Правовые системы современности icon

Правовые системы современности



НазваниеПравовые системы современности
Дата конвертации02.07.2012
Размер229.44 Kb.
ТипРеферат
Правовые системы современности


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность: “Журналистика” ПРАВОВЕДЕНИЕ Правовые системы современности Реферат 2001 год Оглавление Стр.Введение31. Романо-германская правовая семья 42. Семья общего права7 2.1. Английское право 7 2.2. Право США93. Иные правовые системы 10 3.1. Семья скандинавского права 10 3.2. Семья мусульманского права 11 3.3. Семья африканского права 13Заключение15Список использованной литературы и источников 16 Введение Каждое политическое общество, каждое государство вырабатывает своесобственное право в зависимости от присущих ему характеристик, состоянияего развития, его философии, идеологии, верований и устремлений. Вопределенном смысле, право того или иного конкретного общества носитуникальный характер, будучи выражением освоенной этим обществом особойконцепции социального порядка, а также подтверждением той задачи, которуюобщество возлагает на право. Различным политическим обществам, различнымстранам и даже различным историческим эпохам присущи различныегосударственные правовые системы со своими особыми базовыми принципами,юридическими концепциями и категориями, со своими особыми построениями,исполнением и назначением правовых норм. В то же время, несмотря на подобное многообразие права разных стран, внем прослеживаются некоторые сходные черты и определенная техническая,политическая и культурная взаимосвязь. Тщательное сравнительноеисследование позволяет распределить право разных стран по несколькимбольшим группам права, именуемым системами права. Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, еслиисходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянныхэлементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормымогут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки,систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых нетак уж и много. Поэтому возможна группировка правовых систем в семьи,подобно тому, как это делают и другие науки, оставляя в стороневторостепенные различия и выделяя семьи. Правовая семья – категория,которая служит для обозначения относительного единства правовых систем,имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названныхсистем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития.В данной работе будут рассмотрены следующие основные правовые системы –романо-германская, общая, скандинавская, мусульманская и африканская. В современном мире усиливаются интеграционные прцессы во многих сферахгосударственной и общественной жизни. Это относится и к правовой сфере.Мировое сообщество и государства признают важное значение общеправовыхсистем. Возрастает интерес к изучению и взаимному использованию опытаразвития национальных законодательств, обмену правовой информацией инаучными идеями. 1. Романо-германская правовая система Романо-германская правовая система является, пожалуй, наиболее древнейи широко распространившейся в мире. Это объясняется не только ееисторическими корнями. Система отличается нормативной упорядоченностью иструктурированностью источников, устойчивыми демократическими правовымипринципами, обеспечением строгой юридической техники. Носителями идвигателями данной системы были наиболее мощные государства: дватысячелетия назад Римская империя, а затем зарождающиеся и развивающиесягосударства Европы – Франция, Германия и другие. Их влияние на жизнь Европыи стран других континентов, как в культурологическом смысле, так и в военно-политическом и экономическом, было бесспорным. Романо-германская системаправа приобрела характер универсальной, разумеется, с теми особенностями имодификациями, которым она подвергалась в различных регионах мира. Романо-германская правовая система охватывает страны, в которыхюридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый планвыдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения,отвечающие требованиям справедливости и морали. В романо-германской семье начиная с XIX века господствующая рольотведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуюткодексы. В силу исторических причин право выступает здесь прежде всего каксредство регулирования отношений между гражданами. Другие отрасли правабыли разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению сгражданским правом, которое и остается основой юридической науки. Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Онасложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработалии развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общуюдля всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Внастоящее время романо-германская правовая семья рассеяна по всему свету.Она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась навсю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока,Японию, Индонезию. Правовые системы романо-германской семьи по содержанию существенноотличаются друг от друга, и особенно их публичное право, что связано сразличиями в политической ориентации и степени централизации. Некоторыеотрасли частного права также отражают разные подходы или уровни развития.При всех этих расхождениях материально-правовых норм рассматривыемыеправовые системы благодаря их структуре могут быть сближены и объединены водну семью. Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наукаобъединяет правовые нормы в одни и те же крупные группы. Повсюду мывстречаемся с одним и тем же фундаментальным делением права на публичное ичастное, которое основано на идее, очевидной для всех юристов этой семьи, аименно: отношения между правящими и управляемыми выдвигают свои,свойственные им проблемы и требуют иной регламентации, чем отношения междучастными лицами. Общий интерес и частные интересы не могут быть взвешены наодних и тех же весах. Еще одна отличительная особенность романо-германской правовой системы– строгая отраслевая классификация. Система права подразделяется наотрасли, среди которых базовыми являются конституционное, административное,гражданское, уголовное право, а также гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право. В рамках отраслей права развиваются подотрасли иинституты. Так, конституционное право включает в себя подотрасли прав исвобод граждан, избирательного права, федерального права, власти игосударственных органов, институты прямой демократии. Для системы романо-германского права характерна в основном устойчиваяиерархия его источников. Верховенствующее положение занимает конституция,которая закрепляет основы статуса личности, политического, правового исоциального строя, атрибуты государства. Конституция определяет целиправотворчества и направления развития законодательства, как его отраслей,так и применительно к сферам общественной жизни. В системе источниковправа, урегулированной в конституционно-нормативном порядке, выделяютсяпрежде всего законы. Верховенство закона – стабильный принцип романо-германской правовой системы. К другим источникам права относят правовыеакты. Романо-германской правовой системе присущи следующие теоретическиеконцепции государственной власти и демографических институтов, получившиераспространение в современном мире: 1. признание доктрины и принципов правового государства; 2. закрепление принципа разделения властей; 3. обеспечение систематического конституционного контроля (конституционное правосудие); 4. регулирование административной юстиции; 5. гарантии развития многопартийной системы; 6. обеспечение местного самоуправления. Обязательственное право – один из основополагающих разделов любойправовой системы, входящей в романо-германскую семью. Юристы этой семьи струдом могут представить себе, что понятие обязательственного праванеизвестно другим системам, в частности из семьи общего права. Ихнедоумение еще более возрастает, когда они узнают, что даже само понятие итермин «обязательство», столь элементарные для них, не известны этой семьеи не имеют аналога в английском юридическом языке. Опираясь на римское право, доктрина в странах романо-германской семьисоздала обязательственное право, которое считается разделом гражданскогоправа, главным объектом юридической науки. Как фактор, определяющийединство правовых систем романо-германской семьи, обязательственное правоиграет роль, подобную трасту в странах общего права и праву собственности всоциалистических странах. Во всех странах романо-германской правовой семьи правовую нормупонимают, оценивают и анализируют одинаково. В этой семье, где наукатрадиционно занимается упорядочением и систематизацией решений, выносимыхпо конкретным делам, правовая норма перестала выступать лишь как средстворешения конкретного случая. Благодаря усилиям науки норма права поднята навысший уровень: ее понимают как правило поведения, обладающее всеобщностьюи имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями вконкретном деле. Понятие правовой нормы, принятое в романо-германской правовой семье,является основой кодификации в том виде, как ее понимают в континентальнойЕвропе. Нельзя создать подлинный кодекс, если видеть нормы права в каждомрешении, вынесенном судьей по конкретному делу. Кодекс в романо-германскойтрактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы,встающие на практике. Его задача – дать достаточно общие, связанные всистему, легкодоступные для обозрения и понимания правила, на основекоторых судьи и граждане, затратив минимальные усилия, могут определить,каким образом должны быть разрешены те или иные проблемы. Правовая норма романо-германской правовой семьи является чем-тосредним между решением спора – конкретным применением нормы – и общимипринципами права. Искусство юриста в странах романо-германской правовойсистемы состоит в умении найти нормы и сформулировать их с учетомнеобходимости указанного равновесия. Нормы права не должны быть слишкомобщими, так как в этом случае они перестают быть достаточно надежнымруководством для практики, но в то же время нормы должны быть настолькообобщенными, чтобы регулировать определенный тип отношений, а неприменяться, подобно судебному решению, лишь к конкретной ситуации. Концепция правовой нормы, преобладающая в странах романо-германскойправовой системы, обусловливает существование значительно меньшего числаправовых норм, чем в странах, где степень обобщения правовой нормынаходится на более низком уровне и где норма предусматривает конкретныедетали ситуации. Право в странах романо-германской правовой системы состоитне только из правовых норм, сформулированных законодателем, оно включаеттакже и их толкование судьями. Смешивать право и закон и видеть в законе исключительный источникправа – значит противоречить всей романо-германской традиции. Во всех странах романо-германской правовой системы практика в конечномсчете следует средним путем, который носит эмпирический характер, иизменяется в зависимости от судей, эпохи и отрасли права. Законодательныетексты часто рассматриваются преимущественно как своего рода путеводители впоисках справедливого решения, а не как строгие приказы толковать и решатьопределенным образом. 2. Семья общего права2.1. Английское право Зародившаяся много веков назад в Англии, система общего права получилаширокое распространение в мире. Колонизаторская деятельность Британскойимперии, впоследствии мягкий, но устойчивый режим Британского Содружестванаций способствовали тому, что не менее трети человечества живет подвлиянием принципов, норм и методов общего права. Изучение общего права должно начинаться с изучения английского права.Общее право – это система, несущая на себе глубокий отпечаток истории, аэта история до XVIII века – исключительно история английского права.Английское право действительно занимает доминирующее место в семье общегоправа. И не только в самой Англии, где исторически сложилось общее право,но и во многих других странах английское право продолжает быть моделью, откоторой, конечно, можно отклоняться в ряде вопросов, но которая в целомпринимается во внимание и почитается. Английское право в отличие от континентального развивалось не вуниверситетах, не учеными-юристами, не доктринально, а юристами-практиками.Отсюда некоторая стихийность и необозримость правового массива, отсутствиерациональных начал и строгой логики в его построении. Для юристовконтинентальной Европы английское право всегда представляется как нечтостранное и необычное. На каждом шагу они сталкиваются с правовымиинститутами, процедурами и традициями, которым невозможно подыскатьаналогов в привычном мире правовых понятий континента. Наоборот, они ссожалением констатируют, что в английском праве отсутствует многое из того,что кажется им само собой разумеющейся предпосылкой для нормальногоотправления правосудия, как, например, ГК, торговый кодекс, Гражданскийпроцессуальный кодекс (ГПК), логичная и выстроенная по единой схеме системапонятий. Вместо этого они видят юридическую технику, основу которойсоставляют не тексты законов и их толкование и не система юридическихпонятий, опосредующих явления социальной жизни и служащих инструментом ихклассификации. Для английских юристов более характерным является стремлениесистематизировать прецеденты. Они склонны детально обсуждать жизненныепроблемы и аргументировать свои выводы, опираясь скорее на конкретные иисторические факты, нежели на абстрактные понятия. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельнымилицами. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретнуюпроблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы,касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и дажеисполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее,а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву. Общее право в силу своего происхождения связано с королевской властью.Оно получало толчок для своего развития тогда, когда порядок в страненаходился под угрозой или когда какие-либо важные обстоятельства требовалиили оправдывали вмешательство королевской власти. В этих случаях оно как быприобретало черты публичного права, так как споры частного характераинтересовали суды общего права лишь в той степени, в какой они затрагивалиинтересы Короны или королевства. Влияние же римского права на английскоеобщее право на протяжении всей истории его развития было крайненезначительным и не коснулось его основ. С точки зрения известных делений права в отличие от романо-германскогоправа в английском праве нет ни деления на право публичное и право частное,ни деления на гражданское право, торговое право, административное право,право социального обеспечения. Вместо этого в английском праве существуетделение в первую очередь на общее право и право справедливости. Право справедливости – это совокупность норм, которые создавалисьсудом канцлера, с тем чтобы дополнять, а иногда и пересматривать системуобщего права, ставшую недостаточной. Со временем право справедливости еслии не стало полностью, то проявило тенденцию к тому, чтобы статьсовокупностью дел, рассматриваемых путем письменной процедуры, а общееправо предстает как совокупность дел, рассматриваемых по прежней устнойпроцедуре. Общее право включает помимо уголовного договорное право, вопросыгражданской ответственности (правонарушения). Право справедливостивключает, в свою очередь, разрешение споров о недвижимости, доверительнойсобственности, о торговых товариществах, дела, связанные снесостоятельностью, с толкованием завещаний и ликвидацией наследства. Общее право характеризуется специфическими источниками. Это «правосудебной практики», когда в решениях судов не только применяются, но исоздаются нормы права. Английская норма права, таким образом, тесно связанас обстоятельствами конкретного дела и применяется для решения дел,аналогичных тому, по которому данное решение было принято. Такую нормуправа нельзя сделать более общей и абстрактной, так как это глубоко изменитсам характер английского права, превратит его в право доктринальное.Англичане весьма сдержанно относятся к такой трансформации: онивоспринимают нормы, изданные законодателем, как бы ясны они не были, тольков том случае, когда они истолкованы судебной практикой. Таким образом,практика как бы заменяет в системе источников права нормы, изданныезаконодателем. Английское право, созданное исторически Вестминстерскими судами (общееправо) и канцлерским судом (право справедливости), является правом судебнойпрактики не только по своему происхождению. Так как влияние университетов идоктрины в Англии было значительно слабее, чем на континенте, а общийпересмотр права никогда не осуществлялся законодателями в формекодификации, английское право сохранило в отношении источников права и своюструктуру, и свои первоначальные черты. Это – типичное прецедентное право(case law). Вторым источником английского права наряду с судебной практикойявлется закон – закон в прямом смысле этого слова и различные подзаконныеакты, принятые во исполнение закона. Наряду с судебной практикой и закономсуществует третий источник английского права – обычай. Значение обычаявесьма второстепенно и не идет в сравнение с основными источникамианглийского права. В Англии проведено деление – неизвестное в Европе – на так называемоевысокое правосудие, осуществляемое высшими судами, и низшее правосудие,осуществляемое большим числом нижестоящих судов и квазиюридических органов.Судьи английских высоких судов занимают важные позиции, и их роль очевидна.В отличие от того, что имеет место на континенте, в Англии существуетподлинная судебная власть, которая по значению и престижу не нижезаконодательной и исполнительной власти. В Англии нет прокурорских органовпри судах. Наличие представителя исполнительной власти показалось быангличанам несовместимым с автономией и достоинством судебной власти. Нетздесь и министерства юстиции, хотя многие и предсказывают образованиетакого органа.2.2. Право США За 200 лет независимого развития американское право приобрело стольмного разнообразия, что стало значительно отличаться от английскогообразца. В отличие от Англии, США имеют собственную писаную конституцию,которая определяет государственное устройство страны в качествефедеративного государства и содержит перечень основных прав и свободграждан, соблюдать которые обязаны законодатель, суды и исполнительнаявласть. Американское право отличается от английского права большей степеньюструктурированности, систематизированности, громадной ролью Конституции,двухуровневой государственной и правовой системой, полифоничной правовойкультурой. Ведь США создавались постепенно на базе децентрализованных формобщения и структур, которые в дальнейшем привели к федерализму как системегосударственной децентрализаци и самоуправления. Приведенные выше пояснения дают возможность выделить ряд специфическихчерт американского права в семье общего права. Во-первых, двухуровневоеправовое развитие, при котором параллельно и в то же время вовзаимодействии действуют правовые системы федерации и штатов. Своеобразныспособы унификации права в масштабе федерации. Во-вторых, высокое положение федеральной Конституции, удельный вескоторой практически определяется толкованием ее положений Верховным судом. В-третьих, реализация известной доктрины разделения властейдополняется введением судебного контроля за конституционностью законов. В-четвертых, сохранение приоритетной роли судебной практики сочетаетсяс масштабным и стремительным развитием отраслевого законодательства. Но егокодификация, в отличие от континентального права, происходит скорее в видеконсолидации актов и норм. Сборники законов, служат разновидностямисистематизированных собраний действующих актов и Свода законов. В-пятых, наблюдается немалое различие в юридической терминологииАнглии и США. Обе системы права – английская и американская – никогда полностью несовпадали. Однако не следует преувеличивать, существующие между нимирасхождения, так как обе правовые системы имеют общую основу, и это оченьсущественно и, во всяком случае, достаточно для того, чтобы американцы самибез всяких колебаний считали себя членами семьи общего права. Но стоящая заэтим чувством реальность говорит о диверсификации двух правовых систем. 3. Иные правовые системы3.1. Семья скандинавского права Скандинавское право – в сравнительном правоведении выделяется каксамостоятельная правовая система, в которую включаются Швеция, Норвегия,Дания, Исландия и Финляндия. Римское право сыграло несомненно менеезаметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем воФранции и в Германии. Судебная практика играет здесь более значимую роль,чем в странах континентальной Европы. В то же время скандинавское правонельзя отнести и к системе общего права, поскольку оно почти не имеет такиххарактерных признаков общего права, как правило прецедента, техникаразличий, особая роль процессуального права. Своеобразие географического положения, сходство уклада жизни,теснейшие экономические, культурные и политические связи между севернымигосударствами Европы способоствовали формированию общего юридическогомышления и правовой культуры. Влияние университетов в скандинавских странахбыло общепризнанным. Исходным пунктом формирования права скандинавскихстран стали два законодательных акта, два свода: Кодекс короля Христиана V,принятый в Дании в 1683 г. (в 1687 г. его действие было распространено наНорвегию под названием "Норвежское право"), и Свод законов Шведскогогосударства 1734 г. Скандинавское право представляет собой единую систему не только в силусходства исторических путей развития права, особенностей законодательства,источников права. Особую роль здесь играет то, что скандинавские странытесно сотрудничают в области законодательства и этот процесс, начавшийся вконце прошлого века, привел к появлению значительного числа унифицированныхактов, равно действующих во всех государствах-участниках.Законодательныеакты этих стран не имеют, как правило, общих частей и посвящены конкретно-регулирующим нормам, хотя их сходство с законами стран континентальнойЕвропы становится все более очевидным. Сказываются интенсивностьмежгосударственного сотрудничества и обмена правовой информацией, а такжесовместные теоретические разработки в области права. Разумеется, нельзя полностью исключать и даже недооценивать известноевоздействие на систему скандинавского права систем общего и романо-германского права. Оно было неодинаковым на протяжении истории и по-разномупроявлялось применительно к отдельным отраслям права, и прежде всего кгражданскому праву. В современный период такое влияние становится еще болеезаметным, особенно в связи с нахождением североевропейских стран под эгидойнадгосударственного права Европейского союза и Совета Европы. И все жеспецифика североевропейской правовой семьи очевидна.3.2. Семья мусульманского права Мусульманское право продолжает быть одной из крупных системсовременного мира и регулировать отношения между более чем 800 миллионамимусульман. Около 800 миллионов мусульман составляют большинство населения втрех десятках государств и значимое меньшинство – в других. Но ни одно изэтих государств не руководствуется исключительно мусульманским правом.Повсюду обычай или законодательство вносят либо дополнения, либоисправления в это право, хотя, в принципе, его авторитет и являетсябесспорным. Мусульманское право, в отличие от ранее рассматривающихся правовыхсистем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторонрелигии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию, котораяустанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат, который предписывает верующим, что они должны делать и чегоне должны. Шариат означает в переводе «путь следования» и составляет то,что называют мусульманским правом. Он представляет собой совокупность нормили правил, извлеченных из божественных откровений, которым обязанследовать верующий мусульманин, если он хочет правильно исполнять свойрелигиозный долг. Сказанное со всей очевидностью показывает кардинальнуюразницу между исламским и западным правом. Исламское право есть результатбожественного откровения и вследствие этого не опирается на авторитеткакого-либо земного создателя права. Исламское право, как правобожественное, является в принципе неизменным. Поэтому исламскойюриспруденции чужд исторический подход к праву как к функции меняющихсяусловий жизни в каком-либо определенном обществе. Более того, праводаровано человеку Аллахом раз и навсегда. Общество приспосабливается кправу, а не порождает его, чтобы использовать как инструмент для решенияежедневно возникающих новых жизненных проблем. Это право применимо, впринципе, только в отношениях между мусульманами. Религиозный принцип, накотором это право основывается, отпадает, когда одна из сторон не являетсямусульманином. Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всегоКоран – священная книга ислама; затем Сунна, или традиции, связанные спосланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманскогообщества; наконец, в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии. Основой мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации,является священная книга ислама – Коран, состоящая из высказываний Аллахапоследнему из его пророков и посланцев Магомету. Коран – бесспорно первыйисточник мусульманского права. Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которогодолжны руководствоваться верующие. Сунна – это сборник адатов, то естьтрадиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенныхцелым рядом посредников. Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые.Только адаты, считающиеся аутентичными, могут служить основой для выработкиправовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана,Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлениюислама. Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источникоммусульманского права. По единодушному мнению докторов права, иджмаиспользуется для углубления и развития легального толкования божественныхисточников. Для того, чтобы норма права была основана на иджме,необязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта нормасоответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничегообщего с «обычаем» (орф). Коран, Сунна и иджма – вот три источника мусульманского права, но этоисточники разного плана. Коран и Сунна – основные источники. Исходя изсодержащихся в них основных положений, доктора ислама установили нормыфикха. Сегодня только некоторые крупные ученые обращаются непосредственно кдвум первым источникам. Третий источник мусульманского права – иджма –имеет исключительно большое практическое значение. Только будучизаписанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежатприменению. Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощьрассуждение по аналогии (кияс). Кияс становится легитимным благодаря Корануи Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способтолкования и применения права. Мусульманская юриспруденция определяет норму мусульманского права какправило поведения, установленное Аллахом-законодателем по какому-либовопросу для верующих прямо – путем откровения, или косвенно – в формевывода, сделанного крупнейшими знатоками шариата на основе толкования волиАллаха. Мусульманское право в целом – это в значительной мере частное право,исторически возникшее на отношении собственности, обмена, личныхнеимущественных связей. Главное место в нем занимают правила поведения,ориентирующиеся на религиозные принципы и религиозно-нравственные критерии.Закономерно поэтому, что особую и наиболее развитую отрасль представляетсобой «право личного статуса». Основными институтами данной отраслиявляются брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанностипо воспитанию детей, завещание, наследование «по закону», опека,попечительство, ограничение правоспособности и т. п. К частно-правовымотраслям относится и «гражданское право» (муамалат), регулирующие вопросысобственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок исполненияобязательств. Рассматривая отдельные отрасли и мусульманское право в целом, следуетиметь в виду, что ему в полной мере присуща характерная черта феодальныхправовых систем – партикуляризм, неопределенность и противоречивостьсодержания при сложности структуры. Позитивное мусульманское право в значительной мере носит казуальныйхарактер и представляет собой совокупность решений крупнейших правоведов поконкретным (действительным или гипотетическим) делам. К началу ХХ века, пожалуй, лишь в странах Аравийского полуострова иПерсидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовалоуниверсально в своем традиционном виде. Остальные страны к середине ХХ векаотказались от фикха как основной правовой формы, и, например, правовыесистемы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями сталистроиться по двум основным образцам: романо-германскому – Египет, Сирия,Ливан, страны Магриба, и англо-саксонскому – Ирак, Судан. В настоящее время ни в одной из стран мусульманского мирамусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то жевремя ни в одной из этих стран оно не потеряло полностью своих позиций вкачестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет, пожалуй,лишь Турция, где в 20-е годы после официальной отмены халифатамусульманское право во всех отраслях было заменено законодательствомбуржуазного типа, составленным на основе заимствования западноевропейскихмоделей. Мусульманское право постепенно теряет самостоятельное значение науровне системы права в целом. Однако мусульманская правовая доктринанередко все же продолжает выступать в качестве формы права, чтоподтверждается и законодательством мусульманских стран.3.3. Семья африканского права Население Африки в течении многих веков жило по нормам обычая. Каждыйсчитал себя обязанным жить так, как жили его предки. Чаще всего былодостаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважатьтрадиционный образ жизни. Каждая община имела свои собственные нравы итрадиции. Различия между обычаями одного района или одной этнической группыбыли незначительными, а иногда носили просто ничтожный характер. В то жевремя были значительные различия в других сферах жизни племен: однинародности имели монархический режим, другие демократический; в одних царилматриархат в других патриархат.Признавая крайнее обилие обычаев на континенте все исследователи признают,что имеется нечто общее, отличающее африканское право от европейского. Африканская правовая семья охватывает правовые процессы на громадномконтинете. Исторические племена и народности этого континентаруководствовались такими «вечными» источниками регулирования жизни, какприверженность общности людей (роду, племени, семье) и почитание предков.Нерасчлененность – социальная и психологическая – обусловила акцент наобязанностях людей, причем скорее моральных, чем юридических. Субъективныеправа оставались неизвестными африканскому мышлению. А отсюда неразвитостьвплоть до XX века юридической науки, юридических профессий и учреждений. Идея права проложила себе путь в Африке, как и в Европе:христианизация и исламизация лишили обычаи их сверхъестественного имагического основания, они открыли путь к их упадку.В XIX веке вся Африка подпала под господство европейцев. Страны Африки,входившие в Британскую империю, считают себя сейчас странами общего права,а страны, входившие во Французскую империю – примыкают к системе романо-германского права. В данном случае имело место двойное развитие. С одной стороны,произошла рецепция современного права, затронувшая прежде всего те сферы,где особенно ощущался переход к новой цивилизации и где, следовательно,традиционные обычаи были практически бесполезными. С другой стороны, можноотметить преобразования обычного права даже и там, где оно давало полнуюрегламентацию. Это происходило либо потому, что держава-колонизатор нерассматривала его как достаточно цивилизованное, либо потому, что обычноеправо было вынуждено приспособиться к изменениям в других областях. Со времени обретения африканскими государствами независимости всередине XX века их национальными руководителями предпринимались усилия посближению древних традиций, выраженных в обычаях, с современнымипринципами, необходимыми странам, находящимся на пути экономического иполитического развития. Вместе с независимостью возобладало новое отношениек традиционному праву. В традиционном образе жизни не все необходимоотвергать. В частности, солидарность между членами группы является темпозитивным элементом, который следует сохранить. Поэтому, хотя страныАфрики в какой-то мере и заимствуют западные идеи, они в значительной мереостаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и непризвано выполнять те же функции, что в западных странах. Современный этап развития африканской правовой семьи как и преждехарактеризуется «правовой многослойностью», но более отчетливо сталапроявляться тенденция к оригинальным юридическим конструкциям и способамправовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканскихмежгосударственных объединений и институтов, а также общих норммеждународного права. Общей тенденцией многих африканских стран являетсяпостепенное формирование общетерриториального права. Заключение Правовая система каждого государства отражает закономерностиисторического развития общества, его исторические, национальные, культурныеособенности. Возникновение и история развития правовой системы государствасвидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системывоздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль,художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействиеоказывает политика, политическая культура. Правовое многообразие нельзя рассматривать как историческийанахронизм, связывая его с традициями прошлых веков и юридическимконсерватизмом. История каждого государства и группы стран общей судьбы илисвязанных между собой прочными экономическими, культурными узами игеографической близостью формирует устойчивые правовые воззрения, традициии правовую культуру. Отношение к праву неодинаково у населения Северной,Центральной и Южной Европы. Законопослушание англичан, скандинавов и немцевконтрастирует с пренебрежением к формальным нормам в кавказском регионе, вмусульманском мире. Следовательно, одно из коренных правовых различийзаключается в разных идеологических, религиозных и мировоззренческихистоках права. Семьи романо-германского и общего права являются, несомненно,основными в современном мире. Нет ни одной правовой системы, которая непозаимствовала бы те или иные элементы у одной из этих семей, и может дажепоказаться, что все другие системы – это не более, чем пережитки,призванные исчезнуть в более или менее далеком будущем по мере прогрессацивилизации. Однако подобное мнение – это не более чем простая гипотеза, несоответствующая реалиям современного мира. Конечно, все государства в какой-то мере заимствуют западные идеи, поскольку это представляется имнеобходимым для сохранения независимости и прогресса в развитии. Однаконаши современники не склонны отказываться от представлений, которые ещенедавно были общепризнанными в их странах. Мусульманский мир, Индия,Дальний Восток, Африка далеки от того, чтобы безоговорочно присоединиться кзападной цивилизации. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовыхсистем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению,единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сферерегулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулированиидругих сфер общественной и государственной жизни. Список использованной литературы 1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997 2. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996 3. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995 4. Синицина И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М.,1978 5. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986 6. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Правовые системы современности iconПравовые системы современности

Правовые системы современности iconПравовые системы современности

Правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности
История возникновения англо-саксонской системы права и основные этапы ее развития
Правовые системы современности iconДокументы
1. /Основные правовые системы современности.doc
Правовые системы современности iconГосударство и право; их роль в жизни общества; норма права и нормативно-правовые акты; основные правовые системы современности; международное право как особая система права; источники российского права
Специальность: 240601. 65 – Химическая технология материалов современной энергетики
Правовые системы современности iconГосударство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права
Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы