Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. icon

Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А.



НазваниеРодины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А.
Дата конвертации02.07.2012
Размер58,47 Kb.
ТипРеферат
Тема Родины в творчестве А. Ахматовой


ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины сталаодной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила вочень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Этотакже связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, каксвою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до концаверна своей Родине, не изменив при этом и самой себе. Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследимэволюцию этой темы в поэзии Ахматовой. Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» —написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине.Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая». Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошлистихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших потрясений ииспытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многоеменяется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматоваболеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизниАхматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчествепоэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В«Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировуювойну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид,что не могу на Божий мир глядеть я», — пишет она в стихотворении «Майскийснег». Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близостьнеотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий вжизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но онавыражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»). В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую больпереживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматоваготова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой«песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темнойРоссией стала облаком в славе лучей». С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистикаахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным. В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознаниеАхматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. Вэтом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом: Лучше б мне частушки задорно выкликать, А тебе на хриплой гармонике играть. И ходить на кладбище в поминальный день И смотреть на белую Божию сирень. Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный,теплый и веселый...», но она пока не может отказаться от своей жизни, онаеще не готова жить одной жизнью с народом: Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек синеющие льды, Бессолнечные мрачные сады И голос Музы еле слышный. Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается втрагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборниказаключается в том, что все исторические события: война и революция —осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане.Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либоуезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь.Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто...», «Мне голос был...» далекиот принятия революции, но они также далеки от политической ненависти.Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны спроблемой нравственного и жизненного выбора. Стихотворение «Ты отступник...» адресовано конкретному человеку, воснове стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оносвязано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрекчеловеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьбагероини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что дляАхматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями,православием: Ты — отступник: за остров зеленый Отдал, отдал родную страну, Наши песни, и наши иконы, И над озером тихим сосну. Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чейголос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (илисчитать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме«исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой. Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. Иона выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою: Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не оскорбился (у Ахматовой -"не осквернился») скорбный дух... Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто...», вошедшее в третийсборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большиеобобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросилземлю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, вдвух последних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызываютжалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся в России воспринимаютсвою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто», поэтому онинамного выше уехавших. Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему: Никто нам не хотел помочь За то, что, город свой любя, А не крылатую свободу, Мы сохранили для себя, Его дворцы, огонь и воду. В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связьсо всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока. В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя,смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирениемпринимает она все, что происходит с Россией: Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькает крыло, Все голодной тоской изглодано, Отчего же нам стало светло? В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ героини становитсяболее цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близкихфольклору, например « Третий Зачатьевский». Переулочек, переул... Горло петелькой затянул. Тянет свежесть с Москва-реки В окнах теплятся огоньки... Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием»,посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можновыделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горегероини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российскихженщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотренияличной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг».Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со временстрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России.Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквиема» дообщечеловеческого масштаба. «Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее изпроизведений Ахматовой. «Реквием» — это истинно народное произведение и поформе (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в немговорится о трагедии и скорби всего русского народа. В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь какчасть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражаютдушевный настрой сражающейся России. Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполненыпатриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны»входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужестванарода, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат.Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение«мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжественародного начала. Ахматова чувствует, что вся страна — это и Родина. Всвоих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу. Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в темеРодины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт(«грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, ипервоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчествеАхматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на нейнаходится. Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложнуюэволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родинойдля Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские июношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великихиспытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в периодВеликой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущаетсебя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматоваприходит к осознанию Родины как просто русской земли. В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдатьза Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- сРоссией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, чтобыть поэтом и творить можно только на Родине. «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя свременем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила темиритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива,что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. iconРодины в творчестве А. Блока тема родины в творчестве а. Блока в годы политической и общественной реакции после пораженияпервой русской революции, когда буржуазная литература переживалавремя застоя и упадка,

Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. iconСоветского района саратовской области «это было со мной и с моею страной» ( поэзия а. А. Ахматовой). (урок литературы в 11 классе)
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...
Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. iconЗвук и искусство звука в творчестве А. Ахматовой звук и искусство звука в творчестве а. Ахматовой чуткий слух, как заметил ещё Пушкин, есть неотъемлемое свойствопоэтического дара

Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. iconУроку: «Эволюция мировоззрения. Тема Родины в творчестве Сергея Есенина» Опорная схема
Материалы к уроку: «Эволюция мировоззрения. Тема Родины в творчестве Сергея Есенина»
Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. iconТема родины в творчестве Блока

Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. iconТема Родины в творчестве С. А. Есенина

Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. iconОбраз Родины в творчестве Александра Блока

Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. icon3. Тема родины в творчестве И. Анисимовой
Сделать и оформить фотографии, иллюстрации, соотнести их со стихами И. Анисимовой
Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. iconТест№2 Историческая народная песня. Летописи
Как вам кажется, почему многие поэты, писатели и композиторы в своем творчестве так любят обращаться к народным песням?
Родины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А. iconТезисы Тема : Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики
Тема: Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы