Принципы разделения властей в РФ icon

Принципы разделения властей в РФ



НазваниеПринципы разделения властей в РФ
Дата конвертации02.07.2012
Размер203.87 Kb.
ТипРеферат
Принципы разделения властей в РФ


ОГЛАВЛЕНИЕ1. ВВЕДЕНИЕ 32. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5 ВЛАСТЬ ПОРТИТ ЛЮДЕЙ, БЕСКОНТРОЛЬНАЯ ЖЕ ВЛАСТЬ ПОРТИТ ВДВОЙНЕ 73. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 104. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 155. НУЖЕН ЛИ РОССИИ ПЕРЕДЕЛ ПОЛНОМОЧИЙ? 196. заключение 227. список использованной литературы 23 1. ВВЕДЕНИЕ "Ожидать прихода к власти добросовестных, порядочных, честных и умных людей современности - столь же недостижимая цель, сколь и не соответствующая самой сути государственной власти"[1]. Более трех тысяч лет человечество бьется над проблемой решения извечнойобщечеловеческой проблемы - как обезопасить человека от произволасамолюбивых государственных чиновников. Впервые над этой проблемой задумались еще на заре становлениягосударственности. Каждая страна, добившаяся впоследствии устойчивойгосударственной системы, решала ее по-своему, внося свою лепту в этуизвечно возникавшую проблему. По моему мнению, именно доктрина разделениявластей, где власть судебная наконец-то займет полагающееся ей равноправноеположение с исполнительной и законодательной, гарантирует стабильноеположение государства на современном этапе его развития. В современной политико - правовой доктрине правовым государствомпризнается демократическое государство, в котором обеспечиваетсяверховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей,а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека. Другим непременным признаком правового государства являетсяпоследовательное разделение властей на законодательную, исполнительную исудебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо другот друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать наддругими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица В связи с концепцией разделения властей встает и другая проблема. Вюридической литературе отмечалось, что традиционная триада, предложенная вусловиях ХУП-ХУШ вв. (Локк и Монтескье), не исчерпывает всего многообразияразновидностей государственной власти. В политологической и особенносоциологической литературе называется до дюжины различных властей. Правда,далеко не все из них являются ветвями государственной власти, нередковстречается путаница, подмена понятий. Однако в некоторых конституциях вдополнение к трем названы и другие ветви власти, представляющиегосударственную власть. В основных законах Колумбии, Никарагуа, другихстран говорится об избирательной власти, которая принадлежит в конечномсчете корпусу избирателей и организационно представлена избирательнымитрибуналами, в некоторых странах, например, в Бразилии, вплоть до Высшегоизбирательного трибунала. В единичных конституциях говорилось ополитической власти, считалось, что эта, по своему характеругосударственная власть, принадлежит единственной разрешенной в странеправящей политической партии (например, в прошлом Алжир). В некоторыхдокументах говорится также об учредительной (она обычно связывается спринятием конституции) и контрольной власти. Во многих странах существуетсистема специальных органов государственного контроля, которые, как гласятконституции и законы Испании, Перу. 2. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения ипротивостояния индивидуального и социального интереса, чаяний в жизнималых, так или иначе спаянных (например, объединенных проживанием на однойнебольшой территории) групп населения и крупных социальных образований.Наличие двух фундаментов и равная опора на них, т.е. баланс и разделениеобщественных свобод (часто называемых общественными обязанностями) и свободиндивидуальных, баланс и разделение законов, баланс ветвей власти и ихфункций - вот основной принцип, согласно которому должно строиться зданиеобщественной жизни. Только в таком случае это здание может устоять вовремена потрясений, выдержать губительный для любой жесткой социальнойконструкции напор технологических новшеств, изменений среды обитания,честолюбивых замыслов отдельных представителей политической иинтеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп. Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципыорганизации и механизм реализации государственной власти. Последняя посвоей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник— общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляетсягосударственная власть по-разному. Исторически первой была такаяорганизация государственной власти, при которой вся ее полнотасосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда,полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считалисьСоветы народных депутатов СССР). Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебнойвласти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладаетрядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки надругие органы: в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властныхполномочий и т.д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например,писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре,который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит запроведением их в жизнь»[2]. И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чреватонеустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятсясовершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующегосубъекта (первоисточника власти). При такой организации государственнойвласти открывается простор для установления и функционирования диктаторскихи тиранических режимов. Принцип разделения властей — это рациональная организация государственнойвласти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкийвзаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частейединой власти через систему сдержек и противовесов. 3. Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контрольза деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможноучредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса ипрестижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших,превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принципразделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, ноособая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье. Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная властьорганизационно и институционально подразделяется на три относительносамостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Всоответствии с этим и создаются высшие органы государства, которыевзаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постояннодействующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не быловозможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, прикотором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»[3]. Немогу не привести еще одну выдержку из работы Ш. Монтескье: «Если,— писалон,— власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лицеили учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этотмонарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы такжетиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебнаявласть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если онасоединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся вовласти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная властьсоединена с исполнительной, то судья получит возможность статьугнетателем»[4]. Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа,обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующийорган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая можетослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом.Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должнапринадлежать законодательным (представительным) органам. И это совершенноправильно, так как в правовом государстве власть должна быть основана назаконе. Подчинение закону и его неукоснительное исполнение – главный залогстабильной общественной и политической жизни в государстве. К этому,однако, необходимо добавить, что хотя и говорят: «Закон плох, но этозакон!», законодательная власть в государстве должна обеспечивать принятиетаких законов, которые будут органично вписываться в реальную жизньобщества, стоять на страже прав и законных интересов граждан и организаций. Исполнительная же власть, олицетворяемая президентом и правительством,должна быть подзаконной. Ее главное предназначение — исполнение законов, ихреализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила —чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства, которые составляюттак называемый «аппарат принуждения». Все это является объективнойпредпосылкой для возможной узурпации всей полноты государственной властикак раз органами исполнительной власти. Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть(органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр вспорах о праве. Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всехдемократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделениютруда между органами государства, в результате чего обеспечиваетсяповышение эффективности их деятельности (поскольку каждый органспециализируется на «своей» работе), создаются условия для ростапрофессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создатьнепрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органовгосударства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного изорганов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властейвзаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет вобществе. Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности длянегативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органыстремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки вработе, между ними возникают острые противоречия и др. 4. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основеразделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10Конституции Российской Федерации). В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти вРоссийской Федерации - принцип разделения властей. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократическихгосударств. Суть его в том, что демократический политический режим можетбыть установлен в государстве при условии разделения функцийгосударственной власти между самостоятельными государственными органами.Поскольку существуют три основные функции государственной власти -законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должнаисполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций вдеятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмернойконцентрации власти у этого органа, что создает возможность установления встране диктаторского политического режима. Особенно это опасно в России,так как у нас совершенно отсутствует опыт демократического правления,ограничения власти законом. Реализация принципа разделения властей в российской Конституции неозначает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственнымисточником, согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации, являетсямногонациональный народ Российской Федерации. То, что главам, посвященнымтрем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 4 "ПрезидентРоссийской Федерации", объясняется важностью единства государственнойвласти. С этой главы начинается изложение в Конституции системыгосударственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего,объясняется также особым значением Президента в организации государственнойвласти Российской Федерации. Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не можетпретендовать на суверенное осуществление всей полноты государственнойвласти в стране. Сама государственная власть не делится между органами -она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграниченияфункций между органами, осуществляющими соответственно законодательную,исполнительную и судебную власть. Осуществление государственной властисвязано с разделением функций между органами законодательной,исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь восуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функцийгосударственной власти. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функцийгосударственной власти, взаимодействует с другими государственнымиорганами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схемавзаимоотношений называется системой сдержек и противовесов. Онапредставляет единственно возможную схему организации государственной властив демократическом государстве. На федеральном уровне организации государственной власти в РоссийскойФедерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядитследующим образом. * Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне, что вытекает из принципа разделения властей, установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации. Данный принцип предполагает наряду с разграничением функций законодательной, исполнительной и судебной власти их взаимодействие (включающее взаимное влияние, контроль). Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации является основной позитивной формой воздействия законодательной власти на формирование власти исполнительной. При решении вопроса о согласии на назначение Президентом Российской Федерации главы Правительства Государственная Дума не только оценивает личные качества кандидата, названного Президентом, а по сути дает согласие на проведение Правительством определенного политического курса. Согласно статьи 37 Регламента Государственной Думы кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства. Предусмотренная в статье 117 Конституции Российской Федерации возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма "сдержек и противовесов" в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе Правительства. * Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.* Используемый Конституцией термин "судебная власть" представляет собой краткое выражение политико - правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие ветвей власти по ряду направлений. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (статья 104 Конституции Российской Федерации). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции. Положение статьи 10 Конституции Российской Федерации относится не толькок организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системеорганов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление общих принципов организации системы органов государственнойвласти в субъектах Российской Федерации отнесено Конституцией (пункт "н"части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) к совместному ведениюРоссийской Федерации и ее субъектов. Применительно к системе органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации принцип разделения властей будет раскрыт в Федеральномзаконе об общих принципах организации представительных и исполнительныхорганов государственной власти. Конкретная система сдержек и противовесовна уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться имисамостоятельно в соответствии со статьей 10 Конституции РоссийскойФедерации и данным федеральным законом. Поскольку в статье 10 Конституции Российской Федерации говорится опринципе разделения властей как о принципе организации государственнойвласти, он не может рассматриваться как принцип организации местногосамоуправления в Российской Федерации. Согласно статье 12 КонституцииРоссийской Федерации органы местного самоуправления не входят в системуорганов государственной власти. 5. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не относитсяни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на негоКонституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимоесогласование деятельности различных ветвей власти - законодательной,исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всемугосударственному механизму. Президент Российской Федерации занимает всистеме федеральных государственных органов особое положение. Конституциявозлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти,осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами.Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование ивзаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственноне принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смыслсодержащегося в Конституции положения: "Президент Российской Федерацииявляется гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человекаи гражданина", а также того, что Президент устанавливает основныенаправления политики государства. Важно отметить, что, обеспечивая и направляя деятельность всехгосударственных органов Российской Федерации и выполняя функцию по ихкоординации, Президент действует только в пределах, установленныхКонституцией Российской Федерации, точно так же, как и все остальныефедеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание,Правительство, суды. Они самостоятельно осуществляют свои конституционныефункции. Правовое положение Президента характеризуется прежде всего тем, что онявляется главой государства, из чего следует, что он - первый средигосударственных должностных лиц, единственный, кто избирается всемизбирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет РоссийскуюФедерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившейсямеждународной практики, это означает, что его заявления и акции ненуждаются в каком-либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях. Президент всегда действует ex officio, т.е. на основании факта, чтоименно он является главой суверенного государства. Именно как глава государства Президент наделен правом обращаться спосланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательнойинициативы и отлагательного вето. Президент в случае несогласия с закономможет его отклонить и направить на новое рассмотрение в палаты ФедеральногоСобрания. Однако право отклонения законов неприменимо к федеральнымконституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинствомголосов в обеих палатах Федерального Собрания, а также к тем федеральнымзаконам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов отобщего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Часть изних осуществляется им лично (руководство внешней политикой, реализацияфункций Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и т.д.)либо относится к исполнительной власти. Так, Президент оказывает решающеевлияние на формирование и отставку Правительства, вправепредседательствовать на заседаниях Правительства и т.п. Очевидно, что в той мере, в какой Президент лично реализует функцииисполнительной власти и определяет содержание деятельности Правительства,которому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации, на негодолжен распространяться принцип разделения властей. При этом надо учитыватьсложность переплетения сфер деятельности и полномочий Президента иПравительства. Президент с согласия Государственной Думы назначает ПредседателяПравительства, а по предложению последнего - и персональный составПравительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждатьПравительство от необоснованного, по его мнению, ограничениязаконодательной властью свободы действий власти исполнительной. Так,Президент может не согласиться с выраженным Государственной Думойнедоверием Правительству и в предусмотренных Конституцией случаях и порядкераспустить Государственную Думу. Концепция президентской власти, принятая в действующей КонституцииРоссийской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежнейКонституции. Суть изменений состоит прежде всего в том, что Президентперестал быть главой исполнительной власти. Согласно статье 110 КонституцииРоссийской Федерации исполнительная власть осуществляется теперьПравительством Российской Федерации. Заметим, что именно ПредседательПравительства, а не Президент определяет основные направления деятельностиПравительства и организует его работу. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных заПрезидентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системеорганов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Такоеположение Президента не ограничивает самостоятельность деятельностиосновных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочияПрезидента направлены прежде всего на обеспечение согласованноговзаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдениеКонституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека игражданина, охрану государственного суверенитета. Однако в соответствии с частью 3 статьи 92 Конституции РоссийскойФедерации исполняющий обязанности Президента Российской Федерации несколькоограничен в выполнении президентских функций. Он не имеет права распускатьГосударственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения опоправках и пересмотре Конституции Российской Федерации. Указанные вышеограничения прав исполняющего обязанности Президента обусловлены рядомобстоятельств. Предоставление права распускать Государственную Думупротиворечило бы принципу разделения властей, закрепленному в статье 10Конституции Российской Федерации, поскольку Председатель Правительствавозглавляет орган исполнительной власти, а Государственная Дума относится квласти законодательной, а они разделены. 6. НУЖЕН ЛИ РОССИИ ПЕРЕДЕЛ ПОЛНОМОЧИЙ ? При внимательном рассмотрении полномочий органов государственной властиРоссийской Федерации явно видно их несбалансированность и перекос в сторонуполномочий Президента. На мой взгляд расширение полномочий ГосударственнойДумы и наделение ее правом давать согласие на назначение не толькоПредседателя федерального Правительства, но и его заместителей, а такжеминистров обороны, внутренних дел, иностранных дел, руководителейфедеральных служб безопасности, внешней разведки и контрразведки было бысущественным сдерживающим фактором для Правительства и Президента. Однако не это главное. По-моему, при разработке Конституции совершеннонесправедливо “обидели” Совет Федерации. Пятилетний опыт существования Совета Федерации Федеративного Собраниясначала как избранного, а затем как сформированного на основепредставительства от Совета Федерации показывает необходимость трехкоренных изменений в его деятельности. Во-первых, должно резко возрасти влияние верхней палаты парламента назаконотворческий процесс. Сейчас Совет Федерации выступает в роли статиста,одобряя или отклоняя подготовленные Думой законы. Я думаю, необходимоизменить процедуру подготовки и утверждения законопроектов. После внесенияв Федеральное Собрание разработанного правительством законопроекта первымего должен рассматривать Совет Федерации, а не Государственная Дума. Важнаязадача верхней палаты вообще состоит в том, чтобы рассматривать и обсуждатьправильные законопроекты. Собранный богатый опыт и те выводы, к которымприходят субъекты Федерации в процессе выполнения ими законов, должныпоступать через «первый канал» в федеральное законодательство. Это должнабыть важнейшая контрольная функция Совета Федерации в структуре Федерации.Проект закона, позиция Совета Федерации и контраргументы правительствапередаются затем в Государственную Думу на рассмотрение. Все принятые Думойзаконы направляются снова Совету Федерации. Верхняя палата проверяет, былали учтена позиция первого тура и не внесла ли Государственная Дума другихизменений. В случае если Совет Федерации не согласен с формулировкойпринятого Государственной Думой закона, он может отправить его всогласительную комиссию. Предлагаемая выше процедура успешно функционируетв Германии и, думаю, могла бы с учетом специфики нашего парламента бытьприменена в России. Во-вторых, в серьезной корректировке нуждается статья 106 КонституцииРоссии, в которой дан перечень федеральных законопроектов, обязательных крассмотрению Советом Федерации. Его необходимо наделить разнымиполномочиями в отношении внесенных законопроектов. Законы, которые в особойстепени затрагивают интересы субъектов Федерации, должны приниматься толькопри одобрении Совета Федерации. К такого рода законам предлагается отнестиследующие: законы, изменяющие Конституцию; законы, касающиеся финансовыхпоступлений земель (прежде всего законы о налогах); законы, вторгающиеся вадминистративный суверенитет субъектов Федерации (регламентация полномочий,сроки, административные сборы, способы передачи документов по инстанции ипр.). Во всех остальных случаях Совет Федерации не должен иметь права вето,т.е. права снять закон с обсуждения, но может одобрить или не одобритьзакон. В-третьих, Совет Федерации мог бы также взять на себя некоторые«горизонтальные функции» и роль арбитра в спорах между субъектамиФедерации. Речь идет о следующем. Поскольку в стране перестала существоватьвертикаль представительных органов власти, Совет Федерации мог бы занятьсяподготовкой модельных законов для субъектов Федерации, приведением всоответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральнымзаконодательством конституций (уставов) субъектов Федерации. Это можно былобы делать в рамках совещания председателей законодательных собранийсубъектов Федерации. Кроме того, необходимы «горизонтальные структуры» исполнительных органоввласти субъектов РФ: совещания глав исполнительной власти, конференцииминистров образования и т.д., на которых субъекты Федерации напрямую, безучастия федерального центра согласовывали бы и координировали вопросы,находящиеся в их компетенции. Так, министры образования субъектов Федерациив канун нового учебного года могли бы согласовывать учебные программы, стем чтобы гражданин России, переехав из одного субъекта Федерации в другой,мог свободно учиться в школе или институте. Министры финансов в преддвериинового финансового года могли бы определять механизм финансовоговыравнивания регионов. В большинстве федеративных государств успешно функционируют такие«горизонтальные структуры» на уровне как законодательной, так ипредставительной властей. Совет федерации мог бы также взять на себяследующие «арбитражные» функции: одобрение договоров о разграничениипредметов ведения и полномочий между федеральными органами власти иорганами власти субъектов Федерации; разрешение споров между субъектамиФедерации по территориальным, национальным и иным проблемам. 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор,харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушкепартийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно,каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, понаследству и т. п.). Но для правового государства характерным являетсядемократический способ приобретения власти, наделение ею только всоответствии с правом, законом. Традиционная концепция разделения властей на законодательную,исполнительную и судебную применительно к современным государствам должнапониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек ипротивовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвямивласти своих функций. Законодательная власть (верховная), избраннаявсенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть(производная от законодательной), назначаемая представительным органомвласти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственнойдеятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенныхправ, справедливого наказания виновных. В России гражданское общество складывается медленно, и пока еще нельзяговорить, что оно сложилось. Не сформировались у нас демократическиетрадиции и мощные политические партии, представляющие интересы различныхгрупп населения. В таких условиях чрезвычайно важно найти оптимальныйбаланс разделения властей, не допускающий возникновения авторитарногорежима. 8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. 2. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, № 3, с.15. 3. В.Е. Чиркин Президентская власть // Государство и право № 5, 1997. 4. Котлевская И.В. Современный парламент // Государство и право № 3, 1997. 5. Переломов А.С. “Конфуций и доктрина разделения властей” (размышления по прочтении книги Петра Баренбойма “3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера”) // Государство и право № 3, 1997. 6. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Суд в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека. – М.: 1997.-----------------------[1] Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьтера. – М.:1996.[2] Гегель Г. В. Политические произведения. – М.: 1978, с. 82.[3] Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: 1995, с. 289.[4] Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: 1995, с. 300.




Похожие:

Принципы разделения властей в РФ iconДва представления о разделении властей 2 Сущность разделения властей 9
В обоснование классового компромисса между враждующими социальными группами с учетом реального соотношения их сил и влияния во Франции...
Принципы разделения властей в РФ iconКурсовая работа по теории государства и права Тема: Правовое государство
Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России
Принципы разделения властей в РФ iconПринцип разделения властей и его особенности в России
Государственный аппарат большинства современных государств строится на основании фундаментального принципа разделения властей, который...
Принципы разделения властей в РФ iconОсновные положения теории разделения властей
В обоснование классового компромисса между враждующими социальными группами с учетом реального соотношения их сил и влияния во Франции...
Принципы разделения властей в РФ iconРеферат по дисциплине «Политология» на тему «Теория разделения властей в трудах Дж. Локка и Ш. Монтескье»
Целью работы является освещение и анализ теории разделения властей, какой ее видели Дж. Локк и Ш. Монтескье, а также оценка ее актуальности...
Принципы разделения властей в РФ iconАппарат (механизм) государства и принцип разделения властей
Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы...
Принципы разделения властей в РФ iconКурсовая работа тема : аппарат (механизм) государства и прницп разделения властей
Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы...
Принципы разделения властей в РФ icon«Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность»
Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы...
Принципы разделения властей в РФ iconПринципы арбитражного процесса
Судом. Идея правового государства, воспринятая в последнее время российской официальной идеологией, а также правовой доктриной, базируется...
Принципы разделения властей в РФ iconЕние властей
Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы