией всех женщин в целом. Она пишет: «Повсюдуженщину оценивают не по ее труду, но по ее полу. Почти всюду ей приходитсярасплачиваться за право на существование, за то положение, которое оназанимает, доставляя сексуальное удовлетворение».[24] Маргарет Сангер (1883-1966) считала целью своей жизни – «дать каждойженщине право распоряжаться своим телом». В 1915г. она началаширокомасштабную компанию, цель которой – преодолеть законодательныепреграды на пути распространения врачами противозачаточных средств иинформации об их использовании. Она считала право на добровольноематеринство «ключом к храму свободы». М.Сангер пишет, что большинствоженщин из рабочих семей не располагают сколько-нибудь достоверными знаниямио противозачаточных средствах и, следовательно, рожают детей с такойбыстротой, что их семьи, и их класс в целом оказались слишкоммногочисленными. Отсюда и многие тяготы, которыми обременено общество вцелом; в свою очередь они порождают нужду, болезни, тяжелые условия жизни иобщую нищету среди рабочих.[25] И женщина первой же страдает от голода, онахуже одета, рабочий день ее не имеет предела, даже если ее не гонят нафабрику для того, чтобы пополнить скудный заработок мужа. Это ее здоровьестрадает в первую очередь и уже не восстанавливается от домашней работы,подорванное постоянными беременностями и постоянным уходом за детьми. Ксверхурочному тяжелому труду женщины не относятся законы о восьмичасовомрабочем дне; никакие законы не защищают ее слабого здоровья от болезней,вызванных беременностями и родами. По статистическим данным Департаментатруда Соединенных Штатов в 1913г. в США около 15 тысяч женщин умерли отпослеродовых осложнений. И эти данные, по мнению врачей сильнозанижены![26] Физическая ослабленность, материальное неблагополучие дополнялисьэкономической зависимостью женщин. Оплачиваемая работа вне домапредставлялась решением множества проблем, с которыми сталкивались женщины.Однако приблизительно для двух третей всех работавших в 1900г. женщинреальность обернулась не финансово самостоятельностью и удовлетворениемличных проблем, а изнурительной работой за мизерную плату либо в качествеприслуги, либо в потогонных условиях фабричных цехов. На рубеже веков в США20,6% женщин старше 16 лет работали. Поскольку большинство работниц не входили в профсоюзы, некоторыефеминистки решили исправить это положение. Были созданы лиги потребителей,выявляющие те торговые и промышленные предприятия, где плохо обращались сженщинами. А в 1903г. была образована Лига женских профсоюзов – с еепомощью представительницы среднего класса боролись за улучшение условийтруда. Лига поддерживала забастовки с участием женщин, оказываласущественную помощь бастующим в защите прав арестованных, организациипикетов, бесплатных кухонь и социальных пособий. В результате Конгресс США санкционировал проведение детальногоисследования, посвященного положению работающих женщин и детей. Был сделандоклад «Женщины и дети, работающие по найму в США», который изучался с 1908по 1911 года, состоял из 19 томов. Это привело к основанию в 1920 годуЖенского бюро при департаменте труда США.[27] Женщины медленно, но верно отвоевывали свои права. В период I МировойВойны 1914-1918гг. феминистки повсюду прекратили свою деятельность,возобновив ее ненадолго после войны. В 1925г. был создан «Объединенныйпостоянный комитет женских организаций» (с 1934г. – Комитет связимеждународных женских организаций). Движение за женское равноправиеразвернулось в 1920-х годах и в ряде стран Азии.[28] В США в 1918г. прошел закон о федеральной поправке к Конституции оженском избирательном праве в Палате представителей, но Сенат отклонилпоправку. И только благодаря усилию активисток движения, спустя год, а длянекоторых штатов чуть позже, 26 августа 1920г. 19-я поправка стала частьюконституции США после ратификации тридцатью шестью штатами.[29] Получение женщинами США и Европы избирательных прав, а также рост ихзанятости привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинаетактивизироваться после окончания II Мировой Войны. 2.3 Мужчины – феминисты. Первым феминистом, наверное, можно назвать Пулена де ля Барра, окотором я уже говорила. Но это, скорее, исключение из правила. Большинствомужчин не признавали женщин равными себе еще очень долгое время. Ониутверждали, что женщина должна оставаться в подчинении у мужчины, чтоженщина – существо неполноценное, во-первых, потому что ее физическая силасоставляет всего лишь две трети от мужской силы, а во-вторых, потому чтоинтеллектуально и морально она ниже его в той же пропорции. Между тем,«антифеминисты» воспевали женщину за ее женственность, ценили ее как своюрабыню и свое зеркало, увеличивающее значимость мужчины вдвое. Торнстайн Веблен (1858-1929) в «Теории праздного класса» (1899) такописывает предназначение женщины, приписываемое ей мужчинами: «Долгомженщины было проводить свой досуг таким образом, чтобы весь свет видел, чтомужчина, глава семьи, способен содержать человека, чье существованиеполностью посвящено заботе о его удобстве, его доме и поискам удовольствий.Женщина должна была потреблять огромное количество товаров вне зависимостиот жизненной необходимости, только для того, чтобы продемонстрироватьспособности мужчины как добытчика».[30] Считалось, что зарабатывать нажизнь производительным трудом «не женское дело». Ее дело – дом, который онадолжна украшать и главным украшением которого она должна являться. Мужчины видели женское предназначение, «женскую природу» в единственномзанятии – обслуживании мужчин, женщинам буквально навязывалось теплично-кухонное воспитание, на благо и удовольствие их повелителей. Об этом пишети Джон Стюарт Милль (1806-1873) в «Порабощении женщин»: «Все женщины сдетских лет воспитываются в вере, будто в идеале характер женщины резкоотличается от характера мужчины: женскому характеру присуще не своеволие,не умение управлять собой, а покладистость, уступчивость давлению состороны. Мораль твердила им, будто эмоциональной внутренней сущностиженщины соответствует предназначение жить для других, умение целикомотвлечься от себя и не иметь иной жизни, кроме растворения в нуждахблизких».[31] По сути дела, путеводной звездой при воспитании женщины и формированииее характера стало мировоззрение, угодное мужчинам. Но даже все мужчиныразом не способны постичь и поэтому не могут с помощью закона предъявитьженщинам, - в чем, собственно, истинное их предназначение. Но прогрессивные здравомыслящие мужчины понимали, что принцип,регулирующий отношения между двумя полами, а именно узаконенное подчинениеодного пола другим, несправедлив в своей основе и является одним изпрепятствий на пути человечества к совершенству. И этот принцип следовалозаменить принципом равенства, не допускающим никакой власти или привилегийни для одной из сторон, равно как и признания несостоятельности какой-либоиз них. А женщины пребывали в положении, отличном от прочих угнетенных классов,поскольку хозяева требовали от них не только преданного служения, но ичувств. Многие женщины вместе с мужчинами боролись за отмену рабства, этобыла одна из форм борьбы за равноправное общество. «Когда напишут правдивуюисторию движения противников рабства, множество ее страниц будет посвященоженщинам, поскольку борьба рабов была в большой степени и борьбойженщин»,[32] - пишет Фредерик Дуглас (1817-1895). Но многие из тех, кто,наконец, обнаружил, что негры обладают определенными правами точно так жекак другие члены человеческого общества, еще предстояло убедить, чтоженщины тоже могут на что-то претендовать. Одним из ревностных приверженцев немедленной и безусловной отменырабства был Уильям Ллойд Гаррисон (1805-1879), он также считал, что «праване имеют расы и пола». В сочинении «Злой умысел» он говорит о том, что«мужчины явно доказывают свою вину – тем, как воспринимают, как относятся кженскому движению. Тот, кто совершил зло по неведению, не упорствует всвоем заблуждении, поняв, что он на ложном пути. Неведение не есть,конечно, свидетельство вины. Это лишь свидетельство недостатка знания. Тот,кто всего лишь невежественен, никогда не станет негодовать, бесноваться,угрожать и брызгать слюной, если его озарит светом знания. Напротив, онпитает интерес и стремится к просвещению, воспринимает новое и преодолеваетошибки, когда на них указывают. Разве не это подобает мужчинам?»[33] Совершенно с другой стороны подошли к «женскому вопросу» Ф.Энгельс(1820-1895) и А.Бебель (1840-1913), который они определили как проблемусоциального признания. Правда, в отличие от предшественников, они, говоряоб эмансипации, обращались не только к индивиду, сколько к массам. К массамженщин- наемных служащих. В марксистском анализе «женского вопроса» темаженского труда – главная. И это естественно, поскольку начина со второйполовины XIX века женский труд становится все более массовым, чтопринципиально меняет как положение женщины, так и спор о нем. Утверждается,что задача освобождения женщины совпадает с более общей задачейосвобождения пролетариата. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»(1884) Ф.Энгельс рассматривает существующую моногамную структуру какинструмент осуществления мужского превосходства. Дается фундаментальноемарксистское объяснение эксплуатации женщин. По его мнению, этаэксплуатация коренится в двух вещах – в частной собственности и висключении женщин из общественного производства».[34] Он считал, что«господство мужчины в браке есть простое следствие его экономическогогосподства и само собой исчезает вместе с последним». Аналогичные взгляды прослеживаются и у А. Бебеля в труде «Женщина исоциализм» (1885), он верил, что полная эмансипация женщин возможна толькопри социализме. Бебель пишет: «Женский пол в своей массе страдает в двойномотношении: во-первых, он страдает вследствие социальной и общественнойзависимости от мужчин – эта зависимость может быть ослаблена, но неустранена формальным уравнением женщин перед законом и в правах. Во-вторых,- он страдает и от экономической зависимости, в которой находятся женщинывообще и пролетарские женщины в особенности, наравне с пролетариями-мужчинами».[35] Он был уверен, что освобождение человечества невозможно безсоциальной независимости и равноправного положения полов. Таким образом, к началу XX века феминистское движение сумело охватитьширокие слои общества, стало более массовым и организованным, подкреплялосьидейной основой и сочувствием со стороны наиболее прогрессивных мужчин.Женщины смогли добиться для себя уже значительных прав и создалипредпосылки для дальнейшей реорганизации общества. 3. Современный этап. Успех суфражизма на время приостановил общее развитие женскогополитического движения, которое последующие почти четыре десятилетиянаходилось в состоянии спячки. Но, несмотря на все достижения феминизма, по-прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Оказалось, чторавноправия на бумаге недостаточно, необходимо было изменить отношение кженщине и в сознании людей. Пробуждение, или «женское возрождение» началосьв 60-е годы. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдаласьактивизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различныхформ дискриминации, и прежде всего расизма. Женское движение обрело новые,зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии – «женскоеосвободительное движение» (Women’s liberation). Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурнымиизменениями в социуме и, прежде всего, - значительным увеличением долиженского труда в общественном производстве. Так, к 1960г. в США женщинысоставляли более одной трети трудовых ресурсов страны, при этом 54%трудящихся женщин были замужними, а 33% имели детей, что свидетельствует обэкономических факторах, побуждавших женщин включаться в общественнуюпроизводственную практику. Феминистское движение 60-х – начала 70-х годов получило несколькоэкстравагантную окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующихтрадиционно настроенную общественность непривычных лозунгах, формахвыражения протеста. Стремясь к пробуждению женского самосознания,освобождению общественного мнения от инерции патриархально ориентированныхнравственных установок, феминистки использовали, например, приемы«площадного театра». В листовках возникшей в 1968г. американскойорганизации под скандальным названием «Ведьма» говорилось: «Все, чторепрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмеченопуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики. Вашеоружие – ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вассамих как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы свашими сестрами. Ваш долг – освободить ваших братьев (хотят они этого илинет) и самих себя от стереотипов половых ролей».[36] Шокирующий характер носили не только формы феминистского протеста, но иего содержание. Критике подвергались те устои общества, которыеспособствовали, по мнению феминисток, закреплению неравноправного положенияженщин: замужество, материнство и т.п. Логика рассуждений сводиласьприблизительно к следующему: «В браке, согласно закону, мужчина и женщина –одно лицо, то есть само бытие или правовое существование женщиныпрекращается с началом ее замужества. Ибо «одно» всегда подразумеваетмужское господство».[37] Экстремизм феминистского движения имел позитивные и негативныепоследствия. С одной стороны, он содействовал пробуждению женскогосамосознания, а с другой – давал повод для дискредитации, позволялоппонентам обвинять феминисток в том, что у них комплекс неполноценности,нездоровое пристрастие к власти, склонность к половой распущенности и т.д. Феминизм, как и всякое другое политическое движение, не мог избежатьрадикализма, «левизны» как своего рода болезни роста. Потребовалось время,чтобы пришли зрелость оценок, умеренность и взвешенность действий, наконец,теоретическая обоснованность. Этому в значительной степени способствовалосоздание сети так называемых женских исследований (women’s studies),призванных одновременно вести просветительскую работу и подводить научныйфундамент под движение за освобождение женщин. Женские исследования сталинеотъемлемой частью учебных программ многих университетов, появилось немалоспециализированных научно-исследовательских центров. В 70-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры«женских» или «феминистских» исследований с особыми программами,включающими специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии,философии, истории, филологии. В них переместился спор, разделившийфеминистов на сторонников «эгалитарного» подхода и проповедников «женскойсубъективности». С распространением женских исследований спор этот нетолько не разрешился, но развел оппонентов в разные стороны. Свой выход из этого тупика предложили исследователи, строившие анализ,исходя из сопоставления «мужской» и «женской» ролей в разных ситуациях вразные периоды. Они предложили ввести новое понятие «гендер» (от англ. –gender – род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловойфразой: «социальные отношения пола», или социально закрепленное разделениеролей на мужские и женские. Они стремятся перевести анализ отношений пола сбиологического уровня на социальный, чтобы, наконец, отказаться отпостулата о «природном назначении пола»; показать, что понятие «пол»принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как «класс» или«раса»[38]. В 70-80-е годы международным сообществом приняты документы, которыепризывают к ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщинапризнается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ееличность оценивается выше, чем ее «природное назначение», в нихподчеркивается, что рождение детей, продолжение рода – это право, а необязанность женщины. Начатая в 60-е годы «женская революция» шла под лозунгом: «Если женщинаимеет право на половину рая, то она имеет право и на половину власти наземле!» - в 80-90-е годы вынудила власть имущих потесниться и впустить,наконец, и женщин во все структуры управления обществом. Эти структуры изоднополых мужских стали превращаться в «смешанные». Суфражистки, бабушкиамериканок конца 20в., порадовались бы увеличению числа женщин – членовполитических партий. В 1969г. женщины занимали только 3,5% должностей вштатах, к 1986г. эта цифра выросла до 13%. В местных органах власти ихпредставительство составляло 4% в 1975г. и 10% в 1981г.[39] Доля женщин впарламенте США составляет 11,2%, в Великобритании – 7,8%. И эти цифрыпродолжают расти, хотя и очень медленно. Таким образом, «женская революция»изменила представление о роли женщины в современном обществе. Феминизм распространился по свету с такой быстротой только потому, чтоповсюду мог использовать уже существовавшие традиции общественнойдеятельности. Феминизм воспринял основополагающие нормы эпохи гуманизма иПросвещения, согласно которым человек есть существо, воздействующее наокружающую среду и на самого себя, изменяя и творя. Однако в патриархальномобществе мужчина присвоил себе активную роль и право на воплощение этихособенностей человеческого рода. Целью феминизма является, таким образом,освобождение женщин от ограничений, навязанных мужчинами, предоставление ейравных возможностей участвовать в творческом процессе, в истории. Феминизм вырос из других движений, направленных на реформированиеобщества. В США одним из предков феминизма стало движение за освобождениечернокожего населения, другим – студенческое движение. В Великобритании изападноевропейских странах современный феминизм уходит своими корнями врадикальное студенческое движение 60-х годов. С приобретением опыта политической деятельности женщины стали и болееуверенными в себе, в своих силах. Создается впечатление, что современноедвижение за освобождение женщин шло сходным путем. На начальном его этаперазворачивалась борьба за достижение одних и тех же конкретных целей –таких как право на аборт, право развода, правовое преследование насильникови мужчин, избивающих своих жен. Ключевым словом было «право выбора»: женщины стремились самираспоряжаться собственной жизнью и, прежде всего – собственным телом. Еще одной важной сферой деятельности женского движения на современномэтапе стал рынок труда. Здесь борьба женщин ведется за право на получениеработы, равенство возможностей продвижения по ступеням карьеры, равнуюоплату за равный труд. Выдвигается требование отмены законодательных актов,призванных якобы «защищать», а на самом деле дискриминационных по отношениюк ним.[40] Таким образом, феминизм вызывает существенные и необратимые изменения вжизни женщины, во всем, что имеет отношение к ее социальному статусу, еесексуальному функционированию, ее месту в обществе. Эти процессы оказываютзначительное влияние на рост самосознания, как женщин, так и мужчин. Заключение. Воздействие политических, экономических, социальных изменений наположение женщин было очень противоречивым. Традиционно женщину возводилина пьедестал, видели ее роль главным образом в создании и сохранениисемейного очага, в воспитании детей. Но это не мешало использовать женскийтруд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной платемужчин и женщин. Когда возросла потребность в рабочей силе, женщиныпополнили ряды наемных работников. И это притом, что долгое время замужняяженщина не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своегоимени и даже распоряжаться собственной заработной платой. Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америкибыли провозглашены равные права граждан независимо от пола (в США – в1920г.). Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иныхэкономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционныхпонятий о построенном на гендерном факторе разделения домашних,родительских обязанностей и трудовой активности вне дома. Равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческогосуществования. Недопустима дискриминация между мужчинами и женщинами.Исторический опыт требует относиться ко всем, как к людям, соблюдать правачеловека безотносительно пола. Список использованных источников и литературы 12 Источники 1.Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе: Пер. с англ. М.,1992. 480с.1 Литература 1. Бовуар С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. 832с. Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. 243с. 2. Шенар А. Куда идет феминистское движение? // Сегодня. 1996. 26 апреля. С.6. 3. Эванс С. Рожденная для свободы: Пер с англ. М.,1993. 320с. Справочники 1. Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М.,1977 2. Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь. Т.80. Спб.,1904 3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999. 4. Малый энциклопедический словарь. Т.3. Спб.,1902. 5. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. В 3-х т. Т.3. Спб.,1864.-----------------------[1] Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999. С.761.[2] Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. Т.3.Спб.,1864.С.1106.[3] Малый энциклопедический словарь. Т.3. Спб.,1902. С.1912.[4] Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь. Т.80. Спб.,1904.С.704.[5] Бовуар С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. С.10.[6] Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. 243с.[7] Бовуар С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. 832с.[8] Эванс С. Рожденная для свободы: Пер с англ. М.,1993. 320с.[9] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе: Пер. с англ. М.,1992. 480с.[10] Бовуар С. де. Второй пол. М.,1997. С.149.[11] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М.,1992. С.20.[12] Там же.[13] Цит. По: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.39.[14] Цит. По: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.33.[15] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.94.[16] Цит. по: там же. С.99.[17] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.45-46.[18] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.75.[19] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.191.[20] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.196.[21] Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М.,1977. С.173.[22] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.388.[23] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.150.[24] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.411.[25] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.436.[26] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.437.[27] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.344.[28] БСЭ. С.273.[29] Эванс С. Указ. Соч. С.179.[30] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.287.[31] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.228.[32] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.117.[33] Цит. по: там же. С.124.[34] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.274.[35] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.282.[36] Цит. по: Феминизм: Восток. Запад. Россия. С.4-5.[37] Там же.[38] Бовуар С. Указ. Соч. С.19.[39] Эванс С. Указ. Соч. С.316.[40] Шенар А. Куда идет феминистское движение? // Сегодня. 1996. 26 апреля.С.6.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этапы феминизма iconИстория развития Феминизма в России

Этапы феминизма iconВасилий Савельевич Новиков
Общие положения и требования. Этапы развития науки и этапы самосовершенствования заместителя директора по безопасности
Этапы феминизма iconТема урока «Основные этапы моделирования» 9 класс Вид: комбинированный. Тип
Вступительное слово учителя: «Мы продолжаем работу по теме “Модели и моделирование”. Сегодня мы с вами рассмотрим основные этапы...
Этапы феминизма iconКонтрольная работа По дисциплине «Управление персоналом» На тему: «Сущность и этапы набора персонала»
Задание №1: Раскройте проблему, приведите конкретные- сущность и этапы набора персонала
Этапы феминизма iconОсновные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви

Этапы феминизма iconМетодические рекомендации по снкм к практическому занятию №2: Важнейшие этапы развития естествознания. Основные этапы становления современной естественно-научной картины мира
Первые представления о единой естественно-научной картине мира возникли в античный период
Этапы феминизма iconЭтапы решения задач с помощью компьютера
...
Этапы феминизма iconШрифт. Этапы развития и изменения формы Шрифт. Этапы развития и изменения формы. Сведения о древнейших жителях дошли до нас в виде рисунков настенах, камнях, кости и древе

Этапы феминизма icon1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом
Приложение 1 выписка из протокола заседания шдоо «МЫ» от 14. 09. 11 Мы с ребятами вспоминали о том, какие этапы проекта существуют,...
Этапы феминизма iconУрок на тему: Этапы развития физики элементарных частиц. Физика элементарных частиц
Основное содержание учебного материала. Основные исторические этапы развития физики элементарных частиц: первый – от электрона до...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы