Ссср во второй половине 1980-х годов icon

Ссср во второй половине 1980-х годов



НазваниеСсср во второй половине 1980-х годов
Дата конвертации03.07.2012
Размер116,75 Kb.
ТипРеферат
СССР во второй половине 1980-х годов


СодержаниеВведение 21. Изменения в хозяйственной жизни страны 22. Политическое реформирование 6Заключение 11Список используемой литературы 12 Введение В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимостипокончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалосьчетырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами(продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической);во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих,необходимостью восстановления экономической независимости страны преждевсего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса.Новый курс внутренней политики. впервые заявленный на апрельском (1985 г.)пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XIIпятилетки. Началась радикальная перестройка экономической системы. Однако ееуспех во многом зависел от политической системы. Ее надо было преобразоватьтаким образом, чтобы она обеспечила необратимость социально-экономическогопереворота. По мнению экономических советников М.Горбачева именнонедемократичность политической системы обрекла на поражение НЭП,экономические преобразования 50-х годов и экономическую реформу 1965 г. Изменения в хозяйственной жизни страны Во второй половине 80-х годов в хозяйственной жизни страны произошлизначительные изменения. Прежде всего, была отменена монополия внешнейторговли. С 1 января 1987 г. право непосредственно проводить экспортно-импортные операции было дано 20 министерствам и 70 крупным предприятиям.Через год были ликвидированы Министерство внешней торговли и ГКЭС(Государственный комитет по экономическим связям) СССР и учрежденоМинистерство внешнеэкономических связей СССР, которое теперь лишьрегистрировало предприятия, кооперативы и иные организации, ведущиеэкспортно-импортные операции. Законом 1990 г. право внешней торговли былопредоставлено и местным Советам. Согласно "Закону о кооперативах" (1988 г.), при государственныхпредприятиях и местных Советах быстро возникла сеть кооперативов исовместных предприятий, занятых вывозом товаров за рубеж, что резкосократило поступление на внутренний рынок. Многие товары при спекуляциидавали выручку до 50 долларов на 1 рубль затрат и покупались у предприятий"на корню". По оценкам экспертов, в 1990 г. была вывезена 1/3потребительских товаров. Следующим шагом, через "Закон о государственном предприятии(объединении)" (1987 г.), было разрешено превращение безналичных денег вналичные. Это был первый шаг к приватизации банковской системы СССР. Вбольшой мере эта работа была поручена комсомольским деятелям. Созданныетогда "центры научно-технического творчества молодежи" (ЦНТТМ), курируемыеЦК ВЛКСМ, получили эксклюзивное право на обналичивание безналичных денег. При плановой системе поддерживалось такое распределение прибылипредприятий (для примера взят 1985 г.): 56% вносится в бюджет государства,40% оставляется предприятию, в том числе 16% идет в фонды экономическогостимулирования (премии, надбавки и т.д.). В 1990 г. из прибыли предприятийв бюджет было внесено 36%, оставлено предприятиям 51%, в том числе в фондыэкономического стимулирования 48%. Таким образом, не только резко былисокращены взносы в бюджет, но и на развитие предприятий средств почти неоставлялось. При этом сразу было нарушено социальное равновесие, т.к.личные доходы работников стали зависеть от искусственного показателярентабельности: в легкой промышленности она составляла в 1990 г. 32%, а втопливно-энергетическом комплексе 6,1%. Произошел скачкообразный рост личных доходов вне всякой связи спроизводством. Ежегодный прирост денежных доходов населения в СССРсоставлял в 1981-1987 гг. в среднем 15,7 млрд. руб., а в 1988-1990 гг.составил 66,7 млрд. руб. В 1991 г. лишь за первое полугодие денежные доходынаселения выросли на 95 млрд. руб. (при этом зарплата в производствевыросла всего на 36%). Средства перекачивались из накопления (инвестиций) впотребление - "проедалось" будущее развитие и будущие рабочие места. Такой рост доходов при одновременном сокращении товарных запасов вторговле привел к краху потребительского рынка ("товары сдуло с полок").Были введены талоны на получение основных продуктов питания, резкоувеличился импорт. До 1989 г. СССР имел стабильное положительное сальдо вовнешней торговле, в 1987 г. превышение экспорта над импортом составляло 7,4млрд. руб., а в 1990 г. было отрицательное сальдо в 10 млрд. руб. Оттянуть развязку правительство пыталось за счет дальнейшегоразрушения финансовой системы - дефицита госбюджета, внутреннего долга ипродажи валютных запасов. Дефицит госбюджета СССР составлял в 1985 г. 13,9млрд. руб.; в 1990 - 41,4; а лишь за 9 месяцев 1991 - 89 (за июнь 1991 г.он подскочил на 30 млрд.). Росту дефицита способствовала и начатая в мае 1985 г. "антиалкогольнаякампания". Сокращение продажи водки и бюджетных поступлений от нее былополностью компенсировано ее изготовлением в "теневой экономике" (140-150декалитров в 1987 г.). Помимо тяжелого удара по государственным финансамэто привело к становлению мощной организованной преступности новогопоколения, активно вошедшей в политику. К середине 80-х годов в СССР сложился крепкий сектор "теневойэкономики", набрала силу и организованная преступность. Она практическиликвидировала государственную торговлю спиртным, "приватизировала" ее иизъяла из госбюджета в свою пользу 23 млрд. руб. в 1989 г. и 35 млрд. руб.в 1990 г. Государственный внутренний долг СССР возрастал следующим образом: 1985- 142 млрд. руб. (18,2% ВНП); 1989 - 399 млрд. руб. (41,3% ВНП); 1990 - 566млрд. руб. (56,6% ВНП); за 9 месяцев 1991 он составил 890 млрд. руб.Золотой запас, который в начале перестройки составлял 2 000 т., в 1991 г.упал до 200 т. Внешний долг, который практически отсутствовал в 1985 году,в 1991 г. составил около 120 млрд. долл. Таким образом, был открыт путь к неконтролируемому росту цен иснижению реальных доходов населения, инфляции и росту внешнего долга.Государство лишалось экономической основы для выполнения своих обязательствперед гражданами. К этому же периоду относится и ликвидация плановой системы хозяйства.Будучи управляющим почти всего хозяйства страны (единого концерна),советское государство через план поддерживало баланс между производством,потреблением и накоплением. Распределение ресурсов между отраслями ипредприятиями регулировалось планом и ценами. Тем не менее, в соответствиис объявленной в июне 1987 г. концепцией перестройки как перехода к рыночнойэкономике, почти сразу стала свертываться плановая система распределенияресурсов: в 1987 г. принимается постановление ЦК КПСС и СМ СССР осокращении номенклатуры планируемых видов продукции, которые Госпландоводил до предприятий в форме госзаказа. Взамен планируемых поставок сталасоздаваться сеть товарных и товарно-сырьевых бирж. Следующим шагом был принятый в 1987 г. и введенный в силу с 1988 г.Закон о государственном предприятии (объединении), предполагавший "полныйхозрасчет". Следствием закона явилось резкое сокращение капиталовложений -как плановых через госбюджет, так и из средств предприятий. Сразу нарушилсямежотраслевой баланс, были свернуты все государственные программы и началсябыстрый спад производства. СССР погрузился в состояние "без плана и безрынка". Уже первые шаги по переходу к рыночной экономике от советского"натурального" хозяйства повлекли за собой переориентацию управления снатурных на денежные показатели. Были сняты ограничения, свойственныехозяйству, предназначенному для потребления, а не извлечения дохода -введены "договорные цены" (сначала, разумеется, "лишь на некоторыекатегории товаров"). Обойти введенные для виду бюрократические оговорки несоставило труда, и в СССР сразу же начался рост цен - при сокращениипроизводства. Была запущена цепная реакция тяжелого кризиса. 2. Политическое реформирование Весной 1988 г. в одном из центральных журналов появились “размышления”Г.Попова по поводу повести Д.Гранина “Зубр”. Характеризуя политическуюсистему страны, сформировавшуюся при И. Сталине, он назвал ее“административной”. Вскоре понятие “административно-командная система”появилось в лексиконе Генерального секретаря ЦК КПСС. Им он характеризовалдействующую политическую систему, сравнивая ее со “смирительной рубашкой”,сковавшей творческий потенциал общества. М. Горбачев призвал “взорвать” ее. Первая концепция такого “взрыва” была озвучена Генеральным секретаремлетом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции. С этого времениперестройка политической системы стали главной составной тотальнойперестройки в СССР. Что собой представляла политическая система СССР к середине 80-хгодов? Ее главные звенья были определены Конституцией СССР 1977 г. Она жерегулировала основные нормы отношений между этими звеньями. СогласноКонституции, вся власть в Советском Союзе принадлежала народу.Государственную власть он осуществлял через Советы, которые составлялиполитическую основу СССР. Советы составляли и основу государственногоаппарата, куда кроме них входили органы государственного управления,комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража. Статья 6Конституции СССР в прямой форме юридически закрепляла особую рольКоммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась какруководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политическойсистемы. К звеньям политической системы Конституция относила профсоюзы,комсомол, кооперативные и Другие общественные организации, которыеучаствовали в управлении государственными и общественными делами всоответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичногозвена политической системы Конституция закрепила трудовой коллектив. Основные недостатки (или пороки) политической системы СССР, осознанныеи озвученные в конце 80-х годов, сводились к следующему: во-первых,отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и ее отдельныхзвеньев, в частности; во-вторых, смещение функций партии и Советов, подменаСоветов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийнымикомитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых,бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных итворческих организаций). Первоначальная концепция реформы политической системы, предложенная М.Горбачевым от имени ЦК КПСС XIX партконференции, официально провозгласилацелью укрепление народовластия и проводилась под лозунгами — “Большесоциализма!”, “Вся власть Советам!”. Ее конкретные задачи сводились кследующему: во-первых, преобразовать систему Советов, создав новый, высшийорган государственной власти — Съезд Народных Депутатов, и превративВерховный Совет в постоянно действующий орган; во-вторых, изменитьизбирательный закон, введя альтернативные и двухступенчатые выборы и выборытрети депутатского корпуса непосредственно от общественных организаций; в-третьих, совместить в одних руках посты партийного и советскогоруководителя, одновременно введя пост Председателя Совета (вместоПредседателя Президиума и Председателя исполкома); в-четвертых, создатьКомитет Конституционного Надзора как шаг к будущему Конституционному Суду,символизирующему разделение трех ветвей власти законодательной,исполнительной и судебной; наконец, отказаться от неоправданнойзасекреченности деятельности политической системы, перейдя к гласности. На партийном форуме впервые после 20-х годов Генеральному секретарюпартии возразили. Возразили против идеи съезда и прямого представительстваобщественных организаций, обоснованно считая, что подобные предложенияявляются отступлением от основных принципов демократической избирательнойсистемы — прямых и равных выборов. Спустя несколько лет А. Собчак признал,что недемократические предложения генсека позволили многим демократам“войти во власть”. Но больше всего возражений было против совмещенияпостов. Все понимали желание М. Горбачева соединить в своих руках постыруководителя партии и главы государства. Но совмещение постов по всейвертикали от ЦК до горкома и райкома противоречило заявленному курсу наразделение функций партии и Советов. Наоборот, подобное совмещениеподводило юридическую основу под фактическую подмену партией Советов. Болеетого, оно вело к чрезмерной концентрации власти в руках М. Горбачева. Ведькадровая политика ЦК партии с 1987 г. строилась по принципу подбора кадровв зависимости от их преданности “идеям перестройки”. Поскольку эти идеиозвучивал лишь один человек, то подбор партийных руководителей велсяфактически по их преданности Генеральному секретарю, его “идеям”. Тем неменее, это предложение М.С. Горбачева прошло. В 1989 г. в стране происходит смена формы правления. Будучи до декабря1989 г. противником президентской системы правления в СССР, Горбачев послевстречи с американским президентом Д. Бушем на Мальте стал ее горячимсторонником. В начале 1990 г. М. Горбачев выдвинул новую концепциюперестройки политической системы, целью которой отныне стало не укреплениенародовластия, а правовое государство. Лишь оно, по его мнению, моглообеспечить достижение новой цели экономической реформы — переход к рынку. В марте 1990 г. новые “идеи перестройки” были вынесены на обсуждениеТретьего съезда народных депутатов СССР, и делегаты съезда проголосовали заучреждение поста Президента СССР. Это было самоубийственное для Советскойвласти решение. Уже через год Президент СССР фактически отстранил и союзныхдепутатов, в целом, и членов Верховного Совета СССР с его председателем А.Лукьяновым, в частности, от решения вопроса о судьбе СССР. Смена курсаполитической реформы (от народовластия с единовластию) выступившие насъезде делегаты обосновывали двумя аргументами: 1) срочной необходимостьюстабилизации внутриполитического положения; 2) усилением личнойответственности за проводимые преобразования. Последующие события вскрылиполитическое лукавство этих аргументов. Тем не менее, выступлений противучреждения поста Президента на съезде не было, или же противникам этой“идеи перестройки” не дали выступить. В условиях нарастающего экономического и политического кризисоввсенародное голосование ничего хорошего “главному архитектору” перестройкине сулило, и Горбачев «протащил» через съезд решение о своембезальтернативном избрании президентом. Важной составной частью новой концепции перестройки политическойсистемы стал взятый III съездом курс на восстановление многопартийности вСССР. Из 6-й статьи Конституции СССР было изъято положение об особой ролиКПСС. Принятый в октябре 1990 г. Верховным Советом СССР закон обобщественных организациях возвратил страну к свободному функционированиюразличных партий и общественно-политических движений. В июле 1990 г. “Комсомольская правда” и “Литературная газета”опубликовали “посильные соображения” А.И. Солженицына “Как нам обустроитьРоссию”. “Обустройство” писатель-публицист предложил начать с расчлененияСССР. В ноябре 1990 г. Г. Попов опубликовал брошюру с незамысловатымназванием “Что делать?”, поставив задачу из трех “де”: “декоммунизация”,“десоветизация”, “дефедерализация”. В январе 1991 г. эта задача легла воснову политических требований 47 партий и движений 12 союзных республик,собравшихся в Харькове на “Демократический конгресс”. В своем обращении кнародам и парламентам республик конгресс требовал отставки Президента СССРи его команды, роспуска СССР и создания вместо него “содружестванезависимых республик”, призывал к бойкоту референдума о сохранении иобновлении СССР, намеченного на 17 марта 1991 г. Таким образом, на рубеже 1990 — 1991 гг. речь уже шла не о реформеполитической системы СССР, а о судьбе самого Союза. Одновременно с ростом антикоммунистических, антисоветских,антигосударственных сил начался активный процесс разложения и распадацементирующей силы политической системы и союзного государства — КПСС. Слета 1989 г. она стала раскалываться по национальному и идейному признакам.О своем выходе из КПСС первыми заявили компартии прибалтийских республик,которые в свою очередь сами раскололись по тем же признакам. В самой КПССобразовались многочисленные фракции, крупнейшими из который стали социал-демократическая (“демократическая платформа”), большевистская,марксистская. Поощряемый генсеком и его ближайшими единомышленникамиидейный и организационный разброд вызвал массовый выход из КПСС. С лета1989 г. по лето 1991 г. ее ряды покинуло 2 млн. человек, или более 10 %общего состава. Законопослушные граждане СССР и искренние члены коммунистическойпартии, обеспокоенные нарастающим валом “непредсказуемых” событий,требовали от руководства СССР и КПСС решительных мер по наведению порядка изаконности. В августе 1991 г. группа высших государственных, партийных ивоенных руководителей попыталась овладеть положением, но, парализованнаядвусмысленной позицией Президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС,Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР. Председателя Совета ОбороныСССР М. Горбачева, потерпела поражение. Ее стремление с помощью угрозысилой подавить сепаратизм республик, прежде всего РСФСР, вылилось в “игру ввосстание”. Заключение Развитие советского общества во второй половине 80-х годов прочноувязывается с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворотвначале в сознании граждан, а затем — в экономической и, в конечном счете,во всей внутренней политике СССР. В итоге "перестройка" превратилась всимвол глубинного обновления и одновременно изменения всей социалистическойсистемы и ее положения в мире. Период постепенного качественного преобразования социалистическойсистемы на основе далеко идущих планов и расплывчатых представлений офундаментальном переустройстве и прочной стабилизации советскогосоциализма, призванного стать образцом для всего человечества, длилсянеполные четыре года, приблизительно с начала 1987 до середины 1990 г.Разумеется, такого срока было заведомо недостаточно для созданиядействительно обновленной системы. Вопрос о том, могла ли подобная системабыть сформирована и функционировать, остается и по-видимому еще долго будетоставаться предметом идеологических споров. Переворот, слом партийно-государственных структур СССР могли произойтитолько в условиях нарастающих экономических трудностей, которые во многомопределялись непроизводительными расходами. После прихода Горбачева квласти был осуществлен целый ряд мер, направленных (на словах) на улучшениеэкономического состояния страны. Однако поставленные цели достигнуты небыли. Перестройка политической и экономической систем СССР закончиласьразрушением и системы, и СССР. Список используемой литературы1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. - М: Норма – Инфра, 1999.2. Перестройка и современный мир / Отв. ред. Тимофеев Т.Т. - М: Международные отношения, 1989.3. Боффа Дж. История Советского Союза. - М: Международные отношения, 1994.4. Абалкин Л. Неиспользованный шанс. – М.: Политиздат, 1991.5. Валовой Д. Тайны овального зала Кремля. – М.: Правда, 1991.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Ссср во второй половине 1980-х годов iconСсср в 1970 -первой половине 1980-х

Ссср во второй половине 1980-х годов iconУжесточение конфронтации между СССР и США в первой половине 80-х годов

Ссср во второй половине 1980-х годов iconСоциально-экономическое развитие СССР в 1956-1964 г г
Со второй половины 1953 г по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития...
Ссср во второй половине 1980-х годов iconПроблема Курильских островов в отношениях ссср/России и Японии во второй половине xx-нач. XXI вв

Ссср во второй половине 1980-х годов iconВнешняя политика России во второй половине 19 века
Развитие отношений России и Америки во второй половине XIX в а) Роль России в период Гражданской войны в сша(1861-1865 гг.) б) Историография...
Ссср во второй половине 1980-х годов iconКрупные жанровые формы в русской поэзии второй половины 1980 2000- х годов 10. 01. 01 русская литература
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы гоу впо «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва»
Ссср во второй половине 1980-х годов iconПрезентация по теме «Грани жизни и творчества Николая Заболоцкого»
Кажется, ни над одним советским поэтом критика не издевалась так, как надо мной, с горечью заметит впоследствии поэт, выбитый из...
Ссср во второй половине 1980-х годов icon«Новое политическое мышление»: внешняя политика СССР в конце 80-х годов
Мо данная тема в 9 классе изучается в рамках обобщенной характеристики внешнеполитического курса СССР в послевоенные годы, поэтому...
Ссср во второй половине 1980-х годов iconВ. В. Петрика Петрик, В. В. Развитие научно-исследовательской работы в Тюменском университете в первой половине 80-х годов / В. В. Петрик // История Советской России: новые идеи, суждения. Тезисы
Петрик, В. В. Развитие научно-исследовательской работы в Тюменском университете в первой половине 80-х годов / В. В. Петрик // История...
Ссср во второй половине 1980-х годов iconПостиндустриальное общество. Советский Союз во второй половине 60-х первой половине 80-х гг

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы