А. В. Нестеров icon

А. В. Нестеров



НазваниеА. В. Нестеров
Дата конвертации02.07.2012
Размер91,24 Kb.
ТипРегламент
скачать >>>

А.В. Нестеров



Некоторые аспекты теории и практики регламентов


В последнее время проблема регламентов стала актуальной. Появились такие понятия, как бизнес-регламент, технический регламент, административный регламент. Однако, теоретических публикаций, в которых изучаются данные вопросы, пока недостаточно.

Наше отношение к государственному администрированию приведено в 1, а к техническим регламентам в 2.

В самом общем виде в соответствии с рубрикой энциклопедии Интернет регламент есть совокупность правил, определяющих порядок работы государственных органов, учреждений, организаций. Если посмотреть, что такое правило, то окажется, что оно может определяться через регламент и порядок, а порядок может определяться через правило. Понятие технического регламента более определенное, в частности, это документ, содержащий обязательные для соблюдения требования общества, утвержденный компетентным правительственным органом. Заводской регламент еще более конкретен в частности, это технический документ, использующейся на предприятиях с непрерывным производственным циклом и содержащий: сведения об основных физико-химических процессах и их обеспечении для получения конкретного продукта.

Таким образом, в регламент, как документ, могут входить правила, порядок, требования к людям, организациям, процессам, ресурсам и продуктам. Если более подробно рассмотреть правила и порядки, то они также содержат требования или некоторые критерии к процессам и элементам.

В самом общем виде, регламент есть документ, в котором сформулированы обязательные требования к некоторым объектам, включающим субъекты, утвержденный компетентным и уполномоченным органом (организацией). С учетом того, что регламент является правовым актом, то необходимо отметить, что он принимается данным органом или организацией на основании и в соответствии с правовым актом, определяющим правовой статус данного органа или организации. Регламент не устанавливает компетенцию, а только регламентирует деятельность в ее рамках. К сожалению, в некоторых случаях, правовые пробелы в нормативно-правовых актах, устанавливающих компетенцию, пытаются устранить с помощью регламентов, что недопустимо.

Любая организация образуется и функционирует для продуцирования определенного продукта. Начиная от продукта власти и заканчивая продукцией для личных нужд. Не все виды продуктов имеют отчуждаемый характер. Например, получение информации не сопровождается исчезновением ее у производителя информации. Общедоступные блага, например потребление воздуха, также можно отнести к такой категории продуктов.

Поэтому продукт продуцирования продуцента (организации, органа и т.п.) можно классифицировать как отчуждаемый результат, процесс продуцирования и элементы внешней среды. Каждый из этих видов продукта нуждается в требованиях, в частности по безопасности, и не только с точки зрения получателя этих продуктов, но и продуцента. При этом под безопасностью нужно понимать не только техническую безопасность, но и антикоррупционные мероприятия и т.п.

Здесь мы касаемся фундаментальных понятий. Любое продуцирование сопровождается побочными явлениями, как правило, негативными с точки зрения людей, управляющих данным продуцированием. Это потери, отходы, травмы, наркотики и т.д. Поэтому, кроме основных процессов продуцирования (взаимодействия с потребителями) выделяют процессы управления продуцированием, которые состоят из процессов оптимизации (максимизации) продуцирования продукта и предотвращения (минимизации) негативных явлений, сопровождающих продуцирование.

Необходимо отметить, что процессы управления продуцированием по своей сущности являются также процессами продуцирования, только продуктом в данном случае является деятельность в другом процессе, т.е. функция может быть продуктом другой функции.

Процесс продуцирования не может существовать без других связанных с ним процессов, т.к. продукты продуцирования продуцируется из ресурсов, и потребляются другими процессами продуцирования. Поэтому любой процесс продуцирования есть элемент процесса взаимодействия. В частном виде, взаимодействие может быть задействовано само на себя и тогда продукт продуцирования потребляется самим продуцентом. В самом общем виде продуцент продуцирует продукт на всю среду, а не для конкретного получателя (другой процесс). Таким образом, в регламенте должны быть требования не только на продуцирование, но и на взаимодействие, совокупность продуцирования и сопродуцирования взаимодействующих процессов.

Современное понятие управленческой деятельности по оптимизации продуцирования продукта можно трактовать как политику, управление и самоуправление, где под политикой понимается выработка направления или управление управлением, а самоуправление есть элементы управления, используемые исполнителями, включающие и реординацию.

Продукционные процессы, в которых задействованы исполнители, можно рассматривать как основные и обеспечивающие, где обеспечивающие процессы состоят из процессов объективных и субъективных (кадровых), если персонал рассматривать как ресурс. В свою очередь процессы объективного обеспечения состоят из процессов материально-вещественного, информационного и правового обеспечения.

Естественно по каждому из этих элементов должны быть сформулированы требования в регламенте, но только те которые являются обязательными, а к ним обычно относят требования пригодности и безопасности продукта.

Необходимо также остановиться на видах требований. В частности, это ограничения и запреты. Запреты носят безусловный характер, а ограничения представляют собой некоторые критерии, которые должны выполняться при определенных условиях, однако, количество этих условий должно быть ограничено и установлено.

Далее рассмотрим реальный регламент, на примере Типового регламента взаимодействий федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с 3 существуют три вида регламентов в федеральных органах исполнительной власти: типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, регламент федерального органа исполнительной власти (ФОИВ) и административный регламент ФОИВ. Последний регламент состоит их трех видов следующих регламентов: административного регламента исполнения государственных функций, административного регламента предоставления государственных услуг и должностного регламента гражданских государственных служащих ФОИВ.

По сущности данные регламенты представляют собой правила, в том числе и общие для типового регламента, организации деятельности ФОИВ и их должностных лиц по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, и содержат последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий. Однако, в п. 1.4, 1.5, 1.6 [3] приводятся не правила и последовательность действий, а компетенции ФОИВ, что недопустимо в регламентирующем документе.

Кроме того, необходимо отметить, что из 11 правил Типового регламента, только одно является правилом, а 10 – порядками, таким образом можно считать, что термины «порядок» и «правило» в данном документе являются синонимами.

Понятие порядок достаточно сложное. В Интернете в рубрике «Энциклопедии» ему посвящено более 5000 статей. На наш взгляд, порядок связан с упорядочением в геометрическом пространстве, в отличие от «правила», которое упорядочивает элементы во времени, т.к. правило обычно подразумевает последовательность действий. Необходимо также остановиться на упорядочивании элементов в элементе, в смысле статуса элемента. Для этого понятия, на наш взгляд, лучше использовать термин «процедура».

После анализа [3] возникает несколько вопросов. Так что же регламентирует данный регламент - только организацию деятельности или еще и саму деятельность ФОИВ? Как соотносятся организация деятельности и организация взаимодействия ФОИВ? Разве в полномочия ФОИВ не входит взаимодействие с иными ФОИВ? Почему реализация полномочий ФОИВ должна регламентироваться только правилами? Почему вместо правил в тексте Регламента используются порядки? Почему типовой регламент ФОИВ 4 назвали типовым регламентом взаимодействия ФОИВ? Почему правила регламента должны содержать только последовательность действий и нормативные сроки их осуществления?

Любая регламентация невозможна без некоторой системы показателей, характеризующей продукт продуцирования. Как правило, данные показатели используют для сравнения их значений с плановыми показателями. Поэтому обычно формулируются следующие вопросы: что должно быть сделано, что сделано, что можно сделать? Ответ на последний вопрос может показать предельные возможности продуцента. Ответ на вопрос: что делает? – позволяет определить текущее состояние процесса. В этой связи регламент должен содержать требования к системе показателей, характеризующей обязательные свойства для диагностирования продуцента и продукта. Особенно это важно для услуг, т.к. доступность услуги зависит от того, что услугу нельзя выполнить заранее, складировать и массово выдавать при резком увеличении числа запросов на услугу.

Регламент должен устанавливать не только регламентирование прямого выполнения государственных функций, его результаты, но и процессов отчетности, наказания за нарушения требований и возмещения ущерба, причиненного вследствие несоблюдения требований регламента. В частности регламент должен содержать следующие требования к:

1) показателям административных продуктов: результатов, процессов и сред, например, пригодности и безопасности, а также последовательности, вариантам и срокам исполнения процессов при выполнении действий, принятии решений и регулировании благ;

2) нормативам используемых ресурсов, в том числе учитывающим возмещение ущерба, причиненного вследствие несоблюдения требований регламента;

3) отчетности, проверкам и ответственности, в том числе, к процессам наказания за нарушение требований регламента.

Далее отметим, что регламент связан с использованием регламента и разработкой (принятием) регламента. Оба процесса имеют большое значение, т.к. разработка, обсуждение и принятие требований должны сопровождаться их формализацией, стандартизацией и унификацией, а также осуществляются в соответствии с определенным регламентом. Использование регламента связано с процессом анализа обоснованности, погрешности и целесообразности регламента, что приводит к процессу изменения регламента.

Вспомним, если элемент реальной действительности, например, продукция не соответствует техническому регламенту, то она бракуется. Однако, если реальная действительность не соответствует теоретическим положениям административного регламента, то тогда бракуется регламент. В обоих случаях регламент пишется людьми, а им свойственно ошибаться.

В функциях ФОИВ есть одна, которая называется предоставление государственных услуг. Особенность этой функции заключается в том, что она позволяет выполнить государству свои обязательства перед физическими и юридическими лицами, в частности оказать содействие в соблюдении последними своих конституционных обязанностей, а также обеспечить реализацию их прав и законных интересов. Хотя мы не согласны с тем, что данную функцию называют предоставление государственных услуг 5, отметим, что оказание содействия в соблюдении физическими и юридическими лицами конституционных обязанностей и обеспечение реализации их прав, являются обязательными для выполнения ФОИВ и бесплатными для вышеуказанных лиц, т.к. они их уже оплатили через налоги. А вот государственную услугу по реализации законных интересов данных лиц можно отнести к разряду факультативных и поэтому платных.

В этой связи по поводу предоставления государственных услуг возникают следующие вопросы. Если в данном регламенте будут представлены правила (порядки), т.е. последовательности действий и нормативные сроки их осуществления, а фактически требования на процесс предоставления услуги, то в чем отличие такого регламента от стандарта государственной услуги? В п. 2.9 3 вводится термин «требования к качеству и доступности государственных услуг», которые устанавливаются федеральными законами и другими высокими документами. Напрашивается вопрос, а в чем будет выражаться, и измеряться качество некоторых нематериальных по своей сущности государственных услуг? Наше мнение по поводу качества представлено в 6. Здесь же отметим, что качество предоставления услуги дело добровольное, а вот пригодность и безопасность процесса предоставления услуги дело обязательное и должно быть установлено в регламентах на обязательные государственные услуги. Регламентация добровольных (платных) государственных услуг должна быть зафиксирована в стандартах предоставления государственных услуг в некоторых системах стандартизации и аккредитации.

Хотелось предостеречь разработчиков регламентов от создания не четких и не исчерпывающих регламентов, т. к. регламент это не инструкция по имени «регламент», а новое поколение инструкций. С одной стороны они должны свести к минимуму субъективное усмотрение функционера и не дать ему возможности стать бюрократом, т.е. «волокитить» решение рутинных вопросов, пользуясь недостатками регламента, а с другой стороны, давать ему средства для эффективного разрешения проблемных вопросов. Таким образом, необходим не типовой регламент, а регламент регламентов, как четкий, полный и ясный набор требований к регламенту. В противном случае административную реформу может ждать всем известный результат по крылатому выражению всем известного политика.


Литература:


1. Нестеров А. В. Философия государственного администрирования // В печати. «Черные дыры» российского законодательства.

2. Нестеров А.В. Некоторые соображения о ФЗ «О техническом урегулировании»// Партнеры и конкуренты. – 2003. - № 10. – С. 8-17.

3. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти // Российская газета, 25 января 2005г.

4. Регламент Правительства РФ // Российская газета, 8 июня 2004 г.

5. Нестеров А. В. Что такое государственная услуга? // www.hse.ru

6. Нестеров А. В. Философия качества // Компетентность. - 2004. - № 1. – С. 28-36.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

А. В. Нестеров iconА. В. Нестеров Конспект лекций по дисциплине Проблемы юридической техники Москва 2007 Нестеров А. В. Конспект
Нестеров А. В. Конспект лекций по дисциплине Проблемы юридической техники. – М.: Гу вшэ, 2007. – 124 с
А. В. Нестеров iconНестеров михаил васильевич

А. В. Нестеров iconНестеров Михаил Васильевич (1862-1942) Пустынник

А. В. Нестеров iconНестеров Анатолий Васильевич, д ю. н., профессор Высшей школы экономики, 8 903 2216558

А. В. Нестеров iconПрезумпция законопослушности
Нестеров Анатолий Васильевич, д ю н., профессор Высшей школы экономики, 8 903 2216558
А. В. Нестеров iconГорохов Семён, Нестеров Алексей, Семёнов Никита
Пономарёва Надежда Николаевна, учитель обществознания Краснооктябрьской средней общеобразовательной школы
А. В. Нестеров iconА. В. Нестеров о конкурентоспособности
Целью данной статьи является общая характеристика общественного явления, называемого конкурентность, свойством которого является...
А. В. Нестеров iconА. В. Нестеров о конкурентоспособности
Целью данной статьи является общая характеристика общественного явления, называемого конкурентность, свойством которого является...
А. В. Нестеров iconА. В. Нестеров, Е. И. Андреева
Руководители Федеральной таможенной службы Российской Федерации также стали декларировать о необходимости использовать в деятельности...
А. В. Нестеров iconА. В. Нестеров, Е. И. Андреева
Руководители Федеральной таможенной службы Российской Федерации также стали декларировать о необходимости использовать в деятельности...
А. В. Нестеров iconНестеров А. В
Центра стратегических разработок, в котором приведены данные о конкурентных преимуществах российских предприятий [1]. А также показать,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы