Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас icon

Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас



НазваниеМасонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас
Дата конвертации02.07.2012
Размер353,47 Kb.
ТипЛитература
МАСОНСТВО. ТРИСТА ЛЕТ В РОССИИ


МГТУ “СТАНКИН” КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: МАСОНСТВО. ТРИСТА ЛЕТ В РОССИИ. Выполнил: студент группы Т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель МОСКВА 2003ВСТУПЛЕНИЕ 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4ИСТОРИЯ РУССКОГО МАСОНСТВА 6 Павел I и масоны 6 Масонские библиотеки 8 Масоны и русская литература 9СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ 11 Великая Ложа России 11 Заключение 13ПРИЛОЖЕНИЯ. 15 Масонское летоиcчисление. 15 Символическая ложа. 15 Древний и Принятый Шотландский Устав. 15 Йоркский Устав. 15 Словарь масонских терминов 16 Эта работа написана, с целью понять, почему феномен масонства уже 300лет существует в России и сделана по материалам, отражающим официальнуюточку зрения Великой Ложи России и других масонских организаций. Автор невсегда разделяет её и признаёт право на существование иных точек зрения. ВСТУПЛЕНИЕВсемирное масонство: основные цели и принципы Основные принципы Ордена . Каждый франкмасон подтверждает свою веру в Бога и в бессмертие Души. . Франкмасон верует в то, что как именно он поклоняется Богу, - это его дело, и только его, а как поклоняются Богу другие франкмасоны, - это их дело, и только их. Соответственно, франкмасоны твердо верят в свободу вероисповедания. . Франкмасонство не предлагает какого-то пути к Спасению. Каждому масону следует искать его там, где он поклоняется Богу, что Братством только поощряется и всячески одобряется. . Поскольку религия и политика так часто вызывают раздоры между людьми, эти вопросы запрещены к обсуждению в масонской ложе. . Франкмасонство ищет возможности свести всех людей всех вероисповеданий вместе в Братстве, основанном на взаимном уважении, чтобы совместно трудиться на благо нуждающихся. Если религия масона требует от него жизни, наполненной заботой и помощью людям, менее удачливым в этой жизни, франкмасонство предложит ему разнообразные способы претворения в жизнь его сострадательной страсти. В этом вопросе масонство стремится стать идеальным соратником любой нравственной религии. . Франкмасон никогда не должен ставить свои обязанности по отношению к масонству выше своих обязанностей по отношению к своей семье, к Богу и к своей стране.Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков Наша миссия в этом мире - стать достойными гражданами, соблюдаявысочайшие моральные принципы, важнейшими из которых являются равенство,милосердие и честность. Стремясь к тому, чтобы стать достойными гражданами, мы . намерены приложить все усилия к тому, чтобы сделать хорошего человека еще лучше, дабы он следовал Божественным законам, стремился к познанию себя и мира, . должны добросовестно использовать наше время, деля его между почитанием Господа, работой, отдыхом и службой обществу, используя наши умственные и физические способности наилучшим способом, . считаем своим долгом в полной мере использовать наши таланты в частной и общественной жизни, в бизнесе и на службе для нас самих, наших семей, нашего окружения и всего человечества, Стремясь к высочайшим моральным принципам, мы . соблюдаем золотое правило этики, с тем чтобы делать другим людям то, что мы хотели бы, чтобы они делали для нас. . конструктивны в нашем взгляде на жизнь и поддерживаем важность благосостояния и независимости каждого члена общества. Соблюдая принцип равенства, . мы принимаем в Братство людей любой этнической группы на Земле. . мы утверждаем, что все люди равноправны. Ценность человека измеряется его достоинствами, а не его происхождением, вероисповеданием, социальным статусом или состоянием. . мы уважаем веру и идеалы других людей и пытаемся быть одинаково добрыми и понимающими по отношению ко всем людям. Проявляя милосердие, мы . понимаем под ним искренее желание блага всем людям. . направляем его не только по отношениую к масонам и членам их семей, а к каждому человеку и всему обществу. . направляем на благотворительность столько, сколько позволяет наше состояние и работаем безвозмездно для братства. Признавая честность за главнейшую из добродетелей, мы . неустанно стремимся к Истине и верим, что ничто не может быть оправданием Лжи. . относимся к каждому открыто и без предубеждений.Смысл нашей работы Мы не знаем деталей замысла Великого Строителя Вселенной в отношениисудьбы братства. Он не раскрывает чертежей. Но мы знаем, что мир стал иным. Люди держат в руках мощь научныхоткрытий, которые в ближайшем будущем могут сделать человека практическиравным Богу, предоставив ему право творить по своему разумению новую жизнь. Пройдет совсем немного времени и сила разума даст возможностизначительного продления нашего земного пути, как полвека назад та же силадала возможность уничтожить все виды человеческой жизни. Эта силапостепенно дает любому одиночке власть в минуты произвести такиеразрушения, какие ранее были посильны только великой империи в ходе большойвойны. А потому становится все более и более актуальной глубокая вера мудрецов-основателей нашего ордена в возможность совершенствования человека путемупорного и целенаправленного труда. Требование времени таково, что люди не могут долее оставаться наедине сподконтрольной им мощью и силой без внутренних принципов, стержней иориентиров. Братские принципы позволяют создавать пространство, лежащее в иномизмерении от социальных различий. Эти принципы не заставляют нас отрицатьзначимости профанской жизни. Они ее обогащают и осветляют духовным светом.Братство - это не равенство глупого с мудрым. Также как это не равенствоученика с мастером. Это равенство всех смертных перед Великим СтроителемВселенной в смиренном осознании себя как камня в невещественном храме духа,творимом неустанно миллионами братьев в земной жизни, в проявленном мире,здесь на Земле. Кто-то вершит сей труд самоотверженно и непрестанно. Кто-то тихо инеумело. Но так эта работа есть следствие соединения братских усилий, онаидет, не останавливаясь и не прекращаясь ни на минуту уже сотни лет. Многиеутратили веру. Многие отошли в корысти. Но, тем не менее, молотки стучат, идобрые слова превращаются в добрые дела. Братство не проявляет агрессии в отношении внутреннего мира человека.Требуя от него веры, терпимости и сосредоточенных духовных исканий,братство не навязывает религиозных догм, оставляя даже такие важнейшиетемы, как личное спасение и судьба души после смерти предметом интимнойрелигиозной веры. Братство учит смирению. К смирению, не в смысле аскезы. Замечательноерусское слово смирение происходит ведь от выражения "быть с миром". Ксмирению в смысле ухода от ненужных конфликтов, единству с Вселенной, ведетближе к тому, что великий писатель Сэлинджер называл "главный поток поэзиижизни". Братство учит взаимопомощи, а также умению отличать помощь, котораяспасает, от помощи, которая развращает, потворствует слабости, паразитизмуи лени. Братство учит терпимости. Ибо для того, чтобы каждый камень лег вфундамент или в стену грядущего третьего храма, камни должны бытьотшлифованы, избавлены от шероховатостей и неровностей. И для того, чтобыложа открывала свои работы в гармонии и любви, братья должны уметь прощатьдруг другу наше несовершенство и наши ошибки. Братство расширяет сознание, ибо признает универсальную ценностьнекоторых этических принципов где бы то ни было. "Поступай с другими так,как хотел бы, чтобы поступали с тобой" и "Не делай другому того, что нехотел бы испытать на себе". И эти принципы лежат над границами. Они превышелюбых земных властей. Масонство, тем более регулярное, немыслимо безуниверсализма. Братство всемирно по своей природе и имеет смысл тогда итолько тогда, когда братские чувства превыше границ. И потому орден продолждает труды в постоянном, ежечасном, неустанномслужении Верховному Архитектору Вселенной в воплощении его замыслов наземле. А замысел этот заключается в построении храма человеческого духа,что возможно лишь в вере и в преданности. Мы помним, что в любомчеловеческом намерении есть доля любопытства своекорыстия. Мы знаем, что уистоков многих больших дел лежит трагедия. Так уж устроен мир. Но верапомогает братьям продолжать труды, слово дает силу и направляет мудростьтворца. Кто такой масон? Те, которые проводят жизнь в малых и невысоких подвигах, с одной стороны от опасностей избавляются, а с другой - не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же различные греховные пожелания, они удобно обретают путь, ведущий к Богу. Антоний Великий Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. Книга Притчей Соломоновых 16:19. Масон - член братства, известного как Орден Вольных Каменщиков. Этогруппа людей, которые объединились потому, что Есть то, что они должны сделать в этом мире Есть то, что они должны сделать в своей душе Они поставили своей задачей создать совершенно особое человеческоепространство, основанное на принципах человеческой эмпатии, взаимопомощи идоброты Есть то, что они должны сделать в этом мире Каждый человек несет личную ответственность за весь этот мир передБогом, а потому должен стараться сделать его лучше. Конечно, не всякийчеловек сможет изобрести лекарство от рака или дипломатическимипереговорами предотвратить войну и кровопролитие. Но каждый человек можетпомочь своим близким и тем самым сделать свою семью и все общество хотя бынемного счастливее. В масонской среде получили развитие понятия, которые так измениличеловечество и весь мир - свобода, равенство и братство. Под духовнымвлиянием масонства сформировались личности людей, участвовавших в созданиидемократических государств и справедливых законов. В наше время масонство участвует в благотворительных акциях, тратя напомощь бедным до $2.000.000 в день только в США. Масонство выстроило повсему миру огромную сеть больниц и клиник. Конечно, не следует забывать отом огромном вкладе, который состоит в помощи каждого масона своимсобственным родным, близким и коллегам. Есть то, что они должны сделать в своей душе На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно слышит зовдуховных пространств. Этот зов влечет его за пределы обыкновеннойсоциальной жизни. Масонская традиция - одна из немногих духовных традиций,сохранивших непрерывную посвятительную цепь в течение столетий ставит однойиз своих задач предоставить ищущему пространство для личной внутреннейработы, полотно для картины духовного роста. От каждого брата зависит,какой рисунок он нарисует на этом полотне. Однако масонство - традиция, которая во многих случаях действуетподобно катализатору. Для некоторых неокрепших, сомневающихся душ, этатрадиция может стать причиной падения. Для большинства же удостоенных света(то есть в нашей терминологии приобщенных к древней посвятительной цепи)могут раскрыться новые источники духовного роста. Некоторые вновьпосвященные разочаровываются и отходят. Некоторые проявляют рвение неофита,однако их страсти не позволяют увидеть масонский свет истины во всей егополноте. Иные увлекаются стремлением к масонским должностям и градусам,однако они пропускают нечто важное, что составляет самую суть масонства. Те же, кто упорно точит свой камень, смирив свои страсти и притупивсвою остроту, имеют шанс найти. Масонский ритуал гласит - если тыстремишься к человеческим отличиям, уходи, здесь их нет. Для того, чтобыпонять масонский метод, следует подумать об этом. Как зародыш в материнской утробе не сразу становится человеком, апостепенно принимает человеческий образ; и рождается он не взрослым, арастет и развивается в течение многих лет, пока, наконец, не достигнетзрелости. И как семена ячменя или пшеницы не тотчас, как только посеяны,пускают корни, но лишь после того, как пройдут холода и ветры, в нужныесроки они пускают стебли… Так бывает и в духовной жизни, в которойтребуется столько мудрости и опытности, — человек возрастает постепенно,пока не достигнет совершенства, уподобляясь Христу (Ефес. 4:13; Мак. Вел.) Они поставили своей задачей создать совершенно особое человеческоепространство, основанное на принципах человеческой эмпатии, взаимопомощи идоброты Дух масонства пронизан стремлением предпринять отчаянную ицелеустремленную попытку, отбросив имущественные, религиозные, политическиеразличия найти то, что на самом глубинном уровне объединяет людей. В лучшихложах царит атмосфера подлинного человеческого братства, взаимопонимания иподдержки. Масонство учит людей понимать друг друга с полуслова, находить вчеловеческом общении то, что обычно люди привыкли находить только вмолитвенной тишине. Конечно, для того, чтобы такое стало возможно,необходимо соблюдение масонской тайны и достаточно строгий отбор кандидатовдля посвящения в ложи. Нас упрекают в закрытости и элитарности. Что ж доля истины в этом есть.Но почему же не упрекают носителей восточных традиций за правиломноголетнего послушничества в притворе храма или за использование даровоготруда искателей? Ответ очевиден. Каждая духовная традиция имеет право насвои собственные методы. В том числе и духовная традиция масонства. Приэтом наш орден свято соблюдает следующее правило: светские законы страны, вкоторой живешь, превыше любых орденских правил. Духовные традиции, которыеотходят от этого правила, обычно, недолговечны.ИСТОРИЯ РУССКОГО МАСОНСТВА Первое достоверное свидетельство о российском масонстве относится к1731 году. Английский источник гласит, что капитан Джон Филипс назначаетсяВеликим Мастером "для всей России". Следовательно, прежде всего в Россиюпроникло английское масонство. Оно не выходило за пределы узкого круга, по-видимому, исключительно англичан, живших в С.-Петербурге. Такое положениесуществовало на протяжении всего царствования Анны Иоанновны. Через десятьлет в 1740 году новым Великим Мастером был назначен генерал Джеймс Кейт,состоявший с 1726 года на русской службе. Помимо военных дарований онотличался редкими нравственными достоинствами. (Впоследствии Д.Кейт перешелна службу к Фридриху II и достиг при его дворе высокого положения.) Именноон считается основателем масонства в России. Этим косвенно подтверждаетсяпоявление к тому времени в среде "вольных каменщиков" русских. Московскийуниверситет - родное детище российского Просвещения. Основателями его былипросвещенный вельможа граф И.И.Шувалов и великий ученый М.В.Ломоносов.Начиная с И.И.Шувалова, масоны стояли у кормила Московского университета.Особенно интенсивной их роль становится в середине 1770-х гг., когданаступил "золотой век" российского масонства. Московский университет ужепредставлял в то время большое хозяйство. Помимо факультетов приУниверситете было две гимназии (одна в Москве, другая в Казани),общедоступная библиотека, типография, книжная лавка и другие подобныеучреждения. Для успешного управления всем перечисленным требовались люди,соединявшие в себе как умелых администраторов, так и искренних поборниковпросвещения. Такие личности могла выдвинуть только богатая духовнымизапросами среда. "Вольные каменщики", объединенные исканием "внутреннегосвета" во имя подлинно христианского жизнеустройства, были именно этойсредой. Павел I и масоны Известны слова Пушкина об императрице Екатерине II: "Конец еецарствования был отвратителен... Все негодовали; но воцарился Павел, инегодование увеличилось... Царствование Павла доказывает одно: что и впросвещенные времена могут родиться Калигулы". Однако возвращенный Павломиз сибирской ссылки поэт и масон А.Н. Радищев назвал эти времена иначе и,как представляется, точнее: "Столетье безумно и мудро". Таков был и нашдоморощенный Калигула, сын великой Екатерины, умный, просвещенный и добрыйчеловек, загнанный бесчеловечной русской историей в тупик политическогобезумия и истерической тирании, самый одинокий, несчастный и непонятыйдеятель XVIII столетия. Царствование императора Павла I стало последней неудачной,суматошливой, трагикомической попыткой завершить дело Петра Великого, тоесть силой навязать "сверху" расхлябанной, вконец избаловавшейся приснисходительной императрице Екатерине II Обломовке-России правильныеевропейские формы и прусский порядок во всех сферах ее привольного ибескрайнего бытия. Однако этого мало кто хотел, и о Павле современники ссожалением говорили: <Царствование его для всех было чрезвычайно тяжело,особливо для привыкших благодетельствовать под кротким правлением обожаемоймонархини>. Поэтому романтическому императору-рыцарю более пристало имяроссийского Дон Кихота, данное ему ироничным Наполеоном. В этот короткий,но чрезвычайно важный для всей последующей жизни России промежуток историиочень многое решалось, определялись судьбы страны, монархии, дворянства,различных общественных движений и капитальных идей. Орден вольных каменщиков не был здесь исключением: российскоемасонство, разгромленное Екатериной II, пребывало в добровольном молчании("силануме" по терминологии ордена), растерянности и бездействии. "Усердиек царственному ордену везде угасло, и священные его работы пришли вупадок", - говорилось в одном масонском манускрипте. Как всегда в такихслучаях бывает, гонения только усугубили назревавший кризис русскогомасонства, который оказался необходимым и плодотворным, открыл дорогу новымлюдям и идеям. В то же время тайный орден сохранил свои основные кадры иорганизацию, ложи были готовы к возобновлению масонской "царственнойработы" и прежней разнообразной деятельности. Время для благотворного кризиса русского масонства было в целомблагоприятное, хотя и смутное. Ведь новый император Павел I сначалаблагожелательно относился к масонам, освободил арестованных ("Невинностьсам освобождает", - восторгался в благодарственной оде масон М.И.Невзоров), вернул сосланных, призвал на государственную службу И.В.Лопухина и И.П. Тургенева, сделал фельдмаршалом виднейшего розенкрейцераН.В. Репнина, разрешил (с оговорками) деятельность лож и капитулов. Все это не было случайностью или неожиданностью для ордена, ибопокровительствовал ему посвященный в его тайны, "более чем кто-либо изцарей связанный невидимыми нитями с масонством" (С.П. Мельгунов). Ведь прижизни императрицы маленький оппозиционный двор цесаревича Павла Петровичастал настоящим масонским гнездом, где все решали наместный мастер Великойпровинциальной ложи России и вице-канцлер граф Никита Иванович Панин и егопреданный секретарь и соавтор конституционных "прожектов" Д.И. Фонвизин,собирались И.Ф. Богданович, Д.С. Бортнянский, В.И. Баженов и другие вольныекаменщики. Даже придворные врачи и учителя музыки и других наук были сплошьнемцы и сплошь масоны из циннендорфианских лож барона И. фон Рейхеля. Ненайдены пока несомненные архивные свидетельства о вступлении великого князяПавла Петровича в орден вольных каменщиков, но, по всей видимости, введениеего в ложу состоялось в Европе или России. В уникальной коллекциидревностей, собранной псковским купцом Ф.М. Плюшкиным, имелись подлинныемасонские знаки Павла I. Именно их мы видим на <масонском> портрете царя,опубликованном Т.О. Соколовской. Во всяком случае, к русским масонам онпосле коронации публично обратился как <брат>. Очевиден огромный и вполне доброжелательный интерес будущего императорак масонству, его философии, эстетике и практической этике. В орденесостояли прусский король, литератор и музыкант Фридрих Великий, которомуПавел с детских лет поклонялся и подражал, и несчастный и простодушный ПетрIII, отец будущего российского императора. Панины, князь А.Б. Куракин изодчий Баженов приобщили цесаревича к чтению масонских мистических книг: вего гатчинской библиотеке были сочинение И. Арндта "Об истинномхристианстве", журнал "Избранная библиотека для христианского чтения" идругие издания Новикова и Лопухина. Великий князь Константин Константиновичвпоследствии обнаружил в роскошно переплетенной в красный с золотом бархатБиблии Павла I таинственные "масонские адресы". Масонство сделалостратегическую ставку на цесаревича в своей борьбе за власть с его умной иосторожной матерью, и в конце концов это погубило не только орден, но исамого императора.При Павле I русское масонство "проснулось", преисполнилось надежд. Деятельность ордена оживилась. У принадлежавшего к окружению Репнинамасонского поэта и мемуариста Ф.П. Лубяновского есть интересноесопоставление двух царствований: "Темные пятна везде пробивались сквозьмерцание славы от оскудения бдительности... Идея разбудить и двинуть всесвежею силою была благовременна, особенно еще перед заревом Французскойреволюции". Эти тайные чаяния ордена касались всех сфер русскойдействительности. Воспитанник Паниных Павел должен был стать таким новымдеятелем, знаменующим собой новую историческую эпоху и воплощающим вреальность планы и чаяния вольных каменщиков России. О Павел, Павел, ветвь Петрова, Надежда наша, радость, свет, Живи во счастьи много лет Под сенью матерня покрова; Живи и разумом блистай, Люби усердную Россию: По воцарении масоны посвятили Павлу I много од (здесь особо отличилисьвторостепенные П.И. Голенищев-Кутузов и М.И. Невзоров), согласно орденскойсимволике именовали его "солнцем наших дней", а павловское царствование -"возрождением". Главный поэт масонства М.М. Херасков шел дальше, весьманеудачно назвал порывистого Павла I Соломоном и советовал новому царю: Ты храмы Истине поставишь И тамо Совесть водворишь; Ты Истину любить заставишь, Ее Ты любишь сам и чтишь! Ясно, что речь здесь шла о храмах вольных каменщиков. Но надежды их напокровительство монарха и легализацию деятельности ордена не сбылись, хотяХерасков за свою оду получил чин тайного советника. Чаемого возрождения иобновления также не произошло, стало ясно, что упадок масонства - следствиене только политических репрессий и подозрительности Екатерины II илиравнодушия ее сына, но и радикального и необратимого изменения историческойи культурной ситуации в Европе и России.Масонские библиотеки В число главных должностных лиц масонской ложи входил архивариус,обязанностью которого было хранение архива ложи. Ему также надлежалозаботиться о библиотеке ложи, постоянно пополняя ее. Широкоераспространение масонства в России на протяжении XVIII — начала XIX вековспособствовало формированию настоящих масонских книгохранилищ. Вообщестановление книгопечатания в России тесно переплетается с масонскимиисканиями. Самый знаменитый русский "вольный каменщик" Н.И.Новиков былпрежде всего неутомимым деятелем книги. Человек широких замыслов — Новиков составил программу пятидесятитомной"Герметической библиотеки". Она должна была стать своеобразной грандиознойрозенкрейцеровской энциклопедией, охватывающей всю систему знаний,необходимых для постижения космической гармонии. В книге М.Н.Лонгинова "Новиков и московские мартинисты" описываютсятаблицы розенкрейцеров, которые при "работах" развешивались на стенах ложи.Они подразделяются на девять степеней познания:1. Первая часть института, правила порядка, церемониал, катехизис и химические знаки.2. Коллегиальные книги и теоретическая часть института.3. Приготовление хаосского минерального электрума, но без открытия истинного его определения.4. Познание минеральных сил природы и соединение знания с делом набело, если не начерно.5. Познание совершенное земно-философского солнца и произведение чудесных исцелений.6. Изготовление некоторых из четырех первых партикуляр-камней и тингирование набело и начерно.7. Знание о великом деле натуры, кабале и магии натуральной.8. Познание вместе с тремя главными науками о царствах природы великого универсала, совершение дела и имение у себя камня мудрых.9. Открытие в натуре всего, кроме божественных сил и тайн, обладание над всем и сравнение в знаниях с Моисеем, Аароном, Гермесом, Соломоном и Гирам-Анифом"[1, с.84]. Замысел "Герметической библиотеки" строился на приведенномосновополагающем базисе. Новиков предполагал опубликовать на русском языкеосновные творения эзотерической философии. Это должно было явитьсязавершением его просветительских трудов. Работа началась в середине 1780-хгодов и была прервана арестом Новикова в 1792 году.Фактически лишенный издательских возможностей, Новиков, уединившийся вАвдотьине-Тихвинском, сосредоточил свое внимание на организации переводов.Основной труд принял на себя С.И.Гамалея, взявшийся за перевод всехпроизведений Я.Беме. По сообщению В.В.Сиповского, они составили 22 тома в 4-ю долю листа. Рукопись имела заглавие: "Благочестивого и высокопрросвещенного ИаковаБема, тевтонического философа, полное собрание всех теософических писанийвсем народам... Печатаны на немецком 1682. Перевод на российский в селеТихвинском 1807 г." [2, с.76]. Помимо Беме, Гамалея выполнял переводыдругих авторов для "Герметической библиотеки". В.С.Арсеньев сообщает, чтона Новикова работали также сыновья В.А.Левшина Владимир и Лев, постепеннопополнявшие формирующийся корпус. Переводятся Роджер Бэкон, МихаилСендивогий, Джон Пордедж, Парацельс и др. Ранее в 1785 году была изданакнига Кл. де Сен-Мартена "О заблуждениях и истине", ставшая "символом веры"московских розенкрейцеров. По-видимому, корпус "Герметической библиотеки"окончательно завершен не был. Однако существуют два ее списка, находящиесяв отделах рукописей РГБ (Москва) и РПБ (С.-Петербург). Каждый из списковпредставляет собой 40 рукописных томов, переплетенных в зеленый сафьян. Натитуле указано: "Переведено с немецкого в Москве в марте 1788". Это неследует понимать буквально; скорее всего здесь дата начала работы. Обасписка, за небольшими исключениями, идентичны. Весь корпус построен, исходяиз вышеприведенной розенкрейцеровской схемы постепенного восхождения поуровням познания. Прослеживается определенная цикличность. За алхимическими книгами ("Химическая псалтырь" Парацельса, "Пробирнойкамень" Германа Фиктульда, "Ядро алхимии" Филалета) следуют философскиеработы, являющиеся как бы их комментарием. Это представляется естественным.Философия призвана раскрыть тайный мистический смысл трудов с металлами иминералами. Далее то же повторяется на следующем витке "спирали познания".После всего сказанного понятно, почему российские масонские библиотекисостояли преимущественно не из печатных изданий, а из рукописей. Именно порукописям отечественный "вольный каменщик" постигал тайны "королевскогоискусства". В начале XIX века в России сформировался целый ряд крупныхчастных масонских библиотек (Арсеньевых, В.В.Артемьева, М.П.Баратаева,П.И.Голенищева-Кутузова, З.Я.Карнеева, С.С.Ланского, В.Я.Скарятина,Р.С.Степанова, А.С.Уварова) [3, с. 50-54]. Большое количество масонских книг и материалов находилось в другихвыдающихся библиотеках, но здесь они не составляли целостного собрания.Таковыми были библиотеки известного археолога и знатока древностейА.Д.Черткова (поделена между Научной библиотекой Воронежскогогосударственного университета и Исторической библиотекой в Москве) ибиблиотеки М.Ю.Виельгорского и А.С.Норова, поступившие в Румянцевскиймузей.Большинство упомянутых масонских библиотек прекратили свое существованиеуже в середине XIX века, разойдясь по различным владельцам. Фактическитолько три собрания (и то с большими потерями) дошли до нашего времени.Библиотека Арсеньевых сложилась в семье, на протяжении всего XIX векахранившей традиции "вольных каменщиков", несмотря на запрет масонских лож в1822 году.. Ее главы занимали ведущие должности в различных подпольныхмасонских ложах. В библиотеку Арсеньевых вошли книжные собрания виднейшихмасонов прошлого времени (Новикова, Шварца, Поздеева и др.), а такжемистические книги XVI-XVIII веков на европейских языках из библиотекиВ.А.Бибикова. Рукописный каталог библиотеки Арсеньевых (ОР РГБ. Ф. 13. К. 18-19)содержит 2288 наименований масонских книг и рукописей. В 1919 году рукописипоступили в Румянцевский музей и ныне находятся в фондах 13 и 14 ОР РГБ.РГБ имеет также некоторые редкие книги из этой библиотеки. Однако большаячасть книг Арсеньевых была в свое время продана. Больше повезло другойбиблиотеке С.С.Ланского. Она была целиком передана в Румянцевский музей. Внастоящее время рукописи составляют фонд 147 ОР РГБ. Книги были разроздненыи вошли в основное собрание. Самой известной из масонских библиотек былособрание известного историка и археолога А.С.Уварова. Начало ее положил ещев конце XVIII века министр народного просвещения А.К.Разумовский, продолжилсобирательство его наследник на министерском посту С.С.Уваров (отецпоследнего владельца). Целиком библиотека содержит около 9 тысяч книг, ноее маcонская часть включает примерно 1800 названий. В настоящее времябиблиотека А.С.Уварова находится в Исторической библиотеке в Москве. Новыепопытки воссоздать масонские библиотеки была предпринята в XX веке русскимимасонскими ложами в Берлине и Париже. Однако из-за ограниченности средств большого количества книг куплено небыло. Немногочисленные книжные собрания погибли во время 2-й мировой войны.Подводя итоги, можно сказать, что настоящее время не существует целостнойбиблиотеки российских "вольных каменщиков". Можно только говорить оботдельных специалированных масонских фондах в составе крупнейшихкнигохранилищ России.Масоны и русская литература Художественная литература для ордена вольных каменщиков прежде всегобыла средством эмоционального воздействия на людей. Символ "цепь сплетенныхрук" перерастал в "цепь сердец". Сердца надо было увлечь и затем завоевать."В человеке чувственном лежит глубоко усыпленный человек внутренний; длявозбуждения сего спящего потребны сильные и резкие ударения в человекачувственного", - сказано в "Инструкции мастеру ложи" (1818). У поэзии, особенно у лирики, были значительные средства художественноговоздействия на читателей. В изданной Новиковым книге немецкого философаИ.Г. Зульцера сказано о стихотворстве: "Оно есть такое красноречие, котороестремится во всех предметах к высочайшей степени чувственногосовершенства". С прозою же дело обстояло значительно сложнее. Здесь чувствауходили в подтекст, на первый план выдвигался сюжет, оказывалосьвоздействие на разум читателя, автор стремился к философствованию инравоучению. "Чувственное совершенство" достигалось с гораздо большимитворческими усилиями, ибо психологизм прозы был сложнее и к тому же менееразработан, нежели в поэзии. В художественном мире литературы классицизма проза оставалась родомтретьестепенным, ценилась менее, нежели поэмы, трагедии и оды . Теоретикитой эпохи вообще сомневались в ее способности выразить всю силу и глубинустрастей человеческих: "Проза становится для них слаба". Через прозу шел в литературу поток новых идей, расшатывавших красивый,канонически правильный, но душевно несколько бедный мир классицизма, причемглавным жанром здесь становился стремительно развивавшийся роман: "Романвытеснял классическую литературу". В общем это известное, частоцитирующееся утверждение Г.А. Гуковского верно, но романы и тогда былиочень разные. Следовательно, и вытесняли они классическую литературу по-разному, с разными целями и намерениями. Такова была логика литературнойжизни и борьбы. Вокруг художественной прозы и в особенности вокруг главного ее жанра -романа завязалась во второй половине XVIII века серьезная полемика. Времядля споров было выбрано не случайно. В начале столетия спорить, в сущности,было пока не о чем: тяжеловесные "гиштории" и само состояние русскоголитературного языка, прозаического повествования тому мало способствовали. Замечательный теоретик литературы и посредственный поэт В.К.Тредиаковский в "Предъизъяснении об ироической пииме" (1763) именовалроманы "сказками" и "романцами", те же определения можно встретить уЛомоносова, т.е. термин еще не был определен окончательно. Затем русскаяхудожественная проза прошла через школу перевода, неизбежное "преложение"западных образцов на отечественные нравы и темы, через стилизацию иприступила к созданию оригинальных книг, опираясь на фольклор, рыцарскиероманы, историю "типов" и нравов нарождающейся России. Писатели-масоныдеятельно участвовали в этой литературной работе. Какова же была их позицияи роль в становлении и развитии русской прозы? Прежде всего надо отметить, что прозаики-масоны не примыкали к одномуиз литературных лагерей, имели собственный взгляд на пути и назначениепрозаических жанров. Как и для всех русских литераторов XVIII столетия,главной для них была проблема наследия, национальной самобытности. В.А.Левшин, издавший у Новикова свои восьмитомные "Русские сказки", писал вовведении: "Романы и сказки были во все времена у всех народов; они оставилинам вернейшие начертания древних каждой страны народов и обыкновений.Россия имеет такие свои, но оные хранятся только в памяти". Все эти"русские" (Левшин) и "славенские" (М.Д. Чулков) сказки и "старинныедиковинки" (М.И. Попов) были талантливыми стилизациями русского и западногофольклора, вольными до полного забвения о первоисточнике вариациями насказочные темы и сюжеты. Все эти талантливые, порождавшие оригинальные книги заимствования изнародного творчества, ренессансных новелл и рыцарских романов объяснялись вэту переходную эпоху просто: прозаики искали для своих беллетристическихкниг занимательные сюжеты, экзотический "местный колорит", героическиехарактеры, красивые любовные и воинские приключения, освобождающуютворческое сознание сказочную фантастику. Ничего этого новый русский быт дать не мог, ибо сам еще пребывал всостоянии хаотическом и двойственном, соединяя в себе миры Древней Руси иновой Российской империи. Столь же двойствен был и так называемый "новыйгерой" - человек, метавшийся между этими мирами, переставший бытьсамобытным сыном допетровской Руси и не ставший еще полноправнымгражданином просвещенной Европы. Он мог взять Нарву, героически биться стурками и шведами, жениться, народить детей, но внутренний мир его не могпока дать материал для настоящего романа. У русского писателя-романтика В.Ф. Одоевского, тесно с масонскойлитературой связанного, есть фантастическая повесть о петровской эпохе"Саламандра" (1841), где о "новом герое" сказано одной только фразой: "СынЗверева был всегда в походах". Более сказать о нем в прозе нечего, ибо сточки зрения литературы этот рядовой человек петровской эпохи, в отличие отнегероического Евгения Онегина, одномерен. Ни действительность, ни герой, ни общее состояние литературы не давалиоснований для подлинного реализма и подлинного психологизма, без которыхклассический русский роман невозможен. Само по себе это ни хорошо, ниплохо, ничего обидного для отечественной литературы XVIII века и ееталантливых писателей здесь нет, такова историческая ситуация, в которой немог появиться никакой "просветительский", да и любой другой реализм. С этимобстоятельством приходилось считаться и создателям новой русской прозы. У этой прозы было два пути, два выхода из уникальной культурной иисторической ситуации: писать далекие от отечественной грубоватойреальности "русские сказки" о богатырях и волшебниках или же изображатьновую действительность и нового героя доступными художественнымисредствами, бедность коих ощущалась всеми. Второй путь был единственновозможен и верен и к тому же не отрицал безусловной законности и пользыпути первого. Писатели-масоны хорошо понимали суть ситуации и своитворческие задачи соизмеряли с общим состоянием нарождающейся литературы иразвитием прозаических жанров.СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ| |Великая Ложа России || | || | || | || | || |Великая Ложа России - суверенная и независимая регулярная организационная || |структура Всемирного Ордена Вольных Каменщиков (франкмасонов) на территории || |Российской Федерации. Великая Ложа России - одно из звеньев всемирной цепи || |Братства вольных каменщиков, хранящее прямую посвятительную цепь от первых || |братьев Великой Ложи Англии (1717 г.) и ранее. Великая Ложа России является || |единственной регулярной масонской организацией на территории России, признанной || |более чем 90 регулярными Великими Ложами мирового Братства, включая Великие || |Материнские Ложи Англии, Шотландии и Ирландии. || |Всемирное Братство Вольных Каменщиков - древнейший в мире посвятительный Орден, || |сохранивший преемственность традиции с незапамятных времен, блюдущий в || |первозданной чистоте принципы свободы, веротерпимости, истинного духовного || |братства и равенства между всеми свободными людьми добрых нравов и чистых || |помыслов, объединяющихся в ложах для того, чтобы совместно следовать путями || |добродетели и нравственного поиска. || |Во все времена Орден объединял в своих рядах ярчайшие личности, виднейших || |представителей мировой интеллигенции, цвет всех наций, настоящих подвижников || |науки, социальных преобразований, искусства, философской и религиозной мысли. За|| |почти 300 лет своего существования, по официальной историографической традиции, || |масонский Орден стал объединяющим фундаментом, на котором формировалось || |мировоззрение европейской, американской, российской интеллигенции, он дал в руки|| |величайшим мыслителям надежный символический и философский инструментарий, || |способствовавший более плодотворным их изысканиям на ниве познания человечества || |и путей к его совершенствованию. В России он способствовал возникновению первой || |светской идеологии, вне которой немыслимо существование общества. || |Великая Ложа России является суверенной законно учрежденной Великой ложей || |регулярного мирового масонства, распространяющей свою юрисдикцию на всю || |территорию России. || |Великая Ложа России: || |Представляет общие интересы всех Лож, находящихся под ее юрисдикцией || |Управляет всеми Ложами, находящимися под ее юрисдикцией || |Великая Ложа России может вносить изменения и добавления в законы подчиненных ей|| |Лож. || |Великая Ложа России требует от подчиненных Лож исполнения всех ландмарок || |масонства, в частности || |открытия и закрытия заседания Ложи во Славу Великого Строителя Вселенной || |наличия открытой Книги Священного Закона на Алтаре перед Досточтимым Мастером || |во время заседания Ложи || |ведения работ в трех символических степенях, а именно в степенях ученика, || |подмастерья и мастера || |строгого запрета политических или религиозных диспутов или разговоров в Ложах || |В своей деятельности Великая Ложа руководствуется Конституцией Великой Ложи || |России, Общим регламентом, Обычаями и традициями регулярного масонства, || |исполняет ритуалы, переданные материнской Ложей. || |Великая Ложа России была основана 24 июня 1995 года при помощи Великой || |Национальной Ложи Франции. || |Ее образование явилось вехой в процессе создания Российского регулярного || |масонства. || |Начиная с 1994 года многие нерегулярные Ложи союзов Великого Востока Франции и || |Великой Ложи Франции приняли ландмарки регулярного Масонства и прошли процесс || |признания их Великой Национальной Ложей Франции. В качестве примера можно || |привести переход в регулярное масонство в 1994 году "Геометрии" (г. Харьков) и || |"Сфинкса" (г. Санкт-Петербург ). Фактически сразу после образования первой || |символической ложи "Гармония" в 1993 г. активно пошел процесс образования новых || |мастерских: 1994 г. - "Лотос", "Гамаюн", 1995 г. - "Аврора". Одновременно с этим|| |процессом, ширился круг уже учрежденных к тому времени нерегулярных российских || |масонских лож, выразивших желание пройти регуляризацию и таким образом войти во || |Всемирное Братство как полноправные члены. || |Таким образом, ко времени образования ВЛР в 1995 г., в ее состав входило уже 5 || |законно учрежденных символических мастерских, как изначально регулярных, так и || |прошедших регуляризацию в соответствии с древними обычаями и традициями Вольных || |Каменщиков. В 1997 году прошла регуляризацию ложа "Полярная Звезда". Весь этот || |неуклонный процесс роста регулярного Братства в России привел к образованию || |Великой Ложи России и административной независимости Российского Ордена от || |каких-либо Лож в мире. || |На данный момент Великая Ложа России признана более, чем 70 Великими Ложами || |регулярного Масонства, в том числе Объединенной Великой Ложей Англии, которая || |является материнской для всего Масонства, Великой Материнской Ложей Шотландии, || |Великой Ложей Турции, Великой Национальной Ложей Франции, Конференцией Великих || |Мастеров Великих Лож Соединенных Штатов Америки, Великой Ложей Австрии, Великой || |Ложей Швейцарии "Альпина", Конференцией Великих Лож Германии, Великой Ложей || |Бразилии, Великой Ложей Японии. || |В данный момент под началом Великой Ложи России работают следующие мастерские: || |"Гармония", №1; || |"Лотос", №2; || |"Астрея-Космос", №3; || |"Гамаюн", №4; || |"Аврора", №5; || |"Полярная звезда", №6; || |"Юпитер", №7; || |"Четверо коронованных", №8; || |"Северное сияние", №9; || |"Братская любовь", №10; || |"А. С. Пушкин", №11; || |"Тихоокеанское побережье",№12; || |"Федор Волков", №14; || |"Орион", №15; || |"Феникс", №16; || |"Изида и Озирис", №17; || |"Северные братья", №19; || |"Доблесть", №20; || |"Созвездие", №21. || |"Под тремя Коронами", №22. || |"Альфа и Омега", №23. || | || | || | || | | Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного ордена вольных каменщиков (масонов)Заключение История Ордена Вольных Каменщиков в России исчисляется веками. Этаистория была полна взлетов и падений, поисков истины и метаний средимножества общественных и религиозных веяний разных эпох, участияобщественной жизни страны, в развитии ее культуры и искусства. Как любоеобщественно-культурное явление, Братство в России впитало в себя ее дух, еемноговековую историю, религию и культуру, за счет чего масонство всегдапредставляло собой нечто, безусловно неразрывно связанное с историей итрадициями этого древнейшего сообщества, но при этом и неуловимосамобытное, пронизанное чисто российскими высокой духовностью ижертвенностью, стремлением постичь Бога и слиться с ним в процесседуховного поиска и служения человечеству Что бы ни говорили о масонстве как его сторонники, так и противники, вовсе времена и при любых поворотах колеса российской истории, оно в своевремя стало и долгое время оставалось первой и фактически единственнойсветской идеологией российской интеллигенции в течение продолжительноговремени, за которое интеллигенция в нашей стране окрепла,выкристаллизовалась и дала стране и миру множество ярчайших имен -писателей, художников, композиторов, военных, общественных деятелей,юристов, ученых… С самого начала своей истории в России, которое многие исследователиотносят ко времени правления Петра I, масоны всегда стремились активноучаствовать в формировании представлений людей о Боге, о Человеке и егоместе в этом мире, о праведном пути, о развитии общества. Масонскиенравственные ценности - Свобода, Равенство, Братство, Вера, Честь - сталидля них путеводными звездами в океане жизни, ориентируясь по которым, онистремились верным путем вести корабль, пассажирами которого было тогдашнееобщество, так как не следует забывать, что вплоть до конца прошлого векамасонство являлось уделом практически исключительно дворянского сословия,во многом определявшего жизнь и уклад общества. Масонство всегда стремилось«брать хорошего человека и делать его еще лучше», делать его человекомискренней и глубокой Веры и высочайшей, кристальной Нравственности. “Золотыми буквами в историю России вписаны имена великих масонов:Елагина, Новикова, Радищева, Сперанского, Гааза, А. С. Пушкина и В. Л.Пушкина, Суворова, Кутузова, Пестеля, Ковалевского и многих, многих других.По некоторым данным, в Братстве состояли российские цари Петр I, Павел I иАлександр I. Ни в коем случае Братство не претендует на «монополию» вформировании и определении их воззрений, однако все они были детьми своеговремени, и никто из них не прошел мимо философии, идеологии и нравственногоСвета масонства, которые не могли не оказать на них определенного влияния. На протяжении всей своей истории российское масонство развивалось какчасть единого целого – Всемирного Братства Вольных Каменщиков. Со временВильгельмсбадского Конвента по сей день традиционно крепки и плодотворнысвязи российских масонов с братьями Великобритании, Франции, Германии,Швеции, США. Российские братья, будучи за рубежом, посещают собранияиностранных лож, равно как и зарубежные братья во время пребывания вРоссии, - собрания российских лож. К сожалению, тоталитарные режимы, за редчайшими исключениями, вродесовременной Кубы, не могут себе позволить терпеть существование в своихстранах общества людей свободных, пускай даже чисто духовно, и тем более –не подотчетных Cтаршему Брату. Масонство подвергалось преследованиям как вовремена господства в Европе католической церкви, так и значительно позже,при коммунистических и фашистских режимах. Однако теперь, после более чем семидесятилетнего перерыва оно сновавозрождается в России, хотя нельзя однозначно утверждать, что оносовершенно исчезало. Российские братья после революции 1917 года перенеслисвои работы за рубеж, в первую очередь, во Францию, где работы русских ложне прерывались ни на день за все время, прошедшее с тех пор до начала 1990гг., когда в Орден во Франции были посвящены первые российские граждане. Издесь нельзя не упомянуть о той огромной благодарности, которую всероссийские братья испытывают к великому Вольному Каменщику, истинному другуРоссии, Михаилу Васильевичу Гардеру, без помощи которого Братство в Россиивряд ли смогло бы возродиться. 24 июня 1995 г. под эгидой Великой Национальной Ложи Франции былаучреждена и освящена Великая Ложа России, под юрисдикцией которой былиоснованы и сейчас работают 12 мастерских (символических лож), постояннопринимающих новых членов. Великая Ложа России была признана регулярной, и сней установили братские связи: · Объединенная Великая Ложа Англии; · Великая Материнская Ложа Шотландии; · Великая Ложа Ирландии; · Великая Национальная Ложа Франции; · Объединенная Великая Ложа Германии; · Великая Ложа Австрии; · Великая Ложа Турции; · Великая Ложа Нью-Йорка и многие другие Великие юрисдикции по всемумиру. Российское Братство объединяет в своих рядах представителей множествасамых разных профессий: военных, бизнесменов, творческих работников,педагогов, врачей, служащих, - всех возрастов и всевозможных политических ирелигиозных убеждений - которых объединяет Вера в Бога и Человека,стремление к совершенстованию себя и совершенствованию окружающего мира иобщества, любовь к людям, своей стране и знаниям, а также чувство высшегодолга по отношению к Богу и человечеству.” Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного ордена вольных каменщиков (масонов)Литература1. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867.2. Билинкис М.Я. "Герметическая библиотека" Н.И.Новикова 500 летгностицизма в Европе. М., 1994.3. Серков А.И. Масонские библиотеки//Масонство и масоны. II. М., 19974. Cахаров В.И. Концепция человека в философии русских масонов (По архивнымматериалам)5. Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного ордена вольныхкаменщиков (масонов)ПРИЛОЖЕНИЯ.Масонское летоиcчисление. В различных масонских уставах и градусах существуют свои системылетоисчисления. Даты в документах соответствующих лож указываются обычно поэтим летоисчислениям.Символическая ложа.|ANNO LUCIS (A.L.) - "год Света ". В русской масонской традиции - "год Истинного ||Света" или "год Света Истины". Исходное событие - произнесение Творцом слов "Да ||будет свет" (Быт.1:3). К году христианской эры прибавляется 4000 лет. Например, ||1930 г. н.э. будет 5930 г. A.L.(Истинного Света). || |Древний и Принятый Шотландский Устав.|ANNO MUNDI (A.M) - "год Мира". Исходное событие - сотворение мира. Прибавить 3760||лет к христианской эре. Например, 1930 г.н.э. будет 5690 A.M. Исходное событие -||сотворение мира. |Йоркский Устав. Королевская Арка. В капитулах Королевской Арки используются две системы летоисчисления|ANNO INVENTIONIS (A.I) - "год Открытия". Исходное событие - начало строительства ||Зоровавелем Второго Храма (Ездр.3). Прибавить 530 лет к христианской эре. ||Например, 1930 г. н.э. будет 2460 A.I. | |.ANNO BENEFACIO (A.B.) - "год Благословения". Исходное событие благословение ||Мельхиседеком Авраама (Быт.14:17-20). Прибавить 1913 лет к христианской эре. ||Например, 1930 г. н.э. будет 3843 A.B. | Королевские и Избранные Мастера.| |ANNO DEPOSITIONIS (A.Dep.) - "год Помещения". Исходное событие - завершение|| |Соломоном строительства Храма (3 Цар.8). Прибавить 1000 лет к христианской || |эре. Например, 1930 г. н.э. будет 2930 A.Dep. | Рыцари Тамплиеры.|.ANNO ORDINIS (A.O.) - "год Ордена". Исходное событие - основание ордена ||Тамплиеров. Отнять 1118 лет от года христианской эры. Например, 1930 г. н.э. ||будет 812 A.O. |Словарь масонских терминов Агапа - застолье, завершающее заседание масонской ложи. Частосопровождалось хоровым пением гимнов. Слово заимствовано из Нового Завета.По-гречески - братские трапезы первых христиан. Акация. Символ бессмертия дела масонов. Благодаря распустившейся намогиле Хирама акации было обнаружено его тело. Один из главных элементовмасонского мифа. Алтарь - центральное место масонского храма; прямоугольное илитрапециобразное возвышение, на котором находится Библия, КонституцияВеликой Ложи, масонские документы и символические предметы. Баллатировка. Тайное голосование при принятии важнейших решений ложиили приеме новых членов. Белые перчатки. Символ чистоты замыслов. Одеваются братьями во времяработ. Братская цепь. Один из древнейших ритуалов. При закрытии ложи братьяберутся за руки, образуя неразмыкаемую цепь, символизирующую неразрывностьвсемирного братства масонов. Великий Архитектор (Геометр) Вселенной. По масонской фразеологииВерховный Разум, управляющий мирами. Градусы - уровни посвящения. Английское (голубое) масонствоограничивается первыми тремя градусами. По этой системе в России работали"елагинские ложи". Высшие градусы (4 - 33) присуждаются Капитулом, вкоторый входят "братья", посвященные в высшие градусы. Наиболее развитасистема градусов в Древнем и принятом шотландском обряде. В России он былизвестен как шведская система. Градусы 4-18 (красное масонство) -капитулярные. Градусы 19 - 29 (черное масонство) - философские. Градусы 29- 33 (белое масонство) - административные. С небольшими вариациями системаградусов Древнего и принятого шотландского обряда в настоящее времявыглядит следующим образом:1. Ученик. 2. Подмастерье. 3. Мастер-каменщик. 4. Тайный Мастер. 5. Совершенный Мастер. 6. Ближний Секретарь. 7. Судья. 8. Хранитель Зданий. 9. Мастер Девяти Избранных. 10. Славный Избранник Пятнадцати. 11. Прекрасный Рыцарь Избранник. 12. .Мастер-Архитектор. 13. Рыцарь Царственного Свода или Венчанный Каменщик. 14. Совершенный Вольный Каменщик или Великий Избранник. 15. Рыцарь Востока или Меча. 16. Князь Иерусалимский. 17. Рыцарь Востока и Запада. 18. Рыцарь Розы и Креста ( Розенкрейцер). 19. Великий Понтифик Небесного Иерусалима. 20. Достопочтенный Великий Мастер (Великий Магистр) или Пожизненный Мастер. 21. Великий Ноевский Патриарх или Прусский рыцарь. 22. Рыцарь Королевского Топора или Князь Ливана. 23. Хранитель Скинии. 24. Князь Скинии. 25. Рыцарь Медного Змея. 26. Князь Милосердия. 27. Великий Командор Храма. 28. Рыцарь Солнца. 29. Великий Рыцарь Святого Андрея. 30. Великий Избранник, Рыцарь Кадош (по-древнееврейски "святой"). 31. Великий Командор. 32. Прекрасный Рыцарь Королевского Секрета. 33. Державный Великий Верховный Инспектор. «Дети вдовы». Символическое название масонского братства. В 1 КнигеЦарств Хирам - «сын одной вдовы из колена Неффалимова». Должности офицерские - должности, занимаемые масонами 3 и выше градусовв ложе. Обычно в ложе существуют: 1 и 2 стражи, своего рода, правая и леваярука Мастера стула, вместе с ним руководящие работами ложи, открывающие изакрывающие заседания; обрядоначальник - руководитель всей обрядовойстороной работ; эксперт - фактически помощник обрядоначальника; секретарь,ведающий документацией ложи; оратор, произносящий речи при совершенииобрядов; казначей, собирающий взносы и ведающий финансами (должностьвыборная); дародатель, собирающий денежные пожертвования и оказывающийпомощь больным братьям и братьям, попавшим в несчастье; привратник,охраняющий вход в ложу во время заседаний. В некоторых русских имеласьдолжность стюарда или агапамейстера, руководившего приготовлениями агапы. Вложах высших градусов помимо секретаря имелся архивариус - хранительмасонских архивов. Также в этих ложах существовала должность знаменосца,торжественно вносящего в ложу знамя при открытии работ. Завещание. Пожелание новопосвящаемого брата человечеству, близким иродной стране. Зачитывается перед обрядом инициации и затем сжигается. Запон - фартук масона. Запон ученика и подмастерья сделан из белой кожии без узоров. Начиная с 3 градуса, на запон наносятся различные узоры исимволические рисунки. Зодческие работы. Философские сочинения "братьев", зачитываемые назаседаниях ложи. "Журнал вольнокаменщический" призван был публиковатьлучшие из этих работ. Многочисленные масонские рукописи фактическипредставляют собой сборники не опубликованных "зодческих работ". Камень - один из основных масонских символов. Символизирует душучеловека. По масонской фразеологии "обтесывать свой камень" означаетсамосовершенствоваться. Ковер. На полу масонской ложи во время заседаний расстилается ковер снанесенными на нем символами. Ложе каждого градуса соответствует свойковер. При переходе работ из одного градуса в другой ковер заменяется. Колонны Иахим и Боаз. Символические колонны при входе в храм Соломона.Играют большую роль в убранстве масонского храма. Заимствование из Третьейкниги Царств (7, 21): "И поставил (Соломон) столбы к притвору храма;поставил столб на правой стороне, и дал ему имя Иахим, и поставил столб налевой стороне, и дал ему имя Боаз". По-древнееврейски: Иахим - утвержденныйБогом, Боаз - утвержденный силой. Кружка Вдовы. Закрытый сосуд, с которым Дародатель обходит братьевперед закрытием работ ложи, собирая пожертвования для целейблаготворительности. Ложа - (от английского lodge - помещение, комната для собраний) -ячейка масонского братства. Обычная ложа объединяет масонов всех степенейот 1 градуса до посвященных в высшие градусы. Однако существуют ложи,работающие только в первых двух градусах. Масоны степеней выше 3 градусаобъединяются в высшие ложи. В специфических "исследовательских" ложахработа сосредоточена на познании тайн бытия человека и вселенной. Примеромтакой ложи была тайная "сиентическая" ложа "Гармония", основанная Н.И.Новиковым. В России ложей также называлось специально оборудованноепомещение для заседаний ложи. Ф.П. Толстой в своих воспоминаниях детальноописывает помещение ложи "Избранного Михаила", работавшей в Санкт-Петербурге в 1817-1822 гг. Масонский храм. Специальное здание, построенное для заседаний лож. ВРоссии масонских храмов не строили. Только русские ложи в эмиграции впервыеначали создавать свои храмы. Масонское лобызание. Троекратный поцелуй братьев, символизирующийвзаимное доверие и готовность придти на помощь. Мастер - масон, посвященный в 3 градус. Начиная с этого градуса, "брат"имеет право руководить ложей. Материнская ложа - для каждого масона такой ложей является ложа, вкоторой он посвящен в Братство. Для всех Великих Лож мира Материнскимиявляются Великие Ложи Англии и Шотландии. Металлы. Все металлические предметы (в том числе и деньги), которыеновопосвящаемый брат оставляет за порогом масонского храма, ибо долженвойти в него нищим и безоруженным. Меч - символ справедливости и неизбежности кары. Мозаичный пол. Символизирует взаимочередование белого и черного, добраи зла в человеческом мире. Один из важнейших элементов убранства масонскогохрама. Обрядность. Основными масонскими обрядами являются: открытие и закрытиеработ, освящение (инициация), перевод в следующий градус. Открытие изакрытие работ ограничивается произнесением Мастером и 1 и 2 стражамиритуальных слов и ударами молотков. Наиболее сложен обряд посвящения. Онначинает чтением и сожжением символического завещания ищущего войти вбратство. Посвящаемого вводят с завязанными глазами, обнаженными грудью иколеном. Он проходит через символические странствования и очищение водой иогнем. По окончании странствований с глаз его снимают повязку. Посвящаемыйприносит клятву на верность братству, получает масонское имя и занимаетместо на скамьях учеников. Перевод из градуса в градус, как правило,ограничивается торжественным словом Мастера и принесением клятвы. Пеликан - розенкрейцеровский символ. Пеликан, кормящий своих птенцовсвоим телом, символизирует Христа, спасающего человеческий род своейкровью. Подмастерье - масон 2 градуса. Профан. По масонской фразеологии любой человек, не посвященный в"братство вольных каменщиков". Роза - розенкрейцеровский символ. Символизирует тайную мудрость. Розенкрейцеры - члены тайного мистического "Ордена Розы и Креста",существовавшего в Германии в 1-й четверти XVII в. Предполагается, что этобыл международный союз выдающихся философов и литераторов, к которому былипричастны Р. Декарт и Ф. Бекон. Важнейшим документом розенкрейцеров быланонимный трактат "Fama Fraternitatis" ("Слава Братства"), изданный в1614г. Розенкрейцеры сыграли связующую роль между средневековой алхимией иэзотерическими исканиями последующих веков. В современном масонствеДревнего и Принятого Шотландского Устава розенкрейцеры представляют собой18 градус. Священная дельта. Всевидящее Божественное Око, заключенное втреугольнике. У масонов часто вместо ока фигурирует буква G - первая букваслов God - Бог и Geometrу - геометрия. Символы. Основу масонской символики составляют инструменты мастера-строителя: молоток, циркуль, угольник, линейка. Современная масонскаясимволика фактически ограничивается этими элементами. В прошлом она былагораздо более богатой и изощренной. Тайная храмина. Темное помещение, в котором посвящаемый готовится кинициации, размышляет о прошлой жизни и пишет символическое завещание. Ученик - масон 1 градуса. Хирам. Главный персонаж масонской мифологии. Упоминается в Библии какстроитель храма Соломона. Однако, история об убийстве Хирама двумяучениками, требующими открыть им высшие тайны, и последующим обретением еготела, принадлежит более поздним временам. Обряд посвящения в масоныфактически представляет мистерию - символическое действо на эту тему. Храм Соломона. Духовный храм, построение которого является целью жизнимасона.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас iconРефера т натему : “масонство в россии”
Русское масонство XVIII века
Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас iconМасонство содержание
Первая половина царствования императрицы Екатерины II (масонство нравоучительное)
Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас iconМасонство в России

Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас iconРоссийская государственная академия «Труда и занятости» Контрольная работа по «Истории» тема : «оон: история создания и основные направления деятельности» Студент: Фомин Павел Владимирович Специализация: Менеджмент Дисциплина: москва 2000 содержаниевведение : История создания ООН как системы 3 Основ

Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас iconРеферат на тему: Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма студентка группы э-91 Будченко Е. А. Проверил: Ежов В. С
«Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяев говорит о том, что русский коммунизм трудно понять по причине его двойного характера....
Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас iconМасонство

Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас iconУправление вузом: инновации и качество
Принципы стратегического менеджмента в вузе. Миссия, цели, корпоративная стратегия
Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас iconРусское масонство

Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас iconМосковское масонство

Масонство. Триста лет в россии студент группы т-2-9 Абрамов Илья Владимирович Проверил: преподаватель москва 2003вступление 2 Всемирное масонство: основные цели и принципы 2 Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков 2 Смысл нашей работы 3 Кто такой масон? 4История русского масонства 6 Павел I и мас iconМосковское масонство

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы