Этногенез народов Дагестана icon

Этногенез народов Дагестана



НазваниеЭтногенез народов Дагестана
Дата конвертации02.07.2012
Размер117,89 Kb.
ТипРеферат
Этногенез народов Дагестана


Международная Академия Предпринимательства Реферат По курсу История народов Северного Кавказа. Тема: Этногенез народов Дагестана. Подготовил: Преподаватель: 2002 г. В XIV-XV вв. в на территории Дагестана проживало несколько десятковэтносов, говорящих на разных языках и диалектах кавказской языковой семьи(кроме тюркоязычного населения Прикаспия). Помимо языковой близости ихобъединял однотипный общественный строй. При зримых политических различиях(союзы вольных обществ - джамааты и феодальные владения) общественный стройгорцев имел общие системообразующие черты кавказской горской цивилизации.Однотипным был и хозяйственный уклад, в котором главенствовало отгонноескотоводство, сочетавшееся с земледелием и домашними ремеслами. Наиболее многочисленным дагестанским этносом традиционно являлисьаварцы. Процесс их этнической консолидации в доордынскую эпоху тольконачинался, чему способствовало политическое объединение. Еще в V в. наземлях аварцев возникло первое государство Серир. Название территории ихпроживания - Аварии произошло, вероятно, от имени царя Серира Авара (VIв.). В XIII в. в центральной части Хунзахского плато сложилось Аварскоекняжество с центром в г. Хунзах, которое к концу XV в. объединялозначительную часть нагорного Дагестана. Правили Аварией наследственныекнязья-нуцалы, которые были христианами-православными. Христианская Аварияпостоянно враждовала с соседними мусульманскими Кумухом и Кайтагом. Врезультате войн с ними аварцы в начале XIV в. начали принимать ислам. Вконце XV в. в Аварии усилилась феодальная раздробленность и от княжестваотделились несколько самостоятельных владений (Чоглинское, а позже -Кутишинское султанства). Соседние сельские общества находились в вассальнойзависимости от нуцалов Аварии, которые могли выставить около 20 000 воинов. Наряду с аварским княжеством, в X I I -X V вв. продолжали существоватьмногочисленные (около 40) вольные общества аварцев: Андалал, Анцух,Гидатль, Гумбет, Карах и др. Аварское княжество(с XV в. чаще именуемое ханством) и сельские общества находились в союзныхотношениях, основанных на различных соглашениях и общих обычаях (адатах);впоследствии часть обществ попала в зависимость от нуцалов, а некоторыебыли поглощены ханством. Лакцы населяли территорию центральной части Нагорного Дагестана, атакже равнинную территорию, включая часть Приморского Дагестана исовременного Ставропольского края. Первоначально они проживали в родовых(тухумных) поселках, которые к XIV в. объединились в территориальные общины-джамааты во главе со старейшинами. У лакцев существовало множествородственных диалектов, одним из самых распространенных стал кумухский -язык жителей села Кумух. В XIII-XV вв. возникшее на лакских земляхКазикумухское шамхальство (с центром в Кумухе) стало одним из сильнейшихполитических объединений Дагестана. Его владетели могли выставить 100-тыс.войско. Правители Кумуха - шамхалы приняли ислам суннитского толка,проводили активную внешнюю политику, подчинив себе не только лакскиеджамааты, но и земли даргинцев, ногайцев, часть аварцев и лезгин. Казикумухособенно усилился в золотоордынский период, монгольские ханы произвели егошамхала в старшие князья Дагестана. Вместе с аварцами в 1396 г. Кумухпротивостоял нашествию Тимура, потерпел поражение, однако территориякняжества не была затронута войной. Поэтому могущество шамхалов быстровосстановилось, они подчинили себе плоскостные земли вплоть до ПриморскогоДагестана. Присоединение плоскости к Казикумухскому щамхальству совпало современем окончательной утраты Золотой Ордой своих позиций в Дагестане.Территория шамхальства простиралась от р. Терек на юг до границ Кайтага иот Каспийского моря на запад до центрального Нагорного Дагестана. Кумухактивно вмешивался в дела соседнего Кайтага, насаждал ислам в Зирихгеране иземлях по верхнему течению р. Кара-Койсу, дань ему платили даже отдельныечеченские общества. Лезгины - коренное население Юго-Восточного Дагестана. Территория ихрасселения охватывала земли по реке Гюльгерычай, по среднему и верхнемутечению р. Самур и южной оконечности Главного Кавказского хребта. С XIII в.земли лезгин в источниках именовались "Лекзистаном". В этническом отношенииони делились на 3 большие группы - кюринскую, самурскую и кубинскую. В XIII-XIV вв. на лезгинских землях возникли автономные политические образования -вольные общества (джамааты), объединявшиеся вокруг крупных селений (Ахты-парах, Курах, Кюре и др.). Постепенно южная часть Лекзистана попала взависимость от азербайджанского Ширванского княжества. Часть лезгинскихджамаатов находились также в зависимости от шамхалов Казикумуха. Свою самостоятельность сохранил возникший еще в V в. Зирихгеран,населенный кубачинцами (жителями с. Кубачи), хотя и он платил дань шамхаламКазикумуха. В этническом отношении кубачинцы были близки даргинцам. С 1305г. официальной религией кубачинцев стал ислам. Кубачи славились своимиремеслами, главным образом - производством прекрасного вооружения. В периоднашествия Тимура Кубачи уцелели, но вынуждены были снабжать войскосреднеазиатского завоевателя оружием - бронями и кольчугами. С XV в.Зирихгеран попал в зависимость от Кайтага. Кайтагцы являлись этнической группой, известной с IX в., когда варабских источниках встречается упоминание о территории их проживания -Хайдаке. В XIII-XIV в. в средней части бассейна р. Уллу-чай возниклоКайтагское уцмийство, ставшее одним из самых значительных княжествДагестана. Столицей его первоначально был Калакорейш, а позже - Уркарах.Владетели Кайтага - уцмии (от араб. "именитый") захватили предгорья ксеверу от княжества, населенные родственными даргинцами и часть приморскойзоны, что позволяло им контролировать торговый путь, соединявший Дербент иЗакавказье с северокавказскими городами и итальянскими колониямиПричерноморья, а также со столицей Золотой Орды - Сараем. С XIV в. исламстал распространялся по территории уцмийства, но длительное время жителиКайтага сопротивлялись исламизации и оставались язычниками. В этническомотношении население Кайтага не было однородным и включало, помимособственно кайтагцев и даргинцев (Уцми-Дарго), также кумыков. Во второйполовине XIV в. Кайтагу удалось распространить свое влияние на Табасаран идолину Самура. Кайтаг был союзником Золотой Орды, поэтому Тимур подвергуцмийство страшному разгрому, от которого оно оправилось лишь к середине XVв., когда уцмии восстановили былую силу своего княжества и даже подчинилиЗирихгеран. Новой столицей страны стал Маджалис. К концу XV в. уцмииКайтага могли выставить 30-тыс.войско.Не все земли кайтагцев вошли в уцмийство, сохранялись и вольные общества,которые в разное время находились в большей или меньшей зависимости отуцмия: Маджалис-Катда, Шуркант, Ирчамул, Каттаган, Каракайтаг и др. Даргинцы населяли предгорье и часть горной зоны северо-западнееКайтага. Процесс этнической консолидации даргинцев шел крайне медленно и вXIV-XV вв. у них не сложилось крупного государственного образования илиобщинного союза. Даргинские земли были разорены нашествием Тимура, послечего Казикумухский шамхал распространил свое влияние на даргинские земли. ВXIV в. даргинцы приняли ислам. В Юго-Восточном Дагестане (бассейн реки Рубас) обитали табасаранцы. Вдревности Табасаран входил в состав Кавказской Албании, затем обрелнезависимость. Селились табасаранцы в естественно укрепленных местах посклонам гор небольшими поселками, в которых размещался один тухум илиобъединение родственных тухумов. Еще в домонгольский период в начале XIIIв. на территории Табасарана существовало феодальное владение - майсумство.В золотоордынский период Табасаран попал в вассальное подчинение Кайтагу,но после нашествия Тимура и разгрома Кайтага стал независимым. Майсум жил вукрепленном замке в с. Хучни и мог выставить 60 тыс. воинов. Как и другиетерритории Дагестана, Табасаран постепенно исламизировался. Рутульцы и цахуры проживали в Южном Дагестане в бассейне р. Самур, наюжных склонах Главного Кавказского хребта, а также на территорииПриморского Азербайджана. Рутул и Цахур в начале н.э. входили в составКавказской Албании, источники называют эту территорию "страной гелов".Рутульцы и цахуры не были однородными этническими группами и распадались намножество этнических групп со своими диалектами. Рутулу и Цахуру удалосьизбежать зависимости от Золотой Орды и образовать два крупных общинныхсоюза. Центрами консолидации рутульцев были крупные селения - Рутул, Шиназ,Кала, Борч и др., вокруг которых возводились оборонительные сооружения.Цахурским центром было с. Цахур. Процесс исламизации ранее всего затронулЦахур. В XV в. в Рутуле происходили процессы феодализации, выделялась знать(беки). Во главе обществ Цахура в XV в. стоял султан. Агулы именуются по месту первоначального расселения (ущелью Агулдере).Постепенно они заселили труднодоступные ущелья центральной части Юго-Восточного Дагестана. Условия проживания привели к их крайнейразобщенности, каждое селение говорило на собственном диалекте. Поэпиграфическим материалам известно существование агульских поселков ссовременными названиями уже в XI-XII в. Татаро-монгольское нашествиеускорило процесс распада родовых общин, на месте древних тухумных поселковвозникли крупные селения, объединявшиеся в общины, а с XIV в - в союзыобщин. До второй половины XVI в. агульские общины сохраняли своюнезависимость. Мусульманская религия распространилась у агульцев оченьрано, со времени арабских завоеваний VII-IX вв. В источниках по истории Дагестана XIII-XV вв. упоминается итюркоязычное население в районе Дербента и на севере Дагестана. НаселениеДербента было этнически пестрым: тюрки, иранцы, азербайджанцы,представители различных дагестанских этносов. Дербентский эмират,существовавший с X в., в 1239 г. попал в зависимость от монголов, а с 1437г. стал провинцией государства Ширваншахов. В XV в. в низовьях Терека оформилось Тюменское княжение. Название егопроисходило от термина "тумен", т.е. 10 000 (либо количество воинов, либочисло жителей, а возможно, поголовье скота). Во главе Тюмени стоялинаследственные князья-шавкалы (искаж. шамхал). Население княжения былотюркским, пришедшим сюда еще до половцев. В XIII в. оно смешалось скипчаками, а позже - с ногайцами. Тюменцы - предки современных кумыков.Тюмень зависела от Кумуха и платила ему дань, южные кумыки входили вКайтагское уцмийство. Как и большинство дагестанцев, кумыки былимусульманами-суннитами. К концу XV в. относятся первые сведения о появлении в северокавказскихстепях ногайцев, в том числе в низовьях Терека и Сулака, однако активноезаселение этих территорий произошло только после распада Ногайской Орды наБольшие и Малые Ногаи во второй половине XVI в. При решении этногенеза народов Дагестана, в частности лаков, нельзясбрасывать с поля зрения следы пребывания гуннов, хазар, арабов и татаро-монголов на Северном Кавказе. В географических и этнических названияхДагестана весьма часто слышится „хун", „гун" или несомненные видоизмененияих. Так, андийцы иногда называют себя гуаннал (гуанн), а жители одного изаулов этого общества гун-хо (гуннал). Хворошинцы называют себя хуани(гуани). Несколько местностей у лаков прямо носят название - гунналар, т.е.долина гуннов. Мы далеки отождествлять эти названия с гуннами. Но, имеяввиду прямые указания на то, что гунны были в Дагестане, мы не должныобойти молчанием при исследовании этнической принадлежности наличие в этомпроцессе отдельных гуннских элементов. Вероятно, некоторая часть их слиласьздесь с аборигенами или с позднейшими пришельцами, а главная массаудалилась, оставив след в некоторых местных названиях. Подтверждением приведенных материалов о миграции лаков вглубьДагестана служит интересное предание, услышанное путешественником ХVII в.Рейнегесом от самих лаков. ''Их предки, - рассказывали они, - эмигрировалииз Индии в незапамятное время и обосновались в Нирване, откуда онираспространились на Северный Кавказ до Дона. После IX в. на их территориивторглось многочисленное племя хазаров, которое персы изгнали из Северо-Восточной Азии.'' Этот народ, который продвинулся в Армении до подножьяКавказа, отогнал лаков по направлению к высоким горам, захватил Ширван иберег Каспийского моря. Уместно привести здесь и легенду, касающуюся истории Дагестана,приведенную в „Истории Грузии от древнейших времен до XIX в". В нейговорится, что князь Дурдзук, наиболее отличившийся среди сыновей Кавказа,вошел в ущелье Кавказа, которое он назвал своим именем Дурдзукий и платилдань королю хазаров. В этой экспедиции князь дал сыну брата своего отцаудел Лекан, расположенный к востоку от моря Дербентского до реки Ламек, также как и пленников Рана и Мовакана, и он утвердился в этих странах, которыепринадлежали Лекану в то время, как Казаник, наиболее выдающийся изпотомков этого последнего, скрылся в ущельях гор и основал там город,который назвал своим именем - Казаникет. Прошло много лет, в продолжениикоторых все эти расы были данниками короля хазаров. Арабский историк Якут также сообщает, что страна лакз называется такпо имени основателя его Лака. В поэме „Алгузиани" говорится также, что сыну Торгомоса Лекосу илиЛекану (ср. со словом Лакрал-кану) досталась в удел земля от моряДарубандского (Каспийского) до реки Ломеки (Терек) и до великой хазарскойреки (Волга). По-видимому, подтверждением о позднем заселении нынешнейтерритории лаков также служит отсутствие там в большом количествематериальных памятников, относящихся к периоду до II в. до н.э. Почти всемогильники, обнаруженные в селениях Кули, Сумбатль, Унчукатль, Кумух,Табахло, Чурттах, Ваччи, Вихли, Убра, Балхар, Чукна, Куба и др., датируютсяне раньше IV-VI вв. н.э. При этом никак нельзя предположить, что всехумерших до этого времени лаки сжигали. В культурном отношении племена лаков (леков) в период их расселения вДагестане все ещё сохранили черты преемственности среднеазиатской изакавказской культуры, предшествующей периоду их миграции. Свидетельствуетоб этом масса бронзовых предметов, найденных на территории лаков. В аулеХуна найден кинжал бесчеренковой листовидной формы, с тремя отверстиями восновании клинка для прикрепления деревянной рукоятки. Подобные кинжалыбыли известны в Закавказье из Самтавра. Найдены также наконечники копий.Этот вид оружия представлен 3 экземплярами из коллекции Млокосевич вЭрмитаже, поступившими из аула Турчи. С хронологической стороны времяраспространения подобного типа наконечников на Переднем и Среднем Востокеприходится в основном на треть и середину тысячелетия до н. э. Например,они были обнаружены в царских гробницах Ура и в каменных ящиках на ВерхнемЕвфрате. Следует отметить, что каменные гробницы или каменные ящики становятсяосновным типом погребального сооружения на территории лаков до VI в. н. э. Наконечники копий принадлежат и к кавказскому типу. Втулчатыенаконечники были распространены и на Северном Кавказе. Они найдены в аулеТурчи Лакского района. Образцы их относятся к двум типам - с разрезаннойвтулкой и цельной трубкой. Наконечники с открытой, разрезной втулкойтипологически предшествуют наконечникам с цельной, сомкнутой трубкой. Ноэти обе формы наконечников, по мнению исследователей, определенное времясосуществовали. Наконечники копья из Турчи с цельнолитной трубкой имеютлистовидную форму. Продолжение трубки проходит через весь лист. Этот типбыл широко распространен на Кавказе. 0дин из вариантов наконечников копийимеет рельефные ободки на втулке. Подобные наконечники копий былираспространены в различных районах Закавказья (в Самтавре и др.), ноособенно часто их находят в Кахетии. Наконечники копий с открытой втулкойбыли широко распространены на Кавказе и в поздний период бронзового века.Принимая за основу археологические границы этого среднеазиатского типакинжалов (1500-800 г. до н. э.) Е. И. Крупнов допускает переживание этойформы в горных районах Кавказа после того, как они исчезли в Передней Азии. На основании всего сказанного можно выдвинуть в качестве научнойгипотезы предположение о том, что историческая прародина лаков находилась всеверной части Месопотамии, в долинах реки Евфрат, что лакский язык, как идругие иберийско-кавказские языки, принадлежал в древности краспространенной на несравненно широкой территории группе языков. Бесспорнои то, что как лакский язык, так и этнос его, подвергался изменениям подвлиянием иноэтнических проникновении в аборигенную группу и иноязычныхвзаимоотношений. Контакты между лакским, арабским и тюркским языкамиосуществлялись в основном и на почве двуязычия. Это хорошо прослеживается вработе С. Хайдакова. Конечно, требуется еще сделать очень многое, чтобывнести ясность в вопрос об отношении других дагестанских языков к другимязыкам вышеупомянутых древневосточных народов. Лакский язык рано отделилсяот других представителей родственной группы, и в продолжении тысячелетийсвоего обособленного развития успел далеко отойти от них. Очевидно,обособление лакского языка от родственных ему языковых групп, протекало вмиграционный период, в ходе которого язык лаков , оказывался под влияниемдругих родственных и неродственных языковых групп. Обособившись от своихсородичей, дагестанские племена, в частности, лаки, обосновались натерритории Дагестана, где все больше и больше протекал процесс языковой иэтнической дифференциации, с одной стороны, и с другой - процессинтеграции, ставший особенно чувствительным в связи с развитиемпроизводительных сил в условиях физико-географических особенностейДагестана. Формирование лакской народности было неразрывно связано с разложениемродовых общин и возникновением сельских общин. Лингвистические данные,появившиеся в период проникновения сармат в Дагестан, свидетельствуют, чтоу лаков в то время развивалось рабство. Картина половых отношений и системародства у легов и амазонок по Страбону очевидно соответствовала тому, чтонаблюдается у примитивных племен - пережиток группового брака приматриархальном строе. Образование раннегосударственного общества привело кдальнейшему разложению союза, превращению родоплеменной знати в феодальноесословие, возникновению и сосредоточению государственной власти нарей навсе территории расселения лакского населения . Защита лаками своейподвластной территории от нашествия врагов, участие в войнах, происходившихмежду соседними державами на Кавказе и другие факторы, также способствовалиобъединению разрозненных общин и союзов в единое государство сполуфеодальными и полупатриархальными формами правления. Рост населенныхпунктов за счет объединения родовых поселков, развитие экономических связеймежду селами, разложение родоплеменных отношений втягивали лаков вполитическую и культурную жизнь народов всего Кавказа. Список литературы:1. Кузнецов В.А. Алания X-XIII веков. Орджоникидзе. 1971.2. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIIIвека. М. 1988.3. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М. 1974.4. Дон и Кавказ в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону.1990.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этногенез народов Дагестана iconЭтногенез народов Дагестана
...
Этногенез народов Дагестана icon«Этногенез и биосфера земли»
Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории
Этногенез народов Дагестана iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История». / А. Г. Ситдиков. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. 33 с
Введение в этногенез народов Поволжья и Приуралья. Часть I. Истоки этногенеза финских народов: учебно-методическое пособие для студентов,...
Этногенез народов Дагестана iconХозяйство Дагестана III в

Этногенез народов Дагестана iconАрхеологические исследования на территории Дагестана

Этногенез народов Дагестана iconКонцепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли»
Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории
Этногенез народов Дагестана iconЭтногенез

Этногенез народов Дагестана iconЭтногенез

Этногенез народов Дагестана iconЭтногенез белорусов

Этногенез народов Дагестана iconЭтногенез. Теория Л. Н. Гумилева

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы