Экономика СССР после Второй мировой войны icon

Экономика СССР после Второй мировой войны



НазваниеЭкономика СССР после Второй мировой войны
Дата конвертации01.07.2012
Размер367,9 Kb.
ТипРеферат
Экономика СССР после Второй мировой войны


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Ульяновский государственный технический университет Кафедра отечественной истории и культуры РЕФЕРАТ Тема: «Экономика СССР после Второй Мировой войны» Составитель: Сафронов В. А. Руководитель: Осипов С. В. Оценка: Подпись руководителя реферата Ульяновск 2003 План Введение 1. Состояние экономики СССР после окончания войны. 2. Восстановление промышленности, перевооружение армии. 3. Экономические дискуссии 1945-1946 г. 4. Денежная реформа 1947 года и развитие внутренней торговли. 5. Проблемы и трудности аграрного сектора. 6. Недостатки административно-командных методов управления народным хозяйством. Заключение Список используемой литературы. Введение В жизни советского государства после победы в Великой Отечественнойвойне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новыйэтап. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь,ослабление пресса тоталитарного государства на личность. Открываласьпотенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике,культуре. "Демократическому импульсу" войны, однако, противостояла вся мощьсозданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годывойны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже самапобеда в войне отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарногорежима. Борьба демократической и тоталитарной тенденции становилась в этихусловиях лейтмотивом общественного развития. Советский Союз представлял собой победоносную, но полностьюразрушенную страну. Для того чтобы выиграть величайшую в истории войну,пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потерилюбой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять изруин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот периодне может не волновать нас – граждан сегодняшней России. В ходе работы мной рассмотрен материал различных авторов – не тольковзгляд наших историков, но и работы зарубежных исследователей. Книга английского историка Джеффри Хоскинга «История СоветскогоСоюза. 1917-1991» - это объективный обзор истории некогда могущественногогосударства, взгляд поверх барьеров, установленных в нашем сознании. Вработе упор делается на социально-политический аспект общества.Послевоенный период (1945-1953), по мнению автора, период установившегосятоталитаризма, время единоличного сталинского правления, когда экономика иполитика были неразделимы. Данную работу отличают простота изложения иобилие фактов. Учебник «История СССР» (написанный в 1990 году под руководством В.П. Островского) - первое официальное учебное пособие начала эпохи«перестройки» в котором открыто, освещались малоизвестные события нашейистории, в первую очередь советской. Монограмма Сергея Кара-Мурзы «История советского государства и права»свежий взгляд на развитие советского государства. Работа критическиподходит к рассмотрению жизни советского государства в послевоенный период.С. Кара-Мурза не без основания считает все эти годы неразрывным целым, втечение которого страна и общество преодолевало наследие войны. Учебник Тимошиной Т.М «Экономическая история России» раскрываетэкономические последствия Великой Отечественной войны для советскогогосударства, показывает развитие народного хозяйства СССР после ВеликойОтечественной войны, процессы, происходящие в государстве и обществе впериод с 1945 по 1953 гг.. 1. Состояние экономики СССР после окончания войны. Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураганнесколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой частиСоветского Союза. Удару подверглись большинство промышленных центров наевропейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы— Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было такмного, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия. Война обернулась для СССР огромными людскими и материальнымипотерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень,взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. кмжелезнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Странапотеряла примерно одну треть своего национального богатства. В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путяхдальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления.Речь шла не только о конверсии военного производства, но и оцелесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом онаформировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Войнаеще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложилиотпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильныечерты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокиемобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовоепроизводство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсамиармию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но войнатакже со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокийудельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоеннойпродукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовалокардинального решения. Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственныхорганов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшеймодернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия,гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средствего доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств сталаобъединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новыйтип государственного управления, хотя изменялась не столько структураорганов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные,но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура. Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысивтехнический уровень гражданских отраслей (и тем самым, позволив затемперейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов былперестроен в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения и т.д. (в 1946г. наркоматы стали именоваться министерствами). В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушенияво время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс.промышленных предприятий сильно изменилась экономическая география страны.Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления- в него наряду с отраслевым стали вводить территориальный принцип. Смыслбыл в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходилоразукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34.Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольнойпромышленности западных районов и Наркомат угольной промышленностивосточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтянойпромышленности. На этой волне среди хозяйственных руководителей, экономистов сталипоявляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, ксмягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельностьпредприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации. Объяснение подобных настроений можно искать в той обстановке, котораясложилась во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения,организация работы местных органов власти приобрели своеобразные черты. Спереводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения нуждфронта, резко сократился выпуск мирной продукции обеспечением жизнинаселения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стализаниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство,привлекая к выпуску необходимых товаров кустарей и ремесленников. Врезультате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частнаяторговля и не только продуктами питания, но промышленными товарами.Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая частьнаселения. Война приучила к определенной самостоятельности и инициативе многихруководителей всех уровней. После войны местные власти предпринимаютпопытки развернуть производство товаров для населения уже не только намелких кустарных мастерских, но и на крупных заводах, подчиненныхнепосредственно центральным министерствам. Совет Министров РоссийскойФедерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г организовалив городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины,Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные имматериалы. Ярмарка открыла возможности установления самостоятельныхэкономических связей между промышленными предприятиями минуя центр. Она визвестной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений(несколько лет спустя организаторы этой ярмарки поплатились жизнью запроявленную инициативу). Надежды на преобразования в области управления экономикой оказалисьнесбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежнихадминистративно-командных методов руководства, на дальнейшее развитиесуществовавшей модели экономики. Решающей стала позиция Сталина - все попытки перемен в этой областинаталкивались на его имперские амбиции. В результате советская экономикавозвращалась к милитаристической модели со всеми присущими ей недостатками. Также в этот период встал вопрос: что такое советская системахозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, неотвечающее на вопрос). До окончания войны жизнь ставила столь четкие исрочные задачи, что большой потребности в теории не было. Теперь надо былопонять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике СССР. К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "Онеотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных отнемецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны вэтих районах удалось восстановить промышленное производство на треть отуровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половиныобщегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около третимолочных продуктов. Однако как центральная задача восстановления встала перед странойлишь после окончания войны. В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановилперевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения.Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастовличного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переходСоветского Союза к мирному строительству. В сентябре 1945 г. был упраздненГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках СоветаНародных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет министров СССР). Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормальноготруда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочныеработы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемыеотпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год.Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы наразвитие гражданских отраслей экономики. Перестройка народного хозяйства иобщественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась восновном в 1946 г. В марте 1946 г. Верховный совет СССР утвердил планвосстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основнаязадача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районыстраны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развитияпромышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти их. Планпредусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и обороннойпромышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства,материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольныхрайонов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальноеиспользование научно-технического прогресса. 1946 год явился наиболее трудным в послевоенном развитиипромышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданскойпродукции менялись технология производства, создавалось новое оборудование,велась переподготовка кадров. В соответствии с пятилетним планомразвернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии.Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена«Запорожсталь», вступил в строй Днепрогэс. Одновременно велосьстроительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. Запятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленныхпредприятий.1 Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии,машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов.Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности.Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республикахЗакавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковыйкомбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступил в строй первый встране дальний газопровод Саратов – Москва. Начали действоватьРыбинская и Сухумская гидроэлектростанции. Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизациятрудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности.Продолжилась электрификация производства. Электровооруженность труда впромышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г. Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и вначале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей,выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрениескоростных методов работы, движение за экономию металла и высокоекачество продукции, движение многостаночников и др.), способствовалуспешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровеньпромышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетноеразвитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств излегкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структурыпромышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А». Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальноестроительство привели и к росту численности рабочего класса. После войны страна находилась в разрухе, и остро встал вопрос выборапути хозяйственного развития. Альтернативой могли бы стать рыночныереформы, но существующая политическая система не была готова к этому шагу.Директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер,который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионылюдей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса,металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также настроительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д. Развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Всеэкономические вопросы, большие и малые, решались только в центре, а местныехозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основныематериальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановыхзаданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций.Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили кпостоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальнымиздержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятнойстраны. Советский Союз получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долл.В счет репараций из Германии и других побежденных стран в Советский Союзвывозилось промышленное оборудование, включая даже целые заводскиекомплексы. Однако толком распорядиться этим богатством советская экономикатак и не смогла из-за общей бесхозяйственности, а ценное оборудование,станки и пр. постепенно превращались в металлолом. В СССР трудились 1,5млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных. Кроме того, в системеГУЛАГ в этот период содержалось примерно 8-9 млн. заключенных, чей трудпрактически не оплачивался. Размежевание мира на два враждебных лагеря имело негативныепоследствия для экономики страны. С 1945 по 1950 г. на 35% сократилсявнешнеторговый оборот с западными странами, что заметно сказывалось насоветской экономике, лишенной новой техники и передовых технологий. Вотпочему в середине 1950-х гг. Советский Союз оказался перед необходимостьюглубоких социально-экономических и политических перемен. Поскольку путьпрогрессивных изменений политического характера был заблокирован, сузившисьдо возможных (и то не очень серьезных) поправок на либерализацию, наиболееконструктивные идеи, появившиеся в первые послевоенные годы, касались неполитики, а сферы экономики. Центральный Комитет ВКП(б) рассматривалразличные предложения экономистов на этот счет. Среди них - рукопись“Послевоенная отечественная экономика”, принадлежащая С.Д. Александеру.Суть его предложений сводилась к следующему: преобразование государственных предприятий в акционерные или паевыетоварищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие ислужащие, а управляет полномочный выборный совет акционеров; децентрализация снабжения предприятий сырьем и материалами путемсоздания районных и областных промснабов вместо снабсбытов при наркоматах иглавках; отмена системы госзаготовок сельскохозяйственной продукции,предоставление колхозам и совхозам права свободной продажи на рынке; реформа денежной системы с учетом золотого паритета; ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговымкооперативам и паевым товариществам. Эти идеи можно рассматривать в качестве основ новой экономическоймодели, построенной на принципах рынка и частичного разгосударствленияэкономики, - весьма смелой и прогрессивной для того времени. Правда, идеямС.Д. Александера пришлось разделить участь других радикальных проектов, онибыли отнесены к категории “вредных” и списаны в “архив”. Центр, несмотря на известные колебания, в принципиальных вопросах,касающихся основ построения экономической и политической моделей развития,сохранял стойкую приверженность прежнему курсу. Поэтому центр былвосприимчив лишь к тем идеям, которые не затрагивали основ несущейконструкции, т.е. не покушались на исключительную роль государства ввопросах управления, финансового обеспечения, контроля и не противоречилиглавным постулатам идеологии. При соблюдении этих условий номенклатура была готова согласиться нареформы в определенных пределах, дальше которых она не могла и, не хотелаидти. В ходе реформ предстояло реорганизовать или упразднить системуГУЛАГа, стимулировать развитие аграрного сектора экономики, провестипреобразования в социальной сфере, снизить напряжение постоянной“мобилизационности” в решении хозяйственных проблем и в поисках внутреннихи внешних врагов. Политические изменения в СССР требовалось закрепить изменениями и вэкономике. Выступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР,Г.М. Маленков четко сформулировал основные направления экономическойполитики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупныеинвестиции в отрасли легкой промышленности. Такой коренной поворот,казалось бы, навсегда должен был изменить принципиальные ориентиры развитиясоветской экономики, устоявшиеся в предыдущие десятилетия. Но этого, как показала история развития страны, не произошло. Послевойны несколько раз проводились различные административные реформы, но онине вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы.В середине 1950-х годов были предприняты попытки отказа от применениямобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Через несколько летстало ясно, что эта задача является неразрешимой для советской экономики,поскольку экономические стимулы развития были несовместимы с команднойсистемой. По-прежнему нужно было организовывать массы людей для выполненияразличных проектов. В качестве примеров можно привести призывы к молодежиучаствовать в освоении целины, в возведении грандиозных “строек коммунизма”в Сибири и на Дальнем Востоке. В качестве примера не очень продуманной реформы можно привестипопытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходеэтой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, авзамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы).Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военнымпроизводством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел инекоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализацииуправления. Всего в стране было создано 105 экономических административныхрайонов, в том числе 70 в РСФСР, 11 - на Украине, 9 - в Казахстане, 4 - вУзбекистане, а в остальных республиках - по одному совнархозу. В функцияхГосплана СССР осталось лишь общее планирование и координация территориально-отраслевых планов, распределение между союзными республиками важнейшихфондов. Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, ужев 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального доходасоставил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабыпроизводственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорилсяпроцесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнениюспециалистов, полученный эффект - следствие не только самой перестройки.Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались “бесхозными”(когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще несформировались), и именно в этот период они стали работать заметнопродуктивнее, не ощущая никакого руководства “сверху”. Но как толькосложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономикестали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, болеежесткое администрирование, постоянно растущая “своя”, местная бюрократия. Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам.Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на85%, сельскохозяйственное - на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счетосвоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться исоставили 51 и 11%[1]. Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциалстраны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупныхпроизводственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов:более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнениемколхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной.Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономикестраны. Традиционно слабым было так называемое низовое планирование, т.е.составление планов на уровне предприятий. Низовые плановые задания частокорректировались, поэтому план превращался в чисто номинальный документ,имеющий непосредственное отношение лишь к процессу начисления заработнойплаты и премиальных выплат, которые зависели от процента выполнения иперевыполнения плана. Поскольку, как отмечалось выше, планы постоянно корректировались, товыполнялись (или точнее не выполнялись) совсем не те планы, которыепринимались вначале планового периода (года, пятилетки). Госплан“торговался” с министерствами, министерства - с предприятиями насчет того,какой план они могли бы выполнить при имеющихся ресурсах. Но поставкиресурсов под такой план все равно срывались, и снова начинались “торги” поцифрам плана, по величине поставок и т.д. Все это подтверждает вывод о том, что советская экономика зависела вбольшей степени не от грамотных экономических разработок, а от политическихрешений, постоянно меняющихся в прямо противоположных направлениях изаводящих чаще всего в тупик. В стране осуществлялись бесплодные попыткиулучшить структуру государственного аппарата, наделить министров,начальников главков, директоров предприятий новыми правами или, наоборот,ограничить их полномочия, разделить существующие плановые органы и создатьновые и т.п. Таких “реформ” в 1950-1960-х годах было немало, но ни одна изних не принесла реального улучшения в работу командной системы. В основном, при определении приоритетов послевоенного экономическогоразвития, при разработке четвертого пятилетнего плана - планавосстановления - руководство страны фактически вернулось к довоенной моделиразвития экономики и довоенным методам проведения экономической политики.Это значит, что развитие промышленности, в первую очередь тяжелой, должнобыло осуществляться не только в ущерб интересам аграрной экономики и сферыпотребления (т.е. в результате соответствующего распределения бюджетныхсредств). 2. Восстановление промышленности, перевооружение армии. В первые послевоенные годы труд советских людей мало, чем отличалсяот военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная системабыла отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокийуровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, чтодолгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого непроисходило. После денежной реформы 1947 г. при средней зарплате около 500 рублейв месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 руб., килограмма мяса -28-32 руб., сливочного масла - свыше 60 руб., десятка яиц - около 11 руб.Чтобы купить шерстяной костюм, нужно было отдать три средних месячныхзарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в годуходило на покупку облигаций принудительных госзаймов. Многие рабочие семьипо-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытымнебом или в не отапливаемых помещениях, на старом или изношенномоборудовании. Тем не менее некоторые ограничения военного времени былисняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отмененыпринудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условияхрезкого усиления миграционных процессов. Вызванных демобилизацией армии (еечисленность сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948г.), репатриацией советских граждан из Европы, возвращением беженцев иэвакуированных из восточных районов страны. Другой сложностью в развитиипромышленности стала ее конверсия, завершившаяся в основном к 1947 г. Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, что, всвою очередь, вело к росту текучести кадров, искавших более выгодныеусловия труда. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедренияхозрасчета. Но для закрепления этих новаций не были приняты мерыматериального стимулирования, наоборот, при повышении производительноститруда понижались расценки. Административно-командной системе было выгоднодостижение высоких производственных результатов без дополнительныхвложений. Впервые за долгие годы после войны наметилась тенденция к болееширокому использованию научно-технических разработок на производстве,однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленногокомплекса (ВПК), где в условиях начавшейся "холодной войны" шел процессразработки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новыхобразцов танковой и авиационной техники. Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось такжемашиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, наразвитие которых уходило 88% капиталовложений в промышленность. Легкая же ипищевая промышленности, как и прежде, финансировались по остаточномупринципу (12%) и, естественно, не удовлетворяли даже минимальныхпотребностей населения. Всего за годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено ивновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950г., по официальным данным,промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (а в новыхсоюзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2-3 раза).Правда, сюда были включены также репарации и продукция совместных советско-восточногерманских предприятий. Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Егоневероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационнымивозможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось,невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла такжетрадиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевойпромышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелойпромышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германиирепарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объемаустановленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того,бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советскихзаключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесшихсвой вклад в послевоенное восстановление. Экономика быстро набирала темпы своего развития. Значительно вырособъем машиностроительной продукции, увеличилась добыча нефти, газа, угля идругих сырьевых материалов. Значительно выросло производство стали, цветныхметаллов, сделала шаг вперед технология производства. Заметные успехи ввосстановлении хозяйства были достигнуты еще в первые годы после окончаниявойны. В кратчайшие сроки был восстановлен ДнепроГЭС, и промышленные центрыЮга России получили электроэнергию, поднялись из руин цементные заводыНовороссийска и вся их продукция была направлена в освобожденные отгитлеровцев районы страны. Быстро пошел уголь первых восстановленных шахтДонбасса, большое значение имело восстановление крупных машиностроительныхзаводов Ленинграда. Совершенствование военной техники требовало освоения и внедренияпрогрессивных технологических приемов и открытий науки. Сразу же послеокончания войны происходит техническое перевооружение армии, насыщение ееновейшими образцами авиации, стрелкового оружия, артиллерии, танков.Больших сил потребовало создание реактивной авиации и ракетных систем длявсех родов войск. В короткие сроки были разработано ракетное оружиетактического, затем стратегического назначения и противовоздушной обороны. Огромные средства были сконцентрированы на реализации атомногопроекта, который курировал всесильный Л. П. Берия. Благодаря усилиямсоветских конструкторов, а отчасти и разведки, сумевшей выкрасть уамериканцев важные атомные секреты, атомное оружие в СССР было создано внепредсказуемо короткие сроки — в 1949 г. А в 1953 г. Советский Союзвпервые в мире создал водородную (термоядерную) бомбу. Таким образом, в послевоенные годы Советскому Союзу удалось добитьсянемалых успехов в развитии экономики и перевооружении армии. Однако Сталинуэти достижения казались недостаточными. Он считал, что необходимо«подстегнуть» темпы экономического и военного развития. В 1949 годуруководитель Госплана Н.А. Вознесенский был обвинен в том, что составленныйв 1946 г. план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. содержал заниженные показатели. Вознесенский был осужден и казнен.В 1949 г. по указанию Сталина без учета реальных возможностей развитиястраны были определены новые показатели для основных отраслейпромышленности. Эти волюнтаристские решения создали крайнюю напряженность вэкономике и замедлили повышение и без того очень низкого жизненного уровнянарода. (Через несколько лет этот кризис был преодолен и в 1952 г. приростпромышленной продукции превысил 10%). Однако реализация атомного проектаявилась не только исследовательской, конструкторской задачей, но иэкономической проблемой, потребовавшей создания новых производств иотраслей, а отчасти и общей перестройки народного хозяйства. В результатебыли заложены урановые рудники, начали действовать заводы по производствуобогащенного урана на Урале. Практически заново создана приборостроительнаяпромышленность, которая обеспечивала быстрые темпы реализации атомногопроекта. Крупные шаги были сделаны в развитии электроэнергетики. Наряду свосстановлением разрушенных во время войны электростанций вводились новыеэнергетические мощности, которые обеспечивали нужды гражданских отраслейпромышленности, бытовое потребление и приоритетное снабжение производств,связанных о атомным проектом и ракетной программой. В 1950 г. было официально объявлено, что пятилетний план выполнендосрочно. Однако не говорилось, что в показатели были включены репарации ипродукция ряда совместных советско-восточногерманских предприятий. Нельзязабывать и бесплатный принудительный труд миллионов людей в системе ГУЛАГа.Объем выполненных системой лагерей, где работали заключенные, вырос послевойны в несколько раз. Армия заключенных расширилась за счет военнопленныхпроигравших стран. Именно их трудом строились, (но так и не были достроены)Байкало-Амурская железнодорожная магистраль от Байкала до берегов Тихогоокеана и Северная дорога вдоль берегов Ледовитого океана от Салехарда доНорильска, создавались объекты атомной промышленности, металлургическиепредприятия, энергетические мощности, добывались уголь и руда, лес, давалипродукцию огромные лагеря-совхозы. Признавая несомненные экономические успехи, следует отметить, что втяжелейших условиях восстановления разрушенного войной хозяйстваодносторонний сдвиг в пользу военных отраслей, по существу подчинявших себеостальную часть промышленности, создавал дисбаланс в развитии экономики.Военное производство ложилось тяжелым бременем на экономику страны, резкоограничивало возможности повышения материального благосостояния народа. Прежняя модель управления экономикой осуществлялась даже с большейжесткостью, чем это имело место в годы предвоенных пятилеток. Посталинскому плану окончательно оформлялось общество с ликвидацией рыночныхотношений и полным подчинением человека политико-административной власти.Эта целостная модель охватывала все народное хозяйство. 3. Экономические дискуссии 1945-1946 г. В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану подготовитьпроект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаныпредложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в управленииэкономикой, реорганизации колхозов. "Демократическая альтернатива"проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проектановой Конституции СССР. В нем, в частности, наряду с признанием авторитетагосударственной собственности, допускалась существование мелких частныххозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающихэксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта номенклатурнымиработниками в центре и на местах звучали идеи необходимости децентрализацииэкономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам."Снизу" все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу ихнеэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, двааргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давлениянад производителем в годы войны, что дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом послегражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживлениячастного сектора, децентрализации управления и приоритетного развитиялегкой и пищевой промышленности. Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего вначале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершениестроительства социализма и построение коммунизма. Это означало и возвратдовоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой,а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслямиэкономики, которые сложились в 30-е гг. 4. Денежная реформа и развитие внутренней торговли. Восстановление экономики требовало оздоровления финансовой системы.Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция - проблемы, с которымипришлось столкнуться практически всем воевавшим странам, в том числе иСССР. Денежная реформа проводилась в сложных условиях послевоенной разрухи.До конца 1947 года в СССР сохранялась карточная система на продукты питанияи промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946года, но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалосьпровести только в конце 1947 года. Кстати, Советский Союз был одной изпервых европейских стран, отменивших карточное распределение. Тщательная подготовка к ней началась уже в 1943 г., когда Сталинпоставил эту задачу перед тогдашним министром финансов (министром финансовв тот период был А. Г. Зверев, который исполнял эту должность с небольшимиперерывами с 1938-го по 1960 г., в феврале-декабре 1948 г. ее занимал А.Н. Косыгин). Денежная реформа строилась на следующих основаниях: старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивалисьна новые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся унаселения, государственных, кооперативных и общественных предприятий,организаций и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10 р. старыхденег на 1 р. новых. Разменная монета обмену не подлежала и оставалась вобращении по номиналу. В сберегательных кассах была произведена переоценкавкладов и текущих счетов населения на день выпуска новых денег по такомупринципу: вклады в размере до 3 тыс. р. оставались без изменения вноминальной сумме, т. е. переоценивались рубль за рубль; по вкладам,превышавшим указанную сумму, во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.;следующая сумма, не превышающая 10 тыс. р., определялась из расчета за 3р. старых денег— 2 р. новых, а остальная сумма вклада, превышающая 10 тыс.р., была переоценена в соотношении 2 р. старых денег на 1 р. новых.Переоценивались и денежные средства, находившиеся на расчетных и текущихсчетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов. Их средстваопределялись из расчета: за 5 р. старых денег — 4р. новых. Но прежде чемотменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питаниявзамен существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен.Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов длягородского населения выросла. Так, цена 1 кг чёрного хлеба по карточкамбыла 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп.; цена 1 кг мяса выросла с 14 до 30руб.; сахара - с 5,5 до 15 руб.; сливочного масла - с 28 до 66 руб.; молока- с 2,5 до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составляла 300руб., средняя заработная плата в 1946 году равнялась 475 руб., в 1947 - 550руб. в месяц. Правда, для низко- и среднеоплачиваемых категорий рабочих ислужащих одновременно с едиными ценами устанавливались так называемые“хлебные надбавки” в среднем около 110 руб. в месяц, но эти надбавки нерешали общую проблему доходов. Необходимость денежной реформы определялась полнойразбаллансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий роствоенных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромногоколичества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствиезначительного сокращения розничного товарооборота на руках у населенияоказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционированиянародного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. Врезультате реформы произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформаприобрела, в основном, конфискационный характер. В ходе реформы пострадали,главным образом, сельские жители, которые, как правило, хранили своинакопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшиереализовать большие наличные суммы денег. С 1 января 1950 годаправительство признало необходимым повысить официальный курс рубля поотношению к иностранным валютам, и определило его в соответствии с золотымсодержанием рубля (0,222168 г чистого золота), хотя в те годы этот факт неимел никакого экономического значения, т.к. установленный официальный курсрубля ни в каких расчетах не использовался. По данным официальной статистики средняя номинальная заработная платарабочих выросла за 1928-1954 гг. более чем в 11 раз. Но если общий индексрозничных цен в государственной и кооперативной торговле в 1928 году взятьза 1, то в 1932 году он составил 2,6; в 1940 - 6,4; в 1947 - 20,1; в 1950 -11,9. Реальная же заработная плата за этот период, исключая налоги иподписку на заем, но включая прибавку к заработной плате в виде бесплатногомедицинского обслуживания, образования и иных социальных услуг, измениласьследующим образом: если принять уровень заработной платы 1928 года за 1, тов 1937 году она равнялась 0,86; в 1940 - 0,78; в 1944 - 0,64; в 1948 -0,59; в 1952 - 0,94; в 1954 - 1,19.[2] С 1947 по 1954 г. было проведено семь снижений розничных цен (первое– вместе с денежной реформой). Так, розничные цены на печеный ржаной хлебвыросли за 1928-1952 годы почти 19 раз; на говядину - в 17; на свинину - в20,5; на сахар - в 15; на подсолнечное масло в 34; на яйца - в 19,3; накартофель - в 11 раз[3]. Поэтому ежегодное снижение цен (на несколько процентов) на основныепродовольственные товары (да еще с большим пропагандистским эффектом)осуществить было несложно. К тому же данное снижение цен происходило засчет фактического ограбления колхозников, поскольку, как указывалось выше,темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию были гораздониже, чем рост розничных цен. И, наконец, большинство сельского населенияпочти не ощущало этого понижения цен, т.к. государственное снабжение всельской местности было очень плохим, в магазины годами не завозилиосновные продукты питания. Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на15 лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товарно-денежнуюсбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Денежная реформаопять выступает как предваряющий этап в проведении рыночных по своему духупреобразований в режиме сохранения устойчивого и высокого экономическогороста. 5. Проблемы и трудности аграрного сектора. Одной из самых главных послевоенных задач было решениепродовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из глубокого изатяжного кризиса. Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйствостраны, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенногоуровня. Оно не могло в полной мере обеспечить продуктами питания населениеи сырьем для легкой промышленности Страшная засуха 1946 года поразилаУкраину, Молдавию, юг России. Гибли люди. Основной причиной высокойсмертности являлась дистрофия. Но трагедия послевоенного голода, как частобывало, тщательно замалчивалась. После тяжелейшей засухи в последующие двагода был получен высокий урожай зерновых. Это в какой-то мереспособствовало укреплению в целом сельскохозяйственного производства инекоторого его роста. В сельском хозяйстве особенно болезненно сказалось утверждениепрежних порядков, нежелание идти на какие-либо реформы, которые быослабляли жесткий контроль со стороны государства. В целом оно держалось нестолько на личной заинтересованности крестьянина в результатах своеготруда, сколько на внеэкономическом принуждении. Каждый крестьянин обязанбыл выполнить определенный объем работ в колхозе. За невыполнение этойнормы грозило судебное преследование, в результате которого колхозник моглишиться свободы или, как мера наказания, у него отбирался приусадебныйучасток. Надо учесть, что именно этот участок и был основным источникомсуществования для колхозника, с этого участка он получал продукты питаниядля себя и семьи, реализация их излишков на рынке была единственным путемполучения денежных средств. Член колхоза не имел права свободногоперемещения по стране, он не мог покинуть место проживания без согласияруководителя колхоза. Правительственными указами 1946 г. были установлены жесткие размерыприусадебных участков, которые несколько расширились в годы войны за счетосвоения пустующих земель. В первые послевоенные годы была проведенастрогая кампания по изъятию всех «излишков» приусадебных участков. Эта мерасильно ударила по сельским жителям, резко снижая уровень их материальногоблагосостояния. Объявленная борьба с «нарушениями устава сельскохозяйственной артели»обернулась в конечном счете резким сокращением площадей под приусадебнымиучастками сельских жителей. Был взят курс на превращение колхозов(формально — «сельскохозяйственных кооперативов) в государственныепредприятия. В конце 40-х годов была развернута кампания по укрупнениюколхозов, что вначале казалось обоснованной и разумной мерой, но на делевылилось лишь в этап на пути превращения колхозов в государственныесельскохозяйственные предприятия. Безусловно, существовали и зажиточные колхозы. Но обычно это былоследствием поддержки вышестоящих органов, для создания искусственных«маяков», либо же, в редких случаях, ими руководили уникальнопредприимчивые и отчаянно смелые люди. Деревне требовались значительные капитальные вложения, но средств дляэтого государство не имело. Однако можно было ослабить финансовый пресс,под бременем которого находилось как личное, так и общественное хозяйство.Налог на все, что содержал колхозник на своем подворье, был настольковелик, что держать скот, выращивать фруктовые деревья оказывалось попростуневыгодным. Крестьяне вырубали сады, чтобы избавиться от бремени налога.Всему этому имелось теоретическое обоснование: крестьянин должен большуючасть времени отдавать общественному производству. Закупочные же цены напродукцию колхозов и совхозов были столь низки, что подчас расплатиться сколхозниками за труд не оказывалось возможным. Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободупередвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметьпаспорта, на них не распространялись оплата по временнойнетрудоспособности, пенсионное обеспечение. Оргнаборы деревенскогонаселения на стройки и заводы усиливали отток крестьян в город. После страшной засухи 1946 г. следовали неплохие по погодным условиям1947 и 1948 гг. В руководстве возникло убеждение, что стоит провестикомплекс работ, которые бы снизили воздействие природно-климатическихусловий на сборы урожаев, и значительная часть проблем окажется решенной.Так в 1948 г. возник широко разрекламированный «сталинский планпреобразования природы». Предусматривалось провести лесозащитныемероприятия, развивать оросительные системы, строить пруды и водоемы. Вдальнейшем этот план дополнился решениями правительства о строительствекрупных каналов. В начале 50-х гг. выдвигаются грандиозные проектыстроительства гигантских гидроэлектростанций на Волге и Днепре, каналов впустыне Кара-Кум и между Волгой и Доном, план создания лесозащитныхнасаждений на многих сотнях тысяч гектаров. Эти проекты отвлекали огромныересурсы, истощая и без того скудную казну государства, привнося новоенапряжение в жизнь общества, снижая жизненный уровень простых людей. И вэто же время не хватало средств на минимальные капиталовложения, которыхтребовало сельское хозяйство средней полосы. Российский крестьянин всемиправдами и неправдами старался покинуть деревню, устремляясь в города нановостройки. По-прежнему основное бремя по формированию средств для тяжелойпромышленности несло сельское хозяйство, которое вышло из войны крайнеослабленным. В 1945 году производство сельскохозяйственной продукциисократилось по сравнению с 1940 годом почти на 50%. Руководство страныстаралось не замечать глубокого кризиса в аграрном секторе экономики, идаже осторожные рекомендации по смягчению командного давления на деревнюнеизменно отвергались. Вновь усилился контроль над хозяйствами со стороныМТС и их политотделов. МТС опять получили право распределять плановыезадания между колхозами. Вышестоящие организации через систему МТСдиктовали хозяйствам сроки посева, уборки и других агротехнических работ. Апредседатели колхозов, которые нарушали эти сроки, исходя, например, изпогодных условий, могли получить строгое наказание. МТС также производилиобязательные заготовки сельскохозяйственной продукции, взимали с колхозовнатуральную плату за выполнение механизированных работ и т.д. Более того, вначале 1950-х годов было проведено укрупнение колхозов под тем же предлогомусиления процесса механизации сельскохозяйственного производства. Вдействительности, укрупнение колхозов упрощало государственный контроль захозяйствами через МТС. Количество колхозов в стране сократилось с 237 тыс.в 1950 году до 93 тыс. в 1953 году. В области колхозного права важнейшим послевоенным актом сталосентябрьское 1946 года постановление “О мерах по ликвидации нарушенийУстава сельскохозяйственной артели в колхозах”, направленное на закреплениеза колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение переходаэтих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнениемУстава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов.В апреле 1948 года принимается другое постановление правительства “О мерахпо улучшению организации, повышению производительности и упорядочениюоплаты труда в колхозах”, упразднившее такую структурную производственнуюединицу колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду вкачестве основной формы организации труда в колхозе. Сельское хозяйство развивалось очень медленно. Даже в относительноблагоприятном 1952 году валовой сбор зерна не достиг уровня 1940 года, аурожайность в 1949-1953 годах составила всего 7,7 ц/га (в 1913 году - 8,2ц/га). В 1953 году поголовье крупного рогатого скота было меньше, чем в1916 году, а население за эти годы выросло на 30-40 млн. человек, т.е.продовольственная проблема оставалась очень острой. Население крупныхгородов снабжалось с перебоями. 7. Недостатки административно-командных методов управления народным хозяйством. Административно-командная система - это способ организации экономикии общественной жизни, характерный для прошедших через пролетарскиереволюции стран с запоздалой индустриализацией. Основные черты: жестко-централизованное управление на базе государственнойсобственности; использование в управлении не столько экономических, сколькополитических и идеологических регуляторов. По мнению многих экономистов альтернативы АКС не было в тотисторический период развития нашей страны. Дело в том, что, одним изфакторов является преобладающий тип работника. Сама системаприспосабливается к типу работника, формирует его, но в то же время типработника в значительной мере определяет характер системы. Работник при АКС- это по преимуществу, работник, для которого характерен дотоварныйиндивидуализм. Бывает индивидуализм буржуазный, мелкобуржуазный, товарный,когда человек хочет выделиться из коллектива, чтобы превзойти других вэкономическом отношении. При дотоварном индивидуализме человек стремится непереработать больше других. В 30-х г. преобладавшим типом работника былилюди, которые в свое время ушли из деревни, экономика НЭПа была им не подуше (разорившиеся крестьяне, крестьяне - бедняки, безлошадные крестьяне).АКС как модель хозяйствования приспосабливала к себе массового работника, амассовый работник приспосабливался к ней. И товарный мелкобуржуазныйиндивидуализм был, в конце концов, заменен примитивным коллективизмом,истоки которого - в распавшемся общинном сознании. Периоды развития АКС можно проследить по данным экономическогоразвития России. 1861-1913 гг. - темпы прироста ВНП составили, по мнениюамериканского ученого Абрама Бергсона, 2,65% в год.. В переходный период отрыночной к планово-централизованной системе ВНП упал до 0,5-0,7% в год. Впериод становления основ административно-командной системы (1928-1940) ВНПвозрос до 5,1% в год. Западная статистика отличается от советской тем, чтоее данные очищены от инфляционных компонентов. В период расцвета АКС ВНПсоставил примерно 5% в год. В период упадка АКС ВНП - 2% в год. В периодликвидации АКС ВНП падал на 5% в год (т.е. темпы роста былиотрицательными). Эти данные, конечно, ниже данных советской статистики.Например, по данным советской статистики в 1928-55 гг. ВНП рос на 10,4% вгод, а по западным источникам этот показатель составил 4,6% в год, хотя этовсе равно очень высокий темп роста ВПН для того времени. В сталинский период темпы экономического роста и по данным западнойстатистики оказываются очень высокими. АКС могла обеспечить темпы приростаВНП 6% в год, т.е. в 1,8 раза выше, чем дореволюционная рыночная экономика.Но на основании этих данных нельзя сказать, что АКС эффективнее рыночнойсистемы, т.к. нужно брать темпы роста ВНП за весь период существования, апо этим данным темпы роста АКС оказываются ниже. Обеспечение темпов ростаВНП в условиях АКС было небезупречным (ГУЛАГ, трагедия российскогокрестьянства и др.). С экономической точки зрения идеальную модель социализма, с теми илииными вариациями, можно свести к следующим положениям: все права собственности принадлежат государству. Это - так называемая"общенародная собственность". Частная собственность ликвидируется; хозяйство управляется из единого Центра, который и решает, Что, Как иДля Кого производить; рыночный механизм как децентрализованная система связи на основеценовых сигналов уничтожается. Предполагается, что такая система хозяйственного устройства способнаустранить все дефекты рынка, связанные с неопределенностью, неравномернымраспределением доходов, циклическими спадами и вообще неизбежнымиотклонениями от состояния равновесия. Рынок - не идеальная система,поэтому, полагают социалисты, необходимо его заменить научно разработанным,рациональным планированием. Административно-командная система предполагает единый Центр, которыйдолжен сконцентрировать огромное количество информации, с тем, чтобыспустить вниз плановые задания. Однако сама концентрация информации ведином плановом органе оказывается неразрешимой задачей. Действительно, вусловиях ограниченных ресурсов общества необходимо осуществлятьмногочисленные выборы - Что, Как и Для Кого производить. В рыночнойэкономике проблема выбора решается при помощи механизма цен. Изменениеотносительных цен и предельных норм замещения является тем ориентиром,который подсказывает производителям, что производить, а потребителям - чтопокупать. В условиях административно-командного управления эти механизм неработает. Система управления советским народным хозяйством неоднократнореформировалась. Например, управление промышленностью к концу 20-х - началу30-х годов была 4-х звенной. По результатам реформы 1934 г. в нашей страневозникла 3-х и 2-х звенная система управления. Изменения в схеме управлениясводились к изменениям подчинения. Предприятия подчинялись то через трестпроизводственно-территориальным управлениям, то непосредственно центру.Вместо Главков, создавались Производственно-территориальные Управления. Толиквидировалась функциональная система управления, то возрождалась. Так с1936 г. усилился процесс дробления Наркоматов. В целом на этой базепродолжалась эволюция системы управления советской промышленностью до конца50-х годов, во всяком случае до реформы 1957 г., когда была предпринятапопытка перехода на отраслевую систему управления по региональномупризнаку. Но не зависимо от реформ управленческих структур развитиепромышленности шло за счет экстенсивных факторов. Как и прежде, строилисьтысячи новых предприятий, но административно-командные методы управлениянародным хозяйством не способствовали повышению эффективности имеющихсямощностей. Постепенно из-за несовершенства планирования усиливалисьструктурные диспропорции. Попытки реформирования системы управления в 50-х г. более походили напоспешные “шараханья” и чаще всего не давали быстрых положительныхрезультатов, поэтому государственные руководители возвращались к прежним,привычным для них методам управления. Советская директивная экономика, всилу ее сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости вразличных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к широкомувнедрению научно-технических разработок в производство (кроме военно-промышленного комплекса) и стала стремительно отставать от стран с рыночнойэкономикой. При этом никто не хотел признаться, что все провалы советскойэкономики зависят не от конкретных исполнителей, а заложены внутри самойкомандной системы. В результате чего в экономике и возникламакроэкономическая несбалансированность: неравномерность в развитии отдельных секторов и отраслей народногохозяйства. Это проявлялось, прежде всего, в гипертрофированном развитииопределенных отраслей (ВПК, тяжелое машиностроение), доля которого всовокупном общественном продукте на конец 80х-составляла 68% - эти отраслипоглощали львиную долю инвестиций, сырья, материалов, квалифицированнойрабочей силы, тем самым еще более "обездоливая" другие отрасли. Созданиеневиданного по своим масштабам ВПК, поглощавшего ежегодно не менее 2/3экономического потенциала страны, на содержание которого ежегодно тратилось18-20% национального дохода. Это и обусловило отставание отраслей, неработавших в ВПК, что привело к замедлению темпов экономического роста, кдефициту, к импорту; неравномерность в технико-технологической основе различных секторов иотраслей. Это выражалось в плохом материальном оснащении многих отраслей, вкрайне запущенном состоянии инфраструктуры (транспортное, складскоехозяйство, энергетическая отрасль, информационная, коммунальная, социальная- отставали в плане технического оснащения и развития). Все это привело к негативным тенденциям экономического развитияРоссии и неуклонному снижению темпов экономического развития. Господство административно-командных методов управления народнымхозяйством в нашей стране привело, в конце концов, к закономерному итогу –кризису всей системы. В рамках прежней системы, назревшиемакроэкономические проблемы уже невозможно было решить, понадобилисьглубокие структурные реформы не только в экономике, но и в социально-политической жизни страны. Реформы стали жизненной необходимостью, т.к.необходимо было решить проблему структурно-инвестиционной перестройки насовременной технико-технологической основе. Заключение Сладкая эйфория победы не требовала принуждения к тяжелому труду повосстановлению разрушенной страны. Энергия войны была столь велика и имелатакую инерцию, что ее необходимо было «переключить» на мирноестроительство. По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. странадостигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что понормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в2,5 раза превысил уровень 1940 г. Сделано было много - возрождались к жизниразрушенные города, восстанавливались и строились новые предприятия. Но нельзя забывать о том, какой ценой достигался этот рост. Войнаусилила контроль над всеми сферами жизни. Снижение цен в городахпроводилось за счет ухудшения жизни сельского населения. Неадекватнаяоплата за напряженный производительный труд не давала возможности поднятьуровень благосостояния народа. В ответ, как бы в вознаграждение народу заперегрузки двух десятилетий, принципом государственной политики былосделано постоянное, хотя бы и скромное, улучшение жизни населения. Именнотогда возникли закрепленные в государственной идеологии (и укрепляющиегосударство) специфические стереотипы советского массового сознания:уверенность в завтрашнем дне и убеждение, что жизнь может толькоулучшаться. Народ же со своей стороны, в очередной раз предоставилгосударству, власти огромный кредит доверия - мирился с теми невзгодами,которыми была отмечена их жизнь, их быт, верил в «светлое будущее». Список используемой литературы. 1. История СССР. Под редакцией Островского В. П. – М., 1990. 2. Кара-Мурза С. История советского государства и права. 3. Россия и мир. Под редакцией Данилова А. А. – М., 1994. 4. Тимошина Т. М Экономическая история России. Учеб. Пособие/ Под ред. М.Н Чепурина. М., 1998. 5. Хоскинг Джеффри. История Советского Союза. 1917-1991. – М., 1994.-----------------------[1] Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 – М., 1991, с.427[2] Шмелев Н.П., Попов В.В. На переломе. Экономическая перестройка в СССР.– М., 1989, с.81[3] Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза от 1917г. до наших дней. Кн. 2. – М., 1995, с.35




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономика СССР после Второй мировой войны icon1. Предпосылки и экономические последствия Второй Мировой войны
План Маршала и возрождение хозяйства стран Западной Европы после Второй Мировой войны
Экономика СССР после Второй мировой войны iconГермания и Россия: Дипломатические отношения 1955 – 2008 После окончания второй мировой войны
После окончания второй мировой войны были образованы два германских государства – Федеративная Республика Германия (май 1949 г.)...
Экономика СССР после Второй мировой войны iconГермания и Россия: Дипломатические отношения 1955 – 2008 После окончания второй мировой войны
После окончания второй мировой войны были образованы два германских государства – Федеративная Республика Германия (май 1949 г.)...
Экономика СССР после Второй мировой войны iconСсср в международных конференциях второй мировой войны

Экономика СССР после Второй мировой войны iconДоклад по теме: " холодная война"
Второй Мировой войны. Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной? На первый взгляд, это кажется...
Экономика СССР после Второй мировой войны iconКафедра мировой экономики
Исчерпала ли себя «японская модель» экономического роста, сложившаяся после второй мировой войны?
Экономика СССР после Второй мировой войны iconИран после Второй Мировой войны

Экономика СССР после Второй мировой войны iconРазвитие Германии после Второй Мировой Войны

Экономика СССР после Второй мировой войны iconЭкономические преобразования в Италии после второй мировой войны

Экономика СССР после Второй мировой войны iconПамяти жертв концлагерей в годы Второй мировой войны посвящается… Кл. Анашкина Э. А. 2010 год Тема: «Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»
Цели: воспитание чувства патриотизма; пополнение знаний о Второй мировой войне, об ужасах войны
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы