Экономические реформы Петра Первого icon

Экономические реформы Петра Первого



НазваниеЭкономические реформы Петра Первого
Дата конвертации01.07.2012
Размер178,14 Kb.
ТипРеферат
Экономические реформы Петра Первого


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЙСКИЙ ФИЛИАЛ РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» НА ТЕМУ: «Экономические реформы Петра Первого» ВЫПОЛНИЛ : Студент группы ЭЗ-1 ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ РЫКУН Татьяна Петровна ПРОВЕРИЛ: К.Э.Н., ДОЦЕНТ ОРЛОВ Юрий Иванович. АЛТАЙСКИЙ КРАЙ г. БИЙСК2002 год | | СОДЕРЖАНИЕ| ||Введение к реферату ||стр. 2-3 ||Экономические реформы ||стр. 3-6 ||Состояние финансово-кредитной системы России ||в конце ХVII – начале XVIII веков ||стр. 6-7 ||Роль финансов в экономической политике Петра I стр. 8-12|| ||Заключение ||стр.13 ||Список используемой литературы ||стр.14 | ВВЕДЕНИЕ К РЕФЕРАТУ В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областяхгосударственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходяткорнями в XVII век - социально-экономические преобразования того временипослужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых былоформирование дворянско-чиновничьего аппарата. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимостиусиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах,централизации управления, построения стройной и гибкой системыуправленческого аппарата, строго контролируемого высшими органамивласти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военнойсилы для проведения более агрессивной внешней политики и подавленияучастившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актамигосподствующее положение дворянства и предоставить ему центральное,руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности иобусловило проведение реформ в различных сферах деятельностигосударства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорято значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрениятого или иного исследователя все сходятся в одном - это был один изнаиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можноразделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской историитрудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видетьглавное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформзависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что -главным, а что - второстепенным. Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, наверное,наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого, писал:«Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром,продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудьявление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и темдолее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние». Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явилисьпреобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетияизменяется, становясь более централизованной, система государственногоуправления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функциии сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярнойармии - полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре:появились театр, первое высшее учебное заведение. Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великогопредшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имелибезусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г.Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московскогогосударства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, онапревратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петрпревратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, какон это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» сталонастолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоеваниевыхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,активное вмешательство в европейскую политику. Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомстваРоссии с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации,что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм ипредставлений Московской Руси. Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что онизатронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российскихправителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы -все это становилось делом всей страны. В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадииреформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим. Экономические реформы В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всегопромышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитиехозяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыдущимпериодом. В Московском государстве XVI-XVII веков существовали крупныепромышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейныезаводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношенииэкономической жизни характеризовалась высокой степенью применениякомандных и протекционистских методов. В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались издальнейшего освоения плодородных земель, возделывания техническихкультур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства,продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивнойэксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье дляроссийской промышленности привели к широкому распространению такихкультур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна иконопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г.предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской иКиевской губерниях, поощрялось также овцеводство. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоныведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводилисвоих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другиесельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, гдедворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины. Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силамистроились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс.крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутскиенаборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной цельюполитики Петра все время являлось получение как можно больших денежных илюдских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г.единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости отвозраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (сгосударственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства(примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн.руб. в год). В промышленности произошла резкая переориентация с мелкихкрестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре былоосновано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание.Политика государства была также направлена на ограждение молодой российскойпромышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введенияочень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, ноиспользование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. Взависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делилисьна казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам былопредоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием(посессионные крестьяне). Государственные казенные заводы использовали труд государственныхкрестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они восновном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи,рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товарыширокого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, атакже вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностьюобеспечивались силами крепостных помещика-владельца. Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур всамых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Россиивпервые. Основными были те, которые работали на армию и флот:металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные,кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавалисьльготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали варенду государственные. Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой,бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной,кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других.Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд,строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии вновых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. К концу царствования Петра в России существовала развитаямногоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале.Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал,петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовныйдвор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капиталаблагодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла намировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ,пушнину, икру. Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, ив свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастерашлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россияобогащалась самыми передовыми технологиями Европы. В результате Петровской политики в экономической области засверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способнаяполностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем независящая от импорта. Состояние финансово-кредитной системы России в конце ХVII – началеХVIII веков. Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономическойистории стал XVIII век. В первую половину столетия продолжал господствоватькрепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения вэкономике страны не только не ослабили, а напротив, ужесточиликрепостничество. Однако значительный рост производительных сил,формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходереформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов вэкономике страны. В конце XVII-начале XVIII вв. экономика России не обладалахозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленноепроизводство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры вподавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношениядушили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозилоэкономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговыйпуть через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительноевремя. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономическойслабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла всферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран.Требовалось обеспечить необходимый для ведения войны объем поступлений вказну в условиях крайнего напряжения всех сил государства. Царствование Петра Великого завершает период формирования абсолютизмав России. Становление характерной для российского варианта абсолютноймонархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых былопродиктовано прежде всего логикой общегосударственных интересов, связанныхс борьбой за безопасность страны и выход к мировым торговым путям. Старыеметоды увеличения доходов казны Петр I сочетал с попытками по-новомуорганизовать финансовое хозяйство страны. Вся финансовая политика Петра Iосуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источниковденежных средств. Поэтому обращения Петра Великого к сенату «денег каквозможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может статьсвоеобразным девизом его правления. После хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развитиявнутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличилсявдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост существенно замедлился.Это было вызвано прежде всего началом Северной войны, ведение которойтребовало большого напряжения платежеспособных сил населения. Расходыначали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрывмежду расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлыхлет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовыйкризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы – 500 тыс.рублей. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такойзадачи была очевидна. Требовался новый подход к устройствуадминистративного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояниеотчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммынаходятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложенияне было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди,допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть всвоем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась вобстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала. О том, чтополучалось при таком порядке свидетельствует письмо сенатора графаА.В.Макарова: «Истинно во всех делах как слепые бродим и не знаем, чтоделать, стали везде великие расстрои, а где прибегнуть и впредь что делатьне знаем, денег ниоткуда не возят, дела почитай все становятся». Роль финансов в экономической политике Петра I. Реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не былислучайностью: страна достигла поворотного пункта в своей истории. Около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистиневсколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию игосударственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Срединих: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота,многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения идр. Грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персиейтребовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общихрасходов государства на армию и флот направлялось 38.5% (964 тыс. руб.)всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммырасходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и трудадля изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был дажесформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новыхисточников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболееэффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований имеркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в "Книге оскудости и богатстве" (1724) изложил пути развития российскойпромышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании Россииисследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, присохранении "законности" крепостного права. В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя непоследнее место занимала собственно экономическая политика государства.Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сфераххозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологическихизысканий становилась значительное вознаграждение. Указ " Горная свобода"деректировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируявладельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавалотакже казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатымпредпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготныхусловиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольнаярабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни ипродавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила названиепосессионных. Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, непренебрегала также и зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаясяПетром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Дляпередачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранныеспециалисты. Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству.Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизмаи протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивалимпорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российскимизделиям. Рост товарного производства, развитие промышленности и торговлипотребовали совершенствования денежной системы. Нехватка денег тормозилаисполнение важнейших предприятий: собранные рекруты от бескормицы умирали иразбегались, солдаты, не получая жалования, принимались за грабежи, флот из-за недостатка припасов не мог выйти в море. Источник пополнения казныправительство Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии.Расширение торгового оборота требовало дополнительного количества средствобращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным еевыпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновьпониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монетывырос в два раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию,правительство осуществило переход к новой денежной системе, сопровождаемыйдальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698г. он стал равен 1/100веса талера, т.е. был снижен еще на 43%. Серебряная копейка былапрактически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный оборот. «Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу» былначат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должнабыла стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости медныемонеты составляли одну десятую стоимости всех наличных денег ипредназначались в основном для местных рынков и торжков. Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн. руб., в том числе медныхмонет – 44,4, серебряных – 38,4, золотых – 0,7 млн. руб. При этом былупорядочен и значительно расширен набор денежных знаков разного достоинстваи веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга,копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньгиили 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина,полтинник, рубль, 2 рубля, из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, 2червонца. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операцийбыл по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру.Чеканка монет стала монополией государства. За 1700-1704 гг. было выпущено более чем на 13 млн. руб.серебряной монеты, главным источником выпуска которой былпередел старых, изымаемых из обращения монет. Доходы от чеканки монетыпоступали в приказ Большой казны. Эти доходы, также как и собиравшиесяРатушей, как правило использовались на военные нужды. Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г.– 717,744 руб., в 1702г. – 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился до470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однакодоход был лишь номинальным, так как количество денег в обращении неотвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к ростуцен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину). В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия далаказне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможностипокрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монетоказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождалисьпадением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратноеувеличение казны. Так как выпуск наличных денег не привел к значительному увеличениюпоступлений доходов в казну, главным источником покрытия колоссальныхрасходов государства оставались налоги. При Петре I они достиглиневиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40, резкоувеличились и сами ставки налогов. Это были прямые, обыкновенные косвенныеи чрезвычайные налоги. Для пополнения казны была учреждена Ближняяканцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно иежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах ирасходах, роспись государственных доходов и расходов стала составлятьсякаждый год. В 1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанностькоторых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный,посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов ипереправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варкипива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т.д. Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворногоподушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившаякрепостничество. Для чего в ноябре 1718 г. указано было «чтоб правдивыепринесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола». Несмотря нарешительное нежелание помещиков делить доходы от использования трудаприкрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа повведению подушной подати через 6 лет была закончена. От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населенияв 1719-1724 гг. выявила почти 5.5 миллионов ревизских душ мужского пола -помещичьих крестьян и посадских людей ( купцов, ремесленников). Впервыеналогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственныедоходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати. Размерподушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска иданных переписи и был установлен в 74 коп. Уже при Екатерине I он былпонижен до 70 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьянедолжны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20коп. Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г.принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остаткасредства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. исоставили 10 млн. руб. На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единуюнорму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособныеработники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умершихмежду ревизиями – «ревизских душ». Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду скосвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский,драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнениябюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весомсодержащегося в ней серебра. В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего былотерриториальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернииделились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстояниюместа». В соответствии с количеством долей производилась разверстка погуберниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме делгородского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавшихменьше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно. На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачивысшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым.Тем же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах».Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными деламиведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов ирасходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималасьрасходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на однойстранице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы… також вкратце объявлены быть имеют». Однако действия отдельных коллегийи канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок. Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, аКамер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнениепо соответствующим проектам. В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губерниитеперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главепровинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры,ответственные за сбор казенных доходов. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскуюпромышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу нарынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены,голландское полотно и бархат – 50%, шерстяные ткани и писчая бумага – 25% итак далее. За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжениигосударства с учетом двукратного падения покупательной способности рубляувеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственнымподъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления таможенных икабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однакохозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, ипоследующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных дляхозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансовогокризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссозданацентрализованная система управления финансами и преобразован местныйадминистративный аппарат, только в самом конце правления Петра с введениеподушной подати финансы России получили прочное основание. Заключение. К концу царствования Петра в России существовала развитаямногоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале.Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал,петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовныйдвор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капиталаблагодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла намировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ,пушнину, икру. Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, ив свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастерашлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россияобогащалась самыми передовыми технологиями Европы. В результате Петровской политики в экономической области засверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способнаяполностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем независящая от импорта. Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установлениев России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г.титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна сталаназываться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чемушел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройнойсистемой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой,оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровскихреформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любымисредствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалугосударственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчиненоволе одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота вбурные воды океана, обходя все рифы и мели. Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством,центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с темотсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись восновном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения. Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы неотноситься к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя непризнать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировойистории.Список используемой литературы.1. Анисимов Е.В. «Петр I: рождение империи» //Вопросы истории – 1989 -№7 с. 3-202. Белоусов Р.А «Из истории денежного хозяйства Руси» // Экономист – 1997 -№6 с.75-813. Белоусов Р.А. «Становление государственных финансов в России [XVII-XIX вв]» //Финансы –1998 - №2 с. 58-604. Князьков С. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. Книга для чтения по русской истории в школе и дома. М.: Планета, 1991 –797с.5. Колитамов Е.М. Финансы средневековой Руси – М: Наука –1988 –246 с.6. Коломиец А.Г. «Финансовая политика правительства Петра Великого» //Финансы –1996 -№5 с.54-607. Пушкарева В.М. «Генезис категории «налог» в истории финансовой науки» //Финансы – 1999 -№6 с.33-368. Финансово-кредитный словарь т.1 / под. Ред. Дьяченко – М: Госкомиздат, 1961 –663с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономические реформы Петра Первого iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
Экономические реформы Петра Первого iconРеформы Петра Первого

Экономические реформы Петра Первого iconАдминистративные и экономические реформы Петра I

Экономические реформы Петра Первого iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Регенство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено....
Экономические реформы Петра Первого iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Регенство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено....
Экономические реформы Петра Первого iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого

Экономические реформы Петра Первого iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте

Экономические реформы Петра Первого iconПетр I. Реформы Петра I петр I. Реформы Петра I
Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена Троица, а с другой – лик апостола Петра. Ни при...
Экономические реформы Петра Первого iconАдминистративные и экономические реформы Петра I
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII первой полови­не XIX века: История. Историк
Экономические реформы Петра Первого iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на землю. Перепись населения и подушная подать
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы