Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции icon

Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции



НазваниеСмешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции
Дата конвертации03.07.2012
Размер142.85 Kb.
ТипРеферат
Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции


План: 1. Введение………………………………………………………………2 2. Нетипичные (смешанные) формы правления………………………4 3. Кризис римской республики и переход к монархии……………….6 4. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат…………………………………………………..8 5. Политические и правовые учения в Древней Греции……………..14 6. Заключение…………………………………………………………...19 7. Список литературы…………………………………………………..20 Введение Форма государства определяется в юридической науке достаточно просто.Обычно под формой государства понимают организацию государственной властиили организацию государства в целом. Вместе с тем форма государстваявляется достаточно сложной и по этому понятие форма государствараскрывается через характеристику структурных элементов формы государства.Вопрос о структурных элементах формы государства носит дискуссионныйхарактер. Некоторые исследователи формы государства сводят к одномуэлементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашлаширокой поддержки в юридической науке. Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формыгосударственного устройства составляют форму государства. Эта точка зренияшироко распространена в западной науке и частично поддерживается вотечественной науке. Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-хэлементов, а именно – формы правления, формы государственного устройства иполитического (государственного) режима – наиболее широко распространена вотечественной науке. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой форма государствасостоит из: формы правления, формы государственного устройства,политического режима, и политической динамики – не получила распространенияв отечественной науке. Форма государства зависит от конкретных исторических условий еговозникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность,исторический тип государства. Так феодальному типу государствасоответствовала как правило, монархическая форма правления, а буржуазномуреспубликанская. Форма государства во многом зависит от соотношенияполитических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранниебуржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу междубуржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. Наформу государства влияют национальный состав. Исторические традиции,территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территориигосударства обычно являются унитарными. Нетипичные (смешанные) формы правления В связи с тем, что идеальных форм правления не существует, всовременных государствах возникают нетипичные (смешанные) формы правления.К смешанным формам правления относятся: Монархическая республика,Республиканская монархия, Полупрезидентская (полупарламентарная)республика. Монархическая республика - это, когда в республиканскую формуправления привнесены некоторые элементы монархии.
Чаще всего кмонархическим республикам относят суперпрезидентские республики. В нихпрезидент несменяем и обладает очень широкими полномочиями. По своемуположению он приближается к монарху (ранее Индонезия), вообще непереизбирается (Ранее Тито - Югославия). Северная Корея – относится ксмешанной форме правления, т.к. должность президента наследственная.Центральная африканская республика (60-70е годы) – президент провозгласилсебя императором (Каннибал). Республиканская монархия – характеризуется тем, что монархпереизбирается раз в несколько нет (не населением, а привилегированнымислоями). 1 раз в 5 лет в ОАЭ, и в Малайзии монарх переизбирался. Полупрезидентская (полупарламентская) республика (иногда называетсядуалистической республикой). К дуалистическим республикам относят Франция,Австрия, Финляндию, Ирландию. В этих государствах президент избираетсянаселением, а правительство формируется парламентом. Кроме дуалистических есть и др. Существуют президентская,парламентарная республики в которых присутствуют определенные элементы либопарламентарной, либо президентской республики. Пример современная Россия. Кризис римской республики и переход к монархии Во втором веке до н.э. после победы над Карфогеном Рим господствуетпрактически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли,помимо своей особенной ценности, сделались источником, из которого Римчерпал новые и новые массы рабов, находивших себе широкое применение вобширных поместьях старой и новой знати - всех этих сенаторов и всадников,трансформировавшихся в 4-3 веках до н.э. в сословие нобилей. В 1-ом веке до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для негоСоюзническую войну, в результате которой был вынужден пойти напредоставление римского гражданства всему населению Италии. Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира.Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов былполководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил вРиме режим единоличной власти или диктатуры. Она была бессрочной и ужеодним этим отличалась от республиканской диктатуры. Кроме того, Суллаприсвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряженияжизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату и резкоограничил полномочия народных собраний. Трибуны были лишены политическихфункций. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры вримской истории и раньше всего конец республики. Отречение Суллы (79г. до н.э.) возвратило было Риму республиканскуюконституцию, но не надолго. Новая Римская диктатура оказалась в руках ГаяЮлия Цезаря. Она пришлась на время, наступившее после спартаковскоговосстания рабов (74 г. до н.э.), со всей очевидностью обнажившего кризисреспубликанской формы правления и нужду в авторитарном государстве. Особенность диктатуры Цезаря в том, что она соединяла в одних руках нетолько консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую и высшуюжреческую власти. По своему положению командующего армией Цезарь получилтитул императора. Поставленные в зависимость от него комиции, хотя ипродолжают существовать, имитируя сохранение республики, следуют указаниямимператора, включая и те, которые относятся к избранию на должности. Помимо этого, Цезарь получил полномочия, распоряжаться войском иказной государства, право распределять провинции между проконсулами ирекомендовать половину кандидатов в магистраты вообще, право первымголосовать в сенате, что было немаловажным, и т.д. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат. Принципат. После победы внучатого племянника и приемника Юлия Цезаря - Октавиана- над своими политическими противниками (при Акции 31г. до н.э.) сенатвручил Октавиану верховную власть над Римом и его провинциями (да ещепреподнес ему почетный титул Августа). Весте с тем в Риме и провинцияхустановился государственный строй, который мы называем принципатом. От«принцепс сенатус» - первого сенатора, которым ещё в предшествующие временаназывали первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывшегоцензоров), первым высказывавшего свое мнение. Для Августа «принцепс»означал «первого гражданина римского государства», а в соответствии снеписаной римской конституцией - пост императора. Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый -период принципата, второй - домината. Границей между ними служит 3 векнашей эры. Принципат сохраняет ещё видимость республиканской формы правления ипочти все учреждения республики. Собираются народные собрания, заседаетсенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но этовсе уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственногостроя. Император-принцепс соединяет в своих руках полномочия всех главныхреспубликанских магистратур: диктатора, консула, претора, народноготрибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другомкачестве. Как цензор он комплектует сенат, как трибун он отменяет по своейволе действие любого органа власти, арестовывает граждан по своемуусмотрению и т.д. Как консул и диктатор, принцепс определяет политикугосударства, отдает распоряжения по отраслям управления; как диктатор онкомандует армией, управляет провинциями и т.д. Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят вполный упадок и Цицерон пишет по этому поводу, что гладиаторские игрыпривлекают римских граждан в большей степени, чем собрания комиций.Обыкновенным явлением стали такие признаки крайней степени разложениякомиций как подкуп голосов, разгоны собраний, насилия над их участниками ипр. Император Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе(ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителейитальянских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшую из ихбылых компетенций. Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать надолжности магистратов. Сначала было решено, что кандидаты в консулат ипретуру проходят проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторови всадников, т.е. апробацию, затем, уже после смерти Августа, при егоприемнике Тиверии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената. Оставался, правда, сенат. Но уже при Августе он наполнилсяпровинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности те извсадников, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти,распространяющейся на «город Рим», сенат сделался своего рода общеимперскиминститутом. При всем том, положение его было приниженным, а полномочияограниченными. Законопроекты, поступавшие в сенат, исходили от принцепса иобеспечивались его авторитетом. В конце концов возникает и утверждаетсянеписанное правило, согласно которому: «всё, что решил принцепс, имеет силузакона». Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистойформальностью. Во многих случаях дело решалось армией. Средоточием высших учреждений империи сделался «двор» и именно дворпринцепса. Это и императорская канцелярия с юридическим, финансовым идругими отделами. Финансы занимают особое место: никогда ещё государство невыказывало такой изобретательности в отыскании источников обложения какэтому научились в ведомствах империи, никогда ещё - до Августа - не былостоль многочисленного количества имперских чиновников-бюрократов. Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получаяжалование, а по выходе в отставку - значительный земельный участок.Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всадническогосословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни -центуриона. Доминат. В 3 веке нашей эры (с 284г.) в Риме устанавливается режим ничем неограниченной монархии - доминат (от доминус - господин). Старыереспубликанские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачиваетсяв руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимисяв подчинении неограниченного главы империи - императора. Среди этих ведомств особого упоминания заслуживают два:государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросовполитики, подготовка законопроектов) и финансовое ведомство. Военнымведомством командуют назначенные императором и только ему подчиненныегенералы. Чиновники получают особую организацию: им присваивается форма одежды,их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначается пенсия и пр. Среди многих реформ и законов империи особого внимания заслуживаютреформы императоров Диоклетиана и Константина. Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. (284-305 ). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами.Первая касалась государственного устройства огромной империи, наилучшейформы управления ею. Реформа эта может быть сведена к следующему: 1. Верховная власть была разделена между 4-мя соправителями. Двое из них, носившие титул «августов», занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. При этом сам Диоклетиан-август сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул «цезарей». Так возникла «тетрархия» - правление четырех императоров, считавшихся членами единой «императорской семьи». 2. Армия, увеличенная на одну треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для целей внутренней безопасности. 3. Административная реформа привела к разукрупнению провинций (по одним сведениям до 101, по другим до 120). 4. Провинции, в свою очередь, были сделаны частью диоцезов, которых было 12. 5. Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим продолжал еще некоторое считаться столицей империи). Другими своими реформами Диоклетиан усиливал власть землевладельцевнад крестьянством и прежде всего тем, что на землевладельце лежалаответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец жеполучил право посылать по своему выбору определенное количество зависимыхлюдей на военную службу в императорскую армию. Начатое Диоклетианом дело продолжил император Константин (285-337).При Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов иремесленников. Согласно императорской конституции 332г., колон был лишенправа переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому законуколон заковывался в кандалы как раб и в таком виде возвращался прежнемусобственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господинуполную сумму причитающихся с беглого колона платежей. Та же линияпроводилась и в отношении ремесленников. Непосредственное присвоение прибавочного продукта сделалось основнойформой эксплуатации крестьян и ремесленников. Именно при Константине столица римской империи была перенесена встарый Византий, названный затем Константинополем. Соответственно с темсюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения ивоссоздан Сенат. Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицейв Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе, произошло в 395г. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают взависимость от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы,сложившейся в классический период истории Древней Греции, оказались слишкомтесными для рабовладельческих отношений. Развитие рабовладения требовалосоздания крупных военно-бюрократических монархий, наподобие Македонии. Споходов Александра Македонского начинается период эллинизма – периодгреческой экспансии на Восток и образования обширных государств какпереходной ступени к рабовладельческой империи. Во II в. до н.э. Грециябыла завоевана Римом. Кризис полисных учреждений и утрата государствами независимостипородили среди граждан настроения упадничества, неуверенности, аполитизма.Эллинистические монархии представлялись свободному греку, воспитанному вполисных традициях, настолько громадными, что он ощущал себя беспомощным инеспособным повлиять на исход общественных событий. В сознаниирабовладельческих кругов начинает процветать индивидуализм; проповедьморального освобождения соседствует с преклонением перед государством, собожествлением личности монарха. Теоретическое изучение политикидеградирует, уступая место моральным наставлениям или религиозной мистике.Сравнительно новыми в политической теории того времени были идеикосмополитизма, мирового господства и всемирной монархии. Эпикур (341–270 гг. до н.э.) в социально-политической теории отстаивалидеи рабовладельческой демократии. Как и другие сторонники демократическогоправления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, апо установлению. “Справедливость не существует сама по себе; это – договоро том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людейи всегда применительно к тем местам, где он заключается”. Право игосударство суть продукты договора, результат соглашения. Следуя релятивистским взглядам на общественные установления, Эпикурнастойчиво подчеркивал относительный и условный характер справедливости,воплощенной в законах различных государств. “В применении к особенностямместа и обстоятельств справедливость не бывает для всех одна и та же”. Егоучение отрицает всякую возможность существования естественного права,которое предшествовало бы договору. О естественном праве, по его мнению,можно говорить лишь применительно к договору, который служит пограничнойчертой, разделяющей то время, когда люди жили, подобно животным, не имеязаконов, и эпоху общественной, государственной жизни. Эпикур относилдоговор о взаимной пользе, по-видимому, одновременно и к естественнымявлениям, и к искусственным образованиям. Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений демократиипризывом избегать политической деятельности. Счастье человека он усматривалв отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Длядостижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел,обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральномусамосовершенствованию. Своих последователей он учил “жить незаметно”. Этиположения Эпикура, переносившие центр тяжести общественной теории в областьморали, выражали крайний индивидуализм и безразличие к политике, которыебыли характерны для идеологии рабовладельческой демократии в периодэллинизма. Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм”происходит от слова “стоя” (колоннада, галерея) – от названия портика вАфинах, где преподавал основатель школы Зенон Китайский (ок. 336– ок. 264гг. до н.э.). Стоики явились продолжателями платоновско-аристотелевской линии вфилософии. Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, высшимбожественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающаясвободу воли. Человеку не остается ничего другого, как добровольноподчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, анепокорного тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественныместественным законом. Вслед за Аристотелем стоики утверждали, что общественные установленияи государство коренятся в природе, что человек от природы склонен кобщению. Отражая изменения в государственной жизни современного имобщества, стоики истолковали эти положения Аристотеля расширительно. Ониотказались от узкополисной трактовки общественной жизни. Естественное правомыслилось ими как универсальный, общемировой закон, государство – какмировое сообщество. В духе космополитических представлений того времениЗенон из Кития учил, что всех людей должно считать гражданами одногогосударства. В противоположность эпикурейцам последователи стоицизма не отрицалиобщественную деятельность. Благо государства ценилось ими выше, чем благоиндивида. Доводя до предела эту мысль, навеянную идеями Платона иАристотеля, стоики заявляли, что добродетельный человек не остановитсяперед тем, чтобы принести себя в жертву государству. В философии и этике стоицизма нашли свое преломление взглядыаристократической верхушки рабовладельческого общества периода образованияэллинистических монархий. Религиозные искания стоиков, их призывыпокориться судьбе оказались в то же время созвучными настроениям,охватившим широкие круги древнегреческого общества в условиях его кризиса.Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (примерно 200–120гг. до н.э.), последнего крупного политического мыслителя Древней Греции.Основной мотив написанной им “Истории” в 40 книгах – путь римлян к мировомугосподству. Истолкование исторического процесса у Полибия опирается напредставления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, чтообщественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобноживым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцветаи, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитиеобщества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходекоторого “формы правления меняются, переходят одна в другую и сновавозвращаются”. Круговорот политической жизни проявляется в последовательной сменешести форм государства. Первой возникает монархия – единоличное правлениевождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит впротивоположную ей форму государства – в тиранию. Недовольство тиранамиприводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народаненавистного правителя. Так устанавливается аристократия – власть немногих,преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенновырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть длястяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, чтонеизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше вправление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себяи учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господствочерни, толпы) – худшая форма государства. “Тогда водворяется господствосилы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания,переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себевластителя и самодержца”. Развитие государства возвращается тем самым ксвоему началу и повторяется, проходя через те же ступени. Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрыйзаконодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, установитьсмешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии идемократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Такоегосударство “неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания иравновесия”. Исторические примеры смешанного строя Полибий нашел варистократической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо выделялполитическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента:монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический(народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властейПолибий и объяснял могущество римской державы, покорившей “почти весьизвестный мир”. Заключение Теоретические взгляды Полибия на развитие государства противоречилиего же собственным наблюдениям над конкретными фактами из историивозникновения различных видов государственной власти. Его построения, как ипредшествующие теории “смешанного государства” (Платона, Аристотеля), былипризваны обосновать господство аристократии. Творивший в эпоху утратыгреческими полисами независимости, Полибий выступал с аристократическихпозиций проримской ориентации и призывал греков подчиниться завоевателям. Политическая концепция Полибия послужила одним из связующих звеньевмежду политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима. Список литературы: 1. «История политических и правовых учений». Учебник-под ред. О.Э. Лейста – Н.: Издательство «Зеркало» - 1999г. 2. «История политических и правовых учений». Учебник под ред. В.С. Нерсесянца – М., 2000,2001гг. 3. «История политических учений» Учебник под ред. О.В. Мартышина - М., 1994,1996,2000гг.




Похожие:

Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции iconОсновные формы правления в Древнем Риме

Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине адвокатура
Возникновение адвокатуры. Виды юридической помощи в Древней Греции и Древнем Риме
Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции iconПирсинг не возможен без золотых украшений
Они могли выдавать в человеке раба, как это было в древнем Риме, или указывать на определенную профессию человека, как в Греции....
Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции iconУравнения 2-ой степени умели решать еще в Древнем Вавилоне во II тысячелетии до н э. Математики Древней Греции решали квадратные уравнения геометрически
Вавилоне во II тысячелетии до н э. Математики Древней Греции решали квадратные уравнения геометрически; например, Евклид при помощи...
Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения московский государственныйтехническийуниверситет им. Н. Э. Баумана. Реферат по политологиидемократия древней греции

Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции icon1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае. Экономическая Наука России на рубеже XX-XXI вв

Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения Демократия Древней Греции. Пути и возможности достижения
Все в современном мире «помешаны» на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться...
Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции iconУрок физкультура + история по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической...
Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции iconФилософия Древней Греции
Философия древней Греции Греческая философия в VII vi веках до н э и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения...
Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции iconЦель: Сделать обобщение по теме: «Культура Древней Греции, её художественное наследие»
Образовательный аспект цели: представить художественную культуру Древней Греции как единое целое, научить ориентироваться в нем....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы