Деньги и денежные реформы в России icon

Деньги и денежные реформы в России



НазваниеДеньги и денежные реформы в России
М.М. Екатеринбург
Дата конвертации02.07.2012
Размер205.72 Kb.
ТипРеферат
Деньги и денежные реформы в России


МПС РФ УрГУПС кафедра экономической теории РЕФЕРАТ на тему: «Деньги и денежные реформы в России» Выполнил: ст. группы ШС- 310 Лаптев А.В. Проверил: Грязнов М.М. Екатеринбург 2003 Содержание: 1. Введение……………………………………………………………………….3 2. Экономическое положение Советской республики в период гражданской войны……………………………………………………………….5 3. Натурализация хозяйственных связей……………………..…………7 4. Деньги и денежная реформы 1919-1924 гг. ………………………..8 5. Реформы 20-60 гг. …………………………………………………………10 6. От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы…………………………………………………………………………....14 7. Экономическое развитие Советского Союза в середине 60-х - начале 80- х гг. ………………………………………………………………….16 8. Кризис и денежные реформы страны в 91-98 гг.……………..…18 9. Заключение 10. Список литературы На Россию в ХХ веке пришлось много испытаний, которые сильно влияли наполитический и экономический курс страны. Две мировые войны, внутренниенеурядицы не позволяли создать устойчивую и здоровую экономическуюсистему. На протяжении ХХ века экономика России рушилась,восстанавливалась, преобразовывалась и приобрела, наконец, тот вид которыймы наблюдаем. Цель этого реферата – проследить те экономические илиденежные реформы проводимые в России в ХХ веке. Начало века для России связано с Русско-Японской войной 1904-1905 гг.После реформы С.Ю. Витте экономическое положение в России было более илименее стабильным. Но война 1904-1905 гг. явилась первым серьезнымиспытанием для русской золотой валюты. Правительство при первыхзначительных затруднениях не устояло перед соблазном финансировать войнупутем выпуска кредитных билетов. И хотя эмиссионный закон был нарушен, но вмалой степени. Удалось не только сохранить золотой запас, но и увеличитьего за время войны на 122 млн. рублей. После 1905 года золотой запаспродолжает быстро расти. И к началу первой мировой войны денежное обращениев России находилось в расцвете. В течение 33 месяцев, т.е. с 1 июля 1914 года по 1 марта 1917 годаколичество обращающихся бумажных денег возросло в 6.7 раза. Внутреннееобесценение денежной единицы, в отличие от наблюдавшегося в подобныхслучаях в других странах, было опережающим. Внешнее обесценениесдерживалось миллиардными кредитами, которые Россия получала от союзников,особенно от Англии и Франции, и теми мероприятиями, которые правительствотогда проводило для урегулирования валютного рынка и валютных отношений. Помимо всего прочего назрел политический переворот, и когда в 1917 годув России произошла буржуазная революция, широкие массы населения решили,что настало время исполнения их заветных чаяний. От правительства требовалисократить продолжительность рабочего дня, повысить заработную плату,предоставить кредиты промышленникам, взять на себя снабжение населенияпродовольствием. В то время государственный бюджет окончательно потерялравновесие, государственный кредит был значительно подорван как внутригосударства, так и за границей. Требовались перемены.
Экономическое положение Советской республики в период гражданской войны В декабре 1917 года при Совнаркоме был создан Высший Совет народногохозяйства (ВСНХ), которому было поручено управлять государственным секторомроссийской экономики в качестве единого центра, разрабатывать общие нормырегулирования экономической жизни страны, объединять деятельностьцентральных и местных экономических учреждений, а также органов рабочегоконтроля. Одновременно в большинстве регионов страны стали создаватьсяместные органы управления экономикой – советы народного хозяйства(совнархозы). После этого усилилось наступление на частную собственность: сталаосуществляться национализация путем насильственного безвозмездногоотчуждения (т.е. конфискация) собственности промышленной, торговой,финансовой буржуазии в пользу государства. Прежде всего, былинационализированы банки, поскольку именно банковская система оказываетрешающее влияние на организацию всей хозяйственной деятельности в стране.Национализация банков началась с захвата Государственного банкавооруженными отрядами еще в дни октябрьского переворота. Но только в конценоября 1917 года он стал нормально функционировать, поскольку сначала егослужащие не соглашались сотрудничать с новой властью. Следующим этапом была национализация акционерных и частных банковкоммерческого кредита: Русско-Азиатского, Торгово-промышленного, Сибирскогои др. 27 декабря 1917 года они были заняты вооруженными красногвардейцами вПетрограде, а на следующий день и в Москве. В это же время ВЦИК утвердилдекрет о национализации банковского дела в стране, по которомуустанавливалась государственная монополия, то есть исключительное правогосударства на осуществление банковских операций, на реорганизацию,ликвидацию старых и создание новых кредитных учреждений. В январе 1918 года были аннулированы банковские акции, принадлежавшиекрупным частным предпринимателям. Государственный банк был переименован вНародный банк и поставлен во главе всех других. В течение 1919 года всебанки, кроме Народного, были ликвидированы. В приказном порядке былиоткрыты все сейфы и конфискованы ценные бумаги, золото, наличность. Тольков Москве из банковских сейфов было конфисковано примерно на 300 тыс.царских руб. золота и на 150 тыс. руб. серебра, да еще золото в слитках ипеске. Кстати, из конфискованных денег только на нужды канцелярииСовнаркома было ассигновано 10 млн. руб. После Октября практически развалилась налоговая система, чтоокончательно подорвало государственный бюджет. Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство всебольше склонялось к полному обесценению денег путем их неограниченнойэмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысячраз и почти полностью потеряли покупательную способность. В отличие отдругих европейских стран (Германии, Австрии, Венгрии), где денежная систематакже находилась в глубоком кризисе, гиперинфляция в России былаосуществлена сознательно. Среди руководителей страны было распространеномнение о том, что гиперинфляция полезна для экономики, так как она«съедает» денежные накопления бывших эксплуататоров путем их обесценения, итем самым быстрее произойдет вытеснение денег из обращения. В результате советские деньги были полностью обесценены. Высокуюценность сохранил только золотой царский рубль, но в обращении его почти небыло, так как население его припрятывало. Однако совсем без полноценныхденег обойтись было невозможно, поэтому в стране наиболее распространеннымиединицами измерения ценностей стали хлеб и соль. Одной из задач, направленных на оздоровление экономики, являлась заменанаходящихся в обращении денежных знаков новыми. Предполагалось обмениватьрубль новыми деньгами на рубль старыми. Владельцы крупных сумм моглиобменять только часть денег. Планировалось назначить короткий срок, втечение которого желающий обменять деньги должен был подать письменноезаявление с указанием имеющейся у него суммы денег. Денежную реформу предполагалось провести осенью 1918 года, но этомупомешала гражданская война. Со сломом государственного аппарата разрушиласьсуществовавшая система налогов. С аннулированием царских долгов быланнулирован царский кредит. О золоте, обеспечивающем бескрайнее море бумажных денег, говорить ивовсе не приходилось. Золото, находившееся за границей, было конфискованобывшими союзниками по Антанте. Наличный золотой запас в Государственномбанке (на 23 октября 1917 года) составил 1292 млн. рублей. Однако послетого, как часть золота (на сумму около 300 млн. рублей) была захваченаКолчаком, а часть ушла в счет контрибуции в Германию, золотой запассоставил не более 400-450 млн. рублей, или 0.81% суммы выпущенных кредитныхбилетов. Советское правительство принимало меры для сохранения и пополнениязапасов драгоценных металлов и иностранной валюты. 22 июля 1918 года былизапрещены скупка, сбыт и хранение драгоценных металлов в сыром виде, вслитках и монетах. 17 сентября было принято постановление Наркоматафинансов о запрещении кредитных операций с учреждениями, находящимися запределами РСФСР. Натурализация хозяйственных связей 2 сентября 1918 года был создан Реввоенсовет во главе с Л. Троцким. Именно в это время стала складываться жестко централизованная социально-экономическая система, названная; «военным коммунизмом», когда государствосконцентрировало в своих: руках почти все трудовые, финансовые иматериальные ресурсы, заставляя их работать на принципах военногоподчинения. Разруха, бездорожье, гражданская война превратили страну взамкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежнымиэквивалентами. В результате проведения такой денежной политики была полностьюразрушена финансовая система страны. И вполне закономерно экономика перешлак натуральному обмену. Налоги отменялись, долги друг другу аннулировались.Снабжение сырьем, топливом, оборудованием осуществлялось также бесплатно,централизованным путем через Главки. Фактически прекратила свое существование кредитно-банковская система.Народный банк был объединен с казначейством и подчинен ВСНХ, а по сутипревратился в центральную расчетную кассу. Политика «военного коммунизма» объяснима чрезвычайными условиями войны.Однако многие руководители страны, а также публицисты, ученые того временивоспринимали ее не только как вынужденную, временную, но и как вполнезакономерную систему при переходе к бесклассовому обществу, свободному отрыночных, отношений. Считалось, что социалистическая экономика должна бытьнатуральной, безденежной, что в ней обязательно будет присутствоватьцентрализованное распределение всех ресурсов и готовой продукции, Ведьнедаром многие из чрезвычайных мер были установлены в 1920 году, когдагражданская война и интервенция уже заканчивались. Деньги и денежная реформы 1919-1924 гг. Первые советские деньги появились в марте 1919 года в соответствии сдекретом Совета Народных Комиссаров от 4 февраля 1919 года Это были такназываемые расчетные знаки РСФСР достоинство 1, 2 и 3 рубля. Оформление ихбыло выполнено по мотивам герба РСФСР. Они получили в народе название"совзнаки". В качестве временного экономического базиса выступалапродразверстка, которая с 11 января 1919 года распространилась на всютерриторию РСФСР. Согласно декрету от 4 февраля от 1919 года был начат выпуск расчетныхзнаков, в которых обязательство размена на золото исчезает и заменяетсяформулировкой "обеспечивается всем достоянием республики". Декретом от 15мая 1919 года Народному банку предоставляется право выпускать кредитныебилеты сверх норм, установленных декретом от 26 октября 1918 года, впределах потребности народного хозяйства в денежных знаках. С переходом кнэпу расчетные знаки подверглись изменению. В создании советской денежнойсистемы важное значение приобретали стабилизация курса рубля, сокращениевыпуска не обеспеченных золотом денежных знаков. Третий этап финансовой политики, продолжавшийся с середины 1921 года до1922 года, характеризуется восстановлением денежного хозяйства. Деньгиопять приобретают первостепенное значение. В период нэпа практически вся промышленность была снята сгосударственного централизованного снабжения и переведена на хозрасчет. Всистеме заготовок сельскохозяйственной продукции была произведена заменапродразверстки продовольственным налогом. Таким образом, переход к нэпусопровождался всемерным развитием товарно-денежных отношений. В период нэпа с целью оградить денежные знаки от обесценения приначислении заработной платы был введен условный твердый измеритель –"товарный" рубль. Деньги, поступающие во вклады в сберегательные кассы,выражались в "золотых" рублях и выдавались советскими бумажными рублями покурсу "золотого" рубля на день снятия вклада. 12 декабря 1921 года было опубликовано постановление ВЦИК "Обучреждении Государственного банка". Цель его создания – способствоватьразвитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, установлениюправильного денежного обращения. В ходе подготовки к денежной реформе в стране были проведеныденоминации государственных денежных знаков. При деноминации в ноябре 1921года 1 рубль образца 1922 года приравнивался к 10 000 рублей всех ранеевыпущенных и находящихся в обращении денежных знаков. В октябре 1922 годабыла проведена следующая деноминация: 1 новый рубль образца 1923 годаприравнивался к 100 рублям образца 1922 года или к 1 млн. рублей всех ранеевыпущенных знаков. С течением времени государственному банку было предоставлено правовыпустить банковские билеты в золотом исчислении достоинством 1, 2, 5, 10,25 и 50 червонцев. Целесообразность выпуска червонцев мотивировалась впостановлении Совнаркома необходимостью увеличения оборотных средств иурегулирования денежного обращения. Банковские билеты 1922 года сохраняли платежную силу вплоть допроведения денежной реформы в декабре 1947 года, а практически былизаменены билетами новых образцов к началу 30-х годов. Страна находилась на пути к стабилизации денежного обращения. К концу1923 года червонец на внутреннем рынке вытеснил из платежного оборотазолотую монету и иностранную валюту. Появление червонцев внесло серьезныеизменения в денежную систему страны. Во-первых, это были деньги, полностьюобеспеченные платиной, золотом, серебром, иностранной валютой и товарамиповышенного спроса. Государственные гарантии червонцев были твердыми: 1червонец обменивался на 8.6 г чистого золота. Во-вторых, твердо увязывалоськоличество выпускаемых в обращение червонцев с потребностями товарооборота.Таким образом, впервые после революции в стране появились кредитные деньги,выпуск которых положил начало денежной реформе в стране. Совзнаки в период денежной реформы по отношению к червонцу являлисьразменными деньгами. В феврале 1924 года на завершающем этапе денежнойреформы в качестве устойчивых денег достоинством менее 1 червонца быливыпущены Государственные казначейские билеты СССР образца 1924 года. Помере осуществления реформы происходила унификация денежной системы встране. В результате денежной реформы 1922-1924 годов в СССР была созданаустойчивая денежная система. Билеты Государственного банка РСФСР игосударственные денежные знаки РСФСР являлись законным средством платежа натерритории не только РСФСР, но и других советских республик. Реформы 20-60 гг. На рубеже 1920-30 гг. разразился самый крупный в истории мировойэкономический кризис. Он оказал заметное влияние на экономическую политикуСССР и одновременно вызвал усиление антирыночных настроений. Наступлениемирового кризиса дало предпосылки к ликвидации НЭП”а, создавало для СССРвесьма благоприятные возможности для приобретения на внешних рынкахпередовой техники и технологии по более низким ценам. В результатеоказалось, что мировой кризис подтолкнул к усилению роли государства нетолько в странах ему подверженных, но и СССР через каналы косвенноговлияния. Во-первых, он побуждал Советский Союз к мобилизации экспортныхвозможностей, чтобы накопить валюту для массовой закупки оборудования.Возникшей благоприятной ситуацией на мировых рынках нельзя было невоспользоваться. Во-вторых, он обусловил целесообразность концентрации ресурсов в рукахгосударства в целях проведения ускоренной индустриализации. В 30-40-е гг.завершается индустриализация страны, начатая в дореволюционный период, иСССР превращается в преимущественно индустриальное по типу общество сосвоей особой структурой, отличной от индустриально-капиталистических стран. Характерной для 30-х годов в СССР стала налоговая реформа 1930 года.Вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, которые регулировалипроизводственную деятельность предприятий, было введено 2 основных вида:налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался одинвид – подоходный налог). На протяжении 1930-32-х годов фактически было покончено с рыночнымиметодами и в кредитной системе. Кредит как таковой, т.е. предоставлениеподлежащих возврату ссуд под процент, был заменен централизованнымфинансированием. В эти же 30-е годы был принят ряд законов, направленных наукрепление трудовой дисциплины. Прежде всего, директора предприятийполучили большие полномочия по управлению всеми сторонами производственнойдеятельности. Они могли единолично уволить рабочих, не согласовывая это,как раньше, с профсоюзными комитетами. За прогулы, т.е. самовольный невыходна работу, рабочего могли уволить или отдать под суд. 7 августа 1932 года был принят самый жестокий закон того времени: «Обохране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации иукреплении общественной социалистической собственности». В соответствии сэтим законом в качестве судебной репрессии применялась высшая меранаказания – расстрел с конфискацией имущества. При смягчающихобстоятельствах расстрел мог заменяться лишением свободы на срок не менее10 лет также с конфискацией имущества. После Второй мировой войны период с конца 40-х-начала 50-х гг.ознаменовался новым циклическим проявлением тенденции рыночного развития вСССР с последующими серьезными изменениями в политической системе,созданной Сталиным. Стартовым этапом этой волны в экономике можно считатьпроведение денежной реформы в декабре 1947 г. Денежная реформа иодновременная отмена карточной системы проводились с учетом опыта реформы1922-1924 гг. Тщательная подготовка к ней началась уже в 1943 г., когдаСталин поставил эту задачу перед тогдашним министром финансов. Денежнаяреформа строилась на следующих основаниях: старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивались нановые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся унаселения, государственных, кооперативных и общественных предприятий,организаций и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10 р. старыхденег на 1 р. новых. Разменная монета обмену не подлежала и оставалась вобращении по номиналу. В сберегательных кассах была произведена переоценкавкладов и текущих счетов населения на день выпуска новых денег по такомупринципу: вклады в размере до 3 тыс. р. оставались без изменения вноминальной сумме, т. е. переоценивались рубль за рубль; по вкладам,превышавшим указанную сумму, во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.;следующая сумма, не превышающая 10 тыс. р., определялась из расчета за 3 р.старых денег— 2 р. новых, а остальная сумма вклада, превышающая 10 тыс. р.,была переоценена в соотношении 2 р. старых денег на 1 р. новых.Переоценивались и денежные средства, находившиеся на расчетных и текущихсчетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов. Их средстваопределялись из расчета: за 5 р. старых денег — 4р. новых. Выделим несколько существенных особенностей денежной реформы 1947 г. Во-первых, она отменила параллельное существование двух систем цен: твердых,гарантированных государством и реализуемых по карточкам, и рыночных,зависящих от соотношений спроса и предложения. Во-вторых, денежная реформа по характеру проведения была нацелена назащиту экономических интересов низко-доходной части населения, наносяодновременно удар по спекулянтам и «теневой экономике». Отметим и такуюлюбопытную деталь. То, что от ее проведения в наибольшем выигрыше оказалисьдержатели вкладов в государственные сберегательные кассы, надолго заложилопривычку у основной массы населения хранить свои денежные накопления всберегательных вкладах. Этим был создан устойчивый и постоянный источникинвестиционной активности государства. Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товарно-денежнуюсбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Периодомвнедрения различных хозяйственных нововведений, в содержании которыхнарастала рыночная ориентация, стали 50 - 60-е гг. Выделим в их проведениинесколько этапов и характерных черт. Начальная попытка реформирования была связана с ослаблениемцентрализованного управления народным хозяйством, что объяснялось отказомот преимущественно принудительных методов хозяйствования с опорой нанасилие и репрессии, который произошел после смерти Сталина и сменыполитического курса в стране в 1953-1955 гг. Инициатором первого этапахозяйственных преобразований был Г. М. Маленков. Он предложил пересмотретьсоотношение в темпах развития тяжелой и легкой промышленности, выдвинулзадачу развивать массовое жилищное строительство. Сельскохозяйственныйналог был снижен с 1952 г. по 1954 г. почти в два раза. В эти же годыосуществлялся первый этап децентрализации управления народным хозяйством спередачей функций текущего руководства хозяйственной деятельностьюминистерствам и самим предприятиям. Серьезная попытка изменения механизма управления произошла в 1957 г.уже при Н. С. Хрущеве, и она связана с переходом от отраслевого ктерриториальному принципу управления народным хозяйством. В этом году былиликвидированы все общесоюзные, союзно-республиканские и республиканскиеминистерства хозяйственного профиля и вместо них сформировано 105экономических районов, управление промышленностью и строительством которыхвозлагалось на Советы народного хозяйства. Экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оставалосьдостаточно напряженным. Стала более заметной инфляция. Первым шагом крешению проблемы в этом направлении была денежная реформа. С 1 января 1961года в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег производился впропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата.Следующим шагом можно считать решение правительства о всеобщем снижениитарифных расценок в промышленности примерно на 30 %. Эти решения вызвалинедовольство и привели к стихийным выступлениям рабочих. Самое крупное изних было в Новочеркасске, где власти вывели против рабочих танки иприменили оружие. Десятки человек погибли, 9 человек были приговорены ксмертной казни, множество людей приговорены к различным срокам заключения.Уместно отметить, что это событие в Новочеркасске всячески замалчивалось, иподробности расстрела были опубликованы в газетах уже в конце 80-х годов. Наконец, в 1964-1965 гг. началась хозяйственная реформа в СССР, главнымвдохновителем которой был А. Н. Косыгин и которая должна была обеспечитьсущественный сдвиг экономической системы в переходе к рыночному механизмухозяйствования за счет расширения хозяйственной самостоятельности иответственности, ориентации производственных единиц на получение прибыли исоздание экономической заинтересованности в улучшении производственныхрезультатов. От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфереэкономики ощущалась необходимость скорейших реформ. В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Обулучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования иусилении экономического стимулирования промышленного производства», всоответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Былорешено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления.Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства поотраслям промышленности. Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее не только сцентрализованным повышением тарифных ставок, но и с материальнымстимулированием работников за счет использования части доходов предприятия,увязать оплату труда с общими итогами работы. На предприятиях за счетприбыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования:материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищногостроительства и фонд развития производства. За счет этих фондов можно былопремировать работников в соответствии с трудовыми показателями, строитьжилье и учреждения культурно-бытового назначения, расширять производство. Это означало, что предприятиям предоставлялась оперативно-хозяйственнаясамостоятельность (в установленных пределах), что они должны работать напринципах окупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности иматериальной ответственности за достигнутые результаты, в условияхденежного контроля со стороны государства за использованием материальных,финансовых и трудовых ресурсов. Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост.Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась поряду важнейших экономический показателей выполненной. Но уже в ходе еёосуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результатекоторых к началу 70-х её сущность оказалась искажена настолько, что онафактически перестала действовать. От предприятий постоянно требовали увеличения производственныхпоказателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия возможностиделать чего-либо кроме выполнения плана любой ценой. Планировалась всяноменклатура изделий ( по стране более 20 млн. ), показатели,себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежныевливания в экономику. Существующая система глушила всю инициативу снизу исверху. Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новойтехники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатахработы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенноновой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет, а в развитыхиндустриальных странах этот срок не превышал нескольких лет. В результате реформ 50-60 гг. удалось поддерживать достаточно высокийдинамический потенциал советской экономики. При этом улучшились показателиэффективности производства, быстро возрастал производственный потенциал.Еще одним важным позитивным результатом экономического развитиярассматриваемого периода стало обеспечение длительного устойчивого ростажизненного уровня населения. Вместе с тем экономическое реформирование социалистической системыхозяйствования в направлении расширения товарно-денежных отношенийстолкнулось с непредвиденными противоречиями и трудностями, ограничениями ииздержками. Появились и другие факторы, значение которых со временем могловозрастать. И здесь на первое место надо поставить втягивание нашей страныв гонку вооружений, которая выкачивала из экономики огромные ресурсы,тормозя одновременно рыночное движение народного хозяйства. Экономическое развитие Советского Союза в середине 60-х - начале 80-х гг. В 1967 г. было реализовано такое экономическое мероприятие, каквведение государственной аттестации продукции с присвоением Знака качества.Однако надежды, возлагавшиеся на быстрое улучшение положения дел вэкономике, не сбывались. Хозяйственная реформа не получила своегодальнейшего логического развития, не реализовались ее основные принципы.Прежде всего не удалось установить отношений взаимной ответственности междуорганами, принимающими и выполняющими решения. Становилось ясно: для того, чтобы двинуться вперед, необходимодемонтировать отжившую свой век малоэффективную хозяйственно-политическуюсистему и заменить ее современной. К началу 70-х гг. в экономике еще ощущалось дыхание реформы 1965 г., ноуже было ясно, что она постепенно сворачивается. Робкой попыткой улучшить дела в экономике была реформа 1979 г.Декларировалось стремление покончить с “валом” введением такого показателя,как нормативно-чистая продукция. Этот показатель не учитывал бы якобыстоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, а лишь фиксировал вновьсозданную стоимость. По идее это могло бы стимулировать рост техническогоуровня продукции, ее качества, ликвидировало бы ее деление на выгодную иневыгодную. Все это шло в русле модернизации административно-командной. Хозяйственно-политические решения конца 70-х гг. как никогда страдаливнутренней несогласованностью. Механизм этот был настолько мощным, что в1979-1982 гг. по сравнению с показателями 1978 г. объем произведеннойпродукции в стране оказался уже абсолютно ниже примерно по 40% всех еевидов. Становилось очевидным: экономика пришла к критическому положению,нарастала разбалансированность. Страна вплотную подходила к кризису всей социально-экономическойсистемы. Развернулась широчайшая пропаганда милитаризма, странаподталкивалась к военным авантюрам, и Афганистан был лишь логическимзавершением этого. В воздухе витала идея политического реформирования. Больную экономику “заботливые” руководители старались поднять на ногиморализаторством, сводившимся к администрированию. Тем не менее, несмотряна призывы к борьбе за качество и честь заводской марки, в основе оценкидеятельности коллективов, как в моральном, так и в материальном отношениях,оставались пресловутые валовые показатели. Социально-экономическая ситуацияусугублялась. Весьма сильным было стремление к предотвращению сползания к кризису, кстабильности, достижение которой виделось, однако, не на путях постепенногообновления основ политической и экономической жизни, а через решительноевмешательство “сверху” в ход общественных процессов. Определяющим сталонастроение в пользу “сильной руки”, способной, как казалось многим,оградить народ от всевластия бюрократии и нарастания социальнойнесправедливости. В таких смутных ожиданиях перемен наступила осень 1982года. Кризис и денежные реформы страны в 91-98 гг. В 1991-1993 годах в связи с политическими и инфляционными процессами ираспадом СССР были сначала заменены 50 и 100-рублевые купюры банковскихбилетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькимипричинами:1. тем, что в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления будут увеличивать инфляцию в России2. тем, что в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства3. тем, что необходимо изъять незаконные капиталы, которые хранятся опять же в крупных купюрах. После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны ицены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстрорасти. После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны ицены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстрорасти. Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежноймассы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютногокоридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г.закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБРнезависим от исполнительной власти. ЦБР обязан обеспечивать стабильностьрубля, что на практике достигалось ограничением количества денег вобращении. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефтьпривели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падениювалютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынужденорезко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Эторешение означало конец достигнутой финансовой стабилизации, а последующийдефолт привел к всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушениювсей денежно-финансовой системы. Самый неблагоприятный ход реформ – в сфере реального производства. Нопри этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числефинансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российскойэкономике. Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодомпостсоциалистического реформирования в России и требует реализации болеепродуманной и взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развитияроссийской экономики в 1999-2000 гг. можно отнести следующее: - девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса 1998 г.привела к эффекту импортозамещения; - важнейшим фактором экономического роста в указанные годы стал ростсовокупного спроса; - благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволили увеличитьдоходную часть госбюджета. Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая система Россиихарактеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволомчиновничества. Не случайно для правительства РФ стала насущной разработкасистемы мероприятий по дебюрократизации экономики. Особо важную роль в обеспечении сбалансированного роста играетпромышленная политика. Ее целью является структурная перестройка экономики,создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных производств ипереход к устойчивому росту. Для этого прежде всего необходимо восстановитьбанковскую систему. Промышленную политику надо сочетать с продолжениемреформ налогово-бюджетной, банковской систем, использованием валютных идругих рычагов. Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидатьперехода к устойчивому росту в ближайшем будущем. Именно экономический ростявляется основой для повышения благосостояния населения. В результатесложатся условия для усиления социальной направленности российскойэкономики с тем, чтобы к концу первого десятилетия ХХI века сформироватьосновы социальной рыночной экономии и завершить тем самым переходныйпериод. Список литературы 1. Тимошина Т.М. «Экономическая история России». Учебное пособие./ под ред. проф. М.Н. Чепурина – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1998 2. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. – СПб., 1999 3. Земцов И. Черненко. Советский Союз в канун перестройки. - Лондон. 1989. 4. Гусаков А.Д. "Очерки по денежному обращению России". – М.: Госфиниздат, 1946




Похожие:

Деньги и денежные реформы в России iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
Деньги и денежные реформы в России iconДенежные реформы в России: история и современность
В нем, как и в любом другом товаре, стоимость которого он воплощает, выражаются общественные отношения между людьми в процессе производства...
Деньги и денежные реформы в России iconДенежные реформы в России: история и современность

Деньги и денежные реформы в России iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте

Деньги и денежные реформы в России iconСколько рангов было в царской России? Денежные реформы после распада СССР. Их суть

Деньги и денежные реформы в России iconКонтрольная работа по дисциплине: «Деньги, Кредит, Банки» На тему: «№ Денежные системы»
Основные черты современных денежных систем. Особенности денежной системы России
Деньги и денежные реформы в России iconКонтрольная работа по дисциплине Деньги, кредит, банки Тема Денежные системы Исполнитель: Фин кр ф-т4курс
Основные черты современных денежных систем. Особенности денежной системы России
Деньги и денежные реформы в России iconДеньги и денежные теории

Деньги и денежные реформы в России iconДеньги и денежные средства

Деньги и денежные реформы в России iconДенежные реформы в постсоциалистических странах

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы