Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв icon

Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв



НазваниеПолитические и правовые учения во второй половине 17-18вв
Дата конвертации01.07.2012
Размер220,68 Kb.
ТипРеферат
Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв


Политические и правовые учения в России во второй половине 17-18 вв. Во второй половине 17 века в развитии русской государственности сталипреобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своёвыражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии,способной наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных.Подобные доктрины тесно связывали в один узел экономические и политическиепреобразования, предлагая пути их осуществления. С обоснованием правомерности абсолютной монархии выступил СамуилПетровский-Ситнианович (1629-1680). он родился в г.Полоцке, окончил Киево-Могилёвскую академию, в 1659 году принял монашеский постриг под именемСимеона в православном Полоцком Богоявленском монастыре. С1664г. проживал вМоскве. Наиболее известными его произведениями являются "Жезл правления",написанный к церковному собору 1666/1667г. и посвящённый облечению ученийраскольников, "Вертоград многоцветный" - энциклопедическое, поучительноепроизведение (1668) и "Рифмолигон" (1679) - собрание стихотворений. Симеонвыступил в своих произведениях проводником западной культуры иобразованности. Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в его наличиипроекцию небесных порядков на земле, Все люди обязаны выполнять свой долг,предопределённый судьбой, в чём и состоит главное назначение человека наземле, где каждому отведено своё место. Однако он призывал богатыхзаботиться о своих "подначальных" и не доводить их до скудности, а такжеуправлять ими с разумом и кротостью, а не посредством "наложения язв". Среди пороков русской жизни Симеон критикует лень, праздность и особеннопьянство. Тема обязательности труда постоянно присутствует во всехпроизведениях мыслителя. Главной проблемой творчества Симеона было разрешения вопросов, связанныхс верховной властью, формой её организации и деятельности. Он один изпервых в истории отечественной политико-правовой мысли дал политическоеобоснование необходимости установления просвещённой монархии. Симеонактивно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Царьи бог у него почти равные величины. В понимании Симеона Полоцкого царь игосударство отождествляются. Большое внимание уделяется описанию образацаря. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся кприобретению знаний из книг и бесед с "премудрыми людьми", а особенно царючитать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран инародов. Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещатьсвой народ. Симеон полагает, что просвещённая монархия должна быть государством,деятельность которого основывается только на законах. Все люди вгражданстве должны бояться закона, подчинение которому укрепляетгосударство, и исключений из этого нет ни для кого, ни для царя, ни для егосына. мыслитель обращает также внимание на недопустимость жестоких санкций. Судобязан восстанавливать правду ,а не совершать месть, ибо отмщениебесчеловечно и, более того, противопоказана закону. Симеон мечтает о равномдля всех суде, который будет "равно судить и мала и велика", невзирая налица. организация судебных учреждений должна быть единообразной, способнойосуществлять для всех единый суд. Судебные дела следует вершитьсвоевременно и без волокиты. В определении внешнеполитического курса русского государства Симеонпридерживается традиционной для русской политической мысли ориентации намирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. он советует царю житьв мире со всеми государствами, царствовать "мирно и мудро", никогда неискать брани и вступать в войну только в случае нападения врага, а кпобеждённым всегда являть милосердие. В истории политических и правовых учений Симеон Полоцкий выступил однимиз первых серьёзных идеологов просвещённого абсолютизма в России. Его идеираспространены в 17-18 вв. Непосредственное своё продолжение и развитие ониполучили у современника Симеона, Юрия Крижанича. Юрий Крижанич (1618-1683) родился в Хорватии, окончил Загребскую духовнуюсеминарию, затем Венгерскую духовную коллегию в Вене и венгро-болгарскуюколлегию в Болонье. С 1640г. Крижанич проживал в Риме, где закончилгреческий коллегиум св. Афанасия. Его мечтой становится миссионерскаядеятельность в России в целях достижения содружества славянских народов подэгидой Русского государства с единой церковью. В1659 году он поступил наслужбу к русскому царю Алексею Михайловичу по Приказу Большого двора, а в1661 по клеветническому доносу был сослан ан жительство в Тобольск и вМоскву возвратился только в 1676 году уже по распоряжению царя ФёдораАлексеевича. В 1678 году навсегда оставил пределы русского государства. ВТобольске он написал "Беседы о правительстве", известные как трактат"Политика". В "Политике" много внимания уделяется исследованию вопросов опроисхождении государства, его целях и задачах. Божественная сущность верховной власти является неоспоримой, ибо "всезаконные короли поставлены не сами собой, а Богом" Крижанич отстаивалположение о божественности персоны носителя верховной власти. "Корольподобен некому богу на земле..." Цель государства Крижанич определяет как достижение общей пользы" длявсех членов общества. "Долг короля обеспечить благочестие, справедливость,покой и изобилие... веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи корольдолжен обеспечить своему народу, и для этого бог поставил его королём".Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и тринеправильные. Правильные: совершенное самовладство (абсолютная монархия),боярское правление и общевлавство или посадское правление (республика).Самовлавству противостоит тирания; боярскому правлению - олигархия иобществу анархия. Всё управление государством должно сосредоточено в руках верховногоправителя. На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Онсчитает обязательным наличие у правителя знаний; хорошо также, когда знанияесть и у всего народа. Королям знания особенно необходимы, так как они неимеют права учиться на собственных ошибках, которые чреваты последствиямине только для них самих, но и для всего народа, обычно расплачивающегося заего ошибки. Крижанич отдаёт предпочтение наследственной монархии.Наследование трона должно переходить к старшему в роде сыну, которыйспециально готовиться к выполнению этой миссии. Следует запретить взаконодательном порядке наследовать трон женщинам и чужестранцам. Абсолютный монарх должен просвещённым правителем, а не тираном. Крижаничвыдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратитьпревращение "современного самовлавства" в тиранию. Прежде всего это наличиена троне монарха-философа, затем принятие и соблюдение хороших законов,соответствующих божественным и естественным установлениям, и наконец,нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласнокоторой для каждого сословия будут определены обязанности в отношению ковсему обществу. В обязанности просвещённого монарха вменяется забота о благополучиистраны. Прежде всего необходимо позаботиться о развитии промыслов иупорядочивании торговли. В стране мало "торжищ", а у торговцев малопривилегий, и они часто терпят убытки, состязаясь с иностранными купцами.Государству необходимо вмешаться и устранить эту несправедливость, так какне следует допускать невыгодную торговлю с другими странами. Государствутакже следует контролировать распределение ремёсел между по городам сучётом природных условий. Необходимо проявлять всемерную заботу обиспользовании природных богатств. В сельском хозяйстве "землю использоватьтак, чтобы взять от неё плоды, какие она только может уродить". Главной основной гарантией против тирании является наличие в государствехороших законов и контроля за их исполнением. "Каковы законы - таков ипорядок вещей в государстве." грабительские законы всегда и везде порождаютнепорядки. К деятельности законодателя Крижанич предъявляет серьёзныетребования. Для составления новых законов недостаточно знать все законы иобычаи своей страны, а необходимо также изучить законы "долговременныхгосударств" и позаимствовать их опыт. Все чиновники в своей деятельностидолжны строго следовать закону иначе "будь король архангелом, если слугиего не будут ограничены благими законами, нельзя помешать им чинитьповсеместные и несчётные грабежи и всякое мародёрство" Но в тоже время, онставит монарха над законом: "король выше всех человеческих законов". В определении курса внешней политики Крижанич придерживается традиционнойдля русской политической мысли ориентации. Он настаивал на необходимостиустановления добрососедских отношений с окружающими странами. Крижанич неисключает возможности ведения справедливых войн в целях защитынезависимости страны, поэтому он считает, что в государстве должно бытьбольшое и сильное войско с мощным оружием. воины служат за плату иобеспечиваются государством всем необходимым, а в военачальники назначаютсялюди, сведущие в военном деле и начитанные в военной истории. Приформировании армии следует оказывать предпочтение национальному, а ненаёмному войску. Во взглядах Крижанича вырисовывается образ человека нового времени, ужевидны реформы Петра Великого. К началу 18 века тенденция превращения сословно-представительскоймонархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховнойвласти и построении бюрократического аппарата. Организация государственнойвласти и система управления подвергались существенным изменениям.преобразования Петра -1 и сам активный процесс государственногостроительства находили своё обоснование в политических теориях егосовременников. К числу сторонников реформ и активных деятелей петровскойэпохи относится Архиепископ Феофан Прокопович. Феофан Прокопович (1681-1736) происходит из украинской купеческой семьи.В молодости он получил широкое и разностороннее образование: закончил Киево-Могилянскую духовную академию, затем обучался в учебных заведениях Польши,Рима и Германии. Феофан Прокопович принял монашеский подстриг и стал виднымцерковным деятелем: ректором Киево-Могилянской академии, епископомпоковским, архиепископом новгородским и вице-президентом Святейшего Синода. Перу архиепископа принадлежит ряд, произведений, написанные наполитические и религиозные темы: "Слово о власти и чести царской","Духовный регламент", "Панегирики царствующим особам", трагикомедия"Владимир", "Слово похвальное о преславной над свейскими войсками победе",трактаты "Поэтика" и "Риторика" и ряд стихотворных поэм. В истории русской политико-правовой мысли он первый обратился кисследованию процесса происхождения государства, исходя из предположения оестественном преддоговорном состоянии, которое он рисовал как эпоху войн икровопролитий, когда ничем не сдерживаемые страсти превращали людей "внеукротимых зверей" Естественные законы подсказали людям , как избежатьпостоянных войн и привели их к мысли о заключении договора об образованиигосударства. Эта идея реализована людьми в силу их природных склонностей небез содействия бога. Таким образом, высшая власть в обществе образовалась путём договора, призаключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета иполностью вручил его верховной власти. При этом народ народ мог выбратьсебе любую форму правления. Среди таких форм правления Прокопович называетмонархию, аристократию, демократию, смешанную форму. Аристократия идемократия не вызывают его одобрения. В аристократиях своя корыстная борьбапартий разоряет страну, а в демократиях часто вспыхивают мятежи и смуты.Кроме того, аристократия и демократия пригодны лишь для малого почисленности народа, проживающего на небольшой территории. Рассматривая монархию как форму организации власти Прокопович исследуетдва её варианта: ограниченную и абсолютную. В ограниченной монархиигосударь связан определёнными обязанностями, за нарушение которых он можетбыть лишён власти, что также связано с непредсказуемыми последствиями,могущими повлечь различные бедствия для страны и её народа. Для России жесамой "много полезной" и "благонадёжной" формой является абсолютнаямонархия, которая единственно способна обеспечить русскому народу"беспечалие " и "блаженство". Наследственную монархию архиепископпредпочитает выборной, поскольку она, обладает большей устойчивостью в силузамещения престола специально подготовленным для этой цели лицом и поэтомубольше защищена от случайностей и неожиданностей. В произведения Прокоповича содержится апология абсолютной власти, ничемне ограниченной верховной власти, регламентирующей все стороны жизниподанных. В своей деятельности верховный правитель реализует одновременнобожественное призвание и требование естественного права, осуществляя долгслужения народу. Монарх Прокоповича - это просвещённый государь, которыйобязан заботится не только об общем благе, но и о распространениипросвещения, искоренении предрассудков, устройства правосудия иосуществлении хорошего управления страной. Отстаивая законность во всехформах государственной жизни, Феофан тем ни менее ставит государя надзаконом, утверждая, что действия царя нельзя ни оспаривать, ни критиковать,ни даже хвалить, ибо "монархи есть боги" Другим видным политической мысли петровского времени был Иван ТихоновичПосошков (1652-1726). Он родился в дворцовой селе Покровское, что на Яузе.Отец и дед его значились умельцами серебряного дела. Свою карьеру И.Т.Посошков начал с должности денежного мастера, но уже в 1697г он обратился кПетру с предложениями, что свидетельствует о его занятиях по оружейномуделу. Вскоре И.Т. Посошков увлёкся "купеческим делом" и с братом открылвинокуренный завод, а затем лично "спекал самородную серу" и просил помощив устроении предприятия по серокурению. В 1704г. посошков открыл фабрикуигральных карт, затем он подвизался на "водочное сидение" у Каменного мостана Москве, а в 1710г. получил аналогичное "сидение" в Новгороде, где в1711г. построил ещё и аптеку. Тогда же он хлопочет о постройке полотнянойфабрики. Уже в это время Посошков состоит в переписке с различнымивлиятельными лицами, высказывая предложения по многим аспектамэкономической, политической, юридической и культурной жизни государства.Результатом его "многодельного" стала адресованная царю Петру "Книга оскудности и богатстве" (1724) В ней автор затронул обширный круг проблем,которые" по его мнению, нуждались в срочном разрешении. Главной задачей "Книги" является выяснения причин народной скудности исуществующей в государстве беззакония. Внимание автора сосредоточено наопределении модели развития народного хозяйства - сельского ипромышленного. В центре всех его рассуждений - проекты организациипромышленности, торговли, сельского хозяйства и сословной организации встране. Он требовал запрещения занятия торговлей для всех сословий кромекупеческого. Дворян следует полностью отстранить от торговых операций, иботорговля отвлекает их от основного дела - военной службы. Купцам необходимопредоставить "право свободного торга", упорядочить внутренние пошлины,установив их единообразие. Государству, в свою очередь, нужно оказыватькупцам покровительство и помощь, обеспечивая выгодные условия длявнутренней и внешней торговли, а также помогать купцам в снабжениикупеческих предприятий рабочей силой. В сою очередь, в обязанность купцамПосошков вменяет неуклонное соблюдение правил "честного торга". Продавецобязан правильно определять всё и меру товара, а в случае обмана нестиответственность за свои действия. Посошков проявлял заботу не только оэкономическом положении купечества, но и об его авторитете как сословия. Серьёзное внимание в своей "Книге" уделил Посошков и вопросамкрестьянского устройства. Он полагал, что должен быть издан специальныйзакон, который бы точно определял размеры крестьянских повинностей ипределы барщинных работ. Подушную подать он считал необходимым заменить напоземельную, с отделением крестьянской земли от помещичьей. Но при этомсоветовал сохранять строгий контроль помещиков за крестьянами. В числе мерпо упорядочиванию правового статуса земельных владений в государствеПосошков настаивал на введение прогрессивного налога на землю в зависимостиот размера, мотивируя это мероприятие тем, что вся земля являетсясобственностью государства и по этому не допустимо её бесплатноеиспользование. покушался он на дворянские привилегии и в вопросах государственнойслужбы. В качестве безоговорочного права и одновременно обязанности оноставлял за дворянами несение военной службы. Административный чиновничийаппарат он предлагал укомплектовать государственными чиновниками,предоставляя места в нём согласно способностям и знаниям претендентов.Большое внимание уделено Посошковым вопросам "искоренения неправды". Онсвязывает справедливую деятельность правосудия с авторитетом "царёва имени", подчёркивая, что в государстве "паче всякого дела на стараться о правомсуде". Он выступает с проектом устройства "прямого правосудия", котороеосуществляется судьями-чиновниками государства, находящимися на егосодержании. Должность судьи следует предоставить "низкородным" людям изкупцов, разночинцев и даже черносошных крестьян, а дворян к этойдеятельности не привлекать, ибо они в большинстве своём взяточники имздоимцы. За неправосудную деятельность Посошков требует сурового наказаниявплоть до смертной казни. Он настаивает на введении в государстве скорого,без волокиты вешения правосудия с обязательным личным участием в процессевсех заинтересованных лиц. Ни одно дело не должно находиться в суде бездвижения. Суд в государстве должен быть равным для всех. В суде Посошковпредлагал производить протокольную запись "судоговорения" доход же от суданаправлять прямо в царскую казну. В обязанностей судей от вменяет такжепроверку всех задержаний. Судьи обязаны ежедневно осведомляться, кто и зачто посажен, чтобы не кто не сидел напрасно. Высказал Посошков и целый ряд предложений по реорганизации военного дела.Прежде всего, он требовал серьёзного обучения воинскому искусству всехмолодых солдат. Указывал он и на необходимость хорошего содержания армии,ибо "от бескормицы служба вельми не спора". Воины должны быть довольны"пищей и одеждой", обеспечены годовым жалованием, и только тогдагосударство может требовать от них безупречной службы в опасном деле. Суд увоинов должен быть "особливый", воинский, но при одинаковых законах длявсех. и суд этот тоже обязан подчинятся "единой главной конторе", чтобы ивоенный и простолюдин "по вине своей и суд и награждения принимали" Традиционная основа учения Посошкова сказалась и в его понимании вообщенравственных устоев в жизни русского человека. В "Книге о скудности ибогатстве" он последовательно проводил требования частного исполнениякаждым человеком своего долга. он неоднократно высказывался против роскоши,беспутства, советуя жить скромно и честно, придерживаясь веками сложившихсяв России нравственных правил. Желая направить страну по пути промышленного и торгового развития,Посошков выступал как мыслитель нового времени. Князь М.М. Щербатов (1733-1790) родился в Москве, в детстве получилпрекрасное домашнее образование, овладев несколькими европейскими языками.Службу начал в Санкт-Петербурге в Семёновском полку, в который был записанс раннего детства. В 1762г. вышел в отставку в чине капитана, увлекаетсялитературой и историей, написал ряд трудов по государствоведению,законодательству, экономике, нравственной философии. В 1767г. Щербатов былизбран депутатом от ярославское дворянство в в Уложенную Комиссию, передкоторой Екатерина-2 поставила задачу пересмотра действующегозаконодательства и создания нового свода законов. Наиболее крупными его произведениями на политико-правовые темы были: "Оподобности и пользе градских законов"(1759), "Размышление озаконодательстве вообще" (1789), "Путешествие в землю Офирскую шведскогодворянина С", "О повреждении нравов". В последние годы своей жизни М.М. Щербатов пишет политико-публицистические произведения, в которых подвергает резкой критикеабсолютную монархию как форму правления, а также деятельность всегоекатерининского правительства, отмечая масштабность злоупотреблений,повсеместное нарушение законов, взяточничество должностных лиц, продажностьсудей, разбазаривание государственных финансовых и земельных фондов. Выходиз этого положения он усматривает в необходимости ограничения властимонарха и соблюдения законности во всех сферах государственнойдеятельности. При анализе проблем организации государственной власти Щербатов выделялчетыре формы правления: монархию, аристократию, демократию, деспотию. Формыправления и законы государства Щербатов ставил в зависимости от климатастраны, размера территории, её рельефа, плодородия почв и численностинародонаселения. При анализе форм правления западноевропейских государствнаиболее привлекательной из них ему представлялась английскаяконституционная монархия, в качестве достоинств которой он отличалразделение властей и определения их компетенции законами. Щербатовкритикует деспотическое правление, которое возникает при сосредоточенииабсолютных полномочий у главы государства. В числе основных отрицательныххарактеристик этой формы он называет беззаконие и своеволие правителей и,как следствие этого, формирование продажного и своекорыстного аппаратауправления. Республиканское правление также не вызывает симпатий Щербатова. По егопредставлениям, оно всегда чревато возможностью бунтов и мятежей, ибонаглость и пронырство отдельных лидеров вообще не имеют пределов и преград.Однако, в более поздних публицистических произведениях Щербатов стал всётаки находить определённые достоинства в республиканской форме правления:развитая торговля, подъём патриотических чувств, обеспечение законности,обо в республиках все люди повинуются не множеству различных правителей,"но единому закону". Обращаясь к монархии, Щербатов различает два варианта: монархияограниченная, функционирующая на основании законов, и монархия абсолютная,равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал в России. СимпатииЩербатова на стороне ограниченной монархии, причём он делает различия междунаследственной и выборной её организацией. Ограниченная монархия должнаиметь основные законы и "хранить жизнь, честь, имение и спокойствие своихграждан" исключительно по законам. Щербатов полагал, что монарх не в правеобъявлять войну, заключать мир, устанавливать налоги, издавать законы, безсогласия народа. Представительный орган, моделируемый Щербатовым, - высшее правительствосостоит из пяти департаментов: уголовных дел, государственных доходов,торговли, морских и сухопутных войск и иностранных дел. все вопросы в нихрешаются коллегиально. В высшем правительстве сосредоточена законодательнаяи высшая судебная власть. Судьи выборные, и суд состоит из шести судей ипредседателя, избираемого составом суда сроком на один год. Местноеуправление представлено выборными органами дворянского и купеческогосамоуправления с довольно широкими полномочиями. Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит управлением странойв законных пределах. За нарушение законов монархом предусматриваются тяжкиепоследствия, в плоть до заключения его в темницу. Таким образом, монарх впроектах Щербатова представлен высшим чиновником государства: он лишёнпочестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают толькодобродетели. Особое внимание в своих проектах Щербатов уделил законодательнойдеятельности. Составление законов поручается комиссии, состоящей изкомпетентных людей: результаты их работы систематически обнародуются.Законы должны быть известны народу, и их необходимо изучать во всех учебныхзаведениях. Касаясь вопросов организации судопроизводства, Щербатоввысказал ряд прогрессивных идей: открытость и гласность процесса, участиезащитников. Выступал он и за соблюдение требования ответственности за вину,отмечая при этом, что суровость наказания, должна соответствовать тяжестипреступления. Щербатов осуждал жестокие санкции, настаивая на их смягчении,а применение смертной казни считал возможным в редких случаях - по тяжкимпреступлениям, связанных с убийством и совершением повторных грабежей. В сословном устройстве общества Щербатов усматривал прочностьобщественных устоев. Каждому сословию следует определить его правовой исоциальный статус, а также подобающий ему круг занятий. Дворянам -правосудие, земледелие и военную службу; купечеству торговлю и промыслы. По поводу крепостного права Щербатов полагал, что освобождение крестьян -дело будущего. Пока же эту акцию он считал преждевременной, ибо крестьянене просвещены и нравственно не подготовлены к свободной жизни, в следствиичего при внезапном их освобождении они могут облениться, перестатьзаниматься земледелием, оставить неплодородные земли и отправиться кплодородным с благоприятным климатом, в результате центр империи можетоскудеть и запустеть и стране будет грозить разорение. Все перемены, о которых писал Щербатов, предполагалось осуществлятьисключительно постепенно, эволюционным путём, в основном пользуясь такимирычагами, как введение "хороших законов" и просвещение народа. В середине 18 века в России сформировалась идеология Просвещения,характер которой определялся условиями экономического, социального иполитического развития страны. Просветители обличали язвы современнойсоциальной и политической действительности; критиковали произволкрепостников-помещиков, отмечая общую бесперспективность крепостного правас точки зрения возможности дальнейшего экономического и промышленногоразвития России. Наиболее полное выражение взгляды просветительстваполучили в произведениях С.Е. Десницкого. С.Е. Десницкий (1740-1789) происходил из мещан украинского города Нежина.Он закончил духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры, затем ПетербургскуюАкадемию и в числе других учеников был направлен для продолженияобразования в Англию в Глазговский университет. Затем он защитилдиссертацию по римскому праву, получив степень доктора права. Возвратившисьв Россию, Десницкий становиться профессором юридического факультетаМосковского университета. В этот период своей деятельности он написал рядстатей и докладов, в которых изложены радикальные предложения по проблемамполитико-юридических преобразований в государстве. Цель государства мыслитель усматривал в достижении наибольшего количестваблаг наибольшим числом людей. лучшей формой организации власти Десницкийсчитал конституционную монархию. Законодательная власть, по его проекту, осуществляется монархом совместнос однопалатным органом - Сенатом, состоящим из 600-800 депутатов. Но"конечное повеление" принадлежит только монарху. В Сенат могли быть избраныдепутаты от всех сословий: помещиков, купцов, ремесленников, духовенство иинтеллигенции по избирательному праву с умеренном цензом. Депутатыизбираются на пять лет и могут быть в дальнейшем переизбраны, но не болеечем на три срока. Все сенаторы равноправны не зависимо от их сословнойпринадлежности. В предположениях по учреждению судебной власти Десницкий разработал рядположений конституционного характера. Он считал полное отделениесудопроизводства от администрации, введение равного для всех сословий судаприсяжных, установление гласности и непрерывности процесса, предоставлениеобвиняемому права на защиту. Исполнительная власть у него осуществляется монархом, обладающим правомотлагательного вето, и высшими органами управления - коллегиями, имеющимидвойное подчинения: монарху и Сенату. У Десницкого есть ещё и наказательная власть, которая вручена воеводам вгуберниях и провинциях. Они назначаются непосредственно монархом, но всвоей деятельности подотчётны губернскому суду, который принимает жалобы надействия воевод и публично их рассматривает. В дополнении к наказательнойвласти Десницкий присовокупляет ещё гражданскую власть, которой он наделяет выборные органы самоуправления. Компетенция всех пяти властей должна бытьстрого определена законом. К крепостному праву Десницкий относился отрицательно, усматривая в нёмосновное препятствие для развития промышленности и земледелия. Не предлагаяполной его отмены, он тем не менее считал необходимым провести определённыеограничения, осуществив целый ряд мероприятий, главным из которых являлосьпредоставление крестьянам права собственности на обрабатываемую землю иорудия труда. В правовой сфере Десницкий предложил деление права на государственное,гражданское, уголовное и судебное. В области судопроизводства Десницкий настаивал на введениидемократических принципов: равенства всех перед законом, равного наказанияза совершение одинаковых преступлений, соразмерности тяжести наказанияхарактеру и составу преступления. Применение смертной казни он считалдопустимым только в двух случаях: умышленное убийство и измена родине. В вопросах внешней политики он придерживался мирной ориентации, полагая,что все державы обязаны развивать между собой дружественные торговыеотношения, которые будут препятствовать войнам. Однако необходимость армиикак средство защиты от вражеских нападений Десницкий признавал. И считалсвященным долгом каждого подданного защиту своего отечества. Политико-правовая теория Десницкого оказала большое внимание на развитиепросветительских идей в России. В целом его просветительская доктрина быланаправлена не на утверждение "просвещённого абсолютизма", а на созданиеконституционного варианта монархического правления в России. Вторая половина 18 века характеризуется усилением крепостнического гнёта.Пугачёвское восстание обратила умы русского общества к поиску вариантоввыхода из кризисного состояния. Другой проблемой была форма правленияРоссийского государства. Политическая теория А.Н. Радищева предложиларадикальные ответы на все волновавшие современное ему общество проблемы. Александр Николаевич Радищев (1749-1802) родился в Саратовской губернии вдворянской семье, обладавшей большими земельными владениями. получилхорошее домашнее образование. Затем он окончил Пажеский корпус в Петербургеи юридический факультет Лейпцигского университета, при этом постояннозанимался самообразованием. По окончании учёбы пред ним открылся кслужебной карьере, на котором он довольно быстро дослужился до должностиначальника Петербургской таможни, но вскоре оставил службу и всецелопосвятил себя литературным трудам. Свой личный долг перед отечество онусматривает в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Этой темепосвящено его знаменитое произведение "путешествие из Петербурга в Москву" Радищев рассматривает самодержавие как состояние, "наипротивнейшеечеловеческому естеству". Царь, утверждал он "первейший в обществе убийца,первейший разбойник, первейший предатель" Он не верил в возможностьпоявления на троне просвещённого монарха. Радищев критикует бюрократическийаппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность,развращённость и продажность чиновников, окружающих трон. Свою политическую схему Радищев конструирует, основываясь на исходныхположениях теории естественных прав человека и договорного происхождениягосударства. Причиной образования государства, по мнению Радищева, являетсяприродная социальность людей.. В естественном состоянии все люди былиравны, но появлением частной собственности это равенство нарушилось. Онсчитал, что возникновение государства связано с образование частнойсобственности. Государство возникло как результат молчаливого договора вцелях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых иугнетённых. При заключении договора народ является определяющей стороной иоставляет суверенитет за содой. Он не мог бы согласиться на рабство, таккак это было бы противоестественно. Положительное законодательство,издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. "Еслизакон не имеет основания в естественном праве", он как закон не существует.тат как основанием права является справедливость, а не сила. Крепостное право, по оценке Радищева, представляет представляет содойнарушение естественных законов, кроме того, оно и экономически несостоятельно, тат как подневольный труд непроизводителен; с ним связано инравственное падение народа, причём как крепостников, так и крепостных.Радищев обращает внимание на отсутствие в законах юридического статусакрепостного крестьянина. А.Н. Радищев неоднократно подчёркивал, что зломявляется именно крепостное право, а не лица, его осуществляющие, и замена"злого" помещика на доброго ничего изменить не может. Противопоставлениеестественного права существующим государственным законам привело Радищева креволюционным выводам. Свободы следует ждать не от "добрых помещиков", а отнепомерной тяжести порабощения, которая вынуждает народ искать путь своегоосвобождения. Радищев признаёт право за народом на восстание в этом случае,если его естественные права грубо нарушаются. Социальный идеал Радищева - общество свободных и равных собственников.Межа, определяющая владение одного гражданина от другого, должна быть"глубока, всеми зрима и свято почитаема", но крупную феодальнуюсобственность он рассматривает как результат грабежа и насилия. Землядолжна быть передана безвозмездно тем, кто её обрабатывает. В такомобществе социальные привилегия отменяются, дворянство уравнивается в правахсо всеми остальными сословиями. наилучшей политической организацией такогообщества является народное правление, сформированное по образусеверорусских феодальных республик Новгорода и Пскова. по мнению Радищева,народ России исстари привержен республиканской форме правления. Концепциюразделения властей он не признаёт, ибо только народ может быть истиннымГосударем. Народ избирает магистратов, сосредотачивая всю полноту власти усебя. Будущее государственное устройство России Радищев представлял в формесвободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, состолицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечитьнароду его священные естественные права, которые заключаются: в свободе мысли; в свободе слова; в свободе деяний в защите самого себя, когда закон того сделать не в силах; в праве собственности; быть судимым себе равными.Организацию правосудия он представлял себе в виде системы земских судов,избираемыми гражданами республики. Он полагал, что в России должны бытьучреждены суды духовные, гражданские, военные и совместные. похвальноотозвался также и о судах присяжных. В размышлениях о наказаниях Радищевсклоняется к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций. Онтакже высказался против телесных наказаний.Радищев придерживался мирной ориентации в международных отношениях иактивно выступал против агрессивных войн и отстаивал идею равноправия всехнародов.Социальные и политико-правовые идеи Радищева были восприняты русскойполитической мыслью и получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, азатем и в революционно-демократической теории последующих лет. Его книгу"Путешествие из Петербурга в Москву" называли набатом революции, и онабыла запрещена в России до 1917 года. За оду "Вольность" и "Путешествие изПетербурга в Москву" Радищев был судим и приговорён к смертной казни,которая была заменена десятилетней ссылкой в Усть-Илимске. Павл-1 разрешилему жительство под надзором в имении отца, а Александр -1 вернул его вПетербург и пригласил в комиссию по составлению законов. В 1802г. Радищевпокончил жизнь самоубийством. Литература.1. Исаев И.А. История политических и правовых учений России: 19-20вв. - М., 1995.2. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. - М., 19963 Содержание.1. Идея просвещённого абсолютизма.1. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича.1. Политические идеи Ф. Прокоповича.1. Политическая программа И.Т. Посошкова1. Политические взгляды М.М. Щербатова.1. Учение о государстве и праве Е.С. Десницкого.1. Политические воззрения А.Н. Радищева.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв iconПолитические и правовые учения Древней Греции
В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих...
Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв iconЕ. Стариченко Политические и правовые учения в Древней Греции
В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих...
Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв iconПолитические и правовые учения в Древнем Риме

Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв iconПолитические и правовые учения Древней Греции

Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв iconПолитические и правовые учения Томаса Гоббса

Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв iconПолитические и правовые учения в древнем мире

Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв iconПолитические партии и движения Российской Федерации (11 класс)
Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные...
Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв iconВнешняя политика России во второй половине 19 века
Развитие отношений России и Америки во второй половине XIX в а) Роль России в период Гражданской войны в сша(1861-1865 гг.) б) Историография...
Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв iconВопросы к кандидатскому экзамену по специальности 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве для аспирантов и соискателей
Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в конце XVIII – XIX вв
Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв iconПостиндустриальное общество. Советский Союз во второй половине 60-х первой половине 80-х гг

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы