Политические и правовые учения Древней Греции icon

Политические и правовые учения Древней Греции



НазваниеПолитические и правовые учения Древней Греции
Дата конвертации02.07.2012
Размер110,1 Kb.
ТипРеферат
Политические и правовые учения Древней Греции


Всемирная история политических и правовых учений - одна из важныхсоставных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрированбольшой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основныенаправления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы,права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказываетзаметное влияние на современные политические и правовые воззрения. Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслителиДревней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода кпроблематике государства, права и политики. Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход отмифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическомуспособу его познания и объяснения. Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить натри этапа: ~ ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государсства и права; ~ период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли; ~ период эллинизма (вторая половина IV - II век до нащей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадения греческих полисов под власть Македонии и Рима. Остановимся подробнее на каждом из этих периодов. На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мирносят мифологический характер. В эти времена политические и правовыевзгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собойсоставную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифегосподствует представление о божественном происхождении существующихотношений власти и порядка. Право и закон ещё не выделились в особую сферунорм и существуют в виде аспекта религиозно одобряемого порядка частной,общественной и государственной жизни. В законах этого времени теснопереплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественномупервоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам -правителям. Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольнодлительного существования раннеклассовых обществ и государств. Древние мифытеряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической иполитико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера иГесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и сменаверховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов ихправления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношенияхмежду богами. но и в их отношениях к людям, во всём порядкепорядке, формахи правилах земной общественной жизни. Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализациипредставлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческихделах и отношенияхполучают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецовДревней Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант,Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецысформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этическиеи политические сентенции, максимымирской практической мудрости. Мудрецынастойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливыхзаконов в полисной жизни. Многие их них сами были активными участникамиполитических событий, правителями или законодателями и приложили немалоусилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов.Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная чертаблагоустроенного полиса. Так, наилучшимгосударственным устройством Биантсчитал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бытирана. С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовыхпорядков на филосовских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит,Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывалиаристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственнойэлиты. Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учениео числах. Число, по их представлениям - это начало и сущность мира. Исходяиз этого они пытались выявить цифровые (математические) характеристики,присущие нравственным и политико-правовым явлениям. При освещении проблемправа и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработкупонятия “равенство”, столь существенного для понимания роли права какравной меры при регулировании общественных отношений. Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным заравное. Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуютсправедливые законы. Законопослушание они считали высокой добродетелью, асами законы - большой ценностью. Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию. Критикуя её, ониотмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства,начальства и надлежащего воспитания. Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могутбыть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок игармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строячеловеческой жизни. Автором одной из таких идеальных моделей полиса был ФалейХалкедонский, который утверждал, что всякого родавнутренние беспорядкивозникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнутьсовершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельнуюсобственность всех граждан. Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Миробразовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, ачерез борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, обнако,большинство людей не понимают всеуправляющего разума, которому надоследовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных,лучших и худших. Социально-политическое неравенство оправдывается им как неизбежный,правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию,где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших.По его мнению для формирования и принятия закона вовсе не обязательновсеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - егосоответствие всеобщему логосу (всеуправляющему разуму), понимание чегоодному (лучшему) более доступно, чем многим. Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита, оказавшихзаметное влияние на последующих мыслителей, является выбор имиинтеллектуального (духовного, а не природного) критерия для определниятого, что есть “лучший”, “благородный”, “добронравный” и т.п. (всё это -символы “аристократа”). Благодаря такому переходу от аристократии крови каристократии духа, сама она превращалась из замкгутой касты в открытыйкласс, доступ в который был поставлен в зависимость от личных достоинств иусилий каждого. Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мересодействовало углубление философского и социального анализа проблемобщества, государства, политики и права. У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотретьвозниконовение и становление человека, человеческого рода и общества какчасть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процессалюдипостепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь насвой собственный опыт, приобрели все свои основные знания и умения,необходимые для общественной жизни. Таким образом, человеческое общество появляется лишь после долгойэволюции как результат прогрессивного изменения исходного природногосостояния. В этом смысле общество, полис, законодательство созданыискусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождениепредставляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо исправедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должныбыть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для сохранениягосударственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь,взаимозащита и братство. Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людейв полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимысоответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону.Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздатьприсущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точкизрения мудрому человеку подобные законы не нужны. В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико-правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софистыбыли платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства иправа. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокимии смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики,этики, политики и права. Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различныефилософские, политические и правовые взгляды. Различали два поколениясофистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.) и младших(Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших софистовпридерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистовнаряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных формправления (аристократии, тирании). Принципиальным критиком софистов был Сократ. Уже при жизни он былпризнан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с темвоспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительскоедело. Сократ задимался поисками рационального, логически-понятийногообоснования объективного характера этических оценок, нравственной природыгосударства и права. Обсуждение морально-политической провлематики Сократподнял на уровень понятий. Тем самым закладывались начала собственнотеоретического исследования в данной области. Сократ различал естественное право и закон полиса, но он считал, чтои естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Своимпонятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно этуразумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этомпути он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного. В плане практической политики сократовские идеи означали правлениезнающих, т.е. обоснование принципа компетентного правления, а втеоретитческом плане - попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства. Учеником и последователем Сократа был Платон. Государство трактуетсяим как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей вземной общественно-политической жизни - в полисе. В своём диалоге “Государство” Платон, конструируя идеальноесправедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по егопредставлениям, существует между космосом в целом , государством иотдельной человеческой душой. Справедливость состоит в том, чтобы каждоеначало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того,справедливость требуетиерархической соподчинённости этих начал во имяцелого: способности рассуждать подобает господствовать; яростному началу -быть вооружённой защитой, подчиняясь первому началу; оба этих началауправляют началом вожделеющим, которое “по своей природе жаждет богатства”. Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общимипотребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшееудовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданамигосударства.. Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этимон разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное исправедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мыслипосле Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Онпредпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика какнаука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политикипредполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности,знание этики. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, ноте же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёткак начало политики, введение к ней. Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую ираспределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является“арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа - областьгражданского-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д.Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрическогоравенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорциональновкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное,так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью,деньгами). Основным итогом этических исследований, существенным для политики,является положение о том, что политическая справедливость возможна лишьсвободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеетцелью их самоудовлетворённость. Государство, по Аристотелю, - продукт естественного развития. В этомотношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, каксемья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собоювсе остальные общения. В политическом общении все другие формы общениядостигают своей цели и завершения. Человек по своей природе существополитическое, и в государстве завершается развитие этой политическойприроды человека. Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился вучениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней третиIV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадаютсначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонскогоположили началоэллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. Политико-правовая мысль этого периода нашла своё выражение в ученияхЭпикура, стоиков и Полибия. По своим философским воззрениям Эпикур был продолжателематомистического учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается посвоим собственным законам, без участия богов. Этика - связующее звено между его физическими и политико-правовымипредставлениями. Этика Эпикура носит индивидуалистический характер. Свободачеловека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Главная цель государственной власти и основания политическогообщения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей,преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда.Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении оттолпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром какрезультат договора людей между собой об их общей пользе - взаимнойбезопасности. Основателем стоицизма был Зенон.мироздание в целом, согласностоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующееначало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего вмироздании”. Судьба в учении стоиков выступает в качестветакого”естественного закона”, который имеет в то же время божественныйхарактер и смысл. В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественноетяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. государство,следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное,условное, договорное образование. Отталкиваясь от универсального характера естественного закона стоикиобосновывалипредставление о том, что все люди - граждане единого мировогогосударства и что человек - гражданин вселенной. Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия -греческого историка и политического деятеля. Для него характерен государственнический взгляд на происходящиесобытия, согласно которому то или иное устройство государства играетопределяющую роль во всех человеческих отношениях. Историю возникновения государственности и последующей сменыгосударственных форм Полибий изображает как естественный процесс,совершающийся по “закону природы”. Всего имеется шесть основных формгосударства, которые в порядке их естественного возникновения и сменызанимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания,аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основныхначал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь исоответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей иправильным устройством их государственной жизни. Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитиесоциально-политической мысли. Древнегреческие мыслители былипервооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания.Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историюфилософской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундаментаи формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории ипрактики. ЛИТЕРАТУРА :1. Бурханов Р.А. Политические учения античности. : Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: издательство Нижневартовского педагогического института, 1995.2. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.3. История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С.Нерсесянца. М. : Инфра-М, 1996.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политические и правовые учения Древней Греции iconПолитические и правовые учения Древней Греции
В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих...
Политические и правовые учения Древней Греции iconЕ. Стариченко Политические и правовые учения в Древней Греции
В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих...
Политические и правовые учения Древней Греции iconПолитические и правовые учения в древнем мире

Политические и правовые учения Древней Греции iconПолитические и правовые учения Томаса Гоббса

Политические и правовые учения Древней Греции iconПолитические и правовые учения в Древнем Риме

Политические и правовые учения Древней Греции iconПолитические и правовые учения во второй половине 17-18вв

Политические и правовые учения Древней Греции iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения московский государственныйтехническийуниверситет им. Н. Э. Баумана. Реферат по политологиидемократия древней греции

Политические и правовые учения Древней Греции iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения Демократия Древней Греции. Пути и возможности достижения
Все в современном мире «помешаны» на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться...
Политические и правовые учения Древней Греции iconУрок физкультура + история по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической...
Политические и правовые учения Древней Греции iconФилософия Древней Греции
Философия древней Греции Греческая философия в VII vi веках до н э и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы