Политика реформ и экономическая безопасность России icon

Политика реформ и экономическая безопасность России



НазваниеПолитика реформ и экономическая безопасность России
Дата конвертации02.07.2012
Размер370.78 Kb.
ТипРеферат
Политика реформ и экономическая безопасность России


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Казанский институт управления, экономики и права экономический факультет КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: Политика реформ и экономическая безопасность в России Выполнила: студент Индейкина И.П. Содержание.Ведение 31. Политика реформ в России 41.1. Суть переходного процесса в экономике России 41.2. Результаты I этапа реформ 5 1.2.1. Причины неудач I этапа реформ 61.3. Новый этап экономических реформ 82. Экономическая безопасность России 112.1. Общее понятие 112.2. Характеристика основных ее показателей 132.3. Экономика России с точки зрения экономической безопасности 152.4. Пути обеспечения экономической безопасности России. 18Заключение. 22Приложение 1. 23Приложение 2. 24Приложение 3. 26Список использованной литературы. 27 Ведение Данная работа посвящена одной из самых животрепещущих проблемсовременной России – оценки процесса реформирования экономики России и ееэкономической безопасности. От решения этих проблем зависит, вернет лиРоссия себе место среди ведущих держав мира, или станет одной изслаборазвитых стран «третьего мира». И это не просто политическое состояниестраны, от этого зависит благосостояние всего народонаселения и будущеенаших детей. В данной работе мною были проведены следующие работы: V попытка критически оценить путь реформ, V проанализировать их ход, V рассмотреть достижения и неудачи V и выявить причины неудач и методы их преодоления. Мною были изучены данные Государственного комитета по статистикеРоссийской Федерации, и произведен их анализ. Изучены работу теоретиков ипрактиков экономики, как принимавших участие в проведение реформ, так и ихпротивников. Отдельный раздел посвящен экономической безопасности России, как вплане необходимой составляющей экономических реформ, так и как отдельнойчасти общей политики страны. Оценка экономической безопасности дается сточки зрения как прямых факторов влияния, таких как, внешний долг,уклонения от налогов («черный» рынок), отношения ввозимых товаров, кпроизводимым, продовольственная безопасность с точки зрения импортапродукции и т.п., так и с точки зрения косвенных факторов, таких какразвитие высокоинтеллектуальных технологий, обучения, социальной сферы ит.п. В результате работы получилась целостная картина сути экономическихпреобразований, пути их дальнейшего развития и роль политики экономическойбезопасности для защиты достижений реформ и дальнейшего их продолжения.1. Политика реформ в России Резкое падение эффективности Советской экономики, а потом и еебезропотный развал в очередной раз выдвинули вопрос о реформах. Повторяясь,снова скажу, что реформы для России – дело привычное. Можно даже сказать,что Россия избалована реформами. Пожалуй, россияне всех поколений, так илииначе, испытывали на себе тяготы реформ или их последствий. В то же времяреформы никогда не приносили социального облегчения гражданам. Особенно невезло рыночным реформам.
Ни одна реформа не была завершена, ни одна непривела к созданию развитой рыночной системы в национальной экономике.Каждый раз очередной реформатор надеется, что именно он, именно сейчассумеет сделать то, что до него не смог сделать никто. И каждый раз рыночныереформы или прекращаются, или медленно замирают, или заменяются попятным, ато и реакционным движением. Реформаторы 90-х годов знали предшествующий опыт. И сделали еще однупопытку. В 1992 году, так или иначе, в нашей экономике действительно началисьрыночные подвижки. Всю теоретическую и практическую работу по реализациирыночной реформы взяла на себя группа молодых специалистов во главе с Е.Т.Гайдаром. Среди помощников Гайдара были и иностранные эксперты, вчастности, американский экономист Дж. Сакс. Но все-таки, если быть объективными: некоторые положительныерезультаты рыночного реформирования граждане России уже ощутили. Преодолен изматывающий рыночный дефицит. Парадокс насыщенностипотребительского рынка заключается в том, что при наличии экономическогороста граждане России перманентно ощущали дефицит каких-либо благ№. Теперьже рынок полон. Не надо быть специалистом, чтобы понять: в нашей странерезко упал платежеспособный спрос. Преодолено несправедливое выравнивание доходов предприятий иработников в условиях всеобщей бедности, при которой труд и способностидестимулировались.1.1. Суть переходного процесса в экономике России На первом этапе переходного процесса (1992-94 годы) шла адаптацияденежной массы к новой системе денежного обращения. В результатеопережающей эмиссию гиперинфляции она сократилась с 65% ВВП до 9% то есть всемь-восемь раз. На втором этапе, параллельно с первым (1992-1996 годы) шла адаптациянационального производства к новому объему эффективно обращаемой денежноймассы. Фактически имел место сброс "высоких сфер" индустрии и формированиеструктуры, характерной для индустрии стран тртьего мира. Производствосократилось за этот срок в шесть, а не в расчетные десять раз за счетспонтанного возникновения компенсаторного механизма эмиссии предприятиямипсевдоденег (т.н. неплатежей), объем которых превышает рублевую массу почтивтрое, но характер обращения не позволяет осуществлять полноценные расчеты.На третьем этапе (1993-2003 годы) идет адаптация национального богатства кновому объему производственных возможностей. Поскольку при новом уровнепроизводства амортизировать оставшийся с советских времен объемнационального богатства невозможно, он должен сократиться примерно в пятьраз. Основной спад пришелся на производственные основные фонды, но и износжилого фонда превышает сегодня 50%. В ближайшей перспективе выйдет из строя50% жилого фонда. За прошедшие с начала реформ годы уровень жизни упал в четыре раза,уровень доходов населения в неизменных ценах - тоже в четыре раза, объемматериального производства - в шесть раз. При этом формально исчисляемыйВВП, правда, упал только в два с половиной раза, но это лукавство:изменилась методика его исчисления. Две трети его составляют сегодняуслуги, цены на которые выросли не в 10-12 тысяч раз, как на товары, а в100-150 тысяч раз. Если считать ВВП в сопоставимых ценах, он уменьшился нев два с половиной, а в те самые четыре раза, что и уровень жизни. Сумма потерь, которую можно оценить как объем недопроизведенного засемь лет ВВП, достигает примерно 4 триллиона долларов. Объем национальногобогатства (основные фонды, имущество населения) сократился в результатеневозмещенного износа с примерно 5,4 триллионов долларов до 2,6 триллионовдолларов, то есть более чем вдвое. Расходы на социальные нужды сократились в 10-20 раз, на развитиеэкономики - в сотни раз, на оборону - в десять раз, на содержаниегосаппарата выросли в полтора раза, на содержание правоохранительныхорганов выросли в два с половиной раза. СССР оставил России 80 миллиардов долларов внешнего долга. Сегодняшниедолги России перевалили за 200 миллиардов. При тогдашнем уровне доходовСССР легко обслуживало свой долг. Долг РФ стал сегодня непосильной ношей.1.2. Результаты I этапа реформ Как бы мы скептически не относились к перспективам рыночногореформирования, продвижения к рыночной системе уже началось. Можнопроследить основные способы этого продвижения и обозначить некоторыерезультаты. Еще при М. Горбачеве, в декабре 1990, в России принят Закон опредприятии и предпринимательской деятельности, который разрешал утверждатьразличные фонды, частных корпоративных и паевых предприятий. Закон создавалдостаточные юридически основания для развертываниячастнопредпринимательской деятельности, но экономических основ пока созданоне было. В январе 1992 года были либерализованы цены. Цены на большинствотоваров и услуг было «отпущены на рыночную волю». С одной стороны - этобыла смелая мера, способствовавшая быстрой «рыночной выучке». С другой –это была очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жесткомонополизированной. В результате рыночную ценовую свободу получилимонополии, которые по определению могут назначать цены, в отличие от фирмфункционирующих в конкурентной среде, и способных лишь приспосабливатьсяуже к имеющимся ценам. Результат не замедлили сказаться. Цены подскочили в2000 раз в течение года. В России появился новый враг номер 1 – инфляция. Рост цен происходил на фоне жестких ограничений денежной массы.Государству, предприятиям и населению в буквальном смысле слова нечем былоплатить за потребляемые товары и услуги. Начался длительный инепреодоленный до 1998 года процесс неплатежей. Внук большевика, сынкоммуниста Е. Гайдар по-большевитски решил проблему «лишних денег» унаселения: он их конфисковал с помощью инфляции. Вклады граждан всберегательные банки не были индексированы и пропали, деньги находившееся«на руках» мгновенно обесценились. Народ, ради которого, как говорилиосуществлялась реформа, был просто ограблен. Правда, правительству иЦентральному банку приходилось принимать компромиссные меры, чтобы как-тоснизить степень финансового ужесточения. Борьба с инфляцией велась и ведется сейчас самым простым способом –ограничением денежной массы в обращении. С одной стороны это действительнопривело к падению темпов инфляции, но с другой – к резкому сокращениюинвестиций в реальный сектор. Нельзя, в самом деле, вкладывать впроизводство то, чего нет. Хотя теоретически считалось, что победа надинфляцией автоматически приведет к росту инвестиционной активности. В 1992 году был сделан еще один решительный шаг на пути рыночныхреформ: проведена массовая приватизация государственной собственности. То,что без приватизации невозможно создать полусубъектную экономику, невызывает сомнений, поскольку речь идет о рыночной реформе. Но формыосуществления приватизации могут быть различными. В России был выбранспособ бесплатной ваучерной приватизации. Рыночная экономика создаваласьнерыночными методами.[1] Ваучерная приватизация была названа её идеологом иреализатором, а Б. Чубайсом «народной приватизацией». Однако народ с самогоначала довольно скептически к идее приватизации. В результате произошло то,что и должно было произойти: государственная собственность оказалась вруках тех, кто имел деньги либо сумел «конвертировать» управленческуювласть в собственность. В советские времена деньги были или у крупныхменеджеров, директоров предприятий или у государственных чиновников,распоряжавшихся государственными финансовыми ресурсами или, наконец, укриминальных структур, часто блокировавшихся с теми и другими. В результате произошел обвал инвестиционной деятельности. Государствоуже не могло ничего вкладывать, а частный собственник не хотел этогоделать. Многие сочли более надежным и эффективным для себя вывоз капитала.Экономика стала двигаться по замкнутому кругу: нет инвестиций – нет прибыли– нет накоплений – нет инвестиций[2]. Несомненным успехом реформаторов было создание рынке жилья благодаряприватизации государственного жилищного фонда. Правда и здесь не обошлосьбез социальной несправедливости Владельцы комфортабельного современногожилья стали собственниками хороших квартир, а у кого были старые«развалюхи», те их и присвоили.1.2.1. Причины неудач I этапа реформ Главной причиной, является неверно избранный изначально курс реформ.Самое важное: некомпетентность руководства страны, иначе мне не объяснитьтого факта, что в области денежного обращения изначально создананеэффективная система денежного обращения, порождающая денежный дефицит иперманентный коллапс экономики и бюджета. Ориентация на открытостьэкономики в условиях догоняющего развития никогда еще не способствовалаэкономическому подъему. Одной из важнейших причин неспособности сформировать эффективнуюэкономику является недооценка ей этнокультурной и ландшафтнойобусловленности, соприродности хозяйствования. В то же время ландшафтнаяобусловленность культуры и форм экономики давно является предметомисследования историков. Не касаясь общетеоретической стороны вопроса, имеет смысл указать наопределенные особенности любой экономической модели в России, обусловленныеприродными условиями. Прежде всего, важнейшую роль играет климат. Холодныйконтинентальный климат практически на всей территории диктует принципиальноиную структуру энергопотребления, чем в Европе (даже северной), США илиЯпонии. Энергозатратность производства и быта была, есть и будет в Россиизначительно выше, чем в других странах. В этих условиях влияние структуры издержек производства порождаетсовершенно иную структуру цен при любом механизме формирования - будь эторыночное равновесие или затратный механизм. Цены на энергоносители навнутреннем рынке должны быть неизбежно ниже относительно продуктовобрабатывающей промышленности и услуг, чем в любой другой стране. Огромные пространства России и низкая плотность населения приводят котносительной дороговизне транспорта и собственно труда (аналогичнаяситуация была в экономике США конца XIX - начала XX века). В этих условияхотносительная цена сырья ниже цены продуктов обработки и услуг, чем всреднем в мире (в США имело место то же соотношение). Таким образом, структуры цен в России и на мировом рынке принципиальнонесводимы. Разница в ценовой структуре на внутреннем и внешнем рынке должнаиметь механизм поддержания равновесия. В плановой экономике это былмеханизм внешнеторговой монополии. В саморегулирующейся экономике это можетбыть механизм вывозных пошлин на энергоносители и сырье. Поскольку ситуация изначально принципиально неравновесна, то возникдинамический процесс "вымывания" из экономики дешевого сырья иэнергоносителей. Они стали главным предметом экспорта, а обрабатывающаяпромышленность стала принципиально неконкурентоспособной. Курс рубля, устанавливающийся внешней торговлей, оказался привязан ксоотношению цен на энергоносители. В результате на внутреннем рынкеустановились неоправданно высокие цены на продукцию обрабатывающейпромышленности и услуги. Эти цены превышают примерно в 2 раза уровеньГермании и в два с половиной - уровень США. Такое положение стало дополнительным источником обнищания населения ирезкого ослабления позиций страны в мире. Результатом этой политики былорезкое снижение цен на сырье и энергоносители на мировом рынке, создавшеедиспропорции экономического развития. Во всех этих явлениях наблюдаются важные тенденции. Социальная сферавыходит из системы рыночных отношений, становится самостоятельной исамоценной зоной нерыночных распределительных отношений. С другой стороны –рабочие все больше вовлекаются в процесс принятия решений на производстве,приобщаются к участию в прибылях, к собственности. Даже российские марксисты начинают признавать, что «историячеловечества свидетельствует о взаимодействии тенденций либерализации исоциализации человеческого общества, постепенном размывании граней «свои –чужие», классовых, этнических, конфессиональных, государственныхбарьеров»[3]. Как было бы хорошо, если бы все экономические проблемы можно былорешать просто и быстро. В результате так называемых рыночных реформ: - сузилась сфера товарно-денежных отношений; - получили развитие бартерные сделки, прямой продуктообмен; - все больше распространение получают денежные суррогаты; - государство теряет контроль над движением денежных средств, что приводит к массовому оттоку финансовых ресурсов из реального сектора экономики, во-первых, из страны, - во-вторых. Таким образом, результаты рыночных реформ входят в противоречие с ихцелями.1.3. Новый этап экономических реформ После глубокого и длительного спада в России уже третий годнаблюдается экономический рост. В соответствии с законами диалектики кризисавгуста 1998 г. нес в себе не только разрушительный, но и созидательныйпотенциал. Девальвация рубля означала резкое удорожание импорта и повышениеконкурентоспособности отечественной продукции по издержкам производства иценам. Более сильного импульса для производства невозможно придумать. Этостало проверкой способности производителей реагировать на стимулы иобеспечивать рост. И их готовность не заставила себя ждать. Рост наступил.Ему помогала также благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и другиестатьи экспорта. По достигнутым результатам особенно выделяется 2000 г., когда приростВВП составил 7,7%, продукции и услуг пяти базовых отраслей – 8,промышленной продукции – 9%. Рост охватил (хотя и в разной степени) почтивсе отрасли промышленности. Розничная торговля увеличилась на 8,9%, внешнеторговый оборотповысился на 29,7%, реальные располагаемые денежные доходы населениявозросли на 9,1%, а реальная начисленная заработная плата поднялась на22,5%. Соотношение двух последних показателей дает основание предполагать,что часть заработной платы начинает выходить из “тени” в сферу легальнойэкономики. Положительное сальдо внешнеторгового баланса (69,1 млрд долл.)почти на 2/3 превысило неплохой результат предыдущего года. Валютныерезервы выросли с 11,2 млрд. долл. в августе 1999 г. до 29 млрд в началефевраля 2001 г., превзойдя достигавшийся до этого максимум. Постепенно снижается банковский процент. С конца 2000 г. ставкарефинансирования Центрального банка упала до 25%. Ставки же по кредитамвопреки всем предшествующим тенденциям и правилам составили еще меньшуювеличину – 23% в июне 2000 г. Реальные же ставки по депозитам являютсяотрицательными, что приводит к обесценению накоплений. Таким образом, впервые за время реформ наблюдаются многиеположительные явления в состоянии экономики и ее динамике. Появившиеся позитивные тенденции не дают, однако, оснований дляуспокоенности. Во-первых, заметный рост после масштабного спада, особенно при наличиизначительных незагруженных мощностей, - естественное явление. Во-вторых, появляются признаки того, что импульс, вызванныйдевальвацией рубля, практически исчерпан и рост существенно замедляется,если не сходит на нет. В-третьих, ненадежность достигнутых результатов определяется тем, чторазвитие российской экономики продолжает находиться под огромным влияниемвнешних факторов, слабо зависящих от усилий предпринимателей и государства.Речь идет о мировых ценах на нефть и другие виды топлива и сырья,составляющие основу российского экспорта, и большом внешнем долге. Таким образом, и постепенное исчерпание текущих возможностейэкономического роста, и острота внешних опасностей свидетельствуют, чтострана снова находится перед дилеммой: жить под угрозой оказаться надлительное время в состоянии застоя или принять энергичные меры по созданиюусловий для достаточно высокого и устойчивого роста, без которогоневозможно рассчитывать на какое-либо приемлемое решение острейшихсоциальных проблем. Главное – избавляться в принципе от угрожающей внешней зависимости.Способ один - повышение конкурентоспособности российской продукции,особенно в сфере переработки. Следовательно, на первый план выходит непросто экономический рост, а его качество. Повышение конкурентоспособности требует обновления производства. Дляэтого нужна глубокая и комплексная реструктуризация – банковской системы,бюджетной сферы, естественных монополий, отраслей, предприятий. Последняясоставляет основу всего процесса повышения качества производства. Затем встает более сложная задача – дальнейшее сокращение фактическихгосударственных расходов как условие ослабления налогового бремени иулучшения инвестиционного климата на перспективу. Снижение уровняналогообложения неизбежно пройдет несколько стадий. Первым шагом явиласьпринятая Государственной думой вторая часть Налогового кодекса, позволяющаяпровести в жизнь радикальную налоговую реформу. При всех обстоятельствах возможности одноразового прямого сниженияналогов ограничены. В ходе нынешней налоговой реформы намечается сократитьналоговое бремя на 2% по отношению к ВВП. Это много для бюджета и мало дляпроизводителей. Поэтому дальнейшее уменьшение налоговой нагрузки напроизводство будет зависеть от сокращения самих государственных расходов.Поскольку возможности непосредственного урезания отдельных расходов давноисчерпаны, их снижение может быть обеспечено только на основе глубокогореформирования всей бюджетной сферы, учитывая, что отдельные виды расходовпридется не только сокращать, но и увеличивать. Реструктуризация бюджетной сферы требует проведения сериикрупномасштабных реформ. К их числу относится пенсионная реформа,призванная сочетать нынешние пенсионные выплаты с накопительной системой,когда часть зарплаты занятых накапливается за время их работы наспециальных счетах и используется после выхода на пенсию на увеличениепенсионных выплат. При этом будет ограничиваться необходимость наращиванияв будущем бюджетных средств, направляемых в нынешнюю распределительнуюпенсионную систему. Учитывая перспективу старения населения, не удастся,видимо, избежать и поэтапного повышения пенсионного возраста до принятых вмире рубежей. Важная роль отводится жилищно-коммунальной реформе, направленной насокращение бюджетных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству и устранениесоциальной несправедливости в этой области. Реформа предполагает постепенное, но последовательное увеличение долинаселения (за счет в первую очередь состоятельных слоев) в покрытиирасходов жилищно-коммунального хозяйства при снижении самих этих расходовблагодаря демонополизации предоставления услуг и переходу от дотированияжилищно-коммунальных предприятий к дотированию потребителей их услуг. Реформа образования, нацеленная на повышение уровня образованности ираскрытие способностей граждан, будет сопровождаться усилением ролиинвестиций в эту сферу (включая повышение заработной платы преподавателей,формирование современной информационной базы и передовых учебныхтехнологий, проведение структурных реформ системы образования, в том числеразвитие начального профессионального образования). Начнет стиратьсяразница между государственными и частными учебными заведениями, посколькугосзаказ и государственные средства предполагается распределять наконкурсных началах. Предусматривается также система мер по привлечению вучебные заведения внебюджетных средств. В области здравоохранения намечается обеспечить всеобщую доступностьбазовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощипри повышении качества медицинских услуг. Это потребует в перспективенекоторого увеличения государственных расходов на здравоохранение вреальном выражении. Экономия будет достигаться, в частности, путемрационального уменьшения плановой госпитализации и увеличения врачебнойпомощи в дневных стационарах и стационарах на дому. Пациенты получат правовыбора врачей и лечебных учреждений в условиях конкуренции страховыхкомпаний, обеспечивающих обязательное и добровольное медицинскоестрахование. Экономии бюджетных средств смогут также способствовать в перспективевоенная реформа, предусматривающая сокращение контингента войск и снижениеобщих расходов на оборону при повышении обороноспособности страны благодарялучшему техническому оснащению и высокой обученности соединений,переводимых на профессиональную основу; аграрная реформа, призванная нарядус решением проблемы частной собственности на землю обеспечить нормальноекредитование сельскохозяйственного производства вместо крайненеэффективного дотирования из бюджета; завершение реструктуризации угольнойпромышленности, показавшей способность в конечном счете сводить на нетзависимость от бюджета, а также других производств, получающих дотации. Важная роль принадлежит также реформе в сфере государственногоуправления, которая должна сочетать сокращение раздутого госаппарата сповышением уровня его квалификации и эффективности, а также с“выкорчевыванием” коррупции, которая все больше становится тормозом иинвестиционного процесса, и развития страны в целом. Система реформ бюджетной сферы относится к числу наиболее масштабных исложных этапов реформирования. Она требует, с одной стороны,последовательности, а с другой – взвешенности и высокой организации,поскольку затрагивает интересы практически всего населения. Даже беглое рассмотрение современных экономических проблем показывает,что для использования шанса перехода от длительного спада к интенсивномуросту на новом качественном уровне предстоит пройти сложный этап масштабныхреформ. Расчеты экспертов свидетельствуют, что при всех ограниченияхсуществует реальная возможность выйти в ближайшее 10-летие на среднегодовыетемпы в 5-6% и достичь к 2010 г. общего увеличения ВВП на 70-80%. На такойоснове можно начать сокращение резко усилившегося отставания от развитыхстран. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозугосударственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Как егооценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса?Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматриваетсяпо-видимому достаточно давно так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в1934 году началом использования термина экономическая безопасность. В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии СоветаБезопасности были обсуждены и приняты основные положения государственнойстратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности,посвященные проблемам экономической безопасности. Во время реформ и переходных явлений любой непрогнозируемый шаг иливнешнее воздействие могут стать причиной тяжелых последствий, поэтомустановится ясным необходимость дальнейшей разработки проблем экономическойбезопасности.2. Экономическая безопасность России2.1. Общее понятие Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности -это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективнойжизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, чтоэкономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельностиобщества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальнойбезопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, еёпрочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечениеэкономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальныхприоритетов. Разумеется, экономическая безопасность органически включена в системугосударственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, какобеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социальногомира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь всевзаимосвязанно, и одно направление дополняет другое: не может быть военнойбезопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть нивоенной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемомсоциальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности,нельзя обойти их экономические аспекты. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшаякачественная характеристика экономической системы, которая определяет еёспособность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения,устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а такжепоследовательную реализацию национально-государственных интересов. Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, вкоторой можно выделить три её важнейших элемента:1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентноспособность и позволяет на равных учавствовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.[4] Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий ифакторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, еёстабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению исамосовершенствованию. Глубочайший кризис охвативший российское общество,существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угрозэкономической безопасности. Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важноуяснить её связь с понятиями “развитие” и “устойчивость”. Развитие - одиниз компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика неразвивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а такжесопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам.Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единойсистемы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своемухарактеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризуетпрочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и другихсвязей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние“нагрузки”. Безопасность - это состояние объекта в системе его связей сточки зрения способности к самовыживанию в условиях внутренних и внешнихугроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.[5] Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслеваяструктура), соотношение производственного и финансово-банковского капиталаи т. д., тем жизнеспособнее экономика, а значит и оценка её безопасностибудет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разнымикомпонентами системы ведет к дестабилизации и является сигналом переходаэкономики от безопасного состояния к опасному. Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев ипоказателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состоянияэкономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущностьэкономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает всебя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровняэффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствияуровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при которомугрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;конкурентноспособности экономики; целостности территории и экономическогопространства; суверенитета, независимости и возможности противостояниявнешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения иразрешения социальных конфликтов. Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение,позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности ипредпринимать меры по её предупреждению. Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а ихпороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины,несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развитияразличных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных,разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качествепримера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровеньбезработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченнымигруппами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимойвеличине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономическойстабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - овступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то естьо реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угрозв качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровеньгосударственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке,зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включаяоборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующихизделий или сырья. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается приусловии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимыхграниц своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателядостигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции допредельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверхдопустимого предела, или снижение дифицита бюджета до порогового значения -к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значенийпороговых показателей национальная экономика теряет способность кдинамичному саморазвитию, конкурентноспособность на внешних и внутреннихрынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональныхмонополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннегои внешнего грабежа национального богатства.2.2. Характеристика основных ее показателей Среди показателей экономической безопасности можно выделитьпоказатели: . экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.); . характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны; . характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность); . качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.) [6] . Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности: . предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентноспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала; . предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности; . предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.[7] Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность- это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворениеобщественных потребностей на национальном и международном уровнях. Инымисловами, экономическая безопасность представляет собой совокупностьвнутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическомуросту национальной экономики, её способности удовлетворять потребностиобщества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность навнешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз ипотерь. Из этого можно сделать два вывода: Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться преждевсего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами,осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основевысокой производительности труда, качества продукции и т. д. Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не являетсяпрерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Онадолжна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньямии структурами экономики.[8]2.3. Экономика России с точки зрения экономической безопасности Анализ состояния народного хозяйства России, приводит к ряду выводов: Во-первых, к исходу этой пятилетки наша экономика утратила способностьк осуществлению не только расширенного, но и простого воспроизводства. Во-вторых, в годы реформ, в результате падения объемов производства вобрабатывающей промышленности превышающем падение в добывающих отраслях,удельный вес последних в общем объеме производящейся народным хозяйствомпродукции сильно возрос. В-третьих, качественные изменения в экономике обусловили серьезнейшиесоциальные последствия: двукратное сокращение реальных доходов населения;лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатные образование имедицинское обслуживание; практика всеобщих задержек выплаты зарплаты,пенсий и стипендий; стремительный рост нищеты, преступности, детскойбеспризорности; резкое уменьшение продолжительности жизни. И все этопроисходит на фоне все большей дифференциации граждан по доходам,благосостоянию и положению в обществе. В таких сложных условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечениинациональной безопасности, о существовании государства как независимойдержавы. Наибольшую опасность сейчас представляет такой аспект безопасностикак состояние экономики. Состояние народного хозяйства в ракурсеэкономической безопасности отражает приводимая ниже таблица (смотритеПриложение 1), составленная из официально утвержденных Советом безопасностиРФ перечня показателей. Из этой таблицы следует, что по большинству позицийположение “закритическое”. При таком состоянии экономики обеспечениенеобходимых условий для устойчивого хозяйственного развития исключено;практически невозможно поддерживать должный уровень обороноспособности иминимальные социальные гарантии; под вопросом оказывается экономическаясамостоятельность страны. Такую ситуацию нужно срочно изменить, проводяадекватную ситуации экономическую политику. В связи с этим, необходимо измножества угроз экономической безопасности выявить те, которые оказываютнаиболее сильное, непосредственное разрушающее воздействие на нормальноесостояние экономики. По моему мнению, можно обозначить шесть наиболеесерьезных современных угроз:Спад производства и потеря рынков. Главной причиной критического состояния национальной безопасностиРоссии стал почти двукратный спад производства, который на фоне резкогосокращения экономического пространства страны (вследствие распада СССР)привел к сокращению доходной базы государства почти вчетверо. Однако это только одна сторона проблемы. Более существенно то, чтосокращение объемов производства ведет к неизбежному вытеснениюотечественных производителей не только с мирового, но и с внутреннего. Развитие процессов в этом направлении может приобрести необратимыйхарактер, при котором производство вообще нельзя будет восстановить из-заотсутствия рынка сбыта. Тем самым исчезнет возможность возрождения иподъема российской экономики, а страна лишится шансов вернуться в числовысокоразвитых держав.“Утечка мозгов” и технологическая безопасность. Общее кризисное состояние российской экономики тяжело ударило и понаучно-технической сфере. В результате действия ряда неблагоприятныхвнешних и внутренних факторов, в последнее время в ней происходят общеесокращение масштабов, деформация структуры, снижение качественныххарактеристик. Угрожающими темпами падает численность кадрового потенциала. Весьма значительным компонентом “внешней” утечки мозгов, по своиммасштабам, намного превышающим отмеченную интеллектуальную эмиграцию, сталвыезд за границу значительного числа ученых и специалистов на временнуюработу, главным образом на контрактной основе. Только через посредствоФедеральной миграционной службы РФ ежегодно за границу выезжает около 7-8тыс. человек. К тому же есть тенденция к превращению временной эмиграции впостоянную.[9] Изощренной формой “утечки мозгов” является найм на работу российскихученых и специалистов иностранными компаниями и совместными предприятиями синостранным участием, находящимися на территории России. По существу этилюди трудятся не на российскую экономику, а в интересах своих иностранныхработодателей, далеко не всегда совпадающих с интересами России. В процессе “утечки мозгов” наносится ущерб экономике России, котораязатратив большие средства на подготовку своих ученых и специалистов, теряетзначительное их число, чем снижается уровень её экономической итехнологической безопасности. Согласно недавним расчетам американскихсоциологов, стоимость подготовки одного высококвалифицированногоспециалиста научно-технического профиля обходится примерно в 800 тыс.долларов. С учетом того, что среднегодовые темпы эмиграции научныхработников из России в последние годы оценивались в 5-5,5 тыс. человек, онаежегодно терпит ущерб в 4-4,5 млрд. долларов.Рост государственного долга. Нарастающее сокращение доходной части бюджета до последнего временикомпенсировалось наращиванием государственного долга по линиилавинообразной эмиссии государственных обязательств под сверхвысокийпроцент, многократно превышающий норму прибыли в производственной сфереэкономики. К настоящему времени этот резерв Россией практически исчерпан:внешний долг стал самым большим в мире, а текущие обязательства повнутреннему составляют 27-28 трлн. рублей в месяц (или около 10% ВВП) иперекрывают текущие налоговые поступления в федеральный бюджет, достигающиеныне лишь 8-9% ВВП. Сложное положение и с внешним долгом.Угрозы в социальной сфере. Социальная сфера играет ключевую роль не только в экономическойбезопасности, но и во всей системе национальной безопасности. Наибольшуюугрозу существования страны, её безопасности представляют: 1. углубление дифференциации доходов и потребления; снижение среднего уровня доходов и потребления, среднего уровня потребления белка животного и растительного происхождения, витаминосодержащих и экологически чистых продуктов на душу населения; 2. доступность жизненно необходимых медицинских услуг, привычного стандарта образования, культуры, отдыха; уровень развития науки; 3. занятость населения и безработица; 4. бедность и нищета; 5. деградация личности и семьи, возросшая детская смертность, число абортов; новые волны алкоголизма, наркомании, проституции, венерических болезней, вирусного гепатита, СПИДа.[10] Существенную угрозу социальной стабильности и экономическойбезопасности представляет резкое усиление дифференциации в доходахразличных групп населения. Мировым опытом доказано, что если соотношение вдоходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп превышает 8 раз, тообщество вступает в зону нестабильности. У нас же это соотношение на апрель1997 г. составило 12,4 раза.[11] К числу угроз социальной стабильности относится и рост безработицы.Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу потому, чтоприобрел массовый и застойный характер. И дело здесь не только в том, чтобезработица усиливает недовольство людей. Она крайне нерациональна инеэффективна с экономической точки зрения так как увеличивает нагрузку назанятых, перенося на них расходы по содержанию своего рода социальныхиждивенцев. А этого можно реально достичь (без общего снижения уровняжизни) лишь на основе существенного повышения производительности труда, начто в условиях уже описанного спада рассчитывать не приходится. Следствиемэтого явилось снижение уровня жизни. Напряженная ситуация сложилась и в процессе воспроизводства.Наблюдается естественная убыль населения (коэффициент естественногоприроста в 1996 г. был -5,5 человек / тысячу человек). В 1996 г. умерло на777,6 тыс. человек больше, чем родилось. Это обусловлено низким уровнемжизни, падением рождаемости, ростом смертности (в том числе и детской).Наблюдается такой процесс как старение нации, что ведет за собой снижениеудельного веса экономически активного населения.Опасность утраты продовольственной независимости страны. Во-первых, сильно возросла зависимость продовольственнойобеспеченности населения от импорта, а, значит, и от экономической иполитической конъюнктуры на мировой арене. Во-вторых, резко ухудшилоськачество продуктов питания в виду их загрязнения различными вредными дляздоровья микроэлементами. Отмеченные обстоятельства дают основание говорить не только о нехваткепродуктов, но и о нечто большем - продовольственной безопасности страны.Под этим подразумевается способность страны обеспечивать продуктами питаниясвои текущие и чрезвычайные потребности за счет собственных ресурсов.[12]Такая способность сейчас утеряна и создается серьезная угроза текущим истратегическим, сегодняшним и перспективным интересам страны и её граждан. Проблемы сельского хозяйства во многом сложились из-за разницы в ростестоимости продукции промышленности и сельского хозяйства.Криминализация экономики. В последние годы резко ухудшилась криминогенная ситуация вэкономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность.Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни -отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность,производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения. Широкий размах получили преступления в сфере кредитно-банковскихотношений, причем увеличились как преступления, направленные противбанковских учреждений, так и правонарушения, совершаемые самими банками.Большая проблема связана с отмыванием денег, нажитых преступным путем:наркобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, уклонение от налогов,взятки для получения кредитов, коррупция и т.д. В криминальную орбитувтянуто более 40% предприятий и почти 70% коммерческих структур страны.Мафия контролирует свыше 40 тыс. хозяйствующих объектов, в числе которыхнемало государственных предприятий. Доля “теневого сектора” экономикиоценивается в 20% ВВП, а в торговле, коммерческом посредничестве доходит дополовины.[13] Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод онеобходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономическойбезопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами ввыборе стратегии и тактики российских реформ. Необходима разработкапродуманной концепции обеспечения экономической безопасности на основезарубежного опыта и, особенно подчеркиваю, с учетом реальностей России и еёэкономики. Я считаю, что все экономические преобразования должны исходитьиз такой концепции, чтобы не допустить потери Россией своей национальной иэкономической независимости.2.4. Пути обеспечения экономической безопасности России. В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, впериод экономического кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозамиэкономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периодыповышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальноефункционирование. Такая проблема возникла, например, в США в периодглубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Она характеризоваласьпадением производства, крахом многих финансовых учреждений, разорениемлюдей. В 1933 г. Ф. Рузвельт, став президентом, объявил о начале “новогокурса”, основными направлениями которого были: 6. оказание поддержки финансово-банковским учреждениям, промышленным и торговым предприятиям на основе крупных займов и субсидий; 7. стимулирование частных инвестиций путем налоговых льгот; 8. стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций; 9. государственное регулирование уровня промышленного производства;10. принудительное картелирование (объединение) промышленных предприятий; Россия сейчас находится в очень сложных условиях: кроме глубочайшегоэкономического кризиса, у нас отсутствует политическая стабильность (нетбаланса между ветвями власти), имеется сложная демографическая инациональная ситуация. Это, с одной стороны, последствия социализма,выработавшего у людей определенные стереотипы мышления и поведения,пережитки командно-административной системы хозяйствования и управления; а,с другой, многочисленные ошибки в проведении реформ конца 80-х - 90-х гг. С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла запределы безопасного состояния. Как и во всех странах, проблемыэкономической безопасности начали рассматриваться только когда экономикаприблизилась, а потом и превысила пороговые значения показателейэкономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличаетсяясностью. Во-первых, нет четкой продуманной политики, нет детальноразработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны. Впрограммном документе Правительства РФ - концепции среднесрочной программына 1997-2000 гг. об угрозах безопасности страны в содержательном планеничего не сказано. Отсутствует констатация угрозы утраты национальногоконтроля над важнейшими секторами экономики России, нет анализа причинпадения на треть эффективности производства и т.д. Невзирая на тенденцию кдальнейшему спаду и критическое состояние народно-хозяйственного комплексаутверждается, что “созданы решающие предпосылки для перехода к следующемуэтапу преобразований российской экономики, к её структурной перестройке ивозобновлению на этой основе экономического роста”.[14] Затрудненность обеспечения роста экономики обусловлено такимиосновными причинами: 1) диспаритетом цен (завышением цен на сырьевые товарыи энергоносители относительно цен на готовую продукцию), вследствие чегобольшая часть обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства убыточнаили низкорентабельна 2) недоступность кредитных ресурсов для производителейиз-за их крайней дороговизны; 3) инфляционным обесценением собственныхсредств предприятий и массовыми неплатежами; 4) падением эффективностипроизводства вследствие резкого снижения загрузки производственныхмощностей; 5) неэффективной налоговой системой, давящей на производственныйсектор; 6) перенапряжением бюджетной системы государства, сопровождающимсярезким ростом государственного долга и систематическим невыполнениемправительственных бюджетных обязательств; 7) обесценением сбереженийнаселения в Сбербанке и “финансовых пирамидах”, подорвавшим общественноедоверие к финансовым институтам.[15] Необходимо установить контроль за ценами в высокомонополизированныхотраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержекпроизводства и достижения паритета цен. Завышение цены на электроэнергию,воду, ресурсы существенно снижают рентабельность производства, приводят кудорожанию продукции, что, в свою очередь, ведет к снижению спроса на неё. Необходимо также провести глубокую налоговую реформу, которая, вчастности, должна снизить нагрузку на производство. Во-первых, следуетснизить уровень налоговых ставок на добавленную стоимость, прибыль и оплатутруда, освободить от налогов ту часть прибыли, которая идет на развитиепроизводства и освоение новой техники, на научные исследования иразработки, на пополнение оборотных средств предприятия. Это необходимо, вчастности, для повышения спроса на научно-технические разработки иобновления производства. Во всех развитых странах, например, в Японии,технология выдвинулась на первый план, она является для государстваосновным объектом приложения усилий. Именно в развитии новейших технологийсочетаются интересы частного бизнеса и государства, что благоприятносказывается на развитии экономики и состоянии экономической безопасности. Во-вторых, необходимо изменение таможенной политики: ликвидировать всельготы и исключения по уплате таможенных пошлин, налога на добавленнуюстоимость и акцизов на импортируемые товары, которые российскаяпромышленность в состоянии производить сама. Исключение, по-моему, нужносделать только для ввоза не производящегося в России наукоемкогооборудования и неприменяемых в стране новых технологий. Необходимозначительно повысить акцизы на предметы роскоши. Таможенные пошлины наэкспорт сырьевых ресурсов должны быть повышены, при одновременномстимулировании вывоза продукции обрабатывающей промышленности. Япония иновые индустриальные страны для подъема своего производства проводилиполитику экспортного ориентирования промышленности с использованием мерпротекционизма, имевшими цель защитить местных производителей иодновременно побудить их к совершенствованию производства и повышениюпроизводительности труда. Разумеется это невозможно без наличия новыхтехнологий. Поэтому, например, Япония тратила огромные средства на закупкуза рубежом запатентованной технологии и ноу-хау для своей промышленности. В России, необходимо защитить прежде всего сельское хозяйство, легкуюи пищевую промышленность, повысив пошлины на ввозимые из-за рубежа товарыэтих отраслей, за исключением тех, которые мы не производим (например,тропические фрукты). Кроме того, необходимо ввести систему стандартов икачественных характеристик на импортируемые товары, что, во-первых,послужит средством ограничения импорта, а, с другой, улучшит его качество. В области финансовой сферы необходимо ограничить иностранныеинвестиции в уязвимые для национальной безопасности отрасли и сферыдеятельности (финансы, торговля, обрабатывающая промышленность,недропользование, телекоммуникации, электроэнергетика и т.д.). Поскольку в стране наблюдается неэффективное управление собственностьюи плюс к этому неадекватная приватизация, то я считаю необходимым провестипересмотр актов приватизации с отменой проведенных противозаконно, а такжеактов явно вредных для экономики страны; и окончательно закрепить изащитить права собственности в отношении остальных предприятий. Возможныеслучаи деприватизации нужно ограничить исключительно сферами естественныхмонополий, оборонной промышленности, топливно-энергетического сектора,производства наркотических средств (все эти случаи должны четкообосновываться интересами подъема обрабатывающей промышленности, защитыпотребительских прав, пополнения госбюджета). Необходимо установитьконтроль за оборотом земли через сеть земельных банков, задействоватьжесткую (вплоть до уголовной) систему ответственности за эффективноеуправление госимуществом, а также норм ответственности наемных управляющихперед акционерами, трудовым коллективом и государством. Но подъем производства нельзя обеспечить без реализации ещё одногоэлемента - создание условий для конкуренции. Я думаю, в этой сференеобходимо существенно увеличить число малых и средних предприятий, числовенчурных и опытных предприятий, а также сократить разрыв междурентабельностью (то есть, нормой прибыли) учреждений финансово-банковскойсистемы, торговли и рентабельностью отраслей промышленности и сельскогохозяйства. Необходимо создание надежной законодательной базы и надежныхметодов контроля за обоснованностью калькуляции затрат, формированиемсебестоимости и отпускных цен на продукцию. Необходима и гибкаяантимонопольная политика, направленная на выявление увеличения прибыли засчет нарушения правил конкуренции. Подъем производства, рост его объемов - вот та архимедова точка опоры,которая даст толчок к решению проблем экономической безопасности. Хотя,конечно, и политическую деятельность нужно подчинить национальным интересами приоритетам, чтобы принятием политических решений не нанести вредэкономике России. Это, например, следование политике западных финансовыхучреждений МВФ и МБРР, принятие условий для вхождения в блоки с развитымигосударствами, которые потребуют от России значительных средств. С другойстороны, политическая сфера может принести значительную пользу состояниюэкономики. Я хочу сказать о необходимости создания единого рынка СНГ,усиление интеграции стран содружества и Восточной Европы, что позволит ужена новой основе восстановить экономико-хозяйственные связи, разорванные врезультате распада системы социализма. Таким образом, политическая сфера -ещё один фактор обеспечения экономической безопасности страны.Заключение. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватнуюрыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определениясвоих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества ихозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировуюэкономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российскиепроблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решенийдля обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относитсяк советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешнейполитики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежнымопытом следует пользоваться, но с учетом российской спецификиэкономического положения. Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займутподобающее им место в системе национальной безопасности России иреформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальнойэкономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана.Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и неповлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своёместо среди развитых стран. Для этого все россияне должны осознать всюсложность теперешней ситуации и приложить все усилия чтобы реформыосуществлялись в интересах всего населения России, а не для узкихфинансовых и криминальных структур. Короче, успешное развитие экономики,выход её из кризиса зависят от совместных действий всего населения России,от каждого из нас. Так давайте же сделаем все возможное для вывода изкризиса экономики России, для обеспечения достойного уровня жизни себе исвоим детям.Приложение 1.| |пороговое |фактическое|соотношени||Показатели экономической безопасности|значение |состояние |е || | | |фактическо|| | | |го и || | | |порогового|| | | |значений ||Объем ВВП: | | | ||1. в целом от среднего по 7 основным |75 % |29 % |0,39 ||отраслям |50 % |19 % |0,38 ||2. на душу населения от среднего по 7| | | ||основным отраслям |100 % |25 % |0,25 ||3. на душу населения от | | | ||среднемирового | | | ||Доля в промышленном производстве | | | ||обрабатывающей промышленности |70 % |50 % |0,71 ||Доля в промышленном производстве | | | ||машиностроения |20 % |15 % |0,75 ||Объемы инвестиций, % к ВВП |29,7 % |13 % |0,60 ||Расходы на научные исследования, % к |2 % |0,5 % |0,25 ||ВВП | | | ||Доля новых видов продукции в объеме | | | ||выпускаемой продукции |6 % |2,6 % |0,43 ||(машиностроение, 2000 г.) | | | ||Доля в населении людей, имеющих доход| | | ||ниже прожиточного минимума (сент. |7 % |20 % |0,29 ||2000) | | | ||Продолжительность жизни |70 лет |64 года |0,91 ||Разрыв между доходами 10 % самых | | | ||высокодоходных и 10 % самых |




Похожие:

Политика реформ и экономическая безопасность России iconПолитика реформ экономическая безопасность России

Политика реформ и экономическая безопасность России iconНациональная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)
Политика реформ и экономическая безопасность России iconТематическое планирование курса история россии в XVIII начало XX века
Экономическая политика. Создание заводской промышленности Политика протекционизма
Политика реформ и экономическая безопасность России iconПолитика и власть основные значения слова "политика"
Путина", "экономическая политика", "политика кнута и пряника" и т п., в том числе и применительно к ситуациям, не связанным напрямую...
Политика реформ и экономическая безопасность России iconДокументы
1. /Професиональный цикл/Административное право .doc
2. /Професиональный...

Политика реформ и экономическая безопасность России iconЭкономическая безопасность России

Политика реформ и экономическая безопасность России iconС. Ю. Витте и П. А. Столыпин крупные политические деятели
Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже веков и идеология реформ 4
Политика реформ и экономическая безопасность России iconПрограмма экономическая безопасность
Специальность (направление подготовки) 080100. 68 Экономи программа экономическая безопасность
Политика реформ и экономическая безопасность России iconПрограмма экономическая безопасность
Специальность (направление подготовки) 080100. 68 Экономика программа экономическая безопасность
Политика реформ и экономическая безопасность России iconЭкономическая безопасность России в условиях перехода к рынку

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы