Политические и правовые учения Томаса Гоббса icon

Политические и правовые учения Томаса Гоббса



НазваниеПолитические и правовые учения Томаса Гоббса
Дата конвертации03.07.2012
Размер374,34 Kb.
ТипРеферат
Политические и правовые учения Томаса Гоббса


Содержание.| |Введение |3-4 ||Глава 1. |Исторический очерк учений Томаса Гоббса. |5 ||1. |Биография Томаса Гоббса |5-11 ||2. |Основные идеи Томаса Гоббса |11-28 ||Глава 2. |Что есть государство? Его сущность и механизм. |29 ||1. |Почему возникает государство? |29-35 ||2. |Реализация функций государства. |35-44 || |Что разрушает государство? Каким оно должно быть, чтобы |44-53 ||3. |спастись от разрушения. | ||Глава 3. |Сравнительный анализ учений Томаса Гоббса. |54 || | Основные направления английской политической и правовой|54-58 ||1. |мысли. | ||2. |Государство по Джону Локку. |58-65 || |Заключение. |66-67 || |Список использованной литературы. |68-69 | Введение.Данная дипломная работа посвящена изучению правовых и политическихмышлений великого английского философа Томаса Гоббса. В своихпроизведениях “О гражданине” и “Левиафан” Гоббс впервые в Новое время всистематическом виде разработал светскую теорию политической власти,государства и права. В познавательном аспекте данное учение былонаправленно против схоластических феодально-религиозных воззрений нагосударство и право. В идеологическом плане - сориентирована наобоснование сильной власти (политический абсолютизм), способнойобуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир. В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новоедворянство боролись как с феодалами-реакционерами, так и среволюционной демократией, “Левиафан” оказался спроецированным, преждевсего на оправдание буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля. Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических порциях механистического материализма, детерминизма идеизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленностьполитической науки, полагая, что постижение закономерностейполитической жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилий ивойн, благоденствию всех людей.Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на демократизациюобщества и государства или обратным путем к тоталитарной системеуправления. Куда пойдет наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопросточно ответить никто не сможет. И поэтому нужно как всегда обратитьсяк историческому опыту и философским теориям, выдвинутым великимифилософами, которые рассматривали идеальное государство и право каждыйв своем представлении. Многие из этих ученых определили дальнейшееразвитие многих стран на долгие годы, но всё-таки большинство из нихвыдвигали утопичные идеи. И даже сейчас в эпоху научно-техническогопрогресса существуют страны, в которых даже самые утопичные идеистараются воплотить в жизнь. Россия, несмотря на то, что она уже пережила семьдесят леттоталитаризма, может в начале XXI века снова вернуться к этому строю. Ипоэтому очень важно рассмотреть основы идеального тоталитарногогосударства в трудах философов и, в частности, Томаса Гоббса. Его идеиявляются образцом представления о тоталитарном государстве, егозаконах, государственных служащих, правах и обязанностях суверена игражданина. Но надо отдать должное, что Томас Гоббс использовал в своихработах идею общественного договора. Глава 1. Исторический очерк учений Томаса Гоббса.1.Биография Томаса Гоббса Веком гениев называют 17-е столетие историки философии иестественных наук. При этом они имеют ввиду множество блестящихмыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундаментсовременного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиямидалеко продвинувшие естественные науки, особенно философию. В созвездииих имен первостепенное место принадлежит имени английского философаТомаса Гоббса (1588 – 1979). Как и большинство других прогрессивныхмыслителей этой эпохи, Гоббс объективно был выразителем интересовкапитализма, достигшего значительных успехов в Англии и некоторыхдругих странах Европы. Субъективно же он считал себя бескорыстнымискателем истины, необходимой всему человеческому роду. «Желание знать, почему и как, - писал Гоббс, - называетсялюбознательностью, это желание не присуще ни одному живому существу,кроме человека, так что человек ни одним лишь разумом, но также этойспецифической страстью отличается от всех других животных, в которыхжелание пищи и других удовольствий ощущения благодаря своемудоминированию подавляет заботу о знании причин, являющемся умственнымнаслаждением. Это последнее сохраняясь в непрерывном и неустанномвозникновении знания, превосходит кратковременную силу любого другогоплотского наслаждения»[1]. Только присущая Гоббс самозабвенная преданность науки и философиипозволила ему достичь тех значительных результатов в области философии,которые делают его труды и произведения интересными и поучительными донаших дней. Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года в Вестпорте, вблизиМальмсбери, одного из значительных в то время городов Вильтскогографства, на юге Англии. Его мать была крестьянского происхождения,отец – сельский священник, его родственники занимались перчаточнымремеслом, довольно распространенным в этом графстве. ПервоначальноГоббс получил свое образование в церковной школе, которую началпосещать с четырехлетнего возраста. Так как мальчик обнаруживалнедюжинные способности и большую склонность к учебе его определили вгородскую школу, где он с успехом продолжал свое образование. К 14-тигодам Гоббс обладает древними языками настолько, что переводит «Недею»Еврепида в стихах на латинский язык. В 15-ть лет он поступает вОксфордский университет и по окончании получает университетский диплом,давший ему право заниматься педагогической работе и открывший путь какадемической карьере. Но подобно большинству ведущих философских инаучных умов того века – Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и другим –Гоббс в дальнейшем не был связан с университетами. После окончания университета Гоббс становится воспитателем одногоиз знатных аристократических семейств. В это время у него появляютсясвязи среди правящих кругов, в том числе среди придворных круговАнглии. В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли егочетыре поездки на Европейский континент (его пребывание в Европесоставило в общей сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они далианглийскому мыслителю возможность глубоко изучить философию, личнопознакомиться с её виднейшими представителями (прежде всего с Галилеемво время путешествия в Италию в 1646 году) и принять самое активноеучастие в обсуждении важнейших философских проблем того времени.Постепенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения[2]. Первым наброском философской системы Гоббса стало его сочинение1640 года, которое в течение нескольких лет распространялось в рукописи(дальнейшем в 1650 году оно было издано в виде двух отдельныхпроизведений, из которых первое получило названии «Человеческаяприрода», а второе «О политическом теле»). На всестороннюю дальнейшуюразработку философской системы Гоббса, повлияли события связанные сконфликтом, связанные с английским парламентом и королем, а затем исобытия Английской революции. Эти события в общественной жизни Англиистимулировали интерес Гоббса к общественно-политическим вопросам изаставили его ускорить разработку и публикацию своего сочинения «Огражданине», задуманного им как третья часть своей философской системы,но опубликованного ранее остальных частей, ещё в 1642 году. Основнаяидея этого произведения сводилась к доказательству того, что абсолютныйсуверенитет государства составляет одну из главных предпосылокспокойной жизни граждан, избавляя их от опасностей гражданской войны(которая начиналась тогда в Англии между сторонниками парламента).Вместе с тем произведения Гоббса было направлено против церковников,ибо одна из его важнейших идей состояла в том, что церковь, неправильноистолковавшая свои прерогативы, становится одним из наиболее опасныхисточников гражданской смуты. Продолжая углублять и обдумывать этиобщественнополитиеские идеи, Гоббс работал над своим крупнейшимполитическим и социологическим изданием «Левиафан». Это произведение,заострявшее антиклерикальные идеи «О Гражданине», было издано в Лондонев 1651 году. Окончательно порвав с королевской партией, Гоббс в том жегоду вернулся в Лондон. Здесь он сотрудничает по некоторым вопросампрактической политике с лордом-протектором Англии Кромвелем, ведетполемику по одному из важнейших философских вопросов - вопросу освободе воли – с епископом Брамхолом и продолжает разрабатывать своюфилософскую систему. В 1655 году выходит в свет работа Гоббса «ОТеле», представляющая собой первую часть его системы, а в 1658 году –её вторая часть – «О Человеке»[3]. На формирование философской системы Гоббса значительное воздействиеоказали беседы с Ф. Бэконом, а также сочинения Галилея, Гассенди иДекарта и общение с ними. Продолжая линию Бэкона, Гоббс рассматривал знание как силу иконечной задачей философии признавал её практическую пользу, содействие«увеличению количества жизненных благ». Однако в отличие Бэкона напервый план Гоббс выдвигал научное понимание общества, как средствапознания причин гражданских войн и их преодоления. Гоббс создал первуюв истории философии законченную систему механистического материализма.В философии Гоббса материализм принял форму, соответствующую характеруи требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика дляГоббса – идеальные образцы научного мышления. Природа представляетсяГоббсу совокупностью протяженных тел, различающихся между собойвеличиной, фигурой, положением и движением. Последнее понимается какчисто механическое, то есть как перемещение; к нему сводятся все высшиеформы движения. Чувственные качества Гоббса рассматриваются не каксвойства самих вещей, а как формы их восприятия. Он разграничивалпротяжённость, реально присущую телам, и пространство - как образ,создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел ивремя – как субъективный образ движения. Метод познания у Гоббса представляет собой искусственноесоединение рационализма с номинализмом. Переход от единичного к общему,от чувственного восприятия к понятиям совершается у Гоббса на основеноминалистической концепции, согласно которой общие понятия – лишь«имена имён». Гоббс различал два метода познания: логическую дедукциюмеханики и индукцию эмпирической физики[4]. Связующим звеном между физическим и социально – политическимучением Гоббса служит этика. Она исходит из неизменной чувственности«природы человека». В основе нравственности по Гоббсу лежитестественный закон – стремление к самосохранению и удовлетворениюпотребностей. «Благо» есть предмет влечения и желания, «зло» предметотвращения и ненависти. Основы этического понятия определяются Гоббсомкак относительные. Добродетели и пороки обусловлены разумным пониманиемтого, что способствует и что препятствует достижению блага. Гражданскиеобязанности вытекающие из общественного договора, совпадают по своемусодержанию с моральным долгом, различаясь характером санкций. Посколькугражданский мир рассматривается Гоббсом как величайшее благо,естественные законы нравственности совпадают с гражданскимидобродетелями. Продолжая и углубляя борьбу Бэкона против подчинения философиитеологии, Гоббс «…уничтожил теистические предрассудки бэконовскогоматериализма»[5]. Однако, понимая ложность религиозной веры, онпризнавал её полезность как средство воздействия на народные массы.2. Основные идеи Томаса Гоббса Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику Философскихисследований Гоббса, то вырисовывается следующая картина. Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственногообщежития была одной из центральных философско-социологических проблем,стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху созданиянациональных государств в Европе укрепления их суверенитета иформирования государственных институтов. В Англии в условиях революциии гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно,что разработкой вопросов моральной и гражданской Философии, илифилософии государства, и привлекала прежде всего внимание Гоббса.Философ сам подчеркнул это в посвящении, предпосланном произведению "ОТеле", в котором он определяет свое место среди других основоположниковнауки и философии нового времени. Разработка этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучениючеловека. Английский философ, как и многие другие передовые мыслителитой эпохи, не поднявшиеся до понимания действительных, материальныхпричин общественного развития, пытался объяснить сущность общественнойжизни, исходя из принципов "Человеческой природы". В противовеспринципу Аристотеля, гласящему, что человек существо общественное,Гоббс доказывает, что человек не общественен по природе. В самом деле,если бы человек любил другого только как человека, почему ему тогда нелюбить всех одинаково. В обществе мы ищем не друзей, а осуществлениесобственных своих интересов. "Чем занимаются все люди, что они считают удовольствием, если незлоречие и высокомерие? Всякий хочет играть первую роль и угнетатьдругих; все притязают на таланты и знания и сколько слушателей ваудитории, столько и докторов. Все стремятся не к общежитию с другими,а к власти над ними и следовательно к войне. Война всех против всехявляется и сейчас законом для дикарей, и состояние войны до сих порявляется естественным законом в отношениях между государствами и междуправителями", - пишет Гоббс. По Гоббсу, наш опыт, факты обыденной жизниговорят нам, что существует недоверие между людьми[6]. "Когда человек отправляется в путешествие, человек берет с собойоружие и берет с собой большую компанию, когда он ложится спать, онзапирает дверь на замок, оставаясь дома он запирает свои ящики. Какоеже мнение мы имеем о своих согражданах, раз мы разъезжаем вооруженными,раз мы запираем на замок свою дверь, о своих детях и о прислуге, раз мызапираем свои ящики? Разве этими своими действиями мы не обвиняем людейтак же, как я их обвиняю своими утверждениями."[7] Впрочем, добавляет Гоббс, никто из нас не может их обвинять. Желанияи страсти людей не являются греховными. И когда люди живут вестественном состоянии, никаких несправедливых актов не можетсуществовать. Понятие добра и зла может иметь место там, где существуютобщество и законы, там, где нет установленных, не может бытьнесправедливости. Справедливость и несправедливость, по словам Гоббса,не суть способности ни души, ни тела. Ибо если бы они были таковымичеловек владел бы ими, даже будучи одиноким в мире, так же как онвладеет восприятием и чувствованием. Справедливость и несправедливостьсуть качества и свойства человека, живущего не в одиночестве, а вобществе. Но что толкает людей к совместной жизни в мире между собой, вопрекиих наклонностям, к взаимной борьбе и к взаимному истреблению. Гдеискать те правила и понятия, на которых базируется человеческоеобщежитие? По мнению Гоббса таким правилом становится естественный закон,основанный на разуме, при помощи которого каждый приписывает себевоздержание от всего того, что, по его мнению, может оказаться вреднымему. Гоббсову картину «естественного состояния» можно рассматривать какодно из первых описаний нарождавшегося английского буржуазного обществас его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, борьбойза существование. Самому же мыслителю казалось, что он распозналприроду человека вообще, выявил естественную для всех времён и народовформу социального бытия. Это был далёкий от историзма взгляд[8]. В природе людей заложены, по Гоббсу, не только силы, ввергающиеиндивидов в пучину «войны всех против всех». Человеку исконно присущи исвойства совсем иного плана; они таковы, что пробуждают индивидовнаходить выход из столь бедственного естественного состояния. Преждевсего это страх смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий надостальными страстями. Заодно с ними выступает естественный разум, тоесть способность каждого здраво рассуждать о позитивных и негативныхпоследствиях своих действий. Инстинкт самосохранения сообщает первыйимпульс процессу преодоления естественного состояния, а естественныйразум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процессосуществить. Эти условия (их и выражают предписания естественногоразума) суть естественные законы[9]. "Естественный закон - это правило которое кроется не в согласиилюдей между собой, а в согласии человека с разумом, это- указаниеразума относительно того, к чему мы должны стремиться и чего мы должныизбегать в целях нашего самосохранения." - говорит Гоббс. Так каковы жеэти естественные законы человеческого общежития в понимании Гоббса?Первый основной естественный закон гласит: Каждый должен добиватьсямира всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, а если он неможет получить мира, он может искать и использовать все средства ипреимущества войны. Из этого закона вытекает непосредственно второйзакон: Каждый должен быть готов отказаться от своего права на все,когда другие этого тоже желают, поскольку он считает этот отказнеобходимым для мира и самозащиты[10]. Помимо отказа от своих правможет быть еще (как считает Гоббс) перенос этих прав. Когда двое илинесколько человек переносят друг на друга эти права, это называетсядоговором. Третий естественный закон гласит, что люди должныпридерживаться собственных договоров. В этом законе находиться функциясправедливости. Только с переносом прав начинается общежитие ифункционирование собственности, и только тогда возможнанесправедливость при нарушении договоров. Чрезвычайно интересно, чтоГоббс выводит из этих основных законов закон христианской морали: "Неделай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе". По Гоббсуестественные законы, будучи правилами нашего разума, вечны. Название"закон" для них не совсем подходит, однако поскольку онирассматриваются как веление бога, они есть "законы"[11]. Теория Государства Гоббса логически вытекает из еготеории права и морали. Основа государства лежит в разумном стремлениилюдей к самосохранению и безопасности. Мы знаем уже каковы по Гоббсу,естественные законы, которые диктуются человеком его разумом. Но разумне всегда требует выполнения этих законов. Ибо исполнение этих законоводними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а несамосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законовнужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасностинет иного пути, как соединения достаточного количества людей длявзаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должныдоговориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира исохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегосясоглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образованиегосударства. Гоббс определяет государство следующим образом:"Государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силусоглашения многих людей является законом для них всех, так как ономожет употреблять силы и способности каждого для обеспечения общегомира и защиты"[12]. Лицо или собрание, воле которого подчиняются всепрочие, получает название верховной власти, все остальные гражданеназываются подданными. Но каковы права Государства? Государство, в силу перенесения на негоправ всех обладает всеми правами, принадлежащими человеку вестественном состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны иправа государства. Нет на земле власти высшей, чем государственнаявласть, и нет никого, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за еедействия, ибо с момента существования государства она обладает всемибез исключения правами всех людей, входящих в него. "Единственное правона земле есть государственный закон, а государственный закон, не чтоиное, как выраженная внешним образом воля государственной власти. "Таккак в государстве единственным определяющим началом для воли отдельногочеловека становится воля государственной власти, то естественно, чтоподчинение этой власти должно быть безусловные. Ибо всякоесопротивление государственной власти приводило бы человека кестественному состоянию "войны против всех". Поэтому тот же самыйзакон, предписывающий человеку желать мира, требует абсолютногоподчинения государственной власти[13]. У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояниечеловека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспеченабезопасность и спокойное существование. Ясно, что при сохранения этогосостояния безопасности государственная власть должна быть вооруженасоответствующими правами. Эти права следующие: Первое право Гоббс называет "мечом справедливости", то есть правонаказывать нарушителей закона, ибо без этого права безопасность неможет быть обеспечена. Второе право есть "меч войны", то есть право обьявления войны изаключения мира, а также установление количества вооруженных сил иденежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасностьграждан зависит от существования войск, сила же войск зависит отединства государства, а единство государства - от единства верховнойвласти. Третье право - право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужноприложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранениеодного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина. Четвертое право - право установить законы о собственности, потомучто до установление государственной власти каждому принадлежало правона все, что и было причиной войны против всех, но с установлениемгосударства все должно быть определено, что кому принадлежит. Пятое право - право устанавливать подчинение власти, с помощьюкоторых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всехфункций государственной власти. Шестое право - право запрещать вредные учения, ведущие к нарушениюмира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрывгосударственного единства. Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенныхили могут быть логически выведены из них[14]. Гоббс является противником отделения исполнительной власти отзаконодательной. Такое разделение властей является для негоединственной причиной гражданской войны бушевавшей тогда в Англии.Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главноеназначение - обеспечение мира и безопасности гражданам, - должна бытьнераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должнаподлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всехзаконов, ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получаютсвою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своемубезгранична. В республике народное собрание имеет такую же власть надподданными, как король в монархическом правлении ибо иначе будетпродолжаться анархия. Отрицание абсолютной власти, происходит, помнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов.Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтоженаволей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, нодоговаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу,но и в отношении к самой верховной власти, поэтому без согласия самойверховной власти они не могут отступиться от своего обязательства[15]. Гоббс устанавливает три вида государственной власти: монархическую,аристократию и демократию; ибо государственная власть можетпринадлежать одному лицу или совету многих. Соответственным образомсовет многих людей состоит либо из всех граждан таким образом,что любойиз них имеет право голоса и может участвовать,если захочет, вобсуждении дел, либо только из их части." Тирания и олигархия являются не отдельными формами государственнойвласти, а лишь другими названиями тех же видов, - название, которыевыражают наше отрицательное отношение к каждой из этих форм. Самойлучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которыхсуществует государственная власть, является, по мнению философа,монархия. Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащимигражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и теобязанности, которые вытекают из естественных законов; эти обязанностивыражаются в следующем: Благо народа - высший закон, и поэтому они сводятся к повиновениямвеления разума, который требует блага всех людей. А так как это благоесть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступаетпротив предписания государственной власти. Впрочем, нужно прибавить,что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизнилюдей; но люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни.Следовательно, задачей власти является, стало быть, обеспечение непросто жизни, а счастливой жизни граждан. Но, что такое счастливаяжизнь? Счастье, говорит философ, состоит в пользовании различнымиблагами жизни, а для возможности пользования всеми этими благами жизнинеобходимо следующее: защита от внешних врагов, сохранение мира внутригосударства, поднятие благосостояния и богатства и предоставление правакаждому гражданину пользоваться свободой без ущерба для других граждан.Государственная власть, следовательно, должна обеспечивать эти четыреусловия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве. А длятого, чтобы государственная власть выполнила свои обязанности, онадолжна иметь определенные права, о которых я говорил уже раньше. Гоббс вручает государственной власти все права, вытекающие из ееприроды: он оставляет за гражданами одно лишь право на физическуюжизнь. Даже в духовных делах он отдает всю власть государству.Государственная власть может установить религию и обряды. Людиневерующие должны тем не менее подчиниться законам государства иисполнять все религиозные внешние обряды. Внутренний мир веры и мыслине доступен власти; поэтому она не может предписывать нам верить или неверить. Но если нам предписали бы, говорит Гоббс, в нехристианскомгосударстве, например, "выражать языком или внешними знакамиисповедания, противные христианству, то мы должны были бы повинитьсязаконам государства, сохраняя в сердце своем веру в Христа"[16] Каковы должны быть, по теории Гоббса, взаимоотношения междугосударством и церковью? Гоббс полагает, что церковь есть не простоесоединение верующих; соединение верующих без законного разрешения необразует еще церкви. Чтобы соединение верующих стало законнымсобранием, оно должно получать разрешение государственной власти:только под этим условием оно получает право издавать постановления.Следовательно, только верховная власть своим согласием превращаетсобрания отдельных лиц в правильное, законное собрание, в церковь.Раз церковь может образоваться только с согласия и при содействиигосударственной власти, ясно, что из нескольких народов, различных вполитическом отношении, не может образоваться единая церковь. Каждаянация есть в тоже время и церковь и государство; разница между церковьюи государством есть разница лишь по форме. Тот же союз людей естьгосударство, поскольку он складывается просто из людей, и церковь,поскольку он складывается из верующих людей, христиан. Из этогосоотношения церкви и государства вытекает, что граждане, обязанныебезусловным повиновением государственной власти в мирских делах,обязаны повиноваться церкви в духовных делах. Это повиновение должнобыть полное. Ибо о догмах веры рассуждать нельзя: они обсуждению неподлежат, "их нужно принимать, - замечает очень едко Гоббс, - какпилюли врача: целиком и не разжевывая"[17]. Гоббса многие его противники обвиняли в атеизме. Гоббс старалсядоказать, что обвинение это необоснованно. Но если было бы неверносчитать Гоббса явным атеистом, проповедующим безбожие, то с полнымправом можно утверждать, что его учение ведет к атеизму и что поэтомуего ненавистники имели полное основание рассматривать его философию,как атеистическую. В чем видит Гоббс корни религии? Корни религии, по мнению Гоббса,лежат в страхе человека за свое будущее, страх будущего побуждает людейискать причины вещей и явлений ибо "знание их позволяет людям устроитьнастоящее лучше и так, и так чтобы оно больше служило им на пользу."Отсюда ведут две дороги: одна ведет к признанию существования высшейсилы, называемой нами богом; другая к созданию в воображении множествабогов, которые должны нам не только объяснять причину предметов иявлений мира, но и помогать получить нам необходимые предметы, если онинам полезны, и избегать их, если они могут принести нам вред.Доискиваясь в причину вещей люди приходят к заключению, что должнасуществовать последняя причина ,которая сама по себе причину не имеет.Эту последнюю причину люди называют богом. Но эта мысль о причине естьлишь абстрактное умственное заключение, никакого представления об этойпоследней причине люди иметь не могут. В большинстве случаев незнание природы вещей и явлений заставляетлюдей полагать, что эти явления вызваны кокой-то неведомой,таинственной силой. Так как явления причиняют людям удовольствие илистрадание, то ясно, что они хотят знать что за сила ,котораявсесторонне влияет на их жизнь, и они поэтому выдумывают всевозможныетаинственные силы, от которых они зависят. А "этот страх передневидимыми и необъяснимыми вещами является естественным семенем того,что мы называем религией." Боги, говорит Гоббс, - суть не что иное, как творение нашеговоображения, и нет вещи имеющей название, которая не была бырассматриваема людьми как бог или черт." Основные идеи Гоббса вкратцеможно резюмировать следующим образом. Страх перед будущим - кореньрелигии. Невежество, то есть незнание причин явления, и склонностьвидеть повсюду таинственные силы и неведомых духов - основная причинарелигиозных верований и религиозного культа. Сознательный обман изакрепления невежества среди народов, как лучший способ держать их вповиновении - к этому сводится всякая деятельность служителейрелигии[18]. Такие взгляды на религию прямо ведут к атеизму, и как бы Гоббс неподчеркивал, что речь идет только исключительно о языческих религиях, ане о религиях откровения, для всех очевидно, что речь у него идет овсех религиях. Можно смело сказать, что Гоббс вплотную подходит кпониманию религии и религиозных культов того времени, как к орудию дляподчинения[19]. Мы уже видели, что Гоббс считает, что церковь в любом случае должнаподчиняться государственной власти. Религия - не как вера ,а каквероисповедание - тоже всецело зависит от государства. Согласно Гоббсурелигия - это суеверие, признанное государством. Притязание церквидиктовать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим канархии и возвращению общества в первоначальное состояние войны противвсех. Некоторые элементы учения Гоббса о естественном праве оказализначительное влияние также на развитие экономической мысли, котораянаходила свое развитие в Англии тех времен. В первую очередь этоотносится к учению Гоббса о "войне против всех". Экономическимвопросам, в тесном понимании этого слова, Гоббс в своих трудах уделилсравнительно мало внимания. Он их коснулся поскольку постольку они былисвязаны с его общей политической теорией. Но они, однако, заслуживаютвсеобъемлющего осмысления и анализа, как и любые другие аспектыфилософской теории Гоббса. Экономические мысли Гоббса, в основном,изложены в его произведении "Левиафан". Его экономические взгляды и высказывания касаются главным образомвопросов стоимости и денег - две центральные проблемы, философскиепроблемы привлекавшие к себе внимание большинства ранних экономистов. Япостараюсь привести наиболее характерные высказывания Томаса Гоббса,написанные им в своем Левиафане: "Что касается изобилия веществ, - пишет Гоббс, - то природаограничивает их продуктами, которые бог обыкновенно либо даруетчеловечеству безвозмездно, или продают за труд. Для получения ихчеловеку требуется только труд и прилежание, поскольку изобилие вещей итоваров зависит кроме милости божьей еще от труда и прилежания людей." В своей книге "О гражданине" Гоббс пишет: "Для обогащения гражданнеобходимы две вещи: труд и бережливость. Полезна также третья вещь, аименно, естественные произведения земли и моря. Четвертый источник -война, которая подчас увеличивает богатство граждан, но чаще войнатолько уменьшает его. Необходимы только первые две вещи ибо дажегосударства, не имеющие посевной площади, могут обогатиться за счетодних только хорошо развитых торговли и промысла."[20] "Стоимость или ценность человека, так же как и всех других вещейпишет Гоббс, - есть его цена, то есть она составляет столько, скольковыгоды и полезного результата может бать получено в результатепользования его силой или его интеллектуальными способностями, и потомуона не имеет абсолютного характера, и не зависит от потребностей исуждения других лиц. Труд человека есть товар, который, как и всякаядругая вещь, может быть обмениваем на вознаграждения, и существовалигосударства, которые, обладая территорией в размере только необходимойдля поселения, не только сохраняли тем не мнение свои силы, но иувеличивали их частью посредством труда, затрачиваемого на торговлюмежду разными регионами, частью способом продажи мануфактурных изделийиз материалов привезенных из других областей". В этих изречениях ТомасаГоббса мы видим трудовой теории стоимости, которая получила свое первоевыражение у ученика Гоббса - не менее известного философа Тьерри.Чрезвычайно интересны высказывания философа в его произведении"Бегемот". Оно построено в форме диалога между двумя собеседниками,обсуждающими причины гражданской войны и другой смуты, возникающей вгосударстве,: "В случае возникновения мятежей под предлогом стеснения,- говорит первый собеседник, - большие столицы оказываются необходимымобразом на стороне мятежников; ибо притеснения обычно вызываютсяналогами, а горожане ,то есть купцы, занятые по профессии добываниемчастной прибыли, по природе являются прирожденными врагами налогов, таккак вся их гордость заключается в том, чтобы безгранично обогащатьсяпосредством искусства покупки и продажи"[21]. - "Но ведь говорят, что из всех профессий - это наиболее полезная для общества, так как купцы дают работу бедным людям. - “Это значит”, - отвечает первый собеседник, - “что они заставляют бедных людей продавать им свой труд по цене, которая устанавливается ими же, купцами, так что обычно эти бедные люди могли бы получать лучшее содержание при помощи работы в работном доме в Браднеймле, чем посредством прядения, ткачества и других подобных работ, выполняемых ими, единственное, чем они могут себе немного помочь, это своей небрежной работой, к стыду для наших мануфактур"[22]. Мы привели лишь некоторые наиболее важные аспекты из экономической теории Гоббса, заслуживающие достоверной оценки на сегодняшний день.Глава 2. Что есть государство? Его сущность и механизм. 1.Почему возникает государство?1.1.Естественное состояние и естественные законы. Итак, первый вопрос, который логично было бы рассмотреть, можносформулировать следующим образом — Как возникает государство? Каковыпричины его возникновения? Томас Гоббс отвечает на данный вопрос следующим образом. В силусвоих естественных качеств, каждый человек стремится к максимальномуудовлетворению своих потребностей. В отсутствии государства нет никакихправил, которые ограничивали бы индивида, и каждый человек безограничения имеет право на все, что неизбежно влечет такое состояние,которое Гоббс называет «война всех против всех». Ведь, если каждыйчеловек имеет право на все, а изобилие вокруг нас ограничено, то праваодного человека неизбежно столкнутся с такими же правами другого.Возникают насилие и притеснение одних другими — это, и есть «война всехпротив всех». Каждый стремится уничтожить другого, чтобы очистить местодля себя. В этом состоянии homo homini lupus est — человек человекуволк. В этом состоянии преобладают: . эгоизм; . жажда власти и наживы; . вражда по отношению друг к другу. Гоббс готов сколько угодно спорить с теми, кто утверждает, что люди—существа общественные и изначально могут жить в мире друг с другом,как, например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся без государства.Дело в том, что:1. Люди беспрерывно соперничают между собой, добиваясь чинов и почета, следовательно, возникает зависть и ненависть;2. У животных (муравьев, пчел) общее благо совпадает с благом каждого индивидуума. Человеку же, самоуслаждение которого состоит в сравнении себя с другими, может приходиться по вкусу лишь то, что возвышает его над остальными;3. Не обладая разумом, эти существа не видят и не думают, об ошибках в управлении их общими делами, а среди людей имеются многие, которые считают себя более мудрыми и стремятся реформировать общественный строй, внося тем самым в государство расстройство и гражданскую войну;4. И, наконец, согласие этих существ обусловлено природой, а людей — соглашением. Следовательно, чтобы сделать это соглашение постоянным и длительным, необходима общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их к общему благу. В такой ситуации человек рискует потерять главное благо — собственнуюжизнь. Само существование человечества оказывается под угрозой. Такое подробное описание естественного состояния дается Гоббсом лишьдля того, чтобы убедить людей в необходимости установления ибезусловного подчинения государственной власти. Так как существованиечеловека всегда связано с какими-либо неудобствами, но даже самыебольшие притеснения, которые может принести государственная власть,есть ничто в сравнении с тем хаосом, который царит в естественномсостоянии[23]. Человек инстинктивно стремится к предотвращению постоянной борьбы,чтобы сохранить жизнь. Инструментом осуществления этих стремленийявляется разум. Возникают естественные законы, то есть найденные умомобщие правила, согласно которым человеку запрещается делать то, чтопагубно для его жизни и что лишает его средств к её сохранению, ипренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохраненияжизни. Гоббс выделял несколько таких законов: Общее правило разума — всякий человек должен добиваться мира, еслион может его достигнуть, если же он его достигнуть не может, то онимеет право использовать любые средства, дающие преимущества на войне. 1-я часть — Первый естественный закон — следует искать мира иследовать ему — это естественный способ прекращения войны. 2-я часть — естественное право — право защищать себя всемивозможными средствами. Этим самым Гоббс говорит, как достигнуть мира. Второй естественный закон — в случае согласия на тодругих людей, человек должен согласиться отказаться от права на всевещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты.И довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям,которую он допустил бы от других людей по отношению к себе. Иными словами, quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris — чего нехочешь для себя, не делай другим[24]. Естественный закон — справедливость, а именно — люди должнывыполнять заключенные ими соглашения. Справедливость и зарождается лишьздесь на этой основе. Но самих этих законов еще недостаточно дляпостроения общества, нужна власть, которая заставит их соблюдать, иначеони лишь слова, которые не в силах гарантировать безопасность человека,и он защищает её сам — война всех против всех.1.2.Общественный договор Вот Гоббс и подошел к созданию государства. Итак, необходима общаявласть, держащая людей в страхе и направлена к общему благу. Такаявласть может быть установлена лишь одним путем, а именно путемсосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собраниилюдей, которое большинством голосов могло бы свести все Воли граждан вединую волю. Без этого воли различных людей противоположны. Они непомогают, а мешают друг другу и сводят свои силы к нулю перед врагом, абез такого — ведут войну за свои частные интересы. Это явно неспособствует сохранению жизни каждого отдельного человека. Итак, такое сосредоточение власти — больше, чем согласие илиединодушие — это реальное единство, воплощенное в одном лицепосредствам соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим,таким образом, как если бы каждый сказал другому: «Я уполномочиваюэтого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлятьсобой при том условии, что ты таким же образом передать ему свое правои санкционируешь все его действия». Множество людей, объединенных таким образом, — это и естьгосударство. Государство — это есть единое лицо, ответственным задействия которого сделало себя путем взаимного договора между собойогромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силуи средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общейзащиты. Носитель этого лица — суверен — он обладает верховной властью.Остальные люди — это подданные суверена. Томас Гоббс называет государства, возникающие в результатедобровольного соглашения, основанными на установлении или политическимигосударствами. Государства, появляющиеся на свет с помощью физическойсилы, мыслитель относит к основанным на приобретении; к ним он особогорасположения не высказывает. И в этой классификации государств такжепросматривается неприязнь Гоббса к английским дореволюционным феодально-монархическим порядкам. О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь,власть суверенна в нём, по Гоббсу, всегда абсолютна, то есть онабезгранична: обширна настолько, насколько это вообще это можно себепредставить. Тот кому вручена (передана) верховная власть, не связан нигражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен самиздаёт и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает иразрешает споры, назначает должностных лиц и так далее. Прерогативысуверена неделимы и не передаваемы никому. «Делить власть государства –значит разрушать её, так как разделённые власти взаимно уничтожают другдруга». Власть суверена есть фактически его монополия на жизнь и насмерть подвластных; причём «всё что бы верховный предводитель ни сделал по отношению к подданному под каким бы то ни было предлогом, не можетсчитаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле».Подданные же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потомуона не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися еёустановить[25]. Томас Гоббс понимал, что предлагавшийся им подход копределению размера правомочий суверена, объёма содержания абсолютнойвласти способен отвратить людей от неё. Он, однако, уверяет: «Вабсолютной власти нет ничего тягостного, если не считать того, чточеловеческие установления не могут существовать без некоторыхнеудобств. И эти неудобства зависят от граждан, а не от власти».Своеобразно отвергает Гоббс и мнение, что неограниченная власть должнавести ко многим дурным последствиям. Его главный довод – отсутствиетакой власти (оборачивающееся непрерывной «войной всех против всех)чревато значительно худшими последствиями. Как теоретика политическогоабсолютизма Т. Гоббса возможность тиранического использованиянеограниченной и бесконтрольной власти государства беспокоит гораздоменьше, чем необузданные конфликты частных интересов и порождаемая имисмута социальной анархии.2.Что есть государство? Его сущность и механизм реализации его функций.2.1.Права и обязанности суверена. Обязательства и свобода подданных. В произведениях Гоббса говорится «об обязанностях суверена». Всеони, как считает мыслитель, содержаться в одном положении: благо народа– высший закон. Долг суверена, по Гоббсу, хорошо управлять народом, ибогосударство установлено не ради самого себя, а ради граждан. Этиформулы исполнены политической мудрости и гуманизма. Но в рамках ученияТ. Гоббса о государстве они выглядят скорее как декоративные вставки –прекраснодушные и в практическом плане ничего не значащие фразы. Дело втом, что, согласно Гоббсу, люди, которые уже осуществляют верховнуювласть, в какой-либо реальной зависимости от народа не находятся ипосему никакой обязанности перед ним не несут. Правители лишьиспытывают нечто субъективное «по отношению к разуму, которыйпредставляет собой естественный, моральный и божественный закон икоторому они должны повиноваться во всём, насколько это возможно». Таккак создание соответствующих социальных и правовых институтов, которыебы извне подобное повиновение суверена, Гоббс не допускает, то оновообще представляется химерическим. Это совершенно в духе идеологовабсолютизма – заботу о порядке в обществе возлагать на аппарат,гражданские законы, на всю реальную физическую мощь государства, азаботу о благополучии народа отдавать на откуп «доброй воле»правителей. Государство установлено, когда множество людей договаривается изаключает соглашение каждый с каждым о том, что в целях водворениямира среди них и защиты от других, каждый из них будет признавать каксвои собственные действия и суждения того человека или собрания людей,которому большинство дает право представлять всех. Из этого вытекаютвсе права и обязанности того или тех, на кого соглашением народаперенесена верховная власть и подданных:1. Подданные не могут изменять форму правления;2. Верховная власть не может быть утеряна;3. Никто не может, не нарушая справедливости, протестовать противустановления суверена;4. Подданные не могут осуждать действия суверена. Тот, кто уполномочендругим, не может совершать неправомерного акта по отношению к тому, кемон уполномочен;5. Любой суверен ненаказуем подданными. Каждый подданный ответствененза действия своего суверена, следовательно, наказывая суверена, оннаказывает другого за действия, совершенные им самим;6. Суверен судья в вопросах о том, что необходимо для мира и защитысвоих подданных. Право на цель дает право на средства для достиженияпоставленной цели. Также он судья в отношении того, каким доктринамследует учить подданных;7. Право предписывать подданным правила, с помощью которых каждыйхорошо знает, что именно является его собственностью, что уже никтодругой не может, не нарушив справедливости, отнять её у него. Этиправила о собственности, о добре и зле, закономерном и незакономерном —есть гражданские законы;8. Суверену также принадлежит судебная власть и право решать споры. Безэтого законы — пустой звук;9. Право объявлять войну и заключать мир;10. Право выбора всех советников и министров, как гражданских, так ивоенных. Цель оправдывает средства её достижения[26]. Эти права неделимы, так как царство, разделенное в самом себе, неможет сохраниться. Не может быть никакого пожалования прав суверена безпрямого отречения от верховной власти. Власть и честь подданныхисчезают в присутствии верховной власти. Так как эта огромная сферакомпетенции неделима и неотделима от верховной власти. Верховная властьне столь пагубна, как отсутствие её, и вред возникает тогда, когдабольшинство с трудом подчиняется меньшинству. Обязанности суверена. Обеспечение блага народа — из этого вытекаютвсе обязанности суверена:1. Посредствам просвещения и законов. Выполнение этой обязанности подразумевает не только заботы об отдельных индивидуумах, но и в издании и применении хороших законов;2. Отказ от какого-либо из его существенных прав противоречит долгу суверена. Так же, как и оставление народа в неведении об их основах. Так как упразднение существенных прав верховной власти повлекло бы за собой распад государства и возвращение каждого человека к состоянию и бедствиям войны всех против всех, то обязанность суверена — удержать за собой эти права в полном объеме;3. Равномерное налогообложение. К равной справедливости относится также равномерное налогообложение, равенство которого зависит не от равенства богатства, а от равенства долга всякого человека государству за свою защиту;4. Государственная благотворительность. Если многие люди вследствие неотвратимых случайностей сделались неспособными поддерживать себя своим трудом, то они не должны быть предоставлены частной благотворительности, а самое необходимое для существования должно быть им обеспечено законами государства;5. Хорошие законы, — то есть те, которые необходимы для блага народа и одновременно общепонятны;6. Наказание;7. Награды;8. Назначение командиров. Свобода подданных. Свобода означает отсутствие сопротивления(внешнего препятствия для движения). Свободный человек, по ТомасуГоббсу, — это тот, кому ничто не мешает делать желаемое. Гражданскиезаконы — искусственные узы, ограничивающие свободу. Свобода подданныхзаключается лишь в тех вещах, которые суверен при регулировании ихдействий обошел молчанием. В разных государствах различная мерасвободы. Свободой подданного не упраздняется и не ограничивается властьсуверена над жизнью и смертью его подданных. Свобода, которуювосхваляют писатели — это свобода суверенов — на международной арене —война всех против всех, а так свобода одинакова и в демократии, и вмонархии[27]. В акте подчинения, заключаются одинаково как наше обязательство,так и наша свобода. Подданные обладают свободой защищать свою жизнь даже от тех, ктопосягает на неё на законном основании (некоторые права не могут бытьотчуждены соглашением); Они не обязаны наносить себе повреждения; Даже и на войне, если они не взяли на себя добровольногообязательства сражаться. Но никто не имеет свободы оказывать сопротивление государству вцелях защиты другого человека, виновного и невиновного. Наибольшаясвобода подданных проистекает из умолчания закона. Если подданный имееткакой-нибудь спор с сувереном и это имеет своим основанием изданныйранее закон, то подданный, так не свободен, добиваться своего права,как если бы это была тяжба с другим подданным. Также к обязанностямподданных относятся: . понимать бесполезность изменения формы правления; . не отдавать предпочтения какому-либо популярному лицу в противовес суверену; . иметь время для изучения своего долга по отношению к суверену Во всех политических делах власть представителей ограничена,причем границы ей предписываются верховной властью.2.2.Государственные служащие. «Кто является государственным служителем?» — спрашивает себяГоббс. И сам же отвечает, что государственным служащим является тот,кому суверен поручает известный круг дел с полномочиями представлять внем лицо государства. Государственные служители — это не те, кто служитносителю верховной власти в его естественном качестве, а лишь те, ктослужит суверену для управления государственными делами. Гоббс выделяетнесколько видов служителей:1. Служители для общего управления. Некоторым из государственных служителей поручается общее управление или всем государством, или лишь частью его. Этими служителями являются протекторы, регенты, наместники;2. Служители для специального управления, как, например, для управления хозяйством. То есть им поручен специальный круг дел внутри страны или за границей. Им поручено управление государственным хозяйством, собирание и получение налогов, пошлин, земельных податей и оброков, всяких других государственных доходов, а также контроль по этим статьям;3. Служители для наставления народа. Служителями верховной власти являются также те, кто имеет полномочия учить или делать других способными учить людей их обязанностям по отношению к верховной власти;4. Служители для отправления правосудия;5. Служители для приведения в исполнение — это служители занимаются исполнением судебных решений, обнародуют повеления суверена, подавляют беспорядки, арестовывают и заключают в тюрьму преступников, а также совершают другие акты, имеющие целью сохранение мира[28].2.3.Гражданские законы. Гражданские законы — это законы, которые люди обязаны соблюдатьне как члены того или иного конкретного государства, а как членыгосударства вообще. Закон вообще есть приказание лица, адресованноетому, кто раньше обязался повиноваться этому лицу. Гражданское праводля каждого подданного — это те правила, которые государство устно,письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей волипредписано ему, дабы он пользовался ими для различения между правильными неправильным, то есть между тем, что согласуется, и тем, что несогласуется с правилом.1. Суверен является законодателем. Только он может отменить закон;2. Суверен сам не подчинен гражданским законам — ибо он свободен тот, кто может по желанию стать свободным;3. Практика получает силу закона не от продолжительности времени, а от согласия суверена;4. Естественные и гражданские законы совпадают по содержанию. Ибо естественные законы, заключаются в беспристрастии, справедливости и так далее, в естественном состоянии является не законами в собственном смысле слова, а лишь качествами, располагающими людей к миру и повиновению. Лишь по установлении государства, не раньше, они становятся действительно законами, ибо тогда они — приказания государства. Гражданский и естественный закон не различные виды, а различные части закона, из которых одна (писаная часть), называется гражданским, другая (неписаная) — естественным;5. Законы провинции создаются не обычаем, а властью суверена. Если суверен одного государства покорил народ, живший раньше под властью писаных законов, продолжает управлять по тем же законам и после покорения, то эти законы являются гражданскими законами победителя, а не покоренного государства;6. Закон устанавливается не juris prudentia, или мудростью подчиненных идей, а разумом и приказанием искусственного человека — государства;7. Закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать;8. Все неписаные законы — естественные законы. Естественные законы — не нуждаются ни в какой публикации или провозглашении — они содержатся в одном признанном всеми провозглашении: не делай другому того, что ты считал бы неразумным со стороны другого по отношению к тебе самому;9. За исключением естественных законов, все другие законы имеют своим существенным признаком то, что они доводятся до сведения всякого человека, который будет повиноваться им или устно, или письменно, или посредством какого-либо другого акта, заведомо исходящего от верховной власти. Ничто не является законом, когда законодатель неизвестен;10. Толкование закона зависит от верховной власти, ибо иначе ловкий толкователь мог бы придать закону смысл, противоположный вложенному в закон сувереном, и, таким образом, законодателем оказался бы толкователь. Все законы нуждаются в толковании;11. Приговор судьи не вынуждает того или другого судью выносить такой же приговор в подобном случае впоследствии. Основным законом (fundamental law) является тот, на основе которогоподданные обязаны поддерживать всякую власть, которая дана суверену —монарху или верховному собранию — и без которой государство не можетустоять.[29]3.Что разрушает государство, и каким оно должно быть, чтобы спастись отразрушения.3.1.Что разрушает государство? Разрушаются государства, по мнению Томаса Гоббса, в некоторыхслучаях. Хотя ничто, сотворенное смертными, не может быть бессмертно,однако, если бы люди руководствовались тем разумом, на обладаниекоторым они претендуют, их государства могли бы быть, по крайней мере,застрахованы от смерти вследствие внутренних болезней[30]. Томасприводит несколько причин распада государства:1. Недостаточность абсолютной власти. Человек, добившийся королевства, довольствуется иногда меньшей властью, чем та, которая необходима в интересах мира и защиты государства. Из этого вытекает следующее: когда такому королю приходится в интересах безопасности государства использовать и те права, от которых он отказался, то это имеет видимость незаконного действия с его стороны, побуждающее огромное число людей (при наличии подходящего повода) к восстанию;2. Частные суждения о добре и зле. Каждый отдельный человек есть судья в вопросе о том, какие действия хороши и какие дурны. Это верно в условиях естественного состояния, когда нет гражданских законов, а при наличии гражданского правления — в тех случаях, которые не определены законом. Во всех же других случаях ясно, что мерилом добра и зла является гражданский закон, а судьей — законодатель, который представляет государство;3. Совесть может быть ошибочной. Все, что человек делает против своей совести, есть грех. Однако с человеком, живущим в государстве, дело обстоит не так, ибо закон есть совесть государства;4. Мнение о том, что суверен подчинен гражданским законам. «Это ошибочное мнение, » — пишет Гоббс. Ставя законы над сувереном, тем самым ставит над ним и судью, и власть, которая может наказывать, что, значит, делать нового суверена, и на том же основании — третьего, чтобы наказать второго и так дальше до бесконечности, что должно вести к разрушению и разложению государства;5. Приписывание абсолютного права собственности подданным — каждый человек обладает абсолютным правом собственности на свое имущество, исключающим право суверена. Каждый человек обладает В самом деле правом собственности, исключающим право Всякого другого подданного. Он имеет это право исключительно от верховной власти. Если же было бы исключено и право суверена, то он не мог бы выполнять возложенных на него обязанностей, а именно защиту подданных от иноземных врагов и от взаимных обид внутри, и, следовательно, государство перестало бы существовать;6. Учение о делимости верховной власти. Делить власть государства — значит разрушать его, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга;7. Подражание соседним народам;8. Популярность отдельных лиц;9. Недостаток денежных средств;10. Свобода высказываний против верховной власти — производит беспокойство в государстве;11. Распад государства — поражение в войне. Все эти причины ведут по Гоббсу к распаду государства и к хаосу,то есть возвращению к состоянию войны всех против всех. Но философ неостанавливается на рассмотрении вопросов распада государства, онпродолжает свои исследования, из которых он впоследствии выделяетединственный путь к спасению общества — он говорит о лучшей формеправления — монархии[31].3.2.Монархия — лучшая форма правления.В качестве теоретика политического абсолютизма, ратовавшего нанеограниченную власть государства как такового, Гоббс не уделялбольшого внимания проблеме государственных форм. По его мнению,«власть, если только она достаточно совершенна, чтобы быть в состоянииоказывать защиту подданным, одинакова во всех формах». Согласно Гоббсу,может быть лишь три формы государства: монархия, демократия иаристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержаниемвоплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности косуществлению той цели, для которой они были установлены. Таким образом, Гоббс различает 3 формы государства:1. Монархия — когда правит один, а все ему подчиняются;2. Аристократия — правит группа людей;3. Демократия — когда правят все.Также Томас Гоббс объясняет понятия тирания и олигархия: «Те, ктоиспытал обиду при монархии, именуют её тиранией, а те, кто недоволенаристократией, называют её олигархией». Король, власть которогоограничена, не выше того, кто имеет право эту власть ограничить, а,следовательно, этот король не является сувереном. Сувереном же можетсчитаться только абсолютно неограниченный король, власть которогопередается только по наследству[32]. Гоббс в своих произведениях сравнивает монархию и верховнуюассамблею, выделяя плюса монархической формы правления. Он сравниваетэти две формы следующим образом:1. Носитель лица народа, или член собрания также является носителем своего лица. Поэтому более всего он будет заботиться о частной выгоде, а не об общих интересах. «Ибо никакой король не может быть ни богат, ни славен, ни находиться в безопасности, если его подданные бедны, презираемы или слишком слабы вследствие бедности или междоусобий, чтобы выдержать войну против своих врагов. При демократии же или аристократии личное благополучие лиц продажных или честолюбивых обеспечивается не столько общественным процветанием, сколько чаще всего вероломным советом, предательством или гражданской войной». Следовательно, лучше всего, если общественные интересы более или менее совпадают с частными, именно такое совпадение имеется в монархии;2. Монарх может получить совет от кого угодно, когда угодно. Следовательно, суверен может выслушать мнение людей, сведущих в вопросе независимо от их социального статуса и ранга. Верховное же собрание — только тех, кто имеет на это право с самого начала;3. Решения, принятые монархом, подвержены непостоянству лишь в той мере, в какой это присуще человеческой природе, решения же собрания могут подвергаться изменениям еще и благодаря многочисленности состава собрания. Ибо стоит немногим членам, считающим необходимым держаться раз принятого решения, не явиться в собрание (что может случиться в силу заботы о своей безопасности, вследствие нерадения или случайных препятствий) или вовремя явиться некоторым держащимся противоположного взгляда, и все, что было решено вчера, сегодня будет аннулировано;4. Монарх не может расходиться во мнениях с самим собой по мотивам зависти или корысти, а собрание может, причем очень резко, что ведет к гражданской войне;5. При монархии любой подданный может быть властью монарха лишен всего имущества в пользу фаворита или




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политические и правовые учения Томаса Гоббса iconПолитические и правовые учения Древней Греции
В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих...
Политические и правовые учения Томаса Гоббса iconЕ. Стариченко Политические и правовые учения в Древней Греции
В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих...
Политические и правовые учения Томаса Гоббса iconПолитические и правовые учения в древнем мире

Политические и правовые учения Томаса Гоббса iconПолитические и правовые учения в Древнем Риме

Политические и правовые учения Томаса Гоббса iconПолитические и правовые учения Древней Греции

Политические и правовые учения Томаса Гоббса iconПолитические и правовые учения во второй половине 17-18вв

Политические и правовые учения Томаса Гоббса iconТоталитаризм Томаса Гоббса План ответа

Политические и правовые учения Томаса Гоббса iconСравнительный анализ учений Томаса Гоббса. Реферат

Политические и правовые учения Томаса Гоббса iconДоклад на тему " тоталитаризм томаса гоббса" Выполнил Хаваев Максим Александрович 514 группа г. Ростов-на-Дону 1999

Политические и правовые учения Томаса Гоббса iconВопросы к кандидатскому экзамену по специальности 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве для аспирантов и соискателей
Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в конце XVIII – XIX вв
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы