Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) icon

Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)



НазваниеКраткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)
Дата конвертации02.07.2012
Размер94.33 Kb.
ТипЛекции
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)


Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)4 касты («варны»):брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),кшатрии – из рук (управление государством, война),вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло…),шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).Рабы – не люди, а орудия труда.Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, тоследует наказание («данду» - палка).Если исполняет то - ?????Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания,судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм,царский указ».В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенноевысказывание – явно отход от брахманизма.Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).«Будда» - просветленный.Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа –достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнениекоторых и вызывает основные страдания).«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» -идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно»,(или «ненависть» вместо «насилие»).Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек посвоей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлогоили из будущего.Конфуций:1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма: государство – это разросшаяся семья, монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями; патернализм – власть отца и его забота о семье,2) идея меритократии – власти достойных власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,3) идея человеколюбия: забота старших о младших и уважение младшими старших, «человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,4) отрицательное отношение к законам: закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,5) советы чиновникам: древние считали позором для себя не успевать за собственными словами, в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах, и т.д. (очень много советов)Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).Противоположность Конфуция: 1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов.
Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед, 2) доброта и человечность – мать всех проступков, т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»), 3) необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание, 4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство», 5) разрешил покупать чиновничьи должности. Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов. Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».Греция. Политико-правовые идеи софистов.Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику,которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).Их советы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы было сложноуследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие залогикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно.Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова,игра слов, …Старший софист Протагор: 1) золотой век человечества – в будущем: люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери. 2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого), 3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).Афины: СократПо решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягкимспособом – ядом.Идеи: 1) управлять должны знающие, 2) закон и справедливость – понятия тождественные.Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрывконституционного строя и за развращение молодежи.Причина такого решения суда: 1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин, 2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.Платон (ученик Сократа).о формах правления: иерархия в порядке ухудшения: 1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия), 2) олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию), 3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию), 4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия), 5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию), 6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платонусоответствует сущности человека: - разумность – стремление думать, - честолюбие – стремление к славе, - вожделение – необходимость физиологического комфорта.Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы,воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретногочеловека).Принципы жизни философов и стражей: 1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам, 2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества), 3) общественное воспитание детей.Аристотель.Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платономпо вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности всезаботятся гораздо больше, чем об общественной.Формы правления по Аристотелю:| |Вла|Влас|Влас|| |сть|ть |ть || |одн|немн|мног|| |ого|огих|их ||«Прави|мон|арис|поли||льная»|арх|токр|тия || |ия |атия| ||«Непра|тир|олиг|демо||вильна|ани|архи|крат||я» |я |я |ия |Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока непридумали».Демократия: 1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество. 2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархиии демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть обществаимеет собственность и, одновременно, грамотна.Два вида справедливости: - уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами, - распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)Основные принципы организации жизни общин: 1) общность имущества, 2) обязательность труда для всех, 3) равенство, 4) отсутствие духовенства и культов, 5) осуждение богатства.Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».Два аспекта: 1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам, 2) каким судом судите – таким судимы будете.Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле». 1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость), 2) человек живет по божественной воле.Государство и город – синонимы.Идея 1: те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к.живут во грехе.Идея 2: насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должензагонять заблудших овец).Идея 3: концепция «как спастись от греха».Различие между проступком и преступлением:«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,если действует во вред другому – это преступление».Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.Основное произведение – «Сумма теологии».Признан официальным теологом католической церкви.В Библии – вся власть от бога.Выделение трех элементов государственной власти: 1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога. 2) Происхождение власти: по наследству или силой. 3) Использование власти: a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться, b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.«Возможно, тиран послан народу за его грехи».Субординация законов: 1) Вечный закон – закон мироздания, «божественный разум». 2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины). 3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них: a. записаны (тогда как естественные законы не записаны), b. предусматривают наказание за нарушение. 4) Божественный закон – Библия.Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками: еретикиподрывают основы жизни.Средневековая ересь о праве и государстве.Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.Два вида ереси: 1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь: a. требует социального и имущественного равенства, b. требует ликвидации церковной организации и духовенства. Представители плебейской ереси – «богомилы»???. Помещики – слуги дьявола. 2) бюргерская ересь: a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов), b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви).Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.Основное произведение – «Государь».Основные идеи: 1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни, в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей), 2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой). 3) советы государю: a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом, b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково), c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным, d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и ТомазоКампанелла).Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Городсолнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.Жанр – утопический социализм.Утопия – несбыточное (ни где я ????), блаженная страна. Характерная черта –не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии.Материальное развитие вредит духовному.Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».Государство ответственно за своих подданных.Государство – орудие для угнетения бедных.Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получитьобразование).Основные идеи: 1) общественная собственность, 2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа), 3) все должны приносить пользу обществу, 4) общественная трапеза, 5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений, 6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его,уговаривают самого обложиться порохом.Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)Права, которыми люди обладали до появления государства, после появлениягосударства оно наделяет позитивными правами.Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище). 1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела, 2) законов должно быть как можно меньше.Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и ненужен».Для защиты собственности своей – договориться о создании государства.Государство – это сторож.Идеи либерализма.Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешнихотношений).Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителемсобственности.Различия в подходах: - Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских), - Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.Классическая теория демократии.Монтескье: «О духе законов».Есть буква законов и дух законов.На дух законов влияют: - физический фактор (климат, территория и т.д.), - моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.Разработал теорию сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти не имеетправа заменить закон, предложенный другой ветвью власти.Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека: 1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства, 2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании, 3) недопустимость наказания за помыслы, 4) о нескромных словах.Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат». 1) государство – результат компромисса между страстями и разумом людей, 2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже), 3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.




Похожие:

Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) iconПолитико-правовая доктрина как основа предмета истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений
Истории политических и правовых учений для студентов 4 курса очной формы обучения специальности «юриспруденция»
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) iconПолитико-правовая доктрина как основа предмета истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений
Истории политических и правовых учений для студентов 4 кура очной формы обучения специальности «юриспруденция»
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) iconПредмет, методология и периодизация истории политических и правовых учений
Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (уче­ние) взгляды на государство, право,...
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) icon«утверждаю» Проректор по умр к ф. н., проф. Утешева Е. А. (подпись) 2010 г. Рабочая учебная программа
Рабочая учебная программа дисциплины «История политических и правовых учений» составлена на основе госо по специальности юриспруденция,...
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) iconИстория политических и правовых учений
История политических и правовых учений. Программа по дисциплине для студентов Факультета Права гу-вшэ. Автор-составитель – кандидат...
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) iconИстория политических и правовых учений
История политических и правовых учений. Программа по дисциплине для студентов Факультета Права гу-вшэ. Автор-составитель – кандидат...
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) iconШпора по истории политических и правовых учений

Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) iconМетодические указания История политических и правовых учений является последней общетеоретической учебной дисциплиной, изучаемой студентами мп факультета.
История политических и правовых учений призвана обеспечить широту кругозора будущих юристов, которая является залогом духовного прогресса...
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) icon-
Гегеля до Хайдеггера представляет собой авторскую программу, разработанную для студентов философского факультета в качестве дополнительного...
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию) iconВопросы к экзамену по истории правовых и политических учений для студентов III курса мп факультета
Понятие закона в учении китайских легистов. Гунсунь Ян о значении и целях наказания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы