Преступления против мира и безопасности человечества icon

Преступления против мира и безопасности человечества



НазваниеПреступления против мира и безопасности человечества
Дата конвертации03.07.2012
Размер281.95 Kb.
ТипРеферат
Преступления против мира и безопасности человечества


Оглавление Введение 2 Преступления против мира. 5 Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны. 12 Преступления против человечества. 18 Заключение 21 Литература 23 Введение Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества»впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этомвытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такимимеждународными преступлениями, которые - например, крупномасштабныеагрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само егосуществование или по крайней мере существование наций (народов).Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определившийпонятие преступлений против человечества и их отдельных видов. Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятыев конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы с активнымучастием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам,уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям.Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции РФ,предусматривающей, что общепризнанные положения международного права,международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права. Это,конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смыслдолжен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетомотечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательствоможет также расширить объем соответствующих уголовно-правовых запретов, таккак международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основеминимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкцииза международные преступления. Таким образом, характерным признаком рассматриваемой главы являетсято, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер:соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовыхобязательств страны. Упомянем также о том, что наиболее тяжкие из этихпреступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК влекутответственность и наказание, независимо от давности их совершения (ст. 78УК). Необходимо отметить большой вклад отечественных ученых в разработкуконцепции уголовной ответственности за преступления против мира ибезопасности человечества (международные преступления) и их классификацию.В том числе в период выработки международных соглашений о законах и обычаяхвойны и основополагающих международно-правовых документов о наказанииглавных военных преступников. В частности, академик А.Н. Трайнинсформулировал понятие преступлений против человечества и указал на ихосновные группы (против мира, военные, против человечности)[1].Разработанные им положения почти буквально вошли в Устав Нюрнбергскоготрибунала.
В настоящее время, когда еще не завершена кодификация международногоуголовного права относительно преступлений, родовым объектом которыхявляется мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в негонародов, основы существования и сотрудничества государств, мирноеразрешение межгосударственных конфликтов, определенные трудности приусвоении материала может вызвать рядоположенное использование в литературедвух сходных терминов: "международные преступления" и "преступлениямеждународного характера". Для того, чтобы избежать эти трудности, надоруководствоваться следующим: . международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указаниям, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия; . преступления международного характера - это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Но при всей опасности, например, преступлений международного характера, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба, При котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом . Эти преступления обычно не инициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах. Конечно, разграничение названных групп преступлений не носитабсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью мывстречаемся с фактами обвинения некоторых стран в государственной поддержкетерроризма и незаконного оборота наркотиков. И в ряде других случаевназванные преступления представляют при их выходе на международный уровеньсерьезную непосредственную угрозу миру и безопасности, Вот почему неисключено появление в рассматриваемой главе новых составов преступлений всоответствии с международно-правовыми документами о борьбе с терроризмом инезаконным оборотом наркотиков. Преступления против мира. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны(ст. 353 УК). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает,вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированныйсоставы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава,объективная сторона одного из которых состоит вподготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этойвойны. Различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от7 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны сразличием тяжести наступивших или возможных последствий. Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов-агрессивная война. Речь таким образом идет не о любой войне, каквооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, ао применении государством вооруженной силы первым в нарушение УставаООН[2]. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета,территориальной неприкосновенности, политической независимости другогогосударства. Предполагается, что оценку действий государства какразвязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает СоветБезопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов.Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидноне создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК. Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемойстатьей, - состояние мира между государствами и безопасность человечества.Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попытокнезаконных вооруженных формирований установить контроль над определеннойтерриторией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, невлечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силузащиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такаяоценка применима только к вооруженной борьбе двух или несколькихгосударств. Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил,выделяемых государствами по решению ООН или региональной международнойорганизации для миротворческих действий. Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 353 УК, четкоопределена в ней. Планирование агрессивной войны, уже факт которого является оконченнымпреступлением - это разработка ее политических и стратегических целей,расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления изакрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций,перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей итехнических средств; разработка планов управления оккупированнымитерриториями, дипломатического и пропагандистского обеспеченияагрессии, создания повода для нее и т.д. Подчеркнем вместе с тем, чтонельзя отождествлять деятельность Генерального штаба и других органов,отвечающих за военную безопасность страны, по планированию операций и ихобеспечению в случае нападения на страну с планированием агрессивной войны.Последнее имеет место лишь при осознании, что речь идет именно о подготовкеи в (нападения на другую страну) и стремлении добиться этого. Подготовка агрессивной войны - другой вариант объективной сторонысостава, предусмотренного ч.1 ст. 353 УК - включает в широком смысле и еепланирование. "Разведение" этих понятий означает, что в качествесамостоятельного варианта выделяются уже не "кабинетные" действия, ареальные - в воинских частях, соединениях и объединениях, в народномхозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности,прилегающей к будущему театру военных действий и т.д. Речь идет, вчастности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходныхпозиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, оприведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведкесопредельной территории, об "обработке" общественного мнения и т.д. Наконец, развязывание агрессивной войны также упомянутое в ч. 1 ст.353 УК - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных,воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война,вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорныхпунктов, захват дипломатических представителей, интернирование другихграждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества ит.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ееразвязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия поразвязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведениеагрессивной войны (ч. 2 статьи). Речь идет о бомбардировке территории илимасштабном применении иного оружия, военном вторжении, оккупации всей иличасти страны, подвергнувшейся нападению. Агрессивной войной являются ибоевые действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора,уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней длявыполнения каких-либо совместных задач (например, по договору овзаимопомощи) если они предпринимают военные операции, вопреки условиямсоглашения. Рассматриваемое деяние является длящемся: составы. охватываемыест. 353 УК, в принципе носят формальный характер, но фактически всегданалицо особо тяжкие последствия или их реальная угроза. Субъективнаясторона составов ст. 353 УК предполагает для подготовки, развязывания иведения агрессивной войны прямой умысел. Для планирования возможен икосвенный умысел в виде безразличия к возможным результатам действийвиновного-Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в текстест. 353 УК, является специальным, поскольку перечисленные в ней действиямогут осуществлять только высшие государственные должностные лица, высшиевоенные руководители, наделенные полномочиями принятия и осуществлениясоответствующих решений. В круг исполнителей или соучастников входят иразработчики агрессивных планов, командующие объединениями (соединениями),ведущими агрессивную войну. Ссылка, на отданные приказы их не оправдывает,так как с точки зрения международного уголовного права эти приказы заведомонезаконны. Что же касается рядовых участников агрессивных войн, то ониотвечают за совершенные в их ходе конкретные военные преступления ипреступления против человечества. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК).Расположение данной статьи указывает, что законодатель по существурассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовкиагрессивной войны. Выделение этого состава из общего определения подготовкивойны связано, по видимому со спецификой объективной стороны и субъектадеяния. Основной состав, описанный в ст. 354 УК, предполагает обращение влюбой форме (устной, письменной, графической и т.д.) к достаточнозначительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, гденаходится много людей и т.д.) для того, чтобы убедить ее в необходимостиначать агрессивную войну для разрешения возникшего или прогнозируемогомежгосударственного конфликта. Таким образом, непосредственный объект здесь-состояние мира между государствами и - хотя в более отдаленной перспективе" безопасность человечества. Но, говоря об объективной стороне деяния, подчеркнем, что призывдолжен быть конкретизирован: указывать на конкретную страну и формировать уаудитории из нее "образ врага". Абстрактно-ностальгические рассуждения типа"хорошо бы вымыть сапоги в Индийском океане" преступления в смысле ст. 354УК не образуют. Важно также установить в конкретном случае пределывозможностей лица, выступающего с призывами, реально воздействовать наобщественное мнение значительной группы населения. Конечно, используемоенами понятие носит оценочный характер, но без его использования. исходя изусловий места, времени и т.д. нельзя придти к обоснованному выводу ореальности 'воздействия призывов, а следовательно и об общественнойопасности действий лица (лиц). Должна учитываться грань между брюзжанием вбытовой среде и целенаправленной масштабной деятельностью по навязываниюнаселению убеждения В необходимости агрессивной войны. Одним из условий ответственности по ст. 354 УК являетсянеоднократность, так как закон говорит о "призывах". Вместе с тем,изменение терминологии УК 1996 г., по сравнению с предыдущим УК, в которомговорилось q пропаганде войны свидетельствует о том, что теперь нетребуется ни обращения к одной и той же аудитории, ни специальнойподготовки выступлений, ни их систематичности, Достаточно повторности иконкретности, Квалифицированный состав (ч. 2) предусматривает усиление наказания вслучаях использования средств массовой информации, либо, если субъектдеяния занимает государственную должность РФ или субъекта федерации. Этипонятия рассматривались в предыдущих лекциях. За обозначенным исключением субъект преступления - любое лицо,достигшее 16 лет. Субъективная сторона - прямой умысел. Производство или распространение оружия массового поражения (ст.355 УК). Ключевое слово при характеристике данного состава преступления -массовое поражение. Речь идет не об обычном стрелковом оружии, не обартиллерийских снарядах или авиабомбах даже большой мощности или снабженныхустройствами для особо точного прицеливания, а об оружии (боеприпасах кнему), применение которого влечет массовую гибель людей или уничтожениеприродной среды, не ограниченное полем боя, а охватывающее значительнуютерриторию и не имеющее избирательного характера. Владение и подготовка киспользованию оружия массового поражения имеет важное значение дляпланирования и подготовки агрессивной войны, создавая у виновныхпсихологическую уверенность в результативности нападения ; в своюочередь применение такого оружия агрессором (оно находится за рамкамиданного состава и предусмотрено ст. 356 УК) может явиться - как, например,применение химического оружия германской армией в первой Мировой войне -предпосылкой успеха наступления и создания паники среди мирного населения,масштабы поражающего воздействия на которое оказываются еще большими,нежели на вооруженные силы. С учетом изложенного, непосредственным объектом рассматриваемогопреступления, так же как и деяний, описанных в предыдущих статьях, являетсясостояние мира между государствами и безопасность человечества. Объективная сторона предполагает производство оружия массовогопоражения, начиная с создания экспериментальных образцов м кончая серийнымпроизводством; приобретение или сбыт в любой форме. Иными словами, речь идет о торговле, поставках, иных формах передачиво владение, пользование и распоряжение (в том числе, безвозмездно, вкредит и т.д.), как на межгосударственном, так и на внутригосударственномуровне. Причем, не только государственными структурами, но и частнымипредприятиями, организациями, учреждениями, отдельными лицами.Существенный признак объективной стороны запрещенность производства,приобретения или сбыта оружия массового поражения международным договоромРоссии. В настоящее время этот запрет существует в отношении химического,биологического; установлен ряд договорных ограничений на оборот ядерногооружия, поражающее действие которого связано с ударным действием взрыва,проникающей радиацией и радиоактивным заражением (ядерное, термоядерное инейтронное оружие). В документах ООН содержится общее определение оружиямассового уничтожения (1984 г.), которое идет не от нереальной попытки датьзаранее исчерпывающий перечень видов такого оружия, могущих появиться вбудущем, а из их качественной характеристики; сравнимости с атомной бомбойпо поражающему действию, Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом. Виновныйсознает, что его действия нарушают международно-правовые запреты и желаетэтого. Ссылка на незнание международно-правовых договоров здесьнеприемлема. Конвенция 1972 г. о запрещении биологического(бактериологического и токсичного) оружия, и Конвенция 1993 г. о запрещениихимического оружия, как и договоры об ограничении производства ираспространения ядерного оружия общеизвестны. Вместе с тем, по ст. 355 УКне могут быть квалифицированы действия внешне сходные по объективнойстороне с запрещенным оборотом оружия массового поражения, но обслуживающиереализацию требований международных договоров по уничтожению запасовтакого оружия или его приспособление для мирных целей. Нельзяквалифицировать как преступление также оборот биологических и химическиактивных веществ, представляющих в принципе повышенную опасность, еслиречь идет о деятельности медицинской или химической промышленности,преследующей народно-хозяйственные цели и осуществляемой с соблюдениемнеобходимых мер безопасности. Субъект деяния, предусмотренного ст. 355 УК - общий. Но в большинствеслучаев речь идет - за исключением сравнительно немногочисленных попытокизготовления или похищения оружия массового поражения террористами, лицами,действующими из корысти и т.д. - о лицах, связанных с оборотом такогооружия профессионально. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международнойзащитой (ст. 360 УК). С некоторой долей условности, можно включить данныйсостав в группу преступных деяний против мира. Несмотря на гораздо болеелокальный характер, по сравнению с деяниями, предусмотренными ст.ст. 353 и355 УК (но не ст. 354 УК), непосредственный объект деяния - по существу тотже. Ведь нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международнойзащитой всегда нарушает или создает угрозу нарушения нормальных отношениймежду государствами; в ряде случаев такое нападение может явитьсяпровокацией вооруженного конфликта. Рассматриваемая норма включена в УК всоответствии с конвенцией ООН "О предотвращении и наказании преступленийпротив лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатическихагентов" (1973 г.). Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается внападении на таких лиц или учреждения, то есть в применении силы или ееугрозы для захвата людей, помещения, транспортного средства, для причинениявреда здоровью, имуществу, чести и достоинству лиц, пользующихсямеждународной защитой. Поскольку преступление является законченным в моментнападения, причинение существенного, а тем более тяжкого вредарассматриваемым составом не охватывается. Иными словами, в ряде случаевимеет место и второй объект посягательства - общественные отношения,защищающие личность и имущество - и необходима квалификация по совокупностидеяний. Круг лиц, защищаемый рассматриваемым составом, достаточно широк. Этодипломатические, консульские, торговые, специальные представителииностранных государств, члены их семей; представители международных (в томчисле, региональных) организаций, статус которых предусматриваетспециальную защиту их прав и законных интересов в государстве пребывания.Речь идет, конечно, и о главах и членах государственных делегаций. Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается в прямомумысле; лицо нападает, зная, что потерпевший (помещение, транспортноесредство) пользуется международно-правовой зашитой. Вместе с тем, спорнымпредставляется распространенное в учебной и методической литературеутверждение о необходимости специальной цели: провокации войны илимеждународных осложнений. Содержание рассматриваемой нормы не даетоснований для подобных утверждений. Нельзя смешивать возможныеобъективные последствия с направленностью конкретного умысла. Виновныйможет желать этих последствий, а может желать лишь нападения на лицо,пользующееся международной защитой из хулиганских побуждений, из корысти,из стремления выразить протест против тех или иных акций государства(организации), которую потерпевший представляет. Для квалификации деяния пост. 360 УК необходимо и достаточно знание нападавшим статуса потерпевшего, Субъект преступления - общий. Если нападение является составной частьюакта терроризма или захвата заложников, представляется необходимойквалификация по совокупности деяний. Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны. Надо сразу же отметить (ст.356 УК), что использованное законодателемпонятием "война" не полностью охватывает круг случаев, когда совершенныедеяния подпадают под действие ст. 356 УК. Не случайно в тексте статьиприменяется другое понятие, носящее более широкий характер: "вооруженныйконфликт". По буквальному смыслу дополнений, внесенных в 1977 г. в пакетЖеневских Конвенций 1949 г. понятие запрещенных средств и методов ведениявойны распространяется на любые вооруженные конфликты, связанные и несвязанные с объявлением войны. В том числе, на вооруженные конфликтывнутригосударственного характера. Если непосредственный объект деяний, описанных в предыдущем параграфеисходит из угрозы миру и безопасности человечества, то данный параграфохватывает составы, рассчитанные на применение в условиях уже ведущейсявойны или иного вооруженного конфликта. Непосредственный объект здесь -общественные отношения, обеспечивающие минимизация вреда, причиняемоговоенными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданийлюдей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.). В этих целяхст. 356 УК дает в соответствии с упомянутыми международно-правовымидокументами, открытый перечень запрещенных средств и методов ведениявоенных действий. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, этожестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацияпоследнего, разграбление национального имущества на оккупированнойтерритории, применение иных средств и методов, запрещенных международнымдоговором России. Часть 2 предусматривает применение оружия массовогопоражения. Таким образом, рассматриваемая статья построена по схеме ст. 353 УК. Вней нет основного и квалифицированного составов, а налицо двасамостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких, нодифференцированных по минимальному размеру санкции, которые находятся пододной "крышей". Запрет жестокого обращения с Военнопленными требует некоторойконкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом, и в части самогопонятия жестокого обращения. Исходя из предшествующего опыта человечества,Женевская Конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личныйсостав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев,восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ношенияоружия и соблюдения законов и обычаев войны. На положении военнопленныхдолжны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации,захваченные неприятелем. Жестокое обращение - это причинение не вызываемыхвоенной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числепытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания,унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно-правовойлитературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяетприменять квалификацию деяний как жестокого обращения, не соответствуетинтерпретации этого понятия в международно-правовых документах. Даже пыткавозможна путем применения психического, а не физического воздействия. Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляетобъективную сторону деяния, запрещенного ст. 356 УК -это любые лица, неучаствующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того,являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами безгражданства. Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортациягражданского населения, то есть его высылка с занятой территории,. угон приотступлении и т.д. Но от депортации надо отличать: а) добровольнуюэвакуацию; б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращениемассовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение изнаселенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия. Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава -разграбление национального имущества на оккупированной территории.Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противникакрупномасштабного изъятия и присвоения "по праву победителя" исторических икультурных ценностей, а равно материальной базы экономики, не зависимо отформы собственности. По этот запрет не подпадают действия, которые: а)предприняты с целью временно сохранить ценности от случайных военныхдействий; б) предусмотрены мирным договором, например, в связи срепарациями; в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны,развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран -победительницна оккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирномдоговоре). Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданскоеруководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количестваимущества, в том числе "бесхозного", а тем более организация такого захватаи вывоза (например, складирование имущества трофейными командами споследующей раздачей военнослужащим или транспортировкой для руководящихполитических и военных деятелей) несомненно является формой разграбленияимущества в смысле ст. 356 УК. Наконец, законодатель установил наказуемость и за иные нарушениязаконов и обычаев войны. Но лишь для случаев, прямо предусмотренныхмеждународно-правовыми обязательствами России. Речь идет, например, опринудительном направлении военнопленных на предприятия, изготавливающиеоружие, боеприпасы, иное военное имущество или на оборонные работы вприфронтовой полосе. Интересный вопрос - соотношение рассматриваемой нормы и нормы икрайней необходимости. Например, явится ли преступлением в смысле ст. 356УК разрушение определенного числа строений и вывоз полученных таким образомстроительных материалов для создания укреплений, предназначенных защититьвоеннослужащих от огня противника. Международно-правовые документыучитывают эту возможность, оговаривая, что незаконное присвоение имуществанаказуемо, если оно не вызывается военной необходимостью. Но ее критериимогут определяться лишь с учетом всех обстоятельств конкретного случая, ане заранее. Поэтому при квалификации деяния по ст. 356 УК надо уделятьвнимание аргументации отсутствия крайней (военной) необходимости. То, что деяния, предусмотренные комментируемой статьей, относятся ккатегории особо тяжких не исключает, однако, вопроса о квалификации посовокупности в случае тяжких последствий, так как рассматриваемоепреступление является оконченным с момента совершения указанных в законедействий. Субъективная сторона рассматриваемых деяний - прямой умысел занарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта[3],минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения дляквалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложноепонимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.). Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающиеприказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующие ихисполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК посвоей инициативе. Высказанное в литературе мнение, что речь идет только овысших политических и военных деятелях не вытекает из смысла закона. Нарядус "убийцами за письменным столом" (выражение, используемое в работахгерманских историков и юристов), ответственность, несомненно должнынести и лица, осуществляющие конкретные деяния, предусмотренные ст. 356УК. Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применениеоружия массового поражения, запрещенного международным договором.Преступление является оконченным с момента запуска ракеты - носителя такогооружия, взлета воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторонупротивника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружиямассового поражения говорилось при рассмотрении ст. 355 УК. Наемничество (ст. 359 УК). Мы отнесли наемничество к группе военныхпреступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны(применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях,когда действия, составляющие объективную сторону наемничества совершаютсядо начала боевых действий, они целенаправленны и на нарушение законов войныв ходе последних. Вместе с тем, говоря о непосредственном объектнаемничества как преступления, надо отметить его двойной характер:посягательство осуществляется и на отношения мира между государствами,генерируя напряженность в этих отношениях. Ответственность по ст. 359 УК наступает при наличии двух условий. Одноиз них, в отличие от текста предыдущей статьи УК подразумевается, а неоговорено прямо: уголовно-правовой запрет наемничества осуществляется врамках Устава ООН о запрещении вербовки, использования и обучениянаемников. (1989 г.). Другое условие: использование определения наемника,которое дает закон. Согласно примечания к ст. 359 УК, воспроизводящемумеждународно-правовое определение, наемником признается лицо; а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия,или не проживающее на его территории, а также не направленное на этутерриторию для выполнения официальных обязанностей; б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участиев боевых действиях. Ст. 359, как и ст. 356 УК карает за наемничество, обслуживающее нетолько войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любойвооруженный конфликт или военные действия, какмежгосударственного, так и внутригосударственного характера. Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК многовариантна.Устанавливается ответственность за вербовку, обучение, финансирование илииное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование вбоевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом отпредложений и обещаний до принуждения. Финансирование или иное материальноеобеспечение также наказуемо, независимо от способов (предоставляетсянаемнику, или его близким, или лидеру группы для распределения;единовременно или регулярно;. в денежной или иной форме и т.д.).Использование в вооруженном конфликте или военных действияхпредполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и ихобслуживание связью, транспортом и т.д. Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренныечастью 2 ст. 359 УК: использование служебного положения или в отношениинесовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действиявербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК. Нарядус ответственностью вербовщика предусматривается (часть 3 ст. 359 УК)ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженномконфликте или военных действиях. Представляется, что это деяние окончено смомента включения наемника в состав вооруженных сил стороны такоговооруженного конфликта (военных действий). Субъективная сторона всех форм наемничестваквалифицируется прямым умыслом, при наличии квалифицирующихобстоятельств, в том числе связанных с несовершеннолетием вербуемоголица, виновный должен осознавать их наличие и связь с предпринимаемыми имдействиями. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК может быть самойразнообразной от корысти до чувства патриотизма- Она влияет наиндивидуализацию ответственности и наказание. Субъектом всех форм наемничества может быть лицо, достигшее 16 лет,действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так ипо собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного часть 3 -специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное ввооруженное формирование завербовавшей его стороны. Деяние, предусмотренное основным составом (часть 1 ст. 359 УК),является тяжким преступлением: квалифицированный состав (ч. 2) - особотяжким преступлением. Деяние, предусмотренное ч.3 (участие завербованноголица в боевых действиях) является тяжким преступлением. Преступления против человечества. В эту группу преступлений по УК входят геноцид (ст. 357 УК) и экоцид(ст. 358 УК). Их непосредственным объектом являются общественные отношения,обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных илирелигиозных групп населения и т.д. При геноциде преступные действиянепосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условийдля их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или кисчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены наразрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условийнаселения, проживающего на данной территории. Геноцид и экоцид могут осуществляться как в ходе войн, иныхвооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощьюхимических веществ американцами был уничтожен растительный и животный мирна обширных территориях), так и в мирное время. В частности, в результатезахоронения радиоактивных отходов в условиях заведомо влекущих отравлениеими природной среды. Геноцид объявлен международным преступлением противчеловечности резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция опредупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.). Понятие геноцида пообъективной стороне охватывает убийства, причинение тяжкого вредаздоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственноеизъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целяхассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичноеуничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Ранее уже упоминалось о двойном смысле понятия "нация". В данномслучае речь идет о народе или его части (территориальной, культурной,исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одномуили к разным этносам). Этническая группа определяется принадлежностью кнации (национальности) во втором смысле этого термина, то есть кгенетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа - этообщность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи,разрез глаз, форма головы, структура волос и т.д.). Термин "религиознаягруппа" не нуждается в расшифровке. Уголовный закон не выделяет специальноответственность за геноцид в отношении социальной группы, хотя Конституция РФ запрещает дискриминацию по признаку принадлежности к такойгруппе. По-видимому имеется ввиду, что понятие геноцида в отношениинациональной группы охватывает и геноцид по социальному признаку. Помимоперечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцидазаконодатель в соответствии с международно-правовым егоопределением предусматривает и насильственное перечисление либо созданиетаких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожениечленов соответствующей группы населения. Преступление, предусмотренные ст. 357 УК с субъективной стороныхарактеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного иличастичного уничтожения соответствующей группы населения, Хотя преступление является оконченным с момента совершениясоответствующих действий, но в силу отнесения его к категории особо тяжких,например, с тяжкими деяниями против личности, не является обязательной. Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник,достигший 16 лет (лица с 14 до 16 лет, участвующие в геноциде, например, изрелигиозного фанатизма несут ответственность за тяжкие преступления противличности). Вместе с тем, необходима индивидуализация ответственностиорганизаторов, в том числе, высших должностных лиц, исполнителей,пособников. При этом возможна и констатация наличия преступнойорганизации (преступного сообщества). В связи с утверждениями в некоторых комментариях УК, что преступлениегеноцид является оконченным с момента наступления указанных в законепоследствий подчеркнем, что нельзя отождествлять преступную цель иее реализацию. Закон предусматривает, например, ответственность занасильственное переселение. Это деяние надо считать оконченным с моментаначала принудительных действий (погрузка и этапирование), а не послевымирании переселенных лиц. Что касается экоцида, то его объективная сторона состоит в массовомуничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы иливодных ресурсов, а также о совершении иных действий, способных вызватьэкологическую катастрофу. Это преступление также относится к числу особотяжких. Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любыхдругих действий военного, производственного, научного, социальнообслуживающего характера, создающие угрозу экологической катастрофы, тоесть разрушения природной среды на значительной территории и превращенияусловий жизни на ней в опасные для жизни и здоровья людей, нормальногосуществования животного и растительного мира. Надо отметить, что характеристика объективной стороны экоцида имеютсянекоторые внутренние противоречия. С одной стороны, прямо, прямо выделенныев ней действия предполагают обязательное наступление тяжких последствий, тоесть их характеристика носит материальный характер. Причем, поопределению массовое уничтожение, массовое отравление и т.д. - это и естьэкологическая катастрофа. Но с другой стороны, закон предусматривает ивозможность совершения иных действий лишь способных ее вызвать. По-видимому, в этих случаях наступление экологической катастрофы требуетквалификации по совокупности деяний. Некоторую специфику по сравнению с геноцидом, имеет субъективнаясторона экоцида. Здесь возможен как прямой умысел, ориентированный наспециальную цель создания экологической катастрофы (например, при актетерроризма, диверсии, а также из мести и т.д.), так и косвенный умысел. Впоследнем случае лицо осознает неизбежность или реальную возможностьпоследствий, о которых говорит ст. 358 УК, но относится к ним безразлично.Однако, признак заведомости представляется обязательным. При неосторожныхформах вины ответственность должна наступать не за преступления противчеловечества, а за соответствующее экологическое преступление. Характеристика субъекта преступления сходна с субъектов геноцида. Взаключение отметим, что хотя преступление имеет международныйхарактер (в том числе, в связи с угрозой, которая распространяется насоседние страны), понятие экоцид, в отличие от геноцида не кодифицировано вмеждународно-правовом плане. Вместе с тем, содержание его объективнойстороны можно вывести из ряда международных конвенций по борьбе сзагрязняющими воздействиями на окружающую среду. Норма об экоциде в УК 1996г. не только является новой для отечественного законодательства, но вопределенном смысле - экспериментальной для международного уголовногоправа. Заключение Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны всоответствии с общепризнанными нормами международного права являютсяпреступлением против мира, поскольку ведут к нарушению мирногососуществования народов и государств, непредсказуемым человеческим жертвами неоправданным материальным затратам, неимоверным страданиям мирногонаселения, в том числе женщин и детей, разрушению или уничтожению народно -хозяйственных объектов, архитектурных памятников и культурных ценностей. Общественная опасность публичных призывов к развязыванию агрессивнойвойны заключается в том, что такие действия формируют в обществе исоответствующих структурах государственной власти социально -психологическую атмосферу морального оправдания и готовности к ведениювойны, а следовательно, создают соответствующую поддержку лицам, занимающимгосударственные должности государственной службы Российской Федерации икомпетентным принимать решения о начале ведения войны, при принятии имирешений о развязывании агрессивной войны. Общественная опасность производства и распространения оружия массовогопоражения заключается в том, что в случаях межгосударственных иливнутринациональных конфликтов создается реальная возможность ихиспользования в качестве средства решения конфликта в пользу стороны,обладающей таким оружием, а это создает угрозу массовой гибели людей,заражения или уничтожения животного или растительного мира в регионеконфликта, к иным вредным для общества и окружающей природной средыпоследствиям. Общественная опасность действий, заключающихся в применениизапрещенных нормами международного права средств и методов ведения войны,состоит в том, что при их применении не только попираются нормымеждународного права, но главным образом причиняются неоправданныестрадания участникам вооруженного конфликта и мирному населению,увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются народно -хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, утрачиваютсябезвозвратно культурные ценности и архитектурные памятники как достижениячеловеческой цивилизации. Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результатесовершения составляющих это преступление действий, полностью или частичнопрекращает или может прекратить существование определенная национальная,этническая, расовая или религиозная группа людей, характеризующаясясамобытностью традиций, образа жизни и культуры, иными особенностямижизнедеятельности. Это ведет или может привести к обеднению разнообразиячеловеческого сообщества, подрывает основы международного правопорядка. ВоВсеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10декабря 1948 г., провозглашается, что каждый человек имеет право на жизнь,свободу и личную неприкосновенность, что никто не должен подвергатьсяпыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращениюи наказанию, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право напризнание его правосубъектности, что все люди равны перед законом и имеютправо, без всякого различия, на равную защиту закона. Опасность экоцидазаключается в том, что составляющие это преступление действия могут нанестилибо наносят огромный вред окружающей природной среде как естественнойоснове обитания людей, устойчивого социально - экономического развитиястраны и общества, сохранению генофонда народа, животного и растительногомира. Общественная опасность наемничества заключается в том, чтоопределенная часть людей в качестве источника средств к существованиюизбирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на сторонегосударства, гражданином которого лицо не является и где постоянно непроживает. Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, чтов человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональнымзанятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вредаздоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях,уничтожение или разрушение народно - хозяйственных и иных объектовконфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства иимущества гражданского населения. Литература 1. Карпушин М.П., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. - М.: Юридическая литература, 1974г. 2. Козаченко И.Я. Уголовная ответственность: мера и форма выражения. - Свердловск: Свердловский государственный университет, 1987г. 3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации// под редакцией Ю.И.Скуратова. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1996г. 4. Наумов А.В. Уголовное право России. Общая часть. - М.: Издательство БЕК, 1996 год.----------------------- [1] В настоящее время, как приняло, взамен термина "противчеловечности" говорится "против человсчества". Этот оборот удачноподчеркивает масштаб деяний, о которых идет речь, но получается, что всепреступления, предусмотренные настоящей главой, и одна из их группобозначаются одинаково. Надо поэтому каждый раз четко представлять себе,используется ли он в широком (родовом) или узком (видовом) смысле. [2]ст. 2 международно-правового документа ООН "определение агрессии",1974 г. [3] Оборот "законы и обычаи войны" является традиционным для международно-правовых документов прошлых лет, связанных, в частности, с процессами надглавными военными преступниками. Поэтому он употребляется в том же смысле,что "средства и методы ведения войны".




Похожие:

Преступления против мира и безопасности человечества iconЗакон преступления и наказания. Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Определения преступления
Преступления против собственности (кража, поджег, грабеж). Преступление против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство)....
Преступления против мира и безопасности человечества iconВоенные преступления
Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений
Преступления против мира и безопасности человечества iconРеферат на тему: «Вопросы мира и безопасности в Организации Объединенных Наций»
Генеральная ассамблея и совет безопасности как важнейшие органы рассмотрения вопросов мира и безопасности
Преступления против мира и безопасности человечества iconРеферат на тему: «Вопросы мира и безопасности в Организации Объединенных Наций»
Генеральная ассамблея и совет безопасности как важнейшие органы рассмотрения вопросов мира и безопасности
Преступления против мира и безопасности человечества iconПриказ №3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03. 07. 98 г.), Уголовного кодекса рф, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», постановления Правительства РФ №1040 от 15.
...
Преступления против мира и безопасности человечества iconКурсовая работа по дисциплине " логика для юристов" Тема: "Преступление против личности"
Ук под угрозой наказания. Опираясь на законодательное определение понятия преступления наука уголовного права устанавливает, что...
Преступления против мира и безопасности человечества iconПреступления против жизни

Преступления против мира и безопасности человечества iconПреступления против жизни

Преступления против мира и безопасности человечества iconПреступления против собственности

Преступления против мира и безопасности человечества iconКодекс РФ глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности Статья 129. Клевета
Преступления против свободы, чести и достоинства личности Статья 129. Клевета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы