Шпора по истории политических и правовых учений icon

Шпора по истории политических и правовых учений



НазваниеШпора по истории политических и правовых учений
Дата конвертации01.07.2012
Размер249.88 Kb.
ТипРеферат
Шпора по истории политических и правовых учений


4. ППУ в АссирииАссирия основные доходы получала от военных походов. Некоторые концепции:1. Концепция «МЭ» царственности – какой город имеет «МЭ» явл. как быстолицей, но вечно он не мог находиться в одном городе. 2. Концепция«золотого века»: В далеком прошлом был «золотой век»(сегодняупадок(необходимо восстановление(д.б. сделано благочестивым правителем.Ассирийцы были пользователями культуры. Только в 8 в. до н.э. в Ассириисложилась деспотия. Большое значение имел военный фактор. Осн. цель гос-ва– создание военной мощи, мощной армии. Ассирия подпитывалась пошлинами отторговли - они сделали спокойный переход караванов и грабили их. Ашшур –столица. Во 2 тыс. до н.э. они уже поставили под контроль м/унар. торговлюс вавилонянами и др. народами Сирии, Армении. Ассирийцы диктовали правилав торговле и обладали монополией. Гос. строй был близок к рабовладельческойреспублике. Правитель – «ишиаккум», жрец, военачальник; в мирное время имелрелигиозную власть. Совет старейшин – «дом города», f-судебная. Мешалправителю захватить всю власть. Тогда не было статуса богоизбранного царя.Казначей – менялся каждый год; им не мог быть царь.Этапы: 1. Роль царя не высокая. Военный фактор имеет большое значение 2. Начинаются завоевательные войны и выявл. власть царя. Появляется тенденция к установлению монархии. Правитель объявляется императором 3. Продолжается усиление власти. Здесь появляется мнение, что царь является наместником богов(территории становятся обширнее. Царь строит отдельную столицу куда перевозит статую Бога. Царь добивается освобождения от Совета старейшин. Этот период заканчивается крахом. 4. Этап возрождения гос-ва. Здесь кульминация и завершенная форма деспотии. Царь непосредственно ведет контакт с богами, ведет переписку. Власть царя неограниченна. Все f в руках царя. Царь гл. звено м/у людьми и богами. Этот период также заканчивается крахом. 6. Периодизация ИППУ в Др. ИндииВыдел-ся 4 периода: 1. Ведический 2. Предмаурийский 3. Маурийский 4. Периодшунгов и кангов.Ведический период. Исходный момент – все сущее имеет божественноепроисхождение. «Дхарма» - моральный долг; «карма» - зависимость человека отсовершенных им ранее поступковПредмаурийский период. Мощное развитие полит. Мысли, что было вызванопереходом от родоплеменного к гос. строю. Осн. документ – Дхармасутра. Этосвод правил. Дхарма у каждой варны отдельная, кот. Делится еще на 4 этапа.Полит. организация имела 7 составных частей. Мандалы – система полит.объединений; теория внеш. политики. Отличит. черты периода: появлениесвободомыслия (синтез буддизма и брахманизма(индуизм)Мурийский период. Религии хотя и начали зарождаться в предмаурийскийпериод, но развитие получили в маурийский (буддизм, брахманизм). Буддизм:все равны; власть должна поддерживать моральные устои в обществе; идеямирового господства). В Индии буддизм не утвердился ( преобразовался виндуизм. Джаонизм: преобладает теория насилия; каноны – из жизни.
Вбуддизме наряду с реализмом появляется имморализм.Осн. источники:1. «Артхашастра» (общее благо-сохранение общ. порядка; условие достиженияблага-исполнение каждым своего долга; необходимость применения наказаний –«данда»; условием правильного соблюдения своей дхармы каждым явл. полит.организация, власть)2. «Надписи царя Ашоки» (здесь сквозит желание царя установить власть насемейных, патриархальных основах; полное осуждение насилия в политике)Эпоха маурьев заканчивается раздробленностью(обратный приход к брахманизму.Период шунгов и кангов. Происходит возвращение к ведическим брахманистскимтрадициям; их обновление(индуизм.Осн. философ. и полит трактаты:1. «Махапхарата»2. «Рамаян» - изложены моральные принцип3. «Шантипара» - f царя – поддержание порядка на земле; насилие –нормально; происхождение княж. власти – договорная+теологическая теории4. «Мхадавадгита» - концепция действия, совершаемое без желания результата5. «Законы Ману» - кодекс соц. жизни, в кот. регламентируются все стороныжизни индусов. Сох-ние созданного Богом порядка. 7. Осн. политико-прав. категории Индии1. Концепция «элиты» - основа полит. мысли Др. Индии. Это единый для неба иземли порядок, кот. подвластны не т/ко люди, но и Боги.2. Карма (на санскрипте – «деят-сть чел-ка») метод обеспечения дхармы ввиде вознаграждения. Осн. положения кармической концепции: жизнь чел-ка опр-ся его собс. поведением; нарушение дхармы(неизбежная расплата; положение округовороте варн; высшая цель кажд. челов. души – приближение к абсолютномувысш. божеству; достижение нирваны; любовь к собс. врожден карме; кармавыступает как нрав. регулятор полит. и прав. отнош-й3. Концепция «Данда» - средство организации соц. отнош-й в виде законов идействий, обеспечивающих выполнение этих законов. Суть – «данда» - сила,принуждение4. Концепция «Рашта»Дхарма – опора, поддержание, круг обязанностей, ответственность чел-ка.Сохранилась идея всеобщей дхармы. Было 10 общих заповедей. Дхарма вкл-ларяд правовых обязанностей. Идея борьбы за соблюдение дхармы. Имел местопринцип относительности дхармы. 8. Концепции общ. строя, происх. властиСословно-каст. слой – 4 варны. Варноый строй – это сквозная идея полит. иправ. жизни. Гл. соц. ячейка – варна. Обязанности варн: 1. брахманы – fжертвоприношение, изучение вед. учений 2. кшатри – f военная 3. вайшьи –f хоз-ная (земледелие, но не ремесло) 4. шудры – f служить всем варнам.Статус передается по наследству. Все кроме шудр явл. дважды рожденными имогут изучать веды. Принцип нерав-ва. Варны созданы богом из частей еготела (рот-брахманы; руки-кшатри; бедра-вайшьи; ступни-шудры). Буддийская жеконцепция: расслоение варн – рез-т соц-полит. и экон. расслоения общ-ва. Убрахманов сохр-сь отшельническая позиция. Кшатри были как бы избраны вовремя общ. договора для осущ-ния опред. для них f, тоже самое вайшьи. Шудрымогли заним-ся только низм. деят-стью. Джаонийская концепция: в опред.кризисной ситуации люди самоорганизуются в кастовый, варновый строй. Внароде нах-ся какой-то мудрец, кот. заним-ся этим для устранения хаоса вобществе. Индуистская концепция: 4 категории созданы богом. Наличие 2-хпризнаков: благодетель и страсть. Брахманы – благодетель; кшатри – страсть;вайшьи – сочетание добродетели и страсти; шудры – в неведении.О происхождении власти. Выдел-т 2 этапа: а) состояние идиллии – «золотойвек» б) анархия, закон «рыб» - сильный пожирает слабого. После этапа б)возникает необх-сть создания гос-ва (защищать слабых, соблюдать дхарму).Теологическая концепция: гос-во созд-ся богом. Договорная теория:посредством договора. Постоянно менялись концепции – идеологическая борьба.Ведийская концепция – царем был провозглашен один из богов, кот. был царемнад всеми богами. Поздний ведийский период – боги сами из своей средывыбирают царя. Буддийская концепция: ранний период – выбор властелина безвсякого вмешат-ва богов. Индуистская традиция: «закон рыб»(грубые людидолжны быть подвергнуты изгнанию(договор(но таких все больше(людиобращаются к богам, чтобы дали царя(царь Ману (кот. не сразусоглашается)(договор. Иной расклад: «золотой век» все увлечены своимистрастями(Боги уговариваюь создать Дхармой концепцию(из среды богов назнач-ся Вишну, кот. должен выбрать из людей лучшего(не найдя создает своегосына(царь(но один из этого поколения царей поддается страсти(люди егоубивают(но у него сын(договор. 10. КонфуцианствоКонфуций (Кун-цзи) – 6-5 вв. до н.э. Он создал новую мораль: 1. каждыйдолжен знать свои права и обязанности 2. личный пример правителя -способности к управлению, к знанию. Чиновник одлжен знать ритуал «ЛИ». Ондолжен обладать добродетелью, любовью к людям, чувством долга исправедливости, стремления к знаниям, почитанием старших, быть мягким иуступчивым. Осн. цель добродетельной адм-ции – благо народа, кот закл-ся вслед принципах: обогатить, обучить, привить высокую мораль. Методы осущ-ниявласти: 1. чиновник должен быть бескомпромиссным 2. давать советыправителю, даже если они ему не нравятся 3.чиновник должен знать что любятлюди 4. использовать ритуал 5. на службу привлекаются достойные и способные6. уметь все слышать и видеть 7. избегать рискованных действий и высказыв.Т.О. Конфуций устан-т приоритет морали и норм обычного права, основанных наритуале и церемониале. Он: 1. создал эталон Дзюнь-дзи (кодекс морали) 2.выдвинул идею самосовершенства 3. принцип этического детерминанта превратилв структурно-образующую основу.Влияние Конфуция на Мо-цзи: 1. благо народа – цель управления 2.умеренность. Он явл. сторонником конфуцианства. Оригинальность концепции –идея универсальной любви: а) преодолеть обособленность и возлюбить другдруга( должно внедряться гос-вом адм-ными методами(снижение челов. чувствб) о проявлении красоты (о вреде) в) осуждение родственных связей.Концепция возникновения гос-ва (близка к договорной теории) – жесткаяадмин. структура. На практике концепция не была применена. Но внесла вкладв полит. культуру Китая: идея рав-ва в учениях даосов; идея о значимостизнамений неба.Т.О. местное значение конфуцианства и моизма – найти противовес процессамприватизации. Конфуций видел выход в стандартизации морали, а Мо-цзи –через централизованную структуру. Но утопизм этих доктрин не дал имразвиться. На практике был применен др. путь – укрепление централизованнойадм-ции, использование методов принуждения и соблюдения всех уложений. Этонаправление – легизм. 29. ППУ Др. Руси во время феодализмаГенезис русской политической мысли связан с возник-ем и развитиемДревнерус.гос-ва. В XI-XII вв. - культурный расцвет: принятие христианства,распростран-е письменности обусловили появление различных исторических иправовых произведений.Первый русский политический трактат "Слово о Законе и Благодати" былнаписан в XI веке киевским митрополитом Иларионом. Начинается произведениес выяснения взаимодействия закона и истины. Закон рассматривается какпроведение чужой воли (бога или государя). Истина связана с достижениемхристианином высокого нравств. статуса, связанного с постижениемновозаветного учения и воплощением его требований в своем поведении и деят-сти. Закон и истина не противопоставляются друг другу. Тот, кто живетсогласно постулатам Нового Завета, не нуждается в законах. Т.е. законпризван регулировать поступки людей на той стадии их развития, когда ониеще не достигли совершенства. Закон лишь приготовляет людей к Благодати, кзамене закона истиной. Иларион утверждает идею о равноправии всех народов(перед богом), избранничество одного народа прошло. Источник власти -божественная воля.Владимир Мономах (1053-1125 гг.) -"Поучение детям", "Послание ОлегуЧерниговскому" и "Отрывок" (автобиографии). В "Поучении" ведущее место -проблема организации и осущ-ния верховной власти. Мономах советует будущимкнязьям все дела решать вместе с Советом дружины, суд. f осуществлятьсамому. Отрицал кровную месть, не признавал см/казнь, считал, что мирвсегда лучше войны. Затронул проблему ответ-сти великого князя передподданными. Во взаимоотношениях власти и церкви отдает церкви почетное, ноподчиненное место.Даниил Заточник: "Моление". Произведение выражало тенденции, направленныена укрепление великокняж. власти, способной преодолеть внутренние раздоры иприготовить страну к обороне от завоевателей. Стержень - образ великогокнязя (идеализирован: привлекателен, милостив, его управление крепко исправедливо). Но важно не только умелое управление князя, но и хорошоустроенная система власти. Мысль о необх-сти князю опираться на Совет;князь должен выбирать одно из мнений, предложенных советниками. Гл.богатство князя - не золото, а войско; но войско требуется только дляобороны. 27. ППУ М. ПадуанскогоСочинение "Защитник мира". Возлагает на церковь ответ-сть за все беды инесчастья мира. Устранимы, если церковь впредь будет заниматься толькосферой дух. жизни людей, перестанет стравливать гос-ва м/у собой. Церковьдолжна быть отделена от гос-ва и подчинена светской власти. Власть и гос-вовозникли в ходе постеп. усложнения форм челов. общежития (семья > род >племя > город>государство). Цель усложнений – достиж-е общего блага.Настоящ. источник всякой власти и верховный законодатель - народ. Но народ- лишь лучшая, достойнейшую часть нас-я. Высш, лучшая категория людей(военные, священники, чиновники) заботится об общем благе, а низшая(торговцы, земледельцы, ремесленники) - о своих частных интересах. Гос-водействует путем издания законов. Законы гос-ва обещают награду или наказ-ев реальной жизни (а божеств. - в загробной жизни). Наказ-е и поощрение иззагроб. мира д. б. перенесены в реальный. Законы обязательны как для нас-я,так и для издающих их. Законодат. и испол. власти должны различаться:испол. дейс-т в рамках, устан-ных законод-ной, а законод. осущ-ет волюнарода. Выборность всех правителей, основ-ся на положит. опыте ряда итал.респ. 33. Соц-полит. учение Т.МораПроизв-ние Т.Мора "Утопия" начин-ся с критики современ. ему строя. Кореньзол - част. собс-сть: из-за нее ( нищета масс, преступность, соц.несправедливость. Гос-во - это орудие заговора богачей; основная f гос-ва -силой и законом держать народ в повиновении. Идеальн. гос-во (Утопия)избавилась от этих пороков: в ней нет част. собс-сти. Тотальнаярегламентация всей жизни. Кажд. семья заним-ся опред. ремеслом. С/х работыведутся на началах труд. повинности. За порядком следят особые долж. лица.Люди пребывают в достатке, но этот достаток достиг-ся как обяз-стьютрудиться, так и сокращ-ем норм потреб-я. Излиш-ва и роскошь недопустимы.Есть рабы, т.к. на гряз. работы добровольцев не найдется. Рабами м.б.военнопленные, преступники, а также люди, приговоренные к смерти в другихстранах. Рабство по насл-ву не передается, да и сами рабы м.б. освоб-ны.Города одинаково удалены друг от друга, в кажд. городе прожив. 6000 семей.Стр-ра управ-я: каждые 30 семейств избирают филарха из числа ученых людей(особого слоя), 10 филархов - протофиларха. Филархи избир-т пожизн.правителя - принцепса. Ост. долж. лица избир-ся ежегодно. 37. ППУ Ж. БодекаВ последней трети XVI века во Франции яростно боролись католики ипротестанты (кальвинисты). Мир, в условиях этой гражд. войны, становилсяприоритетной ценностью. Надежда на обеспечение мира связывалась с монархом.Жан Боден (1530-1596 гг.) создал теоретическое обоснование того, каккоролевская власть может быть способна в любом случае защищатьобщегосударственные интересы, которые выше религиозных распрей. Главныйтруд - "6 книг о республике" (т.е. о государстве вообще). Государство -это управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех,осуществляемое суверенной властью сообразно праву". Ячейкой государства уБодена выступает семья; власть главы семьи - прообраз государственнойвласти. Государственность возникает посредством договора. Высшая цельгосударства - гарантировать мир внутри общности и заботиться об истинномсчастье индивидов (познание бога, человека и природы).Суверенитет - это абсолютная, единая и постоянная власть. Неподчинениевласти исключается. Признаки суверенитета: издание общеобязательныхзаконов, решение вопросов войны и мира, назначение долж. лиц, действие в качестве суда высшей инстанции, помилование. Обязанностигосударственной власти - блюсти естественные и божественные законы, невмешиваться в дела семьи, не нарушать принцип веротерпимости и не взиматьподати без согласия собственников. Кроме того, единство суверенитета неозначает отсутствия дифференциации власти. Суверенитет являетсясобственностью народа. Однако народ может подарить его одному из граждан,т.е. монарху. При едином правителе могут быть аристократические идемократические органы управления (это лучшее из государств, "королевскаямонархия").По способу осуществления власти государства делятся на законные, вотчинныеи тиранические. В законных правитель создает законы для подданных, а самподчиняется природным законам. В вотчинных правитель силой захватил властьи правит как отец в семье. В тиранических государствах правитель презираетестественные законы, распоряжается людьми и их имуществом как своейсобственностью. 32. ППУ Н.МакиавеллиТруды "Государь", "Рассуждения о 1й декаде Тита Ливия", "ИсторияФлоренции". Н.Макиавелли (1469-1527) является основателем светскойполитической науки. Первопричина политики, государства и права -объективная историческая необходимость и закономерность. Религию онрассматривает с т.з. государственных интересов - не отвергает, а ставит наслужбу государства. Обосновал подход к политике как к опытной науке.Критерий истинности в политике - не Библия, а исторический опыт.Политическими процессами движет не мораль, а выгода и сила. Необходимоизучать политические процессы и на их основе строить государство. Народ -это пассивная масса, объект для действий власти.Государственные формы делит по числу правящих (один, немногие, весь народ)и по цели правления (общее благо, и благо одного или группы).Соответственно выделяются монархия, аристократия и демократия, а такжетирания, олигархия и распущенность.Отделял вопросы государства от этики. Главная цель власти - сохранение иупрочение государства. Фундамент прочной власти - законы и войско. Нетупоминаний о справедливости, общем благе. Нетупоминания о правах и свободах, об их гарантиях. Прагматизм.Государь может отступать в случае необходимости от принципов морали,нарушать слово, обещание, закон. Функции политика - военная, охранительная,и покровительство предпринимательской деятельности. Деятельность государя -это сложное сочетание наказаний и благодеяний. Прямые обязанности правителядолжны считаться благодеянием. К наградам нельзя приучать. Наказания должныбыть мгновенными и жесткими. Предпочтительнее правление при помощи страха,что объясняется антиобщественной природой человека. 40. ППУ европейского ПросвещенияВ XVIII веке Франция - круп. центр промыш-сти и торговли. Полит причины ипредпосылки просвещения: усиливающееся п/востояние буржуазии и абсол-зма.Идеологич. причины – религиоз. войны, в ходе кот. победил католицизм. Идеипросветителей носили более радик. хар-р, чем идеи англ. и голланд. мыс-й. Впросветит-ве выдел-ся правое крыло (интересы буржуазии) и левое крыло(интересы горожан и крестьян). Правое крыло - Вольтер. Критик-л католич.церковь и религ. фанатизм. Прав. взгляды размытые. Работа: "Философскиеписьма". Сторон-к деизма; т.е. бог сущ-т как первопричина мира, но невмешивается в жизнь природы и общ-ва. Христ. вера отриц-ся; ей п/вопост-ся"естес. религия", основ-я на законах природы и естес. разума. Признавалидеолог. f церкви в гос-ве, в т.ч. карающую. На смену феод. общ-ву должноприйти цар-во разума и свободы. Оно базир-ся на праве част. собс-сти иличной неприкос-сти. Неотъемлемая часть нового общества – накоп-е богат-в иповыш-е уровня жизни. В ? отмены крепост. права высказывал умеренныевзгляды: на освоб-е частновладельч. крестьян должен дать согласие помещик.Власть в новом общ-ве должна принадлежать собс-кам. Отвергал соц. и полит.рав-во: свободы предназн-ны для имущих людей. Форма правления – парлам. учр-ния при просвещенном монархе.ЖЖ. Руссо – крайн. лев. крыло просвет-лей. Работы: "Рассужд-я о происх-ниии причинах нерав-ва" и "Об общест. дог-ре". Причина нерав-ва – част. собс-сть. Изнач-но люди были равны. Ступени нерав-ва: имущ-ное, и нерав-во гос-тв (имущ-ное + полит). Богатые и бедные закл-т дог-р(созд-е гос-ва радимира и справ-сти. След. ступень нерав-ва - при превращении власти вдеспотию. Измен-ся пон-е рав-ва: все равны в своем бесправии по отнош-ю кдеспоту. Народ имеет право на сопротив-е деспоту. Концепция нового общ-годог-ра: единств. правитель - "объединенный народ", кажд. из отдавших всесвои силы станов-ся неразд. частью целого. Сувер-т един. Народ - все уч-киобщ-ного соглаш-я. Чел-к как част. лицо и чел-к как гр-н различ-ся. Суверенне связан ничем. Он стоит выше закона. Общ-ное соглаш-е(власть над всемиего членами. Подчин-е суверену д. б. абсолютным. У индивидов нет никакихгарантий защиты своих прав. Сувер-т неотчуждаем и неотделим. Отвергалраздел-е властей и предст. форму власти. Народ имеет право не т/ко изменитьформу правления, но и вообще расторгнуть соглаш-е, т.е. вернуть себе естес.свободу. 16. ППУ ПлатонаИдеал. гос-во по Платону ("Государство") максимально возможное воплощениемира идей в земной общ-полит. жизни. Трем началам души (разумному,яростному и вожделеющему) соотв-ют 3 начала гос-ва (совещательное, защитноеи деловое). Они должны находиться в определенной иерархии: разум (философы)господ-т над ярост. началом (воинами), а вместе они господ-т надвожделеющим началом (ремесл-ками, землед-ми). Полис - это совместноепоселение, обусловленное общими потреб-стями. Требуется разделение труда.Миф о том, что в людей разных сословий бог при создании бог добавил разныеметаллы: правят те, в кого добавлено золото; стражи (серебро);производители (железо или медь). Женщины уравнены в правах с мужчинами.Платон против крайностей богатства и бедности. Лучший тип гос. устр-ва –аристократическое. Пять форм государственного устройства (аристократия,тимократия, олигархия, демократия и тирания) сменяются циклически, онисоответствуют пяти видам душевного склада людей. Каждая форма гибнет из-завнутренних противоречий. Политика - это царское искусство, требующее знанияи умения управлять людьми. Там, где нет сведущих правителей, долженглавенствовать закон. Три вида правления (власть одного, власть немногих идемократия. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" (послеидеального государства) государственный строй. 5040 граждан по жребиюполучают земельные участки во владение, участок переходит по наследствулишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества, гражданеделятся на четыре класса. Запрещено владение серебром и золотом,ростовщичество, роскошь. Земледелием, ремеслами и торговлей занимаютсянеграждане (иностранцы и рабы).Женщины равноправны с мужчинами. Политическими правами обладают толькограждане. Во главе государства стоят 37 выборных правителей от 50 до 70лет. Существуют также Совет из 360 членов и народное собрание.Надгосударственным органом является "ночное собрание" из 10 самых мудрых ипрестарелых стражей. Но основная ставка делается не на власть правителей, ана детальные и суровые законы. 17. ППУ АристотеляГос-во - продукт естес. развития. В этом отнош-и оно подобно семье иселению. Но гос-во - высш. форма общения. Чел-к по природе своей сущ-вополит-кое, и в гос-ве заверш-ся генезис полит. природы чел-ка. Однако невсе люди, не все народ-сти достигли такого уровня разв-я. Форма гос-ваопред-ся числом власт-щих (один, немногие, больш-во). Разл-ся правил. инеправильн. формы гос-ва: в правильных правители заботятся об общем благе,а в неправ. - о личном. Правильн. формы - монархия, аристократия и полития, неправильн. - тирания, олигархия, демократия. Полития - такая форма гос-ва, при которой большинство правит в интересах общей пользы; все ост. формы- отклонение от этого идеала. Полития объединяет в себе лучш. св-ваолигархии и демократии, но свободна от их недостатков. В политии ср.элемент доминир-т во всем. Идеал. гос-во - это логич. построение. Нас-етакого гос-ва д.б. достаточным и легко обозримым. Гражд. прав не должныиметь ремесл-ки, матросы, торговцы. Предполаг-ся больш. число рабов. Тер-рия д.б. достаточной, хорошо ориентированной к морю и к материку. Земля дел-ся на 2 части: 1 нах-ся в общем польз-нии гос-ва, др. - в част. владении гр-н. 15. ППУ старших софистовПериод расцвета. Софисты не явл. единой школой. Старш. софисты (Протагор,Горгий и др.) придерж-сь в основном демократ. воззрений. Среди младш.софистов (Фрасимах, Калликл и др.) встреч-ся стор-ки и иных форм правления.Протагор считал чел-ка мерой всех вещей, и из этого делал вывод о справед-сти демократ. строя. Горгий писаные законы наз-т "стражами справед-сти",т.е. "божеств. и всеобщего закона". Справед-сть он ставит над законами.Естеств-прав. представ-я сущ-ли у Гиппия из Элиды и Антифонта. Антифонтсчитал, что естес. потреб-сти у всех одинаковые, а нерав-во происх-т изчелов. законов; законы не всегда соотв-ют справед-сти. Младшие софистыотвергали нравств-сть политики. Фрасимах: справед-сть -то, что устраиваетсильнейшего, облад-щего властью. Агригентский (в отнош-х м/у людьми всеравно нет справед-сти(лучше самому творить несправед-сть, чем терпеть ее отдр. Калликл: естес. положение - когда сильный повелевает слабым; критик-лдемокр. законы и лежащий в их основе принцип равноправия гр-н. Ликофрон -стор-к догов. теории, отрицал нерав-во людей по природе. 35. Политические идеи тираноборцевИдеи тираноборцев классово-истор. сутью были обращены в прошлое. Институтыстарой сословно-предст. сис-мы, слабо интегр-ное средневек. гос-во, ужепошатнувшийся церков. космополитизм п/вопоставлялся централизующейся полит.власти позднефеод. общ-ва, набиравшей силу единой нац. гос-сти, кот. впринципе выражали тогда прогрессивные тенденции соц. развития. Тираноборцывели ярост. атаки п/в концентрации в руках монархов абсол. власти, когдапоявилось “Рассуждение о добровольном рабстве” Этьена Ла Боэси. Монархич.слой отвергался по причине его антиобщ., антигуман. природы. Былапредпринята попытка ответить на 2 осн. вопроса: почему миллионы людей самиотказ-ся от свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чемугосударям удаётся достигать этого состояния и удерживать его. Э. Ла Боэсиполагал: в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людейестес. присущую им свободу. Постепенно человеч. память забыла это зло; оноукоренилось и стало воспроизв-ся уже силой привычки. Чтобы удержать народ вдобровольном рабстве, государи обзаводятся фаворитами, слугами,чиновниками. 30. ППУ в период централизации в Р.Формир-ние и разв-е древнерус. полит-прав. идеологии проходило в усл-х стан-я феод. общ-ва и возник-е гос-сти, ослож-ных внеш. опас-тью. Развив-ся соц.п/воречия, во 2 Ѕ 11 – нач. 12 вв, необх-сть отраж-я внеш. угрозы состороны кочев-в и упрочнения независ-ти гос-ва - гл. ист-ки, питавшие осн.содерж-е полит. идеологии. Идеи независ-сти Рус. гос-ва, сильн. княж.власти станов-ся ведущими. Далее по мере упрочнения феод. отнош-й, разв-япроцессов феод. раздроб-сти и усил-я внеш. опас-сти пропаганд-ся идеиединения всех рус. земель. Конфликты м/у сторон-ками и п/вниками созд-яединого гос-ва стали опр-ть ведущие напр-я разв-я рус. полит. идеологии в15 -16 вв. Усил-е власти велик. князей моск-х, успехи политики объед-ниярус. земель отраз-сь в принятии Иваном III титула „самодержец Всея Руси“,а затем и титула „государь Всея Руси“, власть кот. имеет божеств. происх-ние. „Повесть о Флорентийском соборе“, „Послание о Мономаховом венце“,„Сказание о князьях Владимирских“ связаны общей идеей величия моск-хгосударей, Церковь, получившая освоб-ние от дани тат-монг, приобрела больш.богат-ва(раскол церков-ков на сторон-ков боярс. оппозиции и их п/вников,поддерж-щих усил-е власти моск. государей. Борьба за укреп-е самодерж-я, заупраздн-е некот. боярс-княж. привил-й усил-сь в период прав-я Ивана IV,утратив религ. оболочку. Мног. аргументы были подготовлены царюИ.Пересветовым. Намест-во д.б. отменено, т.к. ослаб-т власть государя,ведет к усобицам. Он предложил некот. налог., суд., воен. и внешнеполит.реформы. Наиб. видным предст-лем оппозиции усил-ю царс. власти сталКурбский. Он не ратовал за восстан-е порядков феод. раздроб-сти. Преимущ-вацентрал-ции были очевидны даже для боярс. олигархии. Она стрем-сь лишь когранич-ю самодержавия, раздел-ю власти м/у царем и бояр-вом. Иван IV отказ-т церкви во вмеш-ве в гос. дела. Истор. усл-я разв-я страны порождали иподдерж-ли идею гос. власти, стоящей высоко над народом. Необх-сть защиты,а затем освоб-ние Руси от ин. захв-ков, раздоры удельн. князей, жесткиеформы феод. закрепощ-я крест-ва – способ-вало становл-ю и укреп-юсамодержавия царей. В России не было дуализма дух. и светс. властей. Феод.православ. церковь, добившись гарантий незыблемости церков. имущ-в служилаукреп-ю самодержавию. В господст-вших теориях выражен взгляд на царс.власть как на незыблемое. 11. ППУ моизма и даосизмаВлияние Конфуция на Мо-цзи: 1. благо народа – цель управления 2.умеренность. Он явл. сторонником конфуц-ва. Ориг-ность концепции – идеяуниверс. любви: а) преодолеть обособленность и возлюбить друг друга( должновнедряться гос-вом адм-ными методами(снижение челов. чувств б) о проявлениикрасоты (о вреде) в) осуждение родственных связей. Концепция возник-ния гос-ва (близка к договор. теории) – жесткая админ. структура. На практикеконцепция не была применена. Но внесла вклад в полит. кул-ру : идея рав-вав учениях даосов; идея о значимости знамений неба. За освоб-ние низов общ-ва от гнета, нищеты. Основ-ль даосизма - Лао Цзы. "Дао дэ цзин" ("Книга одао и дэ"). Дао - это независимый от небес. владыки естес. ход вещей,естес. законом-сть. Дао опред-т законы природы и общ-ва, олицетв-т естес.добродетель и справед-сть; все недостатки (соц-полит. нерав-во, бедность)происходят из-за отклон-я от дао. Дао способно восстан-ть справ-сть, есливсе пустить на самотек. Существ. роль в даосизме отвод-ся принципу воздерж-я от актив. дей-ий. Власт-лей Лао Цзы призыв-т воздерж-ся от притесн-янарода; критика насилия и войн - все это явл. наруш-м дао. Естес-сть -отказ от культуры. Нет пути для совершен-вания гос-ва в соотв-вии с дао. 12. Развитие ППУ легизмаОснователем легизма явл. Шан Ян. По нему гос-во явл. самоценным явлением;гос-во – совершенно. В концепции происхождения гос-ва выделяет 5 периодов:1). Догосуд. этап – разобщенность 2). Установление различий м/у людьми 3).Появление ритуалов, чиновников(первоначальное гос-во 4). Период упадка(народ уходит от земледелия – гл. занятие) 5). Гос-во должно перекрыть всенелегальные пути обогащения.Видит выход из полит. кризиса: а) резкое усиление централизован.администрации б) смысл, значение порядка д.б. доведены до кажд. семьи в)необходим жесткий единый закон.Методы достижения этого: 1. принцип матер. стимулирования (уменьш. налогов,увел. льгот) 2. уравнение имуществ 3. метод наказания и наград 4. поощрениедоносовОсновная идея – гегемония гос-ва; подавление полит. оппозиции. Теория ШанЯна была использована на практике. Но после крушения легизма(увел-сьзначение конфуцианства.Затем легические воззрения разделяли Шэнь Бу-хай и Ли-куй (экономическоеучение) 13. Адм-ная и экон. школы в легизмеЛегистские воззрения поддерживали и др. видные деятели. Шэнь Бу-хай –трактат «Шень-цзи». В центре доктрины не само гос-во, а его правитель.Предлагает технологию власти, чтобы правитель никому не отдал контроль:1)выдержка, проницаемость, скрытность 2)принцип недеяния – пассив-стьскрывающая полную насыщенность информацией 3)четкое разделение f чинов-ковс точным определением компетенции каждого 4)четкая субординация.Трактат Гуань-цзы. Концепция Цзин-Чжун (т.е. концепция балансирования):1. перераспределение излишков с целью пресечения рыночной спекуляции иразорения крестьян2. создание гос. Зерновых запасов путем приобретения излишек в урожайныегоды и продажа в голодные годы3. обуздание любой предпринимательской деятельности4. регулирование ?? внешней торговли5. регулирование уровня ростовщического %. 5. Развитие ППУ в Др. ИранеГл. истор. Источник – Авеста - собрание священных книг. Автор – Спитак. Онстал основоположником зароостризма. Авеста была офиц. религией. Затем впериод распространения ислама долго с ним конкурировала (победил ислам).Зароостризм выступал в роли действующего права. Сотавлял прав. основу. Осн.идеи зароостризма: 1) В мире сущ-т 2 начала – добро и зло. Глобальная ихвойна, в кот. участвуют все(принципиальный раскол. Добро – «акурамазда»,зло – «анграманью» (дьявол). Акурамазда – гл. бог 2) Забота о трудящихся– гл. отличие 3) Те кто не собл-т правила Акурамазда д.б. наказаны в соотв-вии с законами. Они враги. Борьба имела разл. формы: а) слово б) доброедело в) мысль. Чел-к обязан знать Авесту. Концепция возникнов-я гос-ва: чел-к кот. был создан богом и выгнан из рая из-за мяса на землю где была опас-сть искупил свой грех (природа суровая; плохие саженцы, жив-ные даныбогом). Он должен закрепить свое влияние и заполнить мир добром. Акурамаздадает предписание создать гос-во, цель кот. созд-е мира. Предпис-я: 1.религ.обряды 2.закл-ние дог-ра 3.разл. виды прест-ний 4. семейно-брач. отн-я5.сослов. стр-ра (жрецы, воины, земледельцы, ремесл-ки) 25. ППУ Ф. АквинскогоРаботы о гос-ве и праве: "О правлении властителей", "Сумма теологии".Пытается приспособить взгляды Арис-ля к догматам католич. церкви и(укрепитьее позиции. От Арис-ля перенял мнение, что чел-к есть "жив-ное общительн. иполит.". Люди объед-ся в гос-ва для удовл-ния тех потреб-стей, кот. по-одиночке удовл-ть не могут. Роль монарха=роли бога. Цель гос-ва - "общееблаго", обеспеч-е усл-й для достойной жизни. Треб-ся сослов. иерархия, искл-ние из сферы политики землед-цев, мелк. ремесл-ков и торговцев. Высш.сословие прав-лей олиц-ет собой гос-во. Для док-ва превосх-ва дух. властинад светской, Аквинский рассм-л 3 элемента гос.власти: сущность, форму ииспольз-ние. Сущность власти - порядок отнош-й господ-ва и подчин-я. Власть- установление божеств. А способы происх-ния и формы власти м.б. дурными инесправ-выми. Польз-ние властью выражается в злоупот-ние ею. Чем больше дей-ия прав-ля отклон-ся от божеств. воли, тем больше прав имеют люди насопротивл-е. Отличал тиранию от монархии, кот. считал лучш. формой прав-я.Монархия м.б. двух видов: абсолют. и полит. (значит. роль играют светские идух. феодалы; власть государя огран-на законами). Предпоч-т полит. монархию. Словом "закон" Аквинский обозначал разл. явл-я.Вечный закон – универсальн. нормы, общие принципы божеств. разума. Естест.закон – отраж-е вечн. закона в человеч. разуме; предпис-т стремиться ксамосохр-ю и продолж-ю рода, искать истину. Конкретизацией естест. законаслужит человеч. закон. Предназначение - силой и страхом принуждать людей кдостиж-ю добродетели. Может меняться. Божеств. закон дан в Библии инеобходим по 2 причинам: (1) человеч. закон не способен полностью истребитьзло; (2) люди не могут сами прийти к единому представл-ю о правде. 24. Истор. усл-я развития ППУ в Ср. векаСр. века – 5-16 вв..ППУ в Зап. Европе постоянно видоизмен-сь. Три круп.истор. этапа вкл-т в себя эволюция соц-экон. и полит. систем: (1)раннефеодальный (5-11 в) – государств-сть сначала организ-ся в большие нослабые монархии а потом распад-ся на отд. полит. образ-ния (2) расцветфеод. строя (11-15в.) – централизованные сословно-представит. монархии (3)позд. средневековье (15-17 в. ) – упадок феод-зма, зарождение капит. отнош-й. Поэтапный хар-р предопределял особ-сти политико-юр. мысли. Своеобразиеей придавал также факт искл-ного влияния на нее христиан. религии и римско-католич. церкви, кот. господ-вала в сфере дух. жизни все Ср.века. Христ.религия Ср. века - ядро мировоз-ния феод. общ-ва. Одна из центр. проблем -? о том какая власть должна иметь приоритет: дух. или светс. По богословам,государь – слуга церкви, служащий ей в таких делах, кот. недостойны дух.лица. Но в то же время политико-юр. знание средневек. Зап. Европывосприняло и ряд идей антич. полит. и прав. мысли: представ-ние о гос-векак о некоем орг-зме, положение о правильн. и неправил. гос. формах, идеюестес. права как нормы, вытекающей из природы вещей. 36. Соц-полит. учение Т.КампанеллыВ "Городе солнца" Т. Кампанелла не занимается критикой сущ-щих порядков(она дается в подтексте). Осн. место занимает описание жизни соляриев. Воглаве государства стоит метафизик, ему помогают 3 правителя: мощь(силовик), мудрость (науки) и любовь (брачно-семейные отношения). Каждомуиз трех правителей подчиняются еще 3 должностных лица, и т.д. Полномочияметафизика не пожизненные - он обязан отказаться от власти, если появитсячеловек, превосходящий его в знаниях, научных успехах и способностяхуправлять государством. Четверо высших правителей не могут быть смещены поволе народа. В гос-ве нет частной собс-сти. Земледелие и ремесла являютсясовмест. делом соляриев, произвед-ное распред-ся справедливо (по меркамнеобходимости). Никто не должен получать больше, чем ему следует. Правителизаботятся также о состоянии духа соляриев, регулируют культуру, искусство,брачно-семейные отношения. Отсутствие личности, отсутствие гарантий правчеловека. Предполагается высокая сознательность людей, конформизм,аскетизм. Существует тотальная регламентация всей жизни людей. 26. ППУ ересейЭксплуатация и насилие, произво, нерав-во (протест угнетенных. Придоминирующем полож-и религии протест не мог не облечься в религиоз.оболочку(разл. отклон-ния от практики рим-католич. церкви – оппозиц-ныевероучения – ереси. 11-12 вв. – подъем еретических движ-й. Богомильство(Болгария) – отражало настроение закрепощаемых болгар. крестьян, кот.выступ-ли п/в феод-церк. эксплуатации (сторонники – катары, патарены..).Резко осужд-сь иерархич. стр-ра католич. церкви, погрязшие в грехахсвященослужители, неправедно нажитое богат-во. Их программы призываливернуться к раннехрист. орг-ции церкви. Библия – гл. оружие. Идеиманихейства( весь телес. мир – порождение дьявола. В 14-15 вв. 2 теч-я:бюргерская и крестьянско-плебейская. Бюргерская (Д.Уиклиф): интересызажиточ. слоев горожан – треб-ние упразднения сословия священников, ликв-цию богат-в, привилегий. Крестьянско-плебейская ересь (лолларды, табориты):интересы крест-ва, обедневш. рыцар-ва – передача земли крест. общинам,освоб-ние от крепостнич-ва, добивались отмены искл-ных прав двор-ва, феод.повинностей, надеялись на наступ-ние «тысячелетнего цар-ва». Были разгром-ны. 22. Полит. учения раннего христ-ва в РимеВ 1 в. н.э. распр-ся христ-во. В развитии организации христиан различ-ся 2этапа: «апостольская церковь» и пришедшая на смену «епископальная церковь».Лит-ра раннехрист ( Откровение Иоанна «Апокалипсис»(осуждалисьрабовладельч. Рим, богаты купцы. Христиане ждали пришествия миссии –Христа, стремились обособиться от царства зла в своих общинах. Христ-вопровозг-ло рав-во приверженцев новой религии. Общины были организованы надемокр. началах. Не было духов-ва, предметов культа, обрядов. Имущ-во отдав-сь в общину. Связь м/у общинами благодаря странст-щим проповедникам.Заповеди – не укради, не убий, общечелов. ценности, осуждение богатых. В 1-2 вв. ряды преверженцев (, примык-т состоятельн. образов. слои общ-ва. Ксер. 2 в. складыв-ся церков. ап-т, руков-во общинами переходит к епископам,кот. м/у собой устан-ли прочн. связи(вселенская церковь. Во 2-3 вв. христ.авторы пытаются убедить имп-ров, что новая религия явл. надежн. союз-комрабовл. гос-ва. Первонач. осужд-е императ. власти свелось к религ.оппозиции ( возник культ имп-ра. С 4 в. имп-р вынуж-н счит-ся с церк-ью.В324г. христ-во – господ-щая религия. 20. Полит. учения ЦицеронаПрименительно к своему гос-ву считал, что смешанная форма правлениядостигается благодаря единству 3-х гос. институтов: 1)власть 2)Сената3)нар. СобранияГос-во – общее дело, достояние, народ, кот. не просто сов-сть людей, а ихсоед-ние основанное на общих интересах(гос-во именуют респ-кой. Респ-ка –это общий правопорядок 38. ППУ в Голландии 17 в.Г.Гроций –осн-ль рацион. доктрины естес. и м/унар. права. Последоват-наякритика схоластич. взглядов. У Арис-ля он берет дел-е права на естес. иволей устан-ное. Источник естес. права – разум. природа чел-ка как соц. сущ-ва. К естес. относ-ся общение, стремл-е не красть, стремл-е труд-ся и т.п.Волей устан-ное право явл. правом лишь когда оно не п/воречит естес-му.Являлся стор-ком дог-рной теории. Гос-во - это совершен. союз своб. людей,закл-мый ради общей пользы и реал-ции права. До Гроция право либо проявл-ебожьего суда, либо рез-т дог-ра людей; считал, что право – рез-т природычел-ка. Филос. осн-ем естес-прав. теории явл. рацион. мировоз-е. Разум явл.верх. судьей. Но есть и элем-ты схоластич. мировоз-я: двойственная истина(сущ-т и божеств., и естес. право). Догос. жизнь людей – естес. сост-е, прикот. нет част. собс-сти. В ходе разв-я ремесел и иск-в имущ. рав-воисчезает. Гос-во - это союз слабых и угнет-х (больш-ва) п/в сильных и могущ-х (меньш-ва). Подданные имеют право сопрот-ся верх. власти, но гос-во можетналожить запрет. Б.Спиноза: "Богословско-полит. трактат" и "Полит.трактат", в кот. разраб-л теорию естес. права.Он делит разв-е общ-ва на естес. и гос. состояние. Разум толкает чел-ка насозд-е гос-ва. В естес. сост-и доминир-т вражда, войны. Чтобы сочетатьинтересы разн. людей, сост-ся дог-р. Ради самосохр-я чел-к вынужден подчин-ся дог-ру. Власть облад-т высш. естес. правом, и кажд. должен подчин-сявласти добров-но или под страхом наказ-я. В гражд. сост-и естес. правокажд. не прекращ-ся, т.к. и в этом сост-и чел-к дей-ет по законам своейприроды. Различие м/у естес. и гражд. сост-ем: наличие высш. естес. правагос-ва. Ф-ции гос-ва очень широкие: суд и толк-ние законов, война и мир,регул-ние общ. отношй. Част. гражд. право - свобода кажд. сохр-ть себя всвоем сост-и при собл-ии указов верх. власти, и при усл-и, что верх. властьохран-т права кажд. Част. гражд. право - это разрешенные в усл-х гражд.сост-я естес. права инд-да. Выст-т за формир-ние представит. инст-тов вовласти. В ? о сопр-нии власти он гов-т, что народ может изм-ть форму гос-ва, если наруш-ся общ. дог-р. 34. ППУ европейской реформацииВ 1 Ѕ XVI в. в Зап. и Центр. Европе развер-сь шир. общ. движ-е, антифеод.по своей соц-экон. и полит. сути, религ. по своей идеологич. форме. Т.к.целями этого движ-я явл. “исправ-е” офиц. доктрины римско-католич. церкви,преобр-ние церков. орг-ции, перестройка взаимоотн-й церкви и гос-ва, (оностало назыв-ся Реформацией. Стор-ки Рефор-ции раздел-сь на 2 лагеря. (1)имущие элементы оппозиции - низшее дворянства, часть светских князей.Хотели осущ-ния достат-но скром., умеренных реформ. (2) объед-сь нар.массы: крест-не и плебеи. Все они желали радик. упрощ-я и демокр-ции церк.устр-ва, осуждали погоню церкви за зем. богат-вами, были п/в её зависимостиот рим. курии и т. д. У истоков Рефор-ции стоял М.Лютер =>Спас-е достиг-сяискл-но верой. Кажд. верующий оправд-ся ею лично перед богом( как бы свящ-ксамому себе и не нужд-ся более в услугах католич. церкви.. В своей конц-циигос-ва: в сфере естес. права, в границах мирских отн-й светс. властиследует руков-ся практич. целесооб-стью, реальн. интересами, опред-мымичеловеч. разумом. Влас-ет же, упр-ет разумно тот монарх, кот. упот-етвласть не как привилегию.




Похожие:

Шпора по истории политических и правовых учений iconПолитико-правовая доктрина как основа предмета истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений
Истории политических и правовых учений для студентов 4 курса очной формы обучения специальности «юриспруденция»
Шпора по истории политических и правовых учений iconПолитико-правовая доктрина как основа предмета истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений
Истории политических и правовых учений для студентов 4 кура очной формы обучения специальности «юриспруденция»
Шпора по истории политических и правовых учений iconПредмет, методология и периодизация истории политических и правовых учений
Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (уче­ние) взгляды на государство, право,...
Шпора по истории политических и правовых учений icon«утверждаю» Проректор по умр к ф. н., проф. Утешева Е. А. (подпись) 2010 г. Рабочая учебная программа
Рабочая учебная программа дисциплины «История политических и правовых учений» составлена на основе госо по специальности юриспруденция,...
Шпора по истории политических и правовых учений iconИстория политических и правовых учений
История политических и правовых учений. Программа по дисциплине для студентов Факультета Права гу-вшэ. Автор-составитель – кандидат...
Шпора по истории политических и правовых учений iconИстория политических и правовых учений
История политических и правовых учений. Программа по дисциплине для студентов Факультета Права гу-вшэ. Автор-составитель – кандидат...
Шпора по истории политических и правовых учений iconКраткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

Шпора по истории политических и правовых учений iconМетодические указания История политических и правовых учений является последней общетеоретической учебной дисциплиной, изучаемой студентами мп факультета.
История политических и правовых учений призвана обеспечить широту кругозора будущих юристов, которая является залогом духовного прогресса...
Шпора по истории политических и правовых учений icon-
Гегеля до Хайдеггера представляет собой авторскую программу, разработанную для студентов философского факультета в качестве дополнительного...
Шпора по истории политических и правовых учений iconВопросы к экзамену по истории правовых и политических учений для студентов III курса мп факультета
Понятие закона в учении китайских легистов. Гунсунь Ян о значении и целях наказания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы