Эрос Древнего Китая icon

Эрос Древнего Китая



НазваниеЭрос Древнего Китая
Дата конвертации01.07.2012
Размер264.56 Kb.
ТипРеферат
Эрос Древнего Китая


Университет Российских Академий Образования Психолого-педагогический ф-тЗаочное отделение III курс.Николаева А.С.Рег №9700716/01Реферат по сексологии на темуЭРОТИКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ.ПЛАН РЕФЕРАТА.ВступлениеЭрос в философии и иероглифике древнего Китая.Социальные отношения.Сексуальность в живописи.Эротика в искусстве.Гомосексуализм.Даосизм и эрос.Половое влечение монахов.Феминистическое заключение.*** *** *** ЭРОС ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Китайская культура много и серьезно занималась проблемами пола исексуальности как в литературно-художественном. Так и в религиозно-философском и медицинском аспектах. При всей кажущейся универсальности сексуальной техники, ее правилавсегда ориентированы на определенный социо-культурный контекст, причем этисексуально-эротические сценарии в разных обществах далеко не одинаковы. В отличие от христианской культуры, рассматривающей секс как нечтогрязное, низменное и чрезвычайно опасное, китайская культура видит всексуальности жизненно важное положительное начало, утверждая, что безблагополучной и здоровой половой жизни не может быть ни личного счастья, низдоровья, ни долголетия, ни хорошего потомства, ни духовного благополучия,ни даже социального спокойствия в семье и в обществе. Сексуальность и все,что с нею связано, воспринималось китайской культурой очень серьезно, и этобыло правильно. Китайская эротология чрезвычайно рационалистична. Здесь все взвешено,выверено, регламентировано, разложено по полочкам, причем в основе всехэтих предписаний и классификаций лежат не случайные ситуативныесоображения, а религиозно-философские представления и тесно связанные сними нормы сохранения здоровья и долголетия. Если воспользоваться фрейдистским противопоставлением принципареальности и принципа удовольствия, то придется сказать, что китайскаяэротология ориентирована не на принцип удовольствия, а на принцип пользы.Но какая именно и чья польза имеется при этом в виду? Читая даосские и конфуцианские трактаты об «искусстве спальни», оченьважно помнить, что они написаны с мужской точки зрения и адресованы преждевсего и даже исключительно мужчинам. Женщина выступает в них не столько как равноправный сексуальныйпартнер, сколько как объект мужского вожделения. Даже стараясь довестиженщину до оргазма, мужчина заботится не столько об ее удовольствии,сколько о том, чтобы получить драгоценную женскую субстанцию инь, неподелившись собственной жизненной силой – ян. Многие советы адресованы непросто мужчине, а императору, обладателю гарема. Современный мужчина, который всерьез воспримет рекомендацию женитьсясразу на девяти женщинах, не только не укрепит своего здоровья, но будетиметь серьезные трудности как в личной, так и в общественной жизни.Сегодняшние супружеские отношения, даже если ограничиться постелью, требуютне только отточенной эротической техники, но также психологическойинтимности и способности понять индивидуальность другого человека. Древниекитайские авторы об этом практически не задумывались.
Китайская эротология содержит множество полезных советов ирекомендаций – относительно техники полового акта, правильного дыхания,питания и т.п. Некоторые из этих советов принимает и современная западнаясексология, другие же являются спорными. Самый важный из этих вопросов – способность мужчины сознательноконтролировать свое семяизвержение (эякуляционный контроль) и тем самымпроизвольно регулировать длительность полового акта. Поскольку Китайская, в частности даосская медицина, рассматриваетсемя, как носитель жизненной силы, мужчинам настоятельно рекомендуютрасходовать его как можно бережнее, но не ценой полового воздержания, а спомощью специальной техники, так, чтобы на десять половых сношений, вкаждом из которых женщина должна испытать оргазм, приходилось не более 2-3эякуляций. Этой цели служат специальные упражнения, в частности, отсрочкасемяизвержения путем краткосрочного сдавливания основания полового члена. Американские сексологи Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон разработалиспециальную технику сдавливания полового члена у головки или у основания,которая мало чем отличается от даосской техники, последняя даже проще. Этатехника сейчас широко применяется во всем мире для лечения преждевременнойэякуляции. ЭРОС В ФИЛОСОФИИ И ИЕРОГЛИФИКЕ КИТАЯ. Неопровержимым доказательством эротического преуспеяния китайцевможет считаться само их количество, что является достижением болееграндиозным, чем Великая китайская стена. Китайский эрос парадоксальным образом сочетает в себе стремление кполной сохранности спермы с полигамией и культом деторождения. Не менееудивительно и отделение оргазма от эякуляции, представляющее собойфантастическую попытку провести грань между материей наслаждения инаслаждением материей. Эта разработанная в даосизме особая техника оргазмабез семяизвержения, точнее, с «возвращением семени вспять» для внутреннегосамоусиления и продления жизни, есть один из видов «воровского похода нанебо», т.е. своеобразного обмана природы, что также более чемпарадоксально, ибо главный принцип даосизма – неукоснительное следованиеестественному (цзы - ань) пути (дао) природы. Иероглиф «шен» («жизнь») в китайском языке является одним из средствиндивидуализации и персонализации с выделительно-уважительным смысловымоттенком. Этот же иероглиф знаменует собой связь в человеческом индивидежизненного начала с производительной функцией, поскольку он сочетаетзначения «жизнь» и «рождение». Поэтому полноценной личностью китаецпризнается лишь после того, как обзаведется собственным ребенком. Главныйзакон мироздания – Путь-Дао в классической китайской философии трактуется вкачестве «порождающего жизнь» (шэн шэн), и соответственно тем же должензаниматься следующий ему человек. Понимание человека как субстантивированной и индивидуализированнойжизни, логически связано с китайским способом отсчитывать его возраст не смомента выхода из утробы матери, а с момента зачатия, ибо, действительно,тогда возникает новый комок жизни и начинается его обучение. Понятие «цзин» выражает идею непосредственного тождества сексуальнойи психической энергий. Закрепленная термином «либидо», аналогичнаяфрейдистская идея, после многовекового освященного христианствомпротивопоставления сексуального и духовного начал как двух антагонистов,стала для Европы откровением, хотя для ее «языческих» мыслителей она быладостаточно очевидной. На подобной основе зиждились китайские, вособенности даосские, теории продления жизни посредством накопленияанимосексуальной энергии. Следует сразу отметить, что стандартный западный перевод иероглифа«цзин» словом «сперма» не точен, поскольку этот китайский термин обозначалсемя вообще, а не специально мужское. Древнегреческий термин «sperma», как и китайский «цзин», обозначал нетолько мужское, но и женское семя, в отличие, например, от термина«thoros», относившегося только к мужскому семени. По-видимому, в древностиобщераспространенным было представление, что для зачатия требуетсясоединение мужского и женского семени. В качестве последнего Аристотельрассматривал месячные выделения. Стояла перед древнегреческими философами также проблема соотношенияспермы и души, но это была именно теоретическая проблема, а не фактязыковой семантики. С точки зрения Аристотеля, сперма потенциальнопредполагает душу, тогда как цзин, наоборот, потенциально предполагаеттело. Наконец, термин «сперма» в древнегреческих текстах имел и самое общеезначение, сопоставимое со значением «цзин». Вероятно, всем культурам знакомо более или менее проясненное разумоминтуитивное представление а сперме как жизненно-духовной сущности, растратакоторой – смертоносна, а накопление – животворно. В разных частях светаобыденная логика из этой предпосылки выводила стремление к половомувоздержанию, безбрачию во имя сохранения своих жизненных и духовных сил. Адревнекитайские мыслители, и прежде всего даоссы, предложили идти к той жецели, но обратным путем – максимальной интенсификации половой жизни, однакопредельно минимализируя и даже сводя на нет семяизвержение. Секс нерассматривается как нечто самоценное (например, источник высшегонаслаждения), но лишь как средство достижения более высоких ценностей,охватываемых понятием «жизнь». Диалектическое единство любви и смерти отражено в древнейших мифахчеловечества и представлено фрейдистской метафорой тайного родства Эроса иТанатоса в современной сексологии. Специфичными являются такие категории, как инь и ян, которыеозначают не только темное и светлое, пассивное и активное, но также женскоеи мужское. Завораживающая привлекательность этих символов неотделима оттого факта, что иероглифы «инь» и «ян» служат важнейшими формантамикитайской эротологической терминологии, в частности буквально обозначаясоответствующие половые органы. Причем парадоксальным образом иероглиф«инь» способен обозначать не только женские, но и мужские гениталии, что,очевидно, связано и с его необычным первенством в паре с ян. Необычно данное первенство потому, что, несмотря на кажущееся припервом взгляде равноправие инь и ян, в их соотношении имеется глубиннаяасимметрия в пользу второго, мужского, элемента, которая в китайскойэротологии усилена до степени явного маскулоцентризма. Последний находитсяв сложном, но, видимо, в конечном счете гармоническом диссонансе сповышенной значимостью символа левизны, т.е. женской стороны, в китайскойкультуре и указанного приоритета инь. В соотношении инь и ян нетривиальна не только их иерархия, но ивзаимная диффузия, что на терминологическом уровне можно проиллюстрироватьвыражениями «инь цзин» – «иньский (женский) стебель» и «ян тай» – «янская(мужская) башня», обозначающими соответственно пенис и вершину влагалища.Основополагающая для Китая идея взаимопроникновения женского в мужское имужского в женское, самым непосредственным образом воплощенная в символеТай-цзи, где инь внедрено в ян, а ян – в инь. Китайская эротология признавала транссексуализм как нормальность,отвечающую самому общему мировому закону взаимоперехода инь и ян, что,однако, в подтверждение хитрости мирового разума и на удивление нашихсовременников, получило практическое осуществление и на Западе, и у нас. Однако и тут скрыт очередной парадокс. С одной стороны, китайскаяэротология признавала транссексуализм, считала возможным прямой материально-энергетический обмен между мужчиной и женщиной, их полную или частичнуютрансформацию друг в друга. Это даже нашло свое отражение в эротическойживописи и порнографических картинках, где изображения сексуальныхпартнеров порой настолько сходны, что с первого взгляда их трудно различитьпо половому признаку. Но, с другой стороны, понимание двух полов как двухразных видов природы, точнее даже разных «природ», различающихся междусобой, подобно воде и огню, обнаруживает радикальную противоположностьженщины и мужчины, которая в эротологической терминологии названа«враждой», или «соперничеством». Первичность инь отражает вполне здравое представление о доминантностиженского начала в детородном процессе. В древнекитайских эротологическихсочинениях подобный подход нашел свое проявление в том, что главные тайны вних раскрывают женские персонажи (Чистая дева, Темная дева, Избранная деваи др.). Это очередной раз ярко контрастирует с общей ориентированностьюданных произведений на мужчину. И все же китайское общество на протяжении многих веков выгляделопуританской обителью, где строжайший конфуцианский этикет запрещал мужчинеи женщине несанкционированно даже соприкасаться руками (откуда происходитсхоластическая проблема подачи руки утопающей незнакомке). Не говоря уж аплатонических поцелуях или о чем-то большем. В Китае издавна различались любовь, секс и брак, допускалисьмногоженство и большая степень сексуальной свободы (правда, в основном длямужчин) во внутрисемейных отношениях, не применились юридические санкции ктак называемым половым извращениям и т.д. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭРОТИКА. Структура каждой цивилизации определяет присущую ей сексуальнуюпрактику. В Китае тремя наиболее очевидными источниками влияния на нееявились социальная приниженность женщин, рассудочная изобретательностьмужчин и свободные от комплекса вины элементы языческих верований даосов.Представления о нормальном сексуальном поведении изменяются от эпохи кэпохе, от общества к обществу, и любое исследование, определяющее одинподход как верный, а прочие – извращениями, всего лишь исходит из критериевсвоего места и времени. Например, к обрезанию китайцы относились сострахом, их приводила в недоумение клитородектомия, а поцелуи и случайныеласки, не ведущие к естественной и исступленной кульминации, они считалиоскорблением начал инь и ян. У китайцев не было непреодолимых религиозных и этических причин косуждению гомосексуализма, мастурбации, «игры на флейте», трансвестизма,лесбиянства, полигамии, мазохизма или вуайеризма. Поскольку большинство изэтих способов получить удовлетворение – если они практиковались с согласиявсех участников – рассматривалось как вопрос личных предпочтений, то небыло оснований расценивать их как преступления против общества. В случаесадизма – извращения, способного привести к чрезвычайно разрушительным иболезненным последствиям,- число зафиксированных письменно случаев,позволяющих предположить, что китайцы прибегали к нему для сексуальноговозбуждения, крайне невелико. Как отмечалось выше, идея случайного поцелуя представляласьбессмысленной, сам поцелуй – бесполезным сексуальным столкновением. Такойсвойственный китайцу неромантический подход, а также восприятие имлюбовницы в качестве, скорее, сексуальной рабыни, нежели партнера,означали, что он не очень-то стремился ставить ее удовлетворение вышесобственного и не слишком уж беспокоился, как бы проявить галантность назападный манер. Таким образом, у китайца за подготовительным поцелуем в ромвскоре последовало бы требование к женщине «сыграть на флейте»;соответствующее искусство ставилось не ниже искусства музыканта. Гарем неизбежно ассоциировался с любовью между женщинами. Иногда,когда сотни женщин жили вместе, методы взаимного удовлетворения былипродуманы до мелочей, нередко с благословения понимающего господина. Самымилучшими считались искусственные пенисы из полированной слоновой кости илилакированного дерева, имевшие волнистую поверхность. Если бы требовалось определить ту единственную область сексуальногосвоеобразия, в которой китайцы преуспели больше всего, то таковой,несомненно, явилось бы использование сексуальных вспомогательных средств иприспособлений. Например, «бирманский колокольчик». Этот пустой серебряныйшарик размером с ягоду помещался в вагину перед сношением и вследствиепримечательного воздействия тепла и движений на находящийся внутриколокольчика маленький шарик было слышно постоянное позвякивание. Другаяразновидность этого приспособления содержала каплю ртути и крохотный«молоточек» такие «колокольчики», обернутые в вату, часто помещались подбольшие половые губы и весело названивали, когда любовники начиналидвижения. Эту игрушку любили также лесбиянки. Ее внедрение вместе с другимиприспособлениями при длительном использовании вызывало иногда деформациималых половых губ и растяжение клитора. Средневековые китайские книги помедицине описывают жалобу, характерную для наложниц, обойденных вниманиеммужчин. Она обозначена термином «возгордившийся клитор», это один изпризнаков «гаремной нимфомании». Эта очаровательная терпимость по отношению к большинству человеческихслабостей не была, однако, всеобъемлющей, и среди тех немногих, к которымотносились с отвращением или враждебностью, были те, кто имел репутациюлицемеров или людей, склонных к притворству. К этой категории относилисьмонахи и монахини. Китайцы не были религиозными, по крайней мере, вобщепринятом смысле, и буддийские монахи вызывали как презрение, так инедоверие, особенно у непримиримых конфуцианцев, считавших их пришельцами сЗапада. В обществе, где правосудие часто было скорым и безотлагательным, где«Книга правил» и другие авторитеты ясно определяли происхождение ипоследствия нарушений норм, вынесение телесный наказаний было обыденнойчертой жизни. Считалось, что свод законов призван регулировать все случаинарушений норм в жизни клана, племени или семье и таким образом установитьсоциальную гармонию и равновесие. Если сексуальный садизм был мало распространен среди мужчин, тосведения о его распространении в женской среде встречаются нередко –особенно там, где полигамное строение домохозяйства доводило напряженностьи ревность до невыносимой степени. Обычная ситуация, которая должна былаповторяться очень часть, приведена в «Рисунках света и тени», романераннего периода династии Цин. В сцене описано наслаждение, с которымстаршая жена мучает одну из наложниц мужа. Двум слугам было приказанопривязать ее к деревянному столбу, затем началось зверское избиение. Онопродолжалось большую часть дня, за это время и жена, и наложница дваждыпринимали пищу. Страсть жены к применению бамбуковых палок и кожаныхремешков, в конце концов, довели жертву до беспомощности, после чего ееостригли наголо, а жена испытала в этот момент приступ оргазма. Традиционный обычай «удержания цзин» (семени) с помощью методапрерванного сношения имел в глазах китайцев, кроме его предполагаемоготерапевтического и омолаживающего эффекта, и два иных преимущества. Этотметод позволял китайцу продлевать сношение, и когда он был обязанраспределять свои усилия между несколькими любовницами, ему было важно неизнурять себя непрерывным семяизвержением. Этой техникой отнюдь непренебрегают и современные восточные любовники; китайцы и японцы по-прежнему обладают уникальной репутацией за их изысканные и в то же времямарафонские по длительности любовные игры. Практика «продления сношения», занимающая час или два, имела исоциальный аспект, часто заставляя партнеров в процессе полового актазаниматься и другими делами. Жизнь в Китае всегда была социальноориентирована, причем как стремится к уединению, так и ожидать егособлюдения можно было лишь в самых минимальных дозах; присутствиепосетителей в спальне не вызывало того замешательства, которое оно вызвалобы в других странах. Самым жестоким в сумеречной стороне любви был обычай и героический,и трагический одновременно. Он был широко распространен до начала нашеговека; речь идет о сатизме. Некоторые вдовы по смерти своих мужей решают нежить без них и приступают к лишению себя жизни. Китайский сатизм отличаетсяот индийского тем, что он никогда не осуществлялся через самосожжение.Способы его осуществления различны. Некоторые принимают опиум, ложатся иумирают у тела своего мужа. Другие морят себя голодом до смерти, топятсяили принимают яд. Еще один способ, к которому иногда прибегают, этоприлюдное самоубийство путем повешения поблизости от своего дома или в нем. Блаженное состояние невежества относительно связи между «небеснымсражением» и венерическим заболеванием позволило многим поколениям китайцеввести свои любовные дела без оглядки на подобные соображения. Излюбленныймужской студень для смазки имел природные антисептические свойства, аполупрезерватив, применявшийся для сохранения «возбуждающего тепла»,обеспечивал еще большую защищенность. Венерические заболевания достигли,тем не менее, размеров эпидемии в XVI веке. Сведения о широкомраспространении сифилиса на юге содержатся в записях Хью Джиллана, врачабританского посла в Китае лорда Маккартни в 1793-1794 гг. Преобладающее отношение к венерическим заболеваниям состояло в том,чтобы игнорировать их, где возможно, и наслаждаться «удовольствиямибамбуковых зарослей», не заботясь о возможных болезненных последствиях. СЕКСУАЛЬНОСТЬ, КАК ОСОБЫЙ КОЛОРИТ КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ЖИВОПИСИ. Анализ «сексуального кода» китайской традиционной живописипредставляет особый интерес уже по той причине, что все исследователиэтого искусства всегда отмечали подчеркнутую стыдливость китайскиххудожников. Действительно, основные жанры китайской классической живописи –пейзаж, цветы и птицы (травы и насекомые) бытовая живопись и портрет, еслиих сопоставить с классическим европейским искусством , предстают каклишенные эротических сюжетов и чувственных образов. Конфуцианскимиправилами живописи предписывалось быть чисто интеллектуальным явлением(вэнь), очищенным от неблагопристойностей. Сексуальные сюжеты имели правона существование лишь в графике, которая почитались искусством вульгарным(су). Живописные свитки с изображениями цветка и бабочки, пейзажа,архитектурного ансамбля, различных предметов, например вазы, стрелы,скипетра и др. содержат богатый образный мир, пронизанный сексуальностью. То обстоятельство, что живописный свиток представлял собой единствосимволов, способствовала тому, что в сфере восприятия искусства развиваласьсистема ассоциаций, ибо прочтение этих символов требовало ассоциативногомышления, которое создавало общность, целостность восприятия разрозненныхсимволов. В психологии К.Г.Юнга архетипы обозначены как знаки «коллективно-бессознательного» – это небо, луна, тень вода, дерево и др. Именно этиобразы-символы теснейшим образом связаны с сексуальным кодом китайскойживописи. Образы-символы растений в китайском искусстве по своему значениюявляются, пожалуй, центральными. Так, согласно Эберхарду, (крупномунемецкому синологу), практически все деревья, цветы, травы в той или инойстепени могут вызывать в человеке эротические ассоциации и являтьсясексуальным возбудителем. Так же изображения насекомых и птиц вызываютсексуальные ассоциации. Лошадь в Китае является воплощением женского начала, вместе с темсловосочетание «глаз коня» обозначает отверстие на головке фаллоса,выражение «конь бьет копытом» характеризует одну из 30 поз при соитии. Многообразный мир вещей, воплощенный в китайской живописи, раскрытВ.Эберхардом как исполненный тонких игривых намеков, связанных ссексуальной сферой жизни человека. Так, кольцо (юань-би) означаемдевственность; мяч прочитывается как подобие магическому, животворному яйцу_ отсюда игра львов с мячом, драконов с жемчужиной (имеющей аналогичноймячу символический смысл) предстают как сексуальные образы. В пейзажных композициях с изображением гор и рек, деревьев, луны внебе, различных мостиков и павильонов, одиноких задумчивых рыбаков в лодкеили странников В,Эберхард раскрывает определенный сексуальный смысл.Горами, вернее яшмовыми горами, нередко называют женскую грудь, горнаядолина – это впадина между ними, соски же подобны виноградинам и плодамлотоса. Мост в эротической литературе обозначает область между анальнымотверстием и влагалищем. Картина с изображением одинокого мужчины,прогуливающегося по мостику над водным потоком, имеет эротические аллюзии,может означать и гомосексуализм. Изображение заднего сада в архитектурномансамбле определенно связывается с гомосексуализмом, как и выражение«любоваться полной луной», «трехэтажной башней» метафорически обозначаетвлагалище, треугольник – известный древний символ вульвы. Особой чувственностью и сексуальной напряженностью пронизаныразличные природные стихии, взаимодействие объектов природы, функциипредметов и т.п. Верховая езда, «скакать на коне» – это метафора соития;созерцать иву – значит посещать публичный дом. Разумеется, выявленные В.Эберхардом сексуальные ассоциации,пронизывающие большинство образов-символов китайской живописи, не всегдавоспринимаются зрителем. Возвышенные пейзажи Фань Куаня или виртуозныемонохромные листы с изображением бамбука мастера У Чжэня, чистые, простыекомпозиции Ни Цжаня не вызывают эмоций и мыслей из сексуального кода. Ноподавляющая часть живописи цветов и птиц, жанровой и портретной живописи ичастично пейзажа насыщена сексуальными аллюзиями в очень значительнойстепени. ЭРОТИКА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Среди палеолитических статуэток наиболее интересны знаменитая «Венера Леспчг» и так называемые «стержневидные женские фигурки», ибо в нихизображение женственных форм совмещается с формой фаллоса. Ближе китайскому миропониманию оказались именно такие изображения,которые объединяют женское начало с мужским. Отказ от одиночных изображенийженского тела и любовь к сюжетам, совмещающим оба начала, связаны в Китае стем, что основой миропонимания было разделение всего сущего на две стихии:теневую, лунную, мягкую, женственную инь и световую, солнечную, твердую,мужественную ян, высшей целью для которых было слияние. Гармоничноеединство двух мировых составляющих – «Великое Единое» (тай и) – оно-то иобладало животворящей силой. В произведении искусства, которое во всех культурах мыслилось какмодель мира, одинокое инь не могло быть самодостаточным. Не прихоть художника, но идея вселенской гармонии требовалиобязательного изображения рядом с женской вульвой мужского фаллоса. Когда вКитае начала распространяться западная порнопродукция, часто использующаяодиночные изображения женских или мужских гениталий, то китайскоетрадиционное наименование эротических сцен «чунь гун ту» (буквально:«картинки весеннего дворца») оказалось для нее неприемлемо. Согласнокитайской терминологии, эротические изображения следует различать двухтипов: первый – «сэ цин хуа» (собственно: «рисунки плотских чувств») – этосовременные западного толка картинки, которые могут быть и одноначальные, ивторой – это интересующие нас «чунь гун ту» – традиционно китайские и почтивсегда двуначальные. Именно «почти», поскольку реально среди картинок «чуньгун» не часто, но иногда встречаются и гомосексуальные сцены. Китайское эротическое искусства, в отличие от, например, южно-индийского или тибетского, при всей его натуралистичности лишено плотскоймощи. Связано это вообще с особенностями исконно китайского отношения кчеловеческой плоти. В Китае же не было культа плоти, мякоти человеческоготела. Твердая костная ткань в человеческом теле олицетворяла силу ян, межтем как даосизм (а эротическое искусство Китая в основном связано с ним)был ориентирован на мягкое и теневое инь в человеческом организме ипостасьюци, т.е. чистым сущностным веществом, почитались сперма и менструальнаякровь. В Китае, в отличие от христианского мира, духовные и телесныесущности воспринимаются нераздельно. Эротическое искусство Китая – это одноиз идеальных и одновременно материальных выражений этой всеобщейциркуляции. Чтобы правильнее считывать композиционные построения китайскихкартин, нужно не забывать об одной особенности зрительского их восприятиякитайцами. Европейцы, которые пишут и читают слева направо и сверху вниз, втом же порядке рассматривают и живописное произведение. Азбучные законыевропейского искусства учитывают эту особенность. В Китае же текстытрадиционно писались сверху вниз и справа налево, таким образом, начальнойточкой для глаза был не левый верхний, но правый верхний угол картины. Любопытно, что обычное для многих народов ассоциирование половогоакта с идеями плодородия оказалось малозначимым для Китая. Еще интереснеето, что основополагающая для Китая идея преемственности, продолжения рода(дерево должно расти, и ветвей на нем должно быть много) и культурасексуальных отношений не имели между собой прямой зависимости. Более того,даосизм, с которым связано большинство особенностей китайской эротики, неставил перед своими адептами цели деторождения, а даже, напротив,проповедовал техники, способствующие его предотвращению. Целью сексуальныхотношений было совсем иное зачатие – не новое грубое человеческое тело,которое создано так, что его всю жизнь приходится преодолевать, и все равноне факт, что сумеешь освободиться от всех его «нечистот», но зародышбессмертия – истинная небесная жизнь внутри самого себя. Совсем не странно, что китайские художники не любовались телеснымиформами. Пластическое мышление было в принципе чуждо китайскому искусству.Не объемная антропоморфная скульптура, но плоскостная живопись былаосновным его видом. Если в Европе хорошим вкусом считается, когда сочленение гениталийлишь подразумевается, но не изображается впрямую, то на китайских иособенно на японских картинках может быть прикрыта все, но никоим образомне точка соития, которая-то и есть суть, идея изображения. Согласно китайской философии на месте слияния инь и ян возникаетВеликое Единое (тай и ), где силы инь и ян пребывают в гармонии. Правда, существует и другая, более земная и конкретная причина, покоторой точка соития на китайских эротических изображениях редкоскрывалась. Дело в том, что большинство «чунь гун ту», хотя, конечно, невсе, создавалось или в качестве иллюстраций к сексологическим трактатам,или же сами по себе, без текстов сшивались в альбомы и служили своегорода наглядными пособиями для практикующих. Разумеется, взаимноерасположение гениталий, способ проникновения пениса в вульву на такихизображениях необходимо выделять. Воссоздание Единого через эрос имеет оборотную сторону. Два формируетОдно, и оба партнера в процессе сексуального общения ведут борьбу за этоОдно. Зародыш бессмертия одновременно не может поселиться в обоих – кто-тодолжен быть донором, а кто-то акцептором и аккумулятором, единящим в себевсе энергии. Это-то и порождает отмеченный всеми вампиризм даосскихсексуальных практик. Основной целью женщины, естественно, являетсяполучение спермы, целью же мужчины было воздержание от эякуляции, но приэтом получение максимального количества так называемой «иньской жидкости»,т.е. выражаясь языком медицины, «мукоидного секрета», который надо быловпитывать в себя из влагалища; слюны, выпиваемой изо рта в процессепоцелуя, а также молозива, выпиваемого из грудей. Выделение в период коитуса грудного секрета – явление, мало известноев нашей современной жизни, но связано это исключительно с ее особенностями:на секс уделяется время, как правило, не достаточное для получения такогоэффекта. У женщин, даже у не рожавших, лактация может происходить в томслучае, если она ежедневно имеет длительные и качественные сношения, дающиемаксимально сильные ощущения оргазма. Согласно исследованиям гормональныхпроцессов в женском организме, установлено, что в среднем выделениемолозива начинается после двух недель таких ежедневных сношений. Для этогоот мужчины требуется немало умения, опыта, знания разнообразных техник, атакже выносливости. Предотвращение эякуляции и продление эрекции полового члена – вещивзаимосвязанные. Именно к ним и стремились просвещенные китайцы. Надо былолюбить так, чтобы, давая женщине возможность испытать как можно более бурнопротекающих оргазмов с максимальным истечением плоти, при этом максимальносохранить а желательно и вовсе не потерять своей собственной мужскойбоеспособности. В некоторых картинках «чунь гун», видимо, с целью продемонстрироватьсверхбрутальность сексуального контакта, женщину представляют настолькоизвернутой, что трудно понять расположение ее тела. Описание феноменальногобрутального секса, доводящего женщину чуть ли не до полусмерти (во всякомслучае до обморока), дается очень часто. Мужчине, помимо его общейнатренированности и умения, помогают опорожнить женщину, т.е. испить всю ееэнергию, различные приспособления – снасти: колокола, шарика, кольца, аплюс к ним еще разнообразные снадобья, разжигающие страсть. С цельюприучения пениса к длительной эрекции головку его могли слегка раздражатьлегким касанием перышка. ОТНОШЕНИЕ К ГОМОСЕКСУАЛИЗМУ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. «Любовь к ароматной наперснице» - именно такой лирический терминприменялся в Китае для обозначения лесбиянства. Интересно, что, несмотряна безусловную распространенность этого явления в китайской гаремной среде,и даже несмотря на в целом положительное к нему отношение, среди «чунь гунту» лесбийские сцены не встречаются. Видимо, действительно, законытрадиционной китайской эротической живописи не позволяли изображатьобнаженных дам при отсутствии мужчины. Однако, лесбиянство, хотя оно и не изображалось в чистом виде, тем неменее весьма органично вписывалось в целостный мир традиционной культуры,начиная от условий семейного быта и кончая философскими универсалиями. Совсем иначе обстояло дело с мужским гомосексуализмом. Для чистойНебесной гармонии мужская любовь была явлением чужеродным, тем не менее онабыла распространена достаточно широко. Согласно свидетельствам,гомосексуализм был развит в Китае еще во времена великой Ханьской империи(II в.до.н.э. – II в.н.э.) В основном это явление было обусловлено не физическими причинами, асоциальными – низменным положением женщин, их намеренной необразованностью,духовной неразвитостью, т.е. не интересностью для длительного общения,общепринятым неуважительным отношением к женщине, пресыщенностью хозяевгаремов, т.п. В качестве второго подвида мужского гомосексуализма следует выделитьподростково-проффессиональный, который был в Китае своеобразным элитарнымдорогостоящим удовольствием. Третьим подвидом педерастии была дешевая уличная самопродажа,четвертым – самопродажа актерская. Пятый подвид – это домашние развлечения со слугами. С религиозной точки зрения, с точки зрения небесных законов гармонии,педерастия и здесь была явлением малопривлекательным. Однако это не мешалоее распространенности. Кстати, с духовной точки зрения, малопривлекательныи анальные отношения с женщиной. Для «нефритового перста» создана«нефритовая пещера» а не гнусный «медный таз», предназначенный длянечистот. ДАОСИЗМ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Даосизм – истинно китайская религия. И в символах веры, и впрактической деятельность он представляет собой автохтонную религиознуюдоктрину, противостоящую иноземным влияниям Индии, Малой Азии и Европы. Даосская практика основывается на двух общих для всего Китаякосмологических постулатах: Дао – единственный в своем роде закон,регулирующий дополняющие друг друга силы инь и ян. Этот дуализмраспространяется на все существующее в природе. Им определяется судьбавсякого творения: день и ночь, у суета есть тень, жизнь ведет к смерти...Преодоление взаимоотталкивания двух начал и приведение их в гармонию вабсолютном и вечном единстве Пути – цель жизни миллионов приверженцевдаосской религии. Сексуальность, отнюдь не вытесненная в сферу тайного иапокрифического, оказывается стержнем умственной и практическойдеятельности. То же справедливо и в отношении религии: редко какие даосскиесочинения не упоминают в той или иной форме о союзе инь и ян. Даосизм придерживается убеждения, что продолжительная сексуальнаяпрактика являлась первейшим условием поисков долголетия, а следовательно, ибессмертия. Истинный даосизм стремился преодолеть фатальную двойственность,помочь человечеству вырваться из-под законов бытия, и с этой цельюэкспериментировал с эзотерическими и неортодоксальными сексуальнымиприемами. Воздержание, равно как и излишества, ведут к смерти тела. Половой актнеобходим, но опасен. Поэтому следует владеть соответствующими приемами.Однако знание строения тела – это лишь предварительное условие, первый шагк поддержанию высокого уровня физической совместимости. Целью является уходот материального мара, возвышение над ним, а значит, замещение теланебесной бессмертной субстанцией, не чем иным, как чистым ян. Процедура укрепления ян за счет инь посредством полового сношенияоснована на так называемой «внутренней алхимии». Это физиологическая, атакже черная магия. Одним из важных аспектов является необходимость сохранения всей своейжизненной энергии. Сила духа не должна рассеиваться праздными мыслями,проистекающими из неупорядоченных желаний, или растрачиваться в результатенеуправляемых сексуальных наслаждений. Сексуальными упражнениями преследуют две параллельные цели: во-первых, питать ян в ущерб инь, чтобы повысить жизненность; во-вторых,беречь и копить квинтэссенцию (сперму), чтобы превратить ее посредствомвнутренней химии в дух «шэнь», способный превзойти материю. В «Книге бессмертных» говорится: «Существует метод возвращения семениради питания мозга /духа/: при совокуплении, когда семя приходит в движениеи вот-вот готово извергнуться, следует быстро зажать член указательным исредним пальцами левой руки между мошонкой и задним проходом. Сильносдавить его, одновременно делая глубокий выдох и скрежеща зубами; повторитнесколько десятков раз (чтобы лучше сосредоточиться). Не задерживатьдыхание. В результате сперма не может выйти, но возвращается понефритовому стеблю назад и подымается по позвоночнику в мозг.» Для обозначений самого себя у мужчин существуют такие выражения, как«сам», или «дракон» (символ востока, дополнение к «тигру», символу запада,который отличается особым инь), или «дерево» (элементы востока,противоположность «металлу»), или «ли» (триграмма ян, противоположная«кань»). Дыхание женщины называется «свинец», а дыхание мужчины – «ртуть»(принципы алхимии). Мужской член называется «меч». Первое, чему следуетвыучиться, -это «ковать меч в пылающем горне». Чтобы преуспеть, следуетзнать, как довести «меч» до исступления. На этой стадии у человекапоявляются две способности. Во-первых, напрягать и расслаблять член посвоему желанию. Это называется «мужской меч» и «женский меч». Во-вторых,если молодая девушка в соседней комнате настраивалась на эротический лад,член немедленно подымался, а как только она начинала думать а чем-либопостороннем, член тут же опускался. Однако, когда член находится в напряженном состоянии, даже приотсутствии семяизвержения, непременно происходит частичная утрата первичнойквинтэссенции. Эти ежедневные утраты преждевременно старят человека. Обнаружив, что подобные прямые методы неэффективны, даоссы принялисьха поиски в другом месте. Наиболее знаменитой школой неортодоксальнойдеятельности была школа Учителя Трех Вершин. В этой секте было принято, вчастности, собирать образующиеся при совокуплении юношей с девушкамивыделения, а затем глотать их. Некоторые поедали собственную сперму,объявляя это возвратом к Великому Первоначалу. Эти говорящие сами за себяпатологические действия никогда не получали широкого распространения. Ониявляются лишь отклонениями от главной темы: соединения инь и ян,алхимическое превращение «киновари», «зародыш бессмертия». Освободившись однажды от безнадежного эмпиризма и материальнойдеятельности, подобные теории обречены были питать великое мистическоедвижение. ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ МОНАХОВ. По окончании VI в. даосские общества стали по примеру буддистоворганизовываться в монастыри. С того времени даосское движение находитсяисключительно в руках монахов. Браки, как и все виды плотских страстей, были запрещены, однакополове сношение занимало в философии чересчур важное место, чтобыподвергнуться осуждению. В исторических сочинениях открыто говорится омонахах-завсегдатаях публичных домов. Однако, поскольку оргазм считалсявредным, не было и речи о нормальных сексуальных отношениях. Поэтому вкрупных провинциальных городах отдельные куртизанки специализировались вдаосских эротических приемах. Но нужно сразу сказать, что они, по всейвероятности, привлекали в основном клиентуру из разряда любителей, а неистинно верующих. Причина заключалась в том, что после династии Тан возниктакой религиозный порядок, который, господствуя над всеми остальными,должен был отвергать действия материального характера. В основе этихприемов по-прежнему полое соединение, но теперь оно происходит внутри телаадепта, прибывающего в полном уединении в «покоях для медитации». В ЗАКЛЮЧЕНИИ. Все с нашей точки зрения, непристойности, которые часто можно видетьна «чунь гун ту», в равной степени связаны и со знаковыми системами«Канона перемен», и с даосскими, свободными от ханжеских условностей,идеями и практиками, и с конкретными социальными условиями жизни, т.е.связаны с патриархальным, пуританским, как принято его характеризовать,конфуцианством, с его семейными обычаями и моралью. Без сомнения, веселые дома с певичками были в Срединном государстве,однако происходящее внутри полигамных семей могло быть, и подчас бывало,развратнее (опять-таки с нашей точки зрения) любого веселого дома. То естьпривычного для европейцев, людей христианской культуры, разделения налюбовь благонравную, чистую, и, естественно, пресную, у семейного очага,и любовь, вернее, даже и не любовь, и просто секс, безнравственный,порочный, но зато увлекательный, полный жгучих и томящих ощущений, - такогоразделения китайская традиция не знала. Эротические способности, богатое умение, т.е. развращенность, с точкизрения христианского благочестия, считались одним из самых ценных качествблагонравной жены-китаянки. Такова функция женщины: холить и лелеять своегогосподина, и чем лучше у нее это получается, тем больше ей почета, -вполне разумно. Жена должна не только ублажать мужа всеми возможными и дажев нашем понимании уж совсем невозможными способами, ни от чего неотказываясь, но еще и, если он хочет, подготавливать для него другихженщин, причем не только в периоды собственных недомоганий, мирволить клюбовницам, наложницам, к приглянувшимся служанкам. Однако, с точки зрения эгоистических позиций женщины, такоеэротическое самоуничижение способно в результате обернуться колоссальнымвыигрышем. В этом вопросе опять сливаются воедино религиозно-даосское исоциальное. Вся эротическая «борьба» есть борьба за сперму. Это важно сточки зрения реальной жизни, т.к. женщина, которая имеет сына, значительновыше всех других жен и наложниц. Это важно и с духовной точки зрения, т.к.получающая сперму овладевает мужчиной, овладевает его энергией, его сутью,получает возможность смешивать внутри себя сущности инь и ян,восстанавливая Великое Одно. Даоссы, хотя и рекомендовали сохранять в себе свою цзин, все жепозволяли своим адептам время от времени эякулировать. Поэтому, еслиженщина, отдаваясь до беспредельности, постигла способ овладевать, если онастоль искусна, что умеет испить все желания мужчины до конца, вместе с егоживительными соками, то, подсовывая других, менее «»»»»Качественных» именее искушенных она только выигрывает. Общаясь с этими другими, мужчина,естественно, перевозбуждается, и потребность выпустить сперму растет.Кроме того, доводя этих других до оргазма с фонтанными истечениями плоти,но сам удерживаясь то эякуляции он переполняется небесной энергией,которую умелая женщина затем может частично воспринять в себя, совершивпоследний акт небесного единения.Список используемой литературы:Китайский эрос ред. А.И.Кобзев сп «квадрат» М.,1993Философский энциклопедический словарь инфра-М М., 1997




Похожие:

Эрос Древнего Китая iconДокументы
1. /ЭРОС ДРЕВНЕГО КИТАЯ.doc
Эрос Древнего Китая iconИстория теоремы Исторический обзор начнем с древнего Китая
Исторический обзор начнем с древнего Китая. Здесь особое внимание привлекает математическая книга Чу-пей. В этом сочинении так говорится...
Эрос Древнего Китая iconРеферат по Философии Тема: «Древневосточная философия» Содержание. 1 Специфика философии древнего Китая и древней Индии. 3 1 Специфика философии древнего Китая. 3
В древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми
Эрос Древнего Китая iconРелигия Древнего Китая. Конфуций и его учение мопо рфргпу им. С. ЕсенинаКафедра культурологииРефераттема:"Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"Выполниластудентка 1 курсаотделения журналистикиТворогова Е. В

Эрос Древнего Китая iconКультура древнего Китая
Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а...
Эрос Древнего Китая iconМ. В. Петрова Восточная преднаука (преднаука древнего Египта, преднаука Междуречья, преднаука Древней Индии, преднаука Древнего Китая). Охарактеризовать основные черты преднауки и исторически первые отрасли научног
Восточная преднаука (преднаука древнего Египта, преднаука Междуречья, преднаука Древней Индии, преднаука Древнего Китая). Охарактеризовать...
Эрос Древнего Китая iconКультура Древнего Китая

Эрос Древнего Китая iconФилософия Древнего Китая

Эрос Древнего Китая iconСемья Древнего Китая (12 6 вв до н э.)

Эрос Древнего Китая iconМифология Древнего Китая

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы