Мифология Древнего Китая icon

Мифология Древнего Китая



НазваниеМифология Древнего Китая
Дата конвертации03.07.2012
Размер127.93 Kb.
ТипРеферат
Мифология Древнего Китая


Мифология Древнего Китая. Китай – одно из древнейших цивилизованных государств мира. Философскиеидеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богатые посодержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всегочеловечества. Представление о существовании души у человека было распространено наживотных, растения и весь мир природы; считалось, что все в мире имеет своюдушу, что все природные тела и явления: земля, небо, солнце, луна, гром,ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и т.д., находясь в расположении каких-то духов, проявляют свою силу, в результате чего возникли тотемизм ипоклонение многим богам. Однако в условиях первобытнообщинного строя могли появиться лишь росткифилософской идеи. Философия как теория познания окружающего мира, каксравнительно целостное мировоззрение, зафиксированное в письменной форме,возникла только в рабовладельческом обществе. С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в XVIII в., а дотого сам Китай был для европейцев мифом. Именно тогда ряду европейскихфилософов казалось, что историю цивилизации должно начинать с Китая. Этомнение опиралось на представление о том, что Китай—родина самых древних имудрых философов. Между тем, как это ясно теперь, китайские философы недревнее греческих и много моложе мудрецов Египта. До философии в Китае было поэтическое осмысление мира и прошлогочеловечества в форме мифов. Эти мифы не рассказывались, а пелись,сопровождаемые ударами, гудениями, рокотом музыкальных инструментов. Ихгероями были первопредки и цари-мудрецы, создатели человеческой культуры.Между зарождением этих песен, хранившихся в народной памяти, и их фиксациейс помощью изобретения во второй половине II тыс. до н.э. письменностипрошли многие столетия. И несколько столетий понадобилось ещё для того,чтобы записанные песни были систематизированы и осмыслены китайскимимудрецами как документы исторического прошлого, как рассказы об истинныхсобытиях и лицах определённой территории и времени. Сами песни, на основании которых философами создавалась фиктивнаяистория, частично сохранились в сборниках «Шицзин» («Книга песен») и«Шуцзин» («Книга истории»). Упорядочение китайской мифологии усложнилопонимание её развития. Можно лишь догадываться, что китайцы, как и другиенароды, почитали змей, ласточек, медведей, слонов, считая их покровителямиотдельных родов и племён. Со временем одна из таких покровительниц,приобрела в воображении рассказчиков мифов облик чудовищного змея –дракона, которому было приписано господство над метеорологическимиявлениями и небесными телами, водной стихией и особое покровительствоцарям. Таким же образом почитаемые китайцами реальные птицы превратились вфантастическую птицу Фэнхуан, ставшую символом царицы. Облик дракона былпридан также богиням и богам, которым приписали создание мира и сотворениечеловечества. Китайцы, обитавшие на равнинах, часто заливаемых выходящими из береговвеликими реками, почитали спасительные горы.
Одна из них, Куньлунь,мыслилась расположенной в центре мира в виде опорного столба неба.Считалось, что на вершине этой горы находилась резиденция верховного бога иимператора Шан-ди. Одновременно существовало представление о другойвертикальной оси—мировом древе, ставшим обиталищем десяти солнц. Само небо мыслилось высшим существом, руководящим всем, что происходитна земле. При этом в мифологическом сознании произошла подмена Верховногонебесного владыки и Неба мифологическими Государями Неба. В их число входилверховный владыка центра Хуанди и его помощник бог земли Хоу-ту,покровительствующий храму солнца и властвующий над созвездиями и планетами.Каждому из мифических владык соответствовало определенное материальноеначало: время года, цвет, животное, часть тела, оружие. Всё это говорит оформировании сложной мифологической системы, включающей различные природныеи пространственные элементы. По своему содержанию мифы подразделяются на несколько групп. Среди космогонических мифов, трактующих происхождение природы ичеловека из состояния первоначального хаоса, представлены две основныеконцепции: деление и превращение. Согласно одной из них, неодушевленныевещи и живые существа возникают в результате деления хаоса на двапервоэлемента - светлое (мужское) начало янь и тёмное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результатетрансформации. Общеизвестный миф о возникновении вселенной записан в книгепод названием Хуайнань-цзы, созданной во II в. до н.э. В глубокойдревности, когда ещё не было ни неба, ни земли, мир представлял собой лишьмрачный, бесформенный хаос. И в этом мраке постепенно родились два большихдуха - Инь и Ян, которые с огромным усилием начали упорядочивать мир.Впоследствии Инь и Ян разделились, и установилось восемь главныхнаправлений в пространстве. Дух Ян стал управлять небом, дух Инь - землёю.Так был создан наш мир. Этот миф, с явным философским оттенком, не представляет большогоинтереса с точки зрения мифологии. Более интересен миф о небесном духе Цзюйлин. Говорят, что он появилсяодновременно с первоначальной субстанцией, его же называют истинной матерьюдевяти начал. Он был настолько всемогущ, что смог создать горы и долины,пустить большие и малые реки, поэтому его можно считать первотворцом.Говорят, происходил он из верховьев реки Фынь-шуй и первоначально был духомреки. Издревле поперёк Хуанхэ стояла гора Хуашань. Цзюйлин, «пиная ногами ираскачивая её руками», расколол её и раздвинул, так что река потекла прямо.По сей день ещё сохранились на горе Хуашань следы, похожие на отпечатки руки ног духа Цзюйлина. Согласно преданию, когда небо и земля были только что созданы, на землебыл потоп, поэтому верховный правитель Шан-ди послал великана Пу-фу и егосупругу усмирить разлившиеся воды. Эти два огромных толстяка, конечно,очень мало заботились о порученной им трудной работе и выполняли её безвсякого усердия, лишь бы поскорее закончить. Русла рек, которые онипроложили, в одних местах были вырыты глубоко, в других - мелко, гдезасорены, а где запружены,- одним словом, вся работа пошла насмарку.Поэтому спустя много лет трудолюбивый Юй вновь усмирил разлившиеся воды.Небесный император, разгневанный нерадивостью супругов, в наказание оголилих тела и, совершенно обнажённых, поставил рядом друг с другом посредиобширной пустыни на юго-востоке. Ни в холод, ни в жару они не пили и неели, лишь небесной росой утоляли свой голод и жажду. И только когдаочистилась вода в Хуанхэ, этим супругам было разрешено «вернуться к своимобязанностям». Согласно преданию, чтобы очистить воды Хуанхэ, нужно было прерватьсвязь реки с морем. Разумеется, это было делом неосуществимым, и поэтомучете великанов только и оставалось, что вечно стоять в пустыне,обнажёнными, под лучами солнца. В истории о супругах Пу-фу в некоторыхмоментах проступает облик древнего мифа. Деятельность этих двух людей,упорядочивших воды, также несколько напоминает деятельность первотворцавселенной. Однако, к сожалению, записанная история кажется незаконченной. Перебирая мифических первосоздателей вселенной, в заключение нельзя невспомнить о духе Чжу-лун - драконе со свечой с горы Чжуншань, рассказ окотором записан в древней «Книге гор и морей». Этот дух с лицом человека,телом змеи, с кожей красного цвета был длиной в тысячу ли. У него былинеобычные глаза, похожие на два вертикально стоящих оливковых дерева, акогда он закрывал их, они были как две прямые вертикальные щели. Стоило емулишь приоткрыть глаза, как в мире наступал день, а когда он закрывал глаза,на землю спускалась ночь; стоило ему подуть, как появлялась пелена красныхоблаков, падал хлопьями сильный снег, и наступала зима; дохнёт - тотчаскрасное солнце начинало палить, текли металлы и плавились камни, инаступало лето. Он лежал, свернувшись, как змея: не ел, не пил, не спал ине дышал,- как только дохнет, подует ветер на десять тысяч ли. Светомсвечи, которую Чжу-лун держал во рту, он мог освещать высочайшие сферы небаи глубочайшие пласты земли и, где царил вечный мрак. А так как он всегдадержал во рту свечу и освещал мрак в небесных воротах на севере, то его ещёназывали Чжу-инь (чжу - значит "свеча", инь - "темнота") - Освещающий мрак. Чжу-лун и в самом деле похож на первотворца. Однако, сохранив явныечерты живого существа, он всё-таки не смог, подобно другим знаменитымнебесным духам, превратиться в человека. Он не стал в глазах людейпервотворцом и остался лишь духом одной из гор, несмотря на свойудивительный облик и необычайную силу. Как же были отделены земля и небо, как создавалась вселенная? Вкитайской мифологии есть ответ и на этот вопрос. Согласно преданиям, в то время, когда ещё земля и небо не отделилисьдруг от друга, вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминалаогромное куриное яйцо. В нём зародился первопредок Пань-гу. Он вырос и,тяжело дыша, заснул в этом огромном яйце. Прошло восемнадцать тысяч лет,прежде чем он вдруг проснулся. Не зная, как выбраться из яйца, Пань-гусхватил невесть откуда взявшийся огромный топор и с силой ударил им мракперед собой. Огромное яйцо раскололось, всё легкое и чистое тотчас жеподнялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз иобразовало землю. Так небо и земля, представлявшие вначале сплошной хаос,благодаря удару топором отделились друг от друга. После того как Пань-гуотделил небо от земли, он, опасаясь, что они вновь соединятся, уперсяногами в землю и подпёр головой небо. Так он стоял, изменяясь вместе сними. Каждый день небо становилось выше на один чжан, а земля становиласьтолще на один чжан, и Пань-гу вырастал на один чжан. Как высочайший столбстоял великан Пань-гу между небом и землёй, не позволяя им вновьпревратиться в хаос. Так стоял он, один-единственный, поддерживая небо иупираясь в землю, и не заметил в этой тяжёлой работе, как прошли целыеэпохи. Наконец небо и земля, видимо, стали достаточно прочными, и Пань-гумог больше не опасаться, что они соединятся вновь - ведь ему тоже надо былоотдохнуть. В конце концов он, подобно всем людям, упал и умер. Вздох,вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос - громом, левыйглаз - солнцем, правый - луною, туловище с руками и ногами - четырьмястранами света и пятью знаменитыми горами, кровь - реками, жилы - дорогами,плоть - почвою, волосы на голове и усы - звездами на небосклоне, кожа иволосы на теле - травами, цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг ит.п. - блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и яшмой,и даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный,превратился в капельки дождя и росу. Одним словом, Пань-гу, умирая, всегосебя отдал тому, чтобы этот новый мир был богатым и прекрасным. Существуюти другие предания о волшебной силе и превращениях Пань-гу. По одной версии,слёзы, вытекшие из его глаз, превратились в реки, вздох - в порыв ветра,голос - в раскаты грома, блеск глаз - в молнию. При всех расхождениях в описании Пань-гу общим является то, что вселюди почитали его как первопредка, отделившего небо от земли. Выше было рассказано о том, как были сотворены небо и земля. Но как жепоявились люди на земле? Ответ на этот вопрос дают антропогонические мифы. Сравнительно ранней версией о появлении людей является версия о том,что люди произошли в результате взаимодействия двух великих богов Инь и Ян.После того как были созданы небо и земля, из оставшихся грубых частиц онисотворили животных, птиц, рыб и насекомых, а из чистых частиц - людей. Этойверсии никто не верил, и в конце концов она исчезла бесследно, не оставивсколько-нибудь значительного следа. Согласно более позднему преданию, люди произошли из паразитов,ползавших по телу Пань-гу, когда он «лежал на смертном одре», а ветер ихразвеял повсюду. Эта версия, разумеется, ещё более возвеличивала заслугиПань-гу, однако в то же время ущемляла человеческую гордость и поэтомутакже не получила широкого распространения. Ещё существует удивительное и прекрасное сказание о том, как небесныедухи сообща создали людей. Хуан-ди создал у людей различия между мужчиной иженщиной, Шань-пянь - уши, глаза, рот и нос, Сан-линь - руки и ноги.Следует упомянуть и о Нюй-ва, которая участвовала в этой совместной работе,но что она создала, не ясно. Миф о том, как духи сотворили людей, в самом деле, очень интересен,но, к сожалению, записи о нём в древних книгах весьма скудны, и о божествахШань-пань и Сан-линь нам ничего не известно. Мы совершенно не знаем, прикаких обстоятельствах их совместными усилиями были созданы люди. Поэтомуданный миф также не получил широкого распространения. Напротив, миф осотворении людей одной богиней Нюй-ва, среди всех ранее упомянутых мифовпользовавшийся наибольшим доверием, так как он и необычен и в то же времяблизок пониманию людей, составил богатую поэтическую часть в китайскоймифологии. Вот его содержание. В те времена, когда земля отделилась от неба, хотя на земле уже былигоры, реки, трава и деревья, и даже птицы и звери, насекомые и рыбы, на нейещё не было людей, и поэтому мир был пустынен и безмолвен. По этойбезмолвной земле бродил великий дух - Нюй-ва. В сердце своём она ощущаланеобычайное одиночество и понимала, что, для того чтобы оживить землю,необходимо что-то ещё сотворить. Она присела на корточки на берегу пруда, взяла горсть жёлтой глины,смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила нечто вроде маленькойдевочки. Как только она поставила её на землю, вдруг эта маленькая фигуркаожила, закричала «уа-уа» и радостно запрыгала. Её имя было Жэнь -«человек». Первый человек был очень маленьким, но ведь, согласно преданию, егосоздала богиня. Он отличался от летающих птиц и от четвероногих животных,да и держался он как хозяин вселенной. Нюй-ва была очень довольна своимтворением и, продолжая это дело, вылепила из глины множество человечковобоего пола. Голые человечки, окружив Нюй-ва, танцевали и радостно кричали.Затем они в одиночку и группами разбежались в разные стороны. Когда речь заходит о Нюй-ва, вспоминается и герой другого предания -Фу-си, которого ещё называют Пао-си, Бао-си и т.д. Все эти именавстречаются в древних книгах как разнописи. По преданиям, Фу-си и Нюй-вапервоначально были братом и сестрой или позднее мужем и женой.Достоверность этого «древнего уже в древности» предания подтверждаетсярельефами на камне и кирпичах эпохи Хань, а также преданиями,распространёнными среди народностей Юго-Западного Китая - мяо, яо, и, тун идр. После изучения этих изображений не остаётся никаких сомнений в том, чтоФу-си и Нюй-ва в древних преданиях изображались мужем и женой. На основанииэтих изображений и записей в древних книгах можно с уверенностью можемсказать, что, согласно китайской мифологии, род человеческий пошёл отнебесных божеств - наполовину людей, наполовину зверей. Они былиобожествленными первопредками и превратились также в духов-охранителей. Вдревности люди часто вырезали на могилах и в храмах изображения Фу-си и Нюй-ва, чтобы умерший под их защитой мог спокойно наслаждаться радостямипотустороннего мира. Миф о том, что брат с сестрой Фу-си и Нюй-ва вступили в брак иположили начало человеческому роду, зафиксирован уже в книге танскогоавтора Ли Жуна «Описание неповторимого и странного»: «В старину, когдавселенная была только что создана, жила Нюй-ва со своим братом на горахКуньлунь, людей же в Поднебесной ещё не было. Решили они стать мужем иженой, но устыдились. Тогда брат повёл сестру на вершину Куньлуня ипроизнес заклинание: „Если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дымустремится столбом ввысь; если нет - пусть дым рассеется". Дым поднялсястолбом. Тогда сестра приблизилась к брату, сплетя при этом из травы веер,чтобы прикрыть лицо. Нынешний обычай держать на свадьбе веер произошёл какраз отсюда». Мифы о древних героях отражают стремление древних китайцев найтиперсонифицированных “авторов” важнейших технических достижений глубокойдревности. Среди них те, кто научил людей добывать огонь трением; впервыепостроил шалаш из веток; изобрел способы охоты и рыбной ловли; изготовилпервые земледельческие орудия и научил людей употреблять в пищу злаки;открыл способ варить зерно на пару и т. д. Характерно, что многие из этихгероев изображались китайцами в виде полулюдей-полуживотных: с телом змеи,с головой быка, что, несомненно, является отражением древних тотемическихпредставлений. Миф о стрелке И – один из самых популярных в китайской мифологии. И -культурный герой, считавшийся как изобретателем лука и стрел, так испасителем с помощью этого оружия от множества бедствий, в том числекосмического характера. Сама форма лука в виде дуги-радуги превратила герояв охотника за нарушившими порядок Солнцами. В этой своей ипостаси И можетбыть сопоставлен с героическим героем охотником Орионом, также связанным ссолнечным мифом. Существовало много подтверждений тому, что И был искуснымстрелком из лука. Имя его вызывало восторг и поклонение позднейшихпоколений и у каждого ассоциировалось с меткой стрельбой из лука. Попреданию, И мог попасть стрелой в летящую птицу. Говорят, что, когда оннатягивал лук и готовился стрелять, даже юэсцы, что жили на морскомпобережье и не знали лука, наперебой старались принести для него стрелы илимишень. Из рассказов видно, как метко И умел стрелять. Такая необычайнаяметкость объяснялась особенностями телосложения И. По преданию, у него отрождения левая рука была длиннее правой, и это было большим преимуществомпри стрельбе. Чудовища, с которыми он борется, частично связаны с природнымиявлениями (Дафэн - “Великий ветер”, Баше - “Длинный змей”, олицетворяющийводную стихию). Как очиститель земли от чудовищ, И близок к греческомугерою Гераклу. Так же, как Геракл, он посещает страну Запада и царствомертвых. Посещение И страны Запада мотивируется поиском зелья бессмертия. Здесьобнаруживается сходство с мифом о Гильгамеше. Сама страна запада вкитайских мифах – это не просто царство смерти, но место обитанияудивительных животных, произрастания удивительных растений. Хозяйка этойстраны, богиня Си-ван-му, обладающая зельем бессмертия, предстает в обликевладычицы зверей. Хотя И эти звери не интересуют, посещение им владычицызверей могло быть первоначально связано именно с его функциями охотника, апоиск бессмертия служит более поздним добавлением к основному сюжету. Убийство И персиковой дубинкой раскрывает еще одну черту многоплановогообраза охотника. Согласно поверьям китайцев, только таким оружием можнобыло поразить насмерть нечистую силу. Таким образом, сверхъестественныеспособности И в стрельбе из лука получают объяснение: охотник был связан снечистью, Цзунбу, в которого превратился после смерти. И согласноопределению знатока китайских мифов, Юань Кэ, был владыкой всех злых духовПоднебесной, следившим за тем, чтобы злые силы не могли вредить людям. Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках. Все они появилисьна свет в результате непорочного зачатия. Прародительница иньцев случайнопроглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, а мать первого чжоусца наступилана след Великана и т. д. Эти детали мифов о первопредках связаны симевшими широкое распространение представлениями о том, что некогда “людизнали мать и не знали отца”. Пережиточное отражение в сознании людейпервоначальной материлинейной филиации. Представление иньцев о потустороннем мире были зеркальным отражениемправопорядка, существовавшего на земле. Подобно тому, как в Поднебеснойверховная власть принадлежала Вану, полагали иньцы, так и на небе всё и всяподчиняется Верховному Божеству (Ди). Ди всемогущ - это он оказывает людямблагодеяния или карает их несчастьем, он дарует им урожай, посылает засуху,от него зависят дождь и ветер. Ближайшее окружение Ди составляют усопшиепредки Вана, являющиеся его “слугами”. Предки Вана выполняют различныепоручения Ди, они же передают ему просьбы Вана о ниспослании благоговения ипомощи. Поэтому, принося жертвы своим предкам, Ван мог умилостивить их иблагодаря этому заручиться поддержкой Верховного божества. Функции Вана какверховного жреца как раз и заключались в том, что он мог осуществлятьобщение со своими предками, являвшимися посредниками между миром людей имиром богов. В раннечжоуское время эта система религиозных представлений непретерпела ещё сколько-нибудь значительных изменений. Позже происходитпостепенный процесс отделения в сознании людей мира предков и мира богов,что приводит к обособлению культа предков от культа Верховного Божества.Вследствие этого функции посредника переходят к жрецу или жрице – лицу,обладающему способностью обращаться с духами и богами. Возникновение ираспространение конфуцианского учения способствовало с одной стороны,усилению культа предков, с другой- трансформации представлений о Ди икульте Неба. После превращения конфуцианства в официальную государственнуюидеологию, трактовка им значений этих культов стала каноном.




Похожие:

Мифология Древнего Китая iconРеферат по Философии Тема: «Древневосточная философия» Содержание. 1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 3 1 Специфика философии древнего Китая. 3
В древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми
Мифология Древнего Китая iconРелигия и мифология Древнего Китая

Мифология Древнего Китая iconИстория теоремы Исторический обзор начнем с древнего Китая
Исторический обзор начнем с древнего Китая. Здесь особое внимание привлекает математическая книга Чу-пей. В этом сочинении так говорится...
Мифология Древнего Китая iconРелигия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В

Мифология Древнего Китая iconРелигия и мифология Китая

Мифология Древнего Китая iconКультура древнего Китая
Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а...
Мифология Древнего Китая iconМифология древнего Египта

Мифология Древнего Китая iconМифология и искусство Древнего Египта

Мифология Древнего Китая iconМ. В. Петрова Восточная преднаука (преднаука древнего Египта, преднаука Междуречья, преднаука Древней Индии, преднаука Древнего Китая). Охарактеризовать основные черты преднауки и исторически первые отрасли научног
Восточная преднаука (преднаука древнего Египта, преднаука Междуречья, преднаука Древней Индии, преднаука Древнего Китая). Охарактеризовать...
Мифология Древнего Китая iconКультура Древнего Китая

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы