Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) icon

Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации])



НазваниеРоссия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации])
Дата конвертации02.07.2012
Размер373.33 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации])


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ (Технический университет) Кафедра Истории и политологии Методические рекомендации студентам по подготовке практических и контрольных работ по курсу “Россия в мировой истории” Москва 1998. Составители: профессор Попова Т.Г., Оганесян М.Н. Практические работы. Контрольная работа./ Методические рекомендации поподготовке к практическим и контрольным работам по курсу “Россия в мировойистории”/ Моск.гос.институт электроники и математики;Сост.:Попова Т.Г., Оганесян М.Н. М.,1998 Методические указания рекомендуются студентам I курса всехспециальностей для подготовки к контрольным и практическим работам. Практическая работа №2 1. “Норманнская теория происхождения Древнерусского государства” Основой для выполнения практической работы по данной теме могут помимоучебной литературы послужить: - соответствующие материалы хрестоматии (выдержки из “Повести временных лет” о призвании варягов) - статьи А.П. Новосельцева “Образование Древнерусского государства и первый его правитель”. (Вопросы истории. 1991, №2,3); В. Паранина “Корела, она же Русь Начальная”. (“Родина”. 1995, №1); К. Иванова “Где расположена родина русов? Ещё раз о Несторе и забытой норманнской теории”. (“Родина”. 1995, №11). Цель вашей работы состоит в аргументированном ответе на вопрос о роливарягов в формировании древнерусской государственности. Повествованиераннего русского историка монаха-летописца Нестора в “Повести временныхлет” о призвании варягов на русскую землю для наведения порядка (“Землянаша велика и обильна, но наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володетьнами”) нашло в дальнейшем противоречивую интерпретацию историков. Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучиприглашенными в Россию в 18 веке в период правления Анны Иоанновны ирасцвета бироновщины, авторы этой теории и её сторонники преувеличивалироль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Одним изпервых противников этой теории был М.В. Ломоносов, доказывающий абсолютнуюсамобытность славянской государственности. В практической работе следует выявить своё отношение к двум полярнымточкам зрения. Часть историков продолжает связывать с призванием варягов образованиедревнерусского государства и предлагает рассматривать это в общем контекстеевропейской истории. Основания для этого есть: период с конца VIII по XIвек - это время викингов в Европе , походов скандинавов в Западную Европу ,когда они захватили весь континент, даже южную оконечность (в ХI в.скандинавы образовали норманнское Королевство в Сицилии).
Хотя в ЗападнойЕвропе существовали более развитые, чем у скандинавов формы общественной иполитической жизни, военная демократия викингов становилась организующимэлементом, катализатором для появления европейской государственности.Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной Европе. В этом же контексте - и временном, и общественно-политическом -предлагается рассматривать призвание варягов на Русь. Из предыдущегоположения следует, что в восточнославянских землях процесс образованиягосударства шел аналогично европейскому, хотя и имел свои особенности.Древние русские земли испытывали давление со стороны Хазарии. Существовалаугроза потери независимости не только Южной Русью (она платила дань), но исеверной. Поэтому призвание варяжских дружин для защиты рубежейестественно. При этом утверждается давно сложившаяся точка зрения о том,что варяги это норманны. В этом случае название Русь производят от финского Ruotsi (Швеция,шведы), которое в свою очередь происходит от шведского - гребцы, гребля.Заметьте , Швеция давно признала Рюрика "своим", недалеко от Стокгольма емупоставлен памятник. У этой позиции много противников. Поставлен вопрос, а действительно ливаряги - это скандинавы, или, конкретнее, норманны, шведы? Исследователидавно обратили внимание на то, что понятие "Русь" встречается в документах,в том числе в "Повести временных лет", безотносительно к эпизоду спризванием варягов. Слово "Русь" было распространено в Европе. Руги, русы -это название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюген), и в ЮжнойГермании (Reisland до 1924 г. существовала на границе Саксонии и Тюрингии),и на территориях по Дунаю. Были ли русы славянским племенем или нет,сказать определенно нет оснований, очевидно, русы жили рядом с древлянами,полянами и другими восточнославянскими племенами, имели европейскоепроисхождение. Варягами же в средние века называли любые наемные дружины,независимо от того, откуда они пришли. Одной из таких дружин и были русы,приглашенные славянами. Некоторые исследователи склонны считать, что варяги- это племя с берегов Южной Балтики. Особо подчеркивается близостьбалтийцев и славян, которые жили рядом, имели много общего. Л. Н. Гумилевсчитает, что русы - это скорее, племя южных германцев. Однако точныхоснований утверждать, что варяги - это балты или кельты (германцы),практически нет. В последние два-три года появились утверждения, что русы являлисьплеменем западных славян, которые издревне жили в районе Новгорода, иименно дружина западных славян была приглашена новгородцами. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок, речь идет огипотезах. Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службеу славянских князей не вызывает сомнения. Приглашенные предводителирюриковской наёмной рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функцииарбитров, возможно, гражданскую власть. Другая точка зрения антинорманнистов - отрицание роли скандинавов вполитических процессах - противоречит известным фактам. Смешение родов иплемён, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений сближними и дальними соседями, этническое объединение северорусских июжнорусских племён – всё это характерные черты продвижения славянскогообщества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русьодновременно с ней подошла к рубежу образования большогораннесредневекового государства. И викинги, как и в Западной Европе,стимулировали этот процесс (см. тему №2). Обратите внимание, практически споры идут вокруг того, кто же быллегендарный Рюрик и откуда изначально произошло слово Русь. Расширятьпределы спора и переносить его на процесс возникновения Древнерусскогогосударства нет оснований. Становление государственности - это длительныйпроцесс , развивающийся лишь на определенной стадии развития и связанный спостроением соответствующей общественной структуры. Как уже отмечалось,этот процесс разворачивался на протяжении трех столетий и отдельный эпизодне мог определить ни его ход, ни исход. Бoльшую сложность для практической работы представляет доказательствотого положения, что государство как результат внутреннего развития не можетбыть привнесено извне. Этот процесс длительный и сложный. Для возникновениягосударственности нужны соответствующие условия. Какие? На этот вопрос идолжна ответить ваша практическая работа. Подумайте и о других причинах, по которым нельзя признать варяговсоздателями государственности для славян. Имеются ли заметные следы влиянияварягов на социально-экономические и политические институты славян, на ихязык и культуру? На Руси был только русский язык. Договоры Х века сВизантией, посольство киевского князя, включая варягов русской службы,оформлялись лишь на двух языках – русском и греческом, без следов шведскойтерминологии. Литература, предлагаемая вам для ознакомления, поможет дать объективныйаргументированный ответ о влиянии варягов на становление русскойгосударственности. 2. «Значение принятия христианства на Руси» Основой для выполнения практической работы по данной теме- помимоучебной литературы- являются:. Соответствующие материалам хрестоматии:документ №1- Летописные предания о крещении князя Владимира (из «Сокращенного курса Русской истории» С. Ф. Платонова), решение князя Владимира о выборе веры (из «Чтений и рассказов по истории России» С. М. Соловьёва).. Статья Н. И. Цимбаева «До горизонта - земля! » (Вопросы философии. 1997., № 1).. Глава II «Киевская Русь. Падение Перуна. Становление христианства на Руси» из «Истории государства российского (IX - XVI века)». М. Изд. «Книжная палата». 1991 год. В процессе самостоятельной работы обратите внимание на следующееположение: принятие христианства было связано с потребностями зарождавшейсядревнерусской государственности, которая нуждалась в новом идейномобосновании, позволяющем Руси стать вровень с сильными державами тогдашнегомира . Переход к новой вере был осуществлен князем Владимиром после егопопытки реформировать язычество: Владимир преобразовывал пестрый пантеонмногочисленных племенных славянских богов так, чтобы создать строгуюиерархическую систему для обоснования политической централизации иукрепления авторитета власти верховного князя. Известно, что эта реформа не оправдала возлагаемых на неё надежд, иименно после этого встал вопрос о новой вере. Принятие христианства стало для древнерусских земель приобщением квысшей форме тогдашней европейской цивилизации - византийской. Не толькоПисание и богослужебные книги, не только навыки церковного и гражданскогостроительства, не только возможность полноправного участия в европейскихполитических и торговых делах получила Древняя Русь из Константинополя. Неменее важна была греко-римская государственно-правовая традиция,восходившая через Византию к античности. Выразилось это в переводе и вовведении в древнерусское право византийских земледельческих, уголовных,брачных и судебных законов. Православие не препятствовало освоению основримской гражданственности. Древняя Русь знала право частной собственностина землю и феодальную иерархию. Аргументируйте свою позицию в отношении изменения международногоположения Киевской Руси в связи с принятием христианства. Войдя в составхристианской цивилизации, Россия открыла для себя путь к усвоениюрелигиозно-нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленныхВизантией и Европой. В этой связи определите свое отношение к причастностилибо непричастности России к европейской цивилизации и связи с еёвизантийским наследием - православием. Одна точка зрения состоит в том, что противоборство восточного изападного христианства определило и положение России в христианском мире, инаправление культурных контактов. Россия приняла христианство в формеправославия и на многие века отстранилась от Западной Европы . Религия ввероисповедании была принципиально важна для средневекового сознания .Европа для России - центр «латинства», которое считалось чуть ли не ересью.Интерес к плодам западной цивилизации обрёл устойчивый характер только кXVII веку и стал охватывать всё более широкие круги интеллектуалов. Другая позиция не столь однозначна и прямолинейна. «Имя Христа, -утверждает Георгий Флоровский, - соединяет Россию и Европу, как бы не былооно искажено и даже поругано на Западе. Есть глубокая и неснятаярелигиозная грань между Россией и Западом, но она не устанавливаетвнутренней мистико-метафизической их сопряженности и круговой христианскойпоруки. Россия, как живая преемница Византии, останется православнымВостоком для неправославного, но христианского Запада, внутри единого“культурно-исторического цикла” . Объясните смысл этих различных позиций. Какая из них представляется вамболее справедливой и почему? Рассмотрите аспекты влияния христианства на духовную жизнь русскогочеловека. В «Повести временных лет» даётся характерный рассказ о том впечатлении,которое произвело на русских, побывавших в Византии , богослужение вхристианской церкви. «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, гдеони служат богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет наземле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом.Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба там лучше, чем вдругих странах». Богослужение, которое давало возможность мгновенновырваться из рамок земного мира, на многие века займёт центральное место врелигиозной и духовной жизни Руси. Геополитическое положение Руси - государства, возникшего на стыкеконтинентов и пересечения множества культур, предопределило множество черттого, что впоследствии будет названо «загадочной русской душой». Подумайте, какую роль в этом сыграло православие, спаянное воедино сисконно славянскими языческими традициями. Бескрайние просторы страны, неимевшей ни естественных, ни юридических границ, полная зависимость отприроды и сурового климата в сочетании с постоянной угрозой различного родакочевников сформировали задолго до принятия веры Христовой стихийно-религиозный, природно-созрецательный характер сознания русского человека.Его стихийный космизм, покоящийся на культах Матери Земли и Отца Солнца всочетании с сонмом чисто природных божеств Великой Русской равнины сталпричиной того, что в «иерархической» системе христианства древние славяневыбрали не Создателя «в чистом виде», а идею Богоматери с младенцем. Неслучайно «главной» православной русской святыней стала икона «Владимирскойбожьей матери». «Мать - земля для русского народа есть Россия...превращающаяся в Богородицу, - заметил В. Розанов - такая женственнаярелигиозность должна полагаться на мужей, которые несут крест, духовноводительствуют. И русский народ возлагается на святых, на старцев, намужей. Перед ними преклоняются, слепо верят и идут за ними». Вся культура«русского» средневековья пропитана этим женственно-богородичным началом,утверждающим не столько бессмертие душ, сколь непрерывность жизни вциклическом водовороте природы. Определите своё отношение ещё к одному аспекту принятия христианства ввосточном варианте. В русском православии слабее, чем в западномхристианстве, выражена идея прогресса. Оно ориентировало человека надуховные преобразования, стимулировало движению к самоусовершенствованию всоответствии с православной христианской идеей всепрощения и бескорыстия.Но при этом не давало стимулов для социального и общественного прогресса,для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целейжизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующуюдеятельность, стало тормозить развитие. Самостоятельная работа по данной теме позволит вам сделать вывод, чтопринятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитиивосточнославянской цивилизации и следствием его стали существенные, хотя иразновременные изменения в этническом, социально-экономическом,политическом и культурном развитии. Применительно к рассматриваемомупериоду ускорилась консолидация древнерусской народности, общего предкасовременных русских, украинцев, белорусов. К рубежу XI века местныеэтнополитические единицы почти полностью исчезают, получают название«Русь», «Русская земля», а её обитатели именуются русичи, русины, виностранных источниках - русы, росы, рутены. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 “ВЛИЯНИЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ РОССИИ”. Вопрос о степени влияния татаро-монгольского ига на русскую историюпринадлежит к числу дискуссионных. Изучение содержания учебного пособия, хрестоматии (документы №13,14,15), знакомство с выдержками из работ известного российского историка –евразийца П.Н.Савицкого “Степь и оседлость”, российского историка иполитического деятеля П.Н.Милюкова “Евразианизм и европеизм в русскойистории”,американского историка Р.Пайпса “Россия при старом режиме”,книгой Л.Н.Гумилёва “От Руси к России”, статьей историка В.Л.Егорова“Александр Невский и Чингизиды” поможет Вам выделить две крайние позиции поэтому вопросу: 1.Монголо-татарское нашествие принесло разорение, гибель людей,задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и ихгосударствен- ность.Эту позицию защищали С.Соловьёв, В.Ключевский ,С.Платонов, М.Покровский.Традиционна она и для советской историографии.Главная идея заключалась в том, что Россия развивалась в период монголо-татарского нашествия по европейскому пути, но начала отставать из-замасштабных разрушений, человеческий потерь, необходимости платить дань. 2.Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальнуюорганизацию русских, на формирование и развитие Московского государства.Впервые эту мысль высказал Н.Карамзин, а затем – Н.Костомаров , Н.Загоскин.В ХХ веке эти идеи развивали евразийцы , которые считали Московскоегосударство частью Вели- кого Монгольского государства. Вам предлагается определить свою позицию о степени влияния монголо-татарского ига на развитие России. В этой связи обратите внимание на исторически достоверные данные оразрушительных последствиях нашествия. По подсчетам археологов, в XII-XIIIвеках на Руси было 74 города, 49 были разорены Батыем, причём в 14 из нихжизнь не возобновилась, а 15 горо- дов превратились в села. Сократиласьчисленность на-селения Руси. Люди гибли, многие попадали в плен . Историкисообщают о тысячах русских рабов в Орде. Это много, если учесть, чтосредние города – Ростов, Рязань – имели население не более 1000 человек, асамые крупные – Киев, Чернигов, Владимир – 20-30 тысяч жителей. В рабствоуводили прежде всего искусных ремесленников и женщин. Пленные русские воиныучаствовали в походах Орды, воевали в Китае, в других азиатских странах . В то же время – обратите внимание – правовой кодекс монголов на Руси недействовал. В русских судебниках нашли отражение собственные правовыенормы. Монголо-татары не устранили русских князей, не создали своейдинастии на Руси. Управление находилось в руках русских князей, а сношениес Ордой – главным образом в руках великого князя. Русь сохранила своюдуховную основу – православие (П.Н.Милюков : “На границах своих империй, аРоссия была как раз на границе, монголы довольствовались вассальнойподчинённостью местных династий и регулярной выплатой дани, которуюсобирали местные власти, не вмешиваясь в дела внутреннего управления”). Наибольшую сложность представляет осмысление не прямого, аопосредствованного влияния монголо-татар на процесс формирования русскогонарода и московского государства. Речь идет о самом факте господства нарусской земле и атмосфере насилия на протяжении двух с лишним столетий. Здесь можно выделить две точки зрения: 1.Становясь служебниками ханов, русские князья впитывали имперскиетрадиции, беспрекословную покор- ность подданых и безграничную властьправителей. Всё, что имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось,исчезло. Народ под постоянным гнётом татар сделался способным к безгласномуповиновению . Прочитайте в хрестоматии документы №13,15 ( Р.Пайпс :“Оcновная масса населения впервые усвоила, что такое государство: что онозабирает всё, до чего только может дотянуться, и ничего не даёт взамен, ичто ему надобно подчиняться, потому что за ним сила”; П.Н.Савицкий; “Без“татарщины” не было бы России... Действием ли примера,привитием ли кровиправящим,они дали России свойство организовываться военно, создоватьгосударственный центр, достигать устойчивости...”) Авторы этих и других подобных высказываний утверждают, что тяжёлыеиспытания не смогли не сказаться на будущем России.Возможно,именно 250-летнее монголо-татарское иго определило то “азиатское начало” , котороезатем обернулось для России тяжёлым крепостным правом и деспотическимсамодержавием.Монголо-татары возможно сломали российскую историческуюсудьбу и стимулировали иную. 2.Есть и другая точка зрения. П.Н.Милюков , в частности, утверждает что“многие институты, установленные московскими царями,были характерны длявизантийских императоров...Эпоха их заимствований имела место гораздораньше времени влияния монгольского ига. С другой стороны ...феодальныеинституты, очень близкие западным, играли гораздо более важную роль вРоссии, нежели обычно считалось...” ( см . док. №14 Хрестоматии) По мысли Ключевского, татаро-монгольское иго показало уникальнуюспособность русского народа преодолевать самые тяжкие невзгоды иподниматься “из пепла”. В работе “Значение преподобного Сергия для русскогонарода” В.О.Ключевский подчеркивает основу жизни нашего народа-веру всамого себя даже в самые трагические моменты истории, каким было татаро-монгольское иго... “Это было одно из тех народных бедствий,-указывает он,-которые приносят не только материальное,но и нравственное разорение,надолго повергая народ в мёртвое оцепение. Люди беспомощно опускалируки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадёжно отдавалисьсвоему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода...Что ещёхуже,ужасом от-цов,переживших бурю , заражались дети , родившиеся посленеё. Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хроническийнедуг,панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость,вчерту национального характера,и в истории человечества могла бы прибавитьсялишняя тёмная страница , повествующая о том , как нападение азиатскоомонгола привело к падению великого европейского народа”. Тогда этой “тёмной страницы” не прибавилось. Русской народ освободился от иноземного ига, а затем создал могучеегосударство. Это чудо возрождения древней Руси В.О.Ключевский объясняетссылкой на то, что “одним из отличительных признаков великого народаслужит его способность подниматься после падения”.При этом Ключевский былтвёрдо убеждён,что “как бы ни было тяжко его унижение , но пробьёт час, онсоберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великомчеловеке или в нескольких великих людях,которые и выведут его на покинутуюим временно прямую историческую дорогу”. Сопоставьте различные позиции и точки зрения по данной проблеме.Попробуйте сами дать свой самостоятельный ответ на вопрос о роли монголо-татарского ига в истории России . Аргументируйте свою позицию . Возможно вам покажется более близкой и приемлимой точка зрения историкаН.И. Цимбаева , изложенная им в статье “До горизонта- земля “ ( Вопросыфилософии .1997 , №1 ) . Долгая зависимость от ордынской государственности, тесное общение с татарами , - пишет он , - наложили , естественно ,отпечаток на московские нравы и обычаи , на политическую и правовуюкультуру . Свидетельств тому предостаточно . Историософская традиция ,восходящая к графу Алексею Толстому , ( “ И вот , наглотавшись татарщинывсласть , Вы Русью ее называете ! ” ) , склонна приписывать татарскомувлиянию едва ли не все последующие бедствия России ...Вряд ли это серьезно. Прошлое не лишает нас свободы выбора , и постыдно перекладывать напредков ответственность за день сегодняшний .” ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА . Формирование российского централизованного государства хронологическисовпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. Однакосодержание этого процесса имело свою специфику. На Европейском континенте в результате острой политической ирелигиозной борьбы образовались национально-территориальные государствасветского типа с рациональным мировосприятием , автономией личности. Этобыло связано с формированием гражданского общества и ограничением праввласти законом. Данную тенденцию олицетворяли Англия , Франция , Швеция. Впервой половине XVII века рухнула Священная Римская империя-оплотсредневекового типа развития, превратившись в конгломерат независимыхгосударств. В этот же период в России сформировался особый , отличный отобщеевропейского , тип феодального общества с самодержавием во главе ,жесткой зависимостью от монархической власти господствующего класса ,высокой степенью эксплуатации крестьянства. Вам предстоит разобраться, какую роль в этом сыграла трагедия страны ,народа - монголо-татарское нашествие и последующее иго. Объясните , почемуцентр российской государственности переместился с берегов Волхова и Днепрана северо-восток , в междуречье Волги, Оки и Клязьмы , в силу каких причинМоскве удалось оттеснить достойных и изначально не обреченных соперников -Тверь , Нижний Новгород. Ответ на этот вопрос вы частично найдете ,прочитав статью Н. Борисова о родоначальнике Московского государства -Иване Калите ( “Родина”. 1993 . N10 ). Проанализируйте историю становления российского государства сквозьпризму воздействия на судьбы страны геополитического фактора, когда нарядус растущим Московским великим княжеством большую роль в борьбе запервенство в регионе играли Великое княжество Литовское и Золотая Орда .Равный статус ряда русских великих княжеств , постоянное противодействиеэкспансии Литвы, поддерживающей русский сепаратизм, предопределилинасильственный характер объединения Северо-восточной и Северо-западной Русипод эгидой Москвы. Важно понять , что если в Западной Европе главную роль в процессецентрализации сыграли социально-экономические обстоятельства и , преждевсего , необходимость объединения экономических центров-городов с их бурноразвивающимися ремеслами, промышленностью, товарно-денежными отношениями ,то русским землям объединение диктовали политические обстоятельства :постоянная внешняя опасность со стороны Орды, Литовского ордена , Великогокняжества Литовского, необходимость длительной и упорной борьбы занациональную независимость. Это объединение было невозможным без жесткой верховной княжеской власти. Процесс централизации, проходящий при «опережающих» (по отношению ксоциально-экономическим) политических факторах , консервировалскладывающиеся сугубо деспотические отношения. В этой связи обратите внимание на следующие факты: - С середины XIV века началось восстановление городов, новыми центрамиторговли и ремесла стали Москва, Тверь , Нижний Новгород. И все же городане стали экономическими центрами объединения Руси - слишком слабо былиразвиты товарно-денежные отношения. Важнее оказалась роль городов какстратегических центров - пунктов обороны и развертывания сил для боевыхдействий. - Монголо-татарское нашествие изолировало Северо-Восточную Русь отЗапада. Русские княжества как бы исчезли с европейской исторической сцены.Закрылся путь из варяг а греки, были прерваны и другие связи с Европой. Проанализируйте, какое влияние оказала Орда на формирующиесягосударственные структуры и установления. В стране установились отношенияподданства. Шел процесс нивелирования личности, уничтожения автономииобщества. Обратите внимание на безусловно прогрессивное значение в формированииновой России православной церкви (с падением Византии в 1453г. русскаяправославная церковь обрела самостоятельность). Общественным идеаломстало религиозное подвижничество, подвиг во имя Христа, общества. Духовнымсимволом Московского государства стал Сергий Радонежский -духовный отецДмитрия Донского . Далее вам предстоит, опираясь на материалы Хрестоматии , определитьсвою точку зрения по ряду спорных вопросов. Прочитайте док. №6 , текст Ф. Броделя "Время мира. (Государство иэкономика. Причины закрепощения крестьян)" (1979). Согласны ли вы смнением автора о том, что в России государство было больше похоже навосточную деспотию, чем на западную модель? Докажите свою точку зрения.Каковы были функции государственной власти в России по отношению кэкономике? К каким результатам это приводило? Познакомьтесь с концепцией профессора русской истории Гарвардскогоуниверситета Ричарда Пайпса. Он считает, что в России на протяжении всейее истории существовал совершенно специфический тип государственности,отличающийся как от западного, так и восточного образца. Это особаяразновидность деспотического способа правления - вотчинное государство,которое сложилось в России между 17 и 18 вв. В вотчинном государствеправление и все политическое обустройство похожи на структуру гигантскогогосподского поместья. Воля вотчинников верховенствует над государственнымзаконом. Самодержец и правит государством как своим имением , являясь приэтом собственником всех своих подданных , их земель и имущества. Четкогоразграничения между обществом и государством нет, нет законоправия и личныхсвобод. Прочитайте главу из книги П.Н. Милюкова "Очерки истории русскойкультуры", а также его же текст из статьи "Евразианизм и европеонизм врусской истории". Согласны ли вы с мнением П.Н. Милюкова о том, что и насгосударство имело огромное влияние на общественную организацию, тогда какна Западе общественная организация обусловила государственный строй. ПоМилюкову, русское государство оказалось сильнее общества потому, чторазвитие материальных интересов не успело еще сплотить общество в прочныеобщественные группы, какие давно сложились на Западе под влияниеможесточенной экономической борьбы. Но это только половина ответа...Русская государственная организация ... была вызвана к жизни внешнимипотребностями, насущными и неотложными: самозащиты и самосохранения. Историк утверждает, что Московская монархия походила на восточные. Сдругой стороны феодальные институты, близкие западным, играли гораздо болееважную роль в России, нежели обычно считалось. Сопоставьте точки зрения Ф. Броделя, П.Н. Милюкова, Р. Пайпса,изложенные в хрестоматии. Ответьте на вопрос, можно ли считатьцентрализацию Руси только результатом монгольского влияния? Попробуйте самидать наиболее объективный ответ на вопрос об особенностях становленияроссийского централизованного государства. Практическая работа №5 Российская имперская модель государственности: от Петра I к Екатерине II. При подготовке практической работы -помимо учебной литературы-используйте статьи Е.В. Анисимова " Пётр I: Рождение империи " ( “Вопросыистории”.1989 . №7 ) А.Б.Каменского " Екатерина II" (“ Вопросы истории”.1989.№3 ), Н.И.Цимбаева " До горизонта - земля" (Вопросы философии. 1997,N1) Вспомните учебный материал о становлении Московского централизованногогосударства, изученный ранее. Великие князья московские рано усвоили навыкисамовластного правления. Как уже говорилось выше, иностранныепутешественники описывали их власть как тираническую, а положение подданныхкак бесправное. В конце XV века в московскую жизнь входит теориябожественного происхождения княжеской власти. При Иване III закладывалисьосновы идейного обоснования единодержавия, а в политический и общественныйобиход входит резкое противопостановление московского государя всем егоподданым. Иван Грозный пошел дальше: "Самой своей одеждой, окружением ивсем прочим он старается выказать величие даже не королевское, но почтипапское. Можно сказать, что всё это заимствованно от греческих патриархов иимператоров, и то что относилось к почитанию Бога, он перенёс напрославление себя самого (Пассевино). На самом деле, как полагают некоторые исследователи , ( см. статью"Государство всея Руси" ( “Родина”.1994.№5) действительность была иной, ини Иван III, ни его внук не были теми самовластными владетелями, какими ихпредставлял церемониал московского двора. В малонаселенном государстве сразмытыми границами, открытыми как для внешних нашествий, так и длясобственных подданых, склонных уходить от сословной эксплуатации, недородови произвола властей, где сохранились многочисленные следы прежней автономииотдельных земель, в государстве со слабым аппаратом управления идея осильном государе была необходима. Она служила экономическому, культурному иполитическому единению, а в трудных условиях - выживанию народа. Напомним, что единодержавие в Европе стало прологом к великодержавию(Испания, Франция, Англия, Швеция). Не стала исключением и Россия.Присоединив Новгород, Иван III покончил с северорусскими республиканскимивольностями. После Ивана III Московское государство полтора столетиятерпело неудачи на западной границе. Крупнейшими из них были Ливонскаявойна, события Смутного времени и Смоленская война 1632 - 1634 гг.Правительство Алексея Михайловича вернуло смоленские и черниговские земли,присоеденило к России Левобережную Украину. Это же правительство создаваломануфактуры, приглашало иностранных специалистов, заводило полки иноземногостроя. Россия готовилась к полноправному участию в большой европейскойполитике. Реже стали созываться Земские соборы, упало значение Боярскойдумы. Царь стал подлинным самодержцем. При Федоре Алексеевиче произошло событие, предопределившее успехпетровских реформ: было отменено местничество, веками определявшееиерархические принципы феодальной службы. Правительство Софьи Алексеевнызаключило с Речью Посполитой "Вечный мир", который окончательно закрепил заРоссией Киев и Левобережную Украину, северские и смоленские земли .Завершил вековые усилия государей-собирателей Петр I , который окончательноутвердил российское великодержавие . Его правление стало торжествомабсолютизма . Такова предыстория вопроса . С абсолютизмом принято связывать имперскийпериод развития России. Победоносная Северная война обеспечила Россииполноправное место в Европе. Отныне история Российской империи - историятерриториальных приобретений и неостановимого движения на запад, юг и юго-восток. В ходе этого процесса в XVIII - XIX вв. в состав государства вошлиПрибалтика, литовские, украинские и белорусские земли Речи Посполитой,часть Польши, Бессарабия, Финляндия, Казахстан, Кавказ, Закавказье, иСредняя Азия. За малым исключением это были страны с давними традициямисобственной государственности, с развитыми хозяйственными отношениями, гдежили народы с самобытной и часто высокой культурой. Что обусловило многовековое существование Российской империи? Каковыбыли особенности имперской модели Российского государства? Обдумайте идайте свою аргументацию по этому вопросу. Познакомьтесь с точкой зренияпрофессора Цимбаева Н.И. , изложенной в статье, рекомендованной вам длясамостоятельного изучения. Он, в частности, утверждает, что со времен взятия Казани и вплоть довторой половины XIX века - более трех столетий - твердой основой, накоторой строилась российская политика постоянного территориальногорасширения, была социальная ассимиляция верхних слоев покоряемых иприсоединяемых племен и народов. (Некоторые историки полагают, что такповелось еще со времен киевских князей, в дружине которых варяги мирноуживались с угро-финнами, а крещеные степняки - со славянами). Послевхождения в состав России местная знать (в новое время дворянство едва лине наполовину состояло из лиц неславянского происхождения), сделавшисьнезаменимой частью правящей системы, без долгих колебаний отдавала своизнания, опыт и авторитет укреплению Российского государства. По существу,политика социальной ассимиляции была разновидностью классической имперскойполитики, основанной на римском правиле "Разделяй и властвуй". Толькоразделение шло не по национальному (Испанская, Британская и другиеевропейские империи Нового времени), не по религиозному (Османскаяимперия), а по социальному, сословному принципу. Российская империянапоминала Римскую, и принадлежность к российскому дворянству напоминалаправо римского гражданства. Приобщение к верхним слоям российского общества не требовало ниперехода в православие, ни даже принятия христианства. Российскоегосударство провозглашало себя защитником православия, православную церковь- церковью господствующей, но в реальной действительности, особенно с концаXVII в., когда померкли, утратив политическую актуальность, идеалы СвятойРуси, проводило разумную имперскую политику, не стесняющую иноверныеисповедания. Преследовалось одно: отпадение от православия. Социальная ассимиляция смягчала не только религиозные разногласия, но икультурные диспропорции, неизбежные в огромной стране. Представителипривилегированного сословия получали, особенно с конца XVIII в., примерноодинаковое образование, которое сглаживало особенности первоначального,домашнего, туземного воспитания. Культурные запросы русских, поляков,украинцев, грузин, остзейских немцев - речь идет о дворянстве! - не слишкомразнились. Знание русского языка рассматривалось как обязательное условиеслужебной карьеры и сословной идентификации. Российская дворянская культура- культура общеимперская. Идеология правящего сословия была проста и легко усваивалась. В ееоснове лежали ценности государственного патриотизма, преданность верховнойвласти и верность Российской империи. Имперская идеология, неразрывносвязанная с идеей Великой России, с идеей великодержавия, объединялапредставителей разных народов, ее освящали своим авторитетом любыеконфессии. Ее расцвет приходится на XVIII в., "громкий век военных споров,свидетель славы россиян" (Пушкин А.С.). Имперская идеология не могла быть русской, она была российской. Утвердив Россию среди европейских держав, провозгласив созданиеРоссийской империи, Петр I объявил служение Отечеству высшим смыслом жизникаждого подданного. Он требовал преданности и повиновения, обещая взаменчувство сопричастности к делам великой империи. Так зарождалось имперскоесознание, которое к началу XIX века обрело зримые черты российскогонационального сознания. Сопоставьте российскую историю с европейской. Эпоха Наполеоновских войн подарила Европе взлет национальных инационально-освободительных движений, выявила ясную тенденцию к созданиюнациональных государств. В ряде регионов речь шла о подлинном национальномвозрождении. Усилиями философов, политических писателей и поэтовформируются национальные идеологии, способные объединить различныеэтнические и социальные группы. Россия не осталась в стороне отобщеевропейского подъема. Объективно после Венского конгресса предстоялосделать выбор пути, следуя по которому можно было решить всю совокупностьпроблем, порожденных полиэтническим характером государства - обеспечитьперерождение пестрой имперской общности народов в созданную и оберегаемуюгосударством единую нацию. Политическая сплоченность верхов общества, наличие у них выработанногоимперского сознания, которое могло стать добротной основой российскогонационального сознания, стушеванность межэтнических и религиозныхразногласий, неразвитое этническое самосознание многих народов страны,высокий авторитет императорской власти, великая победа над Наполеоном - всеэто немаловажные слагаемые общероссийского национального единства.Государственное созидание российской нации не подразумевало уничтожениеразличий между верами и народами. Традиция российской государственности -невмешательство во внутреннее устройство малых народов. Это, конечно, неисключало цивилизующего воздействия России, которое обычно шло исподволь,без принуждения. Вторая особенность российской имперской модели государства состояла втом, что она существенно отличалась от современных ей колониальных империй,созданных Англией, Францией, Испанией, Португалией, Голландией и другимиевропейскими странами. Народы, добровольно или по принуждению вошедшие в еесостав, не испытывали национального унижения, так как русские в сущности,не являлись господствующим народом. Политика социальной ассимиляциипроводилась за счет русского народа. На протяжении веков простой русскийнарод оставался материалом, пригодным для строения империи, дляцементирования ее отдельных частей. Русские податные сословия неслиосновную тяжесть налогового бремени, от чего другие народы страдали меньшелибо из-за несовершенства фискального аппарата, либо по причине финансовыхпослаблений, связанных с недавним присоединением к России, либо потому, чтоих хозяйство оставалось предельно натуральным. Русские составляли основуроссийской армии не в силу своей многочисленности (к середине XIX в. ихбыло немногим более половины от всего населения), но потому, что многиедругие народы по политическим или культурно-языковым причинам былиизбавлены от воинской повинности. На православных русских нераспространялась имперская веротерпимость: свобода их религиозного выборарезко ограничивалась. Русские - оплот российской государственности. Колонизовав бескрайниепространства, распространив ценности европейской христианской цивилизации икультуры до Памира и берегов Тихого океана, русский народ оказался навысоте своей исторической миссии, став подлинной имперской нацией . Однако,будучи носителями государственного порядка, русские одновременно были егожертвами. Строгое сословное деление, политика социальной ассимиляции,крепостной строй придавили основную массу русских, которые с началароссийской государственности принадлежали к низшим, податным слоямнаселения. Русские не сложились в господствующую нацию. Умея повиноваться,они не научились повелевать. Обратите внимание еще на одну особенность России. Прирастая все новыми и новыми территориями, Империя становиласьполиэтническим обществом, конгломератом множества народов. Она пополняласьсамыми разными этносами - от татар и казахов до чеченов и армян, от полякови латышей до чукчей и якутов. Это был сплав индоевропейской, урало-алтайской, монгольской, тюркской и других этнических линий.В то же времястарые и новые земли представляли собой как бы общее жизненноепространство, с единой экономической и политической жизнью, единымадминистративным делением, делопроизводством, судом, законодательством.Деление государства на части осуществлялось исключительно поадминистративному прнципу, национально-этническое расселение в расчет непринималось. Основная единица территориального деления - губерния. ПриПетре I их было 8, а в конце XIX в. - 50, в 1914 г. - 78. Во главе губерний- губернаторы, подчиненные царю. Все народы могли использовать общийэкономический потенциал: уральский уголь и металл, кавказскую нефть. В 1754г. при императрице Елизавете были отменены внутренние таможенные сборы(пошлины), отменена русско-украинская таможенная граница. Это означало, чтоскладывается единый всероссийский рынок, единое экономическое пространство,которое скрепляло прочнее, чем цемент. Включение новых территорий в унитарную государственную системупроисходило с учетом особенностей населения. Без переходного периода всостав России были включены Сибирь, Литва, Белоруссия, Уфимская иОренбургская губернии. Для остальных районов существовал определенныйпериод адаптации к унитарному государству, в течение которого постепенно нановой территории вводились в действие законы России. Так период адаптацииПрибалтики составил более шестидесяти лет. Все законы Российской империистали действовать на этой территории с 1783 г. Еще большим по времени былпериод адаптации для Украины, которая вошла в состав России, оговорив себеколоссальную автономию. В течение 128 лет шел процесс постепенноговключения Украины в унитарную систему российского государства. В 1764 г.было упразднено гетманство, территория Украины была разделена на двегубернии - Слободскую и Новороссийскую. Затем была ликвидированаЗапорожская Сечь. К началу XIX в. от особенностей Украины не осталосьничего. Народы, населяющие Российскую империю, в том числе и русский,расселялись по территории страны смешанно, "черезполосно", чтосодействовало монолитности государства. Согласны ли вы с предлагаемой концепцией ? Аргументируйте своюпозицию. Подумайте, какими обстоятельствами определен кризис империи и еераспад. Контрольная работа.1. Особенности исторического пути России; 2. Основные этапы закрепощения крестьянства в России. Первый вопрос. Особенности исторического пути России. При подготовке контрольной работы опирайтесь на весь теоретическийматериал, изученный Вами ранее по истории России, а также на подготовленныеВами практические работы по узловым вопросам российской истории . Знаниеспецифики отечественной истории, соотношение ее исторических особенностей иобщемировых тенденций служит правильному пониманию будущности страны, еедальнейшего развития. Итоговая самостоятельная работа по этому вопросуочевидно может оказаться полезной для определения своего места в водоворотесегодняшних событий . Совершенно очевидно, что наша родина являетсяуникальной страной. Многие столетия она являлась миру как огромная,сильная, многонаселенная держава . Даже Киевская Русь в Х-ХI вв. появиласьсразу как крупнейшее государство. По своим масштабам оно было намногобольше и Франции , и Англии , и Германии.С самого начала своеговозникновения Российское государство вобрало в себя массу разнородных,разноязычных элементов, различных типов общественного развития. Россия, какни одна другая страна, испытывала на себе постоянное влияние внешнего мира.Набеги и войны, буйное и противоре-чивое развитие, огромная территория иразноликое население предопределяли необходимость утверждения власти"сильной руки". Эта деспотическая власть становилась своего родаспасительной необходимостью, скрепляющей общество от распада.Вампредлагается в контрольной работе определить свое отношение к следующимважнейшим доминантам российского развития: 1. Особые природно-климатические условия и геополитическиеобстоятельства России; 2. Гипертрофированная роль государства в жизни общества, особаяструктура социальной организации. В этих целях используйте статьи профессора МГУ Н.И. Цмбаева "Догоризонта – земля" (Вопросы истории. 1997. № 1.), профессора МГУ Л.В.Милова " Природно - климатический фактор и особенности российскогоисторического процесса " ( “Вопросы истории “. 1992. № 4,5). “Факторысамобытности русской истории” в сборнике научных трудов МИРЭА . (“ИсторияРоссии”).-М.,1995. Полезно познакомиться с учебным пособием "Особенностиисторического пути России", подготовленным профессором МГУ Н.Н. Разуваевой(ВЭГУ, Уфа, 1994). В процессе самостоятельной работы обратите внимание наследующую фактическую основу. Влияние природно-климатического фактора на специфику русской историиотмечали практически все исследователи своеобразия русского историческогопроцесса . Одним из последних по времени остановился на этой проблеме Л.В.Милов. По его мнению, в центральной России, составившей исторические ядрорусского государства (после его перемещения из Киева в Северо-ВосточнуюРусь), при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ былнеобычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней. В течение, покрайней мере, четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации,когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее унего просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота.… Пользуясьприми-тивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностьюобработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только отплодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочеговремени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть вурожай даже семена.… Практически это означало для крестьянина неизбежностьтруда без сна и отдыха, днем и ночью, с использованием всех резервов семьи.Крестьянину на западе Европы ни при средневековье, ни в новом временитакого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздодольше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивлениякоротким (декабрь-январь). Конечно, это обеспечивало гораздо болееблагоприятный ритм труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздотщательнее (4-6 раз) . В этом заключается фундаментальное различие междуРоссией и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условийобусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов,являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массынаселения. Земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские"помочи" сохранились в России вплоть до 1917 года… Общинные уравнительныетрадиции сохранились и после первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до коллективизации. Природно-климатический фактор во многом определил и особенностинационального характера русских. Прежде всего, речь идет о способностирусского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительнопротяженный период времени всей своей физической и духовной потенции.Вместе с тем вечный дефицит времени, веками отсутствующая корреляция междукачеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в немярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п.Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль ввыработке в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к"подрайской землице", к беловодью и т.д., чему не в последнюю очередьобязана Россия ее огромной территорией, и в то же время умножили в нем тягук традиционализму, укоренению привычек. С другой стороны, тяжкие условиятруда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для обществаопасности пауперизации дали почву для развития у русского человека чувствадоброты, коллективизма, готовности к помощи. Можно сказать, что русскоепатриархальное, не по экономике, а по менталитету своему, крестьянствокапитализма не приняло (Л.В. Милов). Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие наспецифику русской истории: обширная, слабо заселенная территория,незащищенная естественными преградами граница, оторванность (на протяжениипочти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли),благопрятствующая территориальному единству исторического ядра Россииречная сеть , промежуточное между Европой и Азией положение русскихтерриторий. Слабая заселенность земель Восточно-Европейской равнины и Сибири,ставших объектом приложения сил русского народа, имела многообразныепоследствия для его истории. Обширные земельные резервы предоставлялиблагоприятные условия для оттока земледельческого населения изисторического центра России. Данное обстоятельство вынуждало государствоусиливать контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источниковдохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребностигосударства и общества в прибавочном продукте, тем более жестким становилсяконтроль , приведя в XVII веке к закрепощению значительной массы русскогокрестьянства. С другой стороны, из-за слабой заселенности страны русские в процессеколонизации не имели нужды отвоевывать себе "место под солнцем" в борьбе скоренными народами Центральной России (финно-уграми) и Сибири: землихватало на всех. "Племена славянские раскинулись на огромных пространствах,по берегам больших рек; при движении с юга на север они должны быливстретиться с племенами финскими, но о враждебных столкновениях между нимине сохранилось преданий: легко можно предположить, что племена не оченьссорились за землю, которой было так много и по которой можно было так про-сторно расселиться без обиды друг другу" (С.М. Соловьев). Подумайте, моглоли это обстоятельство определить такие черты русского народа как националь-ная терпимость, отсутствие национализма ("всемирная отзывчивость" – повыражению Ф.М. Достоевского). Крайне осложнил историческое бытие русского народа такой фактор, какестественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий сЗапада и Востока. Русские территории не были защищены естественнымипреградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Естественно, чтоданное обстоятельство использовали соседние народы и государства:католическая Польша, Швеция, Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарскиеордена в Прибалтике, Германия в 1 и 2 мировых войнах) и даже Франция (приНаполеоне I), с одной стороны, кочевники Великой Степи, с другой.Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежейтребовали от русского и других народов России колоссальных усилий пообеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, людскихресурсов (и это при малочисленном и редком населении). Более того, интересыбезопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие этого рольгосударства должна была чрезвычайно возрасти. Расположенность между Европойи Азией делала Русь открытой для влияния как с Запада, так и с Востока. ДоXIII века развитие шло аналогично и параллельно европейскому. Однакоактивное вторжение Запада с целью захвата земель и насаждения католичества,происходившее одновремен-но с татаро - монгольским нашествием вынудило Русьповернуть в сторону Востока, что представлялось меньшим злом. Азиатская деспотия как форма государственного устройства обществаскладывавшегося Московского княжества была обусловлена внешними, военнымиобстоятельствами, а также и внутренними, природно-географическими исоциально-политическими факторами. Поэтому при выборе форм правления такиедемократические варианты как Новгородская республика или представительнаямонархия с Земскими Соборами, отбрасывались в пользу самодержавия. Но помимо неблагоприятных, были еще и благоприятные для историческогоразвития России геополитические факторы. Первый из них – специфика речнойсети Восточно-Европейской равнины, на которой обратил внимание ещегреческий историк Геродот: "Кроме множества огромных рек нет в этой странебольше ничего достопримечательного". В самом деле – вторит ему Соловьев –обширному пространству древней Скифии соответствуют исполинские системырек, которые почти переплетаются между собою, составляют, таким образом, повсей стране водную сеть, из которой народонаселению трудно быловысвободиться для особой жизни; как везде, так и у нас реки служилипроводниками первому народонаселению: по ним сели племена, на них явилисьпервые города. Так как самые большие из них текут на восток или юго-восток,то этим условилось и преимущественное распространение Русскойгосударственной области в означенную сторону; реки много содействовалиединству народному и государственному, и при всем том особые речные системыопределяли вначале особые системы областей, княжеств. Таким образом, речнаясеть сплачивала страну и политически, и хозяйственно. Другой благоприятный для истории России геополитический фактор – черезее территорию проходила значительная часть "великого шелкового пути" изКитая в Европу. Данное обстоятельство создавало объективнуюзаинтересованность многих стран и народов в поддержании политическойстабильности вдоль этой великой магистрали древности, т.е. в существованииЕвразийской империи: вначале такой империей стало государство Чингиз-хана,затем – Россия. Важнейшей особенностью исторического пути России была особая рольгосударства в жизни общества, в том числе, хозяйственной. Главнымсобственником земли было государство. Крупные поместья князей , феодалов, апозже дворян могли появиться только на правах условных владений. В XVI-XVIIвв. государство активно раздавало поместья, формируя служилое сословие –дворянство. Инициатива прикрепления рабочих рук к земле исходила от государства ввиде ряда законодательных актов: Судебник 1497 г. Ивана III, Судебник 1550г. Ивана IV, Соборное Уложение 1649 г. Так установилось крепостное право ,и была преодолена ситуация "оседлых помещиков и бродячего населения"(В.О.Ключевский). Крепостная система, изжившая себя к тому времени наЗападе , стала всеохватывающей хозяйственной моделью, которая внешнеобеспечивала стабильность, но была малоэффективной, невосприимчивой кновшествам и несла в себе угрозу социальных взрывов. Государство сыграло основную роль в создании крупной промышленности .Эта роль особенно усилилась в петровское время, когда были построеныдесятки металлургических, оружейных заводов, корабельных верфей, полотняныхмануфактур, выполнявших заказы для армии и флота. В то время как промышленный переворот в Европе происходил на базенаемного труда работников, заинтересованных в результатах своей работы , вРоссии вопрос о рабочей силе решался в рамках крепостной системы :специальными указами государства к заводам приписывались целые деревни. Государство взяло на себя заботу о развитии тяжелой промышленности наочередном витке "модернизации" в конце XIX века, когда были осуществленыкрупные капиталовложения в индустрию. Только после поражения в Крымской войне государство вынуждено былопойти на отмену крепостного права, разработав, однако, особую системувыкупных платежей за крестьянские наделы, которая надолго удержала старыепорядки зависимости крестьян от помещиков. При этом доходы от выкупныхплатежей направлялись не на развитие сельского хозяйства, а нажелезнодорожное строительство, в металлургию и военную промышленность. Велика роль российского государства в формировании социальной структурыобщества . Условия непрерывных войн вели к росту функций государства,сверхцентрализации управления, как следствие – к полному подавлению правчеловека. Абсолютная, неограниченная власть монарха была единственным источникомвозможных реформ и других изменений. Формирование сословий также шло поддавлением государства. В течение XV-XVII вв. в силу военной необходимостибыло создано служилое сословие – дворяне с особыми привилегиями. Начиная спетровских времен государство, активно поддерживало купечество. При этом несоздавалось условий для развития третьего сословия (мелкие собственники,лица свободных профессий , независимые от государства). Буржуазия оформилась лишь к концу XIX века и находилась в сильнойзависимости от государственных заказов, капиталовложений, иностранныхинвестиций. Преобладающим сословием оставалось крестьянство ( по переписи1897 г. доля крестьянства83,7%, все городское население , включаярабочих и мещан, только 10,6%). Интеллигенция, начало формированиякоторой было положено петровскими указами о посылке молодых людей зарубеж для обучения наукам и создании университета и специализированныхучилищ, академий, находилась также в зависимости от государства. Однакообладая способностью к критическому анализу, все большая часть еепереходила в оппозицию к властям . Очень крупной социальной структурой вРоссии всегда была бюрократия - многочисленный слой государственныхчиновников, которая к концу XIX века превратилась по существу всамостоятельный класс русского общества, контролирующий всю жизньстраны. Характерной чертой социальной структуры был разрыв между образованной,культурной частью общества, ориентированной на западную культуру, иширокими народными массами, пребывавшими в традициях русскойправославной ( и даже языческой) культуры. Глухое недовольство крестьянсвоим бесправным нищенским существованием находило выражение во мно-гихкрестьянских войнах “бессмысленных и кровавых” (А.С. Пушкин). Опираясь на схему, предложенную вам для самостоятельного осмысления,определите свое отношение еще к одному положению: гипертрофированнаяроль государства постоянно подпитывалась особенностями русского,российского менталитета. Много столетий население жило общиной. Здесь веками вырабатывалисьсвои нормы поведения, свои идеалы. Историческая судьба России постепенноукрепляла в сознании народа ценность общины (“Мира”). Ведь именно онамогла защитить человека. Вот почему идея служения общему благу, “миру”,государственному началу играла такую значительную роль в духовном строенарода. Обратите внимание в этой связи на высказывание русского философаНиколая Бердяева о роли государственного начала в жизни русскогонарода: “Россия - самая могущественная и самая бюрократическая странав мире, все в России превращается в орудие политики. Силы народа, окотором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовнойжизни, отдаются колоссу государственности, превращающему все в своеорудие ... Почти не осталось сил у русского народа для свободной,творческой жизни, вся кровь шла на закрепление и защитугосударства... Личность была придавлена огромными размерами государства,представлявшего непосильные требования. Русская государственностьпревратилась в самодовлеющее отвлеченное начало: она живет своейсобственной жизнью, ... не хочет быть подчиненной функцией народнойжизни...(Великие жертвы понес великий русский народ для создания русскогогосударства, много крови пролил, носам остался безвластным в своемнеобъятном государстве” (Бердяев Н., Судьба России. М., 1990 г., с. 6-7). Однако, в том же труде развивается мысль о том, что в русском народеодновременно уживается и восточная приверженность государственномуначалу, и западный идеал свободы. В истории России эта двойственностьвыразилась, - считал он, - в постоянном чередовании разрушительных бунтоввольницы с периодами усиления власти, сдерживающей эту вольницу железнойрукой. Попробуйте сами дать наиболее объективный ответ на вопрос о ролигосударства в отечественной истории. Можете ли вы согласиться сприведенными ниже выводами ? Под воздействием факторов: природно-климатического, геополитического,религиозного, - в России сложилась специфическая социальная организация.Ее основные элементы суть следующие: 1. первичная хозяйственно-социальная ячейка-корпорация (община), а нечаст




Похожие:

Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) iconМетодические рекомендации студентам по подготовке практических и контрольных работ по курсу "Россия в мировой истории"
Методические рекомендации студентам по подготовке практических и контрольных работ по курсу “Россия в мировой истории”
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) iconМетодическое пособие по курсу " россия в мировой истории" москва 1998 Составитель канд ист наук Попова Т. Г., Оганесян М. Н
Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” /...
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) iconДается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества
Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация о курсу Россия в мировой истории(Учебно-методическое пособие)
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) iconМетодическое пособие по курсу " россия в мировой истории" москва 1998 Составитель канд ист наук Ларионова И. Л
Европейское средневековье: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт...
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) iconМетодическое пособие по курсу " россия в мировой истории" москва 1998 Составитель канд ист наук Ларионова И. Л
Древневосточные цивилизации: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт...
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) iconМетодическое пособие по курсу " россия в мировой истории" москва 1998 Составитель канд ист наук Ларионова И. Л
Античный мир: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт электроники и...
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) iconМетодические указания по теоретическому изучению курса "Россия в мировой истории"/ Моск гос институт электроники и математики
Киевская Русь. Монголо-татарское нашествие и его последствия. Создание Российского централизованного государства. Европа в начале...
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) iconРоссия в Первой мировой войне
Россия в Первой мировой войне потому что интересуюсь этим периодом, поскольку он сильно повлиял на дальнейшую судьбу России. Первая...
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) iconМетодические указания по теоретическому изучению курса "Россия в мировой истории"/ Моск гос институт электроники и математики
Петровская революция. Век Просвещения./ Методические указания по теоретическому изучению курса “Россия в мировой истории”/ Моск гос...
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации]) iconДревневосточные цивилизации (по курсу Россия в мировой истории) ([Учебно-методическое пособие])

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы