Храмовое искусство Древнего Рима icon

Храмовое искусство Древнего Рима



НазваниеХрамовое искусство Древнего Рима
Дата конвертации02.07.2012
Размер197,89 Kb.
ТипРеферат
Храмовое искусство Древнего Рима


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ Реферат© По культурологии На тему: «Храмовое искусство Древнего Рима». Студента 1-го курса 4-го факультета гр. 4061 Лозоватского И. М. Санкт-Петербург 2001г.Содержание: 1. Введение. 2. Храмовое искусство этрусков. 3. Становление римского храмового искусства (VII – I вв. до н. э.). 4. Расцвет римского храмового искусства. . Время принципата Августа. . Время Траяна и Адриана. . Время последних Антонинов. 5. Кризис римского храмового искусства (III – IV вв.). . Конец эпохи принципата. . Эпоха домината. 6. Заключение. 1. Введение Римская цивилизация возникла более 2 тысяч лет тому назад, но несмотря наэто, мы располагаем достаточно подробными сведениями о том, как жилидревние римляне. До наших дней сохранились многие здания, построенные древними римлянами.Они рассказывают нам о методах строительства, использовавшихся в тевремена, и об архитектурных стилях. Руины городов, остатки дорог иакведуков позволяют узнать о принципах строительства и планированиягородов. В зданиях археологи находят различные предметы, которымипользовались древние римляне. Некоторые из них сохранились очень хорошо,особенно там, где произошли извержения вулканов, так как пепел и зола,засыпавшие эти предметы предохраняли их от разрушения. Очень много ценных сведений об искусстве Рима мы находим в сочиненияхсамих древних римлян. Лишь единичные экземпляры древнеримских книг ирукописей дошли до наших дней, но мы располагаем многочисленными ихкопиями, сделанными монахами в эпоху средневековья, а также учеными в болеепоздние периоды. К числу таких книг относятся сочинения многих римскихавторов по истории, политике и философии, а также пьесы, поэмы и письма.Они позволяют нам познакомиться с жизнью и обычаями древних римлян. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства.Его создавали не только римляне, или италики, но и древние египтяне, греки,сирийцы, жители Пиренейского полуострова. Галлии, Древней Германии и другиенароды. В художественном мастерстве, безусловно, господствоваладревнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Римскогогосударства влияли местные традиции. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекраснораспланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами,великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилиш,посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротнойкрасивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которыхявились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы —кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городскаяпланировка подчинялась строго продуманной схеме. Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание навнутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создавпроизведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имён римских художников. Однакооставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства. Римляне поклонялись огромному множеству божеств, обращались к ним смолитвами и приносили им жертвы. Большинство римлян верили, что каждому изних покровительствует особый бог или богиня. Они считали, что боги такжепокровительствуют различным явлениям жизни. Например, Венере молились,желая завоевать сердце любимого, к Марсу обращались с молитвами о победах всражениях и войнах. Покоряя разные страны, римляне приносили с собой своюрелигию. Местных жителей не принуждали поклоняться римским божествам, ноони вызывали интерес. Местные божества часто сливались в сознании верующихс римскими богами, и поэтому местные варианты культов государственных боговраспространились по всей империи. В честь общегосударственных богов возводились величественные храмы. Ихархитектурное оформление римляне заимствовали у этрусков и греков. В храмахнаходились сокровища, захваченные во время сражений или принесенные в даргражданами в знак благодарности богам за помощь. Римляне могли такжехранить там свои собственные деньги и драгоценности; их охраняли жрецы ижрицы. В храме всегда устанавливали огромную статую бога. В дниобщественных религиозных празднеств в храм следовала длинная процессияжрецов, должностных лиц и музыкантов. За нею вели животных, предназначенныхдля жертвоприношений богам. Церемонии происходили обычно вне храма, номолящимся иногда разрешалось войти внутрь храма и обратиться с просьбой кбогу. Обо всех этих храмах речь и пойдет далее… 2. Искусство этрусков. Расенов, обитателей холмистой Этрурии, греки называли тирренами. аримляне—этрусками. Они-то и стали первыми учителями римлян. Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Этинаставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, исчезли как нациязадолго до нашей эры. С тех пор улыбающиеся статуи и расписные гробницырасенов хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тысячсохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована. Не удалосьдаже точно определить, к какой группе принадлежит их язык, потеряны следыих первоначальной родины. Расены заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но откудаони пришли, никто не знал. Некоторые античные писатели полагали, чтоэтруски—выходцы из Малой Азии, и сейчас эта гипотеза считается наиболеевероятной. В своих истоках этрусское искусство имело немало общего сдревневосточным и древнегреческим искусством. В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусызодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовыхсоотношений. Об этрусских храмовых постройках можно составить представлениепо высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовымпогребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редкимруинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до насих терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.). Уже к VII в. до н. э. в Этрурии сформировались два типа храмов – содной целлой и тремя. К входу в здания, стоявшие на высоких подиумах, велаширокая лестница; входной портик отличался большой шириной и глубиной. Побоковым сторонам и сзади храмы обычно не имели колонн, не было с тыльнойстороны и входа. Основной признак этрусской храмовой архитектуры –фасадность сооружения. Выдающиеся памятники этрусской архитектуры – трихрама на акрополе Марцаботто, от одного из которых хорошо сохранилсясложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой внешнейстороны и ведущая на этот подий лестница. Крыши этрусских храмов,выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями,напоминавшими дорические, но имевшие внизу профилированные базы. Редкаярасстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика.Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц. Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющембольшинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая –терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянныеперекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхностьбалок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую визображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств.Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмовиз Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV – IIIв. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все измузея Вилла Джулия). Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храмав Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны сшироко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибкоизвивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимисябровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительнымиэлементами, порой и водоотводами – сквозь разинутую пасть Горгоны повысунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксывыполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев. Апотропеи оберегалихрамы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративнуюроль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен. Декоративная скульптура храмов конца IV – III в. до н. э. несла на себеследы нового художественного стиля. Характерен для скульптуры того времени декор фронтона храма Сказато вФалериях – полуфигура, очевидно Аполлона с вдохновенным лицом, смелоустремленным вперед горящим взглядом, разметавшимися по плечам прядямиволос. Фронтоны этрусских храмов III в. до н. э. украшались и сложнымигорельефными композициями вроде крылатых коней одного из храмов вТарквиниях. Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков дляримлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывалидостижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущихсредиземноморских цивилизаций первого тысячелетия до н.э. Кроме этрусков, на римских зодчих, ваятелей, живописцев, несомненно,оказывали сильное воздействие и греческие мастера, работавшие на югеАпеннинского полуострова в городах Великой Греции. 3. Становление римского храмового искусства (VII – I вв. до н. э.) Деревянная архитектура с терракотовой орнаментикой полновластно царилав Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала уступатьместо каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вулканическоготуфа, так как своего мрамора в Италии во II в. до н. э. еще не было, и«лунский», позднее каррарский, мрамор, и «тибуртинский» твердый известнякстали применяться повсеместно только в эпоху Августа. Ограниченность ввыборе строительного материала наложила заметный отпечаток и на самуархитектуру храмов. Из мягкого кампанского туфа не удавалось вытесатьдлинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось создавать арочные своды.Кроме того, мягкий туф не позволял делать такие выразительные, подчеркнутыеорнаменты, как на греческих мраморных храмах, и надо было украшатьпостройки гипсовой пластикой. Большим облегчением для архитекторов былоначало применения в строительстве обоженного кирпича. Новая техника далавозможность сначала возводить каркас стен, а затем облицовывать их плитамииз туфа. Республика оставила немного произведений, по которым можно судить опринципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднеепеределывались. Римляне, занятые войнами, междоусобными смутами исоциальными конфликтами, воздвигали преимущественно то, что было необходимодля жизни и обороны от врагов – мосты, дороги, водосточные канавы,крепостные стены, жилые дома, форумы, гробницы. Хотя, конечно же были итеатры, и триумфальные арки, и колонны, и храмы. На Капитолийском холме стоял особенно почитавшийся, освященный в 509 г.до н. э., храм Юпитера Капитолийского с тремя целлами – Юпитера, Юноны иМинервы. Глубоким портиком, трехчастной целлой и почти квадратным планом оннапоминал этрусские храмы, а глухой тыльной стороной повторял культовыесооружения Великой Греции. Этрусский скульптор Вулка украсил конек фронтонатерракотовой квадригой. Позднее Сулла при реконструкции, возможно,использовал здесь некоторые колонны от храма Зевса Олимпийского из Афин, агреческий ваятель Аполлоний сделал культовую статую. На Капитолии было воздвигнуто еще несколько более мелких храмов, и тамже стояла, очевидно, одна из первых триумфальных арок – СципионаАфриканского, украшенная конными статуями. Палатин - центральный, как и Капитолий, холм Рима, меньше застраивалив годы Республики. В начале II в. до н. э. там стоял храм Великой МатериКибелы, культ которой занесли в Рим из Малой Азии. Самое оживленное место в годы Республики – Римский Форум – застраивалсяособенно красивыми зданиями. Здесь воздвигли перестроенные в годы Империихрамы Сатурна, а также Кастора и Поллукса. У склонов Капитолия послепримирения патрициев и плебеев построили храм Согласия (Конкордии). Близ юго западного угла базилики Эмилия стоял храм Януса, изображенныйна монетах Нерона. На Римском Форуме построили круглый в плане храм Весты ирядом – прямоугольный дом весталок. ХрамКастора и Полукса. Веста была богиней домашнего очага, а поскольку домашний очаг и домбыли основой римского общества, она была очень почитаемой богиней. В Храмегорел священный огонь, охраняемый жрицами Весты. Если огонь потухал, торимляне считали, что вскоре последуют дурные предзнаменования и неудачи.Принести неудачу Матери Рима считалось непростительным грехом. Священное животное Весты - Осел. Веста выглядит как женщина в длинномплатье c покрытой головой. Ее правая рука опущена, а в левой она держитскипетр. Веста Храм Весты (а теперь на основании найденной надписи его определяют какхрам Геркулеса Оливариуса – покровителя продавцов масла) является самойранней из сохранившихся мраморных построек Рима. Двадцать колоннпентелийского мрамора, покоящихся на туфовом постаменте, устанавливалисьпод руководством эллинского архитектора, возможно, Гермодора Саламинского.Исполнителем же Храм Вестыкультовой статуи храма был греческий скульптор Скопас Младший, работавший вконце II в. до н. э. в Риме. Наиболее полное представление о культовых сооружениях Римскойреспублики дают сохранившиеся лучше других круглый и прямоугольный храмы наБычьем форуме. Прямоугольный в плане псевдопериптер –, ранее называвшийсяхрамом Фортуны Вирилис, а теперь, принимая во внимание, Храм Фортуны Вирилисчто рядом был порт Рима, его определяют как храм бога Портунаса. Раскопкамиобнаружены его фундаменты IV – III вв. до н. э., но современный подиум, каки колонны, относятся ко II – I вв. до н. э. Зодчий придал всем деталямпостройки, и особенно колоннам, четкий ритм, воплотив римскую деловитость вархитектурные формы. Нетрудно увидеть здесь воздействие этрусков,использовавших глубокие портики, и южноиталийских греков – в примененииглухой тыльной стены. Зодчие начали придавать большое значение фасадусооружений. Это сказалось впоследствии на развитии архитектурызападноевропейского средневековья, отличавшейся от восточной ивизантийской, предпочитавшими иные, центрические композиции. Храмам на Бычьем форуме близки и другие, строившиеся в Лациуме в годыРеспублики, такие, как дорический храм Геркулеса в Кори (80-е годы до н.э.), круглый коринфский и ионический прямоугольный храмы в Тиволии (началоI в. до н. э.), сооружения большого комплекса святилища Фортуны Примигениив Пренесте (I в. до н. э.). Отличающиеся друг от друга в деталях, этисооружения Лациума роднит их большая связь с пейзажем; они более открытыпространству, нежели столичные, замкнутые в пределах своих форм. Итак, на закате Республики город из туфа начал превращаться вмраморный. Среди все еще многочисленных узких улочек раскинулся новыйРимский Форум, поднялись новые храмы. В суровый старый Рим пришли богатствои пышность. 4. Расцвет римского храмового искусства Время принципата Августа С приходом к власти Августа зодчество достигло исключительногорасцвета, как самый сильный художественный выразитель государственных идей.Грандиозным в сравнении с республиканскими постройками выглядел ФорумАвгуста, площадь предназначенная для мероприятий общественного характера. Храм Марса Мстителя на форуме Августа больше цезарианского храма ВенерыРодительницы. Его портик высоких, коринфского ордера, колонн шире; целла,перекрытая висячими стропилами, просторнее; абсида в конце ее глубже ишире, к тому же поднята на несколько ступеней над полом. На продолговатомпостаменте в абсиде стояли две, а может быть, и три статуи – Венеры , Марсаи Юлия Цезаря. В этом храме, помимо вывезенных из Греции произведенийискусств, хранились и государственные реликвии, в частности воинскиештандарты, некогда захваченные парфянами и возвращенные Риму Августом.Фронтоны украшали статуи Марса с копьем между Венерой и Фортуной, а такжеизваяния Ромула в виде авгура, Ромы и Тибра. При Августе много зданий возводилось и на Римском Форуме. Продолжаютстоять и сейчас три красивые, высотой 12,5 м, коринфские колонны от храмаКастора и Полукса, передняя часть подиума которого, украшенная рострами,служила трибуной ораторов; в храме хранилось имущество богатых римлян, арядом находилась палата мер и весов. Любовь римлян к символике выразилась вузорах капителей храма: вьющиеся усики аканфа переплетаются друг с другом,как бы напоминая о дружбе близнецов Диоскуров. В красивом карнизе храмаКонкордии, а также в нарядных капителях, украшенных парными барашками,воплощавшими идею единства и согласия, тектоника форм начинала постепеннообогащаться декоративными элементами. Хотя в постройках времени Августа ихроль возрастала, чувство конструктивности продолжало сохраняться. Храм в Ниме, так называемый «Прямоугольный дом», «Прямоугольный дом»позволяет почувствовать очарование августовских архитектурных форм, ещесохранявших красоту республиканской конструктивной гармонии, но ужеприобретших горделивость и величавость сооружений Империи. Изящен и храм воВьене, поражающий в то же время торжественностью портика. В искусстве времени Августа многое изменилось по сравнению среспубликанским. Хотя Август всегда и делал вид, что укрепляет традицииРимской республики, сильно возросло значение эллинского наследия, потеснивримское. Время Траяна и Адриана Во втором периоде расцвета римского храмового искусства можно выделитьдва этапа. Хотя произведения времени Адриана и Траяна объединяет общая идея– выражение величия Империи, формами своими они непохожи. Сооружения эпохиТраяна были исполнены духа или холодного практицизма, или официальнойторжественности. Постройки времени Адриана теплее в своей архитектурнойвыразительности. Иногда они поистине величавы, а порой даже интимны. Егопостройки повторяли в миниатюре шедевры Греции и Египта. Ориентация Адрианана греческое искусство и культуру определила внешнее отличие памятников еговремени от траяновских. Стремление выразить в архитектурных формах величиеИмперии, усилившееся в первой половине II в., проявило себя в Пантеоне,превращенном позднее в церковь и сохранившемся почти без переделок. Сооружение храма связано с последним этапом расцвета империи. Римскиепостройки, созданные после Пантеона, порой будут превосходить егоразмерами, но в них прозвучат уже не утверждающие и величественные, атревожные темы. Конструкция храма свидетельствует о расцвете архитектурноймысли в Древнем Риме. Красота его в гармоничном сочетании четких объемов:цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика. Пантеонвмещает более двух тысяч человек. При строительстве его широко применялсябетон. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м итолщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,3 м. Купол Пантеона пролетом 43,2 м непревзошли купола храмов средневековья, Возрождения, Нового времени, вплотьдо конца XIX века. Верхняя зона купола — особенно ответственная его часть —создана из пемзобетона, чтобы уменьшить вес купола. В одной средневековой легенде рассказывалось, что этот гигантский куполбыл построен на огромной куче мусора, нагроможденной внутри барабана. Ачтобы эту кучу быстро разгребли, когда купол будет завершен, Адриан будтобы велел разбросать под ней куски золота. Та строительная техника, котораяприменялась в действительности, отличалась не меньшей хитроумностью: вокругдеревянных кессонных форм постепенно заливались слои бетона. Стена ротондысостоит из восьми опор — пилонов, соединенных арками. В стене много скрытыхс помощью облицовки пустот и ниш. Один из пролетов арки служит входом вхрам. Чтобы приглушить впечатление громоздкости и тяжести сооружения,мастер расчленил стену снаружи на три пояса по горизонтали. Портик с двумярядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма — пронаос.Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красногоегипетского гранита, а их капители и базы — из греческого мрамора. Своимвеликолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая намаленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрываетза собой колоссальную массивную ротонду храмаИнтерьер Пантеона вызывает чувство покоя и гармонии. Вошедший в храмоказывается внутри грандиозного подкупольного пространства. Гигантскиеразмеры сооружения в соеди- нении с гармоническими пропорциями и благо-родной красотой архитектурных форм создают впечатление исключительной силы.Огромное пространство, огражденное высокой, идущей по кругу стеной снишами, перекрыто куполом, подобным чаше, опрокинутой над головой, илинебесному своду. Через большое круглое отверстие в центре купола в хрампроникают лучи солнца, виднеется голубое небо. Воспринимаемый каксвоеобразное подобие небесного свода, громадный купол, господствующий надобширным пространством ротонды,— такова образная и композиционная тема,призванная воплотить идею сооружения храма, посвященного не одномубожеству, а всем богам. В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет.Диаметр ротонды равен общей высоте храма, так что, если в его пространствовписать шар, половину его образует купол. В совершенных гармоническихформах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создаетвпечатление особенного, возвышенного величия. Внутреннее убранство храма —мраморные облицовки и стуковые украшения — необычайно торжественно. Снаружипервый ярус ротонды облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены.Здание дошло до нас, в общем, в хорошей сохранности, но наружная ивнутренняя отделка не сохранились, изменено было архитектурное решениевторого яруса стены внутри храма, исчезли бронзовые скульптуры, украшавшиефронтон портика. Пантеон — круглый в плане храм. Но большую роль в его композиции играети продольная ось, подчеркнутая сильно выступающим портиком ипротивоположной входу нишей со статуей Юпитера. Гармонический покой ротондысочетается с движением вдоль предполагаемой центральной оси. Римская идеяосевой направленности в круглом здании, ранее выступавшая в республиканскихцентрических храмах, получила свое завершение. Пантеон, ставший настоящим шедевром архитектуры, много раз копировали,но никто не сумел превзойти Адриана. И хотя с тех пор храм неоднократноподвергался переделкам, а крыша его давно лишилась своих бронзовых черепиц,он до сих пор сохранил свое величие. В 609 г. император Фока передал зданиепапе Бонифацию IV, а тот приспособил языческий храм под церковь (Санта-Мария дель Мартири). С годами к портику были пристроены разные башенки. Пантеон при папе Урбане VIII (1625)Но простота и лаконичная соразмерность огромного храма с куполом ненуждалась в улучшениях, и в конце концов поздние пристройки убрали. Цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерствоконструктивного решения храма позволяют предполагать, что строителем егомог быть Аполлодор Дамасский. Историко-художественное значение Пантеонаисключительно велико. Для архитектуры последующих эпох Пантеон навсегдаостался одним из самых совершенных образцов центрического здания,увенчанного куполом, и одновременно — примером блестящего решения задачисоздания сооружения с обширным внутренним пространством. Пантеон являетсяпримером замечательного единства глубокой образной идеи и архитектурныхформ ее выражения и, наконец, одним из самых высоких достиженийстроительной техники всей античной эпохи. Адриан предъявлял высокие требования зодчим. Однако в памятниках,которые принадлежат его собственному замыслу, нет органического единствахудожественной выразительности и технического воплощения, так поражающего вПантеоне. Эклектическое и несколько наивное сопоставление эллинских и римскихпринципов можно видеть в громадном, сохранившемся в руинах храме Венеры иРомы, автором которого был сам император. Архитекторы его времени большоезначение придавали размерам. Если небольшие постройки в частной вилле вТиволи предназначены были возвеличить персону гулявшего в парке Адриана, товысота в два раза превосходящего Парфенон Пантеона или самое крупноекультовое сооружение Империи – храм Венеры и Ромы призваны были прославитьмогущество Рима. Те же тенденции проявлялись и в архитектуре провинциальной. В АфинахАдриан закончил сооружение огромного диптера – храма Зевса Олимпийского,сохранившиеся колонны которого и сейчас вызывают удивление размерами Храмспроектирован и построен в 135 году. Впоследствии в 307 году Храм Зевса в Олимпиион был реставрирован по приказу Максенция. Храм состоял из двух апсид, однаиз которых, посвященная богине Роме, была обращена к Форуму ; другая,посвященная Венере,обращена к Колизею. В последние годы правления Адриана завершается период высшего расцветаискусства Империи. Не случайно при Траяне и Адриане, когда Рим еще заявляло своей силе, были созданы такие величественные памятники архитектуры как,Пантеон, храм Венеры и Ромы, храм Зевса Олимпийского, которые воплощалимощь сохранявшей еще формы принципата Империи. Время последних Антонинов Этот период отмечен усилением в сфере культуры индивидуалистическихтенденций. Из монументальных сооружений того времени частично сохранилисьхрам божественного Адриана, поставленный в его честь Антонином Пием наМарсовом поле, и храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме. Храм Адриана – периптер (8х15 колонн), дошедший своей боковойбеломраморной колоннадой из 11 коринфских столбов, покоился начетырехметровом подиуме из пеперина. Стена его целлы снаружи былаоблицована мраморными плитками, а внутри украшена рельефами с изображениемримских провинций. Колонны храма, хотя высокие( около 15 метров), и мощные,но слишком близко расположены друг к другу, и в связи с этим образовывалинесколько монотонный ряд. Не производит также впечатления монументальностихрам Антонина и Фаустины, водруженный на высокий подиум. Его монолитные измрамора зеленоватого цвета коринфские колонны высотой 17 метров сбеломраморными капителями поставлены тесно, вызывая ощущение сильногоустремления архитектурных масс вверх. Грифоны и растительные орнаменты нафризе исполнены в типичном для того времени стиле классицизма. Зодчие,редко создававшие тогда новое, стремились подражать предшественникам. Архитектура поздних Антонинов в провинциях отличалась нарядностью иобилием декора. Портик храма, посвященного Адриану в Эфесе, был богатоукрашен рельефами. Дробная, несколько измельченная резьба фриза,использование квадратных в сечении колонн, соединение в одном фасаде арки ифронтона свидетельствуют о некоторой утрате архитекторами былого чувствавеличия и конструктивности сооружений. Стремление создать изысканный поформам, замысловатый в плане, поражающий воображение памятник руководилозодчим, построившим изящный круглый храм в Баальбеке. В отличие оттрадиционных форм Большого и Малого храмов этого комплекса, егоархитектурный образ полон контрастов: сочность коринфских капителейсоотносится с утяжелением, сильно профилированным и выступающимантаблементом; отделенным от целлы выдвинутым колоннам с вытекающими на нихчастями архитрава противостоят врезанные в стену сводчатые ниши.Динамичностью архитектурных форм этот небольшой баальбекский хрампредвосхищает барочные решения в позднем европейском искусстве. 5. Кризис римского храмового искусства (III – IV вв.) Конец эпохи принципата В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливоразличить две стадии. Первая – искусство конца принципата (III в.) и вторая– искусство эпохи домината (от начала правления Диоклектиана до паденияРимской империи). В художественных памятниках, особенно второго периода,заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых,христианских. Императоры III в., стремясь угождать скорее не общественным, но частнымвкусам и потребностям городских жителей, создавали не огромные как ранее,форумы или храмы, а исключительные по размерам и великолепию термы. В то жевремя храмы поражают многоколонными портиками, высокими подиумами,многоступенчатыми, ведущими ко входу лестницами. Чувствуется напряженностьархитектурных форм, монументализация всех элементов: громадных плоскостейвысоких стен, могучих стволов колоннад, гипертрофированную мощь которыхслегка смягчает некоторая, очевидно, восточного происхождения,декоративность. К концу III в. творческие возможности античного Рима постепенноисчерпывали себя; все сильнее проявлялись новые идеалы, связанные сусиливавшимся христианским мировоззрением. Зодчим еще предстояло создатькрупные и значительные сооружения, но особенных художественных шедевров втот кризисный переходный период уже не появлялось. Эпоха домината Искусство эпохи домината свидетельствует о глубоком кризисе античныхпластических форм. Ощущался он и в архитектуре. Конструктивность отличаласьот республиканской: четкость объемов утрировалась, образы все чащестановились безучастно-холодными, применение декора было в основномсдержаным. Однако, богато был декорирован перекрытый полуциркульным сводом храмЮпитера, ориентированный входом на восток и представляющий собой простильна высоком цоколе с подземной криптой. Для строительства этого памятникасветского зодчества применялись белый камень, кирпич, гипс, проконесскийцветной мрамор. Грубые поверхности покрывались мозаиками, штукатуркой,мраморными плитками. Использовались приемы, распространившиеся позднее ввизантийской архитектуре: кладка стен, сочетавшая камень и кирпич, а привозведении купольных конструкций веерообразная укладка кирпича. Строителистремились придать великолепие зданиям храма. Однако мастерство декора вгоды Позднего Рима угасало, грубой становилась резьба консолей иархивольтов арок. В римском искусстве конца IV в. все большую роль начинали игратьхристианские мастера. Строившиеся храмы подчинялись принципам, в основекоторых лежали новые идеи. Западная Римская империя и Восточный городстрадали от варваров, а на территории Восточной Римской империи рождалосьновое, византийское искусство, широко пользовавшееся традициями не толькоримской культуры, но и греческого эллинизма и создавшее позднеенеповторимые по красоте архитектурные сооружения, мозаики, фрески, иконы. Втечении V в. формировалось христианское искусство, которому суждено было вдальнейшем возвести в различных странах Европы огромные, не похожие наантичные храмы романские и готические соборы, осветить их солнечным светом,прошедшим через яркие цветные витражи, наполнить фресками и иконами,художественной утварью, украсить их статуями, создать образы, в большинствесвоем, однако, не освободившиеся от тревог и сомнений, как наследствапозднего Рима. 6. Заключение Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие,значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создательсовременных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразилкультурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящейславы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставиломножество замечательных памятников в самых разных областях, начиная отпроизведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждыйдревнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую дологического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смыслежизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какоезанимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно.Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества исотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусстваНового времени. Список используемой литературы: 1. Культура Древнего Рима (в 2-х томах) под редакцией Е. С. Голубцовой. 2. Римляне. (из цикла «Иллюстрированная мировая история»). 3. Н. Ф. Гуляницкий – История архитектуры. 4. В. З. Черняк – Семь чудес и другие. 5. А. Н. Быстрова – Основы культурологии. 6. Казимеж Куманецкий – История культуры Древней Греции и Рима. 7. Г. И. Соколов – Искусство Древнего Рима 8. Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. – Искусство этрусков и Древнего Рима.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Храмовое искусство Древнего Рима iconРеферат по культурологии Тема: Искусство античного Рима. Сорокин Константин Эдуардович
Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима явление самостоятельное,...
Храмовое искусство Древнего Рима iconИскусство древнего Рима

Храмовое искусство Древнего Рима iconОраторское искусство древнего Рима

Храмовое искусство Древнего Рима iconАмпир, или "стиль империи"
Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития...
Храмовое искусство Древнего Рима iconИскусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры
Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в...
Храмовое искусство Древнего Рима iconИстория Древнего Рима Начало Рима

Храмовое искусство Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Храмовое искусство Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Храмовое искусство Древнего Рима iconСамостоятельная работа по теме : «История государства Древнего Рима» Студента 1 курса 102 б группы
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный...
Храмовое искусство Древнего Рима iconКультура Древнего Рима

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы