Т. П. Синько Элективные курсы icon

Т. П. Синько Элективные курсы



НазваниеТ. П. Синько Элективные курсы
Дата конвертации26.08.2012
Размер74,74 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Т.П. Синько
Элективные курсы

http://image.websib.ru/04/text_article.htm?478


12.01.2005

Одним из направлений современной образовательной парадигмы является профильное обучение, которое предполагает предпрофильную подготовку. Цель профильного образования: самоопределение личностное и профессиональное.

Большое значение в предпрофильной подготовке имеют элективные курсы, избранные учащимися и обязательные для посещения. Данные курсы входят в состав профиля обучения на старшей ступени школы, реализуются за счет школьного компонента и занимают 20% учебного времени.

Элективные курсы решают следующие задачи:

  • реализуют индивидуализацию обучения, удовлетворяют образовательные потребности школьников.

  • создают условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.

  • помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Требования к содержанию элективных курсов:

  • построение курса должно позволять в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. В противном случае и «ликвидация пробелов» и «углубленная подготовка» переродятся во вполне традиционное натаскивание.

  • содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал сточки зрения образовательной перспективная учусь в социально - гуманитарном классе не потому, что не нашел в себе силы выучить таблицу умножения, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет.)

  • элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации, иметь социальную и личную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся.

  • по возможности курсы должны опираться на какое-либо пособие, это позволит исключить «монополию учителя на информацию».

  • содержание курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения,

  • программа курса может состоять из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти, в следующей четверти(полугодии) на занятия по другому элективному курсу.

Таким образом, отобранное содержание должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а с другой - предоставляя ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:

  • расширенный углубленный вариант какого-то раздела базового курса, такие курсы могут помочь ученику подготовиться к ЕГЭ;

  • «поддерживать» изучение профильных предметов на заданном профильном уровне;

  • курс служит основой для внутрипрофильной специализации обучения. Например, курсы « Химические технологии» и « Экология» в естестественно-научном профиле;

  • введение в одну из «сопутствующих» данному предмету профессий (археология, журналистика и т.д.); данные курсы обеспечивают профессиональное самоопределение и знакомят с основами профессиональной деятельности;

  • удовлетворение познавательных интересов школьника в областях деятельности человека выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в гуманитарном классе, выберет курс «Компьютерные коммуникации» и т.д.;

  • роль «надстройки», дополняя содержание профильного курса. Такой дополнительный курс становится углубленным, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углубленным изучением отдельных дисциплин.

Методы и формы обучения на элективных курсах определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей, развитием и саморазвитием личности. В связи с этим можно выделить основные приоритеты методики преподавания элективных курсов:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);

  • личностно - деятельностный подход в обучении;

  • лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.

При разработке программы элективного курса необходимо:

  • проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля;

  • определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса;

  • определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля;

  • разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них;

  • продумать, какие образовательные продукты будут созданы

  • выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическим материалом, лабораторным оборудованием и т. д., составить список литературы для учителя и учащихся;

  • выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе;

  • продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса;

  • определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения курса;

  • продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы кура: проект, реферат, выступление и т.д.

Набор элективных курсов для 10-х классов профильной школы

Функции элективных курсов

Название программ элективных курсов

Поддержка профиля обучения

Основы электротехники
Статистика История России в лицах
Генетика человека
Генетические основы наследственности
Человек и политики
Основы социологических знаний
Математические методы в физике
Математика для химика

Внутрипрофильная специализация

Использование компьютерных моделей в физике.
Физика в сельском хозяйстве
Компьютерная графика
Программирование
Физика космических и геологических стихий.
Школьный редактор
Математика в экономике
Основы экономики
Основы инженерной графики
Химия и автомобиль

Основы профессиональной деятельности

Основы профессионально- педагогической деятельности
Основы финансово-экономической Деятельности
Основы инженерной деятельности
Основы агротехнической деятельности

Удовлетворение познавательных интересов

Организация научно- исследовательской деятельности
Школьный редактор
Культура речи
Основы космонавтики
Исследование природы родного края
Человек и эпоха

Развитие содержания

Химия окислительно-восстановительных реакций.
Современный рассказ

Алгоритм разработки программы элективного курса

Пояснительная записка

В ней обосновываются актуальность, важность и значимость курса. Формулируются цели, задачи, определяются пути достижения целей, требования к знаниям и умениям учащихся, дается описание структуры программы курса, ее особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической частей.

Учебно-тематический план:

    • Название темы

    • Количество часов всего, из них: лекции, практика

    • Форма проведения

    • Образовательный продукт

Образовательный продукт - это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроках в ходе познавательной, исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика являются; конспект, тезисы., эксперимент, серия опытов, исторический анализ, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, трактаты, живопись, графика, музыка* песня, танец, вышивка, фотография, композиция, модель, макет, схема, компьютерная, программа и т.д.

Содержание образования

Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы. Следует учитывать, что содержание образования, это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально-ценностных отношений. Освоение этих типов опыта позволяет сформировать у учащихся способность к культуросообразным видам деятельности.

Список литературы для учителя и учащихся.

Приложения. Темы творческих работ, проектов, планы проведения практических работ; лабораторных опытов, экскурсий и т.д.

Как учитель географии, я хочу остановиться на практической направленности преподавания географии - выход на отдельные профессии, В последние годы в зарубежной (западной) методической литературе по географии все чаще обсуждается вопрос о том, какую роль может сыграть школьное географическое образование в подготовке молодежи к будущей достаточно престижной и хорошо оплачиваемой работе или, так сказать, к будущей карьере.

Большинство социальных проблем имеет географическое измерение, и поэтому изучение географии обеспечивает необходимые навыки для их решения «и, как результат, география становится необходимым компонентом сотен разных профессий...»

Конечно, этот список следует считать далеко не полным, но он дает достаточное представление о зарождающейся в школьной географии бизнес-географии.

В нашем лицее в рамках предпрофильного образования (9 класс) ведутся элективные курсы: «Политическая карта мира» - 9 класс Томкевич О.Б.), «Коммерческая география» - 9 класс (Синько Т.П.).

Региональная география

Специалист по району в правительственном агентстве;
Международный бизнес- представитель;
Коммивояжер.

Природопользование

Менеджер по окружающей среде;
Технический менеджер (по лесным ресурсам);
Экскурсовод в парке.

Картография, географическая информационная система

Специалист по географическим информационным, системам;
Аналитик;
Землемер.

Городское и сельское планирование

Городской планировщик;
Планировщик транспорта;
Планировщик службы здоровья.

Экономическая география.

Эксперт по размещению;
Исследователь рынка;
Транспортный менеджер;
Агент по недвижимости.

Географическое образование

Школьный учитель;
Лектор;
Учитель за границей.

Физическая и мировая география.

Синоптик;
Составитель путеводителей;
Работник по развитию сельского хозяйства;
Менеджер береговой зоны

География культуры и населения.

Миротворец;
Дипломат;
Библиотекарь карт.

Т.П. Синько,
учитель географии
МОУ экономический лицей, г. Новосибирск








Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Т. П. Синько Элективные курсы iconТ. П. Синько Элективные курсы
Одним из направлений современной образовательной парадигмы является профильное обучение, которое предполагает предпрофильную подготовку....
Т. П. Синько Элективные курсы iconКоординация работ: Фонд содействия информатизации образования
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения....
Т. П. Синько Элективные курсы iconДепартамент общего и дошкольного образования
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных...
Т. П. Синько Элективные курсы iconКурсы по выбору и элективные курсы
Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные...
Т. П. Синько Элективные курсы iconКурсы по выбору и элективные курсы
Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные...
Т. П. Синько Элективные курсы iconЭлективные курсы образовательной области «филология»
Базисного учебного плана в старшей профильной школе, проведенного Минобразованием России, Национальный фонд подготовки кадров (нфпк)...
Т. П. Синько Элективные курсы iconЭлективные курсы образовательной области «филология»
Базисного учебного плана в старшей профильной школе, проведенного Минобразованием России, Национальный фонд подготовки кадров (нфпк)...
Т. П. Синько Элективные курсы iconЭлективные курсы по биологии 9 класс

Т. П. Синько Элективные курсы iconЭлективные курсы для 6-х классов 6 «Б»

Т. П. Синько Элективные курсы iconЭлективные курсы как средство формирования учебно-познавательной компетентности учащихся общеобразовательной школы

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы