Семья в римском частном праве icon

Семья в римском частном праве



НазваниеСемья в римском частном праве
Дата конвертации02.07.2012
Размер188.08 Kb.
ТипРеферат
Семья в римском частном праве


vit@media.prp.ruМГУК, Скрипилев Е.А. (Почтенный человек)N.В.С. СодержаниеВведение 2I. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. 3II. Брак. 4III. Личные и имущественные отношения между супругами. 8IV. Patria potestas. 11Список источников и литературы 16 ВведениеСемья- ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских,нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако мы небудем сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшегосоюза людей, ибо нас интересуют государственный и правовой аспекты семейнойорганизации. Видимо, мы не ошибемся, сделав утверждение, что от благополучиякаждой отдельной семьи будет в конечном итоге зависеть благополучие ипоступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, рольее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой- либо исторической ситуации. Целью нашей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи ибрака как способа ее создания в древнем Риме. Общий план введения требует сказать несколько слов об источниках поданной теме. На наш взгляд, литературы по нашей теме предостаточно. Вопросысемьи и брака освещены в них достаточно полно. Конечно, мы не моглииспользовать все известные научные труды в работе над рефератом, нопостарались выбрать наиболее общепризнанные. Особняком стоят XII таблиц.Считалось, что это был основной источник публичного и частного права вРиме, поэтому мы не могли не обратиться к нему. Надеемся, результатом плодотворной работы над данной темой будетглубокое понимание вопросов римского семейного строя.I. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называлего "исключительным достижением" римского народа. Что позволяло емуговорить таким образом? Во- первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел наддетьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери ивсеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в областисемейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas.В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного итого же paterfamilias. Все они именуются sui- "свои", тогда как отецсемейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный"[1]. Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый планвыдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связькогнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая.В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети inpatria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные невласти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а властиэтого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этойсемье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, personasui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полнойправоспособности не имеет.
Третья особенность заключалась в том, что термином familiaобозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и дажевещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремилиськак- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи.[2] Вдревнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существумало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestasот права собственности на раба проявлялось лишь в момент смертиpaterfamilias: право собственности на раба переходило к наследникуpaterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживалиcapitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, аизменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи(для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.[3] По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическоеи когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений вРиме останется непонятным.[4] Подчинением власти одного и того жеpaterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемоеагнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая подвласть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев ит.д. Явившееся следствием развития производственных отношений разложениепатриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобреталородство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближалоримскую семью к ее современной модели. На наш взгляд, об определениистепени родства уместно будет рассказать в главе о браке.II. Брак. Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестинопределял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общностьбожественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка бракане соответствовала реальному положению вещей: даже в классический периодженщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О.Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулированиябрачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: какпроявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняетсяустановлениям гражданского права, как проявление требований "божественногоправа" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиямморального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.[5] Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimoniumiustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, иmatrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От бракаследует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а неслучайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающеетребованиям законного брака.[6] Конкубина не разделяла социальногосостояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas.Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина вреспубликанскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной иодновременно в конкубинате с другой. В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося вразных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личныеотношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери вотношении детей, и прекращавшегося в разном порядке. Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, всилу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под властьдомовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой бракнеизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была personasui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась personaalieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступивв этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, еслимуж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа. Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставаласьподвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешнеэтот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладалособым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Бракsine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в домемужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XIIтаблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собойвласти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодноотлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичноедавностное владение ею.[7] По мнению профессора Е. Флейшица, невозможнодать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогусвободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная попоследствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias.[8] Нет сомнений втом, что было время, когда manus и брак совпадали. Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manuи брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения ипрекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенныхобрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актомнеформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическоесостояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно,что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна.Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и посвободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu могпроизойти лишь по инициативе мужа. Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие нажизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачныхотношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительныхизменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность занарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничениядля мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие мерыне поколебали основной концепции брака sine manu как свободноустанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснениедревнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейшихчерт римского брачного права.[9] Неоднозначное правовое происхождение института брака в целомопределило сложность его юридической конструкции в римском праве. Бракхарактеризуется:1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили, безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальныхкачеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" междулюдьми одного пола, а также между партнерами несоответствующеготрадиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14лет для мужчин и в 12 лет для женщин.3. Согласием партнера;4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при которомсексуальные отношения заранее исключаются, не может считатьсядействительным;5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общеехозяйству, живут вместе и т. п.Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовойсмысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другоекачество либо служит основанием для признания брака недействительным.[10] Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое iusconubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании немогли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. Позаконодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почтивсе подданные Римского государства, отсутствие conubium могло бытьследствием близкого родства или свойства. Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одноот другого, называются родственниками по прямой линии. Степениагнатического родства по прямой линии определялись числом рождений,отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первойстепени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно отдругого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии.Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявшихдвух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образомбратья были агнатами второй степени. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражениясогласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законногобрака налицо ) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cummanu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершениеопределенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало триспособа установления manus: confarreatio, coemptio, usus). Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своемправовом значении события: обручение и собственно брачная церемония.Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лицalieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднееобручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Вдревнейшее время нарушение обручения давало другой стороне правопотребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушениеобручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать всуде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона,нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим всепредусмотренные правом последствия личного и имущественного характера,признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры толькосимволизировали заключение брака, но не считались формальными условияминаступления брачных связей.[11] С развитием права шел процесс отмирания илиослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходилоутверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, закоторым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domumnuptias. Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, атакже между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит кобщему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и ксвойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялисьеще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистратне мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.[12] Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, такжетолько по правовым основаниям. Таковыми являлись:1. Смерть супруга2. Заявление об отказе от брачного союза- развод3. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более- утратой свободы, или изменением гражданства.Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдномусогласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа отбрачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римскогобрачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периодареспублики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречилиучению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ниотменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественныхпоследствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак былпрекращен разводом.III. Личные и имущественные отношения между супругами. Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанностисупругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнероввнутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось попреимуществу требования обязательного характера, тогда как мужупредоставлялись значительные права в отношении жены. Личные и имущественные отношения между супругами были глубокоразличны в браке cum manu и sine manu. В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье,подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestasотца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену припомощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправеналожить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабыи дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Всеимущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили кмужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем онабудет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положениежены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейныхотношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний,не выслушав совета родственников по этому вопросу. Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается inpatria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае,если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака онаостается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей добрака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, чтоона приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manuдействовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатсяна мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имуществожены.[13] Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специальногоразрешения супруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или еепрежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявитьмужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводузлоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любуюимущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как необладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своимимуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное правовыступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась насупругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества поуголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полнаяюридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчатьсякак в личных, так и имущественных отношениях. Независимо от формы брака на особом правовом положении находились двекатегории брачных имуществ: приданное (dos) и брачные дары (dos propternuptias). Термином приданное обозначаются вещи или иные части имущества,предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом дляоблегчения материальных затруднений семейной жизни.[14] Вдревнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu,специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому,если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное невыделялось из всего остального имущества, приносимого женой и поступало всобственность мужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного какимущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим.Примерно за 2 века до н. э. стало входить в правило заключать устноесоглашение, по которому муж принимал обязательство возвратить приданное вслучае прекращения брака. В классический период приданое получает специальную регламентацию. О.Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передачеприданого, который должен был содержать условия и оговорки относительносудьбы приданого при прекращении брака (идет ли оно после смерти жены мужу,после смерти мужа- жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого ит. п.)[15] В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если приустановлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основеи давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращалприданое безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения небыло, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, ноне ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю насодержание оставшихся при нем детей и прочие нужды. При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены черезобъединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было лизаключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперьиск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, ноза вычетом суммы необходимых издержек. Брачные дары представляли собой как бы "приданое наоборот", это былподарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходезаключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства.Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороныне могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Сначала это дарениесовершалось до брака (т. к. дарения между супругами запрещались) и поэтомуназывалось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и вовремя брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеруэто имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось всобственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужаоно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалось право женытребовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа.IV. Patria potestas. На наш взгляд, начать эту главу следует с рассмотрения вопроса овзаимоотношениях между матерью и детьми. Эти отношения глубоко различны взависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sinemanu. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis ивместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если мужсам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболеетесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана сдетьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старойсемьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее иосуществляют над ней опеку. Теперь перейдем к рассмотрению взаимоотношений отца и детей.Эти отношения были построены иначе, чем отношения матери и детей: для этихотношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu.Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas.[16] Поопределению Гая "под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины,семейной же власти мужа подчиняются только женщины."[17] Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако,смягчалась. Основной причиной для этого являлись распад прежнейкрестьянской семьи и развитие ремесел: сыновья все более ведутсамостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретаютсамостоятельно положение в уже постоянной армии и государственном аппарате.Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умеряласьвоздействием семейного совета. В конце республики и в начале периодаимперии был введен ряд ограничений прав paterfamilias на личность детей. Подвластный сын имеет и libertas, и civitas; в области публичногоправа он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности. Но всемье он всецело подчинен отцовской власти, притом возраст значения неимеет, и даже когда он уже состоит в браке и имеет детей. Важноподчеркнуть, что власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоимродителям. Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами:они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но исостояли "под властью" особого рода, которой предполагались дополнительныеправовые возможности родителя по отношению к детям.[18] Под отцовскую власть дети попадали тремя путями:1. Через рождение в законном браке2. Через усыновление3. Через узаконениеВ Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденныйзамужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будетдоказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного вбраке, считается муж. Эта формула будет затем усвоена кодексом Наполеона,как и многое другое.[19] Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей толькоот конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детейданных родителей, рожденных ими вне законного брака. Существовало несколькопутей (способов) узаконения:1. Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;2. Путем последующего брака родителей;3. Путем издания специального императорского указа. В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лица,рожденных от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливалоотцовскую власть над посторонним лицом. Узаконение различалось двух видов:1. Arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris. В древнейшие времена arrogatio производилась на народном собрании при участии верховного жреца и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. Однако, в более поздние времена, с окончательным прекращением созыва народных собраний, arrogatio производилась путем получения на то императорского рескрипта.2. Adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris. Adoptio производилась первоначально сложным обрядом манципации, только Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом. Теперь этот вид усыновления совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.До Юстиниана adoptio, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическуюсемью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожалаpatria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследованияусыновленного после усыновителя. Можно выделить общие необходимые условия усыновления:1. Усыновлять мог, как правило, мужчина;2. Усыновитель должен быть persona sui iuris3. Усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом былиразличны на разных этапах римской истории. Власть отца семействапредполагала следующие права в отношении детей:. право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;. право оставить новорожденного безнадзорным;. право- обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми. Ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;. продать сына или дочь в рабство;. право на виндикационный иск в отношении удерживающих его детей.С течением времени столь суровая власть смягчилась. В конце концов властьотца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, кобязанности детей оказывать уважение родителям. В сфере имущественных отношений дети были, по- видимому, ранодопущены к совершению сделок от своего имени, т. е. обладали iuscommercium. Но все права из таких сделок возникали для paterfamilias.Обязанности же из этих сделок для него не возникали. Одновременно споследовательным ограничением власти мужа над женой и расширением кругаюридических последствий из сделок рабов осуществляется процесс постепенногопризнания право- и дееспособности подвластных детей. В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабуимущество в самостоятельное управление. Такое имущество называлосьpeculium. Следует подчеркнуть, что пекулий- имущество, предоставляемоеподвластному только в управление и пользование; собственником пекулияостается домовладыка. Пекулиарные отношения отца и сына во многом похожи наотношения по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица,вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие жедополнительные иски, какие давались из сделок рабов. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, апросто возвращается в непосредственное обладание отца. В случае смертидомовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальнымимуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и отецпри этом не потребовал пекулий, то последний считается подаренным сыну. В связи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторыедругие изменения. В связи с данной практикой было признано возможнымустановление "натуральных" обязательственных отношений между членами однойсемьи. С течением времени наряду с этим видом пекулия появились иные,значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных исделавшие их полноценными участниками гражданского оборота. Например,военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, нои принадлежал ему на праве собственности за некоторыми ограничениями иисключениями. С начала 4 века н. э. юридическое положение военного пекулиябыло распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные нагосударственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качествеадвоката. Наконец, с признанием права наследования детей после матери,состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний состороны paterfamilias имущество, унаследованное детьми от матери. В 4 в. н.э. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом paterfamiliasна пожизненное пользование и управление им. Развитие завершилосьпостановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на тосостоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средстваотца, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгодудля paterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным,желая подарить его, но которое осталось собственностью отца в силунедействительности сделок между ним и подвластными детьми. Все остальныеимущества принадлежат подвластному. Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертьюдомовладыки или посредством особого высвобождения из- под власти.Высвобождение было либо добровольным актом домовладыки (manumissio),который приравнивался к высвобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушение обязанности родителя в отношении детей); или по силечастного права. После emantipatio отец сохранял право на пользованиеполовиной имущества сына. Наконец, стоит кратко рассказать об опеке и попечительстве.Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторымособым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своейгражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека(tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также раноутратившая практическое значение опека над женщинами( , и попечительство(cura) над безумными, над минорами, над расточителями. Различие междуопекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна ипопечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силусделкам, к совершению которых подопечный неспособен; попечитель же выражаетсвое согласие неформально, возможно даже неодновременно со сделкой.Например, женщина, которая оставалась в зависимости от опекуна, не можетсоставлять завещания без его согласия; в противном случае, завещание ее погражданскому праву, будет недействительно.[20] Список источников и литературы1. Новицкий И. Б. Римское право. М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.2. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: "Манускрипт", 1994.3. Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М.: Юристъ, 1996.4. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. М.: Юрид. лит., 1991.5. Всеобщая история государства и права/ под ред. К. Батыра. М.: Былина, 1995.6. Косарев А. И. Римское право. М.: Юрид. лит., 1986.7. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М.: Гардарика, 1996.-----------------------[1] Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 63.[2] Косарев А. И. Римское право, с. 55.[3] Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С.Перетерского, с. 124.[4] Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 64.[5] Омельченко О. А. Основы римского права, с. 132.[6] Новицкий И. Б. Римское право, с. 63.[7] Законы XII таблиц, таблица VI, п. 4.// Черниловский З. М. Хрестоматияпо всеобщей истории государства и права, с. 50.[8] Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С.Перетерского, с. 127.[9] Там же, с. 130.[10] Омельченко О. Указ. соч., с. 133[11] Омельченко О. Указ. соч. с. 135.[12] Новицкий И. Б. Указ соч. с. 65.[13] Всеобщая история государства и права/ под ред. К. Батыра, с. 101.[14] Новицкий И. Б. Ука. соч. с. 66.[15] Омельченко О. Указ. соч. с. 139.[16] Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С.Перетерского, с. 140[17] Институции Гая, Книга 1, п. 109// Черниловский З. М. Хрестоматия повсеобщей истории государства и права, с. 57.[18] Омельченко О. Указ. соч. с. 139.[19] См. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 75.( В XII таблицах сказано: "предки утверждали, что даже совершеннолетниеженщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою.Исключение допускалось только для дев- весталок, которых римляне в уважениек их жреческому сану освобождали от опеки. Так оно было постановленозаконом XII таблиц". (таблица V п.1)[20] Институции Гая, книга II, п. 118// Черниловский З. М. Хрестоматия повсеобщей истории государства и права, с. 62.




Похожие:

Семья в римском частном праве iconСуд и процесс в римском частном праве

Семья в римском частном праве iconПонятие и виды договоров в Римском частном праве

Семья в римском частном праве iconРефера т тема: “Заем и ссуда в римском праве. Общее и особенное.”
В римском праве выделяют четыре основных вида контрактов: реальные, вербальные, литеральные и консессуальные
Семья в римском частном праве iconЮридические лица в Римском праве

Семья в римском частном праве iconЗаем и ссуда в Римском праве

Семья в римском частном праве iconВведение 2 I. Институт морального вреда в российском праве: теоретико-исторические аспекты 4
...
Семья в римском частном праве iconПравовладение и его виды в Римском праве

Семья в римском частном праве iconПонятие и классификация договоров в римском праве

Семья в римском частном праве iconОбязательство м его виды в римском праве

Семья в римском частном праве icon1. Римский гражданский процесс: понятие, формы, основные черты, вещи в римском праве. Классификация вещей задание. Римский гражданский процесс: понятие, формы, основные черты. Понятие вещи в римском праве
Римский гражданский процесс: понятие, формы, основные черты, вещи в римском праве. Классификация вещей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы