Культура Древнего Китая icon

Культура Древнего Китая



НазваниеКультура Древнего Китая
Дата конвертации02.07.2012
Размер256.8 Kb.
ТипРеферат
Культура Древнего Китая


Основные религиозно-философские системы Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создалиинтересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Ониверили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, чтовсе в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результатестолкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этотдревнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другимнародам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли,рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносилижертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялисьглавное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умершихлюдей. Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежалопредставление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и болеетого – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душаумершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершимрабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в клали оружие, драгоценныепредметы утвари. В середине I т. д.н.э. в Китае формируются три главных идеологическихнаправлений, вследствие трансформировавшиеся в философско-религиозныесистемы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначальновозникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учениясыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важноевлияние на жизнь китайцев и до сих пор. Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы,автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. Основнаяфилософская категория даосизма – это «дао» – закон. Весь мир, согласнодаосизму, подчинен единому закону – дао. Дао – основа и источник всегосуществующего, а его определяющим признаком является естественность. Философский даосизм утверждал, человек не в силах изменитьестественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное содержаниеестественного хода событий и стремлений постичь дао. На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозныйдаосизм. Его основу составило понятие «абсолютное дао», суть которогосводилось к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – этовозвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшемдаосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства иастрологии. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотнитысяч даосистских монахов; они получали доход от земель и от своейрелигиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайномногообразной: они предсказывали судьбу, гадали, занимались изгнание злыхдухов. Торговали заклинаниями и амулетами, определяли дни и часы,благоприятные для какого-либо дела. Религиозный даосизм так же, как и ранеефилософский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления». В это же время – в конце VI- начале V вв. до н.э.
в Китае важнейшаярелигиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Ее основателем былпроповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 г. до н.э.), известный в европейскойтранскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе онусматривал в упадке нравственности людей, считая, что основнымидобродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей истарших. Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежатьимператору – «сыну неба». Конфуций опирался на культ предков и считалнеобходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинныхобрядов – церемоний, закрепление общественной жизни старых норм. Его учение– это прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которых лежалкульт послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности. Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становиться господствующейидеологией правящих классов. На основе его учения и древних религиозныхверований возникает система, освещающая идею тотального господства иподчинения. Основное содержание конфуцианства – это обожествлениеимператора и освещение его власти, император почитается как наместник богана Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов идухов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельныхисторических личностей. Все боги делились на категории: высшая включалаверховное божество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднююкатегорию входили боги Солнца, Луны, грома, дождя ветра. Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жрецавыполнял император, общение с мелкими божествами было привилегиейгосударственных чиновников, так называемого «ученого сословия». С развитием конфуцианства идет выработка критериев для всех поступков,от бытовых до государственных. Так, от мужчины требовалось неукоснительноевыполнение обязанностей несения службы, подчинения главе рода. Женщинадолжна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру, свекрови, ее главнаяобязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжениерода. От нее не требовалось выделяться талантом, умом, красноречием илиостроумием, не требовалось не привлекательности, ни красоты. Идеал женщины– покорная жена, следовать за мужем даже в могилу. Строгой была регламентация быта китайцев. Так, торговцам и ростовщикамзапрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить вколеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они –самые знатные люди в стране – не были полновластными хозяевами своих судеб:в любое время по указанию императора их могли переместить из одного именияв другое, лишить имущества, а то и жизни. На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм,возникший в Индии в VI веке до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепьбесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием.Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлениевсех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало иконец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявлениемистического духа. К IV веку н.э. буддистская церковь в Китае становиться большойэкономической, политической и религиозной силой, мощной церковнойорганизацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов и монастырей,сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, как идаосизм, уступит место конфуцианству. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всемим было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идея«недеяния», пассивного, созерцательного отношения к действительности.Человек как личность не предоставлял самостоятельной ценности, обществожило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным». Искусство Древнего Китая. Исследованиями археологов установлено, что территория Китая быланаселена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самыедревние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивнымикаменными орудиями. Благоприятные природные условия восточного Китаяспособствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее притоках очень рано –уже с 3-го тысячелетия до н.э. – появилось земледелие. Затем здесь возниклигосударства, которые на ряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились наиболееранними в истории человечества очагами культуры и искусства. История культуры Древнего Китая охватывает длительный период,насчитывающий около 5 тысячелетий своего существования. В настоящее времяеще не выработано единой точки зрения на ход социально-экономическогоразвития древнекитайского общества. По мнению некоторых исследователей,рабовладельческие отношения, сложившиеся ко 2-ому тысячелетию до н.э. уже всередине 1-го тысячелетия до н.э. сменились отношениями феодальными. Другаячасть исследователей весь древний период, включая Хань (3 век до н.э. – 3век н.э.), относит к рабовладельческой формации. Во всяком случае дляистории искусства Китая начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э.появляются новые черты, которые получают отчетливое развитие в искусствепериода Хань, оно еще тесно связано с традициями всего предшествующеговремени. Очень важной особенностью культуры Китая является то, что сдревних времен, с самого своего возникновения, она развивалась непрерывно,сохранив многие древнейшие культурные центры на протяжении веков. Этим взначительной степени определялось устойчивость традиций в искусстве Китая.Своеобразный художественный стиль сложился в Китае очень рано, и, несмотряна изменения, происходившие в течение последующего времени, некоторые егохарактерные черты не меняются на протяжении всего развития искусства – отдревнейших времен вплоть до наших дней. Наибольшего рассвета культура Древнего Китая достигла в периоды Цынь иХань, когда впервые произошло объединение разрозненных древнекитайскихцарств в единое целое китайское государство. Древнейшие памятники искусства Китая восходят к 3 тысячелетию до н.э.– времени существования первобытно-общинного строя. В настоящие время повсей территории Китая обнаружено очень много неолитических стоянок.Археологические исследования, проводящиеся особенно интенсивно в нашевремя, обнаружили в погребениях и на местах древних жилищ много орудий ирасписных мощеных сосудов, дающих представление о наивысшем этапе развитиянеолитической культуры. Расписные керамические сосуды самых разнообразныхформ исполнялись вручную или на гончарном круге. Это либо остродонныесосуды с острыми донышками, либо чаши, расширяющиеся кверху; некоторыесосуды похожи по форме на греческие амфоры. Сосуды подвергались обжигу привысокой температуре; роспись на них обычно исполнялась по серому,коричневатому или красноватому фону глины фиолетовой, красной, черной,желтой и белой краской и лишь орнамент оставался светлым. Вазы, чаши ипогребальные урны, сделанные на гончарном круге отличались правильностьюформ, тонкостью и красотой узора, большим совершенством исполнения, тогдакак сосуды, выполненные от руки, грубее и часто лишены росписи. Узор иногда покрывает почти всю поверхность сосуда и, обычно, состоитиз геометрического орнамента, в котором преобладает ритмическиповторяющиеся спиралевидные завитки, сетчатый и шахматный рисунок, частозаключенный в окружности, ромбы, треугольники и т.п. Орнамент имеллогическое значение и был, вероятно, связан с представлениями древнихкитайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные линиии серповидные знаки являлись условными изображениями луны и молний,перешедшие в дальнейшем в китайские иероглифы. К 3-му тысячелетию до н.э. относится и, так называемая, Луньшаньскаякультура, открытая при раскопках древних стоянок, главным образом впровинциях Шаньдун, Шаньси и Хэнань. Здесь было обнаружено многокерамических изделий, отличающихся высоким качеством исполнения. В результате современных раскопок можно сделать вывод о широкомтерриториальном распространении и высоком уровне неолитических культурКитая. Более подробно изучим следующий период, относящийся ко 2-омутысячелетию до н.э., известный под названием Шан или Инь – по наименованиюплемен, населявших территорию Китая. Экономика была еще очень примитивной,но основным занятием населения стало уже земледелие, хотя рыболовство иохота играли еще большую роль. Возникло первое государство, во главекоторого стояли «выны» – бывшие племенные вожди, постепенно превратившиесяв царей-деспотов. Появились города, в которых развилось ремесло; зародилисьпримитивные формы обмена между племенами. В структуре общества сохранилисьмногие черты родового строя; продолжали существовать сильные общины,имевшие свое родовое имя. В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения. Раскопкамиблиз Аньяна, проводившиеся в 1928-1937 гг., были обнаружены остаткибольшого города, возможно, столицы государства Шан (Инь). Город имелправильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственнойземляной платформе. В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовыхсооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялсякамень. Сохранились лишь фундаменты строений и остатки стен, которымиобносились дворы. О самих сооружениях и форме крыш можно судить лишь одошедших для нас пиктограммам, изображающие дома и сторожевые башни.Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых, возможно,служила солома, так как ни остатков черепицы, ни деревянных покрытий необнаружено. Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание довольнобольших размеров (около 30м. в длину и 9 м. в ширину). Внутри здания былорасположено 3 ряда колонн, базами которых служили врытые в землянуюплатформу каменные, обточенные глыбы и бронзовые диски. Таким образом,исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период Шан(Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы и формы, которыелегли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества. Это подтверждается и данными новых археологических изысканий,проведенных с 1959 г. в районе Аньяна. раскопками обнаружено большое числоостатков жилищ, на окраинах города найдены поселения ремесленников,мастерские бронзолитейщиков и керамистов, посреди города обнаружено мощенаябулыжниками дорога с остатками каменных фундаментов домов по краям. Раскопками, также, было обнаружено большое количество гробниц людей изсамых различных слоев общества. Отделка и инвентарь гробниц указывает наналичие классового расслоения. Царские гробницы содержат особенно большоеколичество различных предметов быта, бронзовых и керамических изделий,мраморных скульптур. В могилах людей незнатного происхождения помещалисьлишь глиняные сосуды и грубая утварь. Гробницы знати были грандиозными по размерам. Одна из обнаруженныхблиз Аньяна гробниц занимает площадь 340 м2, а ее объем достигает 1615 м3.Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно пригнанными друг к другу.Помещение состояло из входов с лестницами, нижнего зала, куда ставилсясаркофаг, и верхнего, где размещались различные предметы, а также трупылюдей и животных, сопровождавших умершего в загробное царство. При входах вгробницу зарывались убитые при погребении лошади и собаки. Считалось, чтособаки должны охранять гробницу, лошади – везти колесницу в загробном мире.На поверхности не сооружалось ни мощеных храмов, ни построек. Стены ипотолки богатых гробниц покрывались резьбой, инкрустацией и росписью.Роспись исполнялась, по всей видимости, красной краской (ее следы былиобнаружены). Мотивами орнаментации гробниц являлись условные изображенияживотных, напоминающие узоры на бронзовых сосудах. Все предметы, которые помещались в гробницах, были связаны сопределенными религиозными представлениями и имели уже установленноетрадицией назначение. Это относится и к произведениям скульптуры. В Аньяненайдены мраморные фигуры фантастических существ: человека-тигра и хищногорогатого зверя «таоте» – символа сверхъестественной силы, традиционноизображавшегося в виде геометризированной симметрично построенной маски скруглыми глазами на плоской морде, с рогами и клыками в форме завитков.Статуя человека-тигра должна была отпугивать от гробницы злых демонов. Вэтом фантастическом образе подчеркнута свирепость и сила; оскаленная пастьс широкими массивными клыками, упершиеся в колени руки с тигровыми когтями,устойчивая неподвижная поза имеет явно устрашающих характер. Вся фигура«тигра», представляющая собой каменный блок с гладко обтесанными сторонамии слегка округленными углами, испещрена плоским магическим орнаментом,состоявшем из спиралевидных завитков. Наиболее многочисленными среди произведений искусства периода Шан(Инь) являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового икультового назначения, найденные в погребениях. По стилю они очень близки кскульптуре этого времени. Однако формы и узоры сосудов отличаются гораздобольшим совершенством и виртуозными техническим мастерством,свидетельствующем об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок насосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать только влупу. Инвентарь погребений Шан (Инь) характеризует зрелый этап эпохи бронзыв Китае. Переходный этап от каменных орудий к бронзе пока еще не известен.Удивительное мастерство и проработанность каждой детали на бронзовыхизделий достигались совершенной для того времени техникой литья. Об уровнелитейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, чтонекоторые сосуды достигали веса в 600 – 650 кг., для чего бронза плавиласьсразу в нескольких котлах. Сосуды в соответствии с их назначением имели определенные традиционныеформы, многие из которых идут еще от неолита. Однако именно в шанское времяначинает складываться тот орнаментальных художественный стиль, чертыкоторого сохранились в дальнейшем на протяжении веков. Таковы «цзюэ» –сосуд на трех расходящихся книзу ножках, украшенный рельефным узором; «гу»– высокий, стройный, расширяющийся к низу и к верху, предназначавшийся дляжертвенных возлияний; сосуд «дин» – в форме широкой чаши не трех ножках;«гуй» – котлы с двумя ручками, предназначавшиеся для варки пищи. Некоторыесосуды изготовлялись специально для захоронений. Их легко отличить: ониделались либо без дна, либо с припаянной крышкой, изготовлялись из металланизкого качества и были бедны на узоры. Обычно бронзовые сосуды снаружи покрыты символическими изображениями,а внутри имеют иероглифические надписи – дарственные или указывающие на имявладельца. Содержание искусства периода Шан (Инь) еще мало известно, егосимволические образы далеки от реальности. Воплощенные в них представленияпереданы в абстрактной форме. Самыми распространенными узорами на сосудахявляются условно изображенные в виде тонких спиралей гром и облака, а такжемотивы фантастических и полуфантастических животных, в том числе драконов,помещенных на фоне облаков и символизирующих могущество сил природы. В узоре бронзовых сосудов периода Шан (Инь) на фоне очень мелких,тонких линий выделяется более выпуклый орнамент, из которого резковыступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных. В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по камнюи кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно твердого камня нефритавыделывались ритуальные предметы, предназначенные для культовых церемоний,и предметы роскоши. В шанских погребениях найдено много различных предметов из нефрита.Это оружие, серьги, украшения в форме рыб, птиц, зверей, искусновыточенные, покрытые характерным для того времени орнаментом и гладкоотшлифованные. В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют овысоком для своего времени художественном мастерстве и о сложениисвоеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшееразвитие в последующий период истории Китая, получивший название Чжоу, поимени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 веке до нашей эры. Период Чжоу, охватывающий время с 12 по 3 в. до н.э., в экономическоми политическом отношениях не был единым и в свою очередь разделялся на рядисторических этапов, наиболее значительными из которых были периоды Чуньцю(722-481 г.г. до н.э.) и Чжаньго (480-221 г.г. до н.э.). К началу первоготысячелетия до н.э. в Китае окончательно сложилась древневосточнаядеспотия, и образовалось большое и сильное царство. Вместе с дальнейшимразвитием сельского хозяйства совершенствовались ремесла. Изделияремесленных мастерских шли на рынок, велся обмен и между городами. КультураЧжоу восприняла и развила многое из культуры Шан (Инь) – письменность,архитектурные приемы, религиозные представления. В период Чжоу выработалась городская планировка, которая в своейоснове продолжала существовать в Китае и в дальнейшем, претерпев лишьнебольшие изменения. Чжоуский город обносился четырехугольной стеной,сторона которой достигала 9 ли (ли = 576 м.) в длину. В центре столичногогорода помещался императорский дворец, также обнесенный стеной, на восток ина запад от которого располагались храмовые постройки для совершенияобрядов в честь земледелия. С юга на север и с запада на восток городпересекали 9 широких улиц «по 9 колесниц шириной каждая». Дворцовые здания,как и в шанский период, возводились на высоких земляных утрамбованныхплатформах и имели широкие крыши на столбах. По такому принципу былапостроена столица Чжоуского государства, находившаяся западнее современногоЛояна. Ранний этап развития культуры Чжоу до сих пор изучен недостаточно,но есть основания предполагать, что в самом начале периода Чжоухудожественные традиции еще не претерпели больших изменений. От этоговремени дошли сосуды, формы которых мало чем отличаются от шанских. Но уженачиная с 9-8 вв. до н.э. появились заметные изменения. В этот периоднаряду с большим ростом бронзолитейного мастерства произошла известнаястабилизация и упрощение форм бронзовых сосудов по сравнению с шанскими.Некоторые из них, например «цзюэ», стали встречаться редко, некоторыесильно видоизменились. Появился ряд совершенно новых форм. Наряду сроскошными культовыми сосудами изготовлялись более дешевые, сделанные изсвинца, встречавшиеся в период Шан (Инь) очень редко. Узоры стали менеекрупными выпуклыми. Изображения животных, которые в шанский периодвыделялись на поверхности сосуда как самостоятельные орнаментальные детали,теперь получили более подчиненный характер. Орнамент, располагающийсяпоясами, теперь иногда почти отсутствует или заполняет собой небольшуючасть поверхности сосуда. Почти исчезло изображение маски «таоте» и другиефантастические мотивы, характерные для символического орнамента. Изменилсяи характер подписей на сосудах. Шанские подписи обычно лаконичны посодержанию и строги по стилю исполнения. Среди чжоуских встречаются длинныенадписи, довольно различные по стилю в зависимости от места изготовлениябронзы. Это различие в стиле написания иероглифов указывает на большоеразвитие и широкое распространение письменности в это время. В подписяхговорят, кому, за какие заслуги дарили сосуд, кто его изготовил, иногдасообщается и место изготовления. Характерными для раннего искусства Чжоу является бронзовый сосуд«гуй», предназначенный для жертвоприношений, возвышающийся на массивномосновании и имеющий по бокам две далеко выступающие ручки. Средняя егочасть украшена обычным для чжоуской бронзы гофрированными вертикальнымиполосами. Верхний и нижний пояски заполнены узором в виде драконов и слегкавыступающими на этом фоне звериными мордами. Тяжелые круглые ручки в видеочень обобщенных фигур животных подчеркивают тяжеловесность и приземистостьсосуда. Чжоуские сосуды часто имеют форму зверей или птиц. Примером такихзооморфных сосудов может служить сосуд в виде совы. Изображение совы вДревнем Китае наделялось различным символическим содержанием: предвестникасмерти, охранителя гробниц от пожаров и др. Религиозно-символическоезначение имели также бронзовые сосуды в форме слонов, баранов, а такжеизделия из нефрита, в большом количестве изготовлявшиеся в период Чжоу. Особенно много найдено в погребениях отшлифованных дисков «би»,символизировавшие небо, которое древним китайцам представлялось плоским икруглым. Диски делались из разнообразных пород нефрита и покрывалисьузором, изображавшим драконов и зверей, или декоративными бугорками. К середине 1 тысячелетия до н.э. в хозяйственной и культурной жизниДревнего Китая произошли большие изменения. Замена каменных и бронзовыхорудий железными открыла новые возможности для развития земледелия иремесла. В 5 в. до н.э. государство Чжоу распалось на ряд отдельных царств,в связи с чем этот период получил название Чжаньго, то есть «Борющихсяцарств». В 5-3 вв. до н.э. получила значительное развитие литература. В этотпериод вслед за такими фольклорными произведениями, как книга древнихнародных песен «Шицзин», создается литература, имеющая индивидуальногоавтора. Передовые тенденции древнекитайской литературы с особенной полнотойвоплотились в творчестве поэта Цюй Юаня, стремившегося преобразитьофициальный книжный язык в разговорный. В изобразительных искусствах Китая второй половины 1 тысячелетия дон.э. произошли также очень заметные изменения и сдвиги. В искусстве гораздошире и разнообразнее стал круг сюжетов и тем: наряду с абстрактнойсимволикой создаются изображения людей и реальных животных. Появляютсяновые виды искусства, усложняется и обогащается техника и мастерство. Раскопки, начатые в 1950 г. китайскими археологами в провинцияхХэнань, Хунань и других областях Китая, обогатили знание о культуре Китаяпериода Чжаньго (480- 221 гг. до н.э.). Близ города Чанша обнаруженобольшое количество памятников, ярко свидетельствующих об изменениях,происходящих в искусстве, и о высоком уровне культуры этого времени. В одном из погребений найдена самая древняя из известных в Китаекартин, написанных на шелку. По ее художественному уровню можно заключить,что живопись существовала и в более раннее периоды, но, судя по общемухарактеру искусства раннего Чжоу, была, вероятно, гораздо более условной иабстрактной. На картине из Чанша изображена женщина в характерной для тойэпохи одежде с широкими свисающими вниз расшитыми рукавами и развевающимисядлинными полами. Лицо женщины повернуто в профиль; темные волосы украшеныдрагоценностями или лентами. Фигура исполнена в графической манересовершенно плоскостно, но, несмотря на эту условность, художник живопередает характер движения и жеста. Эта картина представляет собой интереспотому, что это древнейшее изображение реального человека в китайскомискусстве. Предполагают, что изображение является портретом умершей,похороненной в этом погребении. Представленная на картине сцена имеет мифологическое содержание. Вверхней части над фигурой женщины помещены два борющихся фантастическихсущества: феникс и извивающееся змееподобно чудовище – ставший символом зладракон Куй. Их поединок символизирует борьбу жизни со смертью. Идейно-образное содержание картины отличается от шанской и раннечжоускойсимволики, так как тут затрагиваются большие философские темы, характернойдля мировоззрения этой эпохи. Соответственно стал иным и стиль живописи.Фантастический облик феникса, отважно бросившегося на чудовище, проникнутбольшой экспрессией и, несмотря на стилизацию, наделен чертами,наблюденными художниками в движениях и повадках реальных птиц. Значительно отличается от предшествующих периодов стиль и содержаниеприкладного искусства: мелкой пластики, изделий из бронзы, нефрита икерамики. Изготавливается много новых, ранее не встречавшихсяхудожественных изделий, например зеркала, выплавляемые извысококачественной бронзы, полировавшиеся ртутью. Появляется много новых форм бронзовых сосудов. Сосуды времени Чжаньгоотличаются большим изяществом и стройностью, виртуозной тонкостьюорнамента. Им чужды массивность и тяжеловесность, характеризующие многиепредшествующих эпох. Для их украшения в большом количестве применялисьразличные виды инкрустации драгоценными камнями, цветными металлами – медьюи серебром, – а также позолота. Орнамент часто очень плоский. Для тончайшихмелких рисунков употреблялась техника гравировки. Образцом бронзы периода Чжаньго является сосуд типа «ХУ»,представляющий собой высокий, гладкий, стройный кувшин с двумя ручками,прикрепленными к кольцам, и невысоким изящным горлом. Весь сосуд от горладо основания заполнен выгравированным орнаментом. Узор по прежнемурасположен горизонтальными поясами и по вертикале разделен швами, но уже неакцентированными, а выступающими на поверхности тонкими графическимилиниями. Характер узора совершенно нов, хотя в расположении орнаментасохранены старые принципы композиции. Сюжетами являются различные сценыборьбы зверей и охоты. На одних поясах изображены охотники с мечами илуками, нападающие на диких, и яростно отбивающихся животных, на других –птицы, пожирающие змей, или дерущиеся фантастические крылатые чудовища. Изображенные люди и животные необычайно динамичны. Несмотря наплоскостность и схематизм фигур, их жесты очень выразительны и жизненны. Вэтих изображениях все время переплетаются причудливые, фантастические,идущие издревле мотивы с живым и непосредственным наблюдением натуры. Фигуры животных в искусстве Чжаньго выполнены с гораздо большей долейреализма нежели люди. Большим совершенством отличаются изделия из нефрита. Из нефрита в этот период, как правило, изготавливали предметы роскоши.Этот камень, по представлениям древних китайцев, обладал свойством охранятьдушу и тело. В погребениях периода Чжаньго найдены многочисленныенефритовые предметы: надгробные украшения типа «Хэи» в форме ажурногополукруга с рельефным резным узором, ритуальные диски типа «би», серьги ипоясные пряжки. Одним из лучших украшений является обнаруженное раскопками 1950-1952гг. в уезде Хойсянь провинции Хэнань поясная пряжка, дошедшая впревосходной сохранности. Она состоит из трех очень тонких нефритовыхдисков, окруженных переплетающимися сложным узором пластинками из золота итемного металла, возможно железа. Нефритовый узкий конец пряжки сделан ввиде головы дракона. В этом изделии поражают многообразие красок иювелирная тонкость работы. На каждом из трех нефритовых дисков вырезаныажурные знаки, изображающие облака, а в центре вставлены узорные и выпуклыесиние стекла; каждая золотая пластинка покрыта чеканкой. Мастерствотончайшей обработки и орнаментации художественных изделий достигло в периодЧжаньго блестящего развития и во многом превзошло предшествующие периодыдревнего искусства. От периода Чжаньго дошли и первые по времени китайские расписныекерамические сосуды. Роспись наносилась на них яркими минеральными краскамипосле обжига. На керамических сосудах изображались различные животные илипоясами располагался характерный для того времени орнамент, несколько болеесочный и крупный чем на изделиях из бронзы. Период Хань – время блестящего рассвета культуры Древнего Китая. В этовремя получает особенное развитие монументальное искусство – скульптура иживопись. В ханьском искусстве ясно видна уже повсеместная тенденция кединства стиля, связанная с объединением государства и установлением вКитае широкого культурного общения. Эту тенденцию можно проследить и в архитектуре. Об облике циньских иханьских городов составить полное понятие еще довольно трудно. В основныхчертах план древнего китайского города сложился еще в конце периода Чжоу.Циньские и ханьские города достигали больших размеров и отличалисьустановившимися принципами планировки. Раскинувшиеся на большомпространстве, они обносились крепостными стенами с башнями имногочисленными воротами и внутри делились на несколько частей. В центре города находилась запретная часть с императорским дворцом.Город являлся средоточием ремесла, культуры и торговли. Дворцовыесооружения, башни и дома знати выделялись среди других построек своимиразмерами и роскошной отделкой. Строительные принципы китайской архитектуры, восходящие еще к оченьдревним временам, изложены уже в «Шицзине». На подготовленной иутрамбованной площадке закладывался земляной фундамент, облицованный камнемили мрамором. На этом фундаменте возводился основной каркас здания,состоящий из деревянных столбов, связанных поперечными перекладинами. Накаркас опиралась широкая и высокая крыша, которая была самой большой итяжелой частью здания. По образному представлению древних китайцев, онадолжна была производить впечатление развернутых крыльев летящего фазана.Тяжелая массивная кровля, столь обычная в памятниках китайского зодчества,предопределила особенности одного из основных конструктивных и декоративныхэлементов китайских построек – так называемого доу-гун. Доу-гунпредставляет собой своеобразную систему многоярусных деревянныхкронштейнов, которая, увенчивая опорный столб в месте его соединения сгоризонтальной балкой, принимает на себя тяжесть этой балки и служит длябольшого выноса широких крыш, равномерно распределяя их тяжесть. Вархитектуре периода Хань доу-гун используется в качестве отдельныхдекоративно обработанных архитектурных узлов, расположенных по углам и вцентре здания, в отличие от более поздних периодов, когда он представлялсобой ажурный фриз, проходящий под крышей вдоль всей стены. Выступающиеконцы балок и доу-гуны в ханьское время уже богато декорировались. Легкиедеревянные стены здания укреплялись на каркасе и служили как бы ширмами,которые можно было разбирать и заменять в зависимости от времени года. О рядовых жилых постройках можно составить представление по найденнымв погребениях глиняным медалям, а особенно по сохранившимся изображениямдомов и усадеб, высеченным на каменных плитах, украшавших гробницы. Судя поним, облик усадьбы в ханьское время был довольно однотипным и сохранилсябез существенных изменений на протяжении последующих веков. Усадьбасостояла из нескольких жилых и служебных построек, размещенных во дворе,обнесенном стенами с воротами. Строения, составлявшие усадьбу,располагались симметрично и отличались лаконичностью и простотойархитектуры. Религиозная традиция предписывала строить здания всоответствии с благоприятным для человека направлением ветров, уровнемподземных вод и рельефом местности. В основе своей эта традиция опираласьна народный опыт и имела не только символический смысл, но и определенноепрактическое значение. По суеверным представлениям, здания должны былифасадом обращаться на юг, строиться у реки и у подножья гор. Практическиэто было связано с защитой строений от ветров и обогреванием солнечнымилучами с юга. Немногочисленными наземными архитектурными памятниками, дошедшими отэтого времени, являются каменные пилоны, ставившиеся по два при входе кмету погребения и служившие символической гранью, за которой начиналось«царство мертвых». Пилоны сохранились в провинциях Хэнань, Шаньдун иСыгуань. Сыгуаньские пилоны отличаются от более массивных шаньдунских ихэнаньских стройностью, легкостью и вытянутостью пропорций. По размерам ониневелики: высота их около 2,5 м. при расстоянии между ними в 23 м. Нижняячасть сыгуаньских пилонов состоит из прямоугольного, слегка суживающемусякверху столба, декорированного плоскими пилястрами. Верхняя часть,воспроизводящая конструкцию покрытия жилых домов, – из архитрава, фриза,карниза и широкой крыши, увенчивающей все сооружение. В камне выточенывыступающие концы круглых поддерживающих крышу балок и цилиндрическаячерепица, лежавшая в несколько рядов. Пилоны украшены разными каменнымирельефами и надписями. Ансамбли ханьских погребальных сооружений достигают значительныхразмеров и представляют собой комплексы подземных камер, облицованныхкаменными плитами. На поверхности земли погребения отмечены землянымихолмами, небольшими постройками, статуями и пилонами. В различных районах Китая обнаружено большое количество самыхразнообразных видов гробниц. Некоторые из них высекались прямо в толще гор,некоторые возводились в специально вырубленном для этого между скаламипространстве. Подземные помещения с массивными каменными прямоугольнымивходами и многочисленными комнатами дают представление о большом размахестроительных работ ханьского времени. Уходящие кверху, размещенные в форместупенчатого свода потолки разделялись посередине низко нависшими балками иподдерживались восьмигранными столбами, стоящими по одному в центре каждойкомнаты. Подобные столбы имели качестве канителей грандиозные доу-гуны,представляющие собой изогнутые дугой каменные брусья, концами упирающиеся вперекрытия. Различные решения подобных доу-гунов позволяют судить о большоммастерстве и разнообразии строительных и декоративных приемов. Например, на одном из таких доу-гунов от центральной дуги в обестороны широко расходятся две также изогнутые каменные опоры, выточенные ввиде крылатых фантастических зверей, как бы вылезающих до середины туловищаиз потолка и вгрызающихся в каменную массу капители. В некоторыхпогребениях при входе стояли парные колонны, также увенчанные наверху доу-гунами и имевшие в качестве базы монументальные фигуры львов. Впечатление давящей массы камня в ханьских гробницах облегчалось тем,что стены, колонны и потолки сплошь покрывались резьбой, а также росписью. Самым грандиозным архитектурным сооружением этого времени является«Великая китайская стена», начало постройки которой относится к 4-3 вв. дон.э. Стена строилась по северной границе Китая и предназначалась для защитыстраны от набегов кочевников, а также защищала поля от песков пустыни.Местом начала строительства Китайской стены считается северно-восточнаяобласть Китая. Вдоль простирающихся на запад и на юг горных хребтов и былоосновано это могучее крепостное сооружение. Вначале стена не была единой. Ее строительство велось по частям ипеременно, в отдельных царствах периода Чжаньго. Лишь в конце 3 века дон.э., после объединения страны, разрозненные части стены были соединенывместе. Первоначально ее длина равнялась приблизительно 750 км.; послеразличных достроек, произведенных на протяжении веков, она превысила 3000км. Китайская стена поистине является одним из самых величайших древнихпамятников мирового зодчества. По неприступным голым крутым и дикимвершинам гор поднимается она иногда почти отвесно, как бы сливаясь воединос могучей и суровой природой, образует причудливые петли и уходитбесконечно далеко широкой белой полосой, отделяющей горы от равнин. Пограндиозному размаху, суровости и монументальности это сооружение можносопоставить с египетскими пирамидами. Строители стены придерживались тогоправила, чтобы вести ее только вдоль труднопроходимых горных хребтов,поэтому она часто образуют настолько крутые петли, что расстояние междудвумя участками стены через ущелье равняется всего 500-700 метров. Припостройке стены в разных местах пользовались разными материалами. Восновном она сложена из плотно утрамбованного лесса или камыша,пересыпанного песком и обмазанного глиной. Позднее стена была облицованасветло-серым камнем. Средняя ее высота от 5 до 10 м., средняя ширина от 5до 8 м. По верху стены проходит ряд зубцов с бойницами и проложена дорога,по которой могли передвигаться колонны войск. Примерно через каждые 100-150м. по всей длине стены сооружены квадратные сторожевые башни, где жиластража и откуда подавались световые сигналы при приближении неприятеля.Высокие и массивные башни с рубчатым верхом имеют небольшие окна, тяжелыеневысокие входные арки и внутренние помещения. На всем протяжении стены поверху в ее конце были сделаны проходы с лестницами, позволяющие выйти наодну из сторон. Суровый ландшафт северокитайских гор, лишенных растительности,особенно подчеркивает лаконичность и строгую простоту этого древнегокрепостного сооружения. Основные достижения культуры Древнего Китая. Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достиженийДревнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений былусовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьскиеастрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижениеммирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса ввиде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхностимагнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый ЧжанХэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа,соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Имбыла разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени ипространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в историиизобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинскийкаталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын(150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и леченияэпидемиологических заболеваний. Конец эпохи древности отмечен изобретением механических двигателей,использующих силу падения воды, водоподъемного насоса, усовершенствованиемплуга. К выдающимся успехам материальной культуры относится древнекитайскоелаковое производство. Лаковые изделия составляли важную статью внешнейторговли Ханьской империи. Со времен «открытия» Великого шелкового пути империя Хань Становитьсявсемирно известным поставщиком шелка. Китай был единственной странойдревнего мира, освоившей культуру шелкопряда. Великим вкладом Древнего Китая в общечеловеческую культуру явилосьизобретение бумаги. Изобретение бумаги и туши создало условие для техникиэстампов, а затем и возникновению печатной книги. С бумагой и тушью былосвязано и усовершенствование китайской письменности. В период Хань производится сбор, систематизация и комментированиедревних памятников. По сути все, что осталось от древнекитайского духовногонаследства, дошло до нас благодаря записям, осуществленным в это время.Тогда же зародились филология, поэтика, были составлены первые словари.Появились крупные произведения художественной прозы, прежде всегоисторической. Некоторые достижения Древнего Китая – бумага, порох, компас и пр. –были заимствованы у китайцев другими цивилизациями. Благодаря этимдостижениям мир претерпел значительные изменения. И тот мир, который мывидим сейчас, является результатом тех изменений, которые произошлиблагодаря открытиям разных цивилизаций, в том числе и цивилизации ДревнегоКитая. Список литературы. 1. Аверинцев С.С., Алексеев В.П.: «Древние Цивилизации». 2. Всеобщая история искусств. Том 1 3. Искусство древнего Востока. 4. История и наука Древнего Китая. 5 Культурология. Под редакцией А.И.Марковой.




Похожие:

Культура Древнего Китая iconКультура древнего Китая
Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а...
Культура Древнего Китая iconКультура Древнего Китая

Культура Древнего Китая iconМетодические рекомендации по их подготовке Раздел «Художественная культура Древнего мира». Тема Традиционная китайская культура
Художественная культура Китая (философские, литературные, архитектурные памятники; синтез поэзии, каллиграфии и живописи)
Культура Древнего Китая iconИстория теоремы Исторический обзор начнем с древнего Китая
Исторический обзор начнем с древнего Китая. Здесь особое внимание привлекает математическая книга Чу-пей. В этом сочинении так говорится...
Культура Древнего Китая iconРеферат по Философии Тема: «Древневосточная философия» Содержание. 1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 3 1 Специфика философии древнего Китая. 3
В древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми
Культура Древнего Китая iconРелигия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В

Культура Древнего Китая iconЭротика Древнего Китая
Китайская культура много и серьезно занималась проблемами пола и сексуальности как в литературно-художественном. Так и в религиозно-философском...
Культура Древнего Китая iconСписок тем рефератов по дисциплине «Культура Китая»
Доктринальное влияние западной культурной традиции на традиционную культуру Китая
Культура Древнего Китая iconМ. В. Петрова Восточная преднаука (преднаука древнего Египта, преднаука Междуречья, преднаука Древней Индии, преднаука Древнего Китая). Охарактеризовать основные черты преднауки и исторически первые отрасли научног
Восточная преднаука (преднаука древнего Египта, преднаука Междуречья, преднаука Древней Индии, преднаука Древнего Китая). Охарактеризовать...
Культура Древнего Китая iconФилософия Древнего Китая

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы