Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед icon

Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед



НазваниеВоенные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед
Дата конвертации02.07.2012
Размер128.41 Kb.
ТипРеферат
Военные реформы 1862-74 годов в России. Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность. Изменение системы военного управления


Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ [pic] Военная кафедра Реферат на тему Военные реформы 1862(1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа АС–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 СодержаниеВВЕДЕНИЕ 31. ПЛАН ВОЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 52. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ АРМИИ В 60-ЕГОДЫ 73. ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ АРМИИ 84. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК 95. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЙСК В 70-Е ГОДЫ 10ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12 Введение Первая половина XIX века характеризовалась всё усиливавшимся кризисомфеодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новыхкапиталистических отношений. Этот процесс разложения феодально-крепостнической системыобусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазнойидеологии. Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить системугосударственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ,рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя.Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями,происходившими под влиянием развития капитализма. Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либосущественные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства. В области внешней политики царизм выступал в роли всеевропейскогожандарма, ставя своей задачей сохранить феодально-крепостнические порядки ив Западной Европе. Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системысамодержавно-дворянского государства в целом, всё это обусловливалосостояние одного из основных орудий государственной власти – армии. Снабжение войск стрелковым оружием осуществлялось тремя заводами:Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность которых быларассчитана на изготовление 100 тысяч ружей в год. Вследствие примитивногооборудования этих заводов и низкой производительности крепостного трудаизготовлялось в среднем лишь 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилосьи производство пороха. Пороховые заводы – Казанский, Охтенский и Шостенскийизготовляли ежегодно немногим более 50 тыс. пудов пороха, что составлялооколо 50% их производственных возможностей. Стрелковое вооружение состояло почти исключительно из гладкоствольныхударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ружей не превышала300 шагов при весьма незначительной точности попадания. Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжающихся сдула пушек, чугунных и медных. Прицельная дальность из орудий как полевой,так и тяжёлой артиллерии не превышала 400–500 сажен.
В силу этого вооружение армии было крайне несовершенным инедостаточным в количественном отношении. К началу 50-х годов русская армия состояла и регулярных ииррегулярных войск, общей численностью в 1084700 человек. Особенность дореформенной армии заключалась в том, что численныйсостав её почти не изменялся в военное время, т.е. армия не имелавозможностей для развёртывания во время войны; это объяснялось спецификойеё комплектования. Комплектование армии рядовым составом производилось по рекрутскомууставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной лишь для податныхсословий. Срок службы был установлен в 25 лет. Призывной возраст от 20 до35 лет. Ежегодный контингент рекрут составлял в среднем 80 тыс. Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостнойзависимости. Следовательно, в условиях существования крепостного праванельзя было увеличить количество призываемых и создать кадры обученногозапаса. С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15–20 лет, увольнялись вовременные отпуска, что имело своей целью обеспечить развёртывание армии вслучае войны. Однако эта мера не принесла каких-либо существенныхрезультатов. Комплектование армии офицерами производилось из числа окончившихкадетские корпуса и специальные военные училища, из «недорослей из дворян»,не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольноюнкерами, и унтер-офицеров общих сроков службы, т.е. призываемых порекрутскому набору. Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам,а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусскойфронтовой муштры, ставившей своей задачей превращение солдата в бездушногоманекена, лишённого какой-бы то ни было инициативы и способного лишьмеханически выполнять команду начальства. Эта система обучения войск целиком соответствовала классовыминтересам феодально-крепостнического государства в период его разложения. Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сделатьследующие выводы:1. Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.2. Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.3. Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства. 1. План военных преобразований Нарастание революционной ситуации заставило царизм стать на путьотмены крепостного права и осуществить реформу 1861 года. Отмена крепостного права знаменовала собою начало новой, буржуазной,эпохи в историческом развитии России. Несмотря на сохранение в значительнойстепени пережитков крепостничества, реформа создала условия для развитиякапитализма. Введение земств, новых судебных учреждений, цензурная реформа,изменение университетского устава, реформа средней школы и, наконец,введение городских органов самоуправления – всё это и явилось той уступкой,которую царизм вынужден был сделать растущему движению народных масс. Состояние армии также требовало коренного преобразования. Отсталость военной организации, обнаружившаяся в период войны, содной стороны, дальнейшее развитие военной техники – введение нарезногооружия,– с другой, и, наконец, общий рост вооружений главнейших европейскихгосударств,– всё это вызывало необходимость изменения всей системы военногоустройства и организации армии. Летом 1855 года была создана комиссия «для улучшений по военнойчасти». Первым её председателем являлся гр. Ридигер, а после его смерти –преемник по командованию ген. Плаутин. Перед комиссией были поставлены следующие задачи: изменить иупростить строевые уставы, улучшить вооружение, ввести в войсках занятиядля физического развития солдат и офицеров, составить новую программуобучения войск в мирное время, изменить систему аттестации офицеров иустановить новые принципы повышения их по службе. 15 января 1862 года военным министром Милютиным был представленАлександру II «всеподданнейший» доклад, содержавший в себе планпреобразования армии, касавшийся буквально всех сторон её организации иустройства. В области организации армии Милютин указывал на необходимостьсокращения её в мирное время до минимума и создания условий длямаксимального развёртывания её во время войны. Ставя своей задачейнакопление обученного людского запаса, военный министр предлагал сократитьсрок действительной службы путём увольнения солдат во временный отпуск наседьмом – восьмом году пребывания в армии. В целях обеспечения армии на случай войны офицерским составом,предполагалось создание резерва бессрочноотпускных офицеров, получающих вмирное время определённое содержание. Для улучшения подготовки офицерскогосостава намечалось расширение сети корпусных и дивизионных юнкерских школ,а также изменение системы преподавания в кадетских корпусах. Важное место в плане военных преобразований отводилось перевооружениюармии, определявшему собою, в конечном счёте, как организацию войск, так ивсю систему боевой подготовки. В докладе указывалось на необходимостьскорейшего обеспечения как пехоты, так и артиллерии новыми видамивооружения. Вместе с тем отмечалась настоятельная потребность развитияотечественной военной промышленности, дабы избежать зависимости отзаграницы. Боевая подготовка войск должна была включать в себя лишь те знания,которые необходимы на войне. При этом большое внимание уделялось развитиюфизических качеств солдата, а также распространению грамотности, чтоявлялось крайне важным в условиях быстрого роста военной техники. Переходя к вопросу реорганизации центрального военного управления,Милютин указывал на необходимость децентрализации его. С этой цельюпредполагалось создание военных округов, сосредоточивающих в своих рукахвсе командные и административно-хозяйственные функции. Военное министерствосохраняло за собой лишь общее руководство. В связи с организацией военных округов предполагалось упразднениеармейских корпусов. Высшей тактической единицей должна была являтьсядивизия. Наряду с созданием местных органов военного управления намечаласьреорганизация и Военного министерства. Все эти преобразования были утверждены Александром II и положены воснову реорганизации армии. Анализируя план военных преобразований, необходимо сделать следующиевыводы:1. Военные реформы вызывались необходимостью укрепить армию, призванную обеспечивать господство эксплуататорских классов внутри страны в новых исторических условиях, а также выполнять внешнеполитические задачи царизма.2. Необходимость преобразований обусловливалась также быстрым развитием военной техники (введение нарезного оружия, изобретение оружия, заряжающегося с казённой части). Это требовало приведения вооружения армии в соответствие с уровнем техники военного дела, что было особенно важно в связи с ростом милитаризма в Европе.3. Объективный смысл плана военных преобразований заключался в стремлении реорганизовать вооружённые силы России в массовую буржуазную армию. Вместе с тем план военных преобразований сохранял ряд принципов военно- феодального устройства (комплектование армии путём рекрутских наборов и др.), что являлось неизбежным в условиях существования самодержавно- дворянского государства. 2. Реформы в области организации управления и комплектования армии в 60-е годы Преобразования в области организации армии в 60-е годы заключались встремлении сократить численный состав войск в мирное время и создатьусловия для максимального развёртывания вооружённых сил во время войны, неприбегая при этом к формированию новых тактических единиц. В соответствии с этой задачей была принята новая организация армии.Вся пехота по этой организации состояла из 47 дивизий (вместо 28 впрошлом), дивизии – из 4-х полков, полки из трёх батальонов, каждыйбатальон из 5 рот – четырёх линейных и одной стрелковой. В военное времячисленность батальона определялась в 900 рядовых в строю. Для мирноговремени устанавливалось три штатных состава: усиленный – 680 рядовых вбатальоне, обыкновенный – мирный – 500 рядовых и кадровый – 320 рядовых. Число артиллерийских бригад также увеличивалось с 28 до 47. Каждаяартиллерийская бригада состояла из 3-х батарей, численный состав которыхизменялся так же, как и в пехоте. Кавалерия по новой организации войск состояла из 56 полков,составлявших 10 кавалерийских дивизий. В результате новой организации войск численность вооружённых сил к 1-му января 1868 года составляла по штатам мирного времени 726 тысяч человек,а по штатам военного – 1154000 человек. Для развёртывания армии в случае войны имелся обученный людской запасв составе 500 тысяч человек, образовавшийся за счёт увольнения во временныеотпуска солдат на 5 – 6 году службы. Таким образом, новая система организации армии создавала условия длянекоторого развёртывания её во время войны, не прибегая при этом кформированию новых тактических единиц. В результате военно-окружной реформы, осуществлённой в 1864 году,было создано 15 военных округов, сосредоточивших в себе все командные ивоенно-административные функции в отношении войск, расположенных вопределённом районе. Наряду с созданием местных органов военного управления проводилась иреорганизация Военного министерства, закончившаяся в 1868 году. Врезультате этой реформы Военное министерство концентрировало в своих рукахвсе командные, военно-административные и хозяйственные функции по отношениюко всем сухопутным военным силам. Как специальные рода войск, так и военно-учебные заведения, не подчинявшиеся ранее Министерству, были переданыцеликом в его ведение. В результате осуществлённой реформы был сокращён аппарат Министерстваи значительно уменьшена переписка. Благодаря созданию военных округов заВоенным министерством оставалось лишь общее руководство и контроль задеятельностью местных органов военного управления. Военно-судебная реформа, осуществлённая во второй половине 60-хгодов, вводила новые принципы буржуазного судопроизводства в армии(гласность, состязательность процесса и т.д.). Если по военно-судебному уставу военный суд предназначался в мирноевремя для рассмотрения дел военнослужащих, то вскоре, в страхе передрастущим революционным движением, правительство передало в ведение его идела по так называемым государственным преступлениям. 3. Перевооружение армии Период перевооружения армии можно разделить на два этапа: первый,примерно до 1866 года, когда происходила замена гладкоствольного вооружениянарезным, заряжающимся с дула, и второй этап – с 1866 года,характеризовавшийся введением нарезного, заряжающегося с казённой частивооружения. В области стрелкового вооружения с 1866 года производилась переделкасуществовавших винтовок и изготовление новых по различным системам (Терри-Нормана, Карле, Крнка). Снабжение армии новыми винтовками осуществлялоськрайне медленно вследствие слабого развития отечественных заводов иотсутствия средств для приобретения оружия за границей. Лишь в начале 70-х годов армия оказалась снабжённой заряжающимися сказны винтовками. В конце 60-х годов была принята на вооружение скорострельная винтовкатак называемой системы Бердана, фактически сконструированная русскимиофицерами Горловым и Ганиусом и именовавшаяся в Америке «русскойвинтовкой». Только с 1872 года на отечественных заводах было приступлено косвоению этой системы оружия. С 1866 года происходит перевооружение артиллерии как полевой, так итяжёлой, новыми орудиями, заряжающимися с казённой части. Разработанные русскими учёными артиллеристами Маиевским, Гадолиным,Калакуцким, Лавровым системы артиллерийских орудий и снарядов к ним нетолько не уступали иностранным, но значительно превосходили их. Перевооружение армии продолжалось более 20 лет и не было закончено кначалу русско-турецкой войны. Это объяснялось в первую очередьэкономической отсталостью самодержавно-дворянского государства, а такженеспособностью его организовать казённую военную промышленность на новыхначалах вольнонаёмного труда. 4. Изменения в области боевой подготовки войск Система обучения войск не была подчинена задачам подготовки армии кдействиям в боевой обстановке, а, наоборот, всё внимание сосредоточивалосьна усвоении положений линейной тактики, рассчитанной на внешний эффект,необходимый на смотрах и парадах. Умение чётко маршировать, идеальновыполнять ружейные приёмы – к этому, собственно, сводилась подготовкаодиночного бойца. Особое значение придавалось внешнему единству действий отдельныхчастей и соединений. Равнение как на месте, так и на марше, слаженноевыполнение команд – таковы основные требования, предъявлявшиеся ккомандирам отдельных частей в области обучения вверенных им войск. Вся эта система боевой и тактической подготовки обнаружила в периодКрымской войны свою полную несостоятельность. Изменение системы вооружения и обусловило необходимость введения иныхпринципов боевой подготовки войск. Обучение войск в условиях, близких к боевым, производство манёвров,практические стрельбы, ознакомление пехоты и артиллерии с сапёрнымиработами, развитие физических качеств солдата, распространение грамотности– всё это характеризовало новую систему боевой подготовки. В соответствии с этим были изменены и строевые уставы, в которыхсерьёзное внимание уделялось одиночной подготовке бойца. Таким образом реформы 60-х – 70-х годов в области обучения войсксущественно изменили весь характер боевой подготовки армии. Однако и эта новая система содержала в себе серьёзные недостатки.Основным недостатком являлось несоответствие тактических принципов уровнюразвития огнестрельного оружия; это находило своё выражение главным образомв сохранении сомкнутого строя в пехоте, в игнорировании действий кавалериив спешенном строю, а также в недостаточном использовании возможностей новыхвидов вооружения (недооценка скорострельности оружия и стрельбы на дальнеерасстояние). Кроме того, финансовое состояние самодержавного государства такжеслужило серьёзным препятствием в обучении войск (отсутствие средств напроведение артиллерийских стрельб, лагерных сборов, манёвров, недостаточноеколичество казарменных помещений). Анализ преобразований в области боевой подготовки со всей ясностьюобнаруживает крупные недостатки новой системы обучения войск, непреодолимыхв обстановке того времени. 5. Реформы в области организации и комплектования войск в 70-е годы 1 января 1874 года был издан закон о введении всесословной воинскойповинности. Закон этот являлся одной из наиболее последовательныхбуржуазных реформ, осуществлённых в период 60-х –70-х годов. Инициатива введения всесословной воинской повинности принадлежала П.А. Валуеву, подавшему Александру II об этом специальную записку в октябре1870 года. Распространение обязательной военной службы на все сословияликвидировало привилегию дворянства, дарованную ему манифестом Петра III в1762 г., и уничтожило право откупаться от военной службы. Устав о воинской повинности в основном правильно решал вопроскомплектования войск, обеспечивая рост обученных людских резервов исоздавая тем самым условия для превращения вооружённых сил России всовременную массовую армию буржуазного типа. Вместе с тем закон о всесословной воинской повинности, предоставляяширокие льготы по образованию, стимулировал развитие начального обучения, атакже способствовал увеличению числа лиц, оканчивавших средние и высшиеучебные заведения. Всё это соответствовало интересам буржуазного развитиястраны. Введение всесословной воинской повинности имело большое положительноезначение. Заключение Русско-турецкая война 1877–78 гг. явилась серьёзной проверкойосуществлённых преобразований армии, обнаружив как сильные, так и слабые ихстороны. Она обнаружила ограниченные возможности новой организации войск –недостаток обученного людского запаса, вследствие чего дальнейшее усилениевооружённых сил являлось невозможным. Организация резервных войск, принятаяна Секретном совещании 1873 года, определившая назначение этих войск лишьдля несения тыловой службы, обнаружила свою полную несостоятельность. В вооружении армии также имелись серьёзные дефекты. Преобладающеебольшинство пехотных дивизий было вооружено винтовками системы Крнка,обладавшими недостаточной дальностью действия, а также плохой экстракцией.Полевая артиллерия вовсе не имела на вооружении дальнобойных орудий. Почти полное отсутствие на вооружении кавалерии огнестрельногооружия, а также игнорирование ею действий в пешем строю значительно снижалобоевые качества кавалерийских частей. Наконец, война обнаружила слабое взаимодействие отдельных родоворужия, что явилось результатом отсутствия в мирное время армейскихкорпусов, сформированных лишь в период мобилизации. В результате опыта войны в первые годы по её окончании был произведёнв армии ряд дальнейших преобразований: изменена организация резервныхвойск, пересмотрены строевые уставы, осуществлено вооружение полевойартиллерии дальнобойными орудиями, а также закончено снабжение пехотывинтовками, так называемой системы Бердана. Однако опыт войны всё же учтёнполностью не был. Таковы результаты исследования вопроса о состоянии русской армии впериод 1860 – 1870 годов. Список литературы1. Леонов, Харичкин. Военные реформы в истории Российского государства (XIX – начало XX века): опыт и уроки. Выпуск 3. М.,19942. Зайончковский. Военные реформы 1860 – 1870 годов в России. М.: МГУ, 1952




Похожие:

Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед iconРеферат на тему Военные реформы 1862¸1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность
Первая половина XIX века характеризовалась всё усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах...
Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед icon1. план военных преобразований
Военные реформы 1862-74 годов в России. Техническое перевооружение армии и флота
Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II. Содержание Александр II до коронации и в первые годы царствования «Великие реформы» 1863-1874 годов а. Необходимость реформ б. Отмена крепостного права в. Земская реформа г. Городская реформа д. Судебная реформа е. Военная реформа ж

Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II. Содержание: Александр II до коронации и в первые годы царствования. «Великие реформы» 1863-1874 годов. А. Необходимость реформ. Б. Отмена крепостного права. В. Земская реформа. Г. Городская реформа. Д. Судебная реформа. Е. Военная реформа

Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед iconАстана столица Республики Казахстан
Астана (до 6 мая 1998 года Акмола) объявлена столицей Республики Казахстан с 10 декабря 1997 года Указом Президента Республики Казахстан...
Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед iconДуховный мир и быт в эпоху реформ (1991-1997)
На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, наша страна в очередной раз оказалась подвергнутой...
Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед iconТема. Российская империя ХVIII в. (2 занятия)
Военные преобразования Петра I: создание регулярной армии и флота; численность войск; организационная структура, вооружение; военный...
Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед iconРеализации и транспортировки партий семян лесных растений
Федерального закона от 17 декабря 1997 г n 149-фз "О семеноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, n 51,...
Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед iconПроизводства семян отдельных категорий лесных растений
Федерального закона от 17 декабря 1997 г n 149-фз "О семеноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, n 51,...
Военные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед iconВнешняя политика Петра I
России военно-морской флот, Открыты военные учебные заведения (навигационная, артилерийская, инженерная школы),принято военное законодательство,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы