Ссср: причины образования и распада icon

Ссср: причины образования и распада



НазваниеСсср: причины образования и распада
Дата конвертации02.07.2012
Размер241.24 Kb.
ТипРеферат
СССР: причины образования и распада


Введение. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих вРоссийской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР,когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода,сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, можнопопытаться рассмотреть это время в истории нашего государства, дабы найтиответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас. Говоря о СССР, можно сказать, что это был весьма сложный и непонятныйпериод в истории нашего государства. И, лишь поэтому, причин образования ираспада союзного государства можно выделить множество. В данной работе моей целью не является подробнейшее освещение абсолютновсех явлений и процессов, происходивших в стране в тот период. Как выпонимаете, это невозможно осуществить в рамках реферата. Поэтому яостановлюсь на основных и ключевых, по моему мнению, причинах, событиях ирезультатах. Что же касается источников, в качестве таковых я используюпериодическую литературу того времени, а именно газеты «МосковскийКомсомолец» и «Аргументы и Факты», некоторые журналы - международныйежегодник «Политика и экономика», «Деловые люди» и др. Последним двумисточникам я доверяю несколько больше, чем газетам, так как это серьезныеиздания. Кроме того, в моем распоряжении были хрестоматийные источники –«История Советского государства Н. Верта» и «История Отечества» (школьныйучебник) Но эти источники не могут быть использованы как основные по тойпричине, что отражают определенную идеологическую позицию, а нам важныкомментарии, лишенные этого недостатка. Именно поэтому я предпочитаюопираться в основном на журналы. Итак, я приступаю к рассмотрению данной темы. § 1. История образования СССР. Для того чтобы рассматривать данную мне проблему надо, хотя бы вкратце,ознакомиться с историей СССР. В этой главе я изложу вкратце, что лежало уистоков СССР. Я рассмотрю этап от 1917-1985 годов, от прихода к властиЛенина до прихода к власти Горбачева. В 1917 году, воспользовавшись царившим в стране хаосом и умело сыгравна низменных чувствах народных масс, путем военного переворота к властипришли большевики во главе с Лениным. Этим было положено начало созданиюневиданного государства-монстра. Первым делом большевики спешили удовлетворить запросы той частинаселения, благодаря которой они пришли к власти. Это вылилось в такназываемую «экспроприацию экспроприаторов», но народ говорил проще: «грабьнаграбленное». Таким образом, власть оправдывала грабеж имущества, нажитогопутем, который эта власть не признавала за честный: путь коммерции ипредпринимательства. Крестьянам, как известно, больше всего нужна была земля. Своя земля,кровная. Большевики обманули крестьян своим «Декретом о земле», объявивпозже, что земля является общенародной собственностью, понимая под этимсобственность государства. Государство взяло на себя все функции эксплуататора, с той лишьразницей, что дляборьбы против конкретного эксплуататора можно создать профсоюз илизабастовать, и это будет в рамках закона, а эксплуататор-государство самоиздает законы, и тут же признает профсоюз «контрреволюционнымформированием», а забастовку – «саботажем» и расстреляет зачинщиков. Ленин поздно, но понял свои ошибки, введя нэп, но исправлять что-либо,было уже поздно. Вокруг него создалась когорта тех, кому нравилось понукатьмассы и грозить маузером, и эта когорта потихоньку отстранила его отвласти, а вскоре он и сам умер. В тридцатые годы, когда страной правил Сталин, была произведенаколлективизация, приведшая к массовой гибели крестьян, как от голода, так ив результате повальных высылок. Бедные крестьяне желали стать богаче, но иного способов, как отнятьимущество у богатого, не видели. Большевики и не стали искать иныхспособов. Кулак был большей частью выкорчеван еще во время революции, нопотребности бедных надо было как-то удовлетворить и богатых середняковпроизвели в кулаки, которых и истребили. Крестьянам запретили менять местожительства - фактически сделали из них крепостных. Время правления Сталина вошло в историю, как годы массового террора.Террор, с одной стороны, истреблял инакомыслящих и просто вредных правящимкругам людей, а с другой стороны, влиял на психику народа: нагнетал страхперед властью и давал почувствовать каждому индивидууму, что его судьба -полностью в руках власти. Была введена паспортная система, причемзакрепощенные крестьяне паспортов не имели. Паспорт содержал унизительныеграфы «национальность» и «прописка», которых нет в паспорте ни одной изцивилизованных стран. Умных людей, могущих быть опасными, то есть интеллигенцию идуховенство, уничтожали. Насаждалась новая, классовая идеология.Классический пример: сына расстреливали за то, что он не донес на отца. На период правления Сталина пришлась и Великая Отечественная война,едва не проигранная из-за некомпетентности высшего руководства и, преждевсего из-за самого Сталина. Все умные военачальники были им уничтожены:Тухачевский, Блюхер и т.д. Количество погибших советских людей в этойвойне, по некоторым оценкам превышает, тридцать миллионов, и такое ихколичество обусловлено неподготовленностью к войне и потере вследствиеэтого огромной территории. После смерти Сталина в 1953 году к власти пришел Хрущев, который черезтри года на XX съезде заявил о культе личности Сталина и вреде, принесенномэтим культом. Многие тысячи невинно пострадавших были реабилитированы. С этого момента начинается «хрущевская оттепель», омраченная началом«холодной войны». Еще до смерти Сталина было создано атомное оружие, аХрущев продолжил гонку вооружений. Нарастание напряженности вылилось в 1962году в Карибский кризис, едва не приведший мир к ядерной катастрофе.Правление Хрущева вошло в историю, как время великих реформ. Было затронутобуквально все: сельское хозяйство,промышленность, финансовая система. Уровень жизни народа стал потихонькуповышаться, цены снижались, были отменены карточки. Крестьяне получилипаспорта. Приподнялся «железный занавес», закрывавший пути за рубеж. Имя Хрущева связывают с первым искусственным спутником Земли (1957) ипервым человеком в космосе (1961). Во время руководства Хрущева с его стороны были проявлениясубъективизма и во-люнтаризма. Всем памятны его «догоним и перегоним Америку», «коммунизм к1980 году», «кукуруза - царица полей» и «мы вам покажем кузькину мать!».Увлечение Хрущева ракетной техникой чуть было не привело к расформированиюартиллерийских войск. Хрущев - единственный правитель СССР, покинувший пост живым. 14 октября1964 года, во время отдыха Хрущева в Пицунде, оппозиция в ЦК сняла его сдолжности генсека. Новым генсеком стал Брежнев. Его правление ознаменовалось тотальнойкоррупцией, проникающей во все сферы общества: органы внутренних дел,прокуратура, партийное руководство, торговля и прочее. В Средней Азиисформировались настоящие феодальные мини-государства, основанные навзятках. В казне их «правителей» осели ценности на миллионы рублей. Отсюдаденьги шли «наверх», в Москву. Характером Брежнев отличался мягким и добродушным, он не прибегал крепрессиям. Уровень жизни народа рос за счет получения валюты от продажи нефти заграницу. Об этом времени нередко теперь вспоминают, ностальгически вздыхая- надо же, все ведь было... Тотальное распределение, подавление инициативы,предприимчивости, отсутствие экономического стимулирования труда, заменаего политическими лозунгами приводят к застою легальной экономики ипроцветанию «теневой», в которой наличествовали все нормальные товарно-денежные отношения. После смерти Брежнева в 76 лет (10 ноября 1982 года) начинаетсяголовокружительная «карусель»: сначала генсеком становится 74-летний(председатель КГБ с мая 1967г.) Андропов. 9 февраля 1984 года Андропов умирает и генсеком становится 73-летнийЧерненко. Он не оставил практически никакой памяти о себе и 12 марта 1985года опять же скончался. С этого момента начинается правление Горбачева. Ему всего 54 года, посравнению с предыдущими генсеками он выглядит довольно молодо. Народ послеприхода Горбачева к власти ожидает перемен... В ходе гражданской войны сложились 2 формы национальнойгосударственности: 1-я, федерация основанная на автономии, и 2-я, федерацияоснованная на конфедерации. Другая форма федерации начала складываться наоснове сплочения других наций.Объединение начало происходить сперва на военной основе. В зародыше этобыла форма конфедерации. Но на практике же, эта конфедерация была поддиктатом СССР. Сохранялась единая Коммунистическая партия, оставаласьчеткая централизация, через коммунистическую партию происходило полноеподчинение. Решающим политическим условия объединения было единство ихполитического строя - в результате революции во всех республиках былаустановлена диктатура пролетариата. Переход к нэпу усилилобъективную потребность к объединению республик. Сталин в это время былНаркомом по делам национальностей, и он был сторонником объединения наоснове автономий, т.к. при этом была возможность полного контролированиявсей территории. На 10-ом съезде партии Сталин выступил с докладом. Онговорил о потребности преодолеть социально - культурное и экономическоенеравенство народов. Он считал, что шовинизм и местный национализмпредставляет собой одинаковую опасность для коммунистическогоинтернационализма. Доклад сильно критиковался. На этом же 10 - м съезде,Сталин предложил покончить с национальным вопросом навсегда и предложиладминистративный передел России. Изменение границ происходило не очень гладко. При рассмотрениивопросов экономического районирования страны, национальные вопросы в расчетне брались. Часть партийных деятелей, в том числе и И.В. Сталин, изначальносчитали создание независимых национальных республик решением чистовременных, политических задач. В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян быловажно хозяйственное объединение всех трёх закавказских республик. Этообъединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпаи создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы липринципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссозданиягосударственного единства на основе конфедерации. Было организованно единоеуправление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценилинациональный вопрос. Началась политика форсированного сближения,объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ.При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз наоснове конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как иОрджоникидзе, был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталинпредложил проект, в котором предлагал «...приспособить формувзаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям,в силу которых окраины во всем, безусловно, должны подчиняться центру...»*.Но поддержка сталинского проекта была весьма относительной. Только ЦКАрмении и Азербайджана высказались за него без особых оговорок. ЦК КПБелоруссии отдавал предпочтение сохранению договорных отношений. ЦК КПГрузии 15 сентября вообще отверг сталинский план. Из-за этого в октябре1922 года произошел так называемый «грузинский инцидент», когда ЦК КПГрузии коллективно подал в отставку. Большевики редко считались снациональным вопросом и мнением людей, не согласных с генеральным курсомпартии. В результате на не очень добровольнойоснове СССР стал состоять из 6-ти республик - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. 30 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представители делегацииРСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование СоюзаСоветских Социалистических Республик (СССР). Союз строился на модели,выработанной в Закавказье. Были приняты соответствующие Декларации иДоговор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. ВДоговоре определялись взаимоотношения между республиками, образующимисоюзное государство. Формально оно учреждалось как федерация суверенныхсоветских республик с сохранением права свободного выхода и открытымдоступом в нее. Однако механизм «свободного выхода» не предусматривался. Вкомпетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, внешней торговли,финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное считалось в ведениисоюзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съездСоветов, в перерывахмежду его созывами – ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета иСовета Национальностей. Во всей истории с образованием СССР нельзя не обратить внимания на тообстоятельство, что большую роль во всех мероприятиях играют партийныефункционеры, их прихоти и капризы. Свои действия они воплощали в практику спомощью интриг и закулисных маневров. Роль представительных органовсводилась к одобрению выработанных не ими, а партийными органами решений.Долгое время считалось, что с вмешательст- *"Историки спорят. Тринадцать бесед" - Изд. Политиздат 1988вом Ленина удалось добиться устранения из большевистской практики неверных,с точки зрения решения национального вопроса, установок, выправлениясталинской линии. В день, когда состоялось образование союзного государства, вышларабота Ленина «По вопросу о национальностях и автономизации». В ней сквозитнедовольство Ленина всей историей, связанной с образованием СССР,несвоевременной затеей Сталина, которая, по его мнению, «завела все дело вболото». Однако старания Ленина, его попытки «разобраться» с проявлениямивеликорусского шовинизма, наказать виновников «грузинского инцидента»особых последствий не имели. Поток событий в партии устремился в другуюсторону и проходил без участия Ленина. Уже разворачивалась борьба за егонаследство, в которой все больше проявлялась фигура Сталина. Можно сказать,что, показав себя сторонником централистского государства, крутых и грубыхадминистративныхрешений в национальном вопросе, Сталин мало изменил свое отношение кнациональной политике, постоянно подчеркивая опасность националистическихпроявлений и необходимость их беспощадного подавления. II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 г., втраурные дни, связанные со смертью Ленина, принял союзную Конституцию, воснове которой лежали Декларация и Договор, а в остальном ее положениязиждились на принципах Конституции РСФСР 1918 г., отражавших ситуациюострого социального противоборства. В 1924 – 1925 гг. были принятыконституции союзных республик, в основном повторяющие положенияобщесоюзной. Одним из первых мероприятий, проведенных в рамках Союза, было«национально – государственное размежевание Средней Азии». На территориирегиона до 1924 г. располагались, кроме Туркестанской АССР, образованнойеще в 1918 г., две «народные» советские республики – Бухарская иХорезмская. Существующие границы явно не соответствовали расселениюэтнических общностей, чрезвычайно пестрому и неоднородному. Не совсем ясенбыл вопрос и о национальной самоидентификации народов, и формах ихсамоопределения. В результате длительных обсуждений национальных вопросовна местных съездах и перекройки границ образовались Узбекская и Туркменскаясоюзные республики. Часть территории Средней Азии была передана КазахскойАССР. Туркестанские и хорезмские народы образовали свою Автономную Область,вошедшую в состав Казахской АССР. В общем, и целом национально –государственное размежевание Средней Азии позволило обрести региону нанекоторое время стабильность и устойчивость. С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к нейновых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальныхдвижений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб,происходили миграции,перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная ткань страны,основанная на разделении труда между территориями, создавалась общаятранспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийскийрынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы ипрепятствующие объединению: русификаторская политика старого режима,ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Соотношениецентростремительных и центробежных тенденций, которые сегодня с новой силойборются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многихобстоятельств: длительностью совместного «проживания» различных наро-дов, наличием компактно заселенной территории, численностью наций,прочностью «сцепления» их связей, наличием и отсутствием в прошлом своейгосударственности, традициями, своеобразием уклада, национальным духом ит.д. В то же время вряд ли можно провести аналог между Россией исуществовавшими в прошлом колониальными империями и называть первую вследза большевиками «тюрьмой народов». Отличия, характерные для России,бросаются в глаза - это целостность территории, полиэтнический характер еезаселения, мирная по преимуществу народная колонизация, отсутствиегеноцида, историческое родство и сходство судьбы отдельных народов.Образование СССР имело и свою политическую подоплеку – необходимостьсовместного выживания созданных политических режимов перед лицомвраждебного внешнего окружения. Обретение народами бывшей Российской империи своей государственностиимело двоякие последствия. С одной стороны, оно пробуждало национальноесамосознание, способствовало становлению и развитию национальных культур,позитивным сдвигам в структуре коренного населения. Постоянно повышалсястатус этих образований, удовлетворяющий росту национальных амбиций. Сдругой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политикицентрального союзного руководства, соответствующей национальномувозрождению. В ином случае загоняемые до поры до времени внутрьнациональные чувства, и их игнорирование таили в себе потенциальнуюопасность взрыва национализма при неблагоприятном раскладе событий. Правда,в то время руководство мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезаятерритории отдельным государственным образованиям, даже если коренныежители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их«из рук в руки», от одной республики к другой, - еще один потенциальныйисточник напряженности. § 2. Распад: случайности и закономерности В начале 70-х был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночнойэкономике. Само слово «рынок» стало критерием идеологическойнеблагонадежности. Со второй половины 70-х гг. начала меняться организацияпромышленного производства. Появились производственные научно-производственные объединения (НПО). Практическим результатом подобных мерстал лишь гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства непроизошло. Зато в эти годы быстро и успешно шло слияние, переплетениеофициальной экономики с теневой – разного рода полу законной и незаконнойпроизводственной и торговой деятельностью, в которую были втянуты целыепредприятия. Доходы теневой экономики исчислялись многими миллиардами. Кначалу 80-х гг. стала очевидна неэффективность попыток ограниченногореформирования советской системы. Страна вступила в период глубокогокризиса. Вследствие этих и многих других причин к середине 80-х гг.возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системеобщественных отношений в России была безнадежно упущена. Стихийноеперерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества:перераспределялись права руководителей и предприятий, усилиласьведомственность, социальное неравенство. Изменился характерпроизводственных отношений внутри предприятий, начала падать трудоваядисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение кчестному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время встране сохранялось внеэкономическое принужде-ние к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенногопродукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а попринуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация трудаслабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов,параллельно этому сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутреннийдолг государства. В начале 80-х гг. все без исключения слои советского обществастрадали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенцияхотела подлинной демократии и индивидуальной свободы. Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали случшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределениемобщественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлиннымихозяевами своей земли и своего труда. Однако в конечном счете, совсем другие силы определили направление ихарактер реформирования советской системы. Этими силами была советскаяноменклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостьюличного благополучия от служебного положения. Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная системафактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Еекрах становится вопросом времени. Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решениявнеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва),состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривалиизменение структуры высших органов власти и государственного управлениястраны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов иизбираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменениеизбирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативнойоснове. 1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политическойструктуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатовСССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательнаякампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижениянескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест быловыдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданамдействительно выбирать одного из нескольких. Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, чтопозволило коммунистам, как наиболее массовой «общественной организации» наСъезде иметьбольшинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этомбыло заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатовоказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делалсягромкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержденавторитет партии. В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным инационально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в спискиизбирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторонудемократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следилався страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда. Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) сталвесьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в историиэтой страны.Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что происходили наСъезде, но тогда это выглядело победой демократии. Практических результатовСъезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принятонесколько общих постановлений, например Постановление об основныхнаправлениях внутренней и внешней политики СССР. Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. ВторойСъезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений.Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народныхдепутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужденвопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел докладыкомиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора оненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., политическаяоценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.) так ивнутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9апреля 1989 г, о привилегиях)... Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали нанего свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа,им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь «игрой вдемократию», каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интереслюдей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебныммахом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась деломнеобходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного. Введениепрезидентства. Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться отцепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набратьполитическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристскоеединство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактическийманевр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса насмешанную экономику, на создание правового государства и заключение новогосоюзного договора. Все это объективно работало на демократов. К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изменилась.Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выборы в республикахприведут к победе радикальных сил («Демократическая Россия», РУХ и другие),которые сразу же - по примеру Прибалтики - постараются занять независимуюпозицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг,против которого он и его единомышленники выступали еще несколько месяцевназад. Используя свой авторитет в возглавляемом им Верховным Совете СССР,он сумел - при сопротивлении Межрегиональной депутатскойгруппы - провести решение об учреждении поста Президента СССР. СтавПрезидентом, Горбачев получил широкие политические полномочия и тем самымсильно укрепил свою власть в стране. Затем политическая борьба перешла на государственный уровень. Сложилосьфактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структурыне могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться междусобой. «Война законов» между Союзом и республиками велась с переменнымуспехом и к зиме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическимисобытиями в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзногобюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономики,межнациональной конфронтации между республиками и внутри их. В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях общества. Послетого,как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришлидемократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Болеетого, демократия явственно вырождалась в анархию, усиливая тоску по«сильной руке». Подобные настроения овладели и Верховным Советом СССР: вдекабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировалПрезиденту дополнительные полномочия, а заодно - дополнительнуюответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинетминистров, в котором ключевые посты заняли представители «просвещенной»бюрократии и военно-промышленного комплекса. Говоря о СССР, нужно сделать существенную оговорку, насчет первогопрезидента Советского Союза, которым стал Михаил Сергеевич Горбачев,поскольку это тоже сыграло свою роль в истории СССР, в частности в распаде.Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе небыло предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самогоМихаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой, недоступнойпростому смертному аппаратной игры победу одержала именно его команда. Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того,чтобы идеологически обосновать свою борьбу со «склеротическимигеронтократами», старой партийной гвардией, он вынужден был провозгласитькурс на обновление социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС.Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании,начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженныйотдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руководилтеперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился сосвоей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты. На этом все партийные «перестройки» до Горбачева, как правило,заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генсекпочувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатураприпасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройкапродолжается. Однако «свалить» Лигачева на партийной арене оказалось не так-топросто, и Горбачеву, в конце концов, пришлось создавать альтернативныеструктуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобыдержать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на двух стульяхсразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу: партократов всегда можнобыло припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС. Борьба на политической арене страны шла главным образом вокруг двухпунктов. Первый - общий сценарий развития перестройки. Будет ли этопостепенное врастание сложившихся структур управления в рыночное хозяйствои введение государственно-бюрократического капитализма «сверху»? Или же,напротив, ликвидация этих структур и стихийное формирование капитализма«снизу»? Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо непопулярныхмер, то ответственность за их принятие и все, связанные с ними издержкивозлагаются, как правило, на политических противников. Чаще всего в роли«козла отпущения» выступал Центр. Это проявлялось, например, в ходеполитического скандала, который разразился в Верховном Совете России, когдасоюзное правительство обнародовало решение о введении договорных цен на рядтоваров (в ноябре 1990 года). А между тем это решение было согласовано и сБ.Н. Ельциным, и с И.С. Силаевым. Известны и обратные случаи, когдаЦентр сам находил «козла»: введенный по указу Президента пятипроцентныйналог с продаж, изъявший из кармана населения только за январь-февраль 1991года чуть менее миллиарда (931.5 млн.) рублей, «свалили» на Совет МинистровРСФСР. К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни коммунисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдельности, добитьсяпозитивных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере. Главное - онине могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые - потомучто в значительной степени утратили поддержку народа, вторые - потому чтопосле своих первых побед успели подрастерять многих своих приверженцев. Понимание необходимости политического компромисса наблюдалось как водном, так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы (и даже коммунисты-консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих документах второй половины 1990года призывали к гражданскому согласию, выражали готовность создать непросто блок сил «социалистической ориентации», но пойти на союз со всемидемократическими партиями и движениями. Их оппоненты, хлебнув лиха врешении практических вопросов, с которыми они столкнулись, придя к властина местном, а кое-где и на республиканском уровне, похоже, также быливнутренне готовы к сотрудничеству. Идея компромисса с частью аппарата ицентром и создания сильной исполнительной власти - такой, например,лейтмотив декабрьской программной статьи Г.Х. Попова, озаглавленной не безпретензии: «Что делать?»*. Идея гражданского согласия путем приостановкидействия иди полного роспуска всех политических партий стала к концу 1990года популярной и замелькала на разных флангах либерально-демократическогодвижения. Об этом говорили и А.А. Собчак, и лидер либерально-демократической партии России В.В. Жириновский. Либералы, по всейвидимости, поняли, что их время истекает, так и не начавшись. Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз.Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласивлозунг «Вся власть - Советам!», реформаторы даже не задумывались над тем,что Советы, которые перестали быть приводными ремнями КПСС, не в состоянииорганизовать нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС острокритиковала «некомпетентных демократов», не умеющих наладить работу техСоветов, в которых им принадлежит большинство. «Некомпетентные демократы»кивали на «саботаж» со стороны прежней правящей касты –аппарата исполнительной власти, мафиозных структур. Однако суть делаглубже. Политический кризис конца 1990 года - результат не стольконекомпетентности или саботажа, сколько отжившего типа государственности. Каждая политическая сила стремилась искать собственный выход из этогокризиса. Болезненнее всего на него реагировали «государственные сословия» -те слои, само существование которых было поставлено сейчас на карту. Онивсе энергичнее подталкивали Президента и Верховный Совет СССР кустановлении, авторитарного президентского режима при номинальной советскойвласти. Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на это. Оннуждался в поддержке, но получить ее было ниоткуда: КПСС утратиламобилизационные способности, а с либералами сотрудничество не сложилось –сказалось инерция конфронтации. Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансформации режимаедва ли удалось избежать. Ибо либералы - во всяком случае, те из них, ктоделает погоду на*"Огонек", 1990, NN 50,51политическом небосклоне, рассматривали усиление исполнительной власти,авторитарные методы перехода к рыночному хозяйству как нечтодолговременное, а не как временную тактическую меру, поэтому, строгоговоря, не только демократами, но и либералами они являлись разве что вкавычках. Достаточно было прочесть проект Конституции России, чтобыувидеть: тоталитарный режим предполагается заменить не всеобщейдемократией, но авторитарной властью. При этом, однако, в отличие откоммунистов-реформаторов, либералы нацеливались на изменение фундаментаполитической системы, на трансформацию советской власти в парламентскуюреспублику. 1990 год ознаменовался односторонним решением некоторых союзныхреспублик (в первую очередь прибалтийских) о самоопределении и созданиинезависимых национальных государств. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на этирешения, в конечном счете, не имели успеха. По стране прокатилась волнапровозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своихпрезидентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться отдиктата центра, объявив о своей независимости. Реальная опасность неуправляемого распада СССР, грозящаянепредсказуемыми последствиями, заставляла центр и республики искать путь ккомпромиссам и соглашениям. Идея заключения нового союзного договора былавыдвинута народными фронтами Прибалтики еще в 1988 г. Но до середины 1989г. она не находила поддержкини у политического руководства страны, ни у народных депутатов, еще неосвободившихся от пережитков имперских настроений. В то время многимказалось, что договор – не главное. Окончательно центр «дозрел» доосознания важности Союзного договора лишь после того, как «парадсуверенитетов» до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденциинабрали силу. Нельзя не упомянуть о путче в 91 году, поскольку он ускорил процессразвала СССР, то есть, после путча СССР прекратил фактически своесуществование. Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договораподтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как соглашениелишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. Согласносекретной договоренности М. Горбачева с Б. Ельциным и ПрезидентомКазахстана Н. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ В.Крючкову, после подписания договора предполагалось заменить премьер-министра СССР В. Павлова Н. Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министраобороны, самого Крючкова, и ряд других высокопоставленных лиц. Однако, в ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев былнасильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников, вкоторую входили вице-президент Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков,министр обороны Д. Язов, премьер-министр В. Павлов образовали самозваный,неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР(ГКЧП). Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны, главным образом в РСФСР,вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации,забастовки. Приостанавливалась деятельность демократических партий иорганизаций, газет, устанавливался контроль над средствами массовойинформации. Но, только три дня ГКЧП смог продержаться у власти, с первых днейнатолкнувшись на активное сопротивление россиян. События 19-21 августа 1991 г. изменили страну. Ушла в прошлоеперестройка как «революция сверху» в рамках старой системы с ее ориентациейна раз и навсегда сделанный социалистический выбор. Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР. Всепопытки М.С. Горбачева возобновить работу по подписанию нового Союзногодоговора оказались безуспешными. Украина и Белоруссия проголосовали занезависимость своих республик и отказались от подписания Союзного договора.В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. 8 декабря1991 г. под Минском президентами Украины, Белоруссии и России былоподписано Беловежское соглашение об образовании Содружества НезависимогоГосударств. Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кромеПрибалтики и Грузии). Подписанием этого договора заканчивалосьсуществование Советского Союза как единого государства. Президент СССРГорбачев был вынужден сложить свои полномочия. Итак, из всего выше сказанного, можно понять, что причин, какобразования, так и распада было больше, чем мы могли себе представить.Естественно, что причинами образования послужило то, что власти хотелицентрализованного государства во главе с коммунистической партией, в этомбыли и свои плюсы, и свои минусы. Однако, это союзное государство неприказало долго жить. В распаде СССР прежде всего виновата правящаяверхушка. Власть перенесла острейший кризис, после которого все попыткивосстановления прежней системы не приводили к успехам. Пересталасуществовать единая партийная система, появились другие партии. Послекризиса многие республики просто не захотели терпеть диктатуру центральнойвласти, им нужна была своя власть, независимость, в конечном счете онипризнавали свой суверенитет и больше не относились к СССР. Это был еще одинудар по центру. Разрабатывались новые соглашения и декларации, властипытались удержать все на месте, но эта политическая система уже отжиласвое. В результате СССР распалось, а к власти пришли демократы. Целью моего реферата было: показать основные причины образования ираспада СССР. Я считаю, что я показал то, что посчитал нужным. О такихвещах, можно много говорить, поскольку данная тема очень актуальна в нашидни, в связи с новыми политическими кризисами. Историю СССР можнорассматривать, как пособие для политиков, которые могут найти что-тополезное, или же просто исключить ошибки прошлого, из политики настоящего,дабы не повторилось то, что мы видели. Список используемой литературы: 1. Международный ежегодник: политика и экономика, 1991 2. «Московский комсомолец», выборочно 1990-1991 3. «Аргументы и факты», выборочно 1990-1991 4. «Перспективы», апрель 1991 5. «Деловые люди», октябрь 1990, январь 1991 6. Материалы XVII Съезда КПСС 7. «Страницы истории советского общества», 1989 8. «Историки спорят. Тринадцать бесед» - Изд. Политиздат 1988 9. «Пособие по истории СССР» Изд. Москва 1987 10. Н. Верт «История Советского Государства» 11. Ш. Мунчаев «Политическая история России»




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Ссср: причины образования и распада iconТема. Распад СССР примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. С. 55-56. Причины распада СССР баланс достижений и проблем
Примаков Е. М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011. – С. 55-56. Причины распада СССР – баланс достижений и проблем
Ссср: причины образования и распада iconКак изменилось эгп россии после распада СССР
Снг), целью образования которого являлось восстановление в новых экономических условиях, культурно – исторических связей и общей...
Ссср: причины образования и распада iconСсср: причины образования и распада
Ссср, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории...
Ссср: причины образования и распада iconОглавление последствия распада СССР 3
Советского Союза. Все эти последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкой дифференциации общества...
Ссср: причины образования и распада iconОбразование СССР
Говоря о ссср, можно сказать, что это был весьма сложный и непонятный период в истории нашего государства. И, лишь поэтому, причин...
Ссср: причины образования и распада iconИстория распада СССР

Ссср: причины образования и распада iconПроцессы распада СССР

Ссср: причины образования и распада iconДополнительные материалы (таблицы) по теме «Россия в мире». Таблица Министры иностранных дел 1990-е годы (ссср и Россия)
Сша акватории Берингова моря по разделительной линии Шеварднадзе — Бейкера. В ноябре 1991 года по приглашению М. Горбачёва вновь...
Ссср: причины образования и распада iconВведение Глава Процесс распада СССР

Ссср: причины образования и распада iconКак изменилось эгп россии после распада СССР

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы