Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры icon

Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры



НазваниеТоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры
Дата конвертации02.07.2012
Размер231.42 Kb.
ТипРеферат
Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры


Содержание.I. Введение. 3II. Из истории термина "тоталитаризм". 3III. Пять основных признаков тоталитаризма: 54. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве; 55. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве; 86. Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима; 127. Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды; 168. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве. 17IV. Некоторые исследования тоталитаризма. 19V. Заключение. Выводы. Роль общественно-политического движения втоталитаризме. 21VI. Список литературы.23 Введение. ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания,достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важенуникальный опыт духовного и социального развития. В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затемИспании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложилисьполитические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков.Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинахновый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили наних террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн. Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпелакрах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарныережимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшиеэрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно. Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модельтоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современнаяполитическая наука не дает. Из истории термина "тоталитаризм". Само понятие "тоталитаризм" вошло в обиход в научной литературе Запада вконце 30-х годов нашего века. Например, "Энциклопедия социальных наук",изданная в 1930-1935 гг. , не содержит этого термина. Уже в самом началетоталитаризм однозначно отождествлялся с фашизмом и коммунизмом,рассматривавшихся как два его различных ответвления. Термин "тоталитаризм" стал употребляться для обозначения фашистскогорежима в Италии и германского национал-социалистического движения еще в 20-е годы. С 1929 года, начиная с публикации в газете "Таймс", его сталиприменять и к политическому режиму Советского Союза. Из политической публицистики этот термин входит в научный оборот дляхарактеристики фашистских режимов и Советского Союза. На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. Водном из докладов он был определен как "восстание против всей историческойцивилизации Запада. "[1].
Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало"холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслениютоталитаризма. В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этомусоциальному феномену, где был сделан вывод, что "тоталитарным можно назватьзакрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукцииконтролируется из единого центра"[2]. Спустя несколько лет вышел ряд фундаментальных работ на эту тему,важнейшими из которых являются: книга Х. Арендт "Происхождениетоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха И З. Бжезинского"Тоталитарная диктатура и автократия". Авторы последнего исследования предлагают для определения "общей модели"тоталитаризма пять признаков:единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;официальная идеология, признаваемая всеми;монополия власти на СМИ(средства массовой информации);монополия на все средства вооруженной борьбы;система террористического полицейского контроля и управления экономикой.[3] Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название"тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследованияв этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство ихформулы, что, впрочем, признавали и сами авторы. Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеимоделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились кследующему:с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов всоциалистических странах (Г. Гласснер);не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ееэлементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки "тоталитаризма в СССР(А. Инкельс). Однако поиск оптимальной модели продолжается по сей день. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве. Отталкиваясь от результатов анализа, прежде всего тоталитарных структургитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно назвать"тоталитарным максимумом"[4], выделим пять основных признаковтоталитаризма. Поскольку в настоящем исследовании мы исходим в первуюочередь из анализа "тоталитарного максимума", то и все эти признакиявляются в определенной степени идеальными и проявляются в различныхтоталитарных режимах в неодинаковой степени, вплоть до тенденций. Итак, первый признак - абсолютная концентрация власти, реализуемая черезмеханизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательствогосударства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное ввысшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правлениянепременно представляет собойавтократию, для которой характерны:Соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице прифактическом отсутствии независимой судебной власти.Принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического типа. Рассмотрим подробнее пункт а). Тоталитарное государство не могло и не может стать правовым, то естьтаким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались.Такого государства система не приемлет. Незыблемость суда и торжествозаконности неизбежно открывали путь появлению оппозиции. Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставилиодно, но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно винтересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало быподдержку их владычества. Отсюда вытекала необходимость сохранения формы законности и одновременномонополии правления. Главным образом по этой причине законодательная властьне могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это какраз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей.Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую отсудебной. Так зачем в таком случае тоталитарная диктатура прибегала к закону, зачемприкрывалась законностью? Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, чтототалитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого онопирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, нов действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или"врагов рейха". В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, гдедоминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки правазаготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого. При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого. Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московскиепроцессы" -это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридическогофарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по"разнарядке". Тайная полиция(НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых каресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств нетребовалось - нужно было лишь признание. Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьейУголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этойстатье было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать"расширительно", "диалектически". Один пример - пункт 3 :"способствованиекаким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССРв состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то,что, находясь под оккупацией, он прибил каблук немецкому солдату.[5] Ноглавный принцип коммунистического суда выражен в одной фразе председателяревтрибунала г. Рязани (1919 г. ): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашейреволюционной совестью. "[6]. Теперь подробнее о принципе "вождизма". Дело в том, что ко второмудесятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами еще нестала привычной формой государственного устройства в большинствепромышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства ещесохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй.Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясенийи войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительномначале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшегоимператора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолиниэтого сделать не смог, главным образом из-за существования в Италии всемипризнанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянскомобществе. В Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественномсознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалосьплохо. Придя к власти, Франко восстановил монархию, но ...без монарха. В1945 году испанский король в эмиграции издал манифест, осудивший диктатуру,чем окончательно испортил отношения с Франко. В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, длякоторых "вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает изнизкого уровня развития демократического сознания и потребности людей ввожде как в символе единства нации, особенно в период национальнойнестабильности. Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главегосударства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера.Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями встрого иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своемунепосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченнуювласть над своими подчиненными.[7] Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, исвязь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве. Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающаяникаких иных политических организаций. Такая политическая система тесносвязана с двумя моментами. Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательностановится монистическая-единая, господствующая идеология, исходящаяисключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции иликритики. В самой партии также поддерживается идейное единство. Основным методом монистической идеологии является массовая оболванивающаяпропаганда, базирующаяся на социально - классовой(СССР), расово -националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни)демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была узаконена6-й статьей конституции СССР. Весь механизм власти был сведен к следующему:политические структуры - этоисключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах иучреждениях партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держалиуправление под своим надзором. Достаточно было центру провести заседание или опубликовать статью, какмгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм.А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли"неисправность"-отклонение от общего мнения. В последующем подробнее будет рассмотрена коммунистическая партия,находившаяся у власти как в Советском Союзе, так и в странах ВосточнойЕвропы. Коммунистическая партия партией особого типа являлась не только потому,что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась копределенным целям и т. п. Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство,тождественность мировоззрений и взглядов были обязательны для всех безисключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов ивысших инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально было вменено вобязанность соблюдать единство, "блюсти идейную чистоту своих рядов"; ихпрямой задачей было выполнять решения. Однако и низы должны были усваиватьвзгляды вождей. Во времена Сталина идейное единство, то есть обязательное философское ипрочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала закономдля всех компартий. Раз в любой партии власть сосредоточена в руках вождей и высшихинстанций, то идейное единство как приказ несло с собой владычество центранад умами рядовых партийцев. Прекращение всякой идейной борьбы в партии означало паралич свободы вобществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самойпартии - ни проблеска свободы. Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую безнего невозможно представить. Одно порождает другое. Идеи - плод творчества отдельных людей, а приказной идейный монополизм,осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характерзакона. Устранение идейной разноголосицы в среде высших руководителейавтоматически упразднило фракции и течения , а с тем и всякую демократию вкоммунистических системах. В коммунизме возобладал принцип "вождь знает все»: идеологами партиистановились обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости отскудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не простомарксистом , а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра. Коммунисты воспитывались на убеждении, что идейное единство, идейноеподчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черноезлодейство. В борьбе за власть над умами не гнушались никакими средствами, широкоприменяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку пообстоятельствам. Конечно, Сталин знал , что Троцкий, Бухарин и Зиновьев никакие неиностранные шпионы или предатели социалистического отечества. Но нужно былосвалить на кого-то вину за нерешенные вопросы, в частностипродовольственный, благо они еще и "чистосердечно" признались, и устранитьнесогласных, инакомыслящих. Идеологическое единство, прошедшее немало фаз и приобретшее на этом путиразнообразные формы, было самой отличительной чертой партиибольшевистского, коммунистического типа. Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась фактическимотсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советыдепутатов и др. , в результате чего достигалось тотальное отчуждениеиндивида от политической власти. Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и"съев", "подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящегосотрудника, тем самым заняв его кресло. Возможное существование некоторых общественных организаций ничего неменяло, так как они контролировались партийными и государственнымиорганами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основнойзадачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание иконтроль за ним. Отрицанием демократических институтов режим реализовывал важную задачу -ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между индивидом игосударством, в результате чего происходит полное поглощение индивидагосударством, превращение его в "винтик" огромной государственной машины. Тоталитарный режим - детище ХХ века, так как в предыдущие годы техника небыла столь развита, чтобы человек быстро получал и усваивал пропагандуидейного единства-поддержки режима. До ХХ века политическая деятельностьбыла , как правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющихчерез прессу и телеграф, почту обращаться к себе подобным. Научно-технический прогресс значительно расширил возможности общения. Исключительная роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространениекоторого позволило приобщить к политике широкие слои неграмотногонаселения, люмпен-пролетариат, что весьма расширило базу политическойборьбы. Кто не умел читать, мог слушать. А когда был проведен ликбез,подключились и газеты. Пропаганда шла по всем каналам: в первых классах начальной школыпроходили ленинские уроки, по окончании года дарились книжки под названием"Из жизни В. И. Ленина", и будущий первоклассник, еще не выучив таблицыумножения, уже знал о том, каким хорошим пловцом был Владимир Ильич; вшкольных учебниках (особенно по иностранному языку) муссировалась темалучшей страны в мире - Советского Союза, ну а самая большая частьпропаганды приходилась на историю. Широко практиковались различные фальсификации; в учебнике историяпредставлялась как история победы КПСС аж со средних веков, разумеется,ничего не говорилось о"красном терроре", политзаключенных и голоде в периодСоветской власти. По радио передавались бесконечные речи вождей, в газетах каждый деньпечатался портрет Сталина, в предисловиях любое произведениерассматривалось с точки зрения марксизма-ленинизма-сталинизма. Пропаганда превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята -пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывалинижестоящих. Пропагандой и поддержкой общественно-политического движения, о которомпозже, режим решал весьма важную задачу:взяв под практически полныйконтроль души граждан, он прививал людям тоталитарное сознание, готовностьподчиняться идеям, идущим из центра. Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом , чемполитические партии, обладая значительным весом в обществе, церковь сталатем камнем преткновения, который не позволял полностью подчинить душуиндивида. Попытки тоталитарного режима устранить, или, по крайней мере,сотрудничать с ней не везде приводили к успеху. В тех странах, где церковьсохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствиятоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестокоподавлена (Германия, Россия). Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима. Третий признак - общественно-политическое движение, составляющее массовуюсоциальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризмапрактически не рассматривалась роль самого народа в создании ифункционировании тоталитарного режима. Народные массы чаще выступали в облике несчастных жертв, бедныхнепротивленцев, являющихся объектом приложения тоталитарных сил. Некоторыеисследователи советского тоталитаризма производят искусственное разделениеобщества на отдельные части. С одной стороны, лидер-диктатор во главе единственной массовойполитической партии, террористический полицейский контроль,сверхцентрализованная система управления, а с другой - страдающий,несчастный народ. Если первая часть буквально аккумулирует в себе страшныечерты тоталитаризма, то вторая часть общества находится как бы в стороне,вызывая симпатии и даже любовь. Известно, что в Германии и Италии установлению тоталитарных режимовпредшествовали массовые движения, участники которых совершенно добровольноподдерживали и разделяли фашистскую идеологию. Сталинские репрессии по свидетельству очевидцев воспринималисьзначительной частью населения сочувственно, на этот раз на режим работалитакже пропаганда и террор. Советский опыт свидетельствует, что тоталитаризм всегда имел социальнуюопору в народе. Без нее он не мог бы так долго существовать ивидоизменяться. Документальные кадры: делегат от доярок надрывно кричит иот имени колхоза имени Буденного требует смерти для "врагов народа".Казалось, каждый колхоз, фабрика, парикмахерская, столовая должныотметиться и потребовать "высшей меры"; лица требующих сменяются, но словапоразительно похожи. Из западных исследователей первой обратила внимание на фактор общественно-политического движения Х. Арендт, которая считала, что тоталитарные режимывозникают на его базе[8]. Какова же роль тоталитарного ОПД ? В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее местопо следующим причинам. Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходитформирование в общественном сознании "тоталитарной идеи". Во-вторых, через ОПД достигается всеохватывающий контроль над всемипроявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществлениетоталитарного господства власти. В-третьих, через ОПД тоталитарный режим внедряет мифы в общественноесознание, формирует позитивное отношение масс к тоталитарному режиму,тотализирует массы изнутри, а всех несогласных, неподдающихся уничтожают. С ОПД связана также и атомизация общества. Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципахпредельной атомизации своих членов; сначала достигается верность движению,преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полнаяутрата в пользу своего места в движении. После установления тоталитарного режима атомизация распространяется наширокие слои общества с помощью аппарата устрашения, включающего в себя,кроме террора, также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеетразвитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая такимобразом эффект массовой тоталитарной пропаганды. "В обстановке всеобщей взаимной подозрительности, когда лояльность режимуизмеряется числом доносов, любые личные связи становятся обоюдоопасными.Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей, чтобы не ставитьблизких людей в такое положение , когда они ценой спасения своейсобственной жизни будут вынуждены погубить тебя. В результате достигается предельно возможная атомизация общества, и любоенесогласие с политикой тоталитарного государства [и с тоталитарной идеей ]либо раскол между индивидом и обществом сразу же ставит индивида внезакона. Единственной положительной чертой становится безусловная инеизменная преданность Движению со стороны каждого его члена."[9] Итак, через ОПД атомизированного общества достигается эффект "слияния свластью"(власть доноса), несмотря на абсолютную отстраненность людей от нее, и как результат-"народ не безмолвствует, как в феодальных государствахпрошлого, - нет, народ поет, кричит "ура" и рукоплещет казням. "[10]. И сам им способствует, добавим. Теперь несколько слов о том, что такое тоталитарная идея. Тоталитарнаяидея заключает в себе основной ценностный критерий организациитоталитарного общества; именно тоталитарной идеей отличаются различныеформы тоталитаризма . В зависимости от основного ценностного критерия можно выделить три формытоталитаризма. Правой форме соответствует национальный критерий (фашистские режимыГитлера, Муссолини и др. ). Левой форме - классовый(социальный) критерий (сталинизм). Религиозной форме-религиозный критерий организации общества(исламскийфундаментализм в Иране периода Хомейни). В то же время, пожалуй, это различие между формами все-таки не являетсяпринципиальным; по глубинной сути своей все тоталитарные режимы оченьблизки. Признаки тоталитарного ОПД следующие:Цель Движения - установление диктатуры в какой-либо форме;обращение к силе в качестве главного инструмента для достижения цели, аотсюда - террористические потенции Движения;неприятие оппозиционных мнений, непримиримость к другим партиям, движениям;идея своего особого предназначения. Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды. Четвертый признак - государственно организованный террор, основанный напостоянном и тотальном насилии. Основой тоталитарного режима может бытьтолько всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет непоследнюю роль, представляя собой логическое продолжение тоталитарнойпропаганды. Обращенная не к разуму, но к чувствам тоталитарная пропаганда , являясьпо сути насилием над духом, подкрепляется насилием физическим. Двойной гнетразлагает личность, гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишьпочти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха. Такое давление со стороны государства ликвидирует не только любуюоппозицию, но и любую попытку к инакомыслию. Террор нанес огромный ущерб нации, практически уничтожив ее генофонд:представителей интеллигенции, людей науки уничтожали как относящихся кбуржуазии, как "социально-чуждых". Очень точно описал атмосферу государственного террора С. Цвейг:"Систематически совершенствуемый, деспотически осуществляемыйгосударственный террор парализует волю отдельного человека [ночное ожидание- а за кем пришли? а не за мной?-и никакой попытки к сопротивлению. ] ,ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, какизнурительная болезнь, и ... вскоре всеобщая трусость становится емупомощником и прибежищем, потому что, если каждый чувствует себяподозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страхаеще и торопливо опережают приказы и запреты своего тирана. "[11]. Абоязливым может стать практически любой - наказание за недонесениезакреплено законодательно. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве. Пятый признак - экономическая автаркия при жесткой регламентацииэкономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии было обусловленовыходом ряда стран из патриархального, феодального состояния и включениемих в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиесягосударства вступали в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненноеположение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление кэкономической автаркии как залога независимоcти. С точки зрения внутреннего развития тоталитарному режиму такжетребовалась жестко регламентированная, замкнутая на государствоэкономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке быланеобходима такая экономическая структура, которая не просто замыкалась нагосударство, но в значительной степени зависела от воли лидеров. Коммунистические вожди , искренне убежденные в своем знании экономическихзаконов, считали, что могут с научной точностью управлять производством. В Германии автократическая форма власти, наводящая "железной рукой""новый порядок" в стране, была для монополий предпочтительнее сложногомеханизма демократического государства. И в Германии, и в СССР не терпящая никакой оппозиционной организациитоталитарная политическая структура, которая практически свела на нет рольпрофсоюзов(или они служили орудием пропаганды), позволяла эксплуатироватьтруд самыми изощренными способами. Жесткая централизация и террор позволяли в Германии тесно связанным срежимом монополиям извлекать максимальные прибыли при минимальныхиздержках. А монополии благодаря финансовой помощи создавали дляруководства фашистского режима экономическую базу. Тоталитарным характером собственности, как и слишком значительной ролью,которую в экономике играла идеология, можно объяснить особую ситуацию спроизводителями при коммунизме. Свобода труда в Советском Союзе былаограничена сразу после революции, а полностью с ней было покончено в 1940году. Постоянно использовались трудовые лагеря, где в полной мере былиспользован голод как важнейший стимул к труду. Границ между лагерями ифабричным трудом практически не было. Трудовые лагеря и разного рода "добровольные" трудовые акции, напримерсубботники , обязательные сверхурочные, являлись тяжелейшей, крайней формойнесвободного труда. Они могли иметь временный характер, сам же несвободныйтруд - явление при коммунизме постоянное, в зависимости от потребностеймомента более или менее ярко выраженное. Работник был поставлен в такое положение, что свой товар - рабочую силуон должен был продавать на не зависящих от него условиях без возможностинайти другого, лучшего работодателя. Партийная бюрократия, монопольно владея природными ресурсами, осуществляяполитическую диктатуру, обрела право диктовать на каких и в каких условияхлюди будут трудиться. При такой системе невозможны свободные профсоюзы, а забастовки-явлениеисключительное. Отсутствие забастовок коммунисты объясняли тем, что рабочий класс якобынаходится у власти и опосредованно - через "свое" государство и "авангард"– КПСС – является собственником средств производства:таким образом,забастовки были бы направлены против него самого. Настоящая причина в том, что партбюрократия располагала всеми ресурсами(и аппаратом подавления в том числе) и, главное, рабочей силой: любаяэффективная акция против нее, если она не носит всеобщего характера, былатрудноосуществима. Забастовки - проблема скорее политическая , нежели экономическая. А вСоветском Союзе проблем нет: именно для того чтобы скрыть их, произошелрасстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Об этом не узналибы, если б не А.И.Солженицын, рассказавший всему миру об этом.[12] Как только все материальные богатства были сосредоточены в одних руках,возникла необходимость планирования. Центр тяжести планирования в любойкоммунистической системе был на отраслях, имеющих решающее значение дляполитической стабильности режима. Ими были тяжелая и военнаяпромышленность; им было подчинено все. Как следствие, возникала неизбежнаянесбалансированность и различные перекосы. Идеологические и политические мотивы в большей степени, чем интересынациональной экономики как единого целого, являлись движущей силойкоммунистического планирования. Именно эти мотивы являлись доминирующими каждый раз, когда режим долженбыл выбирать между экономическим прогрессом, уровнем жизни народа и своимиполитическими интересами. Некоторые исследования тоталитаризма. В 30-45-х годах предпринимались многочисленные попытки выявитьструктурную и функциональную общность тоталитарных диктатур на основесравнительного изучения большевизма и фашизма. Первым следует назвать В. Гуриана(1931), дальнейшие исследования связаныс именами М. Лернера(1935), Т. Кона(1935), К. Хаеса(1940), Ф.Боркенау(1940) и С. Ноймана(1942), а также Дж. Оруэлла "Скотный двор"(1945)и К. Р. Поппера "The open society and its enemies. "("Открытое общество иего враги", 1945). В это время происходило перерождение таких писателей, как Франц Боркенау,Виктор Голланц, Артур Кестлер, Джордж Оруэлл и Игнасио Силоне, которые подвлиянием политики советских коммунистов во время гражданской войны вИспании и театрализованных судов в Советском Союзе, а также пакта Гитлерасо Сталиным пришли к выводу об однотипности практики господства большевикови фашистов. Высший пункт развития теории тоталитаризма приходится на 50-е годы.Началом этой фазы можно считать роман Оруэлла "1984" (1949), а ее конецприходится на середину 60-х годов. К работам этого периода относятся труды Х. Арендт "Происхождениетоталитаризма" (1951), Д. Л. Туллина (1952), К. Й. Фридриха (1954 и 1957),З. К. Бжезинского (1956), К. Д. Брахера (1957), Г. Лейбхау (1958), Фридрихаи Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956), М. Драхта(1958), Т. Буххайма (1960 и 1962), Р. Левенталя (1960) и Раймона Арона"Демократия и тоталитаризм" (1965). Эти люди рассматривали феномен тоталитаризма каждый раз своими особымиметодами:философии и "беллетристики", истории, конституционного права,политологии и социологии. Романы Кестлера("Слепящая тьма") и Оруэлла, прежде всего, конечно,"1984", который сильнее всех остальных повлиял на общественноепредставление о тоталитарных диктатурах, а также роман Е. Замятина"Мы"(1920), можно рассматривать как конкретизацию некоего идеального типа:особенности тоталитарных диктатур стали основой описания жизненных связей,в результате чего создается сгущенный, во многом утрированный образ-антиутопия, которая соотносится с эмпирическим анализом и объяснениемреальной системы, как карикатура с портретом. Все вышеперечисленные исследователи либо жили на Западе, либо тудаэмигрировали. У М. Джиласа, автора нескольких исследований о коммунизме, из которыхнаиболее значительной является "Новый класс", необычная судьба. В начале 1953 М. Джилас стал одним из четырех президентов новойЮгославии, в конце 1953 года-председателем Союзной народной скупщины.Конфликт с коммунистической партией и правительством у него возник послетого, как он резко выступил против превращения компартии СФРЮ в правящийкласс и ее морального разложения. В статьях он упрекал режим в переходе на сталинские методы управления,стоял за создание второй социалистической партии, высказывался противвмешательства партии в работу органов правосудия. В марте 1954 года М. Джилас был исключен из партии. За свои , запрещенныев Югославии, книги Джилас осуждался на 3 и 9 лет лишения свободы. "Новый класс" - размышления о коммунистическом режиме в СССР и Югославии.В этой книге Джилас выдвигает и отстаивает точку зрения, что в 1917 году квласти в СССР пришел "новый класс" - партийная бюрократия. Имя А. И. Солженицына было хорошо знакомо нам и раньше, но теперь онприобрел и уважение среди политических лидеров нашей страны. А. И.Солженицын больше внимания уделял в своих исследованиях репрессивныморганам, концентрационным лагерям и тюрьмам. В бывшем Советском Союзепечатались только его рассказы - "Один день Ивана Денисовича", "Матрениндвор", "Случай на станции Шепетовка". За книгу "Архипелаг ГУЛАГ" он былвыслан из страны и не так давно вернулся. И хотя раздаются голоса, подвергающие сомнению историческую достоверность"Архипелага", мне кажется, что 227 свидетелей и автор, по чьимсвидетельствам была составлена книга, убедительно доказывают ее. Я считаю, что А. И. Солженицын - один из великих людей ХХ века. Заключение. Выводы. Роль общественно-политического движения в тоталитаризме. Основным содержанием изложенной здесь концепции является то, чтототалитаризм - это не просто тотальный централизованный контроль за всемипроявлениями общественной жизни. Основным показателем тоталитаризма является общественно-политическоедвижение , ядро которого представлено политической партией тоталитарноготипа. Блок партия - общественно-политическое движение представляет собой такуюситуацию, когда партия внедряется во все сферы общественной жизни и ееподдерживает большая часть непартийного населения. Поддержка эта отчастиобеспечивается и террором. Поскольку партия является правящей и единственной, достигается ЭФФЕКТТОТАЛИТАРНОГО ДВИЖЕНИЯ, когда все решения партии через ее разветвленнуюструктуру и поддерживающую часть населения доводятся до всего общества -"по просьбе трудящихся" - и принимаются к исполнению обществом как "воляшироких народных масс". Так достигается ЭФФЕКТ ТОТАЛИТАРИЗМА, когда власть осуществляет контрольи проводит все свои решения от имени и руками самих народных масс. Низкий уровень общественного сознания при высоких темпах развитиякапиталистических отношений может привести к установлению тоталитаризма.Однако тоталитаризм - тупиковый вариант развития, который приводит либо ккатастрофе, например разгрома в войне, либо, по мере развития общественногосознания, к переходу в сторону демократии через авторитаризм. Список литературы.Джилас М. Лицо тоталитаризма. //М. :"Новости", 1992.Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма. //Общественные науки исовременность, 1993, N 5.Семыкина Т. В. Политические режимы. //Методические рекомендации. //М. ,1994.Загладин Н. В. Тоталитаризм и демократия:конфликт века. //Кентавр, 1992, N5-6.Баллестрем К. Г. Апории теории тоталитаризма. //Вопросы философии, 1992, N5.Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , :Центр "Новый мир"-1990.Толстиков В. С. Рабочий класс и тоталитаризм. //Социологическиеисследования, 1994, N 1.Игрицкий Ю. И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий наЗападе. //История СССР, 1990, N 6.Рахшмир П. Ю. Новейшие концепции фашизма в буржуазной историографии Запада.М. 1979.Бессонов Б. Фашизм:идеология и практика. М. , 1985.Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. М. , 1985.Гозман Л. , Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психологияполитического сознания. "Нева", 1989, N7.-----------------------[1] См. Игрицкий Ю. И. Концепции тоталитаризма:уроки многолетнихдискуссий на Западе. //История СССР, 1990, N 6.[2] См. Totalitarianism. Proceedings of a Conference Held at the AmericanAcademy of Arts and Sciences. March 1953. Cambridge (Mass), 1954, p. 38.[3] См. Fridrich C. J. , Brzezinski Z. K. Totalitarian Dictatorship andAutocracy. Cambridge(Mass), 1956, p. 58.[4] А. Кун при анализе фашизма вводит понятие "тоталитарного максимума",под которым подразумевается германский национал-социализм. См. Рахшмир П.Ю. Новейшие концепции фашизма в буржуазной историографии Запада. М. 1979,с. 22.[5] См. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , :Центр "Новый мир" -1990, стр. 53.[6] Там же, стр. 220.[7] См. Бессонов Б. Фашизм:идеология и практика. М. , 1985, с. 151.[8] Arendt H. The Origins of Totalitarianism, N. Y. , 1951, p. 19.[9] Arendt H. The Origins of Totalitarianism, N. Y. , 1951, p. 21.[10] Гозман Л. , Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психологияполитического сознания. "Нева", 1989, N7, с. 172.[11] Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальви-на. М. , 1985, с. 360.[12] См. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 3. М. , :Центр "Новыймир"-1990, стр. 385.-----------------------[pic][pic][pic][pic] ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ Реферат на тему : “Тоталитаризм: история, причины, исследования ” Научный руководитель: кандидат философских наук доцент Слесарева Г.Ф. Исполнитель: Студент У–1–2 Львов Н.Л. Москва 1996 Москва 1996|Подпись 1 | |Подпись 2 ||Подпись 3 | |Подпись 4 | Исполнитель: Студент Львов Научный руководитель: кандидат философских наук доцент Слесарева Реферат на тему : “Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры ”




Похожие:

Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры iconТоталитаризм сущность и особенности
Сша политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура,...
Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры iconТоталитаризм: сущность и особенности

Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры iconТоталитаризм: происхождение и сущность

Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры iconТоталитаризм сущность и особенности

Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры iconТоталитаризм: сущность и проявления

Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры iconКонтрольная работа По дисциплине «Управление персоналом» На тему: «Сущность и этапы набора персонала»
Задание №1: Раскройте проблему, приведите конкретные- сущность и этапы набора персонала
Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры iconПодсказки: (для учеников начальной )
Осмыслите свое продвижение по проекту, Ваши усилия, сильные и слабые стороны, приведите конкретные примеры
Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры iconВариант 9 Раскройте проблему, приведите конкретные примеры
Выберите верные ответы для следующих тестов заданий и объясните письменно свой выбор
Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры iconПроектирование эффективной команды Примеры достижений
Команда это взаимозависимая группа людей, которые совместно отвечают перед организацией за конкретные результаты (Sundstrom, DeMeuse...
Тоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры iconВопросы к обсуждению на семинаре
В чем сущность и конкретные проявления человеческого духа, по Шелеру? Почему он считает наличие духа главной чертой, отличающей человека...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы