Духовная культура Москвы в XV-XVI веках icon

Духовная культура Москвы в XV-XVI веках



НазваниеДуховная культура Москвы в XV-XVI веках
Дата конвертации02.07.2012
Размер334.96 Kb.
ТипРеферат
Духовная культура Москвы в XV-XVI веках


Духовная культура Москвы конца XV—XVI в.СодержаниеЛитература и летописание. 1Общественная мысль. 2Нумизматика. 3Научные знания. 4Архитектура. 5Книжная культура. 8Московская живопись. 10Литература: 12Литература и летописание.К концу XV века «собирание земель» вокруг Москвы завершилось образованиемединого Русского государства. Теперь управлять всем стал великий князьМосковский и всея Руси. Все князья крупных и мелких княжеств и «слугивольные» из вассалов переходили в разряд поданных. Перед государем ониназывали себя его холопами. А горожане и крестьяне для всех стали сиротами.Так сложилась на Руси простая, но своеобразная государственная структура,представляемая двумя основными категориями: государь и его холопы. В единомгосударстве власть великого князя сильно возросла. По своему характеру онастала самодержавной и уже практически ничем и никем не ограниченной.В Москве заработали летописцы: надо писать новую историю Руси. Летописаниевсе больше становилось официальным. Для летописей отбирали то, что нужноили выгодно великому князю и митрополиту. Правда, мнения в оценке некоторыхсобытий у них порой расходились и митрополичий летописец мог отойти отофициальной версии. Поэтому великий князь не всегда уже полагался намитрополита. При Иване III составление летописей и целых летописных сводовстало заботой и светской власти.В 70-х годах XV в. была составлена великокняжеская летопись, в которойглавное место отводилось феодальной войне при Василии II. Тогда-то галицкиекнязья и обрели все свои отрицательные качества. Затем эта летопись былапереработана, и на ее основе великокняжеские летописцы создали большойлетописный свод (Московский свод 1479 г.). В нем военное лихолетье былодополнено событиями, ставшими прологом создания единого государства.Флорентийскому собору 1437 года была посвящена пространная повесть, которойоправдывалось свержение Василием II митрополита Исидора. Это событиепослужило началом так называемой автокефалии русской церкви: избраниемитрополитов независимо от Константинополя церковными иерархами поднаблюдением светской власти.Особенно постарались летописцы великого князя при обосновании и описаниипокорения Новгорода. Именно в 1479 г. в свод вошел рассказ о роковомпротивопоставлении титулов «государь» и «господин», объясняющий причиныновгородского похода. Дело заключалось в том, что на одном из этаповпереговоров послы Великого Новгорода назвали Ивана III государем, а негосподином как прежде. Новгородцы хотели было поправить своих послов, нобыло уже поздно. Иван III, задав новгородским боярам вопрос «какого хотитегосударства», решил сам на него ответить вооруженной силой. Завершался сводописанием строительства Успенского собора в 1479 г., которое велось уже поднаблюдением самого великого князя. Московский свод 1479 г., созданный привеликом князе, стал основой для последующего летописания.В конце правления Ивана III московские книжники занялись еще однойпроблемой.
Правящей династии нужна была хорошая родословная легенда. Длявозвеличивания престижа правителя огромной державы вести происхождение отнаходника, захватившего когда-то княжеский стол в Киеве, было уже явнонедостаточно. В1498 г. Иван III венчает на великое княжение своего внукаДмитрия. Подобное в Успенском соборе случалось и ранее, но на этот разкоронация представляла собой торжественное и хорошо подготовленноепубличное зрелище. Вскоре появляется идеологически подтверждающее этособытие «Сказание о князьях владимирских». Оно окончательно оформило иутвердило концепцию о византийском происхождении коронационных регалий, вчастности Мономахова венца или шапки Мономаха. Согласно легенде,византийский император Константин Мономах, правивший в середине XI века,передал по наследству императорские регалии своему внуку великому князюВладимиру Всеволодовичу, также прозванному Мономахом. А затем ихунаследовали великие князья Московские. В начале XVI века к «мономаховымдарам» была добавлена и новая княжеская родословная – происхождениеправящей династии России от римского императора Августа. Эта легенда опроисхождении московской великокняжеской, а потом и царской, властиутвердилась и стала господствующей на всем протяжении XVI века и дажеотодвинула на второй план концепцию «Москва – третий Рим», авторствокоторой приписывалось старцу Псково-Печерского монастыря Филофею.Тем не менее, новая родословная легенда и концепция о византийских корняхвеликокняжеской власти прижилась в общественном сознании не сразу. Так,сообщение о происхождении династии от императора Августа отсутствовало вНиконовском своде ( в XVII веке летопись принадлежала патриарху Никону),составленном в конце 20-х гг. XVI века при митрополичьей кафедре. Унекоторых книжников, знакомых с византийской хронографией, могла вызыватьсомнения хронологическая несовместимость при оценке достоверности «даров»византийского императора. Ведь Константин Мономах правил в середине XIвека, Владимир Мономах сал великим князем Киевским лишь в 1113 г. Но ксередине столетия недоверие к легендам преодолевается. Как достоверные ихпринимают составители Воскресенской летописи 40-х гг.(названа по местухранения в Воскресенском монастыре), «Летописца начала царства царя ивеликого князя Ивана Васильевича» сер. 50-х гг.(официальная летопись, всоставлении которой принимал участие А.Ф. Адашев), «Степенной книги»(летопись, где правители России располагались по степеням) и известногоЛицевого летописного свода 60—70-х гг.Свое происхождение от Августа-кесаря подчеркивал в своих знаменитыхпосланиях и Иван Грозный: «А мы как есть государь кристьянский, положаупование на всемогущего бога, держим извечную свою прародительскую честь истарину, почен от Августа-кесаря и до великого князя Владимира, крестившегоРусскую землю, и царьство Русское добре съдержавшего, и от великогоВладимирь до царство великого Владимира Манамаха, высоко и достойнейшую отгрек честь приимшего, и от Владимира Манамаха по коленству до мстителянеправдам, деда нашего, великого князя Ивана, и до блаженние памяти отцанашего, великого государя Василья, закосненным прародительствия землямобретателя, даже и посе время и до нас»».Общественная мысль.Общественно-политическая и культурная жизнь России в XVI векехарактеризовалась еще одной особенностью. При усилении самодержавной властив стране шло поступательное развитие вольномыслия. В речах великого князяоно звучало как «высокоумничество». Сам Иван III столкнулся с критикойсвоих личных взаимоотношений с членами великокняжеской семьи. ПреподобныйИосиф Волоцкий как-то назвал его Каином, намекая на братоубийство.На рубеже XV—XVI вв. в стране развернулась борьба с ересью. Еретическиеучения зародились в Новгороде, но затем при поддержки ряда церковных исветских иерархов и самого великого князя стали развиваться и в Москве.Новгородско-московских еретиков подозревали в иудаизме, а потому вполемических перепалках называли их жидовствующими. Самые крайние из нихотрицали церковную организацию и обряды. Отрицали монашество и критиковалимонахов за пьянство, обжорство, стяжание, не признавали учение о Троице, аХриста считали простым человеком, а не Богом , как официальная церковь.Критикой стяжательства еретики сближались с так называемыми нестяжателями(Нил Сорский), противниками крупного монастырского землевладения. В связи сэтим к ним сочувственно относился и Иван III. С московским еретическимкругом были связана и невестка великого князя Елена Стефановна и митрополитЗосима, и дьяки братья Курицыны. Но затем все переменилось. В 1502 г.против еретиков встал великий князь. При помощи еретиков и нестяжателейИван III мог значительно урезать земли у монастырей. Но независимость всуждениях и элементы социальной критики, присущие еретикам и нестяжателям ,сделали этот союз невозможным. В итоге верх одержали иосифляне(последователи Иосифа Волоцкого) – сторонники сильной великокняжескойвласти, жестких монастырских уставов и крупного землевладения. Кроме того,именно с их стороны был выдвинут почин обожествления великокняжескойвласти. Церковные соборы 1503 и 1504 гг. осудили еретиков на сожжение.Борьба с еретиками и нестяжателями продолжалась и далее. В 1525 г. за ересьи нестяжательские взгляды был осужден церковным судом философ, писатель ипереводчик Максим Грек (Михаил Триволис), долгие годы работавший в Москве.Он был приглашен Василием III в 1516 г. для работы над книгами греческих илатинских авторов, хранящимися в библиотеки московских государей (онаизвестна еще под названием как «Библиотека Ивана Грозного»). Связи его снестяжателями вскоре были замечены. Более того, правительству сталиизвестны его речи с боярином Берсенем Беклемишевым, которые носилиполитический характер. Отношения великого князя к отдельным представителямбоярства вызывали негативные отзывы. Попавший в немилость Беклемишев, такотметил гнев на него государя: «Поиде смерд вон, не надобен мне еси». И этобыло сказано отпрыску знатного московского боярского рода.В середине XVI в. до России докатилась волна европейской реформации.Вольномыслие и элементы еретических учений проникают в глубь общества,охватывая средние и низшие слои населения. В 1553 г. был осужден и сослан вИосифо-Волоколамский монастырь московский дворянин Матвей Семенович Башкин.Он отрицал церковные обряды, иконы и тайну исповеди. Холопство, по егомнению, противоречило христианским идеалам. Этот дворянин сам «изодрал»кабальные грамоты на своих холопов. Беглый холоп Феодосий Косой, укрывшийсяв Литве, шел еще дальше. В систему его взглядов входили отрицания светскойи духовной власти, упразднение налоговой системы, проповеди равенства всехнародов.Середина XVI столетия – период составления и подачи проектовгосударственного переустройства. Авторы этих проектов действовали как бы врамках законности, но и они не обошлись без критического отношения кпрошлому и настоящему страны. Литовский выходец Иван Семенович Пересветовпоявился в России в 1539 г. А в 1549 г. подал царю свои знаменитыечелобитные. Личность прожектера была до того загадочна, а идеи так схожи спредставлениями и планами Ивана Грозного, что впоследствии дажепредполагали, что под именем скромного «воинника» скрывался сам царь. О чемписал и что предлагал И.С.Пересветов царю? Начиная от воспоминаний обоярском произволе в годы малолетства Ивана Грозного, автор переходит кнастоящему и пишет о ленивых вельможах, о судейских взятках, о засилье«сильных» людей и, главное, об отсутствии «правды», т.е. справедливогозакона. Одна лишь надежда у Пересветова – на царя, причем на грозного имудрого. «Не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако ицарство без грозы». Царь сам должен издавать законы, выдавать жалованиевоинам, назначать судей и сборщиков налогов. Царь действует не один, а вокружении мудрых советников. Главный упор челобитчик делал на реформы,проводимые в интересах простых «воинников», т.е. дворян.Совсем о другой, более многочисленной категории населения заговорил в то жевремя Ермолай Еразм, псковский монах, переехал в Москву, где сталсвященником кремлевской церкви Спаса на Бору. «В начале же всего потребнисут ратаев (заботься о крестьянах); от их бо трудов ест хлеб, от сего жевсех благих главизна». Говоря о крестьянах, как о создателях материальныхблаг, автор предлагает сократить налоги, уменьшить оброк, замечая при этом,что это один из путей преодоления социальных потрясений и народныхвосстаний. Развитие свободной общественной мысли середины XVI века, как иначала этого столетия, было остановлено силой. В 1504 г. в Москве пылаликостры, на которых сжигали еретиков, а в 1565 г. в стране водвориласьопричнина. Государство избрало другой путь реформ.Нумизматика.XVI век – время унификации (и даже стандартизации) многих сфер общественнойжизни. Она начинала проникать в искусство, литературу, архитектуру,летописание. Иконописцы должны были пользоваться специальными трафаретами,чтобы писать лики на иконах. Архитекторы строить одинаковые храмы, безизлишеств. Даже проект создания школ и учреждение книгопечатания носилиутилитарный характер – придать всему единый образец. Всему этому былообъяснение. В конце XV века Москва объединила Русь. Теперь наступил чередцентрализации, когда все и вся стало подчиняться центру.Объединительные тенденции и процесс образования единого Русскогогосударства наиболее наглядно отразились на памятниках нумизматики тоговремени. Начало средневековой удельной чеканки, точнее ее возрождение,относится ко второй половине XIV века. Почти одновременно монеты сталивыпускать в Москве и Нижнем Новгороде от имени двух великих князей –Дмитрия Московского и Дмитрия Суздальско-Нижегородского. Постепенно кчеканке монет перешли в Рязани, Твери, Ярославле, Ростове, НовгородеВеликом и Пскове. Вместе с великими князьями чеканить монеты стали иудельные князья, тем самым подчеркивая свой внутренний суверенитет.На удельных монетах чеканились самые разнообразные сюжеты и изображения. Наних присутствовали мифические кентавры, крылатые грифоны, барсы, птицы,медведи. Были и охотничьи сцены, и изображение головы человека, и воина смечом, копьем и щитом. Несмотря на малый размер монеты на ней помещались итакие сцены как лучник стреляющий в птицу, которая сидит на дереве.На рубеже XIV—XV вв. на монетах великого князя Василия Дмитриевичапоявляется всадник в разных вариантах: с копьем, с мечом, в плаще и даже вкороне. Московский всадник или «ездец», символизирующий верховную власть,постепенно расходится по другим московским уделам и принимается местнымикнязьями как знак подчинения верховному сюзерену - великому князюМосковскому. Всадник появляется на монетах Дмитрова, Можайска,Малоярославца, Углича, Серпухова, а в отдельных случаях и на денгахнижегородских и тверских уделов.При Василии II вместе со всадником на монетах появляется и изображениеСамсона (Геракл), раздирающего пасть льву. Новый образ на время стал личнойэмблемой великого князя московского. Однако в отличие от всадника Самсон намонетах не прижился. Интересно, что всадник чеканится и на монетах галицкихкнязей, соперников Василия II в борьбе за великокняжеский престол. Причем,именно благодаря Юрию Дмитриевичу на московских монетах закрепился всадникс копьем, в то время как при Василии II чеканился, главным образом, всадникс соколом. Галицкий князь даже персонифицировал образ всадника, придав егоизображению инициалы «К» и «Ю» (князь Юрий). Чеканка московских удельныхмонет окончилась с победой Василия II над своими соперниками в Феодальнойвойне. К концу его правления никто кроме великого князя не мог чеканитьсвою монету.При Иване III монеты чеканятся уже от имени «Государя всея Руси». Такаятитулатура встречалась на монетах и раньше, но во второй половине XV в. онаотражала уже реальную политическую ситуацию на Руси, а не амбиции ипретензии. Признав власть великого князя московского , монеты нового типачеканят Новгород и Тверь. Главным персонажем на этих монетах выступает«московский ездец», вооруженный саблей. Всадник с соколом исчез с монетокончательно, на время ушел с монетного поля и всадник с копьем. При ИванеIII перестали чеканить на оборотной стороне монеты и арабские надписи.Исключения составляли лишь монеты, предназначенные для обращения натерритории Казанского ханства, которое с 1467 г. находилась в вассальныхотношениях с Россией. Арабские надписи с именами ордынских ханов XIV векавыражали зависимость русских князей от Орды. При Дмитрии Донском они быличитаемые. Однако при Василии Дмитриевиче надписи становятся простымподражанием арабской вязи, а потом и вовсе исчезают.Основными номиналами русской денежной системы в XIV—XV веках были денга,полуденга и четверица, последняя чеканилась, главным образом в Новгороде.В 1504 г. Иван III в своей духовной грамоте окончательно определил центрычеканки монет в едином государстве. Согласно его воле денежные дворы тогдарасполагались в Москве, Новгороде и Твери. Чеканить монеты в других городахи от имени удельных князей было запрещено окончательно. Сохранившиеноминально свою независимость Псков (до 1510 г.) и Рязань (до 1521 г.)использовали общерусские монеты в своем денежном обращении.Выпуск новых монет был лишь началом унификации денежной системы. В началеXVI века в стране по-прежнему ходили деньги удельного времени. Они былиразного веса, неодинаковой пробы серебра, со всевозможными изображениями.Такая пестрота породила денежный, а вслед за ним и экономический кризис.Появилось много обрезанных, порченных и фальшивых монет. Выходом изсоздавшегося положения была денежная реформа 30-х годов XVI века. Онадовольно быстро и безболезненно заменила старые деньги на новые. В странепоявились копейные денги-копейки или «новгородки» (Новгород), мечевые денгии денги-полкопейки или «московки» (Москва и Тверь) и полушки (Москва иТверь). На лицевой стороне «новгородоки» чеканился всадник с копьем (отсюдаи копейка), а на «московке» – всадник с мечом или саблей. На самоммаленьком номинале полушке изображалась птичка, а ее оборотную занималанадпись «Государь». Оборотную сторону двух крупных номиналов заполняланадпись с именем и титулом Ивана IV: «Великий князь Иван всея Руси» (до1547 г.) и «Царь и великий князь всея Руси» (с 1547 г.). До конца XVI векаболее тяжелые копейки чеканились в Новгороде и Пскове (великокняжескийчекан с 1510 г.), а легкие денги- в Москве и Твери (чекан до сер. 50-хгг.). При царе Федоре Ивановиче копейки стали чеканиться и на московскомденежном дворе. С этого же времени на лицевой стороне копейки под всадникомстали ставить знаки монетных дворов. В Москве он обозначался буквами: «МО»,«С/М», «О/М». Всадник на монетах, по крайне мере, уже в XVI векесимволизировал или самого государя или его наследника. В начале XVII в. визображениях всадников на монетах стал преобладать московский стиль.Правительство готовило мероприятия по переводу всего чекана в Москву.Однако события Смутного времени остановили этот процесс.Научные знания.Бурное развитие Русского государства придало особое значение и научнымзнаниям. Для этого времени церковного образования было уже недостаточно.Знание прикладных наук требовалось в строительстве, литейном, военном иденежном деле, книгопечатании, солеварении, архитектуре и других сферах.Появилось необходимость в людях, имеющих сведения в области геометрии,механики, медицины, географии. Возросла потребность и в учебных пособиях. ВXVI в. появляются первые специальные учебники и научные трактаты. Былсоставлен учебник по арифметики, потом появился и по геометрии. Учебнымипособиями служили в монастырских больницах «Лечебники» и «Травники».Ермолай Еразм написал, чуть ли не для Ивана Грозного, «Благохотящем царемправительница и землемерие» – специальный научный трактат по описанию иперераспределению земельных угодий.В XVI в. основным источником знаний становится книга. По церковно-служебнымкнигам тогда учились читать и писать. Однако и среди них имеют местопереписные и печатные книги, специально предназначенные для обучения. Такпоявляется Евангелие учительное. Потребность в книгах была одной из причинпоявления в Москве первой типографии. Книга была и важным фактором враспространении грамотности. Грамотных людей стало больше. Это были нетолько представители знати, служители церкви и приказные дельцы, но имелкие купцы, и посадские люди. В Посольском приказе оформляется свой штаттолмачей-переводчиков, которые переводили не только устную речь, но и книгии документы. Потребность в грамотных людях вызвала к жизни проект посозданию общегосударственной системы школьного обучения. Он вошел составнойчастью в знаменитый «Стоглав», принятый на церковно-земском соборе 1551года. «Стоглав» состоял из вопросов Ивана IV и ответов, которые давали царюцерковные иерархи. Каждый вопрос и ответ составляли главу. Глав получилосьсто. Сведенные воедино в книгу, они и дали название рукописи.На запрос царя иерархи отвечали: «И мы о том по царскому совету уложили вцарствующем граде Москве и по всем городам избрати добрых духовныхсвященников, и дьяконов, и дьяков учинити в домах училища, чтобы всеправославные хрестьяне предавали им своих детей на учение грамоте и научение книжного письма». Автором этого проекта, полагают, был священникБлаговещенского собора Сильвестр, выходец из Новгорода. Человек по темвременам довольно образованный, как тогда говорили, «книжный», любилписать, имел хорошую библиотеку. Его перу принадлежит и сборник житейскихмудростей «Домострой», точнее его пространная редакция. Сам же памятникпоявился еще раньше – в XV веке. Сильвестр писал «Домострой» для сына,поэтому в нем не мало места было отведено вопросам воспитания иобразования. Домашнее образование определялось по Сильвестру чтением,умением писать хорошим почерком, пением, а при необходимости и склонности,и иконописном письмом (рисование), книжным «рукоделием» (переписка книг), идаже ювелирным искусством.В XVI в. на базе Разрядного приказа, ведавшего воеводскими назначениями ивопросами дворянской службы, создается своеобразная картографическаямастерская. Здесь составляются чертежи земель Московской, Смоленской,Псковской, Полоцкой и ливонских городов.Но все-таки многие проекты XVI века так и остались на бумаге. Сетьшкольного образования так и не была создана. В области просвещения церковьсохранила свою монополию, которая господствовала еще более ста лет.Архитектура.Катастрофа, разразившаяся в Москве 20 мая 1474 г., в результате которойрухнул почти построенный Успенский собор, открыла новый этап в историимосковского зодчества. Инициатива перестройки Успенского соборапринадлежала митрополиту Филиппу. На месте собора Ивана Калиты, который дляустойчивости к этому времени уже подпирался бревнами, митрополит решилвозвести храм «в меру храма пречистыа Богородица, иже в Володимере». Свладимирского собора сняли необходимые меры, определили мастеров (отмитрополита Иван Голова, от великого князя Василий Ермолин) и в 1472 г.приступили к постройке. Но затем Ермолин был отстранен, митрополит умер, асобор рухнул. Причиной катастрофы, как показали псковские мастера, былинеустойчивые высокие тонкие стены, тяжелые своды, недостаточная«клеевитость» раствора. Один из летописцев полагал, что причиной могпослужить и «трус на Москве великой», т.е. землетрясение.Допросив псковичей, осматривавших развалины собора, Иван III предложил имсамим приступить к возобновлению строительства, однако те ответили отказом.Действительно, ни они, ни мастера других городов тогда еще не имели опытастроительства каменных зданий подобных владимирскому Успенскому собору.Почин московских архитекторов оказался неудачным. Между тем строительствуУспенского собора светские и духовные власти придавали огромное значение.На первых порах это особенно подчеркивал митрополит Филипп. Во всех своихдействиях он как будто подражал своему далекому предшественнику – святомумитрополиту Петру. Филипп сам участвовал в закладке нового собора,непосредственно наблюдал за его строительством, а почувствовав приближениекончины, заложил в нем себе гробницу. Перед смертью он, как и Петр,благословил великого князя на завершение строительных работ. После смертиФилиппа строительство Успенского собора перешло под патронаж великогокнязя. Теперь ему стали придавать иное смысловое значение. Храм должен былолицетворять не величие церкви, а мощь нарождающейся государственнойвласти.Имя Аристотеля Фиорованти было названо в окружении Софьи Палеолог. Послеженитьбы Ивана III на византийской принцессе Русь наводнили не только люди,но и новости и рассказы о Византии и Италии. К этому времени в Европе ужесложилась мода на итальянских архитекторов. Они строили дворцы и соборы вГермании, Чехии, Польше. Сообщалось также, что итальянцы строили быстро инадежно. Но главное, им было под силу осуществить задуманную Иваном IIIпрограмму перестройки Московского Кремля.Аристотель Фиорованти строил Успенский собор 4 года. Правда, немало временибыло затрачено на подготовительные работы: нужно было разобрать руины ирасчистить площадку для строительства, наладить производство кирпичей,подготовить техническое обеспечение. Более того, чтобы познакомиться собразцами русского зодчества, Аристотелю Фиорованти пришлось побывать воВладимире и Ростове. Предполагается, что он был и в Соловецком монастыре.В 1479 г. строительство было завершено. Новый Успенский собор, построенныйиз аристотелиева кирпича (более прочный вид), впервые, под стать традиции,был обложен белым камнем. О владимирском образце напоминали тяжелоепятиглавие и аркатурный (колончатый) пояс. Между тем уже современникиотмечали отступление Фиорованти от канонов церковного строительства.Успенский собор был возведен неким «палатным образом». Полубарабаны абсид(на восточной стороне) были едва заметны, еще больше их закрывали вытянутыестены северной и южной стороны. Форма собора, его внешний вид обсуждалисьеще во время строительства. Обсуждение порождало споры и разногласия. Наотступление от правил особо упирали церковники. Как не старался архитектор,но скрыть руку мастера итальянского Возрождения он не мог. Оначувствовалась и внутри храма. Там круглые столпы утратили свои опорныефункции, они выглядели более легкими, а значить не привычными. Своды,сделанные из кирпича с использованием каркаса и железных полос не нуждалисьв опорах. Как не остры были споры, а особых изменений они не вызвали. Такойизвестный ревнитель благочестия как Иосиф Волоцкий называл Успенский собородним из лучших творений рук человеческих. Ему вторил и поздний летописец,поражаясь высотой и размерами храма.Споры вокруг Успенского собора не отразились и на практике приглашенияитальянских мастеров. Уже в скором времени в Москве появились Марко Руф,Антоний Фрязин, Алевиз Старый, Пьетро Антонио Солари и другие.Чтобы как-то успокоить ревнителей старины, псковские мастера возводят вКремле две небольшие церкви на высоких подклетах, выполненные в чисторусском стиле. Одна из них, Благовещенская, стала у великокняжеского дворцана месте старой домовой церкви конца XIV века, другая – Ризоположенская –расположилась на митрополичьем дворе, к западу от Успенского собора.Последняя тоже была домовой, но уже московского митрополита.Между тем в Кремле готовились к грандиозному строительству. В 1487 г.итальянцы приступили к возведению нового великокняжеского дворца. Онстроился из кирпича, камня и дерева. Впоследствии этот дворец послужилосновой для дальнейшего развития дворцового комплекса в XVI—XVII вв. Сейчасо нем можно судить лишь по одному сохранившемуся зданию – Грановитойпалате. Строили ее Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Предназначенная дляторжественных церемоний и пиров, палата с внешней стороны была выполнена наитальянский манер (грани на фасаде и арочные прорези окон). В оформлениивнутреннего интерьера отдали дань уже русской традиции: сводчатые потолкисходятся от углов к центру, к одной опоре - массивному круглому столпу. Повсей видимости русские и итальянские мотивы перекликались тогда по всемудворцу. Он состоял тогда из ряда палат и хором, соединяющихся множествомпереходов, галерей и крылец.Одновременно с этим на месте белокаменных стен XIV века из кирпичавозводились стены и башни Кремля. В XV—XVI вв. кремлевские башни, еще допоявления красочных шатровых завершений, действительно походили наломбардские замки и крепости-башни. На строительство стен ушло почти 10 лет(1485—1495 гг.), однако комплекс укреплений достраивался и позднее.Итальянцы возвели и еще два собора на главной площади Кремля. Бон Фрязинперестроил церковь Ивана Лествичника. Архитектор сохранил ее основнуюособенность – единый каменно-кирпичный столп, соединяющий вместе храм иколокольню – но сделал в то же время церковь много длиннее и шире. Послеэтого Иван Лествичник стал представлять собой трехярусный многогранник свысоким каменным цоколем.Архангельский собор перестраивал Алевиз Новый. Строительство закончилосьуже при Василии III, а первым, кого погребли еще в строившейся новойвеликокняжеской усыпальнице был Иван III. Новая усыпальница князеймосковского дома – Архангельский собор – в своей внешности имела однуособенность. Без пятиглавия и абсид собор больше походил на один измножества североитальянских дворцов-палаццио светских правителей, чем нацерковное здание. Влияния итальянского Возрождения проявилось в ряде егодеталей: закомарные раковины, прямоугольные колоны с капителями,асимметрично расположенные круглые окна.В первой трети XVI века широкое каменное строительство развернулось настоличном посаде. Причем, строятся и перестраиваются не только церкви, но игражданские здания. Дорогостоящий при добыче и обработке белый камень былзаменен кирпичом. Чаще стали использовать при строительстве различныетехнические механизмы, например, подъемные блоки, что значительно облегчалои ускоряло возведение зданий. С 1514 по 1520 г. закладываются и освящаютсяцеркви: Св. Варвары (на Варварке), Благовещенья в Воронцове, Благовещенияза Неглинной, Св. Владимира в Садех (на Покровке), Леонтия Ростовского иПетра Чудотворца за Неглинной, Введения на Панском дворе (современныйПанский переулок), Св. Ильи в начале Ильинской улицы, Усекновение главыИоанна Предтечи «за Болотом», в Замоскворечье. На постройку одной церквиуходило от одного года до двух лет.Среди заказчиков и попечителей церквей встречаются Василий III, митрополитВарлаам, купцы гостинной сотни (Юрий Бобынин с братом Алексеем, ЮрийУрвихвостов, Федор Вепрь) и даже от «простых людей нехто именем Клим попрозвищу Мужило»».В XVI веке при господстве в церковной архитектуре кубических форм зданий(купольно-крестовый тип) московскими зодчими были предложены и осуществленыдругие композиционные решения. В 1532 году в загородном великокняжескомселе Коломенском на высоком берегу Москвы-реки была построена церковьВознесения Христово. Считается, что храм был посвящен рождению у великогокнязя Василия III долгожданного наследника. Необычность храму придавала егошатровая форма, известная до того лишь в деревянной архитектуре севернойРуси. Высокое шатровое завершение вытягивалось из столпа-восьмерика,который в свою очередь стоял на четырехугольном основании-четверике. Зданиебыло окружено галереей на арках с лестницами. Среди множества достоинствхрама и заслуг архитектора стоит и удачно выбранное место. Неслучайно, вКоломенском, облюбованном государями XVI века, часто и подолгу любилипребывать «в прохладе» (отдых) и царствующие особы XVII столетия.С Иваном Грозном и событиями его царствования связанны еще две церквиудивительной и необычной формы не только для людей того времени, но дляпоследующих поколений. Если церковь Вознесения в Коломенском связывали срождением Ивана IV, то церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи вподмосковном селе Дьяково была посвящена его святому покровителю иприурочена к его венчанию на царство в январе 1547 г. Церковь ИоаннаПредтечи представляло собой соединение пяти восьмигранных стопов-церквей,самый высокий из которых возвышался в центре, а более низкие располагалисьвокруг него. Луковичные купола на этот раз заменялись шлемовидными верхами.Все столпы церкви были объединены низкой крытой галереей.Покровский собор, известный еще и как храм Василия Блаженного, был возведенв самом центре столицы, на Торгу (будущая Красная площадь). Строился он с1555 по 1560 г. архитекторами Бармой и Постником Яковлевым. Не исключено,что это был один и тот же человек, у которого имя Постник сочеталось спрозвищем Барма. Собор был поставлен в честь праздника Покрова Богородицы.Именно в этот день, 1 октября 1552 года, русские войска взяли Казань.Покровский собор примечателен еще и тем, что воплотил в себе разом теархитектурно-композиционные черты, которые были присуще храмам Коломенскогои Дьяково. На этот раз он объединял уже девять столпов, где центральный,самый высокий, был шатрового типа. Остальные, восемь, располагались покругу. Их объединяла галерея на арках с лестницами. Цветовая гамма собора вXVI веке выглядела более скромно, чем в позднее, в XVII веке. При ИванеГрозном она представляла собой сочетание красного (кирпич) и белого (белыйкамень) цветов.Храм Василия Блаженного (имя известного тогда в Москве юродивого,погребенного около собора в конце XVI в., закрепилось позднее) положилначало широкому распространению в московском зодчестве шатрового типа. Темне менее, создать что-нибудь подобное ни в XVI, ни в XVII веке никому неудавалось. С этим была связанна одна легенда. Согласно ей, Иван Грозныйприказал ослепить мастеров (или мастера), дабы они уже не смогли повторитьуже раз созданное. Говорили, что узнав о храме английская королеваЕлизавета лично просила русского царя прислать ей архитекторов. ИванГрозный не мог отказать королеве и отослал. Но где-то в пути они былиослеплены по царскому приказу. Как бы то ни было, но собор так и осталсянедосягаемым образцом на долгие годы.XVI век отмечен и широкомасштабным строительством крепостных сооружений. Впервой половине века каменные стены возводятся в ряде городов по южной ивосточной окраине государства. Обустраиваются каменными стенами икрупнейшие русские монастыри: Троицкий, Иосифо-Волоколамский, Новодевичий.В самой Москве в 30-е годы Петрок Малый на месте земляных укрепленийВеликого посада строит кирпичные стены и башни. В 80-е-90-е годыразросшийся московский посад получил еще ряд укреплений Белый и Деревянныйгород. Последний охватывал уже все Замоскворечье. Белый город строил ФедорКонь, сооружавший потом стены Смоленска.В XV—XVI веках частым явлением в Москве становятся каменные жилые иказенные здания. Из камня и кирпича были построены Английский, Печатный,Денежный, Посольский дворы, здание московских приказов.Московское каменное строительство конца XVI века связывают с именем БорисаГодунова. Писатель начала XVII в. князь И.А. Хворостинин писал, что Борис«церкви многие возгради и красоту градскую велением исполни». ПопечениемБориса был воздвигнут храм в селе Хорошево, церковь Николы Явленного наАрбате. В 1593 г. был построен главный собор Донского монастыря. ДядяБориса боярин Д.И.Годунов построил церковь Св. Никиты за Яузой иБорисоглебскую церковь в Кремле.Накануне Смуты в конце XVI века Москва запестрела яркими красками, храмамис кокошниками, наполнилась белизной посадских одноглавых церквей. Ногодуновская Москва на рубеже веков уже доживала свое последние десятилетие.Книжная культура.Особенность развития московской книжности второй половины XV—XVI вв.заключалась в том, что сохраняя преемственность в древнерусской традиции,она вбирала в себя опыт местных школ и, в свою очередь, оказывала на нихсвое влияние.В конце XV века московский читатель получил полный сборник книг священногописания: Библию. Подобной книги ни в Москве, ни в других городах Руси нарусском языке еще не знали. До этого времени читали книги Нового Завета –Евангелие и Апостол. Из книг Старого Завета была известна лишь Псалтырь.Остальные библейские книги содержались только в отрывках и предназначалисьдля церковно-служебного пользования. Появлению Библии московский читательбыл обязан новгородскому архиепископу Геннадию. Для ее составления, какстало известно, гонитель еретиков использовал латинские и немецкие книги.Их переводили и редактировали в Новгороде. Одним из переводчиков таких книгбыл впоследствии известный московский дьяк Дмитрий Герасимов.С Новгородом было связанно происхождение еще одного книжного собрания,получившее название Четьи-Минеи. Составителем его был новгородскийархиепископ Макарий, который, став митрополитом в 1542 г., перенес всюработу в Москву. Здесь Макарий воспользовался опытом уже и московскихкнижных мастеров. Четьи-Минеи (иногда Минеи-Четьи) предсталяли собойдвенадцати томное (по числу месяцев) собрание, в которое были объединенывсе читаемые книги на Руси. Каждый том нужно было читать в определенныймесяц. Главное место в томах принадлежало Житиям Святых, которые, войдя всобрание, из местных переходили в общерусские. Все сочинения-книги былиподвергнуты единой редакционной и стилистической обработке. Это былсвоеобразный круг чтения, санкционированный церковью и властью, за рамкикоторого заходить уже не рекомендовалось. По характеру Четьи-Минеи походилина душеспасительное и нравственное назидание и утвержденный пантеон святых.Каждый том состоял из 500 листов с одинаковыми переплетами икаллиграфическим полууставным почерком.Домакарьевские Четьи-Минеи представляли собой небольшие сборники,наполненные Житиями святых. При Макарии туда вошли уже Патерики (описаниежизни отцов церкви), Евангелие, сочинения Иоанна Златоуста, ВасилияВеликого, пришедшие из Византии, «Космография» (описание мира)византийского писателя Козьмы Индикоплова, воинские повести, Жития первыхрусских святых Бориса и Глеба, княгини Ольги, Владимира Святого. Вместе сэтим в них отсутствовали такие «светские» жанры как Хождения, летописи,хронографы. Для составления таких книг митрополит Макарий привлек лучшиелитературные силы страны: Ермолая Еразма, Василия Тучкова, ДмитрияГерасимова, серба Льва Филолога и других.Со второй половины XV в. в книжном оформлении наблюдается одно важноеновшество: на полях книг появляется иллюстрация. В отличие от миниатюрыиллюстрация не являлась украшением, а непосредственно олицетворяла текст икомментировалась текстом. Одним из первых удачных опытов иллюстрированиякнижного текста в Московской Руси является Угличская Псалтырь 1485 г.Образцом для нее, как и для многих других лицевых книг XVI века (и дляXVII) послужила Киевская Псалтырь 1397 года.Удачным соединением миниатюры-украшения и текстовой иллюстрации былсозданный в 60—70-е гг. XVI в. Лицевой летописный свод. Работа над сводомначалась в Москве, затем, как предполагают, она была перенесена вАлександрову слободу, куда затребовал ее царь. Много позднее отдельныететради и листы рукописи были переплетены в тома. Сейчас известны 10 томовЛицевого летописного свода, которые содержат 10 тысяч листов и 16 тысячиллюстраций-миниатюр. Свод охватывает события истории от библейских времендо середины царствования Ивана Грозного. Каждому событию посвящалась однаили несколько миниатюр, под которой располагался комментирующий текст,написанный красивым полууставом. Работа над сводом началась еще в книжноймастерской Макария, но после его смерти перешла под контроль царя. Царскийконтроль выражался в редакторских исправлениях текста, в результате которыхвымарывались целые страницы. Последнюю часть пришлось переделывать заново.Так возникла еще одна лицевая рукопись с теми же событиями, но уже вцарской редакции. Но и она, в свою очередь, была помарана царем. Тем неменее именно царской щепетильности наука обязана появлению на свет двухнаиболее интересных томов свода – Синодальному (хранился в библиотекиСинода) и Царственной книги (так назвал том историк М.М.Щербатов). В общейсложности оба тома охватывали события с 1535 по 1567 год, но в каждом изних они излагались по-разному.Благодаря царским поправкам и исправлениям теперь можно представить какработали над сводом книжные мастера. Сперва, на чистом листе бумагикарандашом наносился контур будущей миниатюры, потом он обводился черниламии лишь только потом раскрашивался. Далее лист передавался писцам, которые счерновиков переписывали текст под миниатюрой. Работа на Лицевым сводом небыла полностью завершена. И во все объеме он не дошел до читателей.Миниатюры Царственной книги так и остались не раскрашенными. Какая-та частьлистов и тетрадей бытовала в царской семье, где по «лицам» обучалицаревичей грамоте в XVII в. Лишь только в XVIII столетии они досталисьученым. Незавершенность работы над Лицевым сводом была не единственнойпричиной, по которой он не вошел в широко доступный круг чтения. Рукописнаякнига с иллюстрациями и миниатюрами, вообще, не могла иметь большоготиража.Правда, попытка тиражирования рукописной книги была предпринята в самомконце XVI века. В 1594 г. по заказу боярина Дмитрия Ивановича Годунова быланаписана и оформлена иллюстрациями на полях Псалтырь, которая и получиланазвание Годуновской. Под конец жизни опричник Ивана Грозного и дядяправителя Бориса Годунова делал значительные вклады в монастыри. Для этойцели и были сделаны десять однотипных экземпляров такой книги, переплетыкоторых украшали драгоценные оклады. Однако все экземпляры Псалтырипоходили друг на друга лишь приблизительно. Не все иллюстрации были наместе, некоторые отсутствовали совсем. Поэтому такую попытку нельзя былоназвать полностью удавшейся. Вопрос тиража решила печатная книга.Традиционно начало книгопечатания в Москве относится к 1564 году, когдаИван Федоров выпустил первую датированную книгу Апостол. Однако перваятипография в столице была учреждена задолго до этой даты. Первые печатныекниги для церковно-служебного пользования появились в Москве в середине 50-х годов. Эти книги не имели ни дат, ни места издания, ни имени издателя,поэтому первая типография получила название Анонимной. Считается, чтооснователем ее был Сильвестр, человек по тем временам просвещенный иначитанный, владелец большой библиотеки. С организацией типографии былсвязан и митрополит Макарий. Заинтересован в книгопечатании был и сам ИванГрозный.Учредителями типографии были люди большей частью духовные. Сам ИванФедоров, который начал работать еще в Анонимной типографии, был дьякономцеркви Николы Гостунского. Заинтересованность церковных иерархов в печатнойкниги была вполне понятна. Русское государство расширяло свои пределы. Кэтому времени в его состав вошли Казанское и Астраханское ханства, землиПрибалтики. Для новоприсоединенных необходимы были книги именнорелигиозного содержания. Была и еще одна причина, которая особо волновала ицаря. Переписывание книг, как правило, всегда сопровождается описками,которые при случае могут привести и к прямому искажению текста. Припечатании это, как полагал Иван Грозный, исключалось. Это можетподтверждаться тем огромным тиражом, какой был у книги Апостол. Полагают,что он доходил до 1000 экземпляров. Второе издание этой книги в конце XVIвека составляло уже 1050 единиц. Несмотря на это ни в XVI, ни в XVIIстолетии печатная книга так и не вытеснила рукописную. Они мирнососуществовали еще несколько столетий. Более того все внешнее оформлениепечатная книга заимствовала у рукописной: миниатюры, заставки (красочноеоформление верхней части страницы), инициалы, полууставной шрифт. Правда,теперь это выполнялось не от руки, а на печатном станке с использованиемметаллических букв-литер и рисунков (гравюр), вырезанных на металле и надереве.В XVI и XVII вв. печатная книга занимала в библиотеках еще довольноскромное место. Книголюбы отдавали предпочтение рукописным книгам. Ониказались им более естественными. В XVI веке между типографией и рукописноймастерской даже наметилось своеобразное разделение труда. Типографскиестаны печатали в основном книги церковного содержания. Светская желитература распространялась исключительно по средствам переписывания.В конце 60-х годов книгопечатание в Москве практически затухает. Послеотъезда Ивана Федорова Иван Грозный приказал перевести московскуютипографию в Александровскую слободу, где уже работали ученики ипоследователи первопечатника: Андроник Тимофеев Невежа, Никифор Тарасиев идругие. Лишь только в конце XVI века она вернулась в Москву.С рубежа XV—XVI веков в читательской среде распространяется жанр бытовойповести. Как и другие памятники литературы того времени, бытовые повестикроме нравственных и эстетических идей несли в общество и официально-пропагандистские воззрения.Одним из самых насущных вопросов, особо волновавших людей, был вопрос обобразе монарха. При становлении и развитии самодержавия это было особенноактуально в то время. Две диаметрально противоположенные оценки правителявстречаются в двух произведениях рубежа XV—XVI веков: «Сказание о Дракулевоеводе» (автор Федор Курицын, дьяк Посольского приказа, обвиненный вереси, погиб на костре) и «Александрие». В первом, воевода Дракула –талантливый воитель, но в то же время и жестокий правитель своей области иугнетатель своих подданных. Именно он впоследствии послужил прототипомизвестного всему миру одноименному вампиру. И совсем иным выступает из«Александрии» образ идеального царя Александра Македонского, талантливогополководца, доброго и справедливого монарх, снисходительного даже к своимврагам.«Сказание о Вавилонском царстве» было посвящено более глобальной проблеме:о причинах возвышения и падения царства. И то и другое, как особоотмечается в произведении, во многом зависит от качеств правителя.«Сказание» являлось произведением полемическим. В немалой степени в нем былзаострен вопрос о законности прав царствующей особы. Для русского монархаона заключалась в наследовании царских регалий от византийского императора,которые последний, в свою очередь, получил их от угасшей Вавилонскойдинастии.Идеей сильного монарха пронизана и «Повесть о царице Динаре». Какиекачества особо отмечались и ценились в то время? Прежде всего, сила власти,ответственность за подданных, авторитетность среди вельмож (на Руси – этобояре). Оценка таких качеств встречались и в произведениях И.Пересветова,Е.Еразма, А.Курбского. Близок к этим идеям был в одно время и сам ИванГрозный. Однако, позднее он выразился уже по-другому. «А наши великиегосудари от Рюрика до нынешнего государя все государи самодержцы и нихто жене может указу учинити и вольны добрых жаловати а лихих казнити». Как разэта неограниченная «вольность» и проявилась в последующий период егоцарствования. Прообразом для литературной Динары послужила реальная царицаГрузии – Тамара, правившая в XIII веке. Сюжеты, связанные с царицей Динаройиспользовались и при росписи Золотой палаты Кремля (1547 г.) и написаниииконы для Донского монастыря в 90-е гг. XVI века. С именем самой царицесвязывалось и утверждение христианства в западной Грузии.Московская живопись.В середине и второй половине XV века художественные направления вмосковской живописи складывались под влиянием творчества Андрея Рублева иего школы. Однако на этот раз художники-иконописцы больше уделяли вниманиене внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: легкости фигур,плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например,густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа). Образцом такогонаправления можно считать икону «Вход в Иерусалим», написанную неизвестныммосковским мастером.Для московской живописи этого времени была характерна и еще однаособенность. В ряд иконописных сюжетов и образов вместе с такими какХристос, Богоматерь, апостолы стали входить и реальные канонизированныесветские и духовные лица.На рубеже XV—XVI вв. московская живопись была представлена творчествомДионисия и его сыновей. В отличие от своих предшественников и коллег-современников, Дионисий был мирянином. Он сам обучил иконописному искусствусвоих сыновей, которые потом работали с ним в разных уголках МосковскойРуси. Так они вместе расписали собор Ферапонтова монастыря в самом началеXVI века. Дионисий начал работать над росписями в Пафнутьево-Боровскоммонастыре, а затем в Иосифо-Волоколамском, куда он был приглашен самимоснователем. Будто бы там на росписи Дионисия и обратил внимание самвеликий князь Иван III. За этим последовало приглашение художника в Москву.Роспись Успенского собора в Кремле сделала Дионисия знаменитым. Летописецне без восторга писал, что Дионисий, Ярец Коня, да поп Тимофей написали дляУспенского собора Деисус «чудно вельмии с праздники и с пророки». Для этогоже собора мастер создал и иконы «Спас на престоле» и «Распятие». Писал он идля Кремлевского Вознесенского монастыря ( икона Богоматерь Одигидрия). Длявсех работ Дионисия (а работал он не только один, но и с сыновьями)характерны нарядность, декоративность, торжественность. Все его творчествокак-бы олицетворяло собой основную идею подъема нового государства.К вершине иконописного творчества Дионисия можно отнести две иконы,созданные мастером для Успенского собора Кремля. Как и многие видыискусства того времени, они касались исторического прошлого Москвы, освещаяэпохальные события и основных политических деятелей ее истории. Это – иконыс изображениями митрополитов Петра и Алексея. Возможным источником для ихнаписания мастеру послужили Жития канонизированных иерархов русской церкви,основные редакции которых были оформлены как раз во второй половине XVвека. В полном объеме житийная биография святых митрополитов представленана клеймах, расположенных по периметру икон вокруг образов.Сыновья Дионисия творили уже во времена Василия III. О творчестве младшего,Владимира, ничего неизвестно. Старший Феодосий, работал при дворе. Он былприглашен самим великим князем для росписи домового Благовещенского собора.В росписях Феодосия отразилось окончательное торжество объединения Русивокруг Москвы и образования государства. Одно из главных мест в них былоотведено изображению святых, известных в церковной истории своей борьбой сересью. На стенах собора были представлены лики и образы святых ГеоргияПобедоносца и Дмитрия Солунского, византийских императоров и императриц,что символизировало преемственность власти московскими князьями, чтимыерусские князья от киевских до Дмитрия Донского и Василия Дмитриевича.,святые покровители таких городов как Новгород, Ярославль, Ростов и другие.Феодосий был известен и как книжный оформитель. По заказу боярина иказначея Ивана Третьяка он писал заставки и миниатюры для Евангелия 1507года. В книжном оформлении тогда уже полностью господствовал так называемыйвизантийский стиль. В этом стиле художником были написаны и евангелисты иукрашения книги в виде причудливого переплетения травянистых растений(растительно-травянистый орнамент).В XVI столетии внимание московских живописцев привлекали не толькобиблейские сюжеты, но и темы из всемирной и русской истории. Особоевоздействие на творчество художников оказывал фактор политического развитиястраны. Именно в это время усиливающаяся власть великого князя приобретаетсамодержавный характер. В 1547 году Иван IV принимает царский титул. ПриВасилии III завершается процесс объединения русских земель и ведетсяактивная внешняя политика. На протяжении XVI века, чередуясь с неудачами,порой катастрофического характера, следуют присоединения Смоленска,покорения Казани и Астрахани, завоевания в Прибалтики, походы в Сибирь.Первые успехи Русского государства уже отражала роспись Смоленского собораНоводевичьего монастыря (основан в 1525 г.). Центральным звеном воформлении внутреннего интерьера собора стало изображение БогоматериОдигидрии – покровительницы присоединенного Смоленска. Военная тематика вросписи также занимала главное место. Покровители московских князей ирусского воинства архангелы Михаил и Гавриил представлены в доспехах. Какбы в обосновании внешней политики великого князя, в росписи особо полноследует череда изображений канонизированных древнерусских князей,правителей некогда огромного государства.В немалой степени воздействовала на живопись и активизация общественнойжизни и мысли страны в первой половине XVI века. Даже через иконы вобщество шла критика монастырской порядков и монашеской жизни. Так,посредством икон («Лествица райская Иоанна Лествичника», «Видение Евлогия»,«Притча о слепце и хромце») художники осуждали упадок монашеских нравов(пьянство, блуд, мздоимство и др.), указывали на кары за пороки,критиковали политику монастырского стяжания.В 1547 году после большого московского пожара в Кремле разворачиваютсяогромные по своим масштабам восстановительные работы. В полной мере оникоснулись и росписей пострадавших дворцовых палат соборов. Длявосстановлении росписей митрополитом Макарием были приглашены не толькомосковские, но и новгородские и псковские мастера. Так, восстановлениеросписей Благовещенского собора шло при активном участии псковскихживописцев. Основным местом приложения художественных сил стала дворцоваяЗолотая палата. Источниками для ее росписи послужили темы из русскойистории и библейские сюжеты, которые были в итоге подчинены единой цели –прославления военной и политической деятельности Ивана Грозного.Прославления царя и царской власти в середине XVI века стало одной изцентральных тем в московской живописи. В 1551 году на Стоглавом соборе,кроме введения унификации и трафаретов в иконописи, было утвержденоразрешение изображать не только умерших, но и здравствующих светских идуховных лиц, например, царей. В середине 50-х годов была написаначетырехметровая икона-картина «Церковь воинствующая» – памятник казанскомувзятию. По сути, это была хвала победителям, изображение шествия конного ипешего воинства. Среди воинов присутствуют князья-покровители: ВладимирКреститель, Александр Невский, Дмитрий Донской. В главе всего войска – самцарь Иван. Впереди же всех – Михаил архангел – общий покровитель всегокняжеского и царского рода.В 1554 г. дворцовая и соборная кремлевская роспись была подвергнута критикесо стороны дьяка Посольского приказа Ивана Висковатого. Дьяк сетовал на«латинское мудрование» живописцев и нарушения традиций древнерусскойживописи. Силы в споре однако оказались не равными. Дьяку сказали, чтобы невмешивался.Итогом большой работы, начатой еще при митрополите Макарии, явились росписигалереи Благовещенского собора, где были представлены лики –«портреты»московских князей и изображения античных мудрецов, правда, в русскиходеждах.Во времена Ивана Грозного особое распространение в иконописи получает культнебесного покровителя царя – Иоанна Предтечи. Иконы с его изображением вэто время были представлены как мастерами московской школы, так и другихгородов. Где-то в конце XVI века была написана парсуна (от слова «персона»)и самого Ивана Грозного, так называемый Копенгагенский портрет. Изображениецаря на нем было близким к реальному, но все-таки выполнено в традиционнойиконописной манере. В 1677 году портрет был вывезен из России датскойпосольской миссией, и по месту своего нового хранения получил своеназвание. Вполне возможно, что Копенгагенский портрет является надгробнымпортретом, выполненным для установки его на гробнице царя.К концу правления Ивана Грозного относится икона Дмитрия Солунского дляодноименной церкви Никитского монастыря в Москве. Ее происхождениесвязывают с рождением у Ивана Грозного последнего сына царевича Дмитрия.Изображенный на ней воин, несмотря на свой воинственный вид (в доспехах,вооруженный щитом и мечом), больше походит на утонченного аристократа, чемна героя. Подобная манера исполнения была тесно связана с творчествомСтрогановской иконописной школой, состоявшей из московских мастеров,которые выполняли заказы для известных сибирских промышленниковСтрогановых. Это икона и ряд других, например, «Никита-воин» определилидальнейшие направление русской живописи уже в XVII веке. Начало формы| |Литература:1. Сергей Николаевич Таценко Духовная культура Москвы конца XV—XVI в.




Похожие:

Духовная культура Москвы в XV-XVI веках iconЛекция Московское царство (XV-XVI века) Вопросы: Формирование Московского государства в конце XIV-XV веках
Особенности формирования русской национальной ментальности и культура россиян в (XIV-XVI веках)
Духовная культура Москвы в XV-XVI веках iconМатериальная и духовная культура восточных славян в VI-VIII веках

Духовная культура Москвы в XV-XVI веках iconДуховная культура Москвы конца xv—xvi в
Так сложилась на Руси простая, но своеобразная государственная структура, представляемая двумя основными категориями: государь и...
Духовная культура Москвы в XV-XVI веках iconДуховная культура Москвы конца XV-XVI в
Так сложилась на Руси простая, но своеобразная государственная структура, представляемая двумя основными категориями: государь и...
Духовная культура Москвы в XV-XVI веках iconЗемские соборы русского государства в XVI xvii веках
Краткая характеристика основного источника книги Л. В. Черепнина «Земские соборы Русского государства в XVI xvii веках»
Духовная культура Москвы в XV-XVI веках iconРусская культура в XV начале XVI вв. Особенности русской культуры XV — начала XVI вв

Духовная культура Москвы в XV-XVI веках iconУрок по обществознанию11 класс «Духовная культура»
Слово «культура» в переводе с латыни означает «обработка», «возделывание», можно сказать, что все созданное человеком, от простейшей...
Духовная культура Москвы в XV-XVI веках iconПлан: Сущность и содержание духовной жизни общества
Основные понятия темы. Духовная культура, духовная жизнь, антогенез, филогенез, идеалы, ценности, сознание, массовое сознание, идеология,...
Духовная культура Москвы в XV-XVI веках iconБыт и нравы русских женщин в XVI-XVII веках

Духовная культура Москвы в XV-XVI веках iconЗемские соборы русского государства в XVI-XVII веках

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы