Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право icon

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право




Скачать 100.45 Kb.
НазваниеФома Аквинский (Аквинат) Государство и право
Дата конвертации02.07.2012
Размер100.45 Kb.
ТипРеферат
Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право


™??? ??®??????™??? ??®?????? - ?????S???? ??S™?S®S??®?? ??????? ? ?S???©, ??????®- ???????? ???©S?????©? ™???????, ???????S???? 18 ???? 1323 ©. ? ???? ?®?- ????????? ???? ? ??????????? ?????®??S?S? ???????S???? ???®S????S-??®,????S™?S? ? ????. ???? ?S® ???? ® ????????S “?????? ?????? (4 ?®©????1879) ????®?? S©? ??????SS ?®?????S???? ???????S???? ??S???. ????S???? ????Жизнь Фомы не отличается большим разнообразием внешних событий, она былабогата разве что странствиями (в которых проходила обычно жизнь научногосообщества той эпохи и жизнь нищенствующего монаха-доминианца) - родившисьв Италии, Фома жил в Париже, Кельне, Риме и других городах Италии. Болееопределяющим для биографии Фомы является интеллектуальный климат эпохи иучастие Фомы в мировоззренческих дискуссиях этого времени, временистолкновения различных традиций и зарождения новых способов миропонимания.Эта эпоха породила Альберта Великого, Бонавентуры, Рожера Бэкона,Александра Гэльского и других ученых, создавших мыслтельную культуру зрелойсхоластики.Жизненный путь Фомы был недолгим и описание его легко умещается в несколькодесятков строк. Отец Фомы, Ландульф, был графом Аквинским; его семействобыло в родстве с императорам Генрихом VI, королями Арагона, Кастилии иФранции. О том, в каком году он родился, до сих пор ведутся споры,называется от 1221 до 1227 год (наиболее вероятная дата - 1224-1225);произошло это в замке Роккасекка близ Аквино в Неополитанском королевстве.В возрасте пяти лет он был послан в бенедиктинский монастырь Монте-Кассино.В 1239-1243 годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился сдоминиканцами и решил вступить домниканский орден. Однако семьявоспротивилась его решению, и его братья заточили Фому в крепости Сан-Джовани, где он пребывал некоторое время, по некоторым свидетельствам околодвух лет. В заточении Фома имел возможноть много читать, в частностилитературу философского содержания. Однако заточение не смогло изменитьрешения Фомы и родителям пришлось смирится с этим. Далее Фома учитсянекоторое время в Париже, а в 1244 или 1245 году, в Кельне, он становитсяучеником Альберта Великого, уже в то время почитающегося одним из наиболеевыдающихся ученых своего времени (как и его учитель, Фома пыталсяобосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учениеАристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом,чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего ис учением о богочеловечестве Иисуса Христа. “Как и у Августина и Боэция,у Фомы высшее начало есть само бытие”. Под бытием Фома разумеетхристианского бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхомзавете). С 1252 года он преподает в Париже, сначала как baccalaureusbiblicus (то есть ведет занятия, посвященные Библии), затем baccalaureussententiarius (преподает "Сентенции" Петра Ломбардского), тогда же пишетсвои первые труды - "О сущности и существовании", "О началах природы","Комментарий к "Сентенциям"". В 1256 году становится магистром, в течениитрех лет ведет диспуты "Об истине", и, возможно, начинает работу над"Суммой против язычников". Затем Фома провел почти десять лет в различныхдоминиканских монастырях вблизи Рима, читая лекции по теологии и философии(включая усиленное изучение основных работ Аристотеля) и исполняя различныеконсультативные и административные функции в его ордене. Далее он многопишет, а с 1265 года приступает к созданию "Суммы теологии". В конце 1268г. Фома вернулся в Париж, чтобы во второй раз читать лекции по философии вкачестве профессора. Он был вовлечен в три различные контроверзы - противгруппы консервативных теологов, которые относились критически к егофилософским нововведениям, против некоторых радикальных защитниковаристотелизма или латинского аверроизма и против тех, кто критиковалдоминиканцев и францисканцев и отрицал их право преподавать в университете.Многие из трудов Фомы находились в процессе написания или были завершены вэто время. Считается, что он был обеспечен помощью секретарей дляисполнения этой задачи, в частности, в виду того, что его собственныерукописи были практически неразборчивы. После того, как его отозвали вИталию в 1272 г., Фома менее года преподавал в университете Неаполя ипрочитал ряд заметных проповедей для широкой аудитории.К концу жизни с ним часто случаются экстазы, в одни из которых емуоткрылась великая тайна, по сравнению с которой все написанное импоказалось ему ничтожным, и 6 декабря 1273 он прекращает работу наднезавершенной "Суммой теологии". Умер он в монастыре Фосса Нуова (7 марта1274 г.), по пути на Собор, который должен был открыться в Лионе 1 мая1274. Его последним трудом был записанный монахами комментарий на "ПеснюПесен". ????™????®? ? ???®? Вершины могущества, как в политической, так и в духовной жизнисредневековой Европы папство достигло в Xlll в. Тогда же завершилосьсоздание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной наоправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В её построениичрезвычайно большую роль сыграл Фома Аквинский (Аквинат), чьи сочиненияявились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Среднихвеков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях,Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О нихречь идёт в труде «О правлении властителей», (1265 – 1266 гг.), впроизведении «Суммы теологии» (1266 – 1274 гг.) и в иных работах. В своих произведениях учёный-богослов пытается приспособить взглядыАристотеля к догматам католической церкви и таким путём ещё более укрепитьеё позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попыткаразвить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской«Политики». Практическая философия Аквината, имевшая целью разумное совершениедействия, разделена на этику, экономику (трактующую проблемы домашнейжизни) и политику. Во всех трех сферах мысль является теологической; вконечном итоге, целесообразность и отношение средство-цель являютсяаспектами томистской теологии. Разумно управляемые деятельности должны бытьнаправлены к некоторой цели; о них выносится суждение как о благих илидурных в терминах их достижения этой цели и в терминах средств, которымиони достигают эту цель (или терпят неудачу в достижении ее). Политическая философия Фомы (в De Regno, In Libros Politicorum, STh I-II) делала упор на идеале ограниченной монархии, или такого видагосударстве, которое Аристотель называл политейей. Цель государстваописывается как обеспечение временного мира и благосостояния. Политическоеобщество вполне отлично от церковного, цель которого - внемировая. Здесь онвновь указывал на центральную роль разума: "божественная справедливость(ius divinum), которая происходит от благодати, не устраняет человеческуюсправедливость, которая происходит от естественного разума. Детальнойтеории правления в трудах Фомы нет. ????????™S??S ? ??????? ©???™????®?. Фома, а за ним и все католические философы переняли от Стагирита преждевсего концепцию человека - политического животного, и учение о государствекак бытии, логически более раннем, чем его граждане. В людях изначальнозаложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид водиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественнойпричине возникает политическая общность (государство). Процедура жеучреждения государственноти аналогична процессу сотворения мира богом. Приакте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует ихдифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границахвнутренне расчленённого миропорядка. Деятельность монарха схожа сактивностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит внего стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает иустраивает государство, а затем начинает управлять им. Фома утверждает, чтогосударство, как бытие логически более раннее, берет свое начало от бога, очем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет определенныефункции, ставит перед собой определенные цели, при реализации которых неможет обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в том, чтобыкто-нибудь руководил этим обществом и вел его к цели, таким именноруководителем и является государство. Цель государственности – «общееблаго», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнениюАквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облечённых властью лиц ибогачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников иторговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшемусословию – правителям, олицетворяющим собою государство. Идеолог, которыйсчитал, будто «совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовалонеравенство, дабы осуществились все степени совершенства», - такой идеологи не мог видеть иными предпосылки достижения «общего блага» в государстве. Аквинат утверждает, что существуют различные формы власти, однако невсе они в одинаковой степени реализую счастье и благо общества. Онразличает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность - демократию.Наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаютсяэлементы монархические, аристократические и демократические. Защита интересов папства и устоев феодализма методами схоластикипорождала определённые трудности. Например, логическое толкование тезиса«всякая власть от Бога» допускало возможность абсолютного права светскихфеодалов (королей, князей и др.) на управление государством, т.е. позволялообращать этот тезис против политических амбиций римско-католической церкви.Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государства идоказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввёлразличение трёх следующих моментов (элементов) государственной власти: 1)сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования. Сущность власти – это порядок отношения господства и подчинения, прикотором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшимислоями населения. Данный порядок заведён Богом. Фома вводит различиесущности власти от ее формы. Первая происходит от бога, то есть должнасуществовать организация, обеспечивающая порядок и ведущая людей копределенной цели. Под формой же подразумевается способ правления,структура власти. Правда Фома приводит очень туманную форму, что "всякаявласть также происходит от бога, хотя в действительности не происходит отбога". Следовательно, хотя всякая власть происходит от бога, она может такжене происходить от него. Последний случай имеет место тогда, когда: а)правитель пришел к власти при помощи несправедливых средств; б) когда онправит несправедливо, то есть вопреки интересам церкви. Это случается,когда бог устанавливает в соответствии со своими планами плохую власть вцелях наказания подданных. Аквинский говорит также о праве восстать против государственной власти,когда: а) власть выступает против законов бога и элементарных моральныхпринципов, в этом случае подданные должны отказаться повиноваться ей; б) вслучае превышения властью ее компетенции; в) случай, когда правитель,избранный легально, начинает поступать несправедливо. ???®?. Аквинат разработал особую теорию закона. Все законы связаны междусобой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон –универсальные нормы, общие принципы божественного разума, правляющегоВселенной. Вечный закон, как совокупность правил и норм составляет разумноераспоряжение правящего подданными. Его задача - вести людей ко всеобщемублагу. Вечный закон заключён в Боге, тождествен ему, он существует сам посебе, и от него производны иные формы законов. Прежде всего – естественныйзакон, который есть не что иное, как отражение вечного закона вчеловеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Он определил естественныйзакон как рациональную причастность вечному закону Бога и выразилуверенность, что все люди обладают достаточным знанием того, что такоеморальное право (justum), чтобы иметь возможность управлять своимидействиями. Фома поясняет способ, которым, как он полагает, нам известныправила естественного закона. Естественное право вневременное, вечное,неизменное и имеет разумный характер, то есть доступно лишь разумнымсозданиям, которые познают его при помощи собственного интеллекта. Суждение"синдересиса" (качества разума, которое делает любого человека способнымосознавать первооснову практического рассуждения) есть простое положение -"благо должно быть свершено и к нему следует стремится, зло же следуетизбегать. (Большая часть современных томистов принимают это правило вкачестве формального принципа в кантовском смысле, требующего дальнейшегознания для того, чтобы наполнить содержанием частного морального правила).Фактически подход к моральной теории, исходящий из естественного закона неявляется единственной и лучшей классификацией томистской этики. Вчастности, учитывая различные смещения в значении слов "закон" со временФомы (значительно возросло ударение на законе как на указе законодательнойволи), это может привести к ограничению томистской этики к позиции"естественного закона". Он определяет закон в целом как "любое повелениеразума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печется обобщественности". "Разум" - ключевое слово в этом определении. Правильныйразум (recta ratio) - оправдание этического суждения в томистской мысли. "Вслучае волевой деятельности наиболее близкое правило - человеческий разум(regula proxima est ratio humana), но высшее правило - вечный закон.Следовательно, всякий раз, как человеческое действие движется к своей целив согласии с порядком разума и вечным законом, действие - правильно; нокогда оно отходит от правильности, оно называется грехом". Конкретизациейестественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Егопредназначение – силой и страхом принуждать людей (создания по природенесовершенные) избегать зла и достигать добродетели. В отличие от законаестественного человеческий (позитивный) закон – это императив с меняющимсясодержанием. В принципе, говоря о нём, Аквинат вёл речь о феодальномзаконодательстве. Классово-политический аспект сопряжения человеческогозакона – через закон естественный – с законом вечным вполне ясен:законодательство феодальных государств надлежит соблюдать в принципе стольже неукоснительно, сколь указания божественного разума. Однако очень важноучесть, что Фома Аквинский отрицал значение человеческого (позитивного)закона именно как закона за теми актами светской власти, которыепротиворечили предписаниям закона естественного. Для него не являлисьзаконами установления, шедшие вразрез с потребностями самосохранения,семейной эизни и воспитания, поиска истины (Бога) и достойного людейобщения. Ещё один вид закона – божественный. Он дан в Библии и необходим подвум причинам. Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способенполностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческогоразума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочьим достичь его и, призвано, такое авторитетнейшие в глазах христианруководство, как Библия. Философия Фомы и по сей день сохраняет актуальность и имеет отнюдь нетолько исторический интерес. Последователи Фомы рассматривают его наследиекак живое богатство мысли, на основании которого можно не только осмыслять"вечные" философские проблемы, но и продуктивно решать проблемысовременности. Открытость томизма к чужой мысли, возможность вестиконструктивный диалог, позволяют многим неотомистам находить синтез томизмас другими течениями мысли, учитывать современную научную картину мира,творчески развить томизм. Такой подход кажется вполне оправданным, еслиучесть огромный внутренний потенциал философии самого Фомы, направленный натворческую ассимиляцию достижений мировой философии, готовность к диалогу истремление к охвату самой широкой проблематики. Среди многочисленныхсовременных последователей Фомы следует прежде всего назвать французскихтомистов Э. Жильсона (1884-1978) и Ж. Маритена (1882-1973), видногонемецкого теолога Карла Ранера (1904-1984), обращающегося также и кавгустиновской традиции, и к философии Канта и Хайдеггера. С другой сторонык наследию Фомы обращаются и многие нетеологически ориентированныефилософы, как к интреснейшей логической и онтологической системе. Этоотносится прежде всего к онтологически ориентированным представителяманалитической философии, таким как Э. Энском, Э. Кенни, П.Т. Гич.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право iconФома аквинский
Забудемся на минуту о нынешнем времени, перенесемся мысленно в средневековье, а точнее, в XIII век век когда жил Фома Аквинский,...

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право iconФома Аквинский выразитель христианской концепции о государстве
Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация)...

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право iconОсновные философские школы религиозной философии
Августин Блаженный и Фома Аквинский (именно он положил начало филосифии томизма)

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право iconФома аквинский
По закону своей природы человек приходит к умопостигаемому через чувственное, ибо все наше познание берет свой исток в чув­ственных...

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право iconФома аквинский
По закону своей природы человек приходит к умопостигаемому через чувственное, ибо все наше познание берет свой исток в чув­ственных...

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право iconСхоластика. Фома Аквинский
Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный школьный) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов...

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право iconАврелий Августин (354- 430) и Фома Аквинский (1226-1274)
Учение Аквината также основывается на идее божественного создания мира. На вершине системы права- так назыаемый "вечный закон". Это...

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право iconФома Аквинский как великий 1 систематизатор схоластики
В результате возник Арабский халифат, простиравшийся от Туркестана до Испании и превосходивший по размерам бывшую Римскую империю....

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право iconЭкономикииправ а история экономических учений проблемно-тематический курс. Факультет: экономический Зверева Юлия Николаевна
Опишите, как на Ваш взгляд, мог бы проходить спор между Аристотелем и Фомой Аквинским по вопросам торговли и ростовщичества? Какие...

Фома Аквинский (Аквинат) Государство и право iconОтзыв о прохождении преддипломной практики студенткой V курса ф-та мж мгимо (У) мид россии Затулиной Д. К
Затулина Д. К. проходила преддипломную практику в Фонде содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр»...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы