Казахское ханство в XV-XVII вв icon

Казахское ханство в XV-XVII вв



НазваниеКазахское ханство в XV-XVII вв
Дата конвертации28.06.2012
Размер392.01 Kb.
ТипРеферат
Казахское ханство в XV-XVII вв.


Глава 6.КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XV-XVII ВВ.§ 1. Политическая история Становление и развитие казахской государственности в регионесредневекового Казахстана имело важнейшее значение для сложения иконсолидации, сохранения целостности казахского этноса на длительном путиего развития. Письменные источники содержат достоверные сведения о крупномпозднесредневсковом государстве — Казахском ханстве, игравшем заметную рольв регионе Центральной Азии, в системе государств евразийских народов. Ссередины XV в. и до начала XVII в. Казахское ханство было фактически единымполитическим организмом, отличавшимся большей или меньшей степеньюстабильности. Оно пережило время становления, подъема и упадка, а в XVII в.распалось на отдельные ханства (в территориальных пределах жузов).Территория ханства неоднократно меняла свои очертания под влиянием главнымобразом внешнеполитических событий, но почти всегда в пределах расселенияказахского этноса — отИртышаиКараталадоСырдарьииУрала(Яика),отАлтая и Тянь-Шаня до Каспия и Арала. Хотя, разумеется, в средневековье этнические игосударственные территории казахов, как и других народов региона, какправило не совпадали. Территория Казахского ханства в XV—XVII вв. по данным источников тоговремени была на разных этапах меньше этнической территории казахов,территории их расселения как в оседлых районах, так и в пределах основныхпастбищ и границ кочевых маршрутов Старшего, Среднего и Младшего жузов.Зайн ад-Дин Васифи (XVI в.) в сочинении «Бадаи ал-вакаи», как упоминалосьвыше, термином «Казахстан» называет земли на Чу и Таласе в Юго-ЗападномСемиречье, т. е. район размещения тех казахов, что были подданными хановДжаныбека и Гирея, район возникновения Казахского ханства в егопервоначальных границах'. Автор «Михман-наме-йи Бухара» размещает кочевьяказахов намного западнее, чем Зайн ад-Дин Васифи. Он пишет, что казахи(времени ханов Бурундука и Касыма) кочуют от Итиля (Волги) до Сырдарьи ирасполагаются вдоль нее на зимовку. Обитателями обширной степной территориик северу от Сырдарьи и Арала он называет также мангытов (ногайцев) иузбеков-шайбанидов2. По русскому источнику — «Книге Большому Чертежу» (XVIIв.) «кочевья Казахской Орды» располагались по среднему течению Сырдарьи исевернее ее «на 600 верст», т. е. на Сарысу, в районе Улутау, Сары-Арка. Противоречивость сведений источников о землях Казахского ханства отражаетуспехи и неудачи его правителей в борьбе за укрепление власти на разныхэтапах развития этого государства. Правители ханства вели самостоятельнуювнешнюю политику, их подданные имели мирные контакты, хозяйственно-культурные связи с соседними народами и странами Средней и ЦентральнойАзии, с Российским государством. Нередко эти отношения прерывались краткиминабегами и затяжными войнами. В ходе военных акций, борьбы за пограничныеземли, миграции племен и родов нередко менялись, но в конечном итоге —формировались государственные и этнические территории народов региона.
Важно отметить, что казахские ханы собирали воедино земли, ужеподготовленные к общей государственности и объединению долгимэтнополитическим и хозяйственно-культурным развитием. Развитие государственности местного населения в XIV—XV вв. шло на основепостепенного восстановления хозяйства, городов и земледелия на югеКазахстана, в условиях определенного развития феодальных отношений, наместной этнической основе, хотя и под эгидой Чингизидов, удерживавшихвласть на обширной территории Казахстана в течение более пяти столетий. Нов отличие от монгольских улусов, насильственно объединивших множестворазнородных этнополитических организмов, племен и народностей, пришлагосударственность, основанная на более определенной этнической основе, набазе формировавшихся народностей. Образование государств Ак-Орды (Кок-Орды), Ханства Абулхайра, Могулистана, Ногайской Орды было значительнымэтапом в развитии государственности местного, главным образом, населения, вконечном счете — казахской народности, но наряду с ней — и других народов,формировавшихся частью и на территории этих государств. Оно способствовалозаметной эволюции хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связеймежду кочевым и полукочевым скотоводческим и оседло-земледельческимнаселением. Это, в свою очередь, содействовало общению близких по языку,материальной и духовной культуре этнических групп. В этих государствах быломного общего в вопросах обеспечения их жизнедеятельности — в улуснойсистеме организации кочевого населения, в структурах правящей (ханской)власти, комплектовании вооруженных сил, налоговой системе. В основном этиформы и структуры были взяты из монгольского времени, сохранились они впоследующее время и в Казахском ханстве. Относительно стабильноесуществование в политических рамках упомянутых государств создавалоотдельным этническим коллективам гарантии выживания и развития,возможность, например, долгого и упорного противодействия внешнейагрессии—завоевательной политике эмира Тимура, калмакским тайшам, другимпретендентам на их территорию. Ак-Орда (Кок-Орда), ханство Абулхайра, Могулистан и Ногайская Ордаподготовили условия для последующего генезиса этнически однородныхфеодальных государств в регионе, для более тесной консолидации этническихобщностей — народностей казахской, ногайской, киргизской, отчастиузбекской, уйгурской. Однако вхождение отдельных частей формировавшейся казахской народности внесколько политических образований — государств, а также беспрерывные войныи усобицы Джучидов и феодальной верхушки родов и племен, приводившие кпотере производительных сил, в том числе и людских резервов, кэкономическому упадку, разобщению родственныхэтничсских групп, разрывуполитических и хозяйственных связей, тормозили процесс консолидациинародности. Со всей необходимостью вставала задача преодоления политическойразобщенности этнически близких групп, государственного объединенияказахских племен и родов, фактически уже сложившихся в народность. Решениюее реально способствовало образование Казахского ханства. Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территорииВосточного Дашт-и Кипчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана).Формирование в XIV—XV вв. единого экономического региона на базеестественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевойскотоводческой и осед-ло-землсдсльческой, городской — с тоогово-ремесленнымнаправлением хозяйства, подготовило условия к объединению всех земельрегиона в одной политической структуре. Укрепление экономических,культурных, общественно-политических связей кочевого и оседлогонаселения~способствовало этническому единению казахских родов и племен,фактическому завершению длительного процесса сложения народности. Этиобстоятельства явились объективными причинами и условиями формированиясобственно казахской государственности. Стремление сформировавшейся крупнойэтносоци-альной общности к созданию моногосударственности, к собственнойсоциально-территориальной, государственной организации, характерно нетолько для позднего времени — времени формирования наций, но и длясредневековья, когда завершалось в основном сложение современных народоврегиона Центральной Азии. Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахскогонарода в разных государственных объединениях, связано с именами Джаныбека иГирея. Их династийныс интересы, борьба с другими Чингизидами за власть встепи совпали с интересами различных социальных групп народа, как изродовой знати, так и рядовых тружеников-скотоводов и земледельцев. Ониобъективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданиюсамостоятельного государства. Согласно родословным, помещенным в ряде источников (например, «Таварих-игузида-йи нусрат-наме»), Джаныбек и Гирей были близкими родственниками3. Висточниках, повествующих о действиях этих первых казахских ханов-соправителей в 51)—70-х гг. XV в., нет точного разъяснения, кто из них былглавным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Оба они имели правона власть, один как прямой потомок хана Барака (Джаныбек), другой — какстарший по возрасту (Гирей). Но поскольку в государствах средневековогоКазахстана наряду с постепенно утверждавшимся принципом прямогонаследования ханской власти (от отца к сыну) сохранялся и старый тюрко-монгольский принцип преимущественного права на ханскую власть старшего вроде, то Гирей, как и Джаныбек, тоже мог претендовать на титул хана. Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическимсостоянием двух государств на территории Казахстана— ханства Абулхайра (Государства кочевых узбеков) и Могулистана,исторические судьбы которых во второй половине XV в. завершались упадком иразвалом. В обоих государствах усиливалось экономическое могущество кочевойзнати, росли ее центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов иплемен восточного Дсшт-и Кыпчака и Семиречья стремились к политическойнезависимости или искали покровителя в лице кого-либо из Чингизидов, всередине века продолжавших оспаривать власть ханов Абулхайра(в Государствекочевых узбеков) и Есен-Буги (в Могулистане). Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочениеединого государства, были поддержаны верхушкой казахских родов и племен,так как отражали интересы господствующей прослойки казахского общества.Значительная ее часть сплотилась вокруг Гирся и Джаныбека еще в 40—50-х гг.в южных районах Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи,северной части Туркестана. Пока Абулхайр-хан был занят борьбой заукрепление своей власти в степи, наследники ханов Ак-Орды обеспечивали наюге Казахстана сильную власть. К ним стекались многие недовольныеАбулхайром вожди родов и племен со своими подданными. В руках Джаныбека и Гирея находились городские центры и крепости впредгорьях Каратау и на Сырдарье — Сузак, Сыгнак, Сауран и другие менеекрупные крепости. Поддерживавшие Джаныбека и Гирея кочевые роды и племенаиспытывали значительные трудности в связи с отсутствием возможностисовершать традиционные сезонные перекочевки в степные районы Казахстана,занятые кочевыми подданными Абулхайра. Эти последние, в свою очередь, былилишены возможности прикочевывать на привычные места зимовок в районы Нижнейи Средней Сырдарьи, вести торговый обмен. Враждебные отношения между племенами улуса Шайбана и улуса Орды еще болееусугубились после занятия Абулхайром Сузака, Сыгнака, Аркука, Узгенда, Ак-Кургана в 1446 г. Подданные Джаныбека и Гирея сосредоточились в низовьяхСырдарьи, восточной части предгорий Каратау. От этой политическойразобщенности страдали подданные и Шайбанидов и казахских правителей,поскольку были нарушены традиционные экономические и культурные связи, этно-политическое взаимообщение. Еще более стесненным стало положение казахскихродов и племен, подчиненных Гирею и Джаныбеку, после поражения Абулхайра откалмаков (ойратов) в конце 50-х гг. Еще в 20-х гг. XV в. ойраты стали нападать на Семиречье в поискахпастбищ, добычи, выхода на торговые центры. В 50-х гг. они появились натерритории Туркестана. В 1457 г. Абулхайр-хан потерпел от них жестокоепоражение, бежал с поля боя. Заключив мир с Абулхайром на тяжелых для негоусловиях, ойраты ушли через Чу в свои земли, а Абулхайр принялся жестокимимерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана,расправляясь с непризнавшими его власть Джучидами. Действия Абулхайра вобъятых разбродом и возмущением после пиратского погрома улусах ВосточногоДешт-и Кыпчака, как и неспособность могулистанского хана оградить населениеСемиречья от пиратских орд, привели к еще большему недовольству народныхмасс. Почти незатухавшие усобицы и войны тяжело отражались на положениинародных масс. Военные действия отрывали рядовых кочевников отпроизводительного труда, несли им бедствия и разорение, болезни и гибель.Возмущение народных масс выливалось в характерную для средневековогокочевого общества форму сопротивления — уход, откочевку из-под властисвоего правителя. Начиная с конца 50-х годов XV в. в течение десятилетияпроизошла одна из таких откочевок — массовая передвижка части казахскогонаселения из Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорийКаратау в западную часть Семиречья, на территорию Могулистана. Джаныбек иГирей возглавили роды и племена, уходившие за пределы ханства Абулхайра.Известие об этом впервые появилось в «Тарих-и Рашиди» МухаммадХайдардуглата4. Махмуд бен Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирейотказались повиноваться Абулхайр-хануи мотивировали свой отказ традициейнаследования власти в степи Чингизидами, обеспечивавшей их право какпотомков ханов Ак-Орды на власть в Восточном Дешт-и Кыпчаке3. О том, что бегство недовольного населения было не единичным актом, адлилось в течение многих лет, свидетельствуют данные многих источников.Особенно оноусилилось после смерти Абулхайра в 1468 г. и распада егогосударства: «В то время как они [казахские ханы] благоденствовали там,Узбекский улус после смерти Абулхайр-хана пришел в расстройство; [в нем]начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала кКирай-хану и Джани-бек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей]достигло двухсот тысяч»''. Этим действием народных масс было положеноначало последующему объединению разрозненных групп казахов, в том числе исемиреченских, в одно государство. -Казахское ханство в первое время занимало территорию Западного Семиречья,долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившиеся из Центрального иЮжного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. ПравительМогулистана Есен-Буга не имел реальных сил, чтобы остановитьпередвинувшихся сюда казахов. Он вступил в союз с казахскимипредводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границМогулистана от территориальных претензий Абулхайра, Тимуридов, набеговкалмаков. После смерти Есен-Буги в 1462 г. в Могулистане наступилофактически полное безвластие. В этих условиях возникновение и упрочениеКазахского ханства в Семиречье было вполне закономерным актом. МухаммадХайдар дуглат относит время образования Казахского ханства к 870 г. хиджры(1465—1466 гг.)7. ,В~последующие десятилетия XV— начале XVI вв. Казахское ханствоукрепилось экономически и расширилось территориально, включив значительнуючасть этнической территории казахов. Укрепление Казахского ханствапроисходило в сложной обстановке последних десятилетий XV в., заполненныхвойнами, усобицами, большими и малыми миграциями населения в пределахказахстанско-среднеазиатского региона. Сошло с исторической сцены вВосточном Дешт-и Кипчаке ханство Шайбанида Абулхайр-хана; ушла в прошлоевоенная и политическая мощь государства Тимуридов, на исходе XV и в самомначале XVI вв. окончательно потерявших власть надМЪвсраннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком АбулхайраМухаммадом Шайбани; фактически распался на несколько феодальных владенийМогулистан. В результате окончательного распада Золотой Орды натерриториях, расположенных севернее и западнее казахских степей,вычленились новые государства— Сибирское, Казанское, Астраханское ханства. Казахские ханы сразу же после смерти Абулхайра вмешались в борьбу завласть в степи. Главными их противниками были наследники Абулхайр-хана —его сын Шайх-Хайдар и внуки Мухаммад Шайбани и Махмуд-султан. Союзниками жебыли их давние сторонники Ахмад-хан (потомок Тука-Тимура), Шайбанид Ибак-хан, в 60-х гг. захвативший власть на большей части территории ЗападнойСибири, мангытские (ногайские) мирзы. После гибели сына Абулхайра его внукибежали в Туркестан, где получили помощь тимуридского наместника МухаммадМазид-тархана. Именно в этом регионе разыгрались основные события историиКазахского ханства последней трети XV в., определившие дальнейшие судьбымолодого государства, возможность политического объединения многочисленныхродопле-менных групп, вошедших в казахскую народность, и ее этническойтерритории в одном государстве. Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов вЗападном Семиречье. Ханы Джаныбек и Гирей стремились в первую очередьутвердить права на эти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе нагорода Сузак,Сыгнак и другие. Но главной причиной того, что борьба ханов-джучидов за власть над Восточным Дашт-и Кыпчаком развернулась не столько встепных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическоезначение данного региона. Присырдарьинские города были важными центрамиторгово-экономических связей для населения степных районов; превосходнымидля своего времени крепостями и могли выдержать длительную осаду.Традиционно они являлись административно-политическими центрамипредшествующих государственных образований на территории Казахстана. Землинижнего и среднего течения Сырдарьи были необходимы казахским кочевымплеменам как ценные зимние пастбища. Однако использовать эти пастбища можнобыло, лишь владея ключевыми пунктами этой территории — городами-крепостямиТуркестаном и Каратау. Отмеченные причины, побудившие казахских ханов в первые же годы послесоздания ханства вести борьбу за Присырдарьинские города и Туркестан вцелом, относятся полностью и к их противнику Мухаммаду Шайбани, когда онпытался восстановить власть Шайба-нидов в Восточном Дешт-и Кыпчаке. В своюочередь, Тимуриды Мавераннахра отстаивали захваченные ими когда-то у Ак-Орды города, превращенные в оборонные крепости против кочевников степныхрайонов. Вмешались в борьбу и могульские ханы Юнус и его сын Султан Махмуд,пытавшиеся в условиях упадка Могулистана и ухода из-под их властиказахского Семиречья и киргизсих районов При-тяньшанья заполучить города врайоне юга Казахстана.Казахские ханы в развернувшейся на три десятилетия борьбе обладалинесомненной реальной силой, вокруг них сплотились значительные массыкочевников, у них был прочный тыл в Семиречье, их нередко поддерживалигородские власти и население в Туркестане. Удачными были шаги попривлечению в союзники других претендентов на власть в степи и вТуркестане. Им удалось привлечь на свою сторону и эмира из Ногайской Орды,Муса-мирзу, прежде обещавшего поставить Мухаммада Шайбани «ханом Дсшт-иКыпчака». В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений — под Саура-ном, Сузаком,у перевала Согунлук в горах Каратау, в других местах. Захватывали Ясы(Туркестан), Сыгнак то казахские ханы, то Мухам-мад Шайбани, победы ипоражения выпадали на долю обеих враждующих сторон. В одном из сражениипогиб сын Джаныбек-хана Махмуд-султан. Он был владетелем Сузака, в то времякак его брат Иренчи занимал Сауран. Одним из видных предводителей казахскихвойск в этот период был сын Гирей-хана (правившего примерно до 1473—-74гг.) Бурундук. Одни источники называют его ханом примерно с середины 70-хгодов, другие — с 14УО года''. Во время правления Бурундука приобрелизвестность сын Джаныбек-хана Касым (род. ок. 1455). Он был удачливымполководцем, предводителем конницы, участвовал во многих битвах. В 80—90-е гг. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжаласьтакже с переменным успехом. Казахи, как и узбеки-шайбани-ды, неоднократноосаждали Сыгнак и Ясы, Аркук и Сауран, и нередко осада длилась по несколькумесяцев. Один из эпизодов борьбы завершился сдачей Сыгнака, в которомМухаммад Шайбани оставил часть своего войска. При этом жители Сыгнакамотивировали свои действия тем, что «прежде этот вилайет принадлежалБурундук-хану»9. В другой раз Сауран был сдан Бурундук-хану его жителями;казахам был выдан и находившийся в городе брат Мухаммада Шайбани со всемего окружением. Осада Отрара в конце 90-х гг. закончилась перемирием междуМухаммадом Шайбани и Бурундук-ханом. Итогом борьбы к исходу XV в. было включение в состав Казахского ханствагородов Сузака, Сыгнака, Саурана. Мухаммад Шайбани удержал в своих рукахОтрар, Ясы, Узгенд, Аркук, опираясь на которые, а также на поддерживавшиеего узбекские племена Дешт- и Кыпчака, он смог добиться победы надТимуридами Мавераннахра. У Мухаммада Шайбани для борьбы за власть в степине оказалось реальных сил, фактически он был вынужден ограничиться лишьборьбой за присыр-дарьинскую территорию, так как в первые же годы потерялвсякую возможность утвердить свою власть в бывших владениях своего дедаАбулхайра в степных просторах Казахстана. Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилосьключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XVв. расширились первоначальные границы их государства. В него вошли, помимоЗападного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, районКаратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и СеверногоПриаралья, значительная часть Центрального Казахстана. Многие Джучидыудалились с территории Казахстана искать удачи в Астраханское, Сибирское,Казанское ханства. Под власть казахских ханов переходили все новые и новыеказахские роды и племена; в тесный союз с ними вступили ногайцы. Фактическик началу XVI в. Казахское ханство занимало территорию своей предшественницыАк-Орды (Кок-Орды) и часть Могулистана. Мухаммад Хайдар писал. что «впродолжение всего времени до 940 г. х. (1533—34 гг.) казахи всецеловладычествовали в большей части Узбекистана [т. е. Восточного Дешт-иКыпчака]»'". Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVIв., особенно при хане Касыме (1512—1521 гг.). фактически он стал правитьеще при Бурундуке". С началом его правления власть перешла к потомкамДжаныбека. Еще в период противоборства Бурундука и Касыма Мухаммад Шайбанипредпринял несколько походов на территорию казахов. Казахские султаны такжесовершали набеги на города южной части Туркестана и Мавераннахра. Участникодного из походов Мухаммада Шайбани (1509 г.) Фазлаллах ибн РузбиханИсфахани сообщал об огромном количествен разнообразии захваченной вразграбленном улусе Джаныш-султана добычи. Было захвачено свыше десятитысяч казахских юрт на повозках вместе с домашней утварью, имуществом,одеждой, разными товарами, верховые лошади, коровы, верблюды, овцы,количество которых «сосчитать невозможно»12. Эти сведения позволяют судитьне только об экономическом могуществе казахов, но и больших потерях,которые несли им бесконечные войны. В результате трех походов Шайбанипротив казахов ему удалось временно вытеснить казахских правителей запределы оазисов Туркестана. В следующем, 1510 г. Мухаммад Шайбани вновь пришел к Сыгнаку, но потерпелсокрушительный разгром от войск Касыма; остатки узбеков, разбитые ирассеянные, бежали в Самарканд. В конце этого года Мухаммад Шайбани погиб вХорасане, под Мервом, в битве с шахом Ирана. Для закрепления на Сырдарье Касым выгодно использовал политическуюситуацию в Средней Азии. Борьба потомков Мухаммада Шайбани с ТимуридомЗахир ад-Дин Мухаммад Бабуром отвлекла внимание Шайбанидов от Туркестана.Ряд его южных городов признал власть Бабура. В Сайрам и его окрестности онназначил наместником Катта-Бека. Но вскоре, в 1512г., Шайбанид Убайдаллах-султан одержал верх над Бабуром; наместники последнего были изгнаны из ихвладений. Осажденному в Сайраме Катта-беку удалось оказать сопротивлениеузбекам; он продержался в крепости всю зиму, а ранней весной 1513 г. позвална помощь Касым-хана, находившегося на зимовке на Караталс, обещав сдатьему крепость. Касым принял предложение; Катта-бек уговорил Касым-ханавыступить против Шайбанида Суйундж-ходжи, правившего в то время в Ташкенте.Разграбив окрестности города, казахи возвратились в Сайрам. Касым поддерживал дружеские отношения с ханом Могулистана СултанСаидом.Могульский хан предлагал Касым-хану организовать совместный поход наТашкент в конце лета этого же года, однако Касым уклонился от предложения,сославшись на необходимость «подумать о зимовках, так как [сбор] ипостроение войска в это время неосуществимы»'3.Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствамиказахской территории. Уход Султан Сайда в 1514 г. в Восточный Туркестанобусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье. На западе под еговласть откочевали группы из родов и племен переживавшей кризис НогайскойОрды. Границы ханства расширились до бассейна р. Яик. На юге владения Касым-хана дохо-дилидоСырдарьи, включая Сайрамский вилайет. На севере и северо-востоке владения Касыма простирались далеко за Улутау и оз. Балхаш. Впервые после монгольского завоевания территории Казахстана былиобъединены в одном государстве почти все казахские роды и племена, в томчисле и Семиречья. Число подданных хана Касыма современники (МухаммадХайдар-мирза) определяли миллионом человек. При нем узнали о казахскомгосударстве и в западных странах. Начались посольские контакты Казахскогоханства с Московским государством. Крымский хан в переписке с турецкимивластями высказывал беспокойство по поводу расширения владений казахов взападном направлении. В 20-х гг., после смерти Касыма, междоусобицы султанов-джучи-дов на времяослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник КасымаМамаш-хан. К неблагоприятным факторам жизни ханства относится сложившийсяпротив казахов союз узбекских и могульских правителей. Были потеряныприсырдарьинские города. Туркестанский вилайет оказался в подчиненииШайбанида Убайдаллах-султана. Казахский хан Тахир (1523—1533) потерпелнеудачу в борьбе с Ногайской Ордой, безуспешно пытался отвоеватьсырдарьинские города. Распри заставили Тахира бежать в Семиречье, где всоюзе с киргизами он отражал попытки могульского хана Султана Сайдавосстановить свою власть в этом районе. При хане Буйдаше, брате Тахира,казахи были разбиты в 1537 г. могульским ханом Абд ар-Рашидом. По другим известиям он погиб в битве с узбеками под Сайрамом в 1559 г.Вместе с ним погибли еще 20 казахских султанов. Кадыргали Джалаири отметил,что узбеков в этой битве возглавлял Дервиш-хан, сын шайбанидского правителяТуркестана и Ташкента Барака (Нау-руз-Ахмед-хана). Практически до конца XVIв. присырдарьинские города Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (так сталназываться с XVI в. город Ясы) и другие входили в состав государстваШайбацидов Маве-раннахра. Казахское ханство было ограничено в этот период сюга по линии низовий Сырдарьи и Каратау. Основными направлениямиполитической активности ханов казахов второй трети XVI в. были юго-восток,где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад исевер, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами,башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этих направленияхвидного казахского хана Хакк-Назара (1538—1580). Он боролся против ойратови могульского' хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли навостоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирскогохана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханомАбдаллахом. Хакк-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшиеогромную территорию Казахского ханства при его отце Касыме. Но в условияхтяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом сталаневыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Русскоегосударство после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского »н(.ч в. В казанскиестепи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские титары, на ci>j))-дарье появилиськаракалпаки. В Семиречье, тем временем, земли занимали,тесня казаховСтаршего жуза,ойраты (джунгары). В какой-то период казахские властиконтролировали лишь территории к югу от Улутау, на Сарысу, в СеверномПриаральс, Каратау, в Западном Семиречье, примерно в пределах, показанных в..Книге Большому Чертежу».^раницы ханства менялись, таким образом, нетолько в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед илипоражений ханов, но, в основном, от внешнеполитических обстоятельств. В тоже время часть казахов оставалась в местах своего обитания и попадала вподчинение соседних государств и правителеи. Казахи, проживавшие натерритории Туркестана, подчинялись узбекскому хану Бараку, его сыну Баба-султану. Особенно часто переходило под власть других правителей кочевоескотоводческое население степных пространств, например, казахские родыкочевали ни территории Сибирского ханства, выходили в Бар.юинскис степи.населенные в то время чатскими татарами. Перемежались кочевья казахов иойратов на землях Восточного Казахстана и Джунгарии в зависимости отвоенных успехов предводителей тех или других народов. А под власть Хакк-Назара на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходила часть ногайцев,растворившихся затем в казахском Младшем жузе. Процесс включения в состав Казахского государства западных земель,входивших после распада Золотой Орды в состав Ногайской Орды, был сложным идлительным. В середине XVI в. на Эмбе освободилась от Ногайской Орды,находившейся в состоянии упадка и разброда, и фактически быласамостоятельной до начала XVII в. Алтаульская Орда14. Хакк-Назар-хануудалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и полевобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. Внамерениях его было продвинуться и далее на запад15. Однако на западных,как и северных границах Казахского ханства препятствием для их расширениястало Русское государство. ВЮжном Казахстане Хакк-Назар-хан попытался раздвинутьзам-кнутый кругсвоих владений, не имевшихвыхода к торгово-ремеслен-ным и земледельческимцентрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание на право владениянесколькими городами в Туркестанском вилайете. Баба-султан тоже искалпомощи у казахского хана и тоже обещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы иСауран», но сам же убил прибывших к нему на переговоры казахских султанов,в том числе двух сыновей Хакк-Назара. Вскоре погиб и сам Хакк-Назар.Ханом казахов стал Шигай (1580—1582), потомок хана Джаныбе-ка. Он со своимисыновьями также оказал поддержку узбекскому хану в борьбе с Баба-султаном,в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. черезТуркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. Наобратном пути Баба-султан был убит казахским султаном Таваккулом(Тевеккелсм), сыном Ши-гая. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, гдеон поставил своих наместников. Казахским же правителям в награду за помощьдостались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны были другие путидля закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиленияханства. В 1586 г. Таваккул захватил ряд городов в Туркестане, пытался взятьТашкент. В период с 1586 до 1594 г. ему пришлось утверждать свое право наханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьямиХакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможностьвоенного союза для борьбы с узбекским ханом, Таваккул-хан в 1598 г.предпринял новый поход в Среднюю Азию, в одном из сражений разбил войскоАбдаллаха, вернулся в Туркестан. В этом же году, используя мирнуюобстановку на северо-западных границах своего государства и междоусобицуШайбанидов в Средней Азии, замену этой династии новой династиейАштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сыр-дарьинскиегорода. Предприняв новый поход в Среднюю Азию, Таваккул-хан занял городаАхси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том жегоду в Ташкенте. По договору нового казахского хана Есима (1598—1628), сынаШигай-хана, с представителем Аштарханидов в состав Казахского ханства вошлиТуркестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое времяФергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминаниеимени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте,отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.). Казахские правителинарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVIIв. между казахскими и узбекскими ханами. Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческиерайоны Южного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени всостав казахского государства окончательно вошел этот регион и на двестилет Ташкент16. ^Длительные войны на территории присырдарьинских городов вели к разорениюместного населения, упадку городского хозяйства, разрушению ирригационнойсистемы, сокращению'земледелия. Военные действия, грабительские набегипротивников нарушали торговлю и отрицательно сказывались на экономическомположении в степных скотоводческих районах. С вхождением Южного Казахстанакак развитого хозяйственно-культурного региона в состав единого государствапредоставилась возможность преодолеть эти негативные явления.В XVII в. внутриполитическая жизнь в Казахстане не отличаласьстабильностью. Казахское ханство все более распадалось на части,усиливались феодальные распри. Различные группы кочевой знати соперничалимежду собой. На юге фактически утвердились два хана. Преемник Таваккула ханЕсим сделал своей столицей город Туркестан.зВ Ташкенте объявил себянезависимым ханом Турсун-Мухаммад, сын султана Джалима (родословная егонеизвестна). Постепенно в каждом из трех жузов появились самостоятельныеханы. Осложнилось внешнее положение Казахского ханства, на всех егорубежах, особенно на южных и восточных. Бухарский хан Имамкули пыталсяотобрать Ташкент, поддерживал сепаратизм отдельных султанов. В 1612 г., в ответ на набеги казахских войск на окрестности Бухары,Имамкули-хан предпринял поход на казахские земли, прошел Туркестан «докрайних пределов Ашпары и Каратау»,разграбив несколько городов и селений. ВТашкенте он поставил наместником своего сына, который был вскоре свергнут иубит. В ответ Имамкули устроил кровавую резню в городе. В своих притязанияхна Ташкент он пользовался враждой двух казахских ханов. В 1627 г. Турсун-Мухам-мад был убит Есим-ханом. Есим умер годом позже. Бухарские войскавновь заняли Ташкент. Однако наследнику Есим-хана, его сыну Джангируудалось убедить бухарского правителя в необходимости военного союза дляотражения общей опасности с востока — нашествия ойратов. С образованием в 1635 г. Джунгарского ханства возросла опасность захватаойратами казахских земель в Прииртышье и Семиречье. ТеснимыеЦинскойимперией, в поисках пастбищ и выхода к торгово-ремесленным центрамюга Казахстана и Средней Азии, они не ослабляли давления на казахскиеземли. Уже в 20-х гг. XVII в. большие массы ойратов кочевали по Оми,Тоболу, Ишиму, Иртышу. На Или и Таласе ойраты располагались на зимовки.Казахи были потеснены в южном и западном направлении, где пришли встолкновение с обитавшими на своих землях узбеками, каракалпаками,ногайцами, башкирами. В 1644 г. хан Джангир, который выступил совместно ссамаркандским войском во главе с Жалантос-батыром, разбил один изджунгарских отрядов. В 80-х гг. XVII в. джунгарская армия под командованиемхунтайджи Галдана вторглась в Семиречье и Южный Казахстан. Были разгромленынесколько казахских улусов, захвачено девять городов; среди них источникиназывают Сайрам, Манкент, Карасман, Шымкент, Ташкент и др. Жители Сайрамаоказали достойное сопротивление; был убит оставленный Галданом наместник,что вызвало повторное вторжение ойратской армии в Южный Казахстан. Сайрамбыл взят и разрушен; часть его жителей была уведена в Джунгарию и ВосточныйТуркестан17. .^Укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке (1680—1718),союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиск джунгарна казахские земли. Во время их нападения в 1680 г. на Южный Казахстантолько город Туркестан не был разграблен джунгарами, так как в немнаходился с войсками хан Тауке. Джунгарские погромы были одной изсущественных причин постепенного угасания жизни городов на юге Казахстана.Набеги джунгар перерезали важные торговые пути, наносили большой ущербхозяйству мирного населения.Тяжелая экономическая и политическая обстановка в Казахстане былаобусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями справителями Средней Азии. Состояние раздробленности и ослабление Казахскогоханства сказывалось на целостности не только государственной, подвластнойханам, территории, но и этнической. Раздоры соперничавших за власть иподданных, за пастбищные земли и города ханов, султанов, группировокаристократии племен замедляли темпы общественно-культурного развития,мешали созданию условий для упрочения государственности на территорииКазахстана, для эффективной защиты с ее помощью коренных земель народа.ХануТауке удалось несколько нормализовать политическую ситуацию враспадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитетаханской власти, преодоления сепаратизма знати, консолидации народа. При нембыл составлен свод норм обычного права «Жеты-Жаргы», определивший основныепринципы правопорядка и государственного устройства. Он искал пути союза имирных отношений с соседними государствами. Но относительное спокойствие продолжалось недолго. Набеги джунгар наказахские земли происходили в 1710/11, в 171 Зи1718 годах. В 1724/25 гг.джунгары разгромили города Туркестан и Ташкент, а 1723 год — год «Великогобедствия» разметал часть казахов далеко за пределы их этническойтерритории. Многие бежали в Среднюю Азию, что не могло не обостритьотношений с местным населением;другие откочевали на запад, на Эмбу, до Яика, Ори и Уя, потеснив из ихокрестностей ногайцев, башкир, волжских калмыков, да и своих же сородичей,казахов Младшего жуза. Каждый из упомянутых народов пытался отстоять своиземли, невольно принимая на себя давление мигрантов, в свою очередь,пострадавших от более сильного противника. Все большему давлению,экономическому и политическому, подвергались казахские племена и родыСреднего жуза со стороны русских властей, утвердившихся в Южной Сибири, натерритории Прииртышья, на землях Алтая. Массовые потери скота и пастбищпривели к значительному обострению хозяйственного кризиса в Старшем иСреднем жузах. Сокращение подвластной территории и числа подданныхослабляли позиции ханов, усиливались вражда и раздоры. В труднойэкономической и политической обстановке встал вопрос о принятии российскогоподданства. Дальнейшие этапы политической. экономической и этнокультурнойистории казахов связаны со временем колонизации Россией казахских земель.§ 2. Экономика и культура В XV—XVII вв. у казахов степных районов в качестве преобладающейсохранялась исторически сложившаяся, соответствовавшая природно-климатическим условиям зоны сухих степей и полупустынь отрасль хозяйства —кочевое и полукочевое скотоводство. Основными видами скота были овцы,лошади, верблюды. Крупный рогатый скот разводился в небольшом количестве,главным образом в местах оседлости18. Закрепились ранее сложившиеся маршруты и годичные циклы кочевания сосменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кстау). При этом каждыйрод, который мог состоять из десятков, а нередко и более сотни аулов,традиционно кочевал в пределах определенной географической зоны.Протяженность кочевий была от 200—300 км на юге и в Семиречье до 800—1000км в меридиональном направлении в степных районах. Выбор места кочевий,конечно, зависел не только от традиций и хозяйственных нужд, но и отполитических условий в ханстве. Экстенсивное кочевое скотоводство требовало обширных пастбищных угодий, иих постоянная нехватка вызывала войны и распри с соседями. Скотоводствочрезвычайно зависело от природных условий. Заготовка кормов не производилась, зимой скот находился на подножномкорму. Ибн Рузбихан, например, отмечая ценность сыр-дарьинских земель длякочевников, писал, что все окрестности Сей-хуна покрыты «камышом, богатыкормами для скота и топливом». В суровые зимы нередко происходил массовыйпадеж скота, кочевники-скотоводы разорялись, многие переходили к оседлости. Хотя и медленно, сами формы ведения кочевого скотоводства и егопродуктивность улучшались; в благоприятные годы (как со стороны погоды, таки со стороны политических условий жизни населения) интенсивно рослопоголовье скота. Сохранялись и постоянно совершенствовались отработанныевеками навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов, юрта, атакже хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания иобработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство вомногом обеспечивало жизнь казахской семьи. Онодавало казахам продуктыпитания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты,транспортные средства для перекочевок. Конь был незаменим в военных походахи сражениях. Кочевники-скотоводызанималисьдомашними промыслами, глав-ным образом, попереработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду,обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотя хозяйство казахов оставалось восновном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена натовары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами. Нарынки городов Туркестана — Сыгнака, Саурана, Ясы и др.— кочевники-скотоводыпригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также холодноеоружие, изделия из дерева, главным образом из березы, в частности арбы,тахты и посуду; продавали пушнину, меховые шубы и шапки19. В обмен скотоводы получали в городах Туркестана разнообразные товары:хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного производства иметаллического, готовые изделия из тканей и кожи — халаты, шали, головныеуборы, обувь, детали конского убранства, а также разную домашнюю утварь,оружие, украшения из драгоценных металлов, зеркала и многое другое. Вторговле участвовали и казахи:«Их (казахов) купцы постоянно посещали и посещают страны ислама, равно икупцы этих стран ездят к ним»20. Самым твердым, постоянным и массовым укочевников был спрос на зерно — пшеницу, просо, ячмень, на другие продуктыземледелия и садоводства и особенно на ткани (карбас).Казахи знали оседлое и полуоседлое земледелие и городскую культуру,особенно в южных и юго-восточных районах Казахстана. Постоянная связькочевого хозяйства населения степных районов и районов оседлого земледелияи городского хозяйства была неотъемлемой чертой экономической жизниказахского общества. Оседло-земледельческое население городов и оазисовТуркестана, смешанное в этническом отношении, находилось в постоянномхозяйственно-культурном взаимодействии со скотоводческим населением степи.В свою очередь, и непосредственно кочевниками в местах зимовок создавалисьочаги земледелия, оседлые и полуоседлые поселе ния, при этом земледелиемзанимались по большей части лишившиеся скота и возможности кочевать бедняки-жатаки. Оседание казахов-кочевников происходило в зоне присырдарьин-ских оазисови в западной части Семиречья более интенсивно, чем в каких-либо другихместах государства. 'Процесс оседания казахов в XVI в. на этой территориибыл зафиксирован в документальных материалах (жалованных грамотах).Кочевавшие прежде аймаки (род, племя), по одной из таких грамот,подразделяются на «живущих [постоянно] в селениях (дихнишин), [полуоседло]в кишлаках (киш-лакнишин) и кочующих (сахранишин)». Упомянуты также кочевыеплемена (илатийа)21. В городах часто жили ханы со своим двором и войском,особенно после вхождения территории Туркестана в состав Казахского ханства.Контроль над городами позволял создать в целом на казахской территорииболее прочную экономическую систему, базировавшуюся на двухвзаимодополняющих хозяйственных укладах — кочевом скотоводческом и оседло-земледельческом, городском. Во второй половине XV—XVII вв., в эпоху Казахского ханства, в ЮжномКазахстане продолжала развиваться городская жизнь. Ибн Рузбихан упоминает о«тридцати крепостях Туркестана». Наименования более двадцати из нихвстречаются в источниках; число городищ, обнаруженных археологами,превышает эту цифру. На правобережье Сырдарьи и ее притоков это были Ясы(Туркестан), Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Икан, на левом берегу — Аркук,Узгенд, Аккурган, Куджан, на северных склонах Каратау — Сузак, Кумкент идр. Культурными и экономическими центрами были лишь 5—6 наиболее крупных изперечисленных «крепостей Туркестана», что, впрочем, и немало для такойнебольшой территории, если принять во внимание ограниченность средневековойэкономики, ее натуральный характер, относительную малочисленность населенияи другие факторы. Присырдарьинские города в период становления и укрепления казахскойгосударственности играли в жизни населения Казахстана многоплановую роль22.Сыгнак, например, был «торговой гаванью» для восточного Дешт- и Кыпчака23.Он был столицей первых казахских правителей. Ясы (Туркестан) продолжалоставаться известным торговым пунктом, центром крупного земледельческогоокруга. На рубеже XVI—XVII вв. этот город стал столицей Казахского ханства,он был и главным религиозным центром для всего Туркестана и прилегающейказахской степи. Отрар сложился в крупный торгово-ремесленный центр южно-казахстанскихземель. Как и Ясы, он в XVI в. долгое время был местомпребывания шайбанидских наместников в Туркестанском вилайете, укрывавшихсяот своих степных недругов за прочными стенами от-рарской крепости.Доминирующее положение Отрара хорошо понимали современники, оставившиемногочисленные свидетельства в источниках о борьбе за этот город, владениекоторым обеспечивало власть над втей областью. Сауран был известен в XVI в. целой системой оборонительных сооружений,среди которых Хафиз Таныш называет высокие крепостные стены с башнями,крепостной вал, глубокий ров, «подобный реке»; этот город упомянут Зайн-адДином Васифи в связи со строительством в нем в XVI в. медресе — «выдающегося архитектурного сооружения»,а также строительством и эксплуатацией особых оросительных сооружений —кяризов, устройством на одном из них чахар-бага — загородной усадьбы ссадами и виноградниками. Сайрам был хорошо укрепленной крепостью, крупнымторгбво-ремесленным центром на юге Казахстана, на стыке торговых и военныхпутей из Мавераннахра в Туркестан и Семиречье; этот город являлсяадминистративным центром самостоятельного вилайета, в источникахупоминавшегося наряду с Туркестанским вилайетом. Сузак на северных склонах Каратау постоянно был главной опорой,стратегическим пунктом правителей Казахского ханства как в борьбе за властьв степных районах, так и за города в Туркестане. Сузак был не толькохорошей крепостью, но и торговым, ремесленным центром, выдвинутым в степь.В районе Сузака отмечены источниками иисследованы археологами другиеоседлые казахские поселения: городище Культобе, Ран, Тастобе, Таскорган,Коктобе. Одни из них были крепостями, другие — земледельческимипоселениями. В хозяйственной жизни городского населения Туркестана как крупных, так имелких городов, большую роль играли занятия сельским трудом. Полуаграрныйхарактер городов отмечают исследователи по археологическим материалам и поданным письменных источников. Города были окружены садами и огородами,бахчами и виноградниками, полями и пастбищами. Земледелием иживотноводством занимались не только жители ближних и дальних селений, но исами горожане. Каждый из городов был центром обширного земледельческого района сразвитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другойсельскохозяйственной продукции. В XVI— первой половине XVII вв.искусственное орошение продолжало развиваться в больших размерах, чем этобыло прежде-4. В одних местах оно основывалось на выведенных из Сырдарьикрупных каналах, в других — на многочисленных арыках из горных речек,стекавших с Каратау, в третьих — применялась кяризная система. В городах имелись ремесленные кварталы, развивались ремесла —керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое,кожевенное, ювелирное, строительное дело25. В городах Туркестана XV—XVI вв.была развита фортификационная система. Крепостные сооружения, способныевыдерживать длительную осаду, во время бесчисленных войн подвергалисьразрушениям и вновь восстанавливались трудом мастеров. Вместе с ними и подих прикрытием в то неспокойное время средневековья строились жилыепостройки, культовые и общественные здания — мечети, медресе, мазары, бани,дуканы, крытые рынки, караван-сараи.В городах и оазисах Южного Казахстана существовал в позднее / средневековьеемкий и стабильный рынок, основанный на постоян- '' ном и взаимном спросена продукцию земледельцев и ремесленников как внутри самого региона, междуобитателями городов и селений, так и между ними — с одной стороны икочевниками-скотоводами — с другой. Торговля была одной из наиболеесущественных сторон жизнедеятельности туркестанских городов, таких, какСыгнак, Ясы, Сайрам. В этих городах чеканилась монета. Источники упоминаюто наличии там крупных базаров и многочисленныхдуканов. Благоприятнаяполитическая обстановка, прекращение войн и усобиц в период возвышенияКазахского ханства, особенно при Касым-хане, Хакк-Назар-хане, Тауке-ханс,способствовали развитию городов и торговли. Поддерживались оживленныеторговые связи со Средней Азией, Восточным Туркестаном. Русскимгосударством. Через территорию казахского государства пролегала сетькараванных дорог. К рубежу XVII—XVIII вв. в связи с ростом феодальных усобиц, джунгарскихнабегов города на юге Казахстана пришли в упадок, что нанесло удар показахской экономике в целом. Общественные отношения у казахов в XV—XVII вв. большинство исследователейсчитают патриархально-феодальными. При этом отмечается большая степеньразвитости феодальных отношений в экономически более развитыхземледельческих районах Южного Казахстана, чем в степных районах, гдепреобладало экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство, а общественнаяжизнь, социальные отношения сохраняли множество патриархально-родовых,патриархально-общинных элементов и пережитков. Фактически казахскоеобщество и казахская государственность базировались на двух социально-экономических укладах, что давало им большую устойчивость и стабильность. Следует иметь в виду, что в позднее средневековье на формированиисоциально-экономического устройства казахского общества весьма ощутимо всееще сказывались последствия происшедшего в период монгольского господствасокращения в Южном Казахстане и пол него упадка в Юго-Восточном Казахстанегородской культуры и земледелия, усиления удельного веса кочевогоскотоводческого хозяйства. Изменение экономической базы сказалось натрансформации общественных отношений в целом в сторону патриархальности. В степных районах господствовала общинная форма землепользования. Правопользования пастбищами принадлежало всем членам кочевого рода или общины,при этом родоплеменная организация общества скрывала фактически неравноеотношение родоплемен-ной знати и рядовых кочевников к земле, к пастбищу.Знать имела право распоряжаться кочевьями, использовать для своих отар итабунов, для скота своих приближенных лучшие из пастбищ, лучшие места дляохоты. Скот находился в частной и семейной собственности. Им владела и высшаяаристократия, и вожди племен и родов, и рядовые члены рода. Скот былглавным мерилом богатства кочевников, их имущественного положения. Вполне естественно, что, обладая огромными стадами, исчислявшимися, посведениям Ибн Рузбихана и Мухаммада Хайдара26, в несколько десятков и дажесотен тысяч голов, правящая аристократия присваивала себе правофактического распоряжения пастбищами. В неравном отношении к земленаходились и племена и роды в целом. Среди них различались болеемногочисленные, привилегированные, были и мелкие, бедные, незначительные.Лучшие пастбища и территории для зимовок издавна были заняты болеемогущественными родами и племенами. В целом вся территория ханствасчиталась принадлежащей правящемуроду Чингизидов. Верховным распорядителем земель был хан, разделявший их между султанами или подтверждавшийих право на землю (юрт) для улуса. «В каждом известном улусе,— писал ИбнРузбихан Исфахани,— есть |свой] полновластный султан из потомков Чингис-хана, который со своим народом пребывает в какой-либо местности, старинномюрте. [Султаны] сидят там до сих пор еще со времени Ючи-хана (Джучи-хана) иШибан-хана и пользуются пастбищами. Точно так же они располагаются изанимают места по ясе | Чингис-хана]27. Следовательно, не только впредставлении масс кочевого населения земля, по которой они передвигалисьсо своим скотом, находилась в собственности правящей династии, но и насамом деле это ее право было узаконено юридически, подтверждено традицией,обычаем. Другое дело, что право это той или иной ветви Чингизидов, как обэтом говорилось выше, надо было отвоевывать в упорной борьбе. Специфическиеформы присвоения земель в кочевых районах в XV—XVII вв. продолжалитрадиции, сложившиеся издавна; их сохранение и закрепление было выгодно дляправящей верхушки. В южных районах Казахстана сложились устойчивые формы феодальногоусловного землевладения и земельной собственности. Отсюда, из зоныприсырдарьинских городов, шел процесс феодализации казахского общества,здесь кочевники втягивались в более сложные общественные отношения.Источники называют такие формы землевладения и собственности, каксойургал,икта, мильк, вакф и др. Город и его земледельческая округа былиподчинены власти удельного правителя — владельца сойургала, т. е.пожалования на условиях военной или гражданской службы. Так было приТимуридах, Шайба-нидах. С вхождением территории Южного Казахстана в составКазах-ского ханства, как раньше в состав Ак-Орды, ханства Абулхайра,присырдарьинские города с их земледельческой округой раздавались вовладение ближайшим родственникам хана, представителям кочевой знати. В борьбе за власть у ханов постоянно возникала необходимость поддержкиблизкой к ним военной аристократии, вождей кочевых племен за счет земельныхпожалований. Им не только предоставлялись пастбищные территории в степи, нои передавались в уделы целые города или крупные участки обрабатываемойземли с оросительными каналами, вместе с сидящими на этой земле крестьянами(райатами). Кочевая знать тяготела к городам, политически и экономическиэксплуатируя их. Получая от хана тарханные права, владелец пожалованиясобирал в свою пользу налоги с земледельцев, ремесленников, торговцев.Сойургал был распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением.Большую роль в сырдарьинских городах и оазисах играло мусульманскоедуховенство — шайх уль-ислам,садры, казии, шайхи, муллы, мутавалли идругие, оказывавшие правителям всяческую поддержку и получавшие от нихбольшие привилегии, пожалования земель, водных источников, оросительныхсооружений в вакф вместе с налоговым иммунитетом. Мусульманскоедуховенство, как и часть светских лиц, владело также значительнымиземельными участками обрабатываемых и пастбищных земель на правах частнойсобственности (мильк). Экономическое могущество духовной знати было основойсе политической силы и идеологического влияния на массы, содействовалораспространению мусульманской религии в степных районах. В основе деления казахского общества на сословие-классовые группы лежалоне столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. Квысшему аристократическому сословию— ак-суйек (белая кость) относилисьЧингизиды: ханы, султаны, огланы или торе, а также ходжи. Чингизиды непринадлежали ни к каким казахским родам и племенам, они составляли правящуюгруппу общества. «Каждый род великих и именитых людей из потомковЧингисхана называют султанами, а того, кто знатнее их всех, именуют ханом,то есть самым великим из государей и правителем их, которому они оказываютпокорность»^. Каждый султан мог претендовать на ханский титул, на улус—определенное число родов и племен. В своих улусах султанам принадлежала всяполнота власти, административной и судебной, они освобождались от несенияповинностей в пользу хана. Все остальное население ханства относилось к низшему сословию — кара-суйск (черная кость), независимо от имущественного положе-ния. В этосословие входили предводители родов и племен — бии (от старого тюркскоготермина бек, равного по значению монгольскому нойон и арабскому эмир). Висточниках среди представителей казахской военно-кочевой знати упоминаютсяэмиры и беки разных рангов: минбеги, мирхазаре — «тысячник», йузбеги —«сотник» и др. Позднее термин бий также означал лицо, выполнявшее судебныефункции, обладавшее юридическими знаниями. Термин «бай» применялся, по Ибн Рузбихану, ко всякому лицу, обладавшемубогатством, будь оно происхождением из султанов, или родоплеменной знати(биев), или из рядовых членов племени. Постепенно баи стали составлятьособую социальную категорию казахского общества, наиболее многочисленныйслой класса феодалов. Рядовые кочевники-скотоводы (шаруа), земледельцы —жатаки и простыегорожане, мелкие торговцы и ремесленники, сельские жители оазисов,составлявшие единое податное сословие (райаты), были обязаны платитьмногочисленные налоги и поборы: зякет, согум, сыбага, бийлык — соскотоводов; ушр, тагар, бадж и харадж — с земледельцев и ремесленников,исполнять повинности и отработки:саун — отдача скота на выпас рядовым кочевникам, а также коналга, джамалга,мардикар и др. Исключительно тяжелой была воинская повинность. В сущности, каждыйрядовой кочевник считался воином и в любое время был обязан явиться «коннои оружно» к султану или ханудля выступления в поход или отражения набеганеприятеля. Воинская доблесть считалась высшим достоинством кочевника.Выходцы из рядовых воинов, прославившиеся своими ратными подвигами, моглипродвинуться вверх по социальной лестнице и занять свое место в сословиибаты-ров. Последние играли важную роль в социальной иерархии казахскогообщества. Значительная их часть своим происхождением и имущественнымположением относилась к состоятельной военно-кочевой знати. Надо отметить,что рядовые кочевники, хотя и выполняли указанные выше обязанности иповинности в пользу своих правителей, тем не менее формально были свободными, независимыми, хотя инебогатыми членами своего рода и племени. На политико-административном устройстве Казахского ханства сказываласьспецифика патриархально-феодальных отношений. Оно не сложилось вцентрализованное государство. Ханство состояло из нескольких крупныхадминистративных единиц — улусов во главе с султанами-чингизидами изханского рода. Территория улуса называлась юртом. По Ибн РузбихануИсфахани, в начале XVI в. таких крупных улусов насчитывалось около десятка.Каждый улус состоял примерно из десятка тысяч семей. Несколько семейсоставляли колено (фирке). Определенное количество колен составляло род илиплемя (таифе). Хан, стоявший во главе государства, совмещал в своем лицегражданскую, административную и военную власть, осуществляя при этомверховные полномочия. В улусах и племенах эти же функции выполняли султаныи бии. К городской верхушке относились чиновники местной администрации —вазиры, вакили, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиеся ханами и удельнымиправителями. Служащие более низкого ранга занимались сбором налогов,надзором за ирригационной системой, несли городскую полицейскую службу и т.д. В целом развитый административный аппарат в Казахском ханстве несложился. При хане был совет из улусных султанов и вождей кочевых племен.Ежегодно они собирались на курултай для решения общих вопросов жизниханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальных спорови т. п. Система государственного управления была основана на обычном праве(адат). Наряду с адатом действовали нормы мусульманского права. Нормыобычного права были кодифицированы и дополнены в конце XVII в. при ханеТауке в виде единого свода под названием «Жеты-Жаргы» (Семь установлении).Этот свод законов содержит нормы административного, уголовного,гражданского права, положение о налогах, религиозных воззрениях и т. д.Определялся порядок управления ханством, узаконивались различные сборы впользу хана и биев, устанавливались наказания за совершенные преступления.В целом нормы обычного права были приспособлены для защиты собственности,охраны привилегий казахской знати. В составлении Жеты-Жаргы участвовалипредставители всех казахских жузов29.Традиционные род оплеменные институты кочевого общества яви-лись готовойформой организации власти господствовавшего класса и административногоуправления, так же, как древние формы отношений между родовой массой истарейшинами, которые выражались в приношениях и общих работах,превратились в феодальные по существу формы эксплуатации — упомянутый вышепродуктовый налог и трудовая повинность. Оценка уровня развития социально-экономических отношений, на котором находилось казахское общество в позднеесредневековье, как патриархально-феодальных отношений (в рамках феодальнойформации), а сложившейся казахской государственности — как феодальной, привсей упомянутой выше специфике, расходится с оценкой ряда исследователей,считающих, что кочевое общество в своем развитии может подойти только куровню раннеклассового общества, а государственность может быть достигнутакочевниками только при завоевании ими земледельческих и городских обществ.Более того, высказана гипотеза о существовании кочевого (номадного) способапроизводства, при этом номады — кочевые и полукочевые скотоводы —достигаютв своем социально-экономическом развитии только прсдклассового уровня3".Историческая реальность, в частности казахского этноса, состоит, однако, втом, что, во-первых, казахи-кочевники и полукочевники знали не толькоимущественную, но и сословие-классовую дифференциацию, а, во-вторых,казахи, как и протоказахские племена и народы, занимались не только чистокочевым скотоводством, но знали и оседлое и полуоседлое земледелие, игородскую культуру, а районы Южного Казахстана—районы земледельческой игородской культуры с довольно развитыми классовыми (феодальными)отношениями — были этнической территорией казахского народа. В XV—XVII вв. развивалась самобытная культура казахского народа.Закрепились основные особенности материальной и духовной культуры казахов —в типах жилья, его убранстве и утвари, в одежде и пище, в обрядах иобычаях, в художественных промыслах и устном народном творчестве. В нихорганически были восприняты культурные ценности предшествующих племен инародностей, обитавших на территории Казахстана. Архитектурные комплексы Сыгнака и Саурана, Ясы и Отрара, мавзолеиДжаныбека, Касыма в Сарайчике; Казангапа в районе Улутау, мазары наМангышлаке, в низовьях Сырдарьи и в предгорьях Каратау отличалисьсвоеобразием, строгостью и выразительностью архитектурных форм. Изделия домашних промыслов и прикладного искусства — тонкоорнаментированные предметы конского снаряжения, юрты, искусно выделанныепредметы их убранства, предметы домашнего обихода (ковры, кошмы, вышивки,циновки, посуда), нарядная женская одежда и украшения — все этосвидетельствует о высоком уровне своеобразной материальной культуры народа. Широко развивалось в XV—XVII вв. устное поэтическое творчество казахов.Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса«Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» «Камбар-ба-тыр» и др., социально-бытовыепоэмы «Козы-Корпеш и Баян Сулу», «Кыз-Жибек» и др., слагались обрядовыепесни и сказки. Предания сохранили имена представителей казахской устнойпоэзии: Шалки-из-жырау (XV в), Доспамбет-жырау (XVI в.), Жиембет (XVII в.).В песнях, поэмах, эпических сказаниях прославлялись самоотверженность иподвиги батыров в защите родины, рассказывалось о жизни и быте народа.Талантливые музыканты создавали инструментальные произведения (кюи) наэпические, исторические, сказочные и бытовые темы. В XVI—XVII вв.письменная литература на казахском языке была распространена в виде книгрелигиозного и историко-легендарного содержания, создавались историческиесочинения и генеалогии (шежре). Наиболее важным памятником казахскойисторической литературы XVII в. является сочинение Кадыргали Джала-ири«Джами ат-таварих». Ислам в этот период глубоко укоренился в городах Южного Казахстана, в томчисле среди казахов, живущих в этом регионе. Правящаяказахская элита в полном объеме исповедовала ислам и стремиласьраспространить его среди своих подданных. Однако в низах догмы ислама неполучили широкого распространения, большинство народа придерживалосьдоисламских верований, основанных на культе тенгри, поклонении солнцу,предкам, духу земли и духу воды, огню. Наряду с языческими обрядами всебольшее распространение получали и мусульманские обряды.




Похожие:

Казахское ханство в XV-XVII вв iconКазахское ханство в XV-XVII вв
ИртышаиКараталадоСырдарьииУрала(Яика),отАлтая и Тянь-Шаня до Каспия и Арала. Хотя, разумеется, в средневековье этничес­кие и государственные...
Казахское ханство в XV-XVII вв iconКрымское ханство

Казахское ханство в XV-XVII вв iconСодержание курса литература XVII века I. XVII
Европы в XVII веке. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля,...
Казахское ханство в XV-XVII вв iconУрок по теме «Россия в XVII веке». Используемый умк
Программа: История России XVII-XVIII в в. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина – М., «Просвещение», 2009
Казахское ханство в XV-XVII вв iconУрока истории в седьмом классе на тему: Россия в XVII столетии
Программа: История России XVII-XVIII в в. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина – М., «Просвещение», 2009
Казахское ханство в XV-XVII вв iconКрымское ханство
В степной части полуострова неоднократно происходила смена одних тюркоязычных кочевых этносов другими. С середины XI до 20-х гг....
Казахское ханство в XV-XVII вв iconОбраз Дон Жуана в світовій літературі XVII століття
Про стан вивчення зарубіжної літератури XVII століття у сучасному літературознавстві
Казахское ханство в XV-XVII вв iconДержавність І культурні традиції у XVII-XVIII ст
Боротьба за національно-релігійні права, яка пожвавилася у останніх десятиріччях XVI і на самому початку XVII ст., супроводжувалася...
Казахское ханство в XV-XVII вв iconКурсовая работа Тема: Мужские неканонические имена XVII века
I. изучение природы антропонимики и семантическиХ типов антропонимов на базе тобольских памятников XVII века
Казахское ханство в XV-XVII вв iconПлан: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII – XVIII веков
«Образование и воспитание к началу Нового времени. Зарождение педагогики как науки (XVII в). Педагогическая деятельность В. Ратке,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы