Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг icon

Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг



НазваниеКультурная жизнь в СССР в 1920-30 гг
Дата конвертации01.07.2012
Размер198.19 Kb.
ТипРеферат
Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг


СодержаниеВведение 21. Реформирование в области образования и науки 32. Особенности развития литературы 63. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг. 10Задания 13Список используемой литературы 20 Введение В 20-40-е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг.Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековуюсословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурныепреобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоленияцивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионовлюдей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людейперестали быть существенным барьером между ними и по крайней мереэлементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависетьот социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпамэти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурнойреволюцией". Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя иширокими, но весьма бедными. Они порождали, в сущности, "полукультуру" илидаже квазикультуру, замешенную на причудливой духовной маргинальностимиллионов и миллионов людей. Но это не ошибка и не вина советской властитех лет - иначе и быть не могло: грандиозность масштабов и молниеностностьтемпов высокого качества культурности не обеспечивают. Во-вторых, культура"навязывалась" народу: жестким регулированием сельской жизни - колхознойсистемой, а городской - "мобилизационными возможностями" заводских ударныхстроек, организационным и пропагандистским натиском государственных планов"охвата", комсомольских кампаний, профсоюзных соревнований. Тем самымпроращивание потребности в культуре подменялось, по существу, диктатомобщественных структур и давлением общественной атмосферы. Это уже былаисторическая ошибка, порожденная уверенностью во всесилии "революционногонатиска". Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился ксозданию в нашей стране "культуры нового типа", уже в 20-е годы получило"марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены" эти "основныечерты"; коммунистическая идейность и партийность, коллективизм,интернационализм и патриотизм, руководство КПСС и советского государствапланомерным развитием культуры. Именно это и объявлялось "новым шагом вдуховном развитии человечества", его "вершиной". В нашей стране произошел насильственный разрыв с культурно-исторической традицией. Борьба с "пороками старой культуры" привела кзначительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой традиции. Функция обслуживания предъявляла свои требования к облику культуры, еесодержанию: она стала создавать "положительные образы" для подражания,поставлять разоблачения явлений и характеров для их изживания, она стала"отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы изведыватьнепостигнутое и возвышать человека над изнуряющим его наличным бытием.Культура творящая и расковывающая превратилась в фабрику предписанногосчастья. И все это - тоже "культурная революция". Она состоялась, хотя ивовсе не полностью достигла своих целей: Маяковский и Шолохов, Леонов иТвардовский, Шостакович и Свиридов, Эйзенштейн и Товстоногов, сотни другихтворцов сохранили и продолжили традиции отечественной и мировой культуры. 1. Реформирование в области образования и науки В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьманеоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития былидостигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфераобразования. Историческим наследием царского режима явилась значительная долянеграмотного населения. Между тем необходимость быстрой индустриализациистраны требовала огромное количество грамотных производительных работников. Планомерные усилия советского государства, начавшиеся еще в начале1920-х годов, привели к тому, что доля грамотного населения в Россиинеуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальноеобразование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенноотошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: былавосстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращеныпредметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всегоистория, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло числоучебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических,сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был созданВсесоюзный комитет по делам высшего образования. Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны,в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаютсяновые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основалФизический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институторганической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физическихпроблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученыхбыли многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладныхобластях. В частности, на этот период приходятся значительные открытия визучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), разработке космических полетови реактивного движения (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер). Возрождаетсяисторическая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории всредней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт историипри АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б.Д. Греков – автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь»,«Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В.Тарле – знаток новой истории стран Европы и прежде всего НаполеоновскойФранции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.). В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствиядля нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономияАкадемии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву иподчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководстванаукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований(например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийныхфункционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщегодоносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии частозаканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть инеобоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишалсявозможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобнаяучасть была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвамирепрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советскойгенетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструкторракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического ТрудаС. П. Королев и многие другие. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны.Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция,большинство представителей которой добросовестно служили советскомугосударству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда«вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс«Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность поотношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчалорасправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. Вобщественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс историиВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качествеоправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усиленииклассовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. Историяпартии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудови периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. Встране утверждался культ личности Сталина. 2. Особенности развития литературы Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришелконец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦКВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественныхорганизаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съездесоветских писателей был организован «Союз писателей», в который вынужденыбыли вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателейстал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Небыть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишалсявозможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлеченк уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организациистоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго.После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев (бывшийРАППовец), остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи(до его самоубийства в 1956 г.). Помимо «Союза писателей» были организованыдругие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союзкомпозиторов». В советском искусстве наступал период единообразия. Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся заунификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась«дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критикиначалась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетическиепринципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегосяобщеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты,футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистическихвывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оноуходят корнями в почву, враждебную социализму. В число «чуждых» попаликомпозитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю.Олеша и др. В прессе появлялись статьи: «Сумбур вместо музыки», «Балетнаяфальшь», «О художниках-пачкунах». По существу «борьба с формализмом» имелацелью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти.Многие деятели искусства были репрессированы. Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи идругих видах искусства стал так называемый «социалистический реализм».Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем«живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, астремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зренияофициальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания обществав строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм,всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность– вот чем жили герои произведений официального искусства того времени.Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемогоидеала. Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительнымпрепятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг.появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русскойкультуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе техлет был Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). Выдающимся произведениемявляется его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годыПервой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман«Поднятая целина». Оставаясь, по крайней мере внешне, в границахсоцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедшихсобытий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде,развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкансоветской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной иЛенинской премиями, дважды его награждали званием Героя СоциалистическогоТруда, он был избран академиком АН СССР. Творчество Шолохова получиломировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевскойпремии (1965 г.). В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь КлимаСамгина» М. Горький. Метафоричность, философская глубина характерны дляпрозы Л. М. Леонова («Вор» 1927 г., «Соть» 1930 г.), сыгравшей особую рольв развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н. А.Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.), посвященногоэпохе становления Советской власти. Главный герой романа – Павка Корчагинбыл образцом пламенного комсомольца. В творчестве Н. Островского, как ни укого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы.Идеальный персонаж Павка стал в реальности примером для широких масссоветской молодежи. Классиком советского исторического романа стал А. Н.Толстой («Петр I» 1929–1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцветадетской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгахК. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л.Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева. Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжаларазвиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнемверноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели,не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многиеиз них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилосьуже после их смерти. В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякойнадежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер иМаргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940г. Произведение это было издано только в 1966 г. Еще позже, в конце 80-х,увидели свет произведения А. П. Платонова (Климентова) «Чевенгур»,«Котлован», «Ювенильное море». «В стол» работали поэты А. А. Ахматова, Б.Л. Пастернак. Трагична судьба Осипа Эмильевича Мандельштама (1891–1938).Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался вчисле тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию,не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован. В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться отостального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами,проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль.За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые,несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта,душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска поушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик ИванАлексеевич Бунин (1870–1953). Бунин с самого начала не принял революцию иэмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Бунинскуюпрозу отличает красота языка, особая лиричность. В эмиграции были созданылучшие его произведения, в которых запечатлелась дореволюционная,дворянская, усадебная Россия, удивительно поэтично была передана атмосферарусской жизни тех лет. Вершиной его творчества считаются повесть «Митиналюбовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов«Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии. 3. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг. В данный период происходят значительные изменения и в изобразительномискусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существоватьТоварищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются иновые объединения в духе времени – Ассоциация художников пролетарскойРоссии, Ассоциация пролетарских художников. Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В.Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличииот появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющихВождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой –несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалосьпередать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений.Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральскомзаводе» и «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е годапродолжают работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека,серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров, пейзажиАрмении нашли поэтическое воплощение в живописи М. С. Сарьяна. Интереснотворчество ученика М. В. Нестерова П. Д. Корина. В 1925 г. Кориным былазадумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход вовремя похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительныхэтюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, отнищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький – «Русьуходящая». Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художникупокровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих «Александр Невский» (1942 г.). Вершиной развития скульптуры социалистического реализма сталакомпозиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953).Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильонана всемирной выставке в Париже в 1937 г. В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставатьсяконструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных ижилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственнаяконструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в1930 г. по проекту А. В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен.Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мировогопролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, оченьлаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. Кконцу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменятьсянеоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны спсевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность кнарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стильэтот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, длякоторого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония исдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь сантичным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассикипризвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства. Отличительной чертой в области театра было становление новаторскойдеятельности театра Мейерхольда, МХАТа и др. Театр имени Вс. Мейерхольдаработал в 1920—38 под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. При театресуществовала специальная школа, сменившая несколько названий (с 1923Государственные экспериментальные театральные мастерские — ГЭКТЕМАС). Почтивсе спектакли ставил сам Мейерхольд (в редких случаях в сотрудничестве сблизкими ему режиссёрами). Характерное для его искусства в начале 1920-хгг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские»постановки «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина»А.В. Сухово-Кобылина, обе — 1922) с демократическими традициямипростонародного площадного театра особенно заметно проступило в чрезвычайновольной, откровенно осовремененной режиссёрской композиции «Леса» А.Н.Островского (1924); игра велась в шутовской, балаганной манере. Во второйполовине 1920-х гг. на смену стремлению к аскетичности пришло тяготение кэффектному зрелищу, которое проявилось в спектаклях «Учитель Бубус» А.М.Файко (1925) и особенно в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926). Среди другихспектаклей: «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Горе уму» («Горе от ума») А.С.Грибоедова (1928), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского, «СвадьбаКречинского» Сухово-Кобылина (1933). Огромный успех театру принёс спектакль«Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934). В 1937—38 театр был подвергнутрезкой критике как «враждебный советской действительности» и в 1938решением Комитета по делам искусств закрыт. В театре начинали свой творческий путь режиссёры С.М. Эйзенштейн, С.И.Юткевич, И.А. Пырьев, Б.И. Равенских, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек и др. Втруппе театра раскрылись актёрские дарования М.И. Бабановой, Н.И.Боголюбова, Э.П. Гарина, М.И. Жарова, И.В. Ильинского, С.А. Мартинсона,З.Н. Райх, Е.В. Самойлова, Л.Н. Свердлина, М.И. Царёва, М.М. Штрауха, В.Н.Яхонтова и др. Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемыхкартин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г.на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н. К.Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистическогореализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре»(реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич); фильмы о судьбечеловека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «ВозвращениеМаксима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); музыкальные комедииГригория Александрова с жизнерадостной, зажигательной музыкой ИсаакаДунаевского ("Веселые ребята", 1934, "Цирк" 1936, "Волга-Волга" 1938),идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева ("Трактористы", 1939, "Свинаркаи пастух" 1941) создают атмосферу ожидания "счастливой жизни". Огромнойпопулярностью пользовался фильм братьев (в действительности же толькооднофамильцев, «братья» – своеобразный псевдоним) Г. Н. и С. Д. Васильевых– «Чапаев» (1934 г.). Задания1. Осветите открытия в изучении Арктики О.Ю. Шмидтом и И.Д. Папаниным, разработку теории космических полетов К.Э. Циолковским, реактивного движения Ф.А. Цандлера. Иван Дмитриевич Папанин (1894 - 1986) - полярный исследователь, докторгеографических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, кавалердевяти орденов Ленина. Широкую известность имя Папанина получило в 1937 году, когда онвозглавил экспедицию на Северный полюс. В течение 247 дней четверобесстрашных сотрудников станции «СП-1» дрейфовали на льдине и велинаблюдения за магнитным полем Земли и процессами в атмосфере и гидросфереСеверного Ледовитого океана. За самоотверженный труд в тяжелых условияхАрктики все члены экспедиции получили звезды Героев Советского Союза инаучные звания. Папанин стал доктором географических наук. В конце 1939-го- начале 1940-го Папанин организовал экспедицию по спасению ледокола«Георгий Седов», за что удостоился второго звания Героя Советского Союза. Шмидт Отто Юльевич - советский учёный - математик, астроном, геофизик,государственный и общественный деятель, академик АН СССР (1935), ГеройСоветского Союза (27.6.1937). Шмидт - один из крупных исследователей Советской Арктики. В 1929 и1930 возглавлял экспедиции на ледокольном пароходе "Георгий Седов",организовавшие на Земле Франца-Иосифа первую научно-исследовательскуюстанцию, обследовавшие северо-восточную часть Карского моря, западныеберега Северной Земли и открывшие ряд островов. В 1932 экспедиция наледокольном пароходе "Сибиряков" под руководством Шмидта впервые прошла заодну навигацию из Архангельска в Тихий океан. В 1933-34 Шмидт возглавлялплавание на пароходе "Челюскин" по Северному морскому пути. В 1937руководил воздушной экспедицией по организации дрейфующей станции "Северныйполюс-1", а в 1938 - операцией по снятию персонала станции со льдины. Теоретическое обоснование возможности полётов в космическомпространстве впервые было дано русским учёным К. Э. Циолковским в конце 19в. В своём труде "Исследование мировых пространств реактивными приборами"(1903) и дальнейших работах Циолковский показал реальность техническогоосуществления космических полётов и дал принципиальное решение рядаосновных проблем космонавтики. Помимо трудов Циолковского, вопросамкосмонавтики. были посвящены работы И. В. Мещерского (с 1897), Ю. В.Кондратюка (1919-29), Н. А. Рынина (1928-32) и других отечественных учёных. Цандер Фридрих Артурович - советский учёный и изобретатель, один изпионеров ракетной техники. В 1921 представил доклад о проекте межпланетногокорабля-аэроплана на конференцию изобретателей, в 1924 опубликовал вжурнале «Техника и жизнь» статью «Перелёты на другие планеты», в которойизложил свои основные идеи: создание космического летательного аппарата(КЛА), сочетающего самолёт и ракету; сжигание в полёте отработавшихметаллических частей КЛА в качестве дополнительного горючего. В 1930—31Цандер построил и испытал на сжатом воздухе с бензином реактивный двигательОР-1 тягой 1,42 н; в 1931—32 спроектировал двигательную установку сжидкостным ракетным двигателем ОР-2 (на жидком кислороде с бензином).2. Охарактеризовать сверхдальные перелеты в 1930-е гг. В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова, В.С. Гризодубовой, В.К. Коккинаки. В 1930-е годы, в связи с бурным развитием авиационной техники, наповестку дня встал вопрос о возможности осуществления сверхдальныхперелетов. В первую очередь этот вопрос имел военное значение. Первенство вэтой области имели конструкторы и летчики Советского Союза. Широко известно имя Валерия Чкалова (1904-1938) - комбрига, герояСоветского Союза, летчика-испытателя. Он был командиром экипажа в составеГ.Ф. Байдукова и А.В. Белякова, совершившим ряд сверхдальних беспосадочныхперелетов (Москва- Петропавловск-Камчатский - остров Удд: 9374 километра за56 часов 20 минут, Москва - Ванкувер, через Северный полюс: 8504 километраза 63 часа 16 минут). 24-25 сентября 1938 В.С. Гризодубова вместе с П. Д. Осипенко и М. М.Расковой на самолёте АНТ-37 совершила беспосадочный полёт из Москвы наДальний Восток, установив женский международный рекорд дальности. В.К. Коккинаки 21 ноября 1935 на одноместном самолёте поднялся навысоту 14 575 м, а 17 июля 1936 - на высоту 11 458 м с грузом в 500 кг,превысив результаты мировых рекордов. В 1936 совершил скоростные перелёты:Москва - Ейск - Москва; Москва - Баку - Москва; Москва - Свердловск -Москва; Москва - Севастополь - Свердловск - Москва. Совершил беспосадочныеполёты: 27-28 июня 1938 - Москва - Владивосток за 24 ч 36 мин; 28 апреля1939 - Москва - о. Мискоу (США) за 22 ч 56 мин. Всего им было установлено22 мировых рекорда.3. Рассмотрите научные открытия мирового значения в области физиологии И.П. Павлова, генетики Н.И. Вавилова, теории биосферы В.И. Вернадского. Павлов Иван Петрович - советский физиолог, создательматериалистического учения о высшей нервной деятельности и современныхпредставлений о процессе пищеварения; основатель крупнейшей советскойфизиологической школы; преобразователь методов исследования функцийорганизма на основе разработанных им методов хирургической физиологии,позволивших вести хронический эксперимент на целом практически здоровомживотном, то есть в условиях, максимально приближающихся к естественным.Научное творчество Павлова оказало революционизирующее влияние напредставления того времени о кровообращении и особенно о пищеварении, а егоучение об условных рефлексах послужило фундаментом изучения высших функциймозга животных и человека. Вавилов Николай Иванович - советский генетик, растениевод, географ,создатель современных научных основ селекции, учения о мировых центрахпроисхождения культурных растений, их географическом распространении; одиниз первых организаторов и руководителей биологической и с.-х. науки в СССР.С 1920 по 1940 руководил многочисленными ботанико-агрономическимиэкспедициями. Организовал научные экспедиции по изучению растительныхресурсов Средиземноморья, Эфиопии, Ирана, Афганистана, Японии, ЗападногоКитая, Кореи, стран Северной, Центральной и Южной Америки и былруководителем многих из них. Под руководством и при участии Вавилова в СССРсоздана мировая коллекция культурных растений, насчитывающая более 300 тыс.образцов. Вернадский Владимир Иванович - советский естествоиспытатель,выдающийся мыслитель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии,биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, организатор многих научныхучреждений. Он является основоположником современного учения о биосфере.Совокупность живых организмов в биосфере он назвал живым веществом.Согласно учению Вернадского, живое Вещество, трансформируя солнечноеизлучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот.Огромная роль учения Вернадского о биосфере и её развитии в полной мереначала выявляться со 2-й половины 20 в. Этому способствовали, с однойстороны, развитие экологии, в которой понятие биосферы явилось одним изосновополагающих, а с другой - развитие современной научно-техническойреволюции, выдвинувшей в качестве одной из первоочередных задач проблемувоздействия человечества на природу. Биосфера под влиянием научныхдостижений и человеческого труда постепенно переходит в новое состояние -ноосферу - сферу разума.4. Назовите наиболее известные произведения писателей М. Пришвина, А. Малышкина, Э. Багрицкого, М. Зощенко, В. Каверина, М. Тихонова. Лирическую прозу Пришвина Михаила Михайловича (повесть "Женьшень",первое название - "Корень жизни". 1933; поэма в прозе "Фацелия", 1940; циклминиатюр "Лесная капель", 1943) пронизывает философский призыв к"творческому поведению относительно жизни"; познание природы у негонеразрывно связано с осознанием социально-нравственные сущности человека(роман-сказка "Осударева дорога" (опубликовано 1957), сказка-быль "КладоваяСолнца" (1945), повесть-сказка "Корабельная чаща" (1954) и др. Ранние рассказы Малышкина Александра Георгиевича рисуют сумрачное итихое уездное захолустье. Известность ему принесла повесть "Падение Дайра"(1923) - одна из первых в советской литературе попыток осмыслить народныйхарактер революции. В повести "Севастополь" (1931) показан сложный путьдуховных поисков молодого человека, выходца из низовых слоевдемократической интеллигенции, приводящих его в революционный матросскийполк. Широкое читательское признание принёс Малышкину роман "Люди иззахолустья" (1937-38) - вершина творчества писателя. В романе тщательноразработан и глубоко прочувствован грандиозный образ потянувшейся к новойжизни уездной захолустной Руси. В лирических стихах и поэмах Багрицкого Эдуарда Георгиевича("Птицелов", "Тиль Уленшпигель", "Трактир", "Арбуз" и др.) созданыромантические образы вольнолюоивых, мужественных людей. В 1926 создал поэму"Дума про Опанаса" о Гражданской войне на Украине, о судьбе крестьянина,изменившего делу революции. В сборниках стихов "Юго-запад", "Победители"Багрицкий прославляет строителей нового мира, передаёт напряжённость борьбыс мещанским бытом. Творчество Багрицкого, одного из крупнейших мастеровсоветской поэзии, отмечено революционно-романтическим пафосом,эмоциональностью, многокрасочностью, конкретно-чувственным, предметнымвосприятием мира. Первая книга Зощенко Михаила Михайловича "Рассказы Назара Ильича,господина Синебрюхова" (1922) и последовавшие за ней рассказы принеслиавтору широкую известность. В них от лица героя рассказчика повествуется омещанах, пытающихся освоиться в новых условиях, уверенных в том, чтореволюция совершилась, чтобы обеспечить им беспечальное существование.Значительное место в творчестве Зощенко занимают фельетоны, в которыхписатель непосредственно откликается на реальные события дня, а также пьесысатирического характера: "Парусиновый портфель" (1939) и "Пусть неудачникплачет" (1946). Произведения Каверина Вениамина Александровича, разнообразные по жанруи манере письма, посвящены людям, олицетворяющим творческое начало в средесоветской интеллигенции. Особенно часто писатель избирает в качестве героевучёных и литераторов, весь смысл существования которых сосредоточен влюбимой работе и в отстаивании своих принципиальных позиций. Наиболееизвестные его работы - "Исполнение желаний", "Два капитана", "Открытаякнига". Лучшие ранние стихи Тихонова Николая Семеновича ("Баллада о гвоздях","Баллада о синем пакете") сочетают лаконизм и эмоциональный накал,проникнуты суровой романтикой революционного подвига. К числу основныхмотивов его поэзии и прозы относятся расцвет советского и пробуждениезарубежного Востока, темы дружбы народов, взаимообогащения культур("Рискованный человек", "Кочевники", "Грузинская весна" и др.) Список используемой литературы1. Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. - М.: Издательство АСТ, 1996.2. Голубков М. М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы в 20 - 30-е годы. М.: Правда, 1992.3. Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 - 1945. М.: Искусство, 1991.4. Репрессированная наука / Под ред. М. Г. Ярошевского. Л., 1991.5. Хрестоматия по истории СССР. 1917 – 1945 гг. Учебное пособие для педагогических институтов – М.: Просвещение, 1991.




Похожие:

Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг iconДокументы
1. /Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг.doc
Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг iconКультурная революция на Смоленщине в 1920-30 годах

Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг iconСеминар №7 Тема: Таможенное дело в СССР (1920-1980-е годы)
...
Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг iconКультурная революция на Смоленщине в 1920-30 годах
Я выбрал именно эту тему моего реферата, так как мне хотелось побольше узнать и изучить культурную жизнь Смоленщины в послереволюционный...
Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг iconВнешняя политика СССР в 20-е гг
Эстонией, в январе 1920 г. – с Латвией в феврале первый мирный договор с Эстонией, в марте с ней подписан торговый договор, в июле...
Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг iconXxxxxxxxxxxxx 1998 Содержание
Культурная, религиозная, социально-политическая жизнь Флоренции в XV в и гуманизм
Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг iconЯ выбрал эту тему реферата не добровольно, но ничуть не жалею об этом. Эта тема, вообще вся история ссср, мне интересна. Всю свою сознательную жизнь я интересовался историей СССР больше чем любой другой
Бога нет!!!, побежал в церковь, вот тогда я возненавидел и ссср, и кпсс, и всех коммуняк. В этот период времени я ещё больше заинтересовался...
Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг iconКонтрольная работа по истории России в 9 классе по теме: «Советская Россия и СССР в 1920-е 1939 гг.»
«Военный коммунизм», коллективизация, пятилетка, репрессии, тоталитарное государство
Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс на 2011-2012 учебный год
Приход русского населения в Беломорье. Особенности становления и развития феодальных отношений в 16-17 веках. Экономическая и культурная...
Культурная жизнь в СССР в 1920-30 гг iconМинистерство здравоохранения СССР министерство внутренних дел СССР приказ
Прокуратурой ссср, Министерством юстиции СССР и Верховным Судом СССР инструкцию о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы