Основные правовые системы современности icon

Основные правовые системы современности



НазваниеОсновные правовые системы современности
Дата конвертации02.07.2012
Размер373.23 Kb.
ТипРеферат
Основные правовые системы современности


Министерство внутренних дел России Юридический институт МВД России Малый Ивановский пер., д.2 Кафедра государственно-правовых дисциплин ЮИ МВД России Ф.И.О. Заочное отделение Курс 1 № Группы № зачетной книжки Курсовая работа по теории права и государства Тема : Основные правовые системы современностиАдрес места жительства :г. Москваул.д.т. Тема 3.Основные правовые системы современности План 1. Введение. 2. Понятие правовой системы. 3. Романо-германская правовая система. 4. Англо-саксонская правовая система. 5. Мусульманская правовая система. 6. Российская правовая система. 7. Заключение. 1 Введение . В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующихправовых систем . Cвое право имеют и негосударственные общности :каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право .Cуществует также международное право , призванное регулировать во всемирномили региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения .Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различнуютехнику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами,верованиями. Различие правовых систем не зависит только от входящих в состав праванорм . На самом деле было бы поверхностным и неправильным видеть в праветолько совокупность норм , так как право – это значительно более сложноеявление , выступающее как система .У нее определенный понятийный фонд ; она соединяет нормы в определенныегруппы ; использует определенные способы создания и толкования норм : онасвязана с концепцией социального строя , и от этой концепции зависит .Различия между правом разных стран значительно уменьшаются , если исходитьне из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов,используемых для создания, толкования, оценки норм . Сами нормы могут бытьбесконечно разнообразными , но способы их выработки , систематизации ,толкования показывает наличие некоторых типов, которых не так уж и много .Поэтому возможна группировка правовых систем в семьи , подобно тому какэто делают и другие науки, оставляя в стороне второстепенные различия ивыделяя семьи . 2Например в лингвистике – романские , славянские, семитские языки, в религии– христианство, ислам, в естественных науках – млекопитающие,пресмыкающиеся , птицы и т.д. Возможна группировка правовых систем и в несколько видов .По классификации, исходя из концептуальных структур правовых систем илииерархии различных источников права . По типу общества, которое стремятсясоздать с помощью права , или место права в рамках данного социальногостроя. В современном мире существует множество правовых систем , по этомуони могут быть сведены лишь в ограниченное число семей . Темсамым можно достичь цели рассмотреть раличные правовые системы, не входя вдетали каждой из них , но акцентрируя внимание на общих характеристиках ичертах основных правовых семей . 3 Понятие правовой системы . Система как философское понятие – это некоторое целостное явление,которое сотоит из различных частей , взаимосвязанных и взаимодействующихмежду собой . Система права состоит и действует на основе общих объективныхзакономерностей и как каждая система характеризуется рядом признаков . Право – это органически целое правовое явление , т.е. право это неслучайный набор правовых норм . Система права не может создаваться посубъективному усмотрению людей, так как обусловлена реально существующейсистемой общественных отношений , по этомусистема права характеризуется объективностью . Право отражает в своейспецифической форме систему общественных отношений , а также оказывает нанее регулирующее воздействие . Если право не отображает в своих нормахпотребности общества , то оно становится тормозом общественного развития ипрогресса . Характеризующим фактором системы права являются единство ивзаимосвязь норм , являющимися состовляющими системы права . Нормы права немогут функционировать изолированно друг от друга . Их регулирующая силасостоит в согласованности и общей целенаправленности . Если систему правалишить одного из структурных элементов , то этот элемент лишается своихсистемных функций , и следовательно , своей социальной значимости . Система права – это многообразное правовое явление, которое включаетв себя различные по содержанию и своему объему структурные элементы .Система права подразделяется на нормы права, институты права , подотрасли иотрасли права . Система права – это его внутреннее строение, которое выражается вединстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместес тем в разделении права на относительно самостоятельные части . В жизни общества имеется градация между общественным и частныминтересом. Эта градация находит свое объективное отражение в системе права. По этому все системы права условно включают в себя право частное ипубличное . Такое деление возможно только в сфере правоотношеноий, т.е. всфере реализации права. Право как система норм, исходящей из спецификиобщества , призвано защищать интересы этого общества, при этом учитыватьинтересы составляющих его отдельных индивидов . Защищая свои собственныеинтересы , государство с помощью правовых установлений защищает и интересысобственных граждан . Юридическая наука считает деление права на частное ипубличное в какой-то мере условным , но в тоже время необходимым .Основанием для деления права является характер правовых взаимоотношениймежду индивидуумом и государственно-организованными структурами общества .Право частное или публичное , заключает в себе отношения конкретного лицане только к другим лицам, но и к обществу и государству в целом . Система права носит объективный характер, по этому она отражаетреально существующие системы общественных отношений . Правовая система . - это совокупность взаимосвязанных,согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующихобщественные отношения, атакже элементов,характеризующих,уровень правового развития той или иной страны.Правовая система-это вся "правовая действительность" данногогосударства. В этом широком понятии выделяются активныеэлементы, тесно связанные между собой. Это: -собственно право как система обязательных норм, выраженныхв законе, иных, признаваемых государством источниках -правовая идеология-активная сторона правосознания -судебная(юридическая) практика Понятие "правовая система" имеет существенное значение дляхарактеристики права той или иной конкретной страны. Обычно вэтом случае говорится о "национальной правовой системе",например, Великобритании, Германии, и т.д. Различия между правом разных стран значительно уменьшаются,если исходить не из содержания конкретных норм, а из их болеепостоянных элементов, использованных для создания, толкования,оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, носпособы их выработки, систематизации, толкования показываютналичие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтомувозникла группировка правовых систем в"семьи". Категория "правовая семья" служит для обозначения группыправовых систем,имеющих сходные юридические признаки,позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Этосходство является результатом их конкретно-исторического илогического развития. Заслуживает подход западных компративистов, отрицающихтипологию правовых систем единственно по признаку их классовойсущности. При классификации они используют различные факторы,начиная с этических, рассовых, географических, религиозных изаканчивая юридической техникой и стилем права.Отсюда множествоклассификаций. Одна из самых популярных - классификация правовых семей,данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев:идеологии, включающую религию, философию, экономические исоциальные структуры, и юридической техники, вклющающие вкачестве основной составляющей источники права. Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основныхсемей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической.К ним примыкает остальной юридический мир, который получилназвание "религиозные и традиционные системы". Другая классификация была предложена К.Цвайгертом иГ.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частномправе", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификацииположен критерий "правового стиля". "Стиль права" по мнению авторов, складывается из пятифакторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразиеюридического мышления, специфические правовые институты, природаисточников права и способы их толкования, идеологическиефакторы. На основе этого различаются следующие "правовые круги":романский, германский, скандинавский, англо - американский,социалистический, право ислама, индуистское право. По существу,получен тот же результат, что и у Р.Давида. При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско -ленинская типология права, в основе которой лежит критерийобщественно-экономической формации (рабовладельческое право,феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).А.Х.Саидов полает, что только единство глобальной марксистско -ленинской типологии и внутритиповой классификации правовыхсистем, дает возможность составить целостное представление оправовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа прававосемь правовых семей: романо - германскую, скандинавскую,латино-американскую, правовую семью "общего права", идальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду ссемьей социалистического права. В пределах социалистическойправовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовалиотносительно самостоятельные группы: советская правовая система,правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстранАзии, и правовая система республики Куба. Таким образом, существует несколько точек на классификациюправовых систем настоящего и недалекого прошлого. Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи. Романо – германская правовая система Эта система включает в себя страны, в которых юридическая наукасложилась на основе римского права . Более чем тысячилетняяэволюция значительно отдалила не только материальные и процессуальные нормыэтого права , но и саму концепцую права и правовой нормы Древнгего Рима . Вромано – германской правовой системе начиная с 19 века господствующая рольотведена закону, и в странах принадлежащих этой системе действуют кодексы. В силу исторических причин право выступает здесь прежде всего каксредство регулирования отношений между гражданами , так как другие отраслиправа были разработаны позднее и менее совершенны по сравнению сгражданским правом. Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Онасложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработалии развили начиная с 12 века на базе кодификации императора Юстиниана общуюдля всех юридическую науку.Термин«романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное усилиям ,прилагавшимся совместно университетами латинских и германских стран . Формирование романо – германской правовой системы можно разделить натри периода. Первым можно считать период , предшествующий 13 веку, когдасобирались материалы, но еще отсутствовали попытки синтезировать их и когдане было какой-либо системы. Второй период начался с возвращения изученияримского права в университетах. Господствующая доктрина вместе со школойестественного права в течении 5 веков подготовила третий период, которыйприходится на настоящее время .Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семьяв своем историческом развитии не была продуктом деятельностифеодальной государственной власти (в этом ее отличие отформирования английского "общего права"), а была исключительнопродуктом культуры, независимым от политики. Это в какой-то мереверно по отношению к первой, доктринальной стадии рецепции. Оследующей стадии, когда римское право ( _а точнее право, _основанное на римском) . воспринималось законодателем, этогосказать нельзя. Формирование романо-германской правовой семьибыло подчинено общим, закономерным связям права с экономикой иполитикой, и не может быть понято вне учета сложного процессаразвития капиталистических отношений в недрах феодальногообщества, прежде всего отношений собственности, обмена, переходаот внеэкономического к экономическому принуждению. Здесь напервый план выдвинуты нормы и принципы права, которыерассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиямморали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видитсвою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны бытьэти нормы. Рецепция римского права привела к тому, что еще в периодфеодализма правовые системы европейских стран-их правоваядоктрина,юридическая техника приобрели определенное сходство. Начиная с 19 века основным источником (формой) права, гдегосподствует эта семья является 1 закон 0. Буржуазные революциикоренным образом изменили классовую природу права, отменилифеодальные правовые институты, превратили закон в основнойисточник права. "Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает всеего аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степенипридают иные факторы. Закон не рассматривается узко итекстуально, а зачастую зависит от расширительных методов еготолкования, в которых проявляется творческая роль доктрины исудебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, чтозаконодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы этипрактически не значительны." Во всех странах романо-германской семьи есть писаныеконституции, за нормами которых признается высшая юридическаясила. Она выражается как в соответствии конституции законов иподзаконных актов, так и в установлении большинством государствсудебного контроля за конституционностью обычных законов.Конституции разграничивают компетенцию различных государственныхорганов в сфере правотворчества и в соответствии с этойкомпетенцией проводят дифференциацию различных источников права. В романо-германской юридической доктрине и, главнымобразом, в законодательной практике различают три разновидностиобычного закона: кодексы, специальные законы (текущеезаконодательство) и сводные тексты норм.В большинствеконтинентальных стран приняты и действуют: гражданские (либогражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные,уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Система текущего законодательства также весьмаразнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественныхотношений, например, акционерные законы. Число их в каждойстране велико. Особое место занимают сводные тексты налоговогозакодательства. Среди источников романо-германского права велика (и всеболее возрастает) роль подзаконных актов: регламентов,административных циркуляров, декретов министров и других. В романо-германской семье достаточно широко используютсянекоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самомзаконе, а в случае необходимости и в не закона. Эти принципыпоказывают подчинение права велению справедливости в том виде,как последнее понимается в определенную эпоху и в определенныймомент. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторыеновые формулы (например, ст.2 швейцарского гражданского кодексаустонавлевает,что осуществление какого-то права запрещается,еслионо явно превышает пределы,установленные доброй совестью, илидобрыми правами, или социальной и экономической целью права) В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовойсемье доктрина составляет весьма жизненный источник права. Онавлияет как на законодателя, так и на правоприменителя(например,используется в толковании законов). Своеобразно положение обычая в системе источниковромано-германского права. Он может действовать не только в"дополнение к закону" но и "кроме закона". Возможны ситуации,когда обычай занимает положение "против закона" (например вИталии, в навигационном праве, где морской обычай превалируетнад нормой гражданского кодекса). В целом, однако, сегодня заредким исключением обычай потерял характер самостоятельногоисточника права. По вопросу о судебной практике, как источникаромано-германского права позиция доктрины весьма противоречива.Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесениясудебной практики к числу вспомогательных источников. В первуюочередь это касается "кассационного прецедента". Кассационныйсуд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности и "простое"судебное решение,основанное, например, на аналогии или на общихпринципах, благополучно пройдя "кассационный этап", можетвосприниматься другими судами при решении подобных дел, какфактический прецедент. Здесь можно говорить о судебномпрецеденте как о некотором исключении, не затрагивающемисходного принципа господства закона. Является принципиальноважным, что суды не превращаются в законодателя. Мы рассмотрели общие признаки правовых систем стран,принадлежащих к романо-германской правовой семье. Но наряду собщими признаками, эти системы имеют и свои существенныеотличия. Рассмотрим в сопостовительном плане системы двух стран,принадлежащих к этой семье: Франции и ФРГ (Германии). Французская правовая система с одной стороны и германская сдругой послужили той моделью, на основании которой внутриромано-германской правовой семьи выделяют две правовые группы:романскую, куда входят Франция, Бельгия, Люксенбург, Голландия,Италия, Португалия, Испания; и германскую, включающую кромеГермании Австрию, Швейцарию и некоторые другие страны. Внутриромано-германского права группа "римского" (романского) права,которая наиболее сильно отражена во французском праве,отличаетсяот группы германского права, на которое оказала значительноевлияние германская правовая наука. _Франция . имеет длительную правовую историю и в основе еесовременной системы источников права до сих пор лежат кодексынаполеоновской эпохи. Общепризнанно, что несмотря намногочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современныйэтап своего правового развития страна вступила с огромной массойправовых актов, лежащих за пределами традиционной кодефикации.Основным направлением упорядочинения этой массы актов сталаразработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих какзаконодательные так и подзаконные акты. Начиная с 50-х годовпринято несколько десятков таких кодексов, которые по своейправовой природе являются актами систематизации, консолидациидействующего права. Французкие юристы отмечают два момента,отличающие эти кодексы от наполеоновских кодефикаций.Во-первых,они затрагивают весьма узкие области(кодекссберкасс,лесной кодекс и т.д.). Во-вторых, эти кодексы непреследуют цель "переосмыслить" совокупность норм той или инойотрасли права, а направлены на логическую перегруппировку ужепринятых законодательных актов и регламентов. Эта новая кодефикация ослабила принцип верховенствазаконов-кодексов в его традиционном понимании. Второй удар попрестижу закона нанесла Конституция 1958 года ,перевернувшая"классическое" распределение компетенции между законодательной иисполнительной властями. Конституция перечислила круг вопросов,входящих в компетенцию парламента и тем самым ограничила сферуего законодательной деятельности. И, наоборот, компетенцияисполнительной власти существенно расширилась, и соответственновозросли удельный вес и значение ее актов в системе источниковправа. Весьма своеобразное место в системе источников французкогоправа занимает обычай. Он может действовать как secundum legeтак и praeter lege. В первом случае обычай в качестве источника праваприменяется наиболее часто в вопросах собственности и договора,где необходимо использовать нормы права при решении конкретныхдел определенного географического региона или профессиональнойсреды. Во втором случае он применяется, чтобы дополнить писаноеправо, если оно недостаточно или неясно выражено. Это применениенаиболее часто встречается в трудовом и торговом праве. Во французкой правовой системе в качестве самостоятельногоисточника права признаются и общие принципы права. Их рольособенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеютсясущественные пробелы, что наиболее наглядно прослеживается вобласти административного права. Административные суды иГосударственный совет в силу некодефицированностиадминистративного законодательства наиболее часто отсылаются наобщие принципы права. Во французской юридической литературе источники праваделятся на две основные группы: первичные (основные) и вторичные(дополнительные). В первую группу (основных) источников права -входит государственный нормативный акт. Ко вторичным(дополнительным) источникам относят судебные решения. Судебная практика сыграла важную роль в развитиифранцузкого права, а современная законодательная практика ещеболее широко открывает ей дорогу для правотворчества в видеиндивидуальных и общих норм. Из простого толкователя закона иунификатора собственных решений - а именно такую роль отводитсудебной практике теория разделения властей - она превратиласьсегодня в источник французского права, хотя и дополнительный, помнению французских авторов,"источник в рамках закона". Решения Кассационного суда, Государственного совета,Конституционного совета в определеенной степени начинают игратьроль,близкую английскому прецеденту. Судья хотя и не обязанжестко следовать существующей практике и сохраняет вопределенной степени свободу решать иначе, все же находится подсильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений. Германия(на примере ФРГ .) В ФРГ, как и во Франции, костяком, основой, действующегоправа являются кодексы. Как и во Франции они не молоды,неоднократно изменялись, в частности после 2-й мировой войны,когда из них были исключены новеллы, внесенные во временанацизма. Однако, значительная часть изменений в праве ФРГвнесена не через кодексы, а с помощью специальных законов,регламентирующих различные сферы жизни общества. Большинство изэтих законов принято после образования ФРГ в 1949г., но есть итакие,которые подобно кодексам восходят к более давним временам.Как и в других капиталистических странах, в ФРГ наблюдаетсяпостоянная тенденция к увеличению удельного веса средиисточников права подзаконных актов, прежде всегоправительственных. Однако, в отличие от Франции, Основной законФРГ 1949г. не признает за исполнительной властью право наавтономную регламентацию и запрещает практику декретов-законов.Правительственные и иные подзаконные акты в ФРГ могут бытьизданы только в рамках исполнения законов, хотя на практикевстречались и исключения из этого правила. ФРГ не знаетконсолидированных кодексов "нового типа" подобных тем, которыетак распространены во Франции. Роль обычая в частном праве Германии примерно такова же каки во Франции. Он имеет значение только в узкой среде,неохваченной кодефикацией. Что касается публичного права, то здесьего роль меньше чем во Франции, что связано во-первых, с болееширокой конституционно-правовой регламентацией в сфере действиягосударственного права, а во-вторых с тем, что государственныеструктуры Германии имеют не столь значительную историю как воФранции, где соответственно более значительна роль историческисложившихся обычаев и обыкновений в сфере конституционногоправа. Как и во Франции судебная практика приобретает в Германиихарактер источника права, когда какая-то правовая проблемаоднозначно подтверждена при решении ряда аналогичных дел иданное решение подтверждено авторитетом высшей судебнойинстанции. Однако о более или менее полном совпадении ситуации в обеихстранах можно лишь применительно к общей судебной системе. Чтокасается административного права, то поскольку оно в Германииразработано значительно шире, чем во Франции, то соответственнои роль судебной практики в этой области далеко не стользначительна как в этой стране. Особенно большие различия обнаруживаются в свете тойвесомой роли, которую в государственных структурах ГерманииКонституционный Суд. Его решения-это источник права, стоящийнаравне с законом. Его толкования законов, изданных парламентом,обязательны для всех органов, в том числе и для суда. Если уобычного суда возникают сомнения в конституционности подлежащейприменению нормы, он приостанавливает дело, обращается сзапросом в Конституционный Суд, а затем решает дело всоответствии с заключением Конституционного Суда. Во Франции нетничего подобного. Конституционный Совет, существующий в этойстране, имеет более ограниченную компетенцию. Ему предоставленноправо предварительного контроля за конституционностью еще невступивших в силу законопроектов и, следовательно, он не можетоказать влияние на применение уже действующих законов и иныхнормативных актов,как это имеет место в Германии, а тем самым ина судебную практику. Суды не имеют права обращаться вКонституционный Совет. Система источников права в Германии - и здесь еще одноотличие от французской системы - отражает федеральный характергосударственного устройства страны. В составе Германии (довоссоединения с Восточной Германией) девять земель и каждая изних имеет свое законодательство. Это усложняющий системуисточников права фактор. Федеральное право имеет приоретет над правом земель (ст.31Основного Закона ФРГ 1949г.) Однако приоретет федерального праване следует переоценивать, так как, с одной стороны, землиучаствуют через бундесрат в федеральном нормотворчестве, а сдругой - законодательная компетенция федерации ограниченаопределенными рамками. Так, по Основному Закону, вопросы, неотнесенные к исключительной или совместнодействующейзаконодательной компетенции федерации, остаются в компетенцииземель. На другую группу вопросов распростроняется такназываемая ограниченная законодательная компетенция федерации.Здесь речь идет о "каркасном" законодательстве т.е. федерацияможет издавать только общие положения (законы-рамки), а правоиздания детальных законодательных актов закреплено за землей. Вцелом однако действует правило, согласно которому в случаерасхождения федерального закона и закона земли, превалируетпервый. Отличии между французской и германской системами существуюти в международном праве. Так согласно статье 25 Конституции ФРГ1949г. "общие нормы международного права являются составнойчастью права Федерации. Они имеют преимущество перед законом инепосредственно порождают права и обязанности для жителейфедеральной территории". Влияние международного права отражено вправе Германии значительно более четко, чем во Франции, где онотакже признается, но но выражено Конституцией в более умереннойформе, ибо Конституция говорит (ст.55) не о нормахмеждународного права, а "о договорах и соглашениях, должнымобразом ратифицированных или одобренных". В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что различные страныромано-германской правовой семьи объеденены в настоящее времяединой концепцией, согласно которой, первостепенная рольпренадлежит закону. Тем не менее набюдаются и существенныеразличия между системами этих стран, которые касаютсяконституционного контроля, кодефикации, различной роли закона ирегламента, толкования закона. 17 Англо – саксонская правовая система При изучении англо-саксонского правовой системе знание истории ещеболее необходимо, чем при изучении романо-германской правовой системы.Англо-саксонская правовая система не знала обновления ни на базе римскогоправа , ни в силу кодификации . Оно развивалось автономным путем, так каксфера развития данной правовой системы географически ограничивалась Англиейи Уэльсом.В развитии англо-саксонской правовой системе можно выделить четыре основныхэтапа. Первый предшествовал нормандскому завоеванию 1066 г., второй от 1066г. до установления династии Тюдоров ( период становления общего права ),третий с1485 г. до 1832 г. – период прогресса общего права, четвертый с1832 г. до наших дней( в данном периоде общее право встретилось с бурным развитиемзаконодательства и должно было приспособиться к общественным отношениям ,где постоянно увеличивается роль и значение государственной администрации). В отличии от государств романо-германской правовой семьи,где основным источником права является введенный в действиезакон, в странах англо-американской правовой семьи основнымисточником права служит норма, сформулированная судьями, ивыраженная в судебных прецедентах. _Судебный прецедент . - судебное решение по конкретномуюридическому делу, которому придается общеобязательноеюридическое значение. Англо-американское общее право, как и римское праворазвивалось руководствуясь принципом: "Право там, где есть изащита", по-этому несмотря на все попытки кодификации (И.Бентами д.р.) английское "общее право" дополненное иусовершенствованное положениями "права справедливости", в основесвоей является прецедентным правом, созданным судами. Но это сдругой стороны не исключает возростания роли статутного(законодательного) права. Таким образом, английское право обрело как бы тройнуюструктуру: "общее право" - основной источник; "правосправедливости"- дополняющее и корректирующее этот основнойисточник, и статутное право - писаное право парламентскогопроисхождения. Это разумеется несколько упрощенное,схематизированное изображение. В англо-американской правовой семье следует различатьгруппу английского права, и связанного с ним по своемупроисхождению права США. В группу английского права входят наряду с Англией СевернаяИрландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также правобывших колоний Британской империи. Как известно, Англия былакрупнейшей колониальной державой, и английское "общее право"получило распространение во многих странах мира. В результатесегодня почти треть населения мира живет в значительной мере понормам английского права. Вторую группу образует право США, которое имея своимисточником английское "общее право", в настоящее время являетсявполне самостоятельным. "Общее право" - это система, несущая на себе глубокийотпечаток его истории, а история эта до 17 века - исключительноистория английского права. В связи с этим, рассмотрим историюего развития, которое шло тремя путями: формированием "общегоправа", дополнением его "правом справедливости", и толкованиемстатутов. Английское право своими корнями уходит далеко в прошлое.После норманского завоевания Англии (1066г.) основная роль восуществлении правосудия была возложена на королевские суды,находившиеся в Лондоне. Частные лица, как правило, не моглиобращаться непосредственно в королевские суд. Они должны былипросить у короля, а практически у канцлера выдачи приказа,позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд.Первоначально даже приказы издавались в исключительных случаях.Но постепенно список тяжб, по которым они издавались,расширался. В ходе деятельности королевских судов постепенносложилась сумма решений, которыми и руководствовались впоследующем эти суды. Сложилось правило прецедента. Однаждысформулированное судебное решение в последующем становилосьобязательным и для всех других судей. "Английское "общее право"образует классическую систему прецедентного права илиправа,создаваемого судьями". Поскольку основная сложность заключалась в том, чтобыполучить возможность обратиться в королевский суд, сложиласьформула "Средство судебной защиты важнее права", - которая и досих пор определяет характерные черты английского правопонимания. К концу 13 века возростает роль и значение статутногоправа. В связи с этим правотворческая роль судей судей некоторымобразом сдерживается принципом, согласно которому, изменения вправе не должны происходить без согласия короля и парламента. Ноодновременно с этим устонавливается право судей интерпретироватьстатуты - право, которое судьи присвоили себе, ссылаясь на то,что учавствуя в парламенте при обсуждении статутов,они лучшедругих могут пояснить их содержание. Так прецедентыраспространялись на дополнительную сферу - толкование законов. В 19-20 веке в связи с большими социальными изменениями вфеодальном обществе Англии (развитие товарно - денежныхотношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникланеобходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы ужесложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевскийканцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, в связи скоторыми их участники обращались к королю. Так рядом с "общимправом" сложилось "право справедливости". До 1873 г. в Англии на этой почве существовал дуализмсудопроизводства: помимо судов, принемающих нормы "общегоправа", существовал суд Лорда-канцлера."Право справедливости",как и "общее право", является составной частью прецедентногоправа, но прецеденты здесь созданны иным путем, и охватываютиные отношения чем "общее право". Несмотря на общие черты"общего права" и "права справедливости", прецеденты их судовфиксировались раздельно, что и привело к дуализму английскойправовой системы, который продолжался более двух веков вплоть досудебной реформы 1873-1875 гг. Эта реформа слила "общее право" и"право справедливости" в единую систему прецедентного права. В то время, как юристы континентальной Европы рассматриваютправо как совокупность предоставленных правил, для англичанинаправо-это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение.Наконтиненте юристы интересуются прежде всего тем,какрегламентирована данная ситуация; в Англии вниманиесосредотачивается на том, в каком порядке она должна бытьрассмотрена, чтобы придти к правильному судебному решению. В странах романо-германской семьи правосудие всегдаосуществлялось судьями,имеющими университетский диплом юриста.ВАнглии даже судьи в "Высших" судах до 19 века не обязательнодолжны были иметь юридическое университетское образование;ониовладевали профессией, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. Лишь а наше время наличие университетского дипломастало важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом илисудьей; профессиональные экзамены, позволяющие заниматьсяюридическими профессиями, стали очень серьезными и могутрассматриваться сегодня как эквивалент юридического диплома.Однако и сегодня, в глазах англичан, главное то, чтобы деларазбирались в суде добросоветными людьми. Соблюдение основныхпринципов судопроизводства, составляющих часть общей этики, поих мнению, достаточно для того, чтобы "хорошо судить". И сегодняанглийское право продолжает оставаться в основном судебнымправом, разрабатываемым судьями в процессе рассмотренияконкретных случаев. Судья в отличии от доктрины и законодателяне создает решения общего характера в предверии серии случаев,которые могут произойти в будущем; он занимается тем, чтотребует правосудия именно в этом, конкретном случае; его роль втом, чтобы довести до конца судебный спор. С учетом правилапрецедента такой подход делает нормы "общего права" болеегибкими и менее абстрактными,чем нормы права романо-германскойсемьи, но одновременно делает право более казуистичным и менееопределенным. В Англии благодаря "общему праву" и правилу прецедентаразличие права и закона носит несколько иной, и одновременноболее ярковыраженный характер, чем различие права и закона наконтиненте. Это особенно существенно в свете возростания всовременный период масштабов и значения статутного права средиисточников английского права. Структура права в англо-американской правовой семье(деление на отрасли и институты права), сама концепция права,система источников права, юридический язык, совершенно иные, чемв романо-германской правовой семье. В английском правеотсутствует деление права на публичное и частное, здесь егозаменяет деление на "общее право" и "право справедливости".Отрасли английского права выражены не столь четко как вконтинентальных правовых системах, и проблемам их классификацииуделялось гораздо меньше внимания. Отсутствие резко выраженногоделения права на отрасли обусловленно преимущественно двумяфакторами. Во-первых, все суды имеют общую юристдикцию, то естьмогут разбирать разные категории дел: публично ичастно-правовые, гражданские, торговые, уголовные и т.д.Разделенная юристдикция ведет к разграничению отраслей права, аунифицированная юристдикция действует очевидно в обратномнаправлении. Во-вторых, английское право развивалось постепенно,путем судебной практики и законодательных реформ по отдельнымвопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, по-этомуанглийскому юристу право представляется однородным. Английскаядоктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Онавообще предпочитает результат теоретическому обоснованию. Укажем некоторые черты прецедентного права и прежде всегосамого прецедента в английском праве. Основной принцип, который должен соблюдаться приотправлении правосудия, состоит в том, что сходные дела решаютсясходным образом. Пожалуй нет ни одного суда, где судья не был бысклонен решить дело точно так, как было решено аналогичное делодругим судьей. Почти везде судебный прецедент в той или инойстепени обладает убеждающей силой, поскольку stare decisis(решить так, как было решено ранее) - правило фактическиповсеместного применения. В английской системе доктрина прецедента отличается сугубопринудительным характером. Нередко английские суды обязанныследовать более раннему решению деже в тех случаях, когдаимеются достаточно убедительные доводы, которые в иныхобстоятельствах позволии бы не делать этого. Английское право вширокой степени основано на прецеденте. Прецедентное правосостоит из норм и принципов созданных и применяемых судьями впроцессе вынесения ими решений. Прецедентное право-это преждевсего правило, что рассматривая дело, суд выяснил, не было лианалогичное дело рассмотрено ранее и в случае положительногоответа, руководствовался уже имеющимся решением. Другимисловами, однажды вынесенное решение является обязательной нормойдля всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Судья прирассмотрении последнего по времени дела обязан принимать вовнимание эти нормы и принципы, в то время как вромано-германской правовой системе и др. они служат всего лишьматериалом, который судья может учитывать при вынесениисобственного решения. То, что английское право является взначительной степени правом прецедентным, означает, что решениеанглийского судьи по какому-либо конкретному делу образуетпрецедент. Судья, разбирающий более прозднее по времени дело,как правило сталкивается с большим числом различного родапрецедентов. Он вынужден либо просто учесть ранее вынесенноерешение как часть материала, на основании которого он можетразрешеть рассматриваемое им дело, либо разрешить это дело так,как было разрешено предыдущее, если только он не найдетдостаточно убедительных доводов, чтобы не поступать такимобразом. Наконец, судья может быть обязан решить дело так же,как и предыдущее, несмотря на то, что он сумел бы привестидостаточно убедительные доводы против такого решения. При этомговорят, что данный прецедент "обязателен" или "обладаетпринудительным действием", в отличии от его только "убеждающего"действия. Правило прецедента нуждается в детализации, посколькустепень обязательности прецедентов зависит от места в судебнойиерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решениеможет стать при этом прецедентом. При нынешней организации судебной системы, ситуациявыглядит следующим образом. Решения высшей инстанции - Палаты лордов - обязательны длявсех других судов; Апелляционный суд, состоящий из двух отделений(гражданского и уголовного) обязан соблюдать прецеденты Палатылордов и свои собственные, а его решения обязательны для всехнижестоящих судов; Высокий суд (все его отделения, в том числе иапелляционные) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций,его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций, но небудучи строго обязательны, влияют на рассмотрение дел вотделениях Высокого суда; Окружные и магистральные суды обязаны следовать прецедентамвсех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентовне создают. Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданногов 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений. Правило прецедента традиционно рассматривалось в Англии как"жесткое". В, отличии, например, от США, судебная инстанция немогла отказываться от созданного ранее прецедента, который могбыть именен только вышестоящей инстанцией или парламентскимактом. Даже высшая судебная инстанция - Палата лордов - досередины 60-х годов, считалась связанной своими собственнымипрежними решениями, что в конечном итоге создавало иногдатупиковую ситуацию. В 1966г. Палата лордов отказалась вотношении себя от этого принципа. Представление о том, что правило прецедента сковываетсудью, также во многом обманчиво. Поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел бываетне так уж часто, то усмотрением судьи решается, признатьобстоятельства сходными или нет, от чего зависит применение тойили иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогиюобстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они не совпадают.Наконец, он вообще может не найти ни какого сходстваобстоятельств и тогда - если вопрос не регламентирован нормамистатутного права - судья сам создает правовую норму, становитсякак бы законодателем. Сказанным отнюдь не исчерпываютсявозможности судебного усмотрения в рамках прецедентного права.Такому усмотрению способствует и традиционная структурасудебного решения. Оно, как правило, развернуто и включаетанализ доказательств, мнение судьи по поводу спорных фактов,мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении решения и,наконец, правовые выводы - прецедентом является лишь та частьсудебного решения,которая со времен Остина именуется "основныерешения" - правоположение на котором основано решение. Лишь ононосит обязательный характер: остальная часть судебного решенияименуется "попутно сказанным", и не может рассматриваться какнечто обязательное. Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. Замноговековую деятельность законодательного органа общее числопринятых им актов занимает около 50 увесистых томов. Закон формировался под воздействеем требований судебнойпрактики, которая диктовала определенную структуру, характеризложения норм. Отсюда казуистический стиль законодательнойтехники. Здесь также следует отметить, что Англия - одно из немногихгосударств, которое не имеет писаной конституции. Ее заменяютакты парламента - старейшего в мире (существует более 700 лет). Рост числа законов обострил проблему систематизации.Английская правовая система - традиционный представительправовых систем, определяемых как "некодефицированные". Здесь досих пор речь идет лишь о систематизации путем консолидации -процесса соединения законодательных положений по одному вопросув единый акт. Рост писаного права в современный периодпроисходит не только с помощью статутов , но в значительноймере, путем подзаконного нормотворчества. В Великобритании, в отличии от романо-германских правовыхсистем, исполнителные органы были изначально лишены полномочийпринемать акты "во исполнения закона". Для того, чтобы создать по-добный акт, исполнительный орган должен быть наделен соответству-ющим полномочием, которое ему делегирует парламент. Поэтому нор-мотворчество исполнительных органов в Англии именуется делегиро-ванным. Пожалуй ни в однлй стране проблема соотношения закона исудебной практики не приобретала такого специфическогохарактера, как в Англии. На перввый взгляд эта проблема решаетсяпросто: действуют правила, согласно которым закон может отменятьпрецедент, а при коллизии закона и прецедента, приорететотдается первому. Однако действительность во многом сложнее, ибоогромна роль судебного толкования закона, правила, согласнокоторому, правоприменительный орган связан не только самимтекстом закона, но и тем его толкованием, которое дано ему впредшедствующих судебных решениях, именуемых "прецедентамитолкования". Законодательство, как источник права, находится в менеевыгодном положении в том смысле, что акт парламента требуетсудейских толкований, которые сами становятся судебнымипрецедентами. Поэтому было бы упрощением, относиться кпарламентскому законодательству как к источнику права, стоящемувыше прецедента. Несмотря на это, в последние десятилетия английскоезаконодательство приобретает все более систематезированныйхарактер.В 1965г. была создана Правовая комиссия для Англии,которой поручено готовить проекты крупных консоледированныхзаконодательных актов в различных отраслях права, с тем, чтобы вперспективе "провести реформу всего права Англии вплоть до егокодефикации". Параллельно с ней действуют комитеты по перпсмотругражданского и уголовного законодательства, а также различныекоролевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов осостоянии законодательства по определенному вопросу и вынесениепредложений по его совершенствованию. В результате осуществленияряда весьма последовательных реформ, крупными консолидированнымиактами ныне регулируется подавляющее большинство правовыхинститутов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права некодефицированна полностью. В заключение по английской системе хотелось бы отметить,что в Англии суд наделен широкими возможностями усмотрения вотношении статутного права. Эти возможности еще болеевозрастают, если от законодательной части статутного права,обратиться к его подзаконной части. Что касается делегированногозаконодательства то, как отмечалось выше, суд официально имеетправо отмены, признав акт ultru vires. В отношении остальныхисполнительных актов, суд может отменять их и не обращаясь кдоктрине ultru vires по самым различным основаниям. Мусульманская правовая система Мусульманское право не является самостоятельной отраслью науки. Онолишь одна из сторон религии ислама. Религия ислам содержит в себе, во-первых, теологию, котораяустанавливает свои догмы и уточняет, во что правоверный мусульманин долженверить; во-вторых шариат, который предписывает верующим, что они должныделать и чего не должны. Шариат означает в переводе «путь следования» исоставляет то, что называют мусульманским правом. Установки шариатауказывают правоверному мусульманину, как он должен согласно с религиейвести себя, при этом не различая своих обязательств по отношению к себеподобным ( гражданские обязательства ) и по отношению к аллаху ( намаз,пост ).Тем не менее мусульманские правоведы четко различают права бога ( аллаха )и права индивида. Мусульманская правовая система принадлежит к семье такназываемого _ религиозно-традиционного права .,свойственного странамАзии и Африки. Правовые системы этих стран не обладают той степеньюединства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовымсистемам. Однако у них много общего по существу и форме, все ониосновываются на концепциях, отличающихся от тех, которыегосподствуют в западных странах. Конечно, все эти правовыесистемы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но взначительной мере остаются верны взглядам, в которых правопонимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции,что в западных странах. Считается, что принципы, которымируководствуются не западные страны, бывают двух видов: 1. признается большая ценность права, но само правопонимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение праваи религии; 2. отбрасывается сама идея права и утверждается, чтообщественные отношения должны регламентироваться иным путем. К первой группе относятся страны мусульманского, индусскогои иудейского права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки,и Мадагаскара. Мусульманское право . - это система норм, выраженных врелигиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе.Ислам исходит из того, что существующее право произошло отАллаха,который в определенный момент истории открыл его человекучерез своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те,которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющеедолгую историю развития. Оно возникло в период разложенияродо-племенного строя и становления ранне феодальногогосударства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право как система юридических нормобразовалась не сразу. В начальный период развития ислама имусульманской общины юридические и иные правила поведенияпрактически не различались. Не случайно в это времямусульманская догматика (богословие) и правоведение - теснопереплетались и не составляли самостоятельных направлениймусульманской идеологии. Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историюразвития государства и права целого ряда стран Востока. Сфераего действия как юридического и идеологического фактора в нашевремя остается весьма широкой, что определяется тесными связямимусульманского права с исламом, как религиозной системой,которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение длямировозрения самых широких соев населения в этих странах. Извсех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесносоприкасается с государством и правом. Важное значение мусульманского права в качественормативного регулятора и идейно - политического факторазаставляет обратиться к исследованию его специфических черт, каксамостоятельной правовой системы. На основе тезиса о неразрывномединстве в исламе "веры и государства", религия и право, многиеисследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишьрелигиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, аюридические нормы как таковые , если и имеются, то по существусовпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельнойроли. Среди многих ученых утвердилось мнение о неразрывномединстве религиозных и правовых норм. Основными источниками мусульманского права - как и неюридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основекоторых лежит "Божественное откровение", которые закрепляютпрежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали,определяющие в целом содержание мусульманского права вюридическом смысле. Многие исследователи придерживаются мнения, что поведениемусульманина получает прежде всего религиозную оценку, а главнымсредством обеспечения норм мусульманского права являетсярелигиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норммусульманского права, даже если оно исходит от государства,воспринимается в конечном счете как "Божественная кара",поскольку важнейшей задачей мусульманского государства "естьисполнение воли Аллаха на земле". Но однако соотношение в исламе правовых и не правовыхнормативных предписаний сложнее и тоньше, чем может показатьсяна первый взгляд. Подход к мусульманскому праву, только какрелигиозному явлению не учитывает того обстоятельства, чтонесмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиознымии нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, междуданными категориями норм в целом имеются и существенные отличия.Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяетсделать вывод, что не все юридические нормы в равной степениоснована на исламе как религиозной догме, или системе чисторелигиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связана срелигией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения,которые установлены со ссылкой на Коран или сунну. К нимотносятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношенийили вопросы наследования, несколько уловно-правовых предписаний.Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что посуществу совпадают по определенным образцам поведения ссоответствующими религиозными нормативными положениями и (вотдельных случаях) нравственными требованиями, освещеннымиисламом. Именно потому, что их религиозные "дубликаты"закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского праваэтой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно"Божественное произношение" и неизменяемые. Однако подобныепредписания - весьма скромная часть мусульманского права,большая часть норм, которого была введена в оборот правоведамина основе чисто логических, рациональных приемов толкования(иджтихад). По признанию самих мусульманских исследователей,если Коран и сунна содержат все правила религиозного культа(ибадад), то норм взаимоотношения людей (муамалат), закрепленныхэтими источниками, очень мало по сравнению с нормативнымсоставом мусульманского права в целом. Это значит, чтобольшинство норм "муамалат" не связано непосредственно с"Божественным откровением" и не имеет аналогов в системемусульманских религиозных правил поведения. Главное их качество(норм муамалат) заключается в рациональной обоснованности испособности изменяться (развиваться). Юридические правила поведения тесно связаны с религиозныминормами и взаимодействуют с ними. Однако относительно небольшоечисло норм мусульманского права возникло на основесоответствующих религиозных предписаний, а преобладающая ихчасть имеет к религии лишь косвенное отношение. Поэтому связимусульманского права с религией характеризуются противоречивымимоментами: с одной стороны имеется немало правовых и религиозныхнорм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых черездеятельность как религиозных учреждений (которые являютсяодновременно элементом государственного механизма) так исобственно государственных органов, участвующих в выполнениирегулятивной функции религиозной системы; с другой - наблюдаютсясущественные различия между религиозной и правовой системамисоциально-нормативного регулирования. Эти различия проявляютсякак в том, что государство поддерживает возможностью своегопринуждения отнюдь не все религиозные нормы, так и вформировании большинства норм мусульманского права безнепосредственной связи с религиозными предписаниями, вприменении юридических норм не только мусульманскими судами(выполняющими функции религиозных норм в качестве чисторелигиозных учреждений) но и светскими (государственными)судебными органами (полиция, светские суды). Можно поэтому говорить о своеобразном различии и единствеправовых не правовых норм в исламе. В целом мусульманское правоне сливается с религией и не выступает частью ислама, какрелигиозной системы, хотя многие его нормы совпадают срелигиозными правилами поведения. В 19 веке в положении мусульманского права произошлисущественные изменения. В наиболее развитых странах оно уступилоглавенствующие позиции законодательству, основанному назаимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова иПерсидского залива мусульманское право сохранило свои позиции идействовало универсально в своем традиционном виде. Правовыесистемы наиболее развитых арабских стран, с некоторымиотступлениями стали строится по двум основным образцам:романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; иангло-саксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесьсохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных инекоторых других отношений среди мусульман (иногда и немусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережиткомфеодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание. В настоящее время ни в одной из рассмотренных странмусульманское право не является единственным действующим правом.Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потерялосвоих позиций в качестве системы действующих правовых норм.Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманскоеправо во всех отраслях было заменено законодательствомбуржуазного типа, составленным на основе заимствованных сзападно-европейских моделей. В конечном счете направление и глубина воздействиямусульманского права на современные правовые системы той илииной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического икультурного развития. Взяв за основу масштабы применения норм мусульманскогоправа и степень их влияния на действующие законодательства,можно предложить следующую классификацию современных правовыхсистем стран Востока. Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравиии Ирана, где мусульманское право продолжает применятьсямаксимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказываютглубокое влияние на конституционное законодательство исложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана, например,закрепляет положение об обязательном соответствии шариату(шариат - предписание верующим: чего они должны и чего они недолжны делать) всех принимаемых законов. Во исполнение данногоположения здесь изданы законы, ориентирующиеся на закрепление всвоих статьях общих принципов и конкретных норм той или инойшколы мусульманского права: ханбалистской в Саудовской Аравии иджафаритской в Иране. Если в Саудовской Аравии мусульманское право никогда неуступало своей роли явно преобладающего источника права, то вИране оно вновь заняло ведущее место только после сверженияшахского режима, в результате проводимого руководством исламскойреспублики курса на исламизацию всех сторонобщественно-политической, экономической и государственной жизнистраны и даже сферы личных интересов граждан. В подтверждениеэтого можно указать на введение системы строгих, а поройжестоких наказаний за малейшее нарушение не только юридических,но и моральных норм, относящихся в частности к одежде и формампроведения досуга мусульман. Действующие в стране мусульманскиесуды, вопреки элементарным требованиям справедливости идемократической законности, строго придерживаясь мусульманскихнорм при рассмотрении дел нередко допускают явные нарушения итворят произвол. Отметим также, что в Иране и Саудовской Аравиифункционируют специальные учреждения мусульманского контроля иинспекции (хисба), которые без суда и следствия могут наложитьмусульманское наказание за отклонение от правил торговли,общественного порядка или норм морали. Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана,Судана. Хотя сфера действия мусульманского права не являетсяздесь столь всеобъемлющей как в первой группе, но все жеостается весьма существенной, в последние десятилетия дажеобнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы инормы мусульманского права оказывают заметное влияние наосновные акты конституционного характера и деятельностьгосударственного механизма этих стран. Так военный режимПакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что ониякобы "не отвечают принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коранвообще был объявлен "законом общества", заменяющим обычнуюконституцию. Во всех перечисленных странах второй группы, мусульманскоеправо без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношенияличного статуса, сохраняются мусульманские суды. Еще одну многочисленную группу составляют правовые системыбольшинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, атакже ряда стран Африки (Сомали, Мовритании) и Азии(Афганистан). Их конституционное право закрепляет, как правило, особыеположения ислама и мусульманского права. Так конституции многихиз них предусматривают, что главой государства может быть толькомусульманин, а мусульманское право является источникомзаконодательства. Данное конституционное положение практическиреализуется в других отраслях права и судоустройства. Но сдругой стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдаетсяопределенная демократизация мусульманско-правовых положенийсемейного законодательства. И, наконец, особое положение занимают правовые положенияТуниса и Народно-Демократической республики Йемен (НДРЙ). Ихбрачно-семейные законодательства отказываются от рядаосновопологающих институтов мусульманского права: например, вТунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодексНДРЙ в 1974 году, по существу наделил женщину равными правами смужчинами в семейных отношениях. Мусульманская правовая форма неразрывно связана с религией,оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные массы.Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболеетесно соприкасается с политикой, государством и правом.Связывающим звеном здесь и выступает мусульманское право. Приэтом оно отказывает воздействие на современное правовое развитиестран Востока прежде всего через правовую идеологию и правовуюпсихологию. М




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности
История возникновения англо-саксонской системы права и основные этапы ее развития
Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Основные правовые системы современности iconДокументы
1. /Основные правовые системы современности.doc
Основные правовые системы современности iconГосударство и право; их роль в жизни общества; норма права и нормативно-правовые акты; основные правовые системы современности; международное право как особая система права; источники российского права
Специальность: 240601. 65 – Химическая технология материалов современной энергетики
Основные правовые системы современности iconГосударство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права
Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной...
Основные правовые системы современности iconГосударство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права
Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной...
Основные правовые системы современности iconПравовые системы современности

Основные правовые системы современности iconПравовые системы современности

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы