Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) icon

Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография)



НазваниеЭтногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография)
Дата конвертации02.07.2012
Размер307,62 Kb.
ТипБиография
Этногенез по Л.Н.Гумилёву (+ обширная биография)


СОДЕРЖАНИЕ 1) Биография Л.Н.Гумилёва (5) 2) Этносы как формы существования homo sapiens (7) 3) Предмет исследования (8) 4) Определение понятия «этнос» (9) 5) Этнос и этноним (10) 6) Этнос как система (10) 7) Фазы этногенеза (11) 8) Толковый словарь понятий и терминов (13) Биография Л. Н. Гумилёва Имя выдающегося, талантливейшего самобытного ученого, основателя новойдисциплины в науке - этнологии - лежащей на стыке нескольких отраслейзнаний - этнографии, истории, географии, археологии, психологии - Л. Н.Гумилева хорошо известно историкам, но, тем не менее, мало известноширокому кругу читателей. Сейчас мы знаем не только о трагической судьбеего родителей - Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой, которая задела чернымкрылом и его, их единственного сына. Многочисленные аресты, допросы, 14-тилетнее заключение в тюрьмах, сталинских лагерях, препоны в его научнойдеятельности и службе, неудобства в материальной жизни хоть и подорвализдоровье ученого, но не смогли сломать его дух. В тяжелые годы сталинщины изастоя его труды не допускались до печатного станка, а то, что удавалосьиздавать, проходило "научную" цензуру "светил" исторических наук. Тем неменее, то, что пробивало себе дорогу через эти преграды, становилось сразубиблиографической редкостью по двум причинам: из-за - новизны подхода кдавно известным фактам и явлениям и из-за малой тиражности его книг. И ещёиз-за образности языка научных трудов ученого, которыё читаются какприключенческие произведения. И вот сейчас пришло то самое время, котороезаставило заговорить о его трудах. И в последние 3-4 года начали издаватьсяего уникальные работы, которые десятки лет не допускались к печати. Вбиблиотеках - очередь за книгами Л. Н. Гумилева, его публикации читателизаказывают для себя путем ксерокопирования... Журналы, научныепериодические издания с его работами разбираются моментально. Лев Николаевич Гумилев родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Вдетстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверскойгубернии. В 1917 году, после Октября, семья покинула деревенский дом и переселиласьв г. Бежецк. Лев здесь учился в средней школе до 1929 года. Уже в школе оноказался "белой вороной" - был обвинен в "академическом кулачестве" за то,что он по своим знаниям и успехам выбивался из общего ряда. (И в будущемдеятельность ученого из-за своей новизны и оригинальности поставит его втакое же положение). Последний класс средней школы Лев Гумилев закончил в1930 году в Ленинграде, в средней школе N 67 на Первой Красноармейскойулице. В 1930 году подал заявление в университет, но ему в приеме былоотказано из-за социального происхождения. В том же году он поступаетчернорабочим на службу в трамвайное управление города: "Пути и тока".Встает на учет в бирже труда, которая на следующий год направляет егоработать в геологоразведочный институт, известный тогда как "Институтнеметаллических полезных ископаемых" Геологического комитета. В 1931 году всоставе геологической поисковой экспедиции работает в Саянах коллектором. В1932 году Л. Н. поступает научно-техническим сотрудником в экспедицию поизучению Памира, организованную Советом по исследованию производительныхсил. Здесь он по своей инициативе вне рабочего времени увлекается жизньюземноводных животных, что не понравилось начальству, и он был вынужденоставить работу в экспедиции. Тут он поступает на работу малярийнымразведчиком в местную малярийную станцию совхоза Догары. Усиленнозанимается изучением таджикско-персидского языка, овладевает секретамиарабской вязи-письма. Потом, уже в университете, самостоятельно выучит иперсидскую грамоту. В 1933 году он уже в Крыму - научно-технический сотрудник археологическойэкспедиции Г. А. Бонч-Осмоловского (из литовских татар). Принимает участиев раскопе стоянки палеолита Аджи-Каба. Осенью возвращается в Ленинград и начинает работать в Геологическоминституте научно-техническим сотрудником по камеральной обработке. В том жегоду начальник экспедиции Г. А. Бонч-Осмоловский арестован, а Л. Н.выдворен из Геологического института. Лев Николаевич готовится квступительным экзаменам и в 1934 году он уже студент историческогофакультета Ленинградского университета, где слушал курсы по истории у В. В.Струве, Е. В. Тарле, С. И. Ковалева и других светил исторической науки. Первый арест, следственная тюрьма... В 1935 году - Обращение А. А.Ахматовой к Сталину спасает Л. Н. Гумилева и арестованных вместе с нимстудентов университета "из-за отсутствия состава преступления". Тем неменее, он исключен из университета. В это время он постоянно посещаетЛенинградское отделение Института Востоковедения АН СССР (ЛО ИВАН АН СССР),где самостоятельно изучает печатные источники по истории древних тюрков. В1937 году восстановился в ЛГУ. Будучи студентом, выступил с докладом в ЛОИВАН АН СССР на тему "Удельно-лествичная система тюрков в VI-VIII веках",который спустя 12 лет - в 1959 году - увидит свет на страницах журнала"Советская этнография" (N 3). В начале 1938 года Л. Н. Гумилев арестован, будучи студентом ЛГУ, иосужден на пять лет. От звонка до звонка находился в Норильске, Норильлаге,работал в медно-никелевой шахте. Срок окончился в 1943 году, и он былоставлен там же без права выезда. В Норильлаге и после окончания срока вНорильске работал техником-геологом. В бараке жил по соседству с татарами иказахами и выучил татарский, казахский - тюркские языки. После окончаниясрока просился в Советскую Армию. Лишь спустя почти год ему удалосьполучить разрешение на это. Осенью 1944 года он на Первом Белорусскомфронте в качестве рядового солдата на переднем крае дошел с боями доБерлина. В 1945 году по общей демобилизации вернулся в Ленинград,восстановился студентом в ЛГУ и в начале 1946 года экстерном сдал 10экзаменов и окончил университет. За это же время сдал все кандидатскиеэкзамены и поступил в аспирантуру ЛО ИВАН СССР. Летом 1946 года, будучиаспирантом, принимает участие в археологической экспедиции М. И. Артамоновав Подолии. После ждановского доклада о журналах "Звезда" и "Ленинград" ипостановления по этому поводу ЦК ВКП(б), в которых имя А. А. Ахматовой былооблито черными красками, Л. Н. Гумилева исключили из аспирантуры смотивировкой "в связи с несоответствием филологической подготовки избраннойспециальности" и уволили из аспирантуры. В 1947 году поступает в Ленинградскую психотерапевтическую больницубиблиотекарем и благодаря положительной характеристике больницы допускаетсяк защите диссертации кандидата исторических наук при ЛГУ, котораясостоялась 28 декабря 1948 года. Весной 1948 года в качестве научного сотрудника участвует вархеологической экспедиции под руководством С. И. Руденко на Алтае, нараскопе кургана "Пазырык". После защиты кандидатской диссертации был принятнаучным сотрудником в "Музей этнографии народов СССР". 7 ноября 1949 года снова арестован, без всякой мотивировки, осужденОсобым совещанием на 10 лет и сослан в лагерь "Особого назначения" в ЧурбайНура около Караганды, откуда переведен в другой лагерь у Междуреченска подОмском, в Саянах, где в 1956 году был реабилитирован по причине "отсутствиясобытия преступления". В сталинские времена, когда был популярен тезис о том, что "сын неотвечает за отца", Л. Н. Гумилев сперва сидел за отца, а потом - за мать.А. А. Ахматова в то время писала: Муж в могиле, Сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. В 1956 году Л. Н. вернулся в Ленинград. Директор Эрмитажа М. И. Артамоновпомог ему с работой, взял библиотекарем "на ставку беременных и больных".Работая здесь библиотекарем, завершил докторскую диссертацию "Древниетюрки" и защитил ее. После защиты докторской диссертации Л. Н. Гумилеваприглашает ректор ЛГУ член-корреспондент А. Д. Александров на работу вНаучно-исследовательский институт географии при ЛГУ, где он проработал по1986 год, до выхода на пенсию - сперва научным работником, потом - старшимнаучным работником, перед выходом на пенсию его перевели в ведущие научныесотрудники. Кроме работы в НИИ он вел курс лекций в ЛГУ по "Народоведению".В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию, на этот раз погеографическим наукам, которую не утвердили по причине того, что "она вышедокторской, поэтому и не докторская". Эта работа, известная под названием"Этногенез и биосфера Земли", спустя 15 лет, в 1989 году вышла отдельнойкнигой и была раскуплена в течение одного-двух дней со склада издательстваЛГУ. Заслуги Л. Н. Гумилева, как в области научных исследований, так и впедагогической деятельности упорно игнорировались. В этом одна из причинтого, что он не был удостоен даже звания профессора, тем более каких-либоправительственных наград или почетных званий. С 1959 года его труды начали печатать небольшими порциями. В этихусловиях он окунулся в работу Ленинградского отделения Всесоюзногогеографического общества. Через его сборники ему удалось выпустить в светряд своих работ, не допущенных в официальные научные периодические издания.После защиты второй докторской диссертации, основные положения которойпубликовались в серии "Ландшафт и этнос" почти в каждом номере "ВестникаЛенинградского университета", "научные" власти наложили вето на публикацииЛ. Н. Гумилева в этом научном журнале. Л. Н. Гумилева лишь условно можно назвать историком. Он автор глубокихноваторских исследований по истории кочевников Срединной и Центральной Азииза период с III в. до н.э. по XV в. н.э., автор исторической географии -изменения климата и ландшафта того же региона за тот же период, создательтеории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии Средней Азии, историитибетских и памирских народов в I тысячелетии н.э., он же - источниковеднарративных источников кочевых народов. В его трудах огромное вниманиеуделено проблеме Древней Руси и Великой Степи, освещаемое с новыхпозиций... В неволе Л. Н. Гумилеву было запрещено писать стихи, но он их запоминал,одну из таких своих работ он издал недавно. Любовь к поэзии отражена и вего переводах поэтов народов Востока. Труды Л. Н. Гумилева издавались в узкопрофильных журналах, а книгимизерными тиражами, тем не менее, его работы были популярны среди ученыхисториков. Поэтому его часто приглашали для чтения докладов и лекций, чему"кураторы" советской исторической науки всячески стремились поставитьпреграду. Тем не менее, его коллеги смогли устроить ему поездку вАкадемгородок в Новосибирск с лекциями для ученых и студентов по истории, вМГУ, в университет Тарту в Эстонию по этногенезу, в Молодежный Центр АНСССР в Пущино и т.д. По личным приглашениям он принял участие в Международных научных съездах,организованных по линии ЮНЕСКО по археологии, истории в Чехословакии (1966,Прага), Венгрии (Будапешт, по линии АН Венгрии) и т.д. Л. Н. Гумилев, несмотря на нездоровье, и сейчас активно работает: пишетновые работы, часто выступает с лекциями перед читателями, дает интервью порадио, телевидению... ЭТНОСЫ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ВИДА HOMO SAPIENS Больше ста лет ведутся дискуссии: изменяется ли биологический вид Homosapiens или социальные закономерности полностью вытеснили механизм действиявидообразующих факторов? Общей для человека и всех других живых существявляется необходимость обмениваться со средой веществом и энергией, ноотличается он от них тем, что почти все необходимые для него средствасуществования вынужден добывать трудом, взаимодействуя с природой не толькокак биологическое, но прежде всего как социальное существо. Условия исредства, производительные силы и соответствующие им производственныеотношения непрерывно развиваются. Закономерности этого развития исследуютсямарксистской политической экономией и социологией. Однако социальные закономерности развития человечества не "отменяют"действия закономерностей биологических, в частности мутаций, и исследоватьих необходимо, дабы избежать теоретической односторонности и практическоговреда, который мы наносим сами себе, игнорируя или сознательно отрицая нашуподчиненность не только социальным, но и более общим закономерностямразвития. Методологически начать такое исследование можно исходя из преднамеренногоотвлечения от конкретных способов производства. Такая абстракцияпредставляется оправданной, в частности, потому, что характер этногенезасущественно отличается от ритмов развития социальной истории человечества.При таком способе рассмотрения, как мы надеемся, яснее станут контурымеханизма взаимодействия человечества с природой. Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизнилюди получают из природы. Значит, они входят в трофическую цепь какверхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона. А коль скоротак, то они являются элементами структурно-системных целостностей,включающих в себя, наряду с людьми, доместикаты (домашние животные икультурные растения), ландшафты, как преобразованные человеком, так идевственные, богатства недр, взаимоотношения с соседями -либо дружеские,либо враждебные, ту или иную динамику социального развития, а также то илииное сочетание языков (от одного до нескольких) и элементов материальной идуховной культуры. Эту динамическую систему можно назвать этноценозом. Онавозникает и рассыпается в историческом времени, оставляя после себяпамятники человеческой деятельности, лишенные саморазвития и способныетолько разрушаться, и этнические реликты, достигшие фазы гомеостаза. Нокаждый процесс этногенеза оставляет на теле земной поверхности неизгладимыеследы, благодаря которым возможно установление общего характеразакономерностей этнической истории. И теперь, когда спасение природы отразрушительных антропогенных воздействий стало главной проблемой науки,необходимо уяснить, какие стороны деятельности человека были губительны дляландшафтов, вмещающих этносы. Ведь разрушение природы с гибельнымипоследствиями для людей - беда не только нашего времени, и оно не всегдасопряжено с развитием культуры, а также с ростом населения. Ставя вопрос о взаимодействии двух форм закономерного развития,необходимо условиться об аспекте. Речь может идти либо о развитии биосферыв связи с деятельностью человека, либо о развитии человечества в связи состановлением природной среды: биосферы и костного вещества, составляющегодругие оболочки Земли: литосферу и тропосферу. Взаимодействие человечествас природой постоянно, но крайне вариа-бельно и в пространстве, и вовремени. Однако за видимым разнообразием кроется единый принцип,характерный для всех наблюдаемых феноменов. Поэтому поставим вопрос именнотак! Природа Земли весьма разнообразна; человечество в отличие от прочих видовмлекопитающих тоже разнообразно, ибо человек не имеет природного ареала, араспространен, начиная с верхнего палеолита, по всей суше планеты.Адаптивные способности человека на порядок больше, чем у прочих животных.Значит, в разных географических регионах и в разные эпохи люди и природныекомплексы (ландшафты и геобиоценозы) взаимодействуют по-разному. Сам посебе этот вывод бесперспективен, так как калейдоскоп не поддаетсяисследованию, но попробуем внести в проблему классификацию... и все будетпо-иному. Между закономерностями природы и социальной формой движенияматерии существует постоянная корреляция. Но каков ее механизм и где точкасоприкосновения природы и общества? А эта точка есть, иначе не возникло бывопроса об охране природы от человека. С. В. Калесник предложил разделить географию на: 1) экономическую,исследующую творения людей, и 2) физическую, изучающую природные оболочкиЗемли, в том числе биосферу. Очень разумное деление. Природа творит то,чего мы творить не можем: горы и реки, леса и степи, новые виды животных ирастений. А люди строят дома, сооружают машины, ваяют статуи и пишуттрактаты. Природа этого делать не может. Есть ли между творениями природы и человека принципиальная разница? Да!Элементы природы переходят в друг друга... "Этот камень рычал когда-то,этот плющ парил в облаках". Природа живет вечно, набухая той энергией,которую получает от Солнца и звезд нашей Галактики и радиораспада вглубинах нашей планеты. Биосфера планеты Земля побеждает мировую энтропиюпутем биогенной миграции атомов, стремящихся к расширению. И наоборот,предметы, созданные человеком, могут или сохраняться, или разрушаться.Пирамиды стоят долго, Эйфелева башня так долго не простоит. Но не вечны ните, ни другая. В этом принципиальная разница между биосферой и техносферой,какие бы грандиозные размеры последняя ни приобрела. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Обозрение современного состояния науки об этносе должно повергнутьчитателя в недоумение. Все пишущие на эту тему авторы, в том числеэтнографы, по существу подменяют подлинные этнологические характеристикипрофессиональными, сословными и т.д., что, собственно, равнозначноотрицанию этноса как реальности. О существовании этноса говорит только то,что он непосредственно ощущается людьми как явление (феномен), но ведь этоне доказательство. Поэт сказал: "И день, и ночь пред нами солнце ходит,однако прав упрямый Галилей". И действительно, у этнолога есть некоторыеоснования для пессимизма, кажущиеся на первый взгляд непреодолимыми. Этнология - это рождающаяся наука. Потребность в ней возникла лишь вовторой половине XX в., когда выяснилось, что простое накоплениеэтнографических собраний и наблюдений грозит тем, что наука, не ставящаяпроблем, превратится в бессмысленное коллекционерство. И вот возникли нанаших глазах обществоведение и этнология - две дисциплины, интересующиесяодним, на первый взгляд, предметом - человечеством, но в совершенно разныхаспектах. И это закономерно. Каждый человек одновременно - член социума ичлен этноса, а это далеко не одно и то же. Равным образом этнология какнаука требует определения. Скажем пока так, что этнология - это наука обимпульсах поведения этнических коллективов, подобная этологии, науке оповедении животных. Импульсы могут быть сознательными и эмоциональными,диктоваться личной волей индивида, традицией, принудительным воздействиемколлектива, влиянием внешней обстановки, географической среды и дажеспонтанным развитием, поступательным ходом истории. Для того чтобыразобраться в столь сложном вопросе, нужна соответствующая методика.Методика может быть либо традиционной методикой гуманитарных наук, либоестественнонаучной. Какую же следует выбрать для успешного преодолениятрудностей, возникающих перед ученым, взявшимся за совершенно новую областьнауки? Прежде всего уточним понятие "гуманитарные науки". В Средние века вХристианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научнойинформации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась ккомментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому чтобезграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изреченияпророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст,удержавшаяся до настоящего времени. Эта ступень науки называласьсхоластикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда былрасширен круг источников - привлекались сочинения других древних авторов,тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т.е.человеческая, а не божественная) наука - филология, отличающаяся отсхоластики критическим подходом к текстам. Но источник был все тот же -чужие слова. После эпохи Возрождения крупные натуралисты противопоставилигуманитарным способам получения информации естествоиспытание, основанное нанаблюдении природы и эксперименте. Сменилась постановка вопроса: вместо"что сказали древние авторы?" пытались выяснить "что есть на самом деле?".Как видим, изменился не предмет изучения, а подход и, соответственно,методика. Новая методика завоевывала признание медленно и неравномерно. Еще в 1633г. Галилею пришлось отрекаться от того, что Земля вертится вокруг Солнца,причем его противники апеллировали к тому, что таких сведений в известнойим литературе нет. В XVIII в. Лавуазье на заседании Французской Академиинаук объявил "антинаучным" сообщение о падении метеорита: "Камни с небападать не могут, потому что на небе нет камней!". География только в XIX в.избавилась от легенд об амазонках, волосатых людях, гигантских спрутах,топящих корабли, и прочей беллетристики, которую читатели, находившиеся наобывательском уровне, воспринимали буквально. Труднее всего было историкам,которые не могли ни поставить эксперимент, ни повторить наблюдение. Но тутпришел на выручку монистический подход, который позволил провести критикуисточника, как компаративную, так и внутреннюю. Благодаря многимкропотливым исследованиям были составлены кодексы бесспорных фактов схронологическими привязками, а часть сомнительных сведений отвергнута. Этоогромное богатство знаний может принести пользу лишь тогда, когда оно будетприложено к определенному объекту, будь то социальные общности - классы,или политические целостности - государства, или этносы, которые насинтересуют. В последнем случае факты истории превращаются в "информационныйархив" и служат целям этнологии наряду с другими сведениями:географическими, биологическими, биофизическими и биохимическими, что приналичии творческого синтеза дает возможность трактовать этнологию какестественную науку, построенную на достаточном количестве достоверныхнаблюдений, зафиксированных во время накопления первичного материала. А теперь вернемся к кардинальному тезису: можно ли считать, чтоэтнография, как описательная, так и теоретическая, вышла из поля зрениягеографии и всецело принадлежит сфере исторических наук? Нет, и еще разнет. Такая позиция, на наш взгляд, беспочвенна и деструктивна. Она ведетнауку к оскудению, т.е. упрощению за счет сокращения эрудиции научногосотрудника. Ему-то, конечно, легче, но его работа теряет перспективность иперестает представлять интерес для читателя. Боюсь, что упорное несогласиес поставленным здесь тезисом приведет к компрометации не толькоисторической методики, применяемой не для того, для чего она быларазработана, но и самой науки - этнографии. Ибо для нее есть только одинпуть развития - превращение в этнологию, где наряду с собиранием иописанием материала идет интерпретация его под тем углом зрения, которыйпродиктован постановкой проблемы. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ЭТНОС" Какое значение или, главное, какой смысл вкладывает каждый человек изчисла перечисленных в свой ответ? Что он называет своим народом, нацией,племенем и в чем он видит свое отличие от соседей - вот нерешенная до сихпор проблема этнической диагностики. На бытовом уровне она не существует,подобно тому, как не требует определения различие светом и тьмой, теплом ихолодом, горьким и сладким. Иными словами, в качестве критерия выступаетощущение. Для обыденной жизни этого достаточно, но для понимания мало.Возникает потребность в определении. Но тут начинается разнобой. "Этнос -явление, определяемое общностью происхождения"; "этнос - порождениекультуры на базе общего языка"; "этнос - группа людей, похожих друг надруга"; "этнос - скопище людей, объединенное общим самосознанием"; "этнос -условная классификация, обобщающая людей в зависимости от той или инойформации" (это означает, что категория этноса нереальна); "этнос-порождениеприроды"; "этнос-социальная категория". Обобщая разнообразные в деталях взгляды советских ученых на соотношениеприроды и общественного человека, можно выделить три точки зрения: 1."Единая" география сводит всю деятельность человека к природнымзакономерностям. 2. Некоторые историки и этнографы считают все феномены,связанные с человечеством, социальными, делая исключение лишь для анатомиии отчасти физиологии. 3. В антропогенных процессах различаются проявленияобщественной и комплекса природных (механическая, физическая, химическая ибиологическая) форм движения материи. Последняя концепция представляетсяавтору единственно правильной. Особое место занимает точка зрения М. И. Артамонова известного археологаи историка хазар. По его мысли, родившейся вследствие долгих занятийархеологическими, т.е. мертвыми культурами и памятниками, лишеннымисаморазвития, но разрушающимися от течения времени (об этом см. выше),"этнос, как и класс, не социальная организация, а состояние, при этомзависимость человека от природы тем меньше, чем выше его культурныйуровень; это прописная истина". Согласиться трудновато. Начнем с последнего тезиса. Организм человека входит в биосферу Земли иучаствует в конверсии биоценоза. Никто не может доказать, что профессордышит иначе, чем бушмен, или размножается неполовым путем, илинечувствителен к воздействию на кожу серной кислоты, что он может не есть,или, наоборот, съедать обед на 40 человек, или что на него иначе действуетземное тяготение. А ведь это все зависимость от природы того самогоорганизма, который действует и мыслит, приспосабливается к изменяющейсясреде и изменяет среду, приспосабливая ее к своим потребностям,объединяется в коллективы и в их составе создает государства. Мыслящаяиндивидуальность составляет единое целое с организмом и, значит, не выходитза пределы живой природы, которая является одной из оболочек планеты Земля.Но вместе с тем человек отличается от прочих животных тем, чтоизготавливает орудия, создавая качественно иную прослойку - техносферу.Произведения рук человека как из косного, так и из живого вещества (орудия,произведения искусства, домашние животные, культурные растения) выпадают изцикла конверсии биоценоза. Они могут лишь либо сохраняться, либо, ежели незаконсервированы, разрушаться. В последнем случае они возвращаются в лоноприроды. Брошенный в поле меч, перержавев, превращается в окись железа.Разрушенный замок становится холмиком. Одичавшая собака делается дикимзверем динго, а лошадь - мустангом. Это смерть вещей (техносферы) иобратный захват природой похищенного у нее материала. История древнихцивилизаций показывает, что природа хотя и терпит урон от техники, но вконечном счете берет свое, разумеется, за исключением тех предметов,которые преображены настолько, что стали необратимы. Таковы кремневыеорудия времен палеолита, отшлифованные плиты в Баальбеке, бетонированныеплощадки и пластмассовые изделия. Это трупы, даже мумии, которые биосферане в силах вернуть в свое лоно, но процессы косного вещества - химические итермические - могут вернуть их в первозданное состояние в том случае, еслинашу планету постигнет космическая катастрофа. А до тех пор они будутназываться памятниками цивилизации, ибо и наша техника когда-нибудь станетпамятником. Приняв предложенную С. В. Калесником классификацию за основу, мы должнынайти в ней место для феномена этноса. Забегая вперед, скажем, что этносы -явление, лежащее на границе биосферы и социосферы и имеющее весьмаспециальное назначение в строении биосферы Земли. Пусть это выглядит какдекларация, но теперь читатель знает, ради чего написана эта книга, авторкоторой не просто стремился дать формулировку, а показать весь путь,которым она была достигнута, и основания, убеждающие в том, что она насегодняшнем уровне науки отвечает всем требованиям, предъявляемым к научнымгипотезам. После этого мы можем перейти к системе доказательств. Этнос и этноним При изучении общих закономерностей этнологии прежде всего надлежитусвоить, что реальный этнос, с одной стороны, и этническое наименование(этноним), принятое его членами - с другой, не адекватны друг другу. Частомы встречаем несколько разных этносов, носящих одно и то же имя, или,наоборот, один этнос может называться по-разному. Так, слово "римляне"(romani) первоначально означало граждан полиса Рима, но отнюдь не ихсоседей - италиков, и даже не латинов, обитавших в других городах Лациума.В эпоху Римской империи I-II вв. количество римлян возросло за счетвключения в их число всех италиков: этрусков, самнитов, лигуров,цизальпинских галлов и многих жителей провинций, отнюдь латинскогопроисхождения. После эдикта Каракаллы 212 г. "римлянами" были названы всесвободные жители муниципий на территории Римской империи, в том числегреки, каппадокийцы, евреи, берберы, галлы, иллирийцы, германцы и др.Понятие "римлянин" как бы потеряло этническое значение, но этого на самомделе не было: оно просто его изменило. Общим моментом вместо единствапроисхождения и языка стало единство даже не культуры, а историческойсудьбы. В таком виде этнос просуществовал три века - срок изрядный - и нераспался. Напротив, он трансформировался в IV-V вв. вследствие принятияхристианства как государственной религии, которая стала после первых трехСоборов определяющим признаком. Те, кто признавал оные Соборы,санкционированные государственной властью, был своим, римлянином, а кто непризнавал - становился врагом. На этом принципе сформировался новый этнос,который мы условно называем "византийским". Однако помнить, что те, кого мыназываем византийцами, сами себя называли "ромеями", т.е. "римлянами", хотяговорили по-гречески. Постепенно в число ромеев влилось множество славян,армян, сирийцев, но название "римлян" они удержали до 1453 г., т.е. допадения Константинополя. Ромеи считали "римлянами" именно себя, а ненаселение Италии, где феодалами стали лангобарды, горожанами - сирийскиесемиты, заселявшие в 1-III вв. пустевшую Италию, а крестьянами - бывшиеколоны из военнопленных всех народов, когда-либо побежденных римлянамиИмперии. Зато флорентийцы, генуэзцы, венецианцы и другие жители Италиисчитали "римлянами" себя, а не греков и на этом основании утверждалиприоритет Рима, в котором от античного города оставались только руины. Этнос как система Общеизвестный пример социальной системы - это семья, живущая в одномдоме. Элементы системы: члены семьи и предметы их обихода, в том числе муж,жена, теща, сын, дочь, дом, колодец, кошка. Они составляют семью до техпор, пока супруги не разведутся, дети не отколются, начав зарабатыватьсами, теща не разругается с зятем, колодец не зацветет и кошка не заведеткотят на чердаке. Если после этого они останутся в доме, хотя бы туда дажепровели водопровод, это будет не семья, а заселенный участок, т.е. всеэлементы живой и косной природы останутся на месте, но система семьиисчезнет. И наоборот, если умрет теща, будет перестроен дом, сбежит кошка,уедет любящий сын, семья сохранится, несмотря на перемены в числеэлементов. Это значит, что реально существующим и действующим факторомсистемы являются не предметы, а связи, хотя они не имеют ни массы, низаряда, ни температуры. Эта внутренняя связь между отдельными людьми при взаимной несхожести иявляется реальным проявлением системной связи, и не может быть определенани через какие другие показатели. Связи в системе могут быть как положительными, так и отрицательными,причем некоторые связи подсистемы на протяжении жизни особи могут сменитьзнак. Продолжим наш пример. Связь новорожденного со старшими имеетопределенную направленность и "вес". О нем заботятся, его воспитывают иучат. Когда он становится взрослым и отцом семейства, знак связи меняетсяна противоположный: он заботится о родителях и учит детей. И, наконец, ставстариком, он опять требует заботы и ухода. Эта закономерность показывает,что любая система не статична, а находится либо в динамическом равновесии(гомеостаз), либо в движении от какого-то толчка, импульс которогонаходится вне данной системы. Конечно, не исключено, что этот импульсограничен для системы высшего ранга, но механизм воздействия от этого неменяется. Семья - это наглядный пример системы. Однако более сложные системы, как,например, этнос, социальный организм, вид, биогеоценоз, подчиняются той жезакономерности, даже с учетом того, что они построены по принципу иерархии:подсистемы образуют системную целостность - суперсистему; суперсистемы -гиперсистему и т.д. Таким образом, наличие всеобщих связей, создающихдинамические стереотипы, более или менее устойчиво, но никогда не вечно. Итак, мера устойчивости этноса как системы определяется не его массой,т.е. численностью населения и точностью копирования предков, асреднестатистическим набором связей. Резкий выход за определенные пределывлечет либо гибель, либо бурное развитие. Этим и создается эластичностьэтноса, позволяющая ему амортизировать внешние воздействия и даже иногдарегенерировать, ибо "многосвязная" система восполняет ущерб перестройкисвязей. Фазы этногенеза|Фазы |Господствующие императивы |Фазовые переходы||Исходное сочетание |Разнообразны | ||этносов и ландшафтов| | ||региона | | ||Пассионарный подъем:|"Надо исправить мир, ибо он|Пассионарный ||инкубационный |плох!" |толчок: пусковой||(скрытый) период | |момент || | |этногенеза || | |системы ||Пассионарный подъем:|"Мы хотим быть великими!" |Переход к ||явный период | |акматической || | |фазе ||Акматическая фаза |"Будь самим собой!" |Переход к фазе || |"Мы устали от великих!" |надлома ||Надлом |"Мы знаем, мы знаем, все |Переход к || |будет иначе!" |инерционной фазе|| |"Дайте же жить, гады!" | ||Инерция |"Будь таким, как я!" |Переход к фазе || |"С нас - хватит!" |обскурации ||Обскурация |"Будь таким, как мы!" |Переход к || |"День, да мой!" |мемориальной || | |фазе: возможна || | |регенерация ||Мемориальная фаза |"Помни, как было |Переход к || |прекрасно!" |гомеостазу: || |"Будь сам собой доволен |реликт || |тролль!" | | Толковый словарь понятий и терминов Необходимость в таких определениях очевидна. Во-первых, необходимоопределить основные понятия этнологии в целях ее дальнейшего развития. Во-вторых, определения необходимы во избежание возможных в будущемнедоразумений с оппонентами при трактовке основных понятий этнологии. Инаконец, в-третьих, этнология за последнее десятилетие развивалась и ужетребует уточнений в понятийном аппарате, отражающих это развитие. В этомсмысле и приводимые ниже определения, конечно, не претендуют наокончательность.Аберрация близости - преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними.Аберрация дальности - расплывчатость далеких явлений, что создает ложное впечатление их незначительности.Аберрация состояния - восприятие наблюдателем динамики долгоидущего процесса как совокупности статических состояний вследствие медленности восприятия процесса человеком.Адаптация в этногенезе - приспособление этноса к ландшафту, происходящее путем выработки измененных стереотипов поведения.Актуализм - ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.Аннигиляция - распад на субатомном уровне с необратимой потерей световой энергии, уходящей в межгалактический вакуум.Антисистема - системная целостность людей с негативным мироощущением.Аттрактивность - влечение к абстрактным ценностям истины, красоты и справедливости.Бездна - пустота или вакуум, не являющийся частью материального мира.Биосфера - оболочка Земли, состоящая из живого вещества и продуктов его деятельности, обладающая антиэнтропийными свойствами.Биохимическая энергия - см. Энергия живого вещества биохимическая.Биполярность - возможность развития систем в двух направлениях - к усложнению и к упрощению с лимитом в вакууме.Вакуум - см. Бездна.Вакуума нулевые колебания - мгновенный процесс возникновения и уничтожения виртуальных частиц в вакууме (пустоте).Вариант этнического контакта - различия в способах взаимодействия этнических систем.Воля - способность производить поступки согласно свободно сделанному выбору.Время историческое - процесс управления энергетических потенциалов между элементами этносферы, нарушаемый пассионарными толчками.Гармоничные особи (гармоничники) - особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения.Генетический "дрейф" - явление рассеивания пассионарного признака за пределы популяции путем случайных связей.Геобиоценоз или биоценоз - закономерный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одно целое общностью условий существования.Геохор - участок земной поверхности, однородный в своих экологических особенностях и отличающийся по этим особенностям от смежных участков.Деяния - поступки, являющиеся результатом свободного выбора (сознательной деятельности) человека (в отличие от явлений).Диахроническая шкала - система отсчета времени от пусковых моментов различных этнических систем для их сопоставления по фазам этногенеза.Дивергенция этническая - распад этнической системной целостности с потерей ощущения комплиментарности на заданном уровне этнической иерархии.Динамическое состояние этнической системы - такое состояние этнической системы, при котором вследствие пассионарного толчка колебания биохимической энергии - пассионарности приводят к смене фаз этногенеза и активному преобразованию этноландшафтной среды (в отличие от гомеостаза).Дискретность этнической истории - прерывность причинно-следственных связей, определяющая начала и концы этногенезов.Идеал - далекий прогноз, воспринимаемый интуитивно.Императив поведения - идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство которого в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз.Императив поведения негативный - стремление к упрощению системы.Императив поведения позитивный - стремление к усложнению системы.Импульс инстинкта - см. Инстинктивный импульс поведения.Импульс поведения инстинктивный (инстинкт) - врожденный поведенческий импульс, направленный на личное и видовое самосохранение.Импульс сознания - эгоизм, требующий для осуществления себя как цели - рассудка и воли (в отличие от аттрактивности).Инкубационный период - часть фазы подъема от момента пассионарного толчка или начала генетического дрейфа до появления этноса как новой этносоциальной системы.Инкубационный период скрытый - та часть инкубационного периода, в которой рост пассионарного напряжения не приводит к фиксации событий современниками.Инкубационный период явный - та часть инкубационного периода, в которой рост пассионарного напряжения уже вызывает фиксацию событий современниками, но еще не приводит к этнической дивергенции и появлению новой этносоциальной системы.Истинность - суждение, адекватное заданной сумме наблюденных фактов, где погрешность не превышает заданного допуска.Историческая судьба - цепочки событий, каузально связанные их внутренней логикой.История антропогенных ландшафтов - история взаимодействия общества и природы через механизм этнической системы.История культуры - коллективная память этносов о своих культурных традициях.Комплиментарность - положительная (отрицательная) - ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на "своих" и "чужих".Конвиксия - группа особей с однохарактерным бытом и семейными связями, низший таксой этнической иерархии.Консорция - группа людей, объединенных одной исторической судьбой, часто эфемерно на короткое время.Констелляция в суперэтносе - сходство тенденций развития этносов в пределах суперэтноса вследствие происхождения от одного пассионарного толчка.Красота - комплекс форм, нравящихся без предвзятости.Ксения - букв. "гостья" - вариант симбиоза, при котором небольшая группа представителей иного этноса замкнуто живет среди аборигенов и не смешивается с ними.Логика событий - причинно-следственные связи между событиями, детерминирующие дальнейший ход самих событий.Ложь - сознательное искажение истины.Мера устойчивости этноса - показатель плотности этнических связей различных весов и знаков (в кибернетическом смысле), определяющий степень сопротивляемость этноса внешним воздействиям.Месторазвитие или родина этноса - неповторимое сочетание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как система.Мироощущение - фиксированное сознанием прохождение отраженного от вакуума импульса пассионарности (биохимической энергии), выражающееся в отношении к идеальным абстрактным ценностям и материальному мируМироощущение негативное - отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем.Мироощущение позитивное - отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к усложнению систем.Мозаичность этноса - неоднородность внутренней структуры, необходимая для поддержания этнического единства.Ностальгия - ощущение несовместимости с иным этническим полем.Пассеизм - ощущение времени, при котором прошлое вое принимается как единственная объективная реальность.Пассионарии - особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.Пассионарная индукция - явление трансформации поведения гармоничных особей и субпассионариев в присутствии пассионариев под влиянием пассионарного поля.Пассионарное напряжение - см. Уровень пассионарного напряжения этнической системы.Пассионарное поле - поле, обусловленное наличием биохимической энергии - пассионарности.Пассионарность как характеристика поведения - избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.Пассионарность как энергия - избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.Пассионарный импульс - см. Пассионарный импульс поведения.Пассионарный импульс поведения или пассионарный импульс - поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения.Пассионарный признак - рецессивный генетический признак, обусловливающий повышенную абсорбацию особей биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы.Пассионарный толчок - микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции, и приводящая к появлению новых этнических систем в тех или иных регионах.Персистенты (изоляты, статические этносы, реликты)- этнические системы, находящиеся в этническом гомеостазе. Эти термины в контексте работы - синонимы.Полоса свободы - совокупность ситуаций, при которых возможен свободный выбор. Именно здесь осуществляется право отдельного человека на выбор тенденции развития (см. Биополярность).Популяция - совокупность особей, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию, внутри которой осуществляется свободное скрещивание.Принцип неопределенности в этнологии - объективное ограничение возможностей исследователя при наблюдении последовательности событий, позволяющее описать их только в одном аспекте: либо в социальном, либо в этническом (природном).Пусковой момент - момент пассионарного толчка в абсолютной временной шкале, являющейся точкой отсчета "О" для диахронической шкалы.Разнообразие этносферы - неравенство энергетических потенциалов, вносимое в историческое время пассионарными толчками.Разность потенциалов контактная - перепад пассионарности (биохимической энергии) возникающий при контакте двух и более суперэтносов.Рассудок - способность свободного выбора реакции при условиях это допускающих.Ритм этнического поля - та частота колебаний этнического поля, к которой посредством стереотипа поведения адаптировалась этническая система.Саморегуляция этноса - способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии - пассионарности при сохранении существования и адаптации к среде.Сверхнапряжение - целенаправленное усилие, необходимое и достаточное для нарушения агрегатного состояния среды.Сигнальная наследственность - передача навыков потомству через условный рефлекс подражания, формирующий стереотип поведения как высшую форму адаптации.Симбиоз - сосуществование двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу.Смещение или результат контакта - нарушение запрограммированного хода процесса этногенеза вследствие внешнего воздействия.Смерть - способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.Событие - разрыв системных связей.Справедливость - соответствие морали и этики.Старение - потеря инерции пассионарного толчка в этнической системе на персональном и этническом уровне.Статическое ощущение времени - восприятие, при котором время игнорируется как реальность.Стереотип поведения - изменяющийся по ходу времени набор навыков поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности.Структура стереотипа поведения этноса - строго определенная норма взаимоотношений между а) этническим коллективом и индивидом; б) индивидов между собой: в) субэтносов между собой; г) этноса и субэтносов между собой.Субпассионарии - особи, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.Субэтнос - этническая система, являющаяся элементом структуры этноса.Сукцессия антропогенная - постепенное изменение вмещающего ландшафта, вносимое адаптирующимся этносом, возникающая одновременно в одном ландшафтном регионе и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность.Творчество - направленность поведения, возникающая в популяции вследствие пассионарного толчка.Традиция культуры - сумма знаний и представлений, передаваемая по ходу времени от этноса к этносу.Упрощение - уменьшение плотности системных связей в этнической системе.Уровень пассионарного напряжения системы, или пассионарное напряжение - количество имеющейся в этнической системе пассионарности, деление на количество персон, составляющих этническую систему.Уровень этнического контакта - ранг контактирующих систем в этнической иерархии.Усложнение - увеличение плотности системных связей в этнической системе.Фаза акматическая - колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.Фаза инерционная или фаза инерции - плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.Фаза надлома - резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля.Фаза мемориальная - состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция.Фаза обскурации - снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.Фаза подъема - период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионерного толчка или генетического дрейфа.Фаза этногенеза - совокупность таких уровней пассионарного напряжения системы, каждый из которых при данном направлении процесса этногенеза определяет господство в стереотипе поведения единого для всей совокупности уровней императива поведения.Флуктуации биосферы - локализованные в пространстве и времени изменения количества энергии живого вещества биосферы вследствие пассионарных толчков.Футуризм - ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.Химера - сосуществование двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише.Энергия живого вещества биохимическая - свободная энергия, вырабатываемая живыми организмами в процессе обмена веществ.Энтропийный процесс - необратимый процесс потери энергии.Этика антиэгоистическая или альтруистическая - этика, при которой интересы этнического коллектива у индивида превалируют над его собственными.Этика эгоистическая - этика, при которой интересы индивида и его семьи превалируют над интересами этнического коллектива.Этническая диагностика - способ различения этносов по стереотипу поведения и принадлежности к той или иной этнической традиции.Этническая доминанта - явление или комплекс явлений (религиозный, идеологический, военный, бытовой), который определяет переход исходного для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие.Этническая иерархия - динамичная в процессе этногенеза соподчиненность этнических систем разных таксономических уровней (рангов).Этническая история - функция этногенезов и этнических контактов за периоды, где события зафиксированы источниками.Этническая регенерация - восстановление этнической структуры после потрясений.Этническая традиция - сумма стереотипов поведения, передаваемых механизмом условного рефлекса.Этнические контакты в аспекте этнического поля - интерференция вибраций этнических полей.Этнический гомеостаз или гомеостатический уровень или статическое состояние этноса - устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором колебания биохимической энергии - пассионарности имеют место в ограниченных пределах, определяя этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза.Этнический контакт - процесс взаимодействия двух и более этнических систем одного или разных рангов этнической иерархии.Этнический субстрат - исходные этнические компоненты (два и более), интегрируемые вследствие пассионарного толчка в новый этнос.Этническое поле - возникающее на основе пассионарного поля поле поведения и аттрактивности членов этнической системы.Этногенез - момент возникновения и весь процесс исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности.Этногенез в аспекте этнического поля - динамика колебательного движения этнического поля.Этнология - географическая наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза в историческую эпоху.Этнопсихология - наука о проявляющейся в этнической истории смене устойчивых настроений этноса в зависимости от фазы этногенеза.Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.Этносфера - земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли.Этноценоз - геобиоценоз, в котором происходит развитие данного этноса, опосредованное процессом его адаптации.Явления - результаты влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.Официальный сайт «Фонда Л.Н.Гумилёва» Gumilevica, октябрь 1998 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) icon«Этногенез и биосфера земли»
Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории
Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) iconБиография
Жанр исторической художественной прозы. Современная биография выявляет, историческую национальную и социальную обусловленность, психологический...
Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) iconКонцепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли»
Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории
Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) iconБиография В. В. Маяковского Биография Владимира Владимировича Маяковского. (Составлена из произведения "Я сам") Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селеБагдады, Кутаисской губернии Грузии

Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) iconЭтногенез

Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) iconЭтногенез

Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) iconЭтногенез белорусов

Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) iconЭтногенез восточных славян

Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) iconЭтногенез и биосфера Земли

Этногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография) iconЭтногенез народов Дагестана

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы