Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова icon

Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова



НазваниеТрагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова
Дата конвертации02.07.2012
Размер333.35 Kb.
ТипРеферат
Трагическая роль русского народа в произведении А.С. Пушкина Борис Годунов, в опере М.П. Мусоргского Борис Годунов и картине В.И. Сурикова Боярыня Морозова


Размышляя о проблеме «Трагическое и комическое» в русскойхудожественной культуре XIX века склоняешься к мысли, что трагическоезанимает гораздо большую часть. Далее оглядывая весь XIX век, большехочется остановиться на том периоде, когда в русском искусстве зародилсяреализм. Основоположником реализма в литературе был А.С. Пушкин. Именноработа над трагедией «Борис Годунов», он окончательно перешёл от романтизмак реализму. Говоря же о трагическом в искусстве и конкретно в трагедии«Борис Годунов», на первый план у меня выходит трагедия русского народа.Поэтому я в своей работе над этой темой взяла конкретно трагическую рольрусского народа. Далее я хотела продолжить эту тему на примере оперы М.П. Мусоргского«Борис Годунов». Поразмышлять, как средствами музыкального языка можнорассказать об этой проблеме. Хотелось бы немного коснуться темы «Русский народ в творчестве русскиххудожников II половины XIX века» и более подробно остановиться натворчестве художника В.И. Сурикова. Как он изображает русский народ в своихзнаменитых, прекрасных картинах. Мне кажется, эта тема очень нужна в процессе преподавания МХК, и онаактуальна для нас всех. Ведь уже доказано, что искусство, как и историяразвивается по спирали. Всё повторяется на новом витке. И изучая роль,трагическую роль русского народа в истории на примерах произведенийА.С. Пушкина, М.П. Мусоргского, В.И. Сурикова, есть над чем задуматься и внашей современной жизни. Если обратиться к учениям Аристотеля о трагедии, то по его мнению,любая трагедия отражает значительные, важные события средствами искусства.Она призвана не просто рассказать о событиях вызывающих у читателя изрителя сопереживания, чувства страха, гнева, сострадания, но и подводитьих к определенным выводам, нравственному очищению. Сострадая и сочувствуяодним героям, преодолевая ужас и страх, человек в то же время испытываетвеличайшее чувство радости от сознания своего достоинства и внутреннеговеличия. Анализируя изученную литературу по этому вопросу приходишь к выводу,что есть различные мнения и направления у разных авторов. Я выбрала то, чтомне ближе, что мне кажется более правдиво. При разборе драмы А.С. Пушкинамне ближе взгляд В.А. Фаворского. При работе над оперой М.П. Мусоргскогомне понравился подход к этой проблеме Л.А. Рапацкой. Очень всё понятно идоступно. А говоря уже об этой проблеме в изобразительном искусстве, я быхотела отметить лекции И.Э. Кашаковой, которые мне очень много дали, еёкнигу «От античности до модерна», а также материалы по этому вопросу,изученные мною ранее Эта книга Г. Чурак «Василий Суриков», статьи Н.П.Кончаловской о В.И. Сурикове, статьи Балакиной Т.И. о литературе иживописи, книгу«1000 великих картин». Работая над этой темой, я убедилась, что изучать эту проблему можнобесконечно, материалов много. Чем больше погружаешься, тем интереснее.
В моей работе я отразила эту проблему как смогла успеть за небольшойотрезок времени. Искусство – отражение жизни в художественных образах. Искусство самымтесным образом связанно с историей. Поэтому, знакомясь с произведениямиискусства II половины XIX века, нужно обратиться к истории этого времени.Итак, что же за событие произошло в это время в России, которое оставилосвой отпечаток на жизни русских людей и, соответственно, на искусстве,которое отражает эту жизнь? Конечно это реформа 1861г., открывшая новую,капиталистическую эру в истории России. Новая попытка модернизациироссийского общества (1860 – 1870-е гг.) коснулась основных сторон жизни:социально-экономической (освобождение крестьян), политической (реформысуда, армии, местного управления) и культурной (реформы системыобразования, печати). Это привело к оживлению и к известной демократизациикультурной жизни. Русская литература II-ой половины XIX века – самая философская исоциальная в Европе. Русской литературе того времени был присущобличительный пафос. Величайшие писатели-реалисты в своих произведениях отображали тяжёлуюжизнь русского народа и искали пути её преображения. Сокровища мысли и духазаключены в художественном творчестве Достоевского и Толстого, Тургенева иЛескова. Во всех видах искусства естественным образом возникло направлениереализма. Ведущие принципы реализма: объективное отображение существующихсторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала,воспроизведение типичных характеров; жизненная достоверность изображения;преобладающий интерес к проблеме «личность и общество». Реализм XIX векавсесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогрессаи буржуазной цивилизации. Реализм становится господствующим направлением. Для реализмахарактерны: правдивое изображение действительности со всеми еёпротиворечиями. Типичность образов в типичных обстоятельствах, демократизм,гуманизм, взятые из жизни сюжеты, язык, изобразительные средства.Основоположниками реализма в литературе были А.С. Пушкин,Н.В. Гоголь. Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг.) создал русскийлитературный язык, возвёл литературу в достоинство национального дела. Онпроявил себя творчески в различных жанрах: гениальный поэт-прозаик,драматург, публицист, историк. Творчество Пушкина – энциклопедия русскойжизни, общества, народа. Работая над «Борисом Годуновым» (1824 – 1826 г.)Пушкин окончательно перешёл от романтизма к реализму. В исторической пьесе «Борис Годунов» с огромной силой творческогопроникновения воссоздаёт картину русского прошлого.Создавая «Бориса Годунова», Пушкин задался целью «преобразовать русскийтеатр»: взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмышекспировской силы и глубины, развёртывающий широкую и правдивую панорамуодной из самых драматичных эпох русской истории. Замысел был осуществлён.Вместе с Грибоедовым, почти одновременно написавшим «Горе от ума», Пушкинявился в своём «Борисе Годунове» основоположником русской реалистическойдраматургии. Трагедия написана Пушкиным во время ссылки в Михайловском. Начата вдекабре 1824 г. И окончена 7 ноября 1825 г. По возвращении из ссылкиосенью 1826 г. в Москву Пушкин несколько раз читал «Бориса Годунова»друзьям-литераторам, за что получил строгий выговор от шефа жандармовБенкельдорфа. Николай I, которому Пушкин вынужден был представить напросмотр трагедию, дал её на отзыв реакционному журналисту, тайному агентуIII отделения Ф. Булгарину. Последний указал на ряд недопустимых, с еготочки зрения, мест в трагедии («Монахи слишком представлены в развратномвиде», «Царская власть представлена в ужасном виде») и отметил, что внародных сценах не высказывается любви и преданности царю. Николай I неразрешил печатать трагедию, а сделал Пушкину нелепое предложение: «Снужным очищением» переделать её «в историческую повесть или роман наподобиеВальтер-Скотта». Пушкин предпочёл совершенно отказаться от публикациитрагедии. В печати «Борис Годунов» смог появиться только через 5 лет послесоздания, в 1831 г. постановка «Бориса Годунова» на сцене состоялась лишь в1870г. Пушкин назвал свою трагедию «Борис Годунов». Тем самым в заглавии онподчеркнул, что центральная фигура или по его шутливому выражению «перваяперсона», которая предала содержание эпохи, - царь Борис. От его характераи действий зависела историческое развитие. Он опередил время.Для обозначения главной фигуры совершенно не важно, во скольких сценахвыведен Борис и завершается ли трагедия его смертью или нет. Пушкин ломаетустоявшиеся каноны прежней трагедии, согласно которым с гибелью основногогероя исчерпывается конфликт и прекращается действие. Именно Борис совершилтакое деяние, которое пожило начало неожиданному и трагическому поворотуистории. Жертвой этого поворота стал он сам. Оно же породило Смуту и новыебедствия государственного масштаба и значения. Логическим завершенияпреступления Бориса явились гибель его жены, его сына и воцарениеСамозванца, выступившего отрицанием не только Бориса и его династии, но ивсей предыдущей русской истории. Наиболее распространённой точкой зрения на многие годы сталаконцепция Г.А. Гуковского, согласно которой главное действующее лицотрагедии – народ. Но ведь народ появляется у Пушкина только в 9-ти сценах. К то же рядпереломных сцен (например, «Ночь. Келья в Чудовом монастыре») проходят безнарода. А главное – событие истории не создаются народом: тот привлекаетсялибо для одобрения, либо для низвержения того или иного властителя. ИБорис, и Самозванец, и бояре стремятся заручиться его поддержкой, но никтоиз них не рассматривает народ как действующую силу. И Пушкин, конечноучитывал реальное место народа в тогдашней политической жизни. Не народсоздал ситуацию, после которой началась Смута, не народ посадил Борисацарём и не народ призвал Самозванца в Москву. В целом народ не опасен ни для Бориса, ни для бояр. Он отстоит далекоот власти и сравнительно легко усмиряем, если находится под неусыпнымконтролем. Эта отстранённость народа, его нежелание принимать участие вделах страны не в последнюю очередь связана с его терпимостью ипокорностью. В сцене уговоров Бориса на царство («Девичье поле. Новодевичиймонастырь») народ целиком доверяется патриарху и боярам: «А как нам знать?То ведают бояре, не нам чета». В последних сценах («Лобное место» и«Кремль. Дом Борисов.») народ опять-таки охотно вверяет свою судьбу боярам:«Что толковать? Боярин правду молвил». «Расступитесь расступитесь. Бояреидут».каждый ведёт себя «как все»: «Ну, брат, дошло до нас, скорее! Наколени!», «Все плачут, заплачем, брат, и мы». Реальная картина словно двоится: с одной стороны, народ не понимает,что происходит, и потому не испытывает глубоких чувств, ни сознаниязначительности событий и творящейся на его глазах истории; с другойстороны, он в тех же событиях угадывает нечто важное, какую-то иную правду,скрывающуюся за конкретными обстоятельствами. Люди в трагедии недоумевают иперекидываются репликами: «О чём там плачут?», «А как нам знать?», «Что намещё», «Да кто их разберёт?». В месте с тем народ «кричит», «вдохновляясь»,однако, своей мыслью, а вовсе не той, которую ждали патриарх и бояре.Правящие слои сосредоточены на избрание Бориса. Народ озабочен тем, чтопрестол пуст: «О боже мой, кто будет нами править? О горе нам!» по древнемуопыту народ убеждён в том, что безначалие гибельно. Безначалие – синонимсиротства. Как семью без отца, так народ без царя ждут тяжёлые дни итяжёлая судьба. Но это убеждение не связанно впрямую с личностью Бориса. Всцене «Лобное место» народ провозглашает здравицу Самозванцу: «ДаЗдравствует Дмитрий, наш отец!» А прежде радовался согласию Бориса: «Бориснаш царь! Да здравствует Борис!» Логика народа не совпадает с логикой Бориса (Самозванца) и бояр.Борис, держа народ в узде, хочет ограничить независимость бояр. Бояре,напротив. Стремятся к самостоятельности и хотят урезать самодержавие. Втакую политику чувства и действия народа не вмешиваются. В сцене «Царские палаты» Годунов, оставшись один говорит: Я думал свой народ В довольствии. Во славе успокоить, Щедротами любовь его сыскать… Он перечисляет свои заслуги перед народом: Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им. Я им сыскал работы – Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища! Они ж меня пожаром упрекали! С точки зрения обычной логики, реакция народа неразумна: на благиедела, совершённые Борисом он отвечает чёрной неблагодарностью и клеветой.Борис не в силах понять народные настроения. Но Пушкин заставляет Годуноваочень близко подойти к познанию одной из причин народного неудовольствия.Народ не может простить Борису нечистую совесть. Царь оказывается жертвойсобственного преступления. Убийство Дмитрия обернулось всеобщим грехомцаря, бояр и народа. Пимен ведь не только от себя свидетельствует: О страшное, невиданное горе! Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. Борис сделал народ невольным соучастником своего злодеяния. Народ неподозревал о своём грехе, его вина – следствие обмана, а не сознательногоумысла. В преступление втянуты и бояре. И народ, почувствовавшийнравственным внутренним чутьём грех, уже не хочет принимать милости ищедроты Бориса, отвергает их. Другая причина. По которой народ неблагодарен царю за его добрые деяния проистекает из того, что забвениесовести вносит в нравственную жизнь стихийный хаос, переоценку прежнихценностей, разрушительною, не поддающуюся разуму силу. Разгул которойколеблет царство. Отныне любое чувство и любое действие представляютодновременно в прямом и превратном свете. Подлинно нравственные душевныепорывы теперь сопряжены с ложными и неотделимы от них. Критерий правды илжи, совести и бессовестности преобразился и уничтожился. Тень Дмитрия – царевича поднимается из небытия и оказывается вконечном итоге могущественной духовной и материальной силой, превышающейвсе другие, имеющиеся в распоряжении Бориса. На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написано народная музыкальная драма«Борис Годунов» - одно из самых замечательных созданий русского оперногоискусства. М.П. Мусоргский входил в содружество талантливых композиторов,названное критиком В. Стасовым «Могучей кучкой» (60-70-е гг.).Деятельность «Могучей кучки» была связанна с общим направлением передовойкультуры России 60-70-х г. Развивая традиции Глинки и Даргомыжского,музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с темовладевали европейской системой музыкального мышления и выражения.Принципиальными основами искусства «кучкистов» были реализм и народность.Велик вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие камерной, симфоническоймузыки, национальной оперы. Особенно следует отметить народные музыкальныедрамы на сюжеты из отечественной истории, фольклора и русской литературы«Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, а также «Псковитянка» Римского-Корсакова и эпическая опера Бородина «Князь Игорь». М.П. Мусоргский создал много замечательных романсов и песен (около70) посвящённых народу, русскому крестьянину: «Калистрат», «КолыбельнаяЕрёмушке», «Сиротка», «Спи, усни крестьянский сын». Сам композитор называлих «народными картинками». С небывалой смелостью и правдивостью он показалв них беспросветную, полную страданий жизнь крестьянина – бедняка. «Народные картинки» написанные Мусоргским в 60-е годы, подготовилипоявление оперы «Борис Годунов» (1869-1872). Дирекция императорских театров препятствовало постановке этогореволюционного по духу, новаторского по форме произведения. Однако поддавлением передовых артистических кругов «Борис Годунов» был поставлен в1874 г. Мариинским театром. С восторгом приняли оперу демократическиеслушатели. Царский двор и «верхушка общества» старались всячески помешатьуспеху оперы. Музыка оперы заселена небывалыми дотоле в музыкальном искусствегероями и образами. Беглые монахи, юродивые, семинаристы, подьячие,корчмарки, дети-сироты, нищие, бесправные люди пришли в музыку прямо изжизни. Мусоргского волновала и увлекала больше всего судьба русского народа.В одном из писем к своему другу и единомышленнику Репину он также писал: «…народ хочется сделать, сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью –мерещится мне он, он один, цельный, большой, не подкрашенный и безсусальности». Русский народ – угнетённый, страдающий, униженный беззакониеми тяготами жизни в крепостной Руси, ещё не созревший, только поройпомышляющий о сопротивлении - вот содержание большей части созданныхМусоргским произведений. Музыка Мусоргского – музыка русского человека, и не просто русского, аправославного. Перевернём ещё раз страницы клавира оперы «Борис Годунов»,услышим внутренним слухом рассказы, монологи, песни, причитания, стоны,хоры действующих лиц оперы. В опере практически отсутствуют подлинные церковные мелодии. Ещё развслушаемся в музыкальную речь героев, попытаемся понять, как композитороценивает каждого героя с точки зрения духовности, с позиции православногосознания. Официальная трактовка оперы – драма совести, драма народа. Совесть – ключевое слово оперы. Какой путь совесть укажет Борису.Вслед за Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным М.П. Мусоргский обращается кобразу царя. Уже слушая вступление к опере можно понять, что это будетнародная драма. Музыка вступления звучит как хор монахов. Мотив песнигорький, глубоко страдальческий как мелодичная русская песня. Эта драма –страдание Руси, она проходит 4 раза. Превращаясь из скорбной жалобы вгрозный гул могучей силушки народной. Если вспомнить, что во вступлении копере заложены главная мысль композитора и краткое содержание оперы, то ещёраз убеждаешься, что это будет народная драма: народ – это всё, и драма –всех. Но кто же в опере народ? Борис Годунов , Шуйский, Щелканов, Ксения,Пимен, Варлаам, Самозванец – народ. А хоры, в которых поёт русский люд, -толпа? Вопрос «народ или толпа», имевший для русских людей особоезначение, не мог, конечно, не встать перед Мусоргским и не сделаться длянего стержневым. Но суть позиции композитора в том, что для него,собственно , вопроса нет: народ – но всё же толпа. Толпа – но ведь народ? Вопере «Борис Годунов» события развиваются так, что народ терпит поражение. Критическим взором окидывая современность и прошлое, Мусоргскийвыносил приговор определенным явлениям жизни: ненавидя врагов народа,виновных в тяжком его положении, но не снимая вины и с самого народа –толпы. Однако критика народа у Мусоргского – лишь выражение глубокойсыновней любви. Первое обращение к народу думного дьяка Щелканова: «Православные!»несколько фраз, но каких: Стонет земля в злом бесправье Ко Господу сил припадите Да ниспошлёт он скорбной Руси утешение… И озарит небесным светом Бориса усталый дух! Соблюсти заповедь Божью и надеяться на Бога, а не на себя да на людей.Именно к этому призывает Щелканов народ, стоящий на коленях. И сразупроходит перед нами в этой сцене хор калик перехожих : «Слава Тебе, Творцувсевышнему на земле, Слава силам Твоим небесным и всем угодникам слава наРуси!» великое славословие в устах Божьих людей переходит в грандиозныйколокольный звон на площади Московского Кремля (II картина). Звучит хор«Слава» царю, помазаннику Божьему на земле. Как отмечается поинтонационному строю «Слава» Богу и «Слава» человеку. Отликовал народ, прославил нового царя и в оркестре слышится лейтмотивцаря Бориса. Первые его слова, его обращение тоже Богу. «Скорбит душа! Какой-то страх невольный зловещим предчувствием Сковал мне сердце. О, праведник, о, мой отец державный! Воззри с небес на слёзы верных слуг И ниспошли ты мне священное на власть Благословление, да будет благ и праведен, как ты, Да в славе правлю свой народ. За кого скорбит душа в этот тревожный миг вознесения: за себя? Занарод? За Русь? И не это ли знание скорбящей души заставляет царя падать ниц передЮродивым, обряжённом в колпак – венец, глаза в глаза, боль к боли? Скорбит душа у царя Бориса, и помочь ему может только Господь, укоторого он как простой человек просит благословления. Огромная душевнаядрама царя приближает его к народу, но у каждого драма своя. В I действии оперы мы знакомимся ещё с одним персонажем из народа.Это монах – летописец Пимен, он пишет перед лампадой. Его не мучаютугрызения совести, он спокоен, силён духом: Ещё одно последнее сказанье – И летопись окончена моя, Исполнен долг. Завещанный от бога Мне, грешному, недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил. На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною – Давно ль оно неслось событий полно, Волнуяся, как море – окиян? Подумай, сын, ты о царях великих, Кто выше их? Никто. А что же? Часто Златый венец тяжёл им становился: Они его меняли на клубок. Этот персонаж оперы отличается стойкостью духа и веры. Своё последниесказание он должен закончить без лжемудрия (по древнерусской традициибесстрастно описывать происходящие события). Картина в Чудовом монастырезаканчивается тем, что Григорий, будущий Самозванец, выносит приговорцарю: грозит Борису Божьим и Людским судом. И не уйдёшь ты от суда людского, Как не уйдёшь от божьего суда. Григорий – враг Бориса. Его внутренний облик прямо противоположенумиротворённости Пимена. Жаждущему славы и приключений Григорию тесно встенах монастыря. Он не внемлет совету старца «смирять себя молитвой ипостом». В его партии преобладают взволнованные и порывистые интонации.Тема Лжедмитрия, рождённая как бы в воспаленном сознании молодого монаха,становится в дальнейшем одним из главных лейтмотивов оперы. В эпизодах сБорисом она звучит как тема возмездия, напоминающая о страшном злодеянии. Но не Самозванцу дано объявить царю приговор. Это право Мусоргскийпередаёт Юродивому, блаженному, особо почитаемому Божьему человеку на Руси.Юродивый вершит судьбу Бориса: он не желает «Молиться за царя ирода»потому, что «Богородица не велит», - нет царю Борису Божьей защиты, накоторую он уповает. Далее в развитии оперы мы знакомимся с двумя монахами: Варлаамом иМисаилом. Как не похожи они на Пимена! Мы знаем, что Варлаам и Мисаил –беглые монахи. В опере им отведена трагическая роль: они приведут на РусьЛжедмитрия. Мусоргский с удивительным мастерством передаёт бездонную тоскубродяги Варлаама. Тоска такая, что хоть удавись, а если удавиться нехочется, то надо смеяться, выдумывать такое разгульно – пьяное, будто бысмешное. Разве это не драма человека? Варлаам не очень-то жалует нового царя, вот с Иваном IV хорошо было,а сейчас Варлаам стал беглым. Не только пьяный разгул слышится в голосеВарлаама. Огромная сила, дремучая, неуёмная, чувствуется в этом человеке.Вырвется она на волю, и именно он поднимет народный бунт против иезуитов,забредших на Русь с Лжедмитрием. Вот вам и беглый пропойца-монах! В далёкие времена, которые воскресил Пушкин, народ уповал на царскуюмилость. Сначала народ «любил Бориса» пишет Н.М. Карамзин, затем Борисаненавидели, считая его «незаконным» царём, злодеем, убийцей наследникапрестола малолетнего Димитрия. Зато доверчиво восприняли сказку о чудесномспасении Димитрия, «праведника», «законного царя». Его ждали какизбавителя. А на самом деле вместо него помогли зайти на престолСамозванцу, предателю Родины, тем самым навлекли на себя ещё худшей беды –не об этом ли льёт слёзы прозорливый Юродивый? В первой картине IV действия на сцене господствует предельнаянакалённость страстей. Открывается картина сочной народно-бытовой сценой:на площади толчётся народ, обмениваясь злыми шутками о царе и сообщая другдругу сведения о Лжедмитрии. Борис Годунов со своими приближёнными – всоборе на богослужении. Появляется Юродивый с мальчишками. Звучит песня, песня-причитание,простая, заунывная, наивная, в чём-то непонятная, поёт её нищий, дурачок,«блаженный». Мелодия с отголосками старинных духовных песнопений выражает кротостьи детскую наивность. В сопровождении оркестра интонация мольбы, жалобы. Наэтой же интонации начинает звучать мелодия хора, с которой народ на площадиобращается к царю. Народ стоял и дожидался у собора пока из храма выйдетцарь и одарит людей после богослужения своей царской милостью. Не копеечку, которою получил Юродивый от старухи, ждали собравшиесяздесь люди, а настоящей подати царёвой. В музыке сначала, как в первом хоре в «Прологе» («На кого ты наспокидаешь»), слышится причитание, просьба, но постепенно мольба становитсявсё настойчивее и переходит в возглас и вопль: «Хлеба! Хлеба дай голодным!» Если посмотреть эту сцену из зрительного зала, становиться страшно зацаря Бориса Годунова: он в окружении злых, голодных людей, протягивающих кнему руки. Еще мгновение… А что же в музыке? После яркого вопля люди, стоя на коленях (ремаркаМусоргского в партитуре), опускают головы (это очень наглядно в музыке -мелодия идет вниз) и, кланяющаяся царю, толпа расступается, динамика хоряуходит: вот он великий страх перед царем – помазанником Божьим. Хор «Хлеба»кончается на звуке, с которого начался. В опере в трех драматургическихточках образ народа выведен на первый план. В этих сценах композиторвоплотил не только поведение, но и внутреннее психологическое состояниеразнохарактерной людской массы. В опере есть народ, униженно молящий Борисапринять трон и корону, заведомо равнодушный к делам власть предержащих(«Митюх, а Митюх, чаво орем? Вона! Почем я знаю!»). Есть народ, стонущий отголода: «Хлеба! Хлеба!» (сцена у собора Василия Блаженного). И естьбезжалостная толпа в сцене крестьянского бунта под Кромами. Воплощая образ народа, композитор осуществил новаторское преобразованиемассовой сцены. В ней он впервые применил хоровой речитатив, исполняемыйотдельными персонажами или группами действующих лиц, выделенных из народноймассы. Реалистичность хоровых сцен «Бориса Годунова» достигает той грани,что пролегает между живой действительностью и художественным творчеством. Яркую самобытность музыки, характеризующей в опере быт народа, придаютфольклорные истоки. Композитор свободно ориентируется в разных народно-песенных жанрах. Жизненная достоверность «народа - личности» достигается в опередифференциацией людской массы, конкретизацией персонажей, представляющихразнообразные социальные слои охваченной Смутным временем Руси. Мусоргскийточно воспроизводит интонации крестьянского народного говора. ГероиМусоргского, включенные в водоворот драматических исторических событий,живут на сцене полнокровной жизнью, меняются, преображаются. Особое место среди персонажей из народа занимает Юродивый. Он впервыепоявляется в сцене у собора Василия Блаженного. Юродство на Руси – явлениепривычное, повсеместно распространенное. Среди нищих-юродивых встречалисьбольные и безумные люди, живущие подаяниями. В народе они считались«божьими людьми» и признавались за праведников, которым ведомо прошлое инастоящее. Именно таким убогим, но чистым душою человеком, показан Юродивыйв опере. Открыто высказывая народное мнение о преступлении Бориса, оннравственно возвышается над царской властью. Причитания блаженного построены на одной нисходящей интонации. Юродивыйтолько плачет, стонет, но не кричит. Почему не кричит этот необыкновенный,прозорливый человек? Потому, что знает наверняка – просить бесполезно. Юродивый по копеечке плачет, а народ? Короткий, но потрясающий диалог царя и Юродивого начинается с обращенияблаженного к царю: «Борис! – мгновенная пауза, чтобы только в глаза царюзаглянуть, - а, Борис!». Лейтмотив царя – Борис не подал голос, и музыка, всего лишь 2 такта,поставили героев рядом. И опять прозвучит лейтмотив Бориса уже послеобвинения Юродивого, чтобы, наконец, был услышан голос - голос царя, некарающего, а так же, как голос народа, просящего, молящего: «Молись заменя, блаженный». На что отвечает ему Юродивый: «Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молитьсяза царя Ирода! Богородица не велит». Разве это не драма для Божьего человека – Юродивого, которыйотказывается помолиться за помазанника Божьего, ведь не из-за упрямства илигордости, а из-за величайшего запрета: «Богородица не велит». Юродивый –человек-символ, человек-совесть. Он оплакивает Русь и предрекает теменьтемную и горе – их принесет с собой новый царь. Юродивый от имени народавещает судьбу, прозревает будущее. Словам Юродивого «Горе, горе Руси» какбы вторит Щелканов: «Печаль на Руси, печаль безысходная!» Рассматривая образ Юродивого в опере «Борис Годунов» вспоминается образЮродивого в картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». В.И.Суриков изобразилЮродивого на переднем плане картины, сидящим прямо на снегу в лохмотьях согромным крестом с толстой цепью на шее, разутым. Видя в Морозовойзащитницу правого дела, он как эхо повторяет ее жест. Его глаза «горят»светом веры, провожая взглядом сани с боярыней. В.И.Суриков рисует всюфигуру Юродивого в светлых тонах, он как будто светится внутренним светомверы. В рыхлом снегу скрюченные от холода пальцы ног, пар от дыхания. Каким же рисует Суриков Московский люд XVII века? Во всей пестротеодежд, состояний, возрастов заполняет картину. Известны слова Сурикова, чтоон не мылит действия отдельных исторических лиц без народа, без толпы.Народная драма с отчаянием, верой, надеждой разворачивается на большомполотне. Сколько разнообразных оттенков отношений и чувств к опальнойбоярыне передает художник. Замысел картины В.И.Суриков вынашивал долгое время, когда заканчивалеще свою первую картину, сделавшую его знаменитым, «Утро стрелецкой казни».Потом были другие картины, большая поездка в Европу. А этот замысел долженбыл отстояться в мыслях и воображении. Поездка в Европу принесла тоже многопользы. Он писал друзьям, что это вторая Академия, благодаря этой поездке,где он многому научился, у него появился новый подход к колориту.Удивительное соединение этих впечатлений, а также воспоминания о роднойприроде Сибири, где он родился, опыта, приобретенного в прежних работах –все воплотилось в самом совершенном его создании – картине «БоярыняМорозова». История создания этой картины наиболее богата материалами, которыерассказывают о таинствах художнической работы Василия Сурикова. Сохранилисьпочти все этапы ее композиционных поисков, зафиксированные в различныхэскизах – от самых первых набросков до акварелей, подчас покрытых сеткойграфления. Наиболее ранний из эскизов к «Боярыне Морозовой» относится к 1881 году.Замысел картины еще окончательно не созрел, однако В.Суриков ужепредставлял всю сцену довольно конкретно. Момент, избранный им для картины,не менялся: толпа народа и сани с неистовой боярыней во время ее проезда поМосковским улицам – «позор следования боярыни Федосьи Прокопьевны Морозовойдля допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствование АлексеяМихайловича» - так говорится в Каталоге Третьяковской галереи. Что знал В.Суриков в те годы о боярыне Морозовой? Общую канву еепечальной истории, которую слышал еще в детстве в Сибири? То, что былонаписано о ней в романе Д.Л.Мордовцева «Великий раскол»? Возможно, чточитал статью Н.С.Тихонравова в «Русском вестнике» за 1865 год и книгуИ.Е.Забелина «Домашний быт русских цариц». Но ни в одной из этих книг, ни водной из статей и слова не было о толпе народа, провожавшего боярынюМорозову, о ее черном полумонашеском-полуарестантском одеянии, о чернойдоске у нее на груди. Семнадцатилетняя Федосья Соковнина, дочь одного из приближенных царя,была выдана замуж за пожилого боярина Г. И. Морозова. Начитанная,своевольная, энергичная, она еще при муже открыто исполняла старыецерковные обряды, отличаясь непримиримостью к новой «казенной» церкви. Эта церковь была узаконена в 1654 году, когда собравшийся в Москвецерковный собор принял реформу обрядности, подготовленную патриархомНиконом. Конечно, смысл проводимых реформ был значительно глубже, чемпросто новые правила начертания имени Иисуса Христа или предписаниекреститься тремя перстами вместо двух. Новые обряды вызвали протест среди значительной части духовенства,прежде всего низшего духовенства, которое увидело в них иноземное влияние,угрозу чистоте истинной православной веры. Вскоре чисто церковные расприприобрели довольно большое влияние в народе. В одном из документов тех летговорится: «Огонь ярости на начальников, на обиды, налоги, притеснение инеправосудие больше и больше умножался, и гнев и свирепство воспалялись». Самая боярыня Ф.П. Морозова тесно связала свою судьбу ревнителямистарой веры, поддерживала неистового протопопе Аввакума — главного враганикониан, а по возвращении последнего из ссылки в 1662 году поселила его усебя. К этому времени она овдовела и осталась единственнойраспорядительницей огромных богатств мужа. Ее дом все больше стал походитьна прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего родараскольничьим монастырем. Сама Федосья Прокопьевна в 1668 году тайно приняла монашеский постриги все яростнее проповедовала старую веру. Вскоре последовали события, которые и стали прологом к эпизоду,избранному В. Суриковым сюжетом для своей картины. Осенью 1671 года гнев Тишайшего царя Алексея обрушился на непокорнуюбоярыню. Вначале ее, правда, пробовали «усовестить», но на все уговорыподчиниться царской воле и принять новые церковные уставы она отвечалаотказом. Вдобавок оказалось, что она и сестру свою, княгиню Урусову, тожесклонила к старой вере. Их заковали в «железа конские» и посадили под караул. Через два дня,сняв с женщин оковы, их повезли на допрос в Чудов монастырь. Но митрополитПавел ничего не смог добиться ни от Ф.П. Морозовой, ни от сестры ее. Онинаотрез отказались причаститься по новым служебникам, твердо стояли надвуперстии и объявили, что признают только старопечатные книги. Не один раз возили женщин на допрос, а когда их подвергли пытке, Ф.П.Морозова на дыбе кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно: еслисподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте, это мне преславно, ибо этойчести никогда еще не испытала». Но их не казнили. Царь Алексей Михайлович побоялся слишком громкойогласки и решил избавиться от непокорных женщин без шума. По его повелениюобе сестры были лишены прав состояния и заточены в монастырское подземельев Боровском. Там они и умерли от голода и холода. Яркий и сильный характер боярыни Ф.П. Морозовой был в духе ВасилияСурикова. Его увлек образ пламенной русской женщины, ее душевнаянесокрушимость и воля. Если до весны 1881 года художник только обдумывалсюжет, то теперь именно Ф.П. Морозова завладела всеми его помыслами. У В.Сурикова была единственная цель — показать свою героиню не затерянной втолпе, а с предельной художественной убедительностью выделить сильные чертыее характера. Надо было найти единственную композицию, которая могла бывыразить обуревавшие В. Сурикова мысли, могла бы печальную судьбу боярыниФ.П. Морозовой превратить в рассказ о народной трагедии. Его не особенноинтересовали церковно-догматическая сторона раскола и драматические расприбоярыни с никонианцами. е в одиноком трагическом раздумье, не в мукахдушевной борьбы хотел художник показать ее, а с народом и на народе.Василий Суриков хорошо понимал, что история не делается народа и даже самаявыдающаяся историческая личность беспомощна вне народа. Там, где нетнарода, нет и героя. И трагедия Ф.П. Морозовой (как ее видел В. Суриков)это не столью трагедия одной, пусть и такой незаурядной по силе характераженщины. Это трагедия времени, трагедия всего народа. I Три года писал В. Суриков свою картину. Эскиз следовал за эскизом, впоисках натуры художник был неутомим. Где только ни побывал он за этовремя, выискивая наиболее характерные персонажи, в гуще самой жизни черпаябудущих героев своей картины. Два холста с уже сделанными набросками онзабраковал, и лишь третий, изготовленный по специальному его заказу(прямоугольник, положенный на большое ребро) удовлетворил мастера. Чтобы собрать нужный материал, найти наиболее характерные типы людей,которые могли бы послужить натурой для персонажей картины, Василий Суриковпоселился в Мытищах. Здесь по Ярославскому шоссе «столетиями шли целый год,особенно летом, беспрерывные вереницы богомольцев, направлявшиеся Троице-Сергиеву лавру. В. Суриков писал, захлебываясь, все; странников,проходивших мимо его избы, интересных ему по типу». Постепенно были найдены персонажи картины. Вот странник-богомолец —типичная фигура Древней Руси, сохранившаяся почти без изменений напротяжении столетий. Такие странники из года в год мерили шагами необъятныепросторы России. Странствующие богомольцы были и проповедниками, иносителями новостей для народа, своим пешим паломничеством онисвязывали отдаленные уголки страны, бывали очевидцами и народных бунтов, иказней, и покаяний. Сталкиваясь с различными сторонами русской жизни, соприкасаясь сразличными слоями населения, исходив вдоль и поперек российские просторы,они накапливали в себе богатый материал для размышлений и рассказов. Такимбыл странник и картине В. Сурикова. По всему видно, что пришел он издалиего сильная, коренастая фигура перепоясана широким ремне стянутые на грудиверевки поддерживают большую котомку, руках у него высокий посох сзатейливой ручкой — неотъемлемый спутник его странствий. Этот бродячий философ полон глубокого сочувствия к закованной в цепибоярыне Ф.П. Морозовой. За его широким поясом висит такая жестарообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с рукибоярыни. Он с состраданием смотрит на нее и в то же время погружен в себя,как бы следуя за своей скорбной мыслью. Из всей многоликой толпы он болеедругих выражает раздумье по поводу происходящего события, столь важного втрагической судьбе раскола. А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном измосковских рынков. Он был в восторге от этого пьяницы, торговавшегоогурцами. Этого забулдыгу и озорника, которых в народе называют«бесшабашной головой», В. Суриков приводит к себе домой, растирает емубосые ноги водкой и торопится запечатлеть его на снегу, наблюдая розовую илиловую игру пятен. «Если бы я писал ад, — говорил впоследствии художник, —то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Не успел художниксправиться с юродивым, как уже понадобилась новая натура. И он смешно итрогательно гонится за старушкой-богомолкой, невольно пугая ее, и сбеспредельной жадностью хватает брошенной ею посох, чтобы тотчас же«вставить» его в руки странника, который уже написан на картине. Потом благоговейно склонилась в поклоне красивая девушка в синей шубкеи золотистом платке; вскоре были написаны монашенка и девушка соскрещенными на груди руками; и стрельцы с бердышами, и мальчик в дубленомполушубке; и ощеривший беззубый рот, торжествующе хохочущий поп в шубе ивысокой шапке; и тайные староверы. Для картины был нужен глубокий снег, по которому боярыню Ф.П. Морозовудолжны были везти в розвальнях. Розвальни оставляют в рыхлом снегу бороздыследов, но на раскате получается совсем особый след, и В. Суриков снетерпением ждет снегопада. А потом выбегает на улицу и долго идет запервым попав-II имея обозом. С тех пор он часто ходил за розвальнями, гдебы очи ему ни встретились, заворачивал их к себе на двор, заставлялпроехать по снегу и тут же садился писать колею, как драгоценность, охраняяее от случайных прохожих. Уже были написаны главки церквей, и сама улица, и дома, и счег, а В.Суриков все продолжал искать главное — образ самой боярыни. Сам он потомрассказывал своему биографу и писателю Волошину: «...я на картине сначалатолпу писал, а ее после. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень труднобыло лицо ее найти. Ведь сколько времени я его искал. Все оно в толпе терялось». Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки АвдотьиВасильевны, и со своей жены... А потом как-то увидел он начетчицу с Урала,и с нее написал этюд. «И как вставил i картину — она всех победила». Смертельно бледное, изможденное, с горящими глазами, трепещущиминоздрями и нервными губами, лицо боярыни полно такой страстнойубежденности, воли и огня, что от него трудно оторваться. В худощавойфигуре Ф.П. Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как онасидит, судорожно вцепившись одной рукой в сани, а другая рука взметнулась вдвуперстном знамении — переданы В. Суриковым ее страстная жизнь и горестнаясудьба. Почему часами можно стоять перед этой картиной, все время открывая вней что-то для себя новое, разглядывая и переживая, удивляясь и восхищаясьее глубокой психологической достоверностью и любуясь чудесной игрой красок?Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую властьмученичество? Она склоняется перед ним, и именно в «обаятельной силе чужшмук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причинпритягательности «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняетсясуриковская толпа. И мы... Художника В.Сурикова всегда увлекали грандиозные сюжеты, в которыхвоплощался дух эпохи, которые давали бы простор воображению и в то же времяпредоставляли бы простор для широких художественных обобщений. И ещё еговсегда интересовали народные судьбы на широких перекрёстках истории. Болетого во всём мире трудно назвать другого живописца, который так бы глубокопроник в прошлое своего народа и так волнующе воссоздал его в живыххудожественных образах. В своих картинах он не судит и не выносит приговор, а как бы зовётзрителя пережить события прошлого, подумать о судьбах человеческих исудьбах народных. «Вот так бывает сурова и подчас жестока действительность,- говорит сам художник, - смотрите же и рассудите сами, кто здесь виноват,кто прав». Судьба русского народа волновала и других художников этого времени.Это одна из причин, которая собрала их в одно общество. В 70-80-е годы основные тенденции развития русского искусстваопределяли молодые художники, объединившиеся под руководством В.Н.Крамскогов «Товарищество передвижных художественных выставок», в деятельностикоторого большую роль играли критик В.В.Стасов и меценат П.М.Третьяков. Главной причиной возникновения товарищества передвижных выставок былостремление художников, порвав с мертвящими правилами академическогонаправления, начать новую линию искусства, тесно связанную с бытом и жизньюнарода. Перед художниками открылась возможность отражать в искусствеисторические, национальные и драматические эпизоды из жизни русскогонарода. Передвижники обнажали противоречия капиталистического строя сблестящим юмором и тонкой сатирой, с исключительной правдивостью изобличаяпопов, купцов и закоснелых господ и тяжелую долю русского народа. Товарищество возникло первоначально в Москва. Идею создания предложилГ.Г.Мясоедов (1835-1911 гг.). Он увидел на опыте европейских художников,что можно жить и работать в товарищеском сообществе, не зависящем ни откаких эксплуататоров творческого труда. Первоначально в товарищество вошли В.Г.Перов (1833-1882 гг.), Н.Н.Ге(1831-1894 гг.), А.К.Саврасов (1840-1894 гг.), К.А.Савицкий (1844-1905гг.), В.М.Касаткин (1859-1930 гг.), В.М.Максимов (1844-1911 гг.). Примерно в это же время в Петербургской императорской академиихудожеств тоже началось новое движение. В 1863 г. Художники И.Н.Крамской(1837-1887 гг.), К.Е. Маковский (1839-1915 гг.), А.Д.Литовченко (1835-1890гг.) и другие, отказавшись писать картины на предложенный академией сюжетиз скандинавского эпоса «Пир в Валгалле», в виде протеста покинули академиюи основали свободную Артель художников. Москвичи обратились к петербуржцамс предложением объединиться. Но вскоре в петербуржской Артели произошелраспад: она постепенно превращалась в коммерческую организацию. Крамскойуехал в Москву и вступил в группу передвижников. Товарищество крепло. Повыработанному передвижниками Уставу, каждый член товарищества, продаваякартину или скульптуру, вносил часть суммы на общие расходы. Выставкаустраивалась ежегодно и передвигалась из города в город на средства самиххудожников и постепенно получила очень большую популярность и народноепризнание. Это было первое смелое выступление против диктаторствасамодержавия в искусстве. Художники как бы встали «на линию огня». И как ниборолись с ними академические приверженцы, стараясь задушить свежую силу,Товарищество росло, пополнялось новыми талантливыми мастерами. Оченьвыразительны картины о судьбе простого народа Г.Г.Мясоедова. Например,«Земство обедает». Над головами понурых, устало прислонившихся к стенекрестьян, пришедших со своими нуждами и жалобами в земское управление,виднеется в раскрытом окне буфетная. Лакей с бакенбардами протираеттарелки. Видно, что где-то в доме идет пышный обед, а мужики под окнамижуют черный хлеб и луковицы. Выражение безнадежности, горькогоразочарования и тяжелого раздумья на лицах мужиков об очень многом говорилодемократическому зрителю. Трагическая роль русского народа, которого заставляют умирать заблагополучие богатеев, отражена в картине К.А.Савицкого «На войну». В пестрой сумятице на вокзале будто слышатся выкрики новобранцев, плачженщин, команды начальства. В застывшей фигуре равнодушного жандарма, внасмешливом выражении лица мужика, стоявшего в стороне, как видно,избежавшего призыва, художник показал произвол над русским человеком, чтоочень актуально и в нашей современной жизни. В 1884 г. к передвижникам присоединились такие крупные живописцы, какРепин, Суриков, Левитан, Ярошенко, Васнецов, Поленов, Коровин, а в 1900 г.– Серов. С особо яркостью рассказывают о жизни русского народа картиныИ.Е.Репина. Они неразрывно сливаются с нашими представлениями обисторическом прошлом страны, ее героях и народе, становясь неотъемлемойчастью нашего мировоззрения. Еще учась в академии, И.Е.Репин пишет свои оригинальные полотна, сразуже принесшие ему широкую популярность, и среди них картину «Бурлаки наВолге». Она создавалась Репиным под сильным впечатлением увиденной имсцены. Художник не только показал всю тяжесть подневольного труда бурлацкойартели, но сумел глубоко и многогранно раскрыть характер каждого бурлака,донести до зрителя могучую духовную силу, поддерживающую этих измученныхлюдей. Тема народной жизни, жизни крестьянства в России второй половины XIXвека стала для художника самой важной. Все наблюдения и размышленияхудожника о современной ему действительности воплощены в картине «Крестныйход в Курской губернии». В этой картине он показал широкую панораму жизнисовременной ему русской деревни, правдиво изобразил нищету и жалкоепрозябание деревенской бедноты, наглость и грубость полицейских, спесивуюважность богатеев. Интегрированный урок на выбранную мною тему «Трагическая роль русскогонарода в творчестве А.С. Пушкина, М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова» я думаюпровести когда буду знакомить учащихся с культурой России XIX века. Этобудет один из уроков знакомства учащихся с реалистическим течением вискусстве России. Предварительно будет проведён урок, где я познакомлюучащихся с особенностями стиля реализма и виднейшими писателями, поэтами,композиторами, художниками, творчество которых так или иначе связано состилем реализма. Урок в 8 классеУчитель: Сегодня мы продолжаем говорить о направлении в искусстве XIXвека – реализме. Какие же ведущие принципы реализма?Дети: Правдивое изображение действительности, типичные образы втипичных обстоятельствах, демократизм, гуманизм, повышенный интерес кпроблеме «личность и общество», критика бездуховности.Учитель: Кого же мы можем считать основоположниками реализма влитературе?Дети: Основоположником реализма в литературе мы считаем А.С.Пушкина. Работая над драмой «Борис Годунов», он окончательно перешёл отромантизма к реализму.Учитель: Что же было нового в этой драме, что отличает её какпроизведение реалистической литературы?Дети: Вместо привычных придворных трагедий классицизма Пушкин создалобразец народной драмы.Учитель: Так давайте разберёмся каким же рисует А.С. Пушкин русскийнарод в своей драме. В какой первой сцене можно считать народ главнымдействующим лицом?Дети: Это сцена уговоров Бориса на царство («Девичье поле. Новодевичий монастырь»)Учитель: Так как же ведёт себя народ?Дети: Большинство не понимает, что происходит, другие просто ведутсебя «как все».Учитель: Прочитайте некоторые моменты.Дети: «О чём там плачут?», «А как нам знать?», «Что нам ещё», «Да ктоих разберёт?».Учитель: Ну посмотрите, что происходит дальше, народ «кричит»,«вдохновляясь», но чем озабочен народ, тем, чем и бояре, избранием Бориса?Или же просто тем, что престол пуст?Дети: Народ просто боится, что нет царя.Учитель: Конечно, по древнему опыту народ убеждён в том, что безначалиегибельно. Безначалие – синоним сиротства. Как семью без отца, так народ безцаря ждут тяжёлые дни и тяжёлая судьба. А как вы считаете, это убеждениесвязанно в прямую с личностью Бориса? Давайте посмотрим другую сцену«Лобное место».Дети: В этой сцене народ изменяет Борису и провозглашает здравицуСамозванцу: «Да здравствует Димитрий, наш отец!», а прежде радовалсясогласию Бориса: «Борис – наш царь! Да здравствует Борис!».Учитель: На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написано народная музыкальнаядрама «Борис Годунов» - одно из самых замечательных созданий русскогооперного искусства. Вспомните, как называлось содружество русских композиторов, в котороевходил М.П. Мусоргский?Дети: «Могучая кучка».Учитель: Что же главным было для «кучкистов», какие принципы?Дети: Реализм и народность.Учитель: Да, М.П. Мусоргского волновала и увлекала больше всего судьбарусского народа. В одном из писем к своему другу и единомышленнику И.Репину он так писал: «…народ хочется сделать, сплю и вижу его, ем ипомышляю о нём, пью – мерещится мне он, он один, цельный, больной,неподкрашенный и без сусальностей». Давайте сейчас послушаем как языком музыки композитор показывает намэту же сцену у Новодевичьего монастыря. Звучит фрагмент оперы «Сцена у Новодевичьего монастыря».Учитель: Воплощая образ народа, композитор осуществил новаторскоепреобразование массовой сцены. В ней он впервые применил хоровой речитатив,исполняемый отдельными персонажами или группами действующих лиц, выделенныхиз народной массы. Реалистичность хоровых сцен «Бориса Годунова» достигаеттой грани, что пролегает между живой действительностью и художественнымтворчеством. М.П.Мусоргский – мастер музыкального портрета. Итак, когопервым он рисует языком музыки в этой сцене?(Напомнить музыку).Дети: Это пристав.Учитель: Да, эта музыка рисует пристава. Эту тему называют темой плётки.Послушайте, какие интонации в музыке.Дети: Лающие интонации, постоянные остановки.Учитель: Далее, когда народ поставлен на колени, начинается хор «На коготы нас покидаешь?» Что представляет собой этот хор?Дети: Это хор – плач.Учитель: Правильно. Мусоргский, как и другие композиторы «Могучей кучки»находили источник вдохновения в народном искусстве. А этот плач притворныйили настоящий?Дети: (Дискуссия).Учитель: Конечно, вот такие сцены, где персонажи простые мужики, бабы,приставы, беглые монахи, семинаристы, подьячие, дети-сироты, юродивые –прямо скажем не бывалыми дотоле, пришедшие прямо их жизни воспринималисьочень неоднозначно. Поэтому и драма Пушкина была поставлена через пять летпосле создания. А постановка оперы Мусоргского тоже мешала дирекцииимператорских театров. Но роль народа, как действующего лица у Пушкина иМусоргского, не одинакова. У Пушкина большое место занимает развитиебоярской интриги. Мусоргский, работая над либретто, позволил себе сделатьнекоторое существенное изменение. Отбросив кремлевские козни, высветилглавную идею – несовместимость нравственных позиций русского народа ипреступной царской властью. В финале трагедии у Пушкина «Народбезмолвствует», Мусоргский же в сцене под Кромами развернул в опере картинународного бунта. Подобный поворот как нельзя более соответствовалнародническим настроениям пореформенной эпохи. Мастером по изображению массовых народных сцен был и художникВ.И.Суриков. Каким же рисует Суриков московский люд XVII века?Дети: Очень разноликим. Мы видим людей различных сословий, разныхвозрастов, в красивой одежде и рядом в лохмотьях, по-разному реагирующих напроезжающую боярыню Морозову.Учитель: Опять перед нами, как в драме Пушкина и опере Мусоргского,личность и народ. Суриков не мыслит отдельных исторических лиц без толпы,без народа. На полотне разворачивается народная драма с отчаянием, верой,надеждой. Сколько разнообразных оттенков отношений и чувств к опальнойбоярыне передает художник. Давайте посмотрим на отдельных персонажей втолпе.Дети: Вот странник. По всему видно, что пришел он издалека: егосильная, коренастая фигура перепоясана широким ремнем, стянутые на грудиверевки поддерживают большую котомку, в руках посох с необычной ручкой.Учитель: Три года писал Суриков свою картину. Эскиз следовал за эскизом,в поиске натуры художник был неутомим. Где только не побывал он за этовремя, выискивая наиболее характерные персонажи, в гуще самой жизни черпаябудущих героев своей картины. Чтобы собрать нужный материал, найти наиболее характерные типы людей,которые могли бы послужить натурой для персонажей картины, В.Суриковпоселился в Мытищах. Здесь по Ярославскому шоссе «столетьями шли целый год,особенно летом, беспрерывные вереницы богомольцев, направляющихсяустроиться в Троице-Сергиеву лавру». В.Суриков писал, захлебываясь, всехстранников, проходивших мимо его избы, интересных ему по типу. Такойстранник-богомолец - типичная фигура на Руси, сохранившаяся почти безизменений на протяжении столетий. Такие странники из года в год мерилишагами необъятные просторы России. Странствующие богомольцы были ипроповедниками, и носителями новостей для народа, своим пешимпаломничеством они связывали отдаленные уголки страны, бывали очевидцаминародных бунтов, и казней, и покаяний. Они накапливали в себе богатыйматериал для размышлений и рассказов. Как же он реагирует на увиденное?Дети: Он полон сочувствия к закованной в цепи боярыне. Он ссостраданием смотрит на нее и в тоже время погружен в себя, как бы следуяза своей скорбной мыслью.Учитель: Да, из всей толпы он более других выражает раздумье поп поводупроисходящего события. За его широким поясом висит такая жестарообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как та, что свисает с рукибоярыни. Кто еще по вашему мнению выделяется из толпы народа на картине?Дети: Впереди в углу мы видим двух нищих: мужчину и женщину, они влохмотьях и сидят прямо на снегу, нищий мужчина крестит боярыню также двумяперстами, как и она, словно повторяет ее жест.Учитель: Это юродивый. Юродство в Древней Руси явление привычное,повсеместно распространенное. В народе они считались «божьими людьми» ипризнавались за праведников, которым ведомо прошлое и настоящее. Именнотакого убогого, но чистого душою человека мы встречаем в следующей сцене «Ухрама Василия Блаженного» оперы Мусоргского. Открыто высказывая народноемнение о преступлении Бориса, он нравственно возвышается над царскойвластью: «нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит». Еще кого вывыделяете из толпы?Дети: Красивая девушка склонилась в поклоне, они в синей шубке изолотистом платке, рядом девушка со скрещенными руками, на лице еесочувствие и сострадание, пожилая женщина как бы хочет сказать «О Боже мой,что же это такое!»Учитель: В этой стороне Суриков собрал людей сочувствующих боярынеМорозовой, поддерживающих и соболезнующих, хотя и не решительно. А если мыпосмотрим дальше, какие чувства выражены на лицах людей?Дети: Мы видим людей, лица которых выражают просто испуг, равнодушноелюбопытство и, наконец, недоброжелательство.Учитель: В какой фигуре выражено наиболее сильно враждебность ииздевательство?Дети: В фигуре смеющегося попика.Учитель: Сам В.Суриков говорил, что на картине он сначала писал толпу, ауже после боярыню, т.к. долгое время не мог отыскать, с кого можно былонаписать лицо боярыни. Перед этой картиной можно стоять часами, все времяотыскивая в ней что-то для себя новое. Переживать, удивляться и восхищатьсяи склонять свою голову, как народ в суриковской картине.




Похожие:

Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова iconРецензия на книгу Р. Г. Скрынникова “Борис Годунов”
В центре описания политических, экономических и социальных событий фигура русского царя Бориса Годунова (1552 1605) – одного из крупнейших...
Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова iconБорис Годунов

Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова iconБорис Годунов

Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова iconБорис Годунов

Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова iconКонтрольная работа по гармонии студентки ш курса заочного
Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Годунов» были «Картинки с выставки». Это стало новой страницей в творчестве...
Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова iconБорис Годунов Григорий Отрепьев

Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова iconРецензия на книгу Скрынникова Борис Годунов

Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова iconДокументы
1. /Борис Годунов и смута.DOC
Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова iconКруг чтения в 10 классе. Отечественная литература
...
Трагическая роль русского народа в произведении А. С. Пушкина Борис Годунов, в опере М. П. Мусоргского Борис Годунов и картине В. И. Сурикова Боярыня Морозова iconТест 1 Борис Годунов был избран царем на Земском соборе
Ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского освободило Москву от польских интервентов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы