Реформы Ивана IV грозного icon

Реформы Ивана IV грозного



НазваниеРеформы Ивана IV грозного
Дата конвертации01.07.2012
Размер183.17 Kb.
ТипРеферат
Реформы Ивана IV Грозного


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РЕФЕРАТПо дисциплине: История отечестваТема: РЕФОРМЫ ИВАНА IV Грозного Выполнила студентка 1 курса Группа УФ-03-1 Моисеева Т.В. Преподаватель к.и.н., доц. Филиппова О.Д. г. Электросталь 2004г. Содержание Введение..................................................................………………………..31. Первые реформы Избранной рады ....................……………………..52. Реформы в период 1549 - 1556 гг ........................…………………….9а) Военная реформа.................................................………………………..9б) Судебник 1550 г...................................................………………………..9г) Дворцовая тетрадь...............................................………………………..11д) Стоглав.................................................................…………………………12е) Земельныереформы.............................................………………………13ж) Земскаяреформа...............................................…………………………143. Реформы в период 1556 - 1560 гг .......................……………………..16Заключение............................................................…………………………204. Список литературы.............................................………………………..21 ВВЕДЕНИЕ Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос обИване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностьюзагадочной и страшной: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всехбывших, славиму же от конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк ИванТимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землюдержавы своея, яко секирою, наполы некако рассече”. Такой же загадкойвошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков этобыла психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного иусловия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками дажевставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудахСоловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе:они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки“государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельнойстариной. Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент отфеодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н.А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Если русскаяисториография и “школа Покровского” не сумели научно разъяснитьзначение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейскиеисторики были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае ониповторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова. К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русскимпереводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относитсятакже сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка ИванаГрозного с опричником Василием Грязным и собрание актов временопричнины.
Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы,связанные с реформами Ивана IV. Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного внашей литературе был поднят Р. Ю. Виппером в его книге, вышедшей в 1922г. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р.Ю.Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата истратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупнымиисторическими деятелями, как Петр Великий. Сила аргументации авторазаключается в том, что он ставит Ивана IV в окружение государственныхдеятелей современной ему Западной Европы, и на международном фонемосковский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру. ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ Сын Василия III – Иван IV нормально стал правителем государства в тригода, после смерти отца в 1533г. Практически он начинает править в 1547г.,после венчания на царство и принятия титула «царь» (позже появится прозвище«Грозный»). Его задачей становится укрепление самодержавной власти. Вначале правления царь пытается реформировать Россию, представив своеправление как выражение общественных интересов. Он создает так называемую«Избранную раду», в которую входили его сторонники, в частности митрополитМакарий, духовник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев. Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразованиягосударственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярскаядума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне(очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”)было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращениеРусского государства в сословно-представительную монархию, созданиецентрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно былото, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься ссанкции представителей господствующего класса, в числе которогозначительную роль играли дворяне. Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось вдальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явноне в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступитьсярядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отменаподсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенноеоформление сословных привилегий дворянства. В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” есличеловек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создаетсяособая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр.[1]Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле.Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: уБлаговещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем,Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственнойказны.[2] Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы среформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитныена имя государя, здесь же по ним принимались решения - Челобитная изба быласвоего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом,надзиравшим над другим правительственным учреждением. Одновременно с “Собором примирения” происходили заседания и церковногособора, который установил церковного празднования еще 16 “святых” ирассмотрел жития этих “чудотворцев”. В условиях роста реформационногодвижения церковь канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свойпадающий авторитет. После февральских соборов правительственная деятельность в 1549г.развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе идеревне заставил возобновить проведение губной реформы, после торжестваШуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянамКириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияниядворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губныхстарост из числа детей бояр. Формирование различных изб происходило по функциональному различию, ане по территориальному. Это свидетельствовало о значительном успехецентрализации управления.[3] Однако часть изб не порывала окончательно стерриториальным принципом управления. 1549г. был годом активного наступления на иммунитетные привилегиидуховных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласнокоторой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове идругих городах. Но крупные монастыри сохраняли привилегии. К концу 1549г. все настойчивее стали раздаваться голоса,подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проектЕрмолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратитьвозможность новых волнений. Он начал меры по унификации системыпоземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда. Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова,защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов,кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,- вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшегодумы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.[4] Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов,которые должны были восстановить порядок, существовавший при Иване III иВасилии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве,означала, что реформам старались придать вид мероприятий, направленныхпротив тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены”несовершеннолетние годы Ивана IV. После постановки об отмене местничества в проекте изгалялся рядсоображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве.По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельныхвладений (вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения размеров владенийи исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно былоперераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечитьмалоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконныевотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления неполучил. К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин(мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землямиРусского государства, отражавшие незавершенности процесса изживанияэкономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений. Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можноконстатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворитьземельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армиюи государственные финансы. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг. Военная реформа После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос обосуществлении военной реформы. Единоначалие укреплялось путем установлениястаршинства первого (большого) воеводы большого полка по отношению квоеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армиисодействовало запрещение местничества на “службе” с воеводами. Это такжеповышало роль воевод во время военных действий. В целом июльский приговор1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся практикивзаимоотношений воевод в полках, имел большое значение для боеспособностидворянской армии.[5] Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в серединеXVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого)войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил“выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить вВоробьевской слободе под предводительством боярских детей. Речь шла ореорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников сталоназываться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новыйподворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался неповсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имелизначительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающейему место. Судебник 1550 г. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного былосоставление в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменилустаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенноновыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергалсякоординатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимогонаселения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинномземлевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начиналообеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основноесодержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати.Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники,подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельнойсобственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовалотчуждению вотчино-боярской земельной собственности. Второй закон, относящийся к проблеме землевладения провозглашалликвидацию тарханов. Статья наносила удар по основным группампривилегированных землевладельцев - тарханников, и была направлена противподатных привилегий духовных феодалов. Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах ихолопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева нерискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводилисьтребования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам”[6]. Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местногоуправления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основныенаправления, по которым будет проходить перестройка государственногоаппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления.Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразованиякасаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целомстарую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающиевласть наместников и волостей. Дворцовая тетрадь Неудача попыток удовлетворить земельный голод дворянства путемпересмотра в Судебнике правового статуса вотчинного землевладения заставилаправительство искать новых средств для обеспечения землей численовозросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно былообратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепитьматериальную базу дворян - военачальников, которые смогли сменитьпредставителей боярской аристократии, правительство заинтересовалосьнаходившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которыебыли переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещенияпод Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводилсяк укреплению положения верхов дворянства, с тем, чтобы использовать их длявыполнения важнейших поручений.[7] Но расположить всех приближенных возлеМосквы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель.Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. В 1551-52гг. быласоставлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государевадвора, из которого черпались основные кадры для формирования командногосостава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д.Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались напротяжении 50-60 годов XVIв. все новые данные о составе государева дворавплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделениепривилегированных частей, служащих по дворовому списку. Дворовые дети(боярские) составляли основной контингент представителей господствующегокласса, который назначался на высшие военные и административныедолжности.[8] Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересамверхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формахпроект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения дляэтой цели массовых земельных пожалований. Стоглав Также правительство принимало меры к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г.правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защитуправа монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на этовыступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлосьпоступиться. Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалосьосновывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом“приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодаламислободы и предоставлял им даже некоторые возможности для пополнения ихнаселения со стороны.[9] Но такое положение не устраивало руководстворусской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви вглазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковногособора. Назревало столкновение между правительством “избранной рады”,стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидацииземельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Былотредактирован сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав написан в видеответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имениИвана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленнуюправительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишьсоставлены по распоряжению царя, а не им самим.[10] Есть все основаниясчитать автором царских вопросов Сельвестра. В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающиесяцерковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядокцерковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных”священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. Восторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества идуховенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос осудьбах монастырского землевладения. Перед собором был поставлен вопрос о необходимости организациигосударственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”. Земельные реформы Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось воткрытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось вприговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными землевладельцамивотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалась под угрозойконфискации объекта продажи.[11] О действенности приговора 1551 годаговорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка земель крупнымимонастырями. Итак, в результате мероприятий, проведенных в 1550 - 51 гг., наиболеезначительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и попривилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства былдостигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать частьсвоих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.[12] После Стоглава была поставлена задача о разрешении земельного вопросаи введении новых прямых налогов. Все это нельзя было сделать, не проведяпоземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русскогогосударства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”.Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения.Классовый смысл реформ виден уже в том, что “в наиболее тяжелом положенииоказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве земель уразных землевладельцев им приходилось платить больше всего налогов.”[13]Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов и несколькоущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленнымираздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращениеземельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило вобстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомствовысвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налоговпередается на откуп отдельными должностными лицами из центральногоаппарата. Постепенное внедрение откупной системы сбора косвенных налоговсодействовало развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируямелочную опеку наместнической администрации. Земская реформа Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов икоторой суждено было приобрести особенно важное значение, - введениеземских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можносчитать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходереформ”.[14] Она должна была привести к окончательной ликвидации властинаместников путем замены ее местными органами управления, выбранными иззажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществленииземской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения иволостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, инеспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавлениенародных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформыместного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере ихосуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений наместах, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточногокрестьянства. Феодальная аристократия поступалась некоторыми своимипривилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу противтрудящихся масс в деревне и городе. Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 - 1560 ГГ. 18 января 1555 г. издается серия законов о губной реформе. Рядприговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль надгубными старостами и их деятельностью. Одной аз важнейших задач сталазащита феодальной собственности от хищения. В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление иземской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся кругвыборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьякомпредписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованностив исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка,правительство распорядилось освободить пашню земских старост от податей иповинностей. С другой стороны, злоупотребления старост карались смертнойказнью. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полноймере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера. Наосновных территориях Русского государства земская реформа оставаласьнеосуществленной. В результате ликвидации системы кормлений и создания на местахсословно-представительских учреждений, русское правительство смоглодобиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованногоаппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органовместного управления взамен “многочисленных кормленщиков, для которыхисполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности.”[15] В результате реформы основная масса дворян былаосвобождена от “кормленных” функций, что повысило боеспособность иувеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции -за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение. Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом кпреобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилиласьдворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить уженамеченные раньше военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связис отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию некормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однакореформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним изследствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составедворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению еебоеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственныхчиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилымиделами. Поскольку местничество приговором 1550 г. не отменялось, правительстворешило провести еще ряд мероприятий, имевших целью усилить контроль надместническими счетами феодальной знати. Для этой цели в 1555 г. былопринято составление Государева родословца, куда должны были быть включенывсе родословные росписи важнейших княжеско-дворянских фамилий. Всоставлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркиваетзначение проводившегося мероприятия. Памятник наглядно отразилкомпромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В еговступительной части находилось “Сказание о князьях владимирских”, котороедолжно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного.Наряду с этим пространные родословные росписи княжеских и боярскихсемейств, помещенные в Государеве родословце, как бы подчеркивали заслугипредставителей феодальной аристократии в строительстве Русскогогосударства. Значение Государева родословца приуменьшать нельзя.Правительство Адашева получило теперь возможность контролироватьместнические счеты не на основе тех или иных словесных заявлений спорящихлиц или отдельных документов из частных архивов, а на основанииофициального справочника.[16] Если Государев родословец был справочником по вопросам “родовитостифеодальной знати”, то роль справочника по вопросам службы играли разрядныекниги, обобщающая редакция которых - Государев разряд, составленныйодновременно с родословцем. Он должен был регулировать местническиеотношения феодальной знати. Помогая навести порядок в местнических счетахзнати, он фактически легализовал местничество и отразил тем самымпротиворечивый, компромиссный характер деятельности правительства. В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы: Поместная, ведавшаявопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаясяорганизацией военной службы. Исходя из реформ центрального аппарата власти стали ясновырисовываться очертания приказного управления. В документах “изба”становится уже нарицательным названием центрального правительственногоучреждения. С течением времени ведомства центрального управления сталиименоваться “приказами”. Термин “приказ” постепенно вытеснил название“изба” из обихода. Законодательные нормы Судебника 1550 г. по земельному и крестьянскомувопросу не удовлетворили дворянство. Таким образом создаются новыезаконопроекты, разрешавшие основные 3 вопроса, волновавшие широкие кругифеодалов: регламентация заемных операций, судьбы служилого и полногохолопства и мобилизация земельной собственности. Если подвести итог второму периоду реформ Ивана Грозного, то придетсяотметить, что в 1550-60 гг. правительство в большей мере проводит линию поосуществлению требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период.Неудача попыток решить земельный вопрос за счет ликвидации монастырскогоземлевладения поставила на очередь вопрос о наступлении на земельныебогатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старый территориально-дворцовыйцентральный аппарат власти с Боярской думой во главе вынужден был уступитьсвои позиции дьяческой приказной администрации.[17] Уложением о службе идругим военным реформам строго регламентировались служилые обязанностивсего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасномположении, окруженная дворянством. Заключение. В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: доопричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первыйпериод. Мы склонны придерживаться традиционной точки зрения, что на резкуюперемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношениепривилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личнаядрама царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Иван IV был доведен докрайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думаето себе, чем о “государственной пользе”. Иван же ставил перед собойзадачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и наобщенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживаетсяпуть реформ только на уровне высших сословий. Некоторые разночтениямежду основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладаетформальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в историисуществуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер.Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод,что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы ненатолкнулись на сопротивление русской аристократии и нетрансформировались в опричнину. Но, с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромнуюположительную роль в истории Русского государства. Более отчетливозаметны попытки правительства удовлетворить интересы дворянства, причем наэтот раз за счет ущемления прав феодальной аристократии, хотя еще настарой основе. К этому времени относятся завершение губной и земскойреформы, сопряженных с ликвидацией системы кормлений. Оформляются важнейшиеизбы (приказы, центральные правительственные учреждения, возглавляемыедворянской бюрократией). По уложению 1555-1556 г. строго регламентируютсяобязанности как помещиков, так и вотчинников в отношении военной службы. ЛИТЕРАТУРА1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России : ГосударствоИвана Грозного. Л.: Наука, 1988. - 241, [3] с.2. Валишевский К., Иван Грозный : Репринт. воспроизведение изд. 1912 г.: [ Пер. с фр.]. - М., 1989. - 418 [4] с.3. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного : Очерки соц. - экон. иполит. истории середины XVI в.- М.: Наука, 1960. - 511 с.4. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени ИванаГрозного. - М.: Наука, 1982. - 184 с.5. Тугусова Г.В., Скороспелова В.А. История отечества от его истоков досовременности: Уч. пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 480с.-----------------------[1] Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного : Очерки соц- экон. и полит. историисередины XVI в., 326[2] Альшиц Д.Н. Общественное сознание, книжность, литература периодафеодализма., 421 с.[3] Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 330 с.[4] Зимин А.А, Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного, 82 с.[5] Зимин А.А Реформы Ивана Грозного, 345 с.[6] Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 355 с.[7] Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного, 93 с.[8] Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 375 с.[9] Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 377 с.[10] Бахрушин С.В. Проблемы общ.- пол. истории России и славянских стран,191 с.[11] Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 389 с.[12] Валишевский К. Иван Грозный, 385 с.[13] Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 394 с.[14] Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного, 119 с.[15] Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России, 154 с.[16] Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 418 с.[17] Альшиц Д.н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного,204 с.




Похожие:

Реформы Ивана IV грозного icon1. Какие военные реформы производились во время правления Ивана Грозного
Установить правильную хронологическую последовательность событий правления Ивана Грозного
Реформы Ивана IV грозного icon1. Какие военные реформы производились во время правления Ивана Грозного
Установить правильную хронологическую последовательность событий правления Ивана Грозного
Реформы Ивана IV грозного iconПереписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного Тема: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Стиль Ивана Грозного (анализ одного письма) контрольная работа

Реформы Ивана IV грозного iconРеформы Ивана IV грозного

Реформы Ивана IV грозного iconИсторический портрет и реформы Ивана Грозного

Реформы Ивана IV грозного iconРеформы Ивана Грозного и начало самодержавия на Руси

Реформы Ивана IV грозного iconКонтрольная работа по дисциплине: «Отечественная история» Вариант №9 студентка фно специальность: ФиК
Государственные реформы Ивана Грозного Опричнина
Реформы Ивана IV грозного iconПамятка для учащихся «Критерии оценивания проекта с использованием мультимедийных презентаций», разработанная учителем. Занятие рассчитано на 1 урок
Два варианта выбора централизации России в правлении Ивана Грозного: реформы Избранной рады и опричнина
Реформы Ивана IV грозного iconИсторический портрет и реформы Ивана Грозного
Вторая половина 16 века стала важным этапом в истории Русского государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший...
Реформы Ивана IV грозного iconПлан реферата по теме Иван Грозный: тиран или святой. I. Вступление к реферату II. Эпоха Ивана IV
А введение опричнины и становление Ивана Грозного самодержцем с неограниченной диктатурой
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы