Государство и право Древнего Рима icon

Государство и право Древнего Рима



НазваниеГосударство и право Древнего Рима
Дата конвертации02.07.2012
Размер271.03 Kb.
ТипРеферат
Государство и право Древнего Рима


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Юридический факультет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету “История государства и права зарубежных стран” на тему: «ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА» Студент: Чурсина А.Ю. Группа № 423 г.Санкт-Петербург 1998 г. ПЛАН РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ. 2. УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 3. ЗАКОНЫ 12-ТИ ТАБЛИЦ. ИНСТИТУЦИЯ ГАЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ Едва ли найдется человек, настолько легкомысленный и равнодушный к окружающей жизни, который бы не заинтересовался вопросом о том, какими средствами, какими приемами политики римляне в промежуток менее 53 лет(считая с конца 2-й пунической войны)победили почти все страны населенного мира и подчинили их своей единой власти - факт в истории беспримерный Полибий, II в.н.э. Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем Историческом обозрении римскогоправа писал, что он с недоверчивостью принимается за изображение предмета,глубоко изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собойобширные книгохранилища. Но, несмотря на широкомасштабность многовековогопроцесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остаетсяактуальным и по сей день. Прежде всего, надо сказать, что термином “римское право” обозначаетсяправо античного Рима, право Римского государства рабовладельческойформации. По одному известному выражению, римляне “трижды покоряли мир”. Первыйраз - легионами, второй - христианством, третий раз - правом. Возведенное в ранг «писаного разума» (ratio scripta) римское правоклассического периода было широко воспринято феодальными государствамиЗападной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтовбуржуазного права. В массе конкретных отношений, возникавших между товаропроизводителями,римские юристы сумели выделить самые общие, самые абстрактные формы.Соответственно с тем общее, абстрактное выражение получили и те правовыенормы, те правовые институты, которые служили урегулированию этихотношений. Развитию римского права способствовали многие обстоятельства. Раньшевсего сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый Римом впериоды поздней республики и принципата. Одним из его последствий, как мыуже знаем, было стирание различий между категориями свободного населенияимперии. Не меньшее значение имел «всесветный» характер самой империи,породивший потребность «примирения» многих и различных правовых систем,исторически возникших и существовавших в завоеванных странах, и преждевсего в Греции, Египте, Сирии и др. Римские юристы имели возможностьвоспользоваться результатами правового развития культурных национальныхчастей империи, особенно Афин. Нельзя не отметить, наконец, то внимание,которое уделялось праву, и тот почет, которым была окружена деятельностьюристов, особенно выдающихся, таких, как Гай, Ульпиан, Павел, Лабеон, Цельси многие другие.
Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, вкоторой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это исформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовойрегламентации, рационализм и житейская мудрость. Подобные качествапредопределили становление строгой юридической системы, связанной широкимипринципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается мнение, чторимлянам с самого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств,и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивыхсубъективно-нравственных взглядов внешний организм. Особенностью римского права является его приспособленность к мировомуобороту, так как Рим активно поддерживал торгово-экономические иполитические отношения с соседними странами. Это способствовало разработкеабстрактных фундаментальных юридических конструкций в сфере частного права.Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу. Ко всему этому добавим тысячелетнее развитие, тысячелетнюю коррекцию - имы получим ответ на вопрос, почему римское право перешагнуло за рамки своейэпохи, превратилось в явление всемирно-исторического значения. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ.На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в Тирренское море, вIX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепеннопоселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом иРемом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели своелетоисчисление от вымышленной даты основания городаПо этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза,уцелел при разрушении Трои. Эней недолго царствовал над латинами, он погибв битве с этрусками. Сын его Юл облюбовал место посреди Лация, на длинномхребте Альбанской горы, и основал здесь город по имени Альба-Лонга илиДлинная Альба. Со временем Альба стала главным городом латинского племени. В ней благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их поколении вцарском роду не произошел раздор. Два брата наследовали отцу. СтаршийНумитор получил власть, а младший Амулий царские богатства. Используязолото, злодей Амулий отнял трон у брата, а дочь свергнутого царя РеюСильвию сделал жрицей богини Весты - покровительницы домашнего очага.Амулий надеялся, что у брата не будет законных наследников, так каквесталки, служительницы Весты, не имели право выходить замуж. Рея Сильвиятайно стала женой бога войны Марса (Ареса), и у нее родились близнецы -Ромул и Рем, сыновья Марса. По приказу царя слуга бросил новорожденныхмладенцев в Тибр, но волны реки прибили корзину с детьми к отмели, аволчица, пришедшая на водопой, на кормила их своим молоком. Потом братьевподобрал и воспитал один из окрестных пастухов.Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и смелых юношей.Они стали предводителями сельской молодежи, главными участникамимногочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и дележа пастбищ.Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал в плен к собственномудеду. Во время разборки тайна происхождения близнецов раскрылась.Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем сверглипреступного царя и вернули власть над Альбой деду. Сами же со своейдружиной переселились на берег Тибра - в те места, где их вскормилаволчица. Здесь решили они заложить новый город, но никак не моглидоговориться, кто будет в нем царствовать, - ведь у близнецов ни в чем небыло преимущества друг перед другом. Наконец, положившись на волю богов,братья стали следить за небесными знамениями (приметами). Рем, гадавшийна холме Авентин, первым увидел добрый знак - шестерку парящих в небекоршунов. Ромул же, сидевший на Палатине, чуть позже увидел 12 птиц.Каждый из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгореласьссора, и Ромул, ударив сгоряча брата, убил его на месте. На холмеПалатин, где пролилась братская кровь, были возведены первые укреплениягорода, получившего имя своего основателя. В честь Ромула его назвалиРома. Так звучит это имя на латинском языке, а по-русски мы произносим -Рим. Римские историки, изучавшие древности своего народа, высчиталивпоследствии год и день основания Рима - 21 апреля 754 г. до н.э. Асовременные ученые-археологи, проведя раскопки, обнаружили, что древнейшиепоселки на римских холмах впервые объединились в одно поселение в VIII в.до н. э.Ромулу приписывают организацию римской общины. Он соз-дал сенат из 100«отцов», установил знаки отличия верховной власти, разделил народ на 30курий, устроил убежище для беглецов, чтобы таким путем увеличить населениягорода.После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпилия. Ему приписываетсярелигиозное устройство Рима: создание жреческих коллегий, календаря и пр.Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Марций. По преданию, вцарствование Анка Марция в Рим переселился богатый и энергичный человекпринявший имя Люция Тарквиния Приска. После смерти Анка его избралицарем. Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количествосенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры, приступил косушению болотистых частей города.Следующим царем был сын Приска - Люций Тарквиний Гордый. Преемником егостал Сервий Туллий.Этот период римской истории называют периодом семи царей.Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Родпервоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общимпроисхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, невходящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки,чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушениеродовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этихпришельцев в Риме называли п л е б е я м и. Исконное же население, жившееродами, называлось п а т р и ц и я м и.Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять заоснову его «комплексную теорию»:п а т р и ц и и действительно были коренным гражданством. Онипредставляли собой полноправный «римский народ»;в непосредственной связи с ними были к л и е н т ы, которые получали отних землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должныбыли служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощьденьгами, выполнять различные работы;п л е б е и стояли вне родовой организации патрициев, т.е. непринадлежали к «римскому народу», не имели доступа к общинной земле ибыли лишены политических прав.Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкоймассе плебеев.Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия вуправлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием,ремеслами, торговлей, Плебеи были лично свободны, несли военную службунаравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточеноглавным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считалунизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности,военной службы.Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени.Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию .Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатныекомиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты,избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшейапелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляловойну.Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключениемира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Онсостоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенекс» -старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократиюримской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избиралииз одной и той же семьи каждого рода.Римская патрицианская община представляла собою прими-тивный город-государство с типичными чертами «военной де-мократии».Первые реформы «военной демократии» провел Сервий Тул-лий. Он разделил всесвободное население Рима - и патрициев и плебеев - на 5 имущественныхразрядов или классов:в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоя-нием не меньше, чем в100.000 ассов (асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценностьее для раннего пери-ода истории Рима не установлена);во втором - 75.000 ассов;в третьем - 50.000 ассов;в четвертом - 25.000;в пятом - 12.500.Те, у кого состояние было меньше, стояли «ниже класса» и назывались«пролетарии» - proletarii - от слова proles (потомство), т.е. люди,которые имели только детей.Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона.Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались в с а д ни к а м и. Остальные члены этого класса должны были иметь полноетяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место взадних рядах. Воины Y класса являлись в строй легко вооруженными, апролетарии в строю вообще не служили.Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторымиполитическими правами посредством организции но-вой формы народногособрания. В нем участвовали оба сословия. Оно называлось ц е н т у р иа т н ы м с о б р а н и е м.Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей, стала и голосующейединицей. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старыхсобраний - объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр.Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных,независимо от того были ли они патрициями или плебеями.Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество кнесомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4территориальных округа-трибы, что служит - в более общем планенесомненным свидетельством победы принципа территориального делениянаселения над родо-племенным.Реформа Сервия Туллия, как видим, разрушила общество основанное на кровномродстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, каксправедливо писал Ф. Энгельс, на иммущественном различии и территориальномделении.Затем после изгнания последнего царя в Риме установился строй подназванием республика, что означает, «общее дело»; верховным хозяиномгосударства считался теперь весь римский народ, т. е. народноесобрание. Постоянное руководство общественными делами перешло к сенату, авместо царя были избраны два верховных правителя, названные консулами, т.е. «советчиками» или «товарищами». Консулы получали царский империй, новсего на один год. Командовали они или вместе, или по очереди и были вовсем равны: один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел правоотменить приказ товарища, если считал его вредным для государства.Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых,произошло в конце YI - начале Y вв. до н.э. в форме насильственногосвержения последнего царя и переда-чи его власти двум выбранным должностнымлицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались к о н с у ла - м и. Таким образом был осуществлен переход к республике.Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще неуравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось наделения землей,которое становилось все больше по мере завоевания Ита-лии.Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабства,неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележзавоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политических правах.Дело доходило до острых столкновений но в конце концов, в течение двухпоследующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: 1.Учреждения особой плебейской магистратуры - народноготирибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2.Доступа к общественной земле наравне с патрициями;3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов,известных под названием Законов XXI таблиц); 4. Разрешения браков междупатрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и всеглавные государственные должности, включая военные.Наконец в 287 г. до н. э. было постановлено, что решения пле-бейскихсходок (собраний) имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, тоесть обязательны для всех без исключения римских граждан и всехгосударственных учреждений Рима. Эти решения, к тому же, не подлежали ниутверждению сената, ни его ревизии.Конечно, уважение древности происхождения, знатности вообще исчезло несразу и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество призамещении, хотя и по выборам, всех главных должностей в государстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеевне стало. Таким образом завершился процесс формирования рабовладельческойгосударственности: пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое. 2. УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ После падения царской власти и образования республики оба сословия - патриции и плебеи - оказались лицом к лицу. На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об уравнении в политических правах, о долговой кабале и о доступе к общинно-государственной земле. Плебеям удалось в первые десятилетия Y в. до н.э. достигнуть существенных за-воеваний в виде самостоятельной организации плебейской об-щины. К середине этого столетия они добились второго круп-ного успеха - записи законов. Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения долгового рабства. Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями бы-ла ликвидация олигархической республики патрициев как пере-житка родовых отношений и создание в принципе демократи-ческого рабовладельческого государства, полиса. С этой точ-ки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией про-тив родового строя и закончилась его разрушением. На смену старой родовой знати патрициев пришла новая знать. В ходе сословной борьбы произошло постепенное слия-ние богатой части плебееев с верхушкой патрициата. Внешняя история Рима в царский период, так же как и его внутренняя история, содержит много неясных до сих пор моментов и может быть востановлена лишь в общих чертах. Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внеш-ней политики Y в. до н.э. были достаточно велики. Рим унич-тожил своего главного противника в южной Этрурии и значи-тельно увеличили свою территорию. Благодаря союзу с латина-ми ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное - Рим, территория которого была относительно крупной и сплош-ной, получил значительное стратегическое преимущество по сравнению со своими соседями, владения которых были разроз-нены. В борьбе за Италию, длившейся около трех столетий, по-бедительницей оказалась бывшая маленькая община на Тибре. К 60-м годам III в. до н.э. вся Италия времен респуб-лики от реки Рубикон до Мессинского пролива, вошла в сво-еобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную поме-риться силами с самыми могущественными державами Средизем-номорья. Следующий период римской истории начинается с больших завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная с I Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа. Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной держа-вой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря. Государства и народы, оставшиеся независимыми, уже не игра-ли существенной роли в дальнейшей политической жизни этого региона. В Рим стекались огромные ценности в виде контрибуций и военной добычи, на невольничьих рынках продавалась масса рабов, началось систематическое ограбление провинций. Избы-ток денежного капитала порождал безумную роскошь верхушки правящего класса. Италия превращалась в страну классическо-го рабства. Стали учащаться (в историческом смысле этого слова) выступления рабов против своих угнетателей. Одним из значи-тельных таких выступлений можно назвать восстание Спартака. В первое время римские власти не придали большого значения этому инциденту, т.к. аналогичные случаи нередко происходи-ли в Италии и ранее, но затем, поняв всю опасность, они бросили на подавление Спартака отборные части, которые уничтожили рабов. Сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и не-гражданами настоятельно требовали но-вой системы управления. Нельзя было управлять мировой дер-жавой методами и аппаратом, пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы. Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н.э. исчезли или деградировали. Появились новые богачи, люмпен-пролетариат, военные коло-нисты. Решающую роль в социально-политической жизни Рима в 1в. стали играть армия и ее вожди. В 70-60 происходит возвышение Г.Помпея. Он участвовал в подавлении восстания Спартака, особенно прославился в борьбе со средиземноморскими пиратами. Наивысших военных успехов он достиг, окончательно разгромив Митридата VI и совершив походы в Закавказье и Сирию. В 60-х годах образовалсяя антисенатский союз трех крупных военных и политических деятелей Красса, Помпея и Цезаря, в скором времени превратившийся в фактическое правительство ( 1-й триумвират) . В результате походов Цезаря была завоевана Трансальпийская Галлия. Это завоевание дало римлянам огромную добычу, сотни тысяч пленных, открыло широкое поле деятельности для римских торговцев и т.д. Победы в Галлии содействовали популярности Цезаря. Сенатские круги опасались захвата Цезарем единоличной власти. Помпей перешел на сторону сената и, получив особые полномочия, провел ряд законов, фактически направленных против Цезаря. Перед последним стояла дилемма: распустив войско, явиться в Рим в качестве частного лица или перейти с войском границу Италии, начав тем самым гражданскую войну. После долгих колебаний Цезарь перешел границу - реку Рубикон. ( 10 января 49 года). В ходе гражданской войны Цезарь одержал ряд решающих побед над Помпеем и его сторонниками, в 45 лет он стал неограниченным властелином римской державы. Ему были декретированы сенатом чрезвычайные почести и полномочия - пожизненная диктатура, трибунская власть, титулы «император», «отец отечества» и т.п. Монархические устремления Цезаря вызвали беспокойство сторонников республики и в результате заговора он был убит. Однако в 43 году возник 2-й триумвират, союз цезарианцев Антония, Октавиана и Лепида, их власть была санкционирована комициями. Триумвиры путем жестоких проскрипций расправились со своими политическими противниками, а затем выступили против Брута и Кассия, сосредоточивших республиканские силы в Македонии. Одержав победу над республиканскими силами, Антоний и Октавиан развязали междоусобную войну, в следствие которой Октавиан стал единоличным правителем. Поэтому 30-й год часто считают начальной датой истории империи, иногда ее передвигают на 27-й, поскольку именно в этом году сенат закрепил за Октавианом права верховной власти и преподнес ему почетный титул «Август». Установившийся сл времен Августа государственный строй получил название принципата. Хотя Август и провозгласил восстановление республики, принципат фактически был монархией, т.к. при сохранении старых республиканских магистратур власть сосредотачивалась в руках одного человека - принцепса сената,пользовавшегося высшим авторитетом и имевшего верховную военную власть - империй ( imperium) . Отсюда «император» как часть титулатуры принцепса, включавший также имена «Цезарь» и «Август». Императоры имели пожизненную трибунскую власть, звание верховного жреца ( понтифика), по желанию принимали звания консула, проконсула, цензора, по своему усмотрению вели внешнюю политику, издавали законы. Под их личным контролем находились провинции, в которых стоял легионы, казна, чеканка золотой и серебрянной монеты, назначение военных командиров и управленческого аппарата, постепенно все более усложнявшегося. Сенат, официално считавшийся верховным органом государства, имел скорее почетные, чем реальные права: управление ( хотяи под контролем императора) не имевшими войска провинциями, чеканкамедной монеты, утверждение некоторых законов и новых императоров, которые или назначались усыновлявшими их предшественниками или приходили к власти в результате победы в гражданских войнах. Таким образом на смену республики пришла и м п е р и я, эпоха принципата - завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Она принесла с собою относительный гражданский мир и определенное ослабление внешнеей агрессии. Эксплуатация провинций принимает более организованный и менее хищнический характер. Многие императоры поощряли городское строительство и заботились о развитии культурной жизни провинций, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесл, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множеество новых городских центров. 3. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. ИНСТИТУЦИЯ ГАЯ. 1. Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия дон. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих вековони считались в Риме основным источником права - публичного и частного(fons omnis publici privatique juris). Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому немог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякоговступающего в ряды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть.Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, вособенности судейские. Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Большевсего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей).Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями. Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которыесохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, -Цицерона, Ульпиана, Гая и др. Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II векан. э. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических школ. Егослучайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне.«Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословскогосодержания. Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая нарукописи пятно, обнаружил сочинение Гая. От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», правоТаблиц называли «цивильным», то есть принадлежащим данной совокупностиграждан; от слова «квирит» (как любили называть себя сами римляне в честьбога войны Януса Квирина) - «квиритским». От «цивитас» происходит доныне существующий термин «цивилистика»,означающий «гражданское право», совокупность институтов, служащихрегулированию имущественных отношений. 2. Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенноеразделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образомземля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи. Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способеотчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признакуопределилось и само название указанных категорий. Первая называлась resmancipi (рес манципи), вторая - res пес mancipi (рес нек манципи). Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строгоустановленной форме. Она называлась mancipatio (манципация). Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное образноепредставление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда“манус”. Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (есливзять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) ивесодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи(«хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, чтоэтот... (предположим, раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь».Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия. Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этомобряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще неумели чеканить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитковопределенного веса. Из этого можно заключить, что обычай манципации многодревнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф. Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пятиположенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. былидостаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже еслибыли уплачены деньги. Здесь выступает перед нами строгий юридический формализм, красной нитьюпроходящий через все законодательство Таблиц. Присутствие свидетелей, как и все другие условия манципации, - даньтрадиции. Они играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ееусловия, свидетели обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когдаэто требовалось (например, при судебном споре); кроме того, они былипоследним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществлялаобщина во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабочим скотом. Ееправа легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля(а затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно стем называлась ager publicus (агер публикус) - общее поле. Коллективным было на первых порах и рабовладение. Такой видсобственности, который принято называть античной, возникает благодаряобъединению - путем договора или завоевания - нескольких племен, избирающихместом поселения один из родовых поселков. Непременным атрибутом античнойсобственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимаячастная собственность развивается в данных условиях как отклоняющаяся отнормы и подчиненная общинной собственности форма. Античная собственность -это «совместная частная собственность активных граждан государства,вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую формуассоциации». Античная собственность имела форму государственнойсобственности, вследствие чего право отдельного индивида на нееограничивалось простым владением (possessio). Настоящая частнаясобственность появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишьвместе с движимой собственностью. Каждая римская семья получала участок для обработки. Когда его нехватало, прибегали к дозволенному «захвату» никем не обрабатываемой целины.Спустя два года участок становился законным владением. Часто спрашивают, почему в число «рес манципи» не входят орудия труда-плуг, борона и пр. Дело в том, что они весьма рано перешли в частнуюсобственность. Объясняется же это, во-первых, той индивидуализациейпользования орудиями, с которой начинается процесс возникновения частнойсобственности; во-вторых, сравнительной несложностью и доступностьюуказанных орудий. Мы видим, таким образом, примечательную картину: земля еще считаетсяобщей собственностью, и община контролирует сделки с нею, но контроль этотформален. Фактическое распоряжение ею принадлежит частному лицу. То жеследует сказать о рабах и рабочем скоте. Все другие вещи - пусть даже очень дорогие - переходили из рук в рукисовершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся вманципации» - «рее нек манципи». 3. Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайнейсуровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясои кровь» должника, назывался в Риме nexurn - (нексум) «кабала». По способузаключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). Припросрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал надолжника руку», .что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал домакредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощьдрузей и родственников. «В третий базарный день должники предавалисьсмертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство. Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон предписывал:«Пусть разрубят должника на части» (но чаще всего применялась продажа врабство. Признавалось вместе с тем, что по выплате долга гражданинвозвращал себе свободное состояние). Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты ипомощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабствастала вопросом острой борьбы. Римский историк Тит Ливии рассказывает, что как-то кредитор вывел наплощадь старого воина-центуриона, «истощенного от бедности и худобы», врубище. Оказалось, что разорение постигло его от войны, податей,непосильных процентов. Должник показал обезображенную побоями спину. «Видяи слыша это, народ поднял сильный крик. Должники в оковах и без оковбросаются на улицу, умоляя квиритов о защите». Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 году до н. э. (через 250лет после реформы Солона) долговое рабство было уничтожено и в Риме (законПетелия). С этого времени ответственность должника ограничивается егоимуществом. 4. Семейные отношения по Законам ХП таблиц характеризуются ранее всегонеограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будьто кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии,агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, нораспоряжаться им мог только «отец семейства» - paterfamilias. По смертипоследнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось,наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.),которых также считали агнатами, хотя и дальними (братья некоторое время досмерти отца жили под одной крышей). Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого иего отца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу исвоей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница, но и только.Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки неимели. Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередкомного позже политической - не ранее смерти отца. Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца -через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становилсясвободным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как изамужняя дочь, права наследования. Жена так же, как и другие домочадцы, была во власти paterfamilias,своего мужа. Сама форма брака была для нее хотя к традиционной, но все жеунизительной, особенно если брак устанавливался покупкой (в формеманципации). Некоторое равенство давал ей только брак без формальностей -«сине ману» (eme manu), без «наложения руки». Такой брак, допущенныйзаконом, устанавливался фактом простого сожительства. Имущество супруговнаходилось при этом в их раздельной собственности. Брак этот следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в домемужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности. Чтобыизбежать этого, она не менее трех ночей в году проводила вне дома -давность таким образом прерывалась. Происхождение брака «сине ману» не вполне ясно. Возможно, чтопервоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидностьбрака между патрициями и плебеями, которым «правильный брак» был разрешентолько после издания закона Канулея (445 г. до н. э.). Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установилсяобычай, чтобы в браке «сине ману» жена приносила приданое (в «правильном»браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оновозвращалось. Законы XII таблиц разрешают наследование по завещанию, ноограничивают его рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отецдолжен был прямо назвать его. Это решение могло быть обжаловано. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в ранний период республики вутверждении народного собрания. 5. Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличаютсякрайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеетпотравить или собрать урожай «с обработанного плугом поля». Поджигательдома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы,подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить наместе преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках.Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическомунаказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Законы XII таблиц рассматривают похищение чужого имущества не столькокак преступление, затрагивающее интересы Всего государства, сколько какдействие, наносящее частный имущественный вред. Не исключено, что в какое-то более раннее время всякое воровство искупалось штрафом. Точно так же непреступлением, а деликтом считались оскорбление, побои ичленовредительство. Все они компенсировались штрафом. О государственных преступлениях Законы XII таблиц говорятсравнительно немного: устанавливается неправомерность и наказуемость ночныхсборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушенияпостановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др. Об умышленном убийстве не упоминается вовсе, во всяком случае в техотрывках, которые до нас дошли. Объясняется это, по-видимому, тем, что мерынаказания, следуемые за него, не вызывали сомнений (смертная казнь).Следует добавить, что высшие магистраты республики не были связаны точнымопределением того, что следует считать преступлением. В особых случаях онимогли решать этот вопрос по своему усмотрению. Во избежание произвола закаждым римским гражданином признавалось право апелляции к народномусобранию. Решение последнего было окончательным. Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никакихгарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю,сбрасывался с Тарпейской скалы. 6. Необыкновенно строгим формализмом проникнуты правила разрешенияимущественных споров, составляющие в своей совокупности гражданскийпроцесс. Наиболее известная из его форм - так называемый легисакционныйпроцесс предусматривал сложную процедуру. Истец являлся к претору и делал заявление. Претор назначал день суда.Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволялось применить силу. Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затемответчик налагают на нее (или ее часть, например, кусок дерна, если речьидет о земле) палочку-виндикту. При этом они произносят установленныеобычаем формулы (каждая для данного случая). Тот, кто сбился или ошибся,автоматически проигрывал дело. От названия этой палочки происходит термин «виндикация», под которымпонимают истребование вещи из чужого неправомерного владения. По своемупроисхождению виндикта - «укороченное» копье - символ древнего способазавладения вещью. По другому объяснению, “виндикация” происходит от vim dicere -объявлять о применении силы. С окончанием этой процедуры спорящие стороны заключали своеобразноепари. Кто проигрывал дело - проигрывал и залог. Величина его равняласьнередко половине иска. На этом заканчивалась первая стадия процесса. Вторая стадиязаключалась в том, что назначенный претором судья - любой из римскихграждан, которого претор считал подходящим, - без особых формальностейрассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился сдокументами, выносил решение. При неявке одной из сторон (без уважительной причины) решениеавтоматически выносилось в пользу ее противника. Гораздо проще обстояло дело в том суде, которым ведал перегринскийпретор. В спорах между иностранцами нормы Законов ХП таблиц былинеприменимы. Претор сам решал дело от начала до конца. Эта практика оказалаочень большое влияние на судьбы позднейшего (классического) римского права. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всегоантичного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весьмир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянныеобычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своейстройности, целое. Универсализм и индивидуальность — основные начала этогоцелого. Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденциейклассического периода, римское право нашло себе затем окончательноезавершение в знаменитом своде — Corpus Juris Civilis императора Юстиниана,и в таком виде было завещано новому миру. Железный колосс, державший всвоих руках судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие всостав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границнапирали варвары новые претенденты на активное участие в мировой истории.Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античныймир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, чтовся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связимежду старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого иначинает писать все заново. Но это "кажется" — обманчиво. На некоторое время, действительно, ходчеловеческого культурного развития как будто приостанавливается; влившийсябольшой массой новый человеческий материал нуждается в предварительнойобработке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новыхнародов, в их взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться нановых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает приэтом из античной культуры, но не все. Мало—помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новыенароды начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и ещечерез несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано исоздано античным гением, делается понятным и ценным его наследникам.Наступает одни за другим возрождение античного права, античной культуры,античного искусства. Естественное экономическое развитие новых народов приводит их такжемало—помалу к международным торговым отношениям. Снова, как в старом мире,на почве международного обмена сходятся друг с другом представители разныхнациональностей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда ведином общем праве, праве универсальном. Снова экономический прогресстребует освобождения личности от всяких феодальных, общинных ипатриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности,свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном имизавещании античного мира, о римском праве, и находят в нем как раз то, чтобыло нужно. Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всегоюридического творчества античного мира, оно легло затем в качествефундамента для правового развития новых народов, и в качестве такогофундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучаетсяповсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом,на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь,как теория гражданского права, как правовая система, в которой основныеюридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всякихслучайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оносчиталось за самый писаный разум, за ratio scripta. Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаныот общения с Западной Европой, оставались чуждыми ее культуре, и, когда,наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвостеобщечеловеческого движения. Отстали мы и в области права. И если мы хотим вэтом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с нейна одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основнымфундаментом общеевропейского права — с правом римским. Если оно повсеместноявляется основой юридического образования, то у нас для этого причин ещебольше. Но изучение римского права отнюдь не должно приводить к слепой вере вего непогрешимость, к вере в то, .что дальше идти некуда. Такая вера былабы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования,которым были проникнуты самые творцы римского права -римские юристы.Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга —"durch das romische Recht, aber uber dasselbe hinaus" —"через римскоеправо, но вперед, дальше его". Усвоив то, что было создано предками,потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобыони могли быть решены раз навсегда. Новые условия постоянно ставят наочередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своемпосту. Ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещениеизменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Бытьвпереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание ко благу иправде в человеческих отношениях — такова истинная обязанностьюриспруденции и ее отдельных представителей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Соста-витель Е. А. Скрипилев. Москва. 1995.2. З. М. Черниловский Всеобщая история государства и права. Москва:Юристъ, 1996.3.Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. Моск-ва: Былина, 1996.4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З. М.Черениловского. Москва: фирма Гардарика, 1996.5. “Очерки по истории Римской имерии” Р.Виппер, Издат. “Феникс”, 1995 г.6. “Немецкая идеология” К.Маркс и Ф.Энгельс




Похожие:

Государство и право Древнего Рима iconИстория Древнего Рима Начало Рима

Государство и право Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Государство и право Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Государство и право Древнего Рима iconАмпир, или "стиль империи"
Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития...
Государство и право Древнего Рима iconРефера т по предмету “История государства и права зарубежных стран” на тему: “Римское право”
Но, несмотря на широкомасштабность многовекового процесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным...
Государство и право Древнего Рима iconСамостоятельная работа по теме : «История государства Древнего Рима» Студента 1 курса 102 б группы
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный...
Государство и право Древнего Рима iconЛитература древнего Рима

Государство и право Древнего Рима iconКультура Древнего Рима

Государство и право Древнего Рима iconАрхитектура Древнего Рима

Государство и право Древнего Рима iconИскусство древнего Рима

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы