Основные правовые системы современности icon

Основные правовые системы современности



НазваниеОсновные правовые системы современности
Дата конвертации02.07.2012
Размер300.59 Kb.
ТипРеферат
Основные правовые системы современности


Содержание Введение.........................................................................................3 1. Понятие правовойсистемы........................................................4 1.1. Основныеопределения.........................................................4 1.2. Правовая система и система права. Их структура...............5 2. Основные правовые системымира............................................8 2.1.Классификация правовыхсистем.........................................8 2.2.Романо-германская правоваясемья.....................................10 2.3.Англосаксонская правоваясемья.........................................16 2.4.Мусульманская правоваясемья............................................22 2.5.Иные правовые системы и иххарактеристики....................25 Заключение.....................................................................................30 Литература......................................................................................31 Введение Исследуя предмет права, мы видим, что это не единый, монолитныйэлемент, а целая система правовых норм, наделенных своеобразнымихарактеристиками и признаками, то есть мы определяем системность иструктурность права. Изучение его внутренних образований – важный момент втеоретических и практических исследованиях. В практических – особенно, таккак если право как социальный институт не просто совокупность правовыхнорм, а некое органическое образование, нечто системное, то тогда и вправотворческом, и в правоприменительном процессах следует учитывать этокачество права, наличие в нем связанных друг с другом и взаимодействующихмежду собой элементов, характер этих связей, их содержание,системообраэующие факторы. Цель данной работы – изучение правовых систем. Именно это понятиеиспользуется в теории права, чтобы охарактеризовать все его качества,описанные выше, все историко-правовые, этнические, культурные отличиясистемы права у разных государств, разных народов. В основу кладутся такиекритерии, как соотношение и использование источников права, роль судов,происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики.Правовые системы различных государств, разумеется, отличаются друг от другаи имеют свои характерные черты, но в тоже время они взаимодействуют,оказывают друг на друга непосредственное влияние. В результате этого ипроисходит эволюция права, и мы рассмотрим романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую и несколько других, менее распространенныхправовых систем мира. Понятие правовой системы 1.1. Основные определения Каждое из сегодняшних государств имеет свое право, и более того, правоможет служить признаком некоторых негосударственные образования. У разныхстран оно сформулировано на разных языках, использует различную технику исоздано для обществ с весьма различными структурами, правилами,верованиями. То влияние, которое оказывает на жизнь общества отрасль права, неможет быть игнорировано, оно многообразно и затрагивает как личную жизньграждан, так и взаимоотношения государств. Каждое из этих правовых явленийобладает определенными функциональными свойствами. Отсюда возникло, былообосновано и утвердилось понятие "правовая система", охватившее широкийкруг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, вместе с многочисленными определениями понятия права,отражающими и раскрывающими его существенные черты. Правовая система – это часть целого, часть права, и если под правомпонимается система общеобязательных, формально определенных юридическихнорм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой- явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостнуюправовую действительность, систему юридических средств, с помощью которыхофициальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность права,юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельногогосударства. Право – ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее ицементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и осущности всей правовой системы данного общества, а правовая система – вся"правовая действительность" данного государства. 1.2. Правовая система и система права. Их стуктура. Существует также понятие "системы права" - это внутренняя структураправа , состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права. Ее первичным элементом выступают нормы права, и в целом все ееэлементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придаетей целостность и единство, она обусловлена социально-экономическими,политическими, религиозными, культурными, историческими факторами. Системаправа объективна. Понятие "системы права" не следует отождествлять с понятием "правоваясистема". Последнее шире по своему объему и включает в себя: 1) систему права (законодательство); 2) юридическую практику; 3) господствующую правовую идеологию. Ну а сама система права подразделяется на нормы права, институтыправа, подотрасли и отрасли права . Основным элементом системы права является отрасль права, котораясостоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийсяот всех остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль праваподразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называютсяинститутами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм,часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный видобщественных отношений. Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственноправовыми нормами. Более крупное объединение, входящее в состав отрасли – подотрасльправа. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующихгруппы близких отношений определенного вида. Система права современного общества объединяет следующие основныеотрасли: Государственное (конституционное) право – это отрасль права,закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны,основы правового положения граждан, систему органов государства и ихосновные полномочия. Административное право – регулирует общественные отношения, которыескладываются в процессе осуществления исполнительно распорядительнойдеятельности органов государства. Финансовое право – представляет собой совокупность норм, регулирующихобщественные отношения в сфере финансовой деятельности. Земельное право – регулирует общественные отношения в областииспользования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что являетсяматериальной основой жизнеобеспечения человеческого общества. Гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права, котораярегулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личныенеимущественные отношения. Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественныеотношения в процессе трудовой деятельности человека. Семейное право – отрасль права, которая регулирует брачно-семейныеотношения. Гражданско-процессуальное право – регулирует отношения, возникающие впроцессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Уголовное право – представляет собой комплекс норм, которыеустанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным икакое наказание за его совершение применяется. Уголовно-процессуальное право – объединяет нормы, определяющиепорядок производства по уголовным делам. Исправительно-трудовое право – регулирует отношения, складывающиесяпри исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Конечно же, такая стурктура системы права существовала не всегда и,как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии,пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится болеесовершенной и эффективной. Основные правовые системы мира 2.1. Классификация правовых систем Понятие "правовая система" имеет существенное значение дляхарактеристики права той или иной страны. В таких случаях мы говорим о"национальной правовой системе" какой-либо из стран мира. Но мы используемименно это понятие потому, что в стране на одной ступени с правом иногдастоят судебная (юридическая) практика, правовая идеология, система обычаевили верований. Именно от этих сложных, исторически сложившихся связейзависит весь строй правовых явлений. Правовая система каждого государства отражает закономерности развитияобщества, его исторические, национально-культурные особенности. Каждоегосударство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты справовыми системами других государств, так и отличия от них, то естьспецифические особенности. Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем: - семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы, романо-германское право (Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Португалия, Норвегия, Люксембург, Монако, Швеция, Швейцария, Финляндия. Влияет на Латинскую Америку, штат Луизиана, Квебек). В этих системах на первом месте стоит закон; - семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем, прецедентное право (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Нигерия, Южно-Африканская Республика). В этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент; - семья религиозно-традиционных, заидеологизированных систем - мусульманское право (Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты). Основана на Коране, Сунне, и обычаях – Адатах. Итак, перед нами выстраивается целый ряд правовых систем. Но несмотряна то, что мы указали лишь на три основные, самые большие семьи,классификация гораздо шире – от приоритетов нравственных начал врегулировании общественных отношений (некоторые азиатские системы) досугубо правовой регламентации в еропейском союзе. Так, в мусульманскойправовой системе религиозные нормы определяют брачно-семейные отношения, вчастности, развод, запрет на ростовщичество, налог на поддержание религии имногие другие социальные правила поведепия. Ислам закрепляет рольрелигиозного лидера, стоящего во главе народа, государства ( в Хомейни иИране). Но тот же ислам содержит и нормы о джихаде (священной войне) противневерных, для завоевания их земель. Для африканских правовых системхарактерным является сочетание статутного, бывшего колониального права, иобычного, местного. А у таких огромных азиатских регионов, как например.Китай, правовые системы имеют очень большую специфику. Так, в китайскомобществе широко распространено конфуцианство с его идеалами справедливости,добра, приоритета морали, почитания и даже культа опытного добродетельногоруководителя. Почитать, слушаться его, самому следовать моральным правилам– это направление в жизнедеятельности китайского общества является,пожалуй, самым мощным и насчитывает оно уже более двух с половиной тысячлет. Из всего вышеперечисленного мы можем сделать прямые выводы о том, чтовозникновение и история развития правовой системы государствасвидетельствуют – на правовую систему воздействует вся духовная культураобщества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука,политика, политическая культура. Эти примеры свидетельствуют о многообразииправовых систем, необщепригодности правовых ценностей и Запада и Востока, иЮга. Но все же нормативно-регулятивное значение права, его социальноеназначение и ценность приобретают в конце XX глобальный масштаб.Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и втоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству взаконодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулированиярыночных отношения, охраны окружающей среды, в регулировании других сферобщественной и государственной жизни. 9 Романо-германская правовая семья К романо-германской правовой семье относятся правовые системыИталии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др.В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы(Югославии, Болгарии и т.д.). Cовременная правовая система России, привсех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовойсемье. Романо-германская правовая система восходит к римскому праву, котороевследствие захватнической политики Римской империи, а также торговойдеятельности римских граждан было распространено за пределы этогогосударства. Многие термины из философии права и юридической практики взятыименно из римского права: "юстиция", "республика", "конституция", "мандат","казус", хотя их настоящее значение зачастую не совпадает с ихпервоначальным смыслом. С падением как Западной, так и Восточной Римской империи римское правоутратило свою прежнюю универсальность. Где бы оно ни применялось, вездеполучало некую примесь из местных обычаев и вследствие этого различалось посодержанию (а вернее - трактовке) в различных частях Европы. Такие страны,как Италия, Франция, Испания и др. возникли на обломках Великой РимскойИмперии. Они имели большой опыт Римской Империи, и, исходя из ее ошибок идостоинств, создали свою правовую систему. Развитие образования, искусства,культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций,взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыгралиуниверситеты, где происходило изучение оригинальных римских текстов, азатем их адаптация к условиям средневековья. Университетские профессораактивно занимались совершенствованием юридической доктрины, а позже -разработкой моделей, проектов важнейших законов, кодексов. В университетахполучали образование судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие вдальнейшем практическому применению римской юридической доктрины. Важной предпосылкой возрождения римского права явилось такжеблагословение христианской церкви. В течение многих веков церковь негативноотносилась к римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского,чтобы преодолеть такое предубеждение. Формирование этой семьи было подчинено общим, закономерным связямправа с экономикой и политикой. Здесь на первый план выдвинуты нормы ипринципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающиетребованиям морали и справедливости. И именно возрождение римского правапривело к к тому единообразию правовых систем Европы, которое мы наблюдаемсегодня. Его начало, таким образом, было заложено в период феодализма. С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолеваягосударственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключаяостровную Англию. В XVI—XVIII вв. процесс правового развития Европыприобретает новые формы. Становление наций и национальной государственностипривнесло в него элементы правового национализма. Значительный импульс для своего современного развития романо-германская система получила после Великой французской революции, споявлением основных французских кодексов XIX в. Общие принципы и началаримского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы.Данный процесс завершился разработкой национального законодательства,национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различныхстран. Известно, что основное различие между системами права состоит виспользуемых ими источниках права. Романо-германская система исходит изнаивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должныисходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитаетсяОсновной закон страны, или ее Конституция – она есть во всех странах романо-германской семьи. За нормами конституций признается высшая юридическаясила, особый авторитет. (в некоторых случаях этот авторитет носитполитический характер). Эта сила выражается как в соответствии конституциизаконов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государствсудебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституцииразграничивают компетенцию различных государственных органов в сфереправотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводятдифференциацию различных источников права. Конституционные положенияизменяются в особом порядке, но с точки зрения права они имеют авторитетобычных законов. В других случаях конституционные положения с точки зренияправа – нечто иное, чем обычные законы. Их особый авторитет выражается вустановлении контроля над конституционностью других законов. В ряде стран,принадлежащих романо-германской правовой системе, установлен принципсудебного контроля за конституционностью законов (ФРГ, Италия). Здесьимеется обширная судебная практика по признанию законов недействительными.В других странах наоборот отказались от подобной практики (Нидерланды,Франция). Другой момент в рассмотрении романо-германской правовой семьи -законы, регулирующие общественные отношения и охватываемые определеннойотраслью права. Они могут объединяться законодательными органами в единыйсвод, который базируется на общих принципах. Противоречия между отдельныминормами, входящими в него, устраняются. Такой свод законов называетсякодексом. Система романо-германского права ориентирована на кодексы, в которыхполучают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц.Когда перед судом предстают тяжущиеся или суду предстоит расследоватьуголовное дело, то, наряду с установлением истины по конкретному делу,юристы находят применимую к данному случаю норму права. Это относится кположениям как материального, так и процессуального права. Юристы судебно-следственных и административно-хозяйственных органов должны обращатьвнимание на публикации ученых с целью лучшего толкования положений кодексов(особенно в Германии). В романо-германской системе придается немалое значение так называемым"вторичным правовым нормам". Наряду с этим не игнорируются и казусы(решенные судами дела как образцы правоприменительной практики), но длясудей они не имеют значения прецедента. Еще одно различие правовых семей в органах, применяющих право. Встранах с романо-германской правовой системой суды разделяются поинстанциям или по отраслям материального права; дела, связанные справонарушениями, являются основным предметом деятельности конкретногосуда. Наиболее древней формой права является правовой обычай. Ныне онзанимает весьма скромное место во в всех трех правовых системах, включаямусульманскую, но различия между этими системами лучше всего представить,проведя сравнения их источников права. В период раннего средневековья в романо-германской системе обычайдоминирует, весьма значительна была и роль тех, кто толковал правовыеобычаи. Но под влиянием все шире распространявшегося рецепированного иливульгаризированного римского права, а также утвержденных королями сборниковзаконов, во многих отношениях представлявших собой записанные исанкционированные государством обычаи, сфера применения устного правовогообычая все более сужалась. К тому же применение правового обычая сталоактивно сдерживаться каноническим правом и правовой доктриной, на которуюкак на источник права все более активно ссылались суды при разрешении дел.По мере расширения государственного регулирования издавалось все большезаконов, затрагивавших публичное право и в основном сфера действия обычаяограничивалась частноправовыми отношениями между отдельными гражданами (т.е. сферами гражданского, семейною, земельного права). Судебная практика является вторым по древности после обычая источникомправа. Например, в Скандинавии со второй половины XIV в. делопроизводство всудах стало письменным. Однако первоначально записывалась только сутьприговора или решения суда. Затем (приблизительно с XVI в.) в судахпровинций объединенного Шведско-датско-норвежского королевства перешли кподробному ведению судебных протоколов, где фиксировались развернутые (собоснованием, аргументацией) решения судов. До нашего времени сохранилисьтакие замечательные памятники права, как протоколы лагманского судашведской провинции Упланд за 1490-1494 гг., а также книга протоколов судапровинции Хяме за 1506-1510 гг. Аналогичные сборники судебных решенийпубликовались в то время во Франции и Германии. В Швеции же король ГуставВаза решил с 1549 г. поставить судебную практику под королевский контроль сцелью некоторой ее унификации. Отсюда можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики кчислу вспомогательных источников. В первую очередь это касается"кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция.Поэтому, в сущности и "простое" судебное решение,основанное, например, нааналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап",может восприниматься другими судами при решении подобных дел, какфактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как онекотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господствазакона. Является принципиально важным, что суды не превращаются взаконодателя. В странах романо-германской правовой системы используется известное современ Римской империи ставшее классическим деление права на публичное ичастное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий,государственный интерес (осуществление общественных целей и задач),частного права — особенный, частный интерес (реализация целей отдельныхлиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения основанныена власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В немдоминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополненыучастниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относятконституционное, уголовное, административное, финансовое, международноепубличное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового праваи т.д. Частное право регулирует отношения между равноправными независимымисубъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в тойчасти, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферучастного права входят: гражданское, семейное, торговое, международноечастное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие. Подведем итог нашего рассмотрения романо-германской правовой семьи ивыделим ее основные признаки: - единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); - главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприниматель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; - имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической силой; - высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; - весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); - деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; - правовой обычай и юридический прецедент выступает в качестве вспомогательных, дополнительных источников; - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; - особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи. 10 Англосаксонская правовая семья К англо-саксонской правовой семье относятся национально-правовыесистемы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Все страны англо-саксонской правовой семьи, такие как США, Канада,Новая Зеландия и др. в прошлом были колонезированны Англией. Они впиталив себя ее язык, традиции, и конечно же ее правовую систему. По сути, ихправовая система стала отражением английской. И через некоторое времястраны, такие, как Англия, США, Канада, Австрия, Новая Зеландияобъединились в англо-саксонскую семью. Английское право своими корнями уходит далеко в прошлое, кнорманнскому завоеванию Англии, когда основная роль в осуществленииправосудия была возложена на королевские суды Лондона. В ходе ихдеятельности постепенно сложилось правило прецедента, то есть однаждысформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным идля всех других судей. К концу 13 века возрасла роль и значение статутногоправа. В связи с этим правотворческая роль судей сдерживается принципом,согласно которому изменения в праве не должны происходить без согласиякороля и парламента. Но одновременно с этим устонавливается право судейинтерпретировать статуты – право, которое судьи присвоили себе, ссылаясь нато, что учавствуя в парламенте при обсуждении статутов,они лучше другихмогут пояснить их содержание. Так прецеденты распространялись надополнительную сферу — толкование законов. В 19 веке в связи с большими социальными изменениями в феодальномобществе Англии возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытойсистемы уже сложившихся прецедентов, и рядом с "общим правом" сложилось"право справедливости", дуализм судопроизводства, который продолжался болеедвух веков вплоть до судебной реформы 1873-75 гг. Эта реформа слила «общееправо» и «право справедливости»в единую систему прецедентного права. В Англии благодаря "общему праву" и правилу прецедента различие праваи закона носит несколько иной, и одновременно более ярко выраженныйхарактер, чем различие права и закона на континенте. Здесь отсутствуетделение права на публичное и частное, как уже упоминалось, его заменяетделение на "общее право" и "право справедливости". Нет резко выраженногоделения права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категориидел: публично-правовые и частно-правовые, гражданские, торговые, уголовные.Поэтому английскому юристу право представляется однородным. Эта доктрина незнает дискуссий о структурных делениях права. Она предпочитает результаттеоретическому обоснованию, т.е. носит прагматический характер. Однаждывынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотренийаналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от местав судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решениеможет стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилутребуется на практике поправка. При нынешней организации судебной системыэто значит: 1. решения высшей инстанции - палаты лордов - обязательны для всех судов; 2. апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 3. высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 4. окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентами всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. Но не следует считать, что в англосаксонской системе основная нагрузкападает на прецедент. С конца XIX - начала ХХ в. немалую роль вновь сталииграть законы. А в США в ХХ в. по штатам произвели компиляции статутов поразличным отраслям права. Эти компиляции получили название кодексов. Крометого, были созданы общефедеральные кодексы по тем отраслям, которыетрадиционно должны иметь единообразное правовое регулирование на территориивсей страны. Прежде всего это коснулось уголовного законодательства изаконов, связанных с ведением предпринимательской деятельности. Значительную роль во вторичных источниках права в англосаксонскойсистеме играет интерпретация статутов. В большинстве англоязычных странподобными полномочиями обладают только суды (в противовес возможностямразличного вида толкований в романо-германской системе). Причем существуетразница в интерпретации статутов даже в США и Англии: американские судыпытаются интерпретировать статуты, как бы уясняя намерения законодателя,для английских же судов подобные намерения не имеют значения. Как видим, органами, применяющими право, в странах с англосаксонскойсистемой, являются суды "общего права" и "суды справедливости", что неисключает, правда, разделения судов по инстанциям. Но в настоящее время вСША, в федеральной системе, упразднено подобное деление судов. Отказалисьот этого и в судебных инстанциях штата Нью-Йорк. Там все деларассматриваются одними и теми же судами, хотя принципы отправленияправосудия согласно раздельной юрисдикции судов "общего права" и "судовсправедливости" по-прежнему реализуются по-разному. Некоторые штаты,например Нью-Джерси, сохранили свою приверженность к раздельномусуществованию "судов справедливости" и "общем права". В других штатах,например в Пенсильвании, в одной и той же судебной инстанции раздельнодействуют судьи, руководствующиеся нормами общего права и принципамисправедливости. В некоторых государствах (причем не только в странах англосаксонскогоправа) суды имеют право на провозглашение отдельных законов противоречащимиконституции, а потому утратившими свою законную силу. Например, этохарактерно для таких стран, как США, Германия, Австрия. Причем в США нетолько Верховный суд страны и верховные суды штатов могут объявить тот илииной соответственно федеральный либо штатный статут противоречащимконституции Америки или штата, подобные же полномочия есть и у нижестоящихфедеральных судов. Особенностью права Великобритании является то, что здесь нет писанойконституции. Поэтому распространилось поверхностное суждение, будтоанглийские суды не имеют правомочий, аналогичных американским. Но формаправления в Англии и принципы функционирования ее правительства определеныне менее жестко и стабильно, чем в Конституции США, на основе тойсовокупности древних обычаев и статутов (вроде "Билля о правах", "Акта опрестолонаследии", трехгодичного и семигодичного актов, "Билля опарламенте" и т. п.), которые составляют "неписаную конституцию"английского государства. Хотя английские суды не могут указывать нанеконституционность того или иного статута по той причине, что официальнописаной конституции не существует, но, по утверждению юристов,принадлежащих к этой системе, подобный контроль английских судов надстатутами не менее эффективен, чем американский . Как мы уже упоминали, правовой обычай оказал принципиальное влияние наобразование правовых семей. Так и в англосаксонской семье обычайпервоначально играл значительную роль в системе источников права. Можносказать, что Англия после норманнского завоевания управлялась обычаем.Каждый манор, каждое графство и, возможно, даже каждая вилла имели своиобычаи. Более того, полномочия королевского правительства также зиждилисьна обычае. Но уже к XVII в. в Англии сложился прецедент, когда в качествеимеющего юридическую силу признавали судом лишь тот обычай, в отношениикоторого имелось доказательство о его действии до коронации Ричарда I"Львиное сердце", т. е. до 3 сентября 1189 г. Однако за обычаем вплоть до XIX в. оставалась значительная сферадействия: в частности, королевские указы почти не затронули гражданско-правовых отношений в манорах. Сборники обычаев, существовавшие в некоторыхместностях Англии, принимались во внимание при рассмотрении дел вкоролевских судах . Одним из наиболее распространенных был обычай,известный под названием "английский бург", согласно которому земля понаследству переходила не старшему сыну, как при майорате, а младшему.Причем этот обычай остался в силе вплоть до 1920 г. В англосаксонской системе судебной практике, как еще одному источникуправа, отводится большая роль. Ведь именно на основе отделения судебнойвласти от исполнительной (королевской) еще по Великой хартии Вольностей1215 г. в англосаксонской системе резко повысилось значение судов, чтопозволило судебной практике в конце концов подняться до уровня "общегоправа". Современные английские и американские суды имеют возможностьсвоевременно осуществлять публикации своих решений. Строго периодическитакие сборники публикаций выходят только с XIX в. В Англии до правления короля Эдуарда I (1272-1307 гг.) не существовалоединого центра обобщения судебных решений. Именно в царствование тогокороля началась трехвековая практика издания "Ежегодников судебныхрешений". Первоначально их составляли неофициально юристы-практики истуденты как неформальное описание казусов. Основной целью их создателей-компиляторов было облегчение профессиональной деятельности судейориентацией на возможное рассмотрение определенных категорий дел поаналогии. Когда накопилось достаточное количество казусов, появилисьсокращенные варианты подобных изданий В англосаксонском праве существует два вида норм права:законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой правилаповедения общего характера. Прецедентные — определенная часть судебногорешения по конкретному делу. Английские юристы относят к правоположениям,на которых очновано решение, юридическое заключение по делу и аргументацию,мотивировку решения. Эти два элемента составляют сущность решения. Всеостальное носит лишь убеждающий характер и не является обязательным. Англичане предпочитают не формулировать в своих судебных решенияхправила общего характера, у них существует презумпция неприменения широкихправовых принципов. В основе суждений, заключений по делу лежит анализчастного случая, казуса. Судья «примеривает» конкретный случаи не к ужеготовой норме, а к ранее происшедшему казусу, имеющему правовое значениеслучаю, и устанавливает их сходство, подобие, после чего выносит заключениеоб относимости прецедента к рассматриваемому им делу или их несовпадении.Прецеденты, которые, по мнению судьи, не относятся к делу, он не долженприменять. Однако если судья установит, что прецедент имеет обязывающуюсилу, ему необходимо следовать, даже если это противоречит личномуубеждению судьи. Когда же в Англии издается закон, он вступает в свою силу толькотогда, когда его начинают применять суды. Судья в праве при рассмотрениидела даже не применять соответствующий закон, а вынести по данному вопросусобственное решение. Иногда случается, что судьи отказываются следоватьновому закону и продолжают работать в старом порядке. Лишь немногиеспециалисты досконально знают норму общего. Итак, среди признаков данной семьи можно выделить cледующие: - основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); - юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический)характер; - ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судам, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом; - главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; - отсутствуют кодифицированные отрасли права; - отсутствуют классическое деление права на частное и публичное; - статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; - юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер. 11 Мусульманская правовая системаК семье религиозного права относятся правовые системы такихмусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а такжеиндусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Эта система носит ярко выраженную религиозную окраску. Ее основусоставляют юридически значимые положения священной книги мусульман -Корана, а также Сунны (собрания имеющих правовое значение преданий -Хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), инормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе"рациональных" источников, прежде всего единогласною мнения (Иджмы)наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факифов, и умозаключенияпо аналогии (Кийас). В Коране не содержится базовой правовой теории. Нормативныепредписания Корана и Сунны, трактующиеся лишь однозначно, сравнительнонемногочисленны. Наиболее подробно они регулируют брачно-семейные инаследственные отношения. Большинство же положений Корана и Сунны не обладает жесткойнормативной направленностью, в них излагаются принципы, на которых должнастроиться повседневная жизнь мусульман. Именно эти весьма абстрактносформулированные принципы дают простор для их многообразного толкования. Первые толкования появились в VII в., после смерти пророка Мухаммада.Они принадлежат перу сподвижников пророка, которые толковали не только егослова, но даже, в иных случаях, и молчание. Подобного рода "расширительное"толкование сподвижниками пророка совместно со знаменитыми правоведамизиждилось на консенсусе между ними и служило основой для вынесения кади(судьей) решения по конкретному делу. В конце же концов развитие мусульманского права приобрело казуальныйхарактер, однако это был не единственный путь его эволюции. Параллельно шлостановление теории мусульманского права, создававшейся на базе толкованийэтого права имамами (основателями толков - Мазхабов). Причинами разночтенийэтих толков являлись разные социально-экономические условия в регионахпестрого арабского мира. Законодательная власть в мусульманских странах принадлежала не главегосударства, а авторитетным представителям крупнейших правовых толков,поскольку большинство норм мусульманского права создано и создается ими иявляется итогом их доктринальной разработки. В результате к настоящемувремени мусульманское право превратилось в собрание огромного множествавозникших в различных исторических ситуациях разнообразных норм, вбольшинстве случаев формально не определенных. Благодаря широкому просторудля его толкования авторитетными правоведами и свободе судейскогоусмотрения при выборе норм мусульманское право и ныне чрезвычайно гибко,хорошо приспосабливается к меняющимся условиям современной жизни, сохраняяпри этом тесную связь с историческими традициями и одновременно поддерживаясвой высокий сакральный авторитет. В странах с мусульманским правом конституция не считается основнымзаконом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) ианалогии (Кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, чторегулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так иэтическая стороны общественной жизни, отношения граждан как между собой,так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волейАллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы,написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравиинет писанной конституции, а ее место занимает Коран. В целом же развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когдаотпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского правак к современной действительности используются способы, находящиеся как бывне мусульманского права, - соглашения, законодательство, обычаи, непротиворечащие ему. В странах мусульманского права существовал и существуетдуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами(кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивныеобычаи или законодательные акты (регламенты) власти.Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: - главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; - источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов; - весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; - особое место в системе источников права занимают труды ученых– юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; - тсутствует деление права на частное и публичное; - нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; - судебная практика в принципе не является источником права; - во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях). 12 Иные правовые системы и их характеристики. Традиционное право. К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара,ряд стран Африки и Дальнего Востока. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: - доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; - обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; - обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; - нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше; - судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; - судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; - юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; - архаичность многих ее обычаев и традиций. Индусское право. Оно составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи иотносится к древнейшим в мире. Это право общины, которое в Индии,Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточномпобережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедуетиндуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимопринятия на веру определенных религиозных догм и к определенномумиропониманию. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в тойили иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормыповедения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаивесьма разнообразны. Каждая каст или подкаста следует своим собственнымобычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе всеспоры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает иэффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считаетсяотлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовойнормы по конкретному вопросу, судьи решают его по справедливости. Правительству разрешается законодательствовать. Но судебные прецедентыи законодательство не считаются источниками права. Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию помотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего родареволюция. Однако новый Основной закон применяется только к индусам, а неко всем гражданам Индии. Китайское право Китайцы отрицательно относятся к идее права с его строгостью иабстрактностью. До начала ХХ в. считалось, что, используя абстрактныенормы, юристы создают препятствия к достижению компромиссов, на которыхосновано общество. Начиная с 1911 года китайское право внешне европеизировалось и вошлов семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжалисуществовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни.Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритов (правил), предписываемыхобычаями, неуважение к суду, презрение к людям, знающим закон. в течениевеков Китай не знал организованных юридических профессий. Суд творилиадминистраторы, руководствовавшиеся советами чиновников, принадлежащих кнаследственной касте, с целью примирения обращались к семье, клану,соседям, знатным лицам. Не было юридической доктрины. И после 1949 г. былопринято не много законов. Применительно к Китайской Народной Республикесуществование традиций по-прежнему имеет место, но в формальном,техническом смысле. Японское право. Считается, что современная правовая система Японии в своих основныхчертах сформировалась в эпоху Мэйдзи ("просвещенного правителя"),начавшуюся с буржуазной революции 1867-1868 гг. и закончившуюся в первомдесятилетии ХХ в. До этого на протяжении нескольких веков Япония находиласьпод сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основнойпринцип гласил: "Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им".При этом исходной была концепция древнекитайского права, согласно которомунеизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от совершенияпреступления, нежели точнее знание конкретного наказания. В эпоху Мэйдзи была отменена феодальная собственность на землю иформальные различия между сословиями, проведена административная свободавыбора профессии и места жительства. Началось создание новой правовойсистемы. Особенно значимые изменения в японском законодательстве произошлопосле Второй мировой войны, когда в 1946 г. была принята Конституция. Назаконодательство в области регулирования торговли и функционированияпромышленных компаний существенное влияние оказало американское право. Подего воздействием были внесены изменения и в другие отрасли действовавшегозаконодательства (семейное, наследственное и др.). Источниками гражданскогои торгового права в Японии наряду с кодексами и отдельными законамипризнаются действующие обычаи и нормы морали. Но в ходе исторического развития сложился определенный дуализм всодержании японской правовой системы по причине заимствований как изфранцузской, германской, так и американской правовых систем, а такжевнутренняя противоречивость современного и будущего права Японии исохранившихся старых обычаев, традиций, отвергающих право. Семья социалистического права Социалистическая правовая семья (или социалистические правовыесистемы) составляет или, точнее, во многом составляла в прошлом третьюправовую семью, выделенную в основном по идеологическому признаку. Правовыесистемы стран, входящих в "социалистический лагерь", ранее принадлежали кромано-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Нормаправа здесь всегда рассматривалась как общее правило поведения. Сохранилисьв значительной степени и система права, и терминология юридической науки,созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскомуправу. При значительном сходстве с континентальным правом правовые системысоциализма имели существенные особенности, обусловленные явно выраженнымклассовым характером. Единственным источником социалистического праваявлялось вначале революционное творчество исполнителей, а позже -нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что онивыражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем -всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиесянормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные(секретные и полусекретные приказы и инструкции), фактически выражалипрежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственногоаппарата. На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки,составляющие "социалистический лагерь", существенное влияние оказала перваяправовая система, считавшаяся социалистической, - советская. Национальныеправовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются(Китай, Северная Корея) разновидностями социалистического права. Заключение В данной работе мы рассмотрели основные правовые системысовременности. Их появление было обусловлено закономерностями развитияобщества, совокупностью его исторических особенностей, географическимифакторами. Сегодня каждое государство имеет свою правовую систему, имеющуюкак общие черты, так и различия с иными правовыми системами. В конце исследования можно сказать, что правовой модели,удовлетворяющей каждое государство, не существует. У каждой есть плюсы(например, четкая кодификация романо-правовой системы) и минусы (поро оноотдалено от практики). Так же обстоит дело с прецедентным правом, и правоммусульманским, традиционным и т.д. Но есть надежда, что сближение правовыхсистем различных стран поможет сгладить углы во взаимодействии правовыхсистем и будет заложена основа всемирной правовой семьи. Литература 1. Алексеев С.С. Общая теория права: Юридическая литература 1981г. 2. Манов Г.В., Боботов С. В. Теория права и государства. М.,1996 3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник — М.:Юридическая литература, 1993. 4. Сукияйнен Л. Я. Мусульманское право.Вопросы теории и практики. М.,1986 5. Саидов А.Х. «Введение в основные правовые системы современности»., Ташкент, 1988 6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений ( под редакцией профессора В.Г. Стрекозова) : М.И.П.П. «Отечество»; 1993г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности
История возникновения англо-саксонской системы права и основные этапы ее развития
Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Основные правовые системы современности iconДокументы
1. /Основные правовые системы современности.doc
Основные правовые системы современности iconГосударство и право; их роль в жизни общества; норма права и нормативно-правовые акты; основные правовые системы современности; международное право как особая система права; источники российского права
Специальность: 240601. 65 – Химическая технология материалов современной энергетики
Основные правовые системы современности iconГосударство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права
Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной...
Основные правовые системы современности iconГосударство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права
Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной...
Основные правовые системы современности iconПравовые системы современности

Основные правовые системы современности iconПравовые системы современности

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы