Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития icon

Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития



НазваниеМалый бизнес, его проблемы и перспективы развития
Дата конвертации02.07.2012
Размер341.25 Kb.
ТипРеферат
Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития


Содержание.Содержание. 2Введение. 31. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике. 5 1. Что такое малый бизнес. 5 2. Роль малого бизнеса в экономике. 82. Правовые основы деятельности малых предприятий. 11 1. Создание и ликвидация малых предприятий. 12 2. Государственная регистрация предприятия. 12 3. Ликвидация и реорганизация предприятия. 13 4. Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. 14 5. Управление предприятием. 15 6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. 163. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. 17 1. Самостоятельное существование малого бизнеса. 17 2. Проблемы становления малого бизнеса в России. 20Заключение. 26Список литературы. 27Приложение 1. 28 Введение. В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: ктозаймет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслямпромышленности ? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнитьосвободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счеткрупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственныепредприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются,время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководителипредприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто низа что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений,которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, ксожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования,постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимодать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать Россиинеобходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, средуконкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-зачего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда былзаторможен. Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий всвете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшегоэкономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупныхолигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубляпривел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товарови услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались наплаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчасможет поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в рукимелкого и среднего предпринимательства.
Экономически это выгодно, потомучто появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест,малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курсанациональной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не толькоцентра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы иогромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главныхпреимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежноведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хваталоэкономике России на последних этапах развития, что привело к созданиемонополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, вруках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.Особенно важно создание малых предприятий в сфере банковского дела. Ведь несекрет, что в России сейчас весь капитал (около 80%) сосредоточен в руках10 крупнейших Московских банков таких как ОНЕКСИМ, МЕНАТЕП, РОССИЙСКИЙКРЕДИТ, МОСТБИЗНЕСБАНК и других. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны приобразовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться навзлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условиянеобходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране. Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий вструктуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х,начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Западамалые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравненияможно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53%всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичныхпредприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только этицифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономикиэтих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1( затратони внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупныепредприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90%внедряют малые предприятия и независимые изобретатели. Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо толькопотому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе сними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночнойэкономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнесприходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции вобрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике. Что такое малый бизнес. Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – этопредпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночнойэкономики при определенных установленных законами, государственнымиорганами или другими представительными организациями критериях,конституционирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем,на основе которого предприятия различных организационно правовых формотносятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередьсредняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность,осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое однимсобственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которыхпредприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода).По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятияотносятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описанывыше. Практически во всех странах определяющим критерием являетсячисленность работников за отчетный период. Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые встранах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышаютследующих показателей: - количество занятых работников до 50 чел.; - годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ; - сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ. К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают: - количество занятых работников от 50 до 250 чел.; - годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ; - сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ. При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне странЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могутиспользовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. ДругиеЭкономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм ккатегории малого бизнеса. Так международная Организация ЭкономическогоСотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономическивысокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел.как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как«средние» и свыше 500 чел. как крупные. Рассмотрим как относят предприятия к малым страны с развитойэкономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса. В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнесаосновывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслямэкономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., кмелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малымисчитаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговлеэто предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должносоответствовать двум из следующих критериев: 1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ; 2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ; 3. средняя численность занятых до 50 чел. Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численностьзанятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов,оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков.Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному.Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порогчисленности – 500 чел. В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, нотам действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслеваяпринадлежность, географическая сфера деятельности, специфическиехарактеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели,иностранцы), типы проблем характерные для предприятия. В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но всоответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелкимотносят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн.марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридическисамостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве.,полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие своюдеятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесеустановлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или несколькихвладельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов небольше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимостиот количества нанятых работников все предприятия в США делятся на: - наименьшие – 1 – 24 занятых; - малые – 25 – 99 занятых; - промежуточные – 100 – 499 занятых; - крупные – 500 – 999 занятых; - крупнейшие – 1000 и более занятых. Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играетроль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играетопределяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающаяпромышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля,услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разныхотраслях экономики США. В США малыми считаются предприятия, управляемые независимымисобственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. В российской практике существование малого предпринимательства былоразрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственныепредприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесунеоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о маломпредпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г.,в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот деньбыл принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малогобизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозныхорганизаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимсясубъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численностьработников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности –50 человек. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнесапонимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица. Роль малого бизнеса в экономике. Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильностьв условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которыхнемыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не толькобыстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но исравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферуконкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает тусреду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Из приведенной таблицы (приложение 1) абсолютно ясно, что малый бизнесво всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданныхим рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительноразличается между профилями этих предприятий. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости,производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственныхразработках. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечиватьработой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в1990 году было сосредоточено40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этомзаключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена накрупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чащеначинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительныхтехнологических нововведений и изобретений, зарегистрированных напротяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важнуюроль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологическихнововведений. Доля технологических нововведений в США и Германии в 80-х годах в % мелкие средние крупные фирмы фирмы фирмы США 35% 15% 50% Германия 26% 11% 63% Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующимипричинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому,что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому илирискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы такжеохотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпускепринципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий сустоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятсякак можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значениеразработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всегос точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в своюочередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрогоудовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками,проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработкималых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путьизобретения, использованного крупными монополиями, то нередко онооказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однакопоследующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимымидля этого финансовыми и материальными ресурсами. Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, чтомелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширениерыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектоврынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и болеешироких слоев населения к системе предпринимательства и деловогоадминистрирования. Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и среднихпредпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельныезвенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает ихкак самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекаютузкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные деталии узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электроннойпромышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелкихпредприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобныи выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Ихпроизводственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителеймонополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений,монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их напроизвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилиласьтенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации икооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчаспроизводят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокоготехнического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют нарынках с крупными компаниями и монополиями. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточеннуюконкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться иадаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надополучать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобыприбыль доставалась именно им. Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления(автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиямивызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту иобслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так какмонополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий вэтом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, чтосамо по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном дляподдержания престижа крупной фирмы. Деятельность малых предприятий в менее развитых районахзападноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономическойжизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокаяэффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяютпотребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местныхисточников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Ониувеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП,выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапеповышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США идругих развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность,вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали впроцессе развития производительных сил и технологий. Правовые основы деятельности малых предприятий. По мере развития мелкого предпринимательства образуются различныеформы организации частных фирм. На данный момент известны три основныеправовые формы: единоличные, партнерства и корпорации. Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма длямелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишьполучить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя.Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц,между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием.Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации.Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднегобизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% -небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должнобыть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорациейвладеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которыереально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управлениеею. Правовые основы деятельности малых предприятий в Российской Федерациибудут описаны в следующих пунктах. Создание и ликвидация малых предприятий. Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "Опредприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IY. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственникаимущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудовогоколлектива государственного или муниципального предприятия в случаях ипорядке, предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено врезультате выделения из состава действующего предприятия, объединения,организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранениемза ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие можетбыть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии сантимонопольным законодательством РФ. Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, атакже решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятияопределяются организационно правовая форма предприятия, его название,адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли иобразования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидациипредприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. Нагосударственном и муниципальном предприятии, а также на предприятиисмешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства илиместного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителемсовместно с трудовым коллективом. Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридическоголица со дня его государственной регистрации. Государственная регистрация предприятия. Государственная регистрация предприятия, независимо от егоорганизационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по местуучреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия вмесячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, вМинистерство финансов РФ для включения в Государственный реестр.Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы,полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд инаправляются в местный бюджет. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующиедокументы: - заявление учредителя, - устав предприятия, - решение о создании предприятия или договор учредителей, - свидетельство об уплате государственной пошлины. Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно бытьпринято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявленияучредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплатегоспошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местнойпечати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации. Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случаенарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а такженесоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ.Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. Орешении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязансообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказв регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке.Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результатенезаконного отказа в регистрации предприятия. Ликвидация и реорганизация предприятия. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде еголиквидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение,выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидацияи реорганизация предприятия производится по решению собственника илиоргана, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудовогоколлектива либо по решению суда. Предприятия ликвидируются в случаях: - признания банкротом, - принятия решения о запрете деятельности предприятия из-заневыполнения условий, установленных законодательством РФ, если впредусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или неизменен вид деятельности, - признания судом недействительными учредительных документов ирешения о создании предприятия, - по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ ивходящих в его состав республик. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией,образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным иморганом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация можетпроводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидацияпредприятия при банкротстве осуществляется в соответствии сзаконодательством РФ. Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. И Закон РСФР о предприятиях и предпринимательской деятельностиразрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательскойдеятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это можетбыть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместноведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х)может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью номожет создать предприятие и без образования общества. И если такоепредприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свойустав и зарегистрировано в установленном порядке , оно признаетсяюридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного именибудет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно небудет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители небудут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом учредителирискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию изакрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия. От учредителей зависит установить в уставе дополнительную(субсидиарную) или какую-нибудь иную ответственность всех или некоторых изних по обязательствам предприятия. Например, в случае, если кто-либо непередал предприятию имущество, которое он обязался передать. Такаяответственность может быть установлена в уставе для того, чтобы укрепитьрепутацию предприятия в глазах будущих клиентов и привлечь их ксотрудничеству или по каким либо другим соображениям. Имущество, которое учредители передают предприятию, может бытьпередано ему в собственность, а может быть закреплено за ним и на другихюридических основаниях, на другом праве со всеми вытекающими последствиями.В уставе можно установить, что принадлежащее предприятию имущество являетсясобственностью учредителя, а если учредителей несколько, то их общейдолевой собственностью; при этом следует указать , как распределяются долив праве, т.е. их соотношение. Признание собственником самого предприятияили же его учредителя может (в дальнейшем ) существенное значения приразрешении вопросов ответственности как самого предприятия так и егоучредителя. Следует отметить, что на основании ст.8 п. 2 Закона РСФСР опредприятиях и предпринимательской деятельности индивидуальное предприятиеможет быть образованно путем приобретения гражданином (семьей)государственного или муниципального предприятия. Для регистрациипредприятия представляются решение о его создании и утвержденныйучредителем устав, а также заявление учредителя и свидетельство об уплатегоспошлины (ст. 34 Закона о предприятии и предпринимательскойдеятельности). Закон РСФСР предусматривает право предпринимателя(учредителя) взыскать по суду убытки, причиненные незаконным отказомрегистрации. Управление предприятием. Управление предприятием осуществляется учредителем являющийся высшиморганом предприятия – юридического лица. (вариант: на случай, когдаучредителей несколько - высшим органом управления предприятием июридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решенияединогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти изпредприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончанииоперационного года ( возможны и другие варианты решения ). Вариант: для осуществления текущего руководства деятельностьюпредприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий наосновании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия еговысшим органом. С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор).Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя вкачестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросыдеятельности предприятия. Он действует от имени предприятия бездоверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами,распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключаетдоговоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета вбанках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия , издаетприказы и обязательные для всех работников указания. Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующихсвоим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решаетпростым большинством голосов вопрос о заключении коллективного договора, ио содержании этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия исогласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включаязаместителя руководителя предприятия, руководителей структурныхподразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей,назначаются на должность и освобождаются от должности директоромпредприятия (вариант: указать должность назначение на которое производитсяс согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия). Хозяйственная и иная деятельность предприятия. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность определяетперспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятиясамостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяетпорядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплатытруда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставлениявыходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствиис действующим законодательством осуществляет социальное и обязательноемедицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечиваетработникам безопасные условия труда в соответствии с установленнымиправилами и нормами. Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы реализовыватьсвою продукцию и услуги любым не противоречащим законодательству способомпо не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открыватьрасчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных,кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельноосуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии сзаконодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет всоответствующем банке. Высший орган (вариант: директор) предприятия определяет переченьсведений, составляющих коммерческую тайну. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и другихплатежей в бюджет(чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение.Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Частьчистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в размере, ежегодноопределяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом)передается в собственность членам трудового коллектива. Порядокраспределения этой части чистой прибыли между работниками определяетсяположением, утвержденным советом предприятия (вариант: совместным решениемучредителя и трудового коллектива). Переданная члену трудового коллективачасть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органапредприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На суммувклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которыхопределяется решением трудового коллектива(вариант: совета предприятия),утвержденным органом предприятия (вариант: Положением, утвержденнымсовместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшегооргана предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад ипричитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционногогода. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. Самостоятельное существование малого бизнеса. Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализмадавно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научилисьрешать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаютсядеятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия,США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какиеже развивается и действует малый бизнес в этих странах. Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США ив Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на нихработников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому числомалых предприятий растет. Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказываютследующие факторы: . в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок; . повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях; . уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем; . способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы; . в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены; . большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы; . расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях. Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются помногим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий изчисла малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идяна риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособностивыпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы вневыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно всамом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чемпредпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеетболее высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротствамалых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а такженедостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирмпревосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличениичисла предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточноважно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишьвыкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкогопредпринимательства: I. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво; II. медленное расширение деловой активности; III. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании. По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% непланируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста,и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции иливступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своегостатус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев. В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденцияк увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерноутверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушкимонополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызываетсомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значениямелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так инематериальной сферы производства. Относительно состояния промышленности Германии, хотелось бы привестиследующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте совторой половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспортудаже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США.Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малогопредпринимательства увеличилась с 18% до37%. В общем, в 70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевиднейстала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпускепродукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслейоставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилосьсбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временныйпериод можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку дляпредпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая,инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм квозрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чащеосознают необходимость использовать не только преимущества специализации,особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую вмалых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственнойкооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательскиеразработки, разделение риска. Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из нихоказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развитияв кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не стольчувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения вэкономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многихдругих развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимаетособое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общегосостояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируютна изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибылив отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компанийзарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее,набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на ихдеятельности. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят"отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеюттакой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматриватьсвою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просторазорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий припреодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровленияэкономики. Проблемы становления малого бизнеса в России. Рассмотрев опыт Германии и США, я хотел бы перейти к вопросу о том,какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашейстране. Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малыйбизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишьсвязующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупныхпромышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отраслии сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающуюроль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги,включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования;консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых -торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в Россииэкономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечитьослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производстваи сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот секторэкономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстрореагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиесяниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места,является основным источником формирования среднего класса, то естьрасширяет социальную базу проводимых реформ. Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малыхпредприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в маломчастном бизнесе менее 1 млн. чел. В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке истановлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством иподдерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источникомфинансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых отприватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, чтосоставило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнениярегиональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изысканасубъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервовразвивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самихмалых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средствабанков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линиитехнической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенныхстатей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись:развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства,создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктурыподдержки малых предприятий. Значительную часть всех расходовпредполагалось направить на создание механизмов гарантий малымпредприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктурымалого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видовпроизводственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечениеПрограммы. В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырьяи материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег",быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли вдругие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли сталиимпортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товарыиз государственной торговли, включая продукты питания. Уходя отналогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности дляобогащения. Поэтому и не изживается в массовом сознании представление опредпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе- как о спекулянте. Потеря административного управления, экономический хаос изаконодательная неразбериха привели к тому, что законопослушныепредприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались вчрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокиеналоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержкемалого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственныхпомещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравноеположение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентациипреимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий,работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующееположение. Кроме того, существует большое количество предприятий,зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаровнародного потребления, оказания различных услуг), но тем не менеезанимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной. В Москве, например, где раньше преобладали научно-техническиекооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооперативприходится на несколько десятков торгово-закупочных. Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение иоборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняетпродолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилияне на расширение производства, а на борьбу за выживание. Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкийуровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствиетрудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получениякредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы.Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материальногопроизводства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры,нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес- непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированныхпредприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить креальному производству продукции. Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условиемуспеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малыепредприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней истабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различныхформах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболееприоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотацийльготного банковского кредитования, создания информационно-консультативныхи научно-технических центров, развития системы страхования, организацииматериально-технического снабжения. Важную роль играют принятие иисполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексныхпрограмм. Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления иразвития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставленыопределенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Нопроводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, ноэкономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой исовременными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокоеналогообложение "убивает" в России малое предпринимательство(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10%полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы- усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надоосвободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии.И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малогопредприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированногоналогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Болеенизкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетныхотраслей. Еще одной проблемой, не столько экономической, сколькоадминистративной является бюрократия нашего государственного аппарата. Этапроблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа непредусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в РоссийскойФедерации. На уровне центрального правительства принимается огромноеколичество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется стем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уймувремени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки иразрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именноэто, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своегопредприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так ине получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесносвязана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должныбороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будутпродолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить накорню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в кармангосударственным чиновникам. К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом иорганизационном обеспечении формирования малого предпринимательства вкачестве особого сектора экономики России. Действенной системыстимулирования образования малых предприятий не существует, как нет ихозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственнаяпрограмма развития малых предприятий. По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малогопредпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях: o нормативно-правовое; o финансово-кредитное; o обеспечение безопасности; o информационно-техническое; o организационное; o кадровое и консультационное обеспечение; o внешнеэкономическая деятельность. Также в государственной программе должны быть отражены механизмыденежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивалибы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательскойдеятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективныхинститутов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг,инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной,консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплекснойгосударственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства,включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечениек этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определитьмеры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности ипривлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства. Для реализации данных программ должны быть привлечены не столькосредства государственного бюджета, сколько возможности частного -отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным женаправлением использования государственных ресурсов должно стать невыделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий подкредит. В 1998-1999 годах финансово-кредитная и инвестиционная поддержкамалого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот,развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционногоклимата с участием специализированных фондов и других финансовыхинститутов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должноспособствовать формированию необходимого стартового капитала для вновьсоздаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолениюнегативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. В 1998-1999годах должны быть сохранены установленные действующим законодательствомналоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоитупростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства вцелях получения основной информации, необходимой для решения вопросовналогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формированиегарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенныхрисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты ипредприятия.Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств,поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки малогопредпринимательства, используется для осуществления региональныхинвестиционных программ. Будет введен в действие механизм размещения средисубъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказовна производство и поставку продукции, товаров и услуг для федеральныхгосударственных нужд. Заключение. Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса даютоснования предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствованияв странах Запада будет развиваться. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитываяобширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малогобизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Темболее, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей странымалый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличенииобъемов производства, так и в повышении его эффективности исбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлениюэкономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательнолучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была быгосударственная политика правительства, направленная на расширение иразвитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малогои среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно,большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компаниюв системе антикризисных мер, но и как долговременное направлениеструктурной политики, естественным образом обеспечивающей органическуюсмычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве,реализацию современной стратегии экономического роста в течениедолговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случаеудовлетворительной разработки новой государственной политики в областималого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многихотраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективногоприложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики иформирование всероссийского рынка. Список литературы. 1. Шулятьева Н .А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1 2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. " Российский экономический журнал", 1993 3. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. 4. "Российский экономический журнал", 1993 5. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. Ж. "Вопросы экономики", 1993 6. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США. Ж. «Проблемы теории и практики управления», 1990 7. Оноприенко В.И. «Малые предприятия: Опыт, проблемы» М.: Профиздат, 1991 8. Певзнер А.Г. «Новое о малых предприятиях» М.: АО "Факт", выпуск 2, 1990 9. Серегин А.С. «Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 1990 10. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.11.98 11. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998 Приложение 1. Распределение малых предприятий по отраслям промышленности и количеству работающих в США в %.| |Менее |Менее |Менее |Менее || |25 человек|210 |220 |250 || | |человек |человек |человек ||Добывающая |52,4 |67,1 |80,5 |91,5 ||промышленность | | | | ||Перерабатывающая |37 |52,5 |67,5 |82,6 ||промышленность | | | | ||Оптовая торговля |50,3 |71,5 |86,9 |96,4 ||Розничная торговля |64,9 |81,5 |91,1 |97,2 ||Строительство |64,5 |81,7 |91,8 |97,6 ||Коммерческие услуги|76,4 |87,1 |93,6 |97,5 ||В среднем |66,7 |81,2 |89,3 |96,3 | ----------------------- ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИИ Московский университет потребительской кооперации Саранский кооперативный институт Факультет Мировая экономика и право Кафедра общественных наук Курсовая работа По курсу: Экономическая теория На тему: «Малый бизнес, его роль и перспективы развития» Автор: Плюснин И. Г. Специальность: «Мировая экономика» Руководитель работы: Калабкина И. М. Саранск 1998




Похожие:

Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития iconМалый Бизнес: проблемы и перспективы

Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития iconМалый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России

Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития iconМалый бизнес характерные черты, преимущества и проблемы с социально-культурой сфере

Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития iconМалый бизнес: характерные черты, преимущества и проблемы в социально-культурной сфере

Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития iconМалый бизнес и его место в рыночной экономике Запада и России

Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития iconСПб филиал Государственного Университета
Ю. А. Проблемы государственного регулирования договорных отношений в страховании. Малый бизнес как инновационная составляющая устойчивого...
Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития iconМалый бизнес в аудите – ближайшие перспективы в статье Д. В. Лысенко, опубликованной в №10 журнала «Аудиторские ведомости»
В статье Д. В. Лысенко, опубликованной в №10 журнала «Аудиторские ведомости», представлена точка зрения на перспективы функционирования...
Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития iconГрафик проведения занятий по общеуниверситетскому факультативу «Малый и средний бизнес в России» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти в 2010/2011 учебном году
Дисциплина «Малый и средний бизнес в России», имеющая статус общеуниверситетского факультатива, предусмотрена в объеме 48 часов (из...
Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития iconГрафик проведения занятий по общеуниверситетскому факультативу «Малый и средний бизнес в России» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти в 2010/2011 учебном году
Дисциплина «Малый и средний бизнес в России», имеющая статус общеуниверситетского факультатива, предусмотрена в объеме 48 часов (из...
Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития iconДокументи
1. /Малый бизнес, характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы