Функции государства: понятие и классификация icon

Функции государства: понятие и классификация



НазваниеФункции государства: понятие и классификация
А.В. Научный
Дата конвертации02.07.2012
Размер370.61 Kb.
ТипРеферат
Функции государства: понятие и классификация


ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Кафедра правоведения. Курсовая работа на тему: «Функции государства: понятие и классификация» Выполнил: студент группы Н1-1 Разгильдеев А.В. Научный руководитель: к.ю.н., доцент Титушкина Е.Ю. Москва – 2002г. Функции государства: понятие и классификация. СОДЕРЖАНИЕ:Введение. 3Раздел I. Понятие функции государства. 5 Глава 1. Понятие и содержание функции государства. 5 Глава 2. Признаки функций государства. 12 Глава 3. Развитие функций государства. 12Раздел II. Классификация функций государства. 15 Глава 1. Критерии классификации. 15 Глава 2. Внутренние и внешние функции государства. 19 А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 19 Б) Внутренние функции государства. 22 В) Внешние функции государства 25 Глава 3. Эволюция и особенности функций Российского государства. 27Заключение. 33Список использованной литературы. 35Введение. Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является однимиз важнейших в общей теории государства. Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущностьгосударства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служитпредпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых,функции государства определяют его структуру. Иными словами, структурагосударственной деятельности определяется системой тех общественныхотношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и еёневозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государствомобщественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменениюструктуры. Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненнойактуальностью в современный период. В советской юридической науке былвыработан взгляд на проблему государства, служивший в течение рядадесятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановкаизменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования внашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году вжурнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой«Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россиейстоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Болеетого, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделенияновых функций, присущих современной России. И наконец, вопрос функций государства остается и к настоящему временидискуссионным. Существуют различные подходы к их определению иклассификации. В юридической литературе встречаются во многомпротивоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах журналовзачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новыхучебниках и монографиях. В советское время, насколько это было возможно, данным вопросомзанимались многие ученые. Работы М.И.Байтина, Н.В.Черноголовкина,В.В.Лазарева используются в моей работе. Именно в период СССР зарождалисьосновные споры по этому вопросу, появлялись первые научные исследования,оформлялись точки зрения. С начала 90-х гг. XX в. своих трудах такжезначительное место уделяли проблемам функций государства М.Н.Марченко,С.А.Комаров, А.Б.Венгеров. Они не ограничивались формальным изложениемтемы, останавливаясь на принципиальных спорных вопросах. Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функциигосударства», с учетом специфики российского государства, и условийсложившихся к 2002 году. Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач: - раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства; - раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия; - выделение формальных признаков функций государства; - характеристика различных классификаций функций государства, спорных и новейших критериев классификации; отношение современных ученых к общепризнанным в советское время критериям классификации; - проследить эволюцию функций советского государства, а затем проанализировать предложения современных ученых о выделении новых функций, характерных для России; - кратко рассмотреть взгляды зарубежной юридической науки, на понятие, сущность и классификацию функций государства.Раздел I. Понятие функции государства.Глава 1. Понятие и содержание функции государства. Термин «функция» в отечественной и иностранной научной литературеимеет различные значения. Само понятие «функции» не является собственноюридическим. В философском и общесоциологическом плане оно рассматривается как«внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системеотношений»; как совокупность обычных или же специфических действийотдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостьювыживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лицспецифических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессевыполнения ими служебной деятельности (функции врача, полисмена и.т.п.)[1] Применительно к государству трактовка термина функции становится ещеболее многогранной. В трудах значительной части правоведов стран ближнего и дальнегозарубежья функции государства рассматриваются как основные направления егодеятельности, как стороны их социального назначения, виды социальнойдеятельности. Подобную точку зрения высказывает и И.С. Самощенко. Онсчитает, что функции государства – это его социальное назначение внутри ивне страны.[2] Широкое признание имеет определение функций государства какнаправления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются иконкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели,закономерности развития.[3] Аналогичный взгляд с некоторыми модификациямина понятие функций государства выражен в работах ряда правоведов ифилософов: Н.Г. Александрова, М.А. Аржанова, Л.И.Загайнова, А.И. Лепешкина,Г.Н. Манова, В.С. Петрова, М.И. Пискотина, Н.В.Черноголовкина, В.М.Чхиквадзе и др. Они считают, что рассмотрение функций государства в аспектеего социального назначения, безусловно, заслуживает самого пристальноговнимания. Однако социальное назначение и функции государства, по их мнению,– явления, хотя и соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие,так как социальное назначение государства – это его историческая миссия,обусловливающая существенные направления, стороны деятельности государства,т.е. его функции. Н.В.Черноголовкин, ссылаясь на двойственный характер природы всякойфункции, применительно к функции государства определяет ее не как«способность, свойство», а как «реализацию способности» – сторонудеятельности.[4] По его мнению, в понятийном аппарате теории государства иправа функция государства занимает место между «сущностью» государства иего «деятельностью». М.И.Байтин подчеркивает, что в связи с многообразием государственнойдеятельности и общественных отношений перед теорией государства встаетпроблема определения основных направлений его внутренней и внешнейдеятельности, в которых выражается и конкретизируются его классовая иобщечеловеческая сущность и социальное назначение.[5] Однако, нельзясчитать, что в функциях государства находит отражение лишь его сущность. Угосударства возникают задачи и функции, обусловленные особенностямипереживаемого момента, политическими особеностями, спецификой управленияобществом. А.П. Глебов определил функцию государства как социально-классовоеназначение государства, реализующееся в целенаправленном его воздействии наобщественные отношения (объекты функций).[6] В ряде работ функции государства рассматриваются, например, каксущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешнейсферах, как отношение политически господствующего класса к остальнымклассам и политическим группам и др.. Сторонники первого тезиса по существуставят знак равенства между сущностью и функциями государства, второго –допускают элемент смешения понятия функций государства с известнымленинским определением политики как области отношений всех классов и слоевк государству.[7] Ряд авторов, и в частности В.М. Манохин, под функциями государствапонимают не «направление», а «части его деятельности», из которых слагаетсявся государственная работа, и подчеркивают, что представление о функцияхгосударства дает практическая деятельность государственного аппарата.[8] Сэтим мнением вряд ли можно согласиться полностью, так как далеко не всякуюдеятельность или часть деятельности государства следует отождествлять спонятием «функция государства». К тому же в данной трактовкегипертрофируется роль государственного аппарата. Совершенно обособленно выглядит толкование функции государства Л.И.Каском и Л.В. Николаевой, которое основывается на философской трактовкекатегории функции как цели деятельности конкретного субъекта, каксистемообразующего фактора такой деятельности. Иными словами, под функциейгосударства эти авторы понимают его конечные цели, которые остаютсянеизменными на всем протяжении существования государственности или, вовсяком случае, на протяжении существования государства определенногоисторического типа.[9] Некоторые авторы исходят из отождествления функций государства с егодеятельностью. При определении функции они используют такие категории как«управление», «воздействие» и т. д. Например, такой точки зрения придерживается В.Н.Хропанюк. Егоопределение функций государства подвергается серьезной критике в журнале«Государство и право» при обсуждении концепции нового учебника по Теориигосударства и права. «Функции государства, - пишет В.Н.Хропанюк, - этоосновные направления его деятельности, в которых выражается сущность исоциальное назначение государственного управления обществом»[10]. Опять неточно (в журнальной статье указываются недочеты учебника В.Н.Хропанюка –А.Р.). Почему «управления»? В функциях государства выражается сущность исоциальное назначение самого государства. «Сущность и социальное значениегосударственного управления» выражаются в функциях государственногоуправления, которые не следует отождествлять с функциями государства.[11] Л.А.Морозова предлагает трактовку функций не только как направленийдеятельности государства, но и как механизм государственного воздействия наобщественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции втех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредствомпроводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулированияобщественных отношений воздействует на состояние общественныхпроцессов.[12] Однако, С.А.Комарову представляется, что включение механизмагосударственного воздействия на развитие общественных процессов в понятиефункции государства не совсем справедливо, так как тем самым делаетсяпопытка свести функции государства в целом к функционированию егомеханизма, а также подменить функционирование государства различнымиспособами правового воздействия, хотя в науке существует такоесамостоятельное понятие, как правовые формы осуществления функцийгосударства.[13] Зарубежные юридические и политические теории сводят проблему функцийгосударства к деятельности его отдельных органов и обсуждаютзаконодательную, судебную, налоговую и тому подобные функции государства.Некоторые западные авторы выделяют функции государства как организациизащиты «общего блага», «всеобщего благоденствия», «охраны справедливости».В целом для западного учения о государстве характерно понимание функцийгосударства, основанное на отрицании закономерной зависимости сущностигосударства и реального содержания его деятельности от материальных иэкономических условий существования господствующих классов.[14] Например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении деятельностигосударства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица икак своеобразной корпорации, внимание уделяется лишь попыткам проведенияразличий между государством-корпорацией и другими сопредельнымикорпорациями. Государство, пишет в связи с этим Г.Кельзен в своей широко известнойработе «Общая теория права и государства», если рассматривать его как«чисто правовой феномен, как юридическое лицо», есть не что иное, каккорпорация. «Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорацияотличается от других корпораций»[15] Что касается нашего недавнего прошлого, то в 60-е годы в советскойюридической науке получило широкое распространение представление о функцияхгосударства как о предметно-политической характеристике содержания егодеятельности.[16] С.А.Комаров рассматривает функции государства в логической связи«цель-задачи-функции» и на этом основании дает следующее их определение:«Функции государства – это основные (главные) направления (стороны, виды)деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач длядостижения определенных целей, обусловленных как классовой, так иобщесоциальной его сущностью и социальным назначением»[17] Такоеопределение, как мне кажется, обладает логической выстроенностью изаслуживает внимания. Таким образом, анализ научной полемики по вопросу о понятии функцийгосударства показывает, что, несмотря на определенные расхождения вопределении этого понятия, идет тенденция к сближению взглядов,использованию всего наиболее рационального, что внесено в теоретическуюразработку данной проблемы различными авторами. С учетом достигнутого кнастоящему времени уровня разработанности концепции идет процесссинтезирования существующих толкований и точек зрения, что позволяет взначительной мере преодолеть противоречия и расхождения. Многиетеоретические воззрения все больше сводятся к признанию того, что во всехслучаях обсуждения функций государства речь идет о деятельности и ролигосударства, а функции государства в любой исторический периодобусловливаются объективными общественными потребностями.[18] Понятие функции государства появилось и стало развиваться напредыдущем этапе развития отечественной истории государства и права. Врамках марксистко-ленинского подхода выделялась классовая сущностьгосударства, а предмет, направление и содержание деятельности государстваизменяются в зависимости от изменения классовой сущности и формыгосударства. На современном этапе также сохраняется классовый подход к деятельнойстороне государства, но с важным уточнением: расширяется и углубляетсяпонимание социального назначения государства, отвергается жесткая связьмежду изменениями классовых характеристик государства и его функций. Какпоказала история, эта связь более многогранна, а на функции более влияют нестолько классовые характеристики государства, сколько новые условия ипроблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации(экология, ядерное вооружение, демография, сырьевые и иные глобальныепроблемы).[19] Как справедливо отмечает Л.А.Морозова, общесоциальная деятельностьгосударства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений исвязей внутри общества, его целостность и единение на базе общественныхинтересов. Чем больший удельный вес общесоциальных функций, тем выше рольгосударства как инструмента преодоления противоречий, средства достиженияобщественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая рольгосударства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности отиспользования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще емуприходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистическихинститутов и идей, например к идее правового государства, господства правав общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защитынациональных меньшинств, различным формам участия населения вгосударственной и общественной жизни, к поддержке начал самоуправления,обеспечению свободы печати и гласности, судебной защите прав законныхинтересов гражданина и др..[20] В этой связи рассмотрим содержание функций, присущих государствамразных общественно-экономических формаций по мнению С.А. Комарова.[21] Итак, функции государств эксплуататорских типов имеют существенныеобщие черты: 1) ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется; 2) охрана частной собственности на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности; 3) обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику. Функции государства демократического типа противоположны в своемсодержании функциям эксплуататорских государств: 1) второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое значение, хотя рецидивы могут быть; 2) охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства; 3) ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам; 4) целенаправленность функций на решение задач демократического строительства. В деятельности государства присутствуют одновременно как классовые,так и общесоциальные начала. Таким образом, по источникам возникновения функции государства можноподразделить на: А) вытекающие из классовых противоречий; Б) вытекающие из потребностей общества.Глава 2. Признаки функций государства. Можно выделить следующие признаки функций государства:[22] 1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе, либо на протяжении своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере. 2. В функциях выражается сущность государства. 3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность. 4. Функции государства – понятие управленческое. Они концентрируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.( 5. Реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами. Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что вдействительности речь идет о функциональной характеристике государства, оналичии у того или иного государства соответствующих функций.Глава 3. Развитие функций государства. Появление тех или иных новых функций на различных этапах развитиягосударственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новойсущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менеепричинная зависимость все же характеризует функции государства, которыепредставляют собой важнейшие направления деятельности государства вопределяющих областях его существования в экономической, политической,социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностнымизменениям государства. Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильныхэтнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальныхособенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства,появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества,может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторыестарые функции. В государственности того или иного общества сохраняетсяпреемственность функций, но действует и механизм обновления функций.Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные,субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не толькота или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формыгосударства. На протяжении долгого времени в науке поддерживался искусственноклассовый подход, не всегда обращалось внимание на особенностьфункционирования государства в интересах всего общества. Но в наше времяможно с уверенностью сказать, что любое государство осуществляетобщесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всегообщества, всех классов, социальных групп и слоев населения. Как отмечает в А.Б.Венгеров, прежде всего на функции оказываетопределяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всейцивилизации. Функции всех без исключения современных государств подверженывоздействию научно-технических достижений ХХв.(а теперь уже и ХХI – А.Р.).Это воздействие двояко. С одной стороны, появляются жизненно важныенаправления деятельности государства: поддержка науки, особеннофундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащениеинтеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности,которая происходит от неконтролируемого появления и использованиясовременных научно-технических достижений (ядерные технологии, генетика,медицинская биология, проблема клонирования и.т.п).[23] Также к числу факторов, влияющих на эволюцию функций государстванесомненно можно отнести экологический фактор. Если современные государстване возьмут на себя обязанность поддерживать условия существования людей насвоей территории, и не станет взаимодействовать с другими государствами, тов самое ближайшее время, по мнению А.Б.Венгерова, наступит неминуемыйобщественный коллапс, глобальный кризис.[24] Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетениеэкономических интересов, появление и господство транснациональных компаний,иные экономические факторы планетарного значения – еще одна сфера,оказывающая влияние на эволюцию функций.Раздел II. Классификация функций государства.Глава 1. Критерии классификации. Существуют различные основания для классификации функций государства.В юридической литературе выделяются в меньшем или большем количествеследующие критерии классификации: - по объектам воздействия; - по продолжительности действия; - по социальной значимости; - по правовым формам существования(принципу разделения властей); - на основании территориального масштаба Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия навнутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутригосударства. Внешние функции связаны с реализацией задач намежгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводуперечня внутренних и внешних функций государства, чему будет уделеновнимание при их дальнейшем рассмотрении. В зависимости от продолжительности времени своего действия функциигосударства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функцииприсущи государству на всех этапах его существования и развития (Например,экономическая функция), временные функции характеризуютсянепродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задачгосударства на отдельных этапах его жизни. С.А.Комаров приводит пример временно функции подавления сопротивлениясвергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходереволюции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожениябывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой– функцией охраны правопорядка существующего строя).[25] По социальной значимости принято выделять основные и неосновные. Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновныхфункциях можно рассматривать определения, согласно которым под основнымифункциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности,охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственнойработы», а под неосновными функциями государства подразумевается«относительно более узкие направления его деятельности, входящие в составосновных функций как элемент их внутренней структуры».[26] Данноепредставление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70-е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет своюобщетеоретическую значимость и поныне.[27] Однако существуют и иные точкизрения. Так, например, С.А.Комаров называет основные функции общими на томосновании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Ониприсущи каждому звену государства. Неосновные функции он называетотдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов. Общие функции государства осуществляются через отдельные функциигосударственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны собщими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому «именоватьих «неосновными» на наш взгляд, было бы ошибочно».[28] Следует отметить, что такая классификация традиционна и спорна водинаковой степени. Многие авторы сомневаются в необходимости деленияфункций на основные и неосновные, но в тоже время не могут опровергнуть еерациональность и необходимость в полном объеме. Невозможно опровергнуть то,что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функциягосударства становится «равнее» среди себе равных прочих функций. Например,в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической,социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий –экологическая функция выходит на первый план. В этой связи необходимо упомянуть о сопряженной проблемесуществовании у государства «главной» функции и «второстепенных» функций. Высказывается мнение о том, что «главной функцией государства неможет быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо этоприводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестветаковой может быть признана «охрана интересов человека, защита егоправ…».[29] Бесспорно, что в условиях рыночной экономики сфера регулированиягосударством хозяйственной жизни страны весьма ограничена и никак не можетбыть главной среди прочих сфер деятельности государства и человека. Нонедооценка экономического воздействия государства на экономику такжеошибочна. Именно кейнсианская модель поведения государства, выраженная вотказе от политики невмешательства государства и идеализации принципа«невидимой руки» (саморегулирование рынка) спасла в свое время США,остановив «Великую депрессию» 20х-40х гг. XX века. Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не можетбыть только одной, единственной основной (главной) функции».[30] Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, ацелью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если дажесчитать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможнобез осуществление всех иных функций государства, что само по себе ставитпод вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции. Опять-же, вовремя «Великой депрессии» США все свои силы направляли на развитиеэкономики, признавая именно за этим возможность сохранить «американскийобраз жизни», права своих граждан-недавних эмигрантов на достойную жизнь. К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную. Действительно, деятельность государства по осуществлению своихфункций облекается в правовые формы: - правотворчество; - исполнительно-распорядительная; - правоохранительная; А значит и функции государства подразделяются на законодательные,управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализациигосударственной власти. Такого мнения придерживается, в частности,С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.[31] А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную иинформационную. Специально следует обратить особое внимание на информационнуюфункцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средствмассовой информации. Специфика этой функции заключается в способах невоздействия наобщество: целенаправленная информированность населения, а подчасманипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информациисоздают необходимые условия для существования и функционирования другихветвей власти, всего государства.[32] Однако, не у всех ученых-юристов такая классификация вызываетпризнание. Многие считают, что это собственно не функции государства, афункции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть,происходит смешение функций государства и государственной власти. Классификация функций государства приводится также на основаниитерриториального масштаба, в пределах которого они реализуются. Вфедеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектовфедерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые натерритории единого, лишь в административно-территориальном плане делимогогосударства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества(союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого изучастников этого союза государств.[33] Западные теоретики – приверженцы концепции «государства всеобщегоблагоденствия» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.) считают, чтосовременному государству свойственны следующие функции: в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитиесистемы социального страхования, обеспечения полной занятости; в области экономической жизни – курс на увеличение государственнойсобственности, на создание «смешаной» экономики, на осуществление еепланирования; в области социального обслуживания – обеспечение программобразования, медицинского обслуживания, профессионального,интеллектуального и морального «формирования» граждан.[34]Глава 2. Внутренние и внешние функции государства.А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. Наиболее распространена классификация функций государства навнутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства поотношению к обществу, особой организации которого и является государство, ипо отношению к другим государствам. Анализируя различную юридическую литературу мне пришлось столкнутьсяс проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних ивнешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько имнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым отпредложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция являетсясоставляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена наболее мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние ивнутренние сохраняется у всех авторов. Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит: - установление и охрана правового порядка; - охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан; - экономическая; - культурная; - социальная; - экологическая. Внешние функции: - поддержание мира и мирного сосуществования; - обеспечение делового партнерства и сотрудничества; - защита государственного суверенитета от внешних посягательств;[35] Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит: - охранительная; - экономическая; - социальных услуг; - обеспечения и защиты граждан; - культурно-воспитательная; - природоохранная; Внешние функции: - защита государства от вооруженных нападений других государств; - поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность); - экономических и культурных связей; - борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.[36] Что характерно, все авторы классификаций в целом отмечают, чтообъектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизниобщества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества,сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общейклассификации функции могут быть экономическими, идеологическими,охранительными, политическими как во внешней, так и во внутреннейдеятельности государства. Далее в курсовой работе за основу взята классификация внутренних ивнешних функций государства, предложенная А.Ф.Черданцевым.[37] В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних ивнешних функций государства хочу отметить, что в юридической литературеесть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого члененияфункций. Так, Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций навнутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязифункций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция,объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем,организации экономического сотрудничества с другими странами; или функцияобороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде,например, развития военно-экономического потенциала страны? Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняяфункция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция –внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникаютдруг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренниеи внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства посвоему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либовнешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государствана внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрениянауки, так и практики.[38] А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделениеглобальных функций, характеризующих деятельность современного государства вэкологической, демографической, сырьевой, космической сферах и другихсовременных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающихвсю цивилизацию. Особую проблемы представляет решение вопроса о централизации идецентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, какправило, унитарного государства происходит чрезмерная централизацияфункций. А в условиях федеративного государства (в частности в России –А.Р.) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничитьсферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органамивласти субъектов федерации.[39]Б) Внутренние функции государства. К внутренним функциям государства относятся: 1) Функция охраны правопорядка Охрана господствующего способа производства, а также господствующей ииных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государствоосуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенныйпорядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет мерыответственности за правонарушения, определяет порядок расследования,рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает системуправоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями,определяет их компетенцию. 2) Экономическая функция. Эта функция государства сильно изменилась в ходе историческогосуществования государства от полного невмешательства в экономику (концепция“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственнойдеятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни(тоталитарные государства социалистического типа). В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнилисьхозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателемсо стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,которая строится на принципах свободного рынка и свободногопредпринимательства. Государство использует самые различные рычаги воздействия наэкономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частнымпроизводителям, контроль за производством, контроль за ценами, качествомпродукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование всфере внешнеэкономической деятельности, в частности использованиезаградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственноймонополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами,установление винной и табачной монополии, использование государственныхзаказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государствоиспользует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенноговоздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.)до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства –установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить ихисполнение. В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходныхэтапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,например для современного этапа развития России. Как показывает опыт,экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашейстране, не могут быть результативными без адекватного воздействиягосударства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массивзаконодательных актов в этой области и экономические мероприятия,проводимые государством, например, приватизация жилого фонда,государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д. 3) Социальная функция. Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит отэкономической линии государства. В целом она есть проявление патернализмагосударства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причиннуждается в поддержке со стороны государства. Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В этовремя в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособиена случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производствеи.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но исоциальными, что закреплено в их конституциях. Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация– социальное государство, политика которого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.[40] В реализации социальной функции большое место принадлежит проведениюгосударственной политики в области образования, науки, культуры, здоровьяграждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в формегосударственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. )образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учрежденийкультуры. Что касается управления и организации их работы, то ониавтономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесьнедопустимо. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждыйгражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Безобразования в настоящее время немыслимо активное участие граждан вобщественной жизни, в производстве, во всех сферах государственнойдеятельности, в связи с чем во многих государствах образование являетсяобязательным. 4) Экологическая функция Функция появилась в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезноевнимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.Основным содержанием экологической функции является управление икоординация деятельности природопользователей и переработчиков природныхресурсов в целях сохранения и охраны природной среды. В основе осуществления функции лежат следующие принципы: > 1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет. > 2). Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства. > 3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение. Таков «классический» набор внутренних функций государства. Многиеученые, анализируя Российское государство, применительно к нему выделяютособые функции, которые будут рассмотрены далее.В) Внешние функции государства Рассмотрим внешние функции: 1) Функция обороны Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, историческипервая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый институтгосударства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседнихгосударств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастуюстановится делом не только государства, но и всего народа как необходимоеусловие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации“Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РоссийскойФедерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу всоответствии с федеральным законом.”. Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особыегосударственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечениясуверенитета, защиты территории, границы и населения от внешнихпосягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие сконституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственнымиорганизациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациямотносятся: > Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий. > Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств. > Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан. 2) С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния. Действительно, всю историю человечества можно образно назватьисторией войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. Напротяжении истории сильные государства вели захватническую политику, аслабые – оборонительную. 3) В современных условиях у государства возникает новая функция – функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного на международном праве. В эту функцию также входит борьба с международным терроризмом,международной преступностью, в том числе с распространением наркотиков. 4) Поддержанию мира и международного правопорядка способствует осуществление такой функции, как функция сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и.т.д.. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. ВКонституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества совсеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессоминтеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процессуглубляется в программе совершенствования сотрудничества. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всехгосударств. На этой основе создаются различные организации деятельностькоторых направлена на улучшение экономической, политической и культурнойжизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другимигосударствами различными отношениями: политическими, экономическими икультурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать ирегулировать. Следует отметить, что перечень внешних функций государства,приведенный в этой части является, как мне кажется, наиболее емким икратким. Многие авторы выделяют большее количество функций, видимо полагая,что на современном этапе жизни России они являются наиболее актуальными итребуется их выделение в отдельные функции. Эта проблема будет рассмотрена далее, применительно к российскомугосударству.Глава 3. Эволюция и особенности функций Российского государства. Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеютодинаковые функции, хотя отличия в их содержании, формах и методахреализации могут быть различными. Более того, в процессе эволюциипоявляются новые функции, а существующие изменяются и наполняются новымсодержанием. Проследим этапы эволюции функций российского государства(, изложенныеС.А.Комаровым.[41] Как уже отмечалось, С.А.Комаров рассматриваетвозникновение функций государства в связи с появлением на определенномэтапе у государства задач и достижения определенных целей. В самом начале деятельности большевиков начинает формироватьсясистема внутренних и внешних функций советского государства. Цель –обеспечение завоеваний революции, осуществление перехода от капитализма ксоциализму. Для достижения своих целей и задач государство приобретаетновые функции, изменяет старые. Внутренние задачи заключались в следующем: Национализация земли фабрик, заводов, банков обеспечивала переход вруки народа основных средств производства, что создавало предпосылки дляпоявления и развития новых форм хозяйствования. Индустриализация позволяла вывести стран из кризиса в числопередовых, превратить в развитое промышленное государство. Кооперация давала возможность использовать преимущества коллективноготруда, развивать общий интерес на основе учета частного интереса. Проведение культурной революции позволяло решить задачу ликвидациинеграмотности, сформировать новую интеллигенцию. С.А.Комаров отмечает и такую задачу как решение национальноговопроса, в связи с созданием нового многонационального государства, чтопозволяло ликвидировать национальный гнет и неравноправие наций. Внешняя задача российского (советского) государства сводилась вобеспечению мирных условий развития страны. Необходимо отметить существование и важную роль функции подавлениясопротивления свергнутых классов, которая вскоре утратила свое значение,так как классовое сопротивление прекратилось.В целом, решая вышеназванные задачи советское государство обрело следующиевнутренние функции: - хозяйственно-организаторскую, связанную с монопольным руководством экономики; - регулирование меры труда и меры потребления, реализующая принцип «от каждого по способностям, каждому по труду»; - культурно-воспитательная, состоящая в решении задач идеологического характера, развитием образования, спорта и.т.п.; - охрана правопорядка, прав и свобод граждан, социалистической собственности, причем значение охраны государственных интересов превалировало над значением охраны частных интересов граждан; К внешним функциям относятся: - оборона страны; - борьба за мир и мирное сосуществование государств с различным социально- экономическим строем. В дальнейшем, с развитием государства, появились две новые внутренниефункции – оказание социальных услуг членам общества и природоохранная.Внешняя задача не изменилась, но возникли новые функции, связанные сизменением международной обстановки: братская взаимопомощь исотрудничество со странами социализма; сотрудничество со странами,сбросившими колониальную зависимость. В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям истановления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядахна внешние функции государства. Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой системысоциализма отпала необходимость в «братской помощи» социалистическимстранам. Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация Россиипо отношению к бывшем колониям западных и других «цивилизованных»государств, а также по отношению к национально-освободительному движению.Исчезли и соответствующие функции. В-третьих, с середины 80-х годов XX века резко изменилось отношениеправящих кругов официальной России к западным странам. Многолетнееидеологическое противостояние уступило место политике соглашательства поряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов,унизительного самобичевания и политического заискивания.( Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности российскогогосударства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременномприоритете российских национальных интересов и ценностей, в уваженииинтересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всемибез исключения странами отношений равноправного партнерства исотрудничества.[42] Л.А. Морозова выделяет в качестве самостоятельных функций, присущихсовременному российскому государству: - обеспечение народовластия; - налогооблажение и взимание налогов; - интеграция в мировую экономику.[43] Первые две из представленных функций являются внутренними, а третья –внешней. Итак, функция обеспечения народовластия. Теория государства и права до самого последнего времени пытаетсяобойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно,все функции государства носят политический характер, однако в политическойобласти действует целая система политических институтов, учрежденийгосударственных органов, через которые осуществляется функциинародовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народоми уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть встране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народомсвоей власти непосредственно, через референдум. Обладая верховенством в системе государственной организации,представительные органы сосредотачивают в своих руках государственноеруководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защитыконституционного строя. Функция налогооблажения и взимания налогов. Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджетего структурных и региональных единиц состоит целиком из различного роданалогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Однако, мне представляется, что взимание налогов естественно длягосударства со смешанной (современной) экономикой. Экономическая функциясовременного государства подразумевает наличие такого рычага воздействиякак взимание налогов. Возможно в 1993 году, когда Л.А.Морозова предложилаввести эту функцию, ситуация с налогообложением была критической. Всоветском государстве просто не было налоговой системы как таковой. Внастоящее время создана налоговая система государства, в большинстве своемимеется соответствующая законодательная база. Более соответствующей сегодняшнему дню я считаю классификациюфункций, предложенную В.Н.Хропанюком. Помимо прочих «основных» (или даже«классических») функций он выделяет функцию финансового контроля. Финансовый контроль подразумевает выявление и учет доходовпроизводителей, часть которых направляется в государственный бюджет дляудовлетворения социальных и общегосударственных нужд. Высший финансовый контроль за доходами и расходами является, какотмечает В.Н.Хропанюк, прерогативой парламента. На местах эти функциивыполняют местные органы государственной власти. Во всех государствахширокими правами такого контроля обладают министерства финансов.[44] В России таким правами кроме Министерства финансов обладает иМинистерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет,Счетная палата (как орган, осуществляющий обязательный аудит организаций) ит.д.. Несомненно понятие финансового контроля шире понятия налогообложения,его также, как и налогоблажение можно рассматривать в качестве одного изаспектов обширной экономической функции государства. Однако, именно в 2002году президент В.В.Путин высказал идею создания «финансовой полиции»,которая бы объединила усилия многих правоохранительных органов в борьбе спреступлениями в области экономики и финансов. По моему мнению, усилениегосударственного контроля в области финансов на данном этапе развитияроссийского государства является актуальной и необходимой задачей, отрешения которой во многом зависит будущее страны. Что же касается предложенной Л.А.Морозовой внешней функции интеграциив мировую экономику, то такое включение вполне резонно к настоящему времени(2002г.) приобрело общепринятый характер. Несовместимость экономических систем различных типов общества, а также ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западныммиром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношенияпартнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношенияхпоставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера.Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестицийв России. Особую проблемы в последние годы представляет решение вопроса оцентрализации и децентрализации функций российского государства.Определенные положительные изменения в этом вопросе начались совсем недавнои выразились в пресловутом «укреплении вертикали власти», а также вкомплексе проводимых реформ (например судебной). Напомню, что ситуациюначала 90-х годов XX века нередко называют «парадом суверенитетов», когдапресловутый «суверенитет» провозглашали национальные автономии в составеРСФСР. Некоторые республики, такие как Татарстан и Башкортостан вообщеподписали федеральный договор лишь в 1994 году. В настоящее время все еще стоит задача разграничения сфердеятельности полномочий между федеральными органами власти и органамисубъектов федерации. Есть такие вопросы, при решении которых централизация,понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна. А.Б.Венгеров приводит в пример следующие задачи: «совместная оборона,обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоениекосмоса, обеспечение транспорта, связи и.т.д.»[45] Но есть и вопросы, которые можно и нужно решать на местном уровне.Например, для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесноевзаимодействие центральных органов власти и органов местногосамоуправления. Данная проблема, по моему мнению, должна быть решена в первую очередьзаконодателями на федеральном уровне.Заключение. Итак, мною в работе рассмотрены подавляющее большинство аспектовпонятия «функции государства». Цель работы достигнута на столько, на сколько позволяли это сделатьсуществующие известные монографичекие источники, учебные пособия и статьи вжурналах. Надо отметить, что несмотря на существование множества какобщепринятых, так и новаторских точек зрения на те или иные вопросы функцийгосударства, я старался хотя бы кратко, но упомянуть о них в своей работе,дабы сохранить объективность и полноту освещения проблемы, но в тоже времявысказать свою точку зрения. Теперь же, на основе сформулированных в началеработы задач можно сделать следующие краткие выводы: - понятие функций государства весьма неоднозначно, в советское время возникла полемика между теоретиками права и государства, проявлявшаяся в более или менее существенно различных трактовках этого понятия; однако, общепринятой и наиболее выдержанной точкой зрения на сегодняшний момент является понимание функций государства, как основных направлений его деятельности, обусловленных классовой и общесоциальной сущностью государства и социальным назначением; - функции государства во многом напрямую определяются сущностью самого государства; первоначальная сущность государства – классовая, но с демократизацией общества проявляется и общесоциальная сущность; - функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства, а значит и изменениями в мире; в этом плане для современного этапа развития человечества характерно решение глобальных проблем – терроризм, экология, наркотики и многих других; - функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих; - классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние; однако и у этого подхода существуют критики; также неоднозначно отношение ученых к делению функций на основные и неосновные, однако такая классификация стала в той же мере общепринятой, на сколько стала общепринятой её спорность; кроме того в последнее время появились новые критерии классификации согласно территориальному принципу, принципу разделения властей; - и все же, признавая наибольшую распространенность классификации функций на внутренние и внешние, можно выделить охранительную, экономическую, социальную и экологическую функции среди внутренних, а среди внешних – функции обороны, захвата чужих территорий, обеспечения мира и поддержания мирового правопорядка, сотрудничества государств; - для современного российского государства характерно как правопреемство функций государства советского, так и отказ от многих пафосных функций (вроде «братской взаимопомощи») в связи с развалом СССР; появляются новые функции, характерные и актуальные для современной России – функций обеспечения народовластия, финансового контроля и интеграции в мировую экономику; - зачастую взгляды зарубежных ученых-юристов расходятся с представлениями о функциях государства, выработанных отечественной юридической наукой; это проявляется как в абстрагированном рассмотрении самого понятия функций государства (чисто юридически, без учета изменений сущности государства и без привязки к государству как социальному институту), так и в классификации на основании сфер деятельности человека в створе идеального развития государств Западной Европы и США. Список использованной литературы. 1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993 2. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1979. 3. Байтин М.И. Теория государства и права. Саратов,1997. 4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. 5. Глебов А.П. Новое поколение учебников по Теории государства и права. / Государство и право. 1997. -№4. 6. Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства: Пособие по спецкурсу "Проблемы теории социалистического государства и права". - Воронеж, 1974. 7. Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства /Правоведение, 1996.-№3. 8. Денисов А.И. Сущность и формы государства. - М.,1960. 9. Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функций государства / Вест. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика, философия, право. Вып. 2. - Л., 1974. 10. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб., 2001. 11. Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. - М., 1992. 12. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе / Теория права: новые идеи. – М..,1991 Вып.1. 13. Манохин В.М. Советское административное право: Курс лекций. Вып. 1. Часть общая. - Саратов, 1968. 14. Марченко М.Н. Политические теории и политическая практика в развитых капиталистических странах. - М.,1992. 15. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. - М.,2002. 16. Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе / Государство и право. 1993. № 6. 17. Самощенко И.С. О научном единстве проблем общей теории права и трудового права. М., 1978. 18. Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. - М.,1998. 19. Теория государства и права: учебник для вузов. Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. - М.,2002. 20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2000. 21. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.,2001. 22. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М., 1970. 23. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,1992.-----------------------[1] Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. -М.,1998. с.80[2] Самощенко И.С. О научном единстве проблем общей теории права итрудового права. М., 1978. с. 21.[3] Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства.- Саратов, 1979. с. 190-191.[4] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М.,1970. с. 8.[5] Байтин М.И. Теория государства и права. Саратов,1997. с.61[6] Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства:Пособие по спецкурсу "Проблемы теории социалистического государства иправа". - Воронеж, 1974. с. 34.[7] Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы всистеме функций государства /Правоведение, 1996.-№3, с.5[8] Манохин В.М. Советское административное право: Курс лекций. Вып. 1.Часть общая. - Саратов, 1968. с.4.[9] Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функцийгосударства / Вест. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика, философия, право. Вып.2. - Л., 1974. с. 105, 107-108[10] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2000. с.156[11] Глебо




Похожие:

Функции государства: понятие и классификация iconВопр ос ы к зачету по «теории государства и права» – 1 мо
Понятие и отличительные признаки органа государства. Классификация органов государства
Функции государства: понятие и классификация iconВопр ос ы к зачету по «теории государства и права» – 1 мо
Понятие и отличительные признаки органа государства. Классификация органов государства
Функции государства: понятие и классификация iconСеминарских занятий по курсу «теория государства и права»
Понятие методологии государства и права. Классификация и виды методов познания государства и права
Функции государства: понятие и классификация iconПонятие налога и налоговой системы; функции и классификация налогов
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизне­деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику...
Функции государства: понятие и классификация iconПонятие и классификация функций государства

Функции государства: понятие и классификация iconПонятие, классификация и содержание основных функций государства

Функции государства: понятие и классификация iconКурсовая работа по политологии а тему: "Функции государства"
Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко уяснить что такое государство и пути его ( государства...
Функции государства: понятие и классификация iconПо теории государства и права
Понятие метода теории государства и права. Классификация применяемых в теории государства и права методов
Функции государства: понятие и классификация iconПо теории государства и права
Понятие метода теории государства и права. Классификация применяемых в теории государства и права методов
Функции государства: понятие и классификация iconВопросы к экзамену по дисциплине «Программное обеспечение эвм»
Понятие операционной системы (ОС). Функции ос. Классификация ос. Файловая система
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы