Сущность и классификация политических режимов icon

Сущность и классификация политических режимов



НазваниеСущность и классификация политических режимов
Дата конвертации02.07.2012
Размер254,92 Kb.
ТипРеферат
Сущность и классификация политических режимов


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРИЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ: «Сущность и классификация политических режимов» Выполнил Рудюк Я.В. Группа ЭК-М-00 Шифр 00002 Принял Смирнов Т.А. НОРИЛЬСК 2002 ПЛАН: стр.Введение 3Сущность политических режимов 5Классификация политических режимов 7 Демократический политический режим 7 1. Авторитарный политический режим 8 2. Тоталитарный политический режим 10Политический режим РФ и его особенности 16Заключение 20Список литературы 21ВВЕДЕНИЕ. В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину«политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства,управления и устройства политической системы в целом. Именно в такойтрактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX –начала XX вв. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм,способов осуществления политической государственной власти в обществе,характеризует степень политической свободы, правовое положение личности вобществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществленияэкономической и политической власти господствующего класса. В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторонагосударственной власти и других институтов политической системы. Именночерез политический режим государство оказывает воздействие на общество. Нои сам политический режим по отношению к формам функционированиягосударственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можноопределить различные периоды жизнедеятельности основных институтовполитической системы общества, развития или эрозии демократии, степеньучастия масс в формировании органов власти. Политический режим каждой страны не только влияет на политическоеразвитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и самопределяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующегогосударства. В рабовладельческом обществе политический режим любогогосударства, так или иначе, был связан с делением людей на свободных ирабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним состороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал изкрепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократииполитический режим обуславливается фактом признания равенства всех людейперед законом при одновременном признании из неравенства по отношению ксобственности; в социалистическом обществе конституировалось формальноеравенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах. Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типамиполитических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной итой же формы правления могли существовать разные политические режимы.Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческимиреспубликами, но по характеру политических режимов существенно отличалисьдруг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизнипринимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическаявласть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки. В современном мире можно говорить о множествах режимах, которыенезначительно отличаются друг от друга. В данном реферате будут раскрыты сущность и классификация основныхполитических режимов, а так же будет рассмотрен политический режим РФ и егоособенности.СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ. Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XXвека; категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силусинтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонимаформы государства. По мнению других, политический режим вообще должен бытьисключен из состава формы государства, поскольку функционированиегосударства характеризует не политический, а государственный режим.Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманиюсущности политического (государственного) режима. Широкий подход относит политический режим к явлениям политическойжизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает егодостоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку онконкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и формугосударственного устройства, а также формы и методы осуществлениягосударством своих функций. Политический режим предполагает и требуетширокого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманиюполитических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах –государственной и общественно-политической; а также характеру политическойсистемы, включающей в себя государственные и негосударственные общественно-политические организации. Все составные части политической системы:политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а такжеи «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытываютзначительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм иметодов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь,поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействиеобщественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, наформу государства, в частности на политический режим. Таким образом, для характеристики формы государства имеет важноезначение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемови способов государственного руководства), так и в широком понимании(уровень гарантированности демократических прав и политических свободличности, степень соответствия официальных конституционных и правовых формполитическим реалиям, характер отношения властных структур к правовымосновам государственной и общественной жизни). В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые илиправовые способы осуществления власти, методы использования «материальных»придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские илидемократические приемы воздействия на население, идеологическое давление,обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан,участия в народа, политических партий, мера экономической свободы,отношение к тем или иным формам собственности и т. д. Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, посколькуна ту или иную разновидность политического режима оказывает влияниемножество факторов: сущность и форма государства, характерзаконодательства, фактические полномочия государственных органов июридические формы их деятельности, соотношение общественно-политическихсил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовойборьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на видполитического режима оказывают исторические традиции страны, а в болеешироком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера»,складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слояили вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима можетоказать воздействие и международная обстановка. На разных историческихэтапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы вконкретных государствах одного и того же времени. Политический режим, как правило, всегда является политико-правовымрежимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определениеполитического режима всегда связано с тем, в каких правовых илиантиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретнаяправовая система в содержании своих правоустановительных иправоприменительных актов, в организации политической и судебной власти,закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точноопределять вид политического режима, прогнозировать его динамику. Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы,подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамкахсовременного социального знания, имеет научное и практическое значение. Повиду политического режима подчас обозначают и само государство, егоприроду, поскольку политический режим воплощает самые основныехарактеристики государственного властвования. Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которыхгосударство управляет проживающими на его территории людьми, т. е.политического режима, становится также объективно необходимым дляпостижения формы (устройства) государства. Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяетвиды политических режимов, которые применялись в многовековой историигосударственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон междуавторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкалеполитических методов власти.КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можнопровести классификацию: . по тому, в чьих руках власть . по тому, как эта власть используется Типология политических режимов определяется не только социальнымифакторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными,мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразнаянравственная природа демократического режима предполагает признание такихобщегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова,политический плюрализм и т.д. Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот,навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную икультурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельногосподствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силойгосударства, гарантируется его репрессивными органами и стремитсяунифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное,в особенности тоталитарное, государство активно и прямо вторгается в непринадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности. Анализ различными школами политологов более ранних и нынешнихполитических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал вчистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политическиережимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов.Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешаетсялибо массами посредством революционных мер, либо правящими политическимиэлитами через проведение реформ и военных переворотов. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификацийполитических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные идемократические. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. Он основывается на демократических методах и средствах властвования иполитического участия народа в принятии властных решений. Характеризуетсяследующими чертами: 1. Источником власти в государстве является народ. Он избираетвласть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственноемнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть отпроизвола отдельных людей. 2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет своифункции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политическойжизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что незапрещено законом, а представителям власти — только та деятельность,которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами". 3. Для демократического режима характерно разделение властей(отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебнойвласти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшаяисполнительная власть (президент, правительство) имеет правозаконодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный органнаделен правом определять соответствие издаваемых законов конституциистраны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга. 4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять навыработку политических решений (путем одобрения или критики в средствахмассовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия впредвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработкепринимаемых решений гарантируется конституцией страны, а такжемеждународными правовыми нормами. 5. Важной характеристикой демократического политического режимаявляется политический плюрализм, предполагающий возможность образованиядвух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и ихвлияние на народ, существование на законных основаниях политическойоппозиции как в парламенте и вне его. 6. Демократический политический режим характеризуется высокойстепенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила ипринципы взаимоотношений государства и граждан. Демократический режим предполагает признание за гражданамишироких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии,формирование правительства теми партиями, которые одержали победу насоответствующих выборах и т.д. Авторитарный политический режим. Авторитарный режим – это система правления, при которой властьосуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Этоодна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступаетиндивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящаяэлитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случаеавторитарный режим называется абсолютной монархией. Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилияармии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивныйаппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средстванасилия, наоборот, держатся на виду. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правлениябольше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. Втаких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платитьналоги без личного участия в их обсуждении. Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократическиеинституты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическаямонополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключаетсядеятельность других политических партий и общественных организаций.Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделениявластей. Происходит строгая централизация всей государственной власти.Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящейавторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственныйпринцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме«Государство – это я», высказанном Людовиком XIV. Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются,превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующуюроль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи междуинститутами государства. Чаще всего наделена особой политической рольюармия. Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального иликоллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им недопускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть– принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается вте области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой.Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются)экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределахдопускается также независимость личности. Короче говоря, государстводифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институтыгражданского общества. В мировом обществе в XX веке имели место различные виды авторитарныхрежимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странахЛатинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказатьмонократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельныхгосударств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные,клерикальные и расистские режимы. Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или наоснове не развитой политической и социальной структур общества. Возможностьвозникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма кдемократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию,в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Онимогут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса.Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах ЗападнойЕвропы парламентский демократический режим оказался неспособным решатьнапряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарныесистемы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом ипосле второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономическихи социальных противоречий. Механизм утверждения авторитарных режимов включает какнезаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политическихинститутов и правителей, так и формально – демократические процедуры(например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главныетипы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) иперсональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма –господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная,реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий. Тоталитарный политический режим. Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формированиеполитических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадииразвития человечества, когда технически стали возможными не тольковсеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление еесознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный.Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения.Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивноезначение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное снацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим иобщественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервыепредложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена насоветскую и родственные ей модели государства. Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировойвойны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития»(Италия, Германия, Россия). Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями вдревность. Изначально его трактовали как принцип построения целостногоедино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретикирационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, ШанЯн, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованиемдоктрины сильного, централизованного государства, регулирующего всестороны общественной и частной жизни. Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряданемецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера инекоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленноеполитическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Политическое значение ему впервые придали руководители идеологифашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, ктопустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистскогорежима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась ототалитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем нетолько фашизм, но и политический режим в Советском Союзе. Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления егокритиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистскойИталии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годысталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изученияполитических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европынекоторых государств «третьего мира». Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, чтототалитарные режимы могут возникать на различной социально-экономическойбазе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут бытьследствием военных поражений или революций, появляться в результатевнутренних противоречий или быть навязанными извне. Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарнаядиктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих всетоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма: . всеобщая государственная идеология; . одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром; . монополия государства на средства массовой информации; . монополия государства на все средства вооружения; . особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе; . жестко централизованный контроль над экономикой. Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарногогосударственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокойдревности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться вдоиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщегохарактера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторамв Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращатьполитические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») втоталитарные. Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его савторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько частопрактикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы имтакже не пренебрегают. Не может служить достаточным критериемоднопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Сутьразличий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если приавторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению кгосударству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.Государство стремится к глобальному господству над всеми сферамиобщественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Властьпретендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в которомисчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические,профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальноеотчуждение индивида от власти. Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы:гражданское общество – государство, народ – политическая власть.Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своихсоциальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенностиорганизации тоталитарной системы государственной власти: . глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором; . господство репрессивных аппаратов; . упразднение представительных органов власти; . монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно- политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры. Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственнойидеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру(харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важнымпризнаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная еюспецифика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской ииных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма среднихклассов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии. Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционированиятоталитарных политических режимов. Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С нимсвязано во первых, распространение в таких странах мессианскоймоноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить,собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовканаселения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героическихзадач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры. В соответствии с установками тоталитарных режимов все гражданепризваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии,тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальнойидеологии преследовались. Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждениягитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь смассами, их поддержку с народами этих стран. Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия.Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей),выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий илииных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такаяпартия, как правило, создается до возникновения самого режима и играетрешающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. Приэтом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами.Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем,после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя квласти, такая партия становится государственной партией, партийные игосударственные структуры объединяются и сливаются, и сама властьстановится партийно-государственной. Специфическими чертами тоталитарного режима является организованныйтеррор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженностимасс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности спомощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состояниистраха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали,либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты,содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялисьникакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялисьрежиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целыхнародов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной странытакими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты,капиталисты и т.п. Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталинапоказывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан. Для тоталитарных режимов характерна монополия власти на информацию,полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтовдуховной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почтистопроцентная поддержка правящего режима. Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная чертатоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых,возможность распоряжаться производительными силами общества создаетнеобходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которойтоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых,централизованная экономика служит в качестве средства политическогоуправления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в теобласти народного хозяйства, где не хватает рабочей силы. Леворадикальные политические режимы для повышения производительноститруда в экономике использовали различные программы, побуждающие работниковк интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования вКитае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, иих результаты нельзя отрицать. Задача историков и политологов объяснить, не фальсифицируядействительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не толькоподнявшего две мировые державы, но и на десятилетия сковавшего мир страхомракетно-ядерной катастрофы. Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются всреднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где сменасуществовавших ранее социальных и политических структур, форм собственностина совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции,направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе всталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом. Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решализадачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разнымиметодами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали кнационализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формыпартийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом,равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства. Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появилисьвпервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитымидемократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель обществана корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм –на расово – этнической . Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить влиберальном обществе существующий порядок без коренной его ломки,посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельныхобщественных институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал всеусилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших натерритории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество. Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются властьимущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстныхэкономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарныережимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место,переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания,Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РФ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. В течении долгих десятилетий в нашей стране действовалаоднопартийная система, которая исключала возможность создания ифункционирования легальных оппозиционных партий. Официальной,государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современноедемократическое правовое государство предполагает развитое гражданскоеобщество, в котором взаимодействуют различные общественные организации,политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться вкачестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь вправовом государстве строится на основе идеологического, политическогомногообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путейформирования правового государства, одним из направлений этой работыявляется развитие гражданского общества, выступающим важным звеноммежду личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав исвобод человека; утверждение принципов политического плюрализма. Рассматривая государственное устройство Российской Федерации внастоящее время, можно сказать, что – Российская Федерация это федеративноегосударство (т.е. сложное, союзное государство как результат объединениягосударственных образований – членов федерации). Характеризуя формугосударства с точки зрения демократизма или антидемократизма, следуетпризнать, что в Российской Федерации – демократический режим. Основные принципы демократизма перечислены выше, однакодемократический режим предполагает признание за гражданами широких прав исвобод, легально действующие оппозиционные партии, формированиеправительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующихвыборах и т.д. Характерным признаком демократического режима в России, может служитьто обстоятельство, что в России сложился конституционный строй – такаяорганизация государственной и общественной жизни, где государство являетсяполитической организацией гражданского общества, имеет демократическийправовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь и достоинствопризнаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – являются основнойобязанностью государства. Если обратится к конституции Российской Федерации, то в преамбуле иглаве 1 Конституции выражена целостная система принциповконституционного строя. Эту систему принципов можно условно поделить нанесколько групп: . организация государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; разделение властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Россия - часть мирового сообщества. . основы взаимоотношений государства и человека, гражданина; правового статуса человека и гражданина. Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина, их защита и соблюдение - обязанность государства. . основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства. Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию какдемократическое государство[1]. В преамбуле Конституции утверждаетсянезыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, чтоносителем суверенитета и единственным источником власти является еемногонациональный народ[2]. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля своювласть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни былосоциальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах.“Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват властиили присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону”[3]. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободныевыборы), а также через органы государственной власти (прежде всегопредставительные). Российская Федерация - федеративное государство. Верховенство права - один из важнейших принципов конституционногостроя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Органыгосударственной власти, местного самоуправления, должностные лица, гражданеи их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Разделение властей выступает как принцип организации государственнойвласти в правовом демократическом государстве. Разделение властейограничивается распределением функций и полномочий между различнымигосударственными органами. Верховенство государственной власти характеризуется тем, что онаопределяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общийправопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участниковобщественной жизни. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов навсей территории Российской Федерации - главное выражение верховенствагосударственной власти. Единство государственной власти выражается в наличии единого органаили системы органов, составляющих в своей совокупности высшуюгосударственную власть. Это означает, что государственные органы,осуществляющие свои полномочия, выполняют общие, единые задачи государства.Поэтому и при разделении властей органы государства должны действоватьсогласованно, не принимать взаимоисключающих решений. Независимость власти означает самостоятельность государства вотношениях с другими государствами. Российская Федерация самостоятельноопределяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступаетсубъектом международного права. Она постоянный член Совета БезопасностиООН. Основы конституционного строя охватывают также принципывзаимоотношений государства и человека, гражданина. Для демократического государства характерно то, что оно находится наслужбе человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемыеправа человека и гражданина, государство выполняет возложенную на негообществом обязанность. Это не исключает ответственности человека игражданина перед государством, обязанностей граждан по защите егоинтересов. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существованиеполитического многообразия, многопартийности [4]. Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономическойдеятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФсоставляет рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономическойдеятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие формсобственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются изащищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иныеформы собственности. Государство гарантирует единство экономическогопространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение вКонституции, сводят до минимума вмешательство государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская Федерация -социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себязаботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитиечеловека. Основные задачи социального развития российского обществаопределяют и основные направления социальной политики Российской Федерации:охрана труда и здоровья людей, установление гарантированной оплаты труда,обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб,установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальнойзащиты. "Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти" - Б.Н. Ельцин. Реальные демократические преобразования в стране начались со второйполовины 80-х годов в годы перестройки, особенно после пораженияавгустовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип"демократического государства", были отменены репрессивные, и иныереакционные институты и положения, стали развиваться демократическоезаконодательство, система правосудия (созданы Конституционный судРоссийской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации).Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав исвобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признаетприоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод,чести и достоинства человека, главная обязанность государственной власти. В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированиемдемократического государства, следует рассматривать развитие исовершенствование законодательства, формирование новой по существуправовой системы.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Современные политологи выделяют два наиболее общих политическихрежима: демократический и антидемократический. Среди демократических самымираспространенными в мире являются парламентский и президентский режим.Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный итоталитарный. Политический режим как способ функционирования той или другойполитической системы определяется как социальными факторамисоответствующего государства, так и нравственными, моральными имировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политическиережимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используютсядвойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный ит.п. Через политические режимы правящие субъекты оказываютнепосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека вотдельности. Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, даетболее широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другиетипы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоленияразличных видов диктатуры и деспотических правлений. Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, чтоантидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мирэволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникаетнадежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой.Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Основы государства и права. Под ред. О. Е. Кутафина – М., 1997. 2. Теория государства и права. А. И. Коваленко – М., 1994. 3. Государство и право. С.С. Алексеев – М., 1993 4. Конституция Российской Федерации. 5. Демократия и тоталитаризм. Арон Р. – М., 1993. 6. Какой политический режим возможен сегодня в России. Клямкин И.М. Полит. иссл. 1993 - №5. 7. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - № 8.-----------------------[1] Ст. 1 Конституции РФ[2] Ст. 3 Конституции РФ[3] Ст. 3, п. 4 Конституции РФ[4] Ст. 13 Конституции РФ




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сущность и классификация политических режимов iconРеферат по дисциплине "Политология" "Сущность и классификация политических режимов"
Охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина
Сущность и классификация политических режимов iconКлассификация политических режимов

Сущность и классификация политических режимов iconХарактеристика политических режимов
Характерные черты тоталитарных режимов. Особенности авторитарных политических систем. Авторитаризм и демократия
Сущность и классификация политических режимов iconПрограмма дисциплины «Трансформации политических режимов в современном мире» Для направления 030200. 68 «Политология»
«Мировая политика и международные отношения». В особенности, курс «Трансформация политических режимов в современном мире» подкрепляется...
Сущность и классификация политических режимов iconПрограмма дисциплины «Трансформации политических режимов в современном мире» Для направления 030200. 62 «Политология»
«Мировая политика и международные отношения». В особенности, курс «Трансформация политических режимов в современном мире» подкрепляется...
Сущность и классификация политических режимов iconПонятие и типология политических режимов
Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность
Сущность и классификация политических режимов iconПолитический режим. Типология политических режимов реферат по политологии политический режим. Типология политических режимов. Студента 2-го курса очного отделения олейника ильивалерьевича петрозаводск 1997 оглавление1

Сущность и классификация политических режимов iconИстории известно огромное множество политических систем и лежащих в их основе политических систем и лежащих в их основе политических режимов, выработанных различными эпохами, народами и культурами
Истории известно огромное множество политических систем и лежащих в их основе политических систем и лежащих в их основе политических...
Сущность и классификация политических режимов iconХарактеристика политических режимов

Сущность и классификация политических режимов iconВиды политических режимов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы